Научно-методическое сопровождение интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования
С. В. ДАНИЛОВ,
доктор педагогических
наук, доцент,
директор центра
образовательных
перспектив и инноваций
Ульяновского
государственного
педагогического
университета
им. И. Н. Ульянова
(Ульяновск)
М. А. ФАХРЕТДИНОВА,
кандидат педагогических
наук, доцент кафедры
специального,
профессионального
образования, здорового
и безопасного образа
жизни Ульяновского
государственного
педагогического
университета
им. И. Н. Ульянова
(Ульяновск)
Л. П. ШУСТОВА, кандидат
педагогических наук,
доцент, начальник
отдела перспективных
исследований и
проектов Ульяновского
государственного
педагогического
университета
им. И. Н. Ульянова
(Ульяновск)
Аннотация. Целью статьи является описание процесса научно-методического сопровождения интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования. На основе авторской модели взаимодействия педагогического университета и колледжей представлен опыт такого сопровождения в условиях педагогического кластера, образованного УлГПУ им. И. Н. Ульянова и учреждениями среднего профессионального педагогического образования Ульяновской и Пензенской областей.
Annotation. The purpose of the article is to describe the process of scientific and methodological support for the integration of secondary vocational and higher pedagogical education. On the basis of the author's model of interaction between the Pedagogical University and colleges, the experience of such support in the conditions of the pedagogical cluster formed by Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov and institutions of secondary professional pedagogical education in the Ulyanovsk and Penza regions.
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, среднее профессиональное педагогическое образование, интеграция, преемственность педагогического образования, педагогический кластер
Keywords: higher pedagogical education, secondary professional pedagogical education, integration, continuity of pedagogical education, pedagogical cluster
Важной задачей современного образования является поиск и реализация единых подходов к подготовке педагогических кадров в системах среднего профессионального и высшего педагогического образования. Актуальность этих процессов отражена в основных положениях Постановления Правительства «Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года» [10], Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. [7] и проекты «Ядро высшего педагогического образования» и «Ядро среднего профессионального педагогического образования (СППО)», одобрены Коллегиями Минпросвещения России (протоколы от 25 ноября 2021 г., от 8 апреля 2022 г.). Данные концептуальные документы и проекты направлены на обеспечение преемственности для подготовки педагогических кадров по программам среднего профессионального и высшего педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию.
Примеры обеспечения подобной преемственности представлены в педагогической теории и практике. Как основополагающий «принцип организации образовательного процесса... преемственность реализуется через систему взаимодействующих программ подготовки к. многоаспектной деятельности» [7, с. 97]. В системе «педагогический колледж - университет», как отмечает А. Д. Игнатенко, преемственность подготовки учителей «должна обеспечиваться на основе интеграции образовательных стандартов, программ и гибкости организационных форм в единую образовательную среду» [5, с. 735]. В качестве факторов объединения учебных планов среднего специального и высшего образования Н. Г. Дубешко от-
Организационной формой решения данной задачи зачастую выступает педагогический кластер, объединяющий организации высшего и среднего профессионального педагогического образования.
мечается «социально-демографическая и нормативно-правовая обусловленность профессионального образования; возможности создания педагогического кластера в учреждениях среднего специального и высшего образования; тенденции интеграции учебных планов учреждений среднего специального и высшего образования; исключение дублирования в содержании и формах организации образовательного процесса в целях повышения заинтересованности в учебной деятельности студентов» [4, с. 150].
Преемственность в системе непрерывного педагогического образования обеспечивается благодаря сквозной вертикальной интеграции содержания, формирующего новое знание и мировоззрение личности, а также форм и способов овладения этим содержанием. В то же время, как отмечают Е. А. Гнатышина и А. В. Савченков, «на данный момент, программы высшего и среднего образования практически не взаимосвязаны» [3, с. 15]. Одна из причин такой ситуации, как считает Д. В. Легенчук в том, что «в практике. профессиональных учебных заведений и вуза имеет место значительная несогласованность и в содержании, и в методах, и в средствах обучения... В связи с этим необходимо осуществлять все виды преемственности: содержательную, учебно-операциональную, мотивационную, технологическую и методическую» [8, с. 98—99].
Организационной формой решения данной задачи зачастую выступает педагогический кластер, объединяющий организации высшего и среднего профессионального педагогического образования.
Например, Е. М. Вологожиной и Г. М. Гостевым описывается опыт такого кластера, созданного по инициативе Хабаровского педагогического колледжа имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша с целью развития непрерывного педагогического образования. В рамках кластера реализуется сотрудничество более чем с двадцатью различными организациями,
включая вузы: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет и Тихоокеанский государственный университет. Среди направлений внутрикла-стерного взаимодействия — реализация программ прикладного бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», практическая подготовка студентов, повышение профессионального мастерства педагогов и другие [2].
Д. А. Беляев приводит в пример опыт создания педагогического кластера, объединяющего Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, реализующего программы высшего образования педагогической направленности, и три колледжа Республики Коми: Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова, Воркутинский педагогический колледж, негосударственный Ухтинский педагогический колледж [1]. Среди направлений взаимодействия — «формирование эффективной системы непрерывной подготовки педагогических кадров для отрасли образования республики» [1, с. 15].
В качестве ядра регионального педагогического кластера О. П. Ковалева и В. А. Ковалев рассматривают Омский государственный педагогический университет. Интегрируя свою деятельность с организациями, среди которых «учреждения системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, многоуровневая система профессионального образования» [6, с. 32] кластер позволяет «обеспечить непрерывное воспроизводство высокопрофессиональных, конкурентоспособных кадров; создать новые условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров» [6, с. 33].
К работе в этом направлении присоединился коллектив Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, имеющий значительный опыт реализации высшего и дополнительного педагогического образования [9]. Целью работы является формирование
единого пространства подготовки педагогических кадров посредством научно-методического сопровождения интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования. Создание такого пространства осуществляется в пределах учебно-педагогического округа в форме педагогического кластера, образованного УлГПУ им. И. Н. Ульянова, педагогическими колледжами и техникумами Ульяновской и Пензенской областей.
Данная цель детализируется рядом сопряженных задач:
1. Разработка нормативных локальных актов, регламентирующих интеграцию среднего профессионального и высшего педагогического образования в регионе.
2. Разработка модели взаимодействия ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова» и педагогических колледжей, техникумов в условиях интеграционных процессов.
3. Определение направлений научно-методического сопровождения интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования Ульяновской области.
4. Разработка дорожной карты научно-методического сопровождения интеграции основных направлений деятельности педагогических колледжей, техникума и ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова».
В рамках решения первой задачи, было разработано Положение о кластере среднего профессионального и высшего педагогического образования (далее — Кластер) в учебно-педагогическом округе Ульяновской и Пензенской областей. Оно определяет структуру, принципы, механизмы, порядок взаимодействия и направления деятельности кластера среднего профессионального и высшего педагогического образования в данном округе, а также систему управления деятельностью и развитием Кластера.
Целью работы является формирование единого пространства подготовки педагогических кадров посредством научно-методического сопровождения интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования.
В соответствии с Положением целью Кластера является создание единого образовательного и ресурсного пространства организаций среднего профессионального педагогического и высшего педагогического образования в учебно-педагогическом округе Ульяновской и Пензенской областей для подготовки кадров системы образования в условиях реализации «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года».
Кластер осуществляет несколько важных задач.
1. Согласование образовательных программ среднего профессионального педагогического образования в части их структуры, содержания и ресурсного обеспечения на основе единых подходов подготовки педагогических кадров в системе среднего профессионального образования.
2. Обеспечение преемственности программ среднего профессионального педагогического образования и высшего педагогического образования.
3. Создание единой (интегрированной) для субъектов Кластера электронной информационной образовательной среды, которая обеспечивает: позиционирование и отражение деятельности Кластера
как участника образовательного пространства учебно-педагогического округа; доступ студентов, преподавателей, руководителей образовательных организаций, социальных партнеров и заинтересованных лиц к его информационным ресурсам; реализацию субъектами Кластера мероприятий, обеспечивающих интеграцию образовательной, научно-методической и воспитательной деятельности; эффективные вну-трикластерные взаимодействия и систему внешних коммуникаций.
Структура Кластера представлена его субъектами — образовательными организациями высшего и среднего профессионального педагогического образования, а также системой вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между ними.
4. Обеспечение внутрикластерной академической мобильности преподавателей, студентов и слушателей.
5. Инициирование и реализация совместных образовательных, научных, социальных и иных проектов направленных на получение системных педагогических инноваций в сфере подготовки кадров для системы образования.
Структура Кластера представлена его субъектами — образовательными организациями высшего и среднего профессионального педагогического образования, а также системой вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между ними. Ядром Кластера является Университет, выполняющий функции его инициации, создания и сопровождения интеграционных процессов в Кластере. Основными субъектами Кластера, наряду с Университетом, являются ОГБПОУ «Ульяновский педагогический колледж», ОГБПОУ «Ульяновский социально-педагогический колледж», ОГБПОУ «Сенгилеевский педагогический техникум», ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж».
В качестве стейкхолдеров выступают Министерство просвещения Российской Федерации, Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области, Министерство образования Пензенской области, иные заинтересованные образовательные организации среднего профессионального педагогического и высшего педагогического образования, региональные и муниципальные органы управления образования, социальные партнеры (образовательные и необразовательные организации). В целях управления Кластером, обеспечения взаимосвязей и эффективного взаимодействия его субъектов создается коллегиальный орган — Координационный совет, в состав которого входят представители всех основных субъектов Кластера.
Взаимодействие субъектов Кластера осуществляется на основе следующих принципов: системности, ценностного единства, взаимного сотрудничества,
управляемости, преемственности, активности, эффективности, инновационности, регионосообразности и развития.
Связь между субъектами Кластера обеспечивается и опосредуется комплексом процессов, играющих роль механизмов взаимодействия: нормативного регулирования; стимулирования инновационной деятельности; вовлеченности в реализацию совместных проектов; внутрикластерной академической мобильности преподавателей, студентов и слушателей; активной межличностной коммуникации; участия в использовании возможностей единой электронной информационной образовательной среды Кластера.
Действие механизмов нормативного регулирования взаимодействия субъектов Кластера обусловлено:
•/ положением о Кластере; ■/ соглашением о сотрудничестве по научно-методическому сопровождению интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования, заключаемым между основными субъектами Кластера;
■/ уставами и внутренними документами, регламентирующими деятельность образовательных организаций, являющихся субъектами Кластера;
•/ иными нормативными документами, предусмотренными законодательством РФ и ее субъектов.
Функционирование остальных механизмов взаимодействия субъектов Кластера реализуется на основе кластерных инициатив, его ресурсной базы, дорожной карты научно-методического сопровождения интеграции основных направлений деятельности педагогических колледжей, техникума и университета.
В установленном законодательством Российской Федерации порядке субъекты Кластера рассматривают возможность осуществления взаимных обязательств по реализации мероприятий Дорожной карты, которая создается на среднесрочную пер-
спективу, сроком действия не менее чем на один год и корректируется по мере необходимости. Проект Дорожной карты, а также предложения по внесению в нее изменений формируются на основе предложений участников Кластера и утверждаются Координационным советом.
Для оперативного решения текущих задач, возникающих в рамках интеграционных процессов, субъекты Кластера обмениваются необходимой информацией путем официально-деловой переписки, межличностного общения, создают экспертные комиссии, рабочие и творческие группы, временные творческие коллективы, комиссии, организуют совещания, проводят консультации, методические встречи, используют иные формы коммуникации и взаимодействия.
Субъекты Кластера оказывают друг другу взаимную поддержку по освещению в средствах массовой информации вопросов о содержании и результатах совместной деятельности, сотрудничестве в целом. При необходимости организуется совместное рассмотрение возникающих проблем и принятие по ним согласованных решений. Результатами взаимодействия субъектов Кластера будут выступать: выполнение условий Соглашений о сотрудничестве его субъектов; реализация мероприятий, определенных Дорожной картой; синер-гетические эффекты, проявляющиеся в запланированных педагогических инновациях и непредусмотренных образовательных результатах.
Второй задачей научно-методического сопровождения интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования стала разработка модели взаимодействия ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова» и педагогических колледжей, техникумов в условиях интеграционных процессов (рисунок 1).
Субъекты Кластера оказывают друг другу взаимную поддержку по освещению в средствах массовой информации вопросов о содержании и результатах совместной деятельности, сотрудничестве в целом.
Модель взаимодействия
СУБЪЕКТЫ КЛАСТЕРА
к ПРИНЦИПЫ, МЕХАНИЗМЫ И ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Принципы взаимодействия: системности, ценностного единства, взаимного сотрудничества и др. ^ Механизмы взаимодействия: нормативное регулирование; стимулирование инновационной деятельности и др. J /■ \ Порядок взаимодействия: организация совместных мероприятий, взаимная поддержка субъектов Кластера и др.
Рис. 1. Модель взаимодействия ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова» и педагогических колледжей
в условиях интеграционных процессов
В зависимости от содержания взаимодействие субъектов Кластера реализуется по трем основным направлениям деятельности: образовательной, научно-методической и воспитательной. Определение данных направлений, которые реализуются в соответствии с основными видами и формами деятельности субъектов Кластера, стало третьей задачей нашей работы.
Цели образовательной деятельности состоят в обеспечении синхронизации образовательных программ среднего профессионального педагогического образования, а также преемственности сред-
него профессионального педагогического образования и высшего педагогического образования на основе единых подходов к качеству подготовки педагога по различным специальностям.
В рамках научно-методической деятельности ключевыми целями являются теоретико-методологическое обоснование интеграции педагогических колледжей и педагогических вузов, создание условий для организации совместной научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов в едином образовательном пространстве Кластера.
Воспитательная деятельность субъектов Кластера сосредоточена на достижении целей по созданию единого воспитательного пространства взаимодействия студентов колледжей, техникума и университета, популяризации педагогических профессий.
Деятельность в данных направлениях будет осуществляться в рамках реализации мероприятий Дорожной карты, которая предопределяет:
■/ организацию мероприятий в различных формах для повышения профессиональных компетентностей педагогических и руководящих работников, в том числе путем горизонтального обучения и наставничества;
■/ проведение общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки, направленных на диссеминацию передового педагогического опыта;
■/ создание, актуализацию, обмен и размещение на собственных веб-ресурсах информации в соответствии с предметом настоящего соглашения.
Разработанная дорожная карта как результат решения четвертой поставленной нами задачи, включает в себя научно-методическую работу и мероприятия различного уровня.
1. Проектные сессии по разработке нормативных локальных актов, обсуждение возможных направлений взаимодействия среднего профессионального и высшего педагогического образования, моделирование взаимодействия УлГПУ им. И. Н. Ульянова и педагогических колледжей, техникума в условиях интеграционных процессов.
Список литературы
2. Разработка методических рекомендаций по определению единых подходов к оценке образовательных результатов в части освоения базовых дисциплин среднего профессионального и высшего педагогического образования.
3. Проведение научно-практических конференций, форумов и научно-методических семинаров по вопросам интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования.
3. Публикация научно-методических статей и пособий.
4. Организация конкурсов и фестивалей, слетов и дней открытых дверей и т. д.
Организация деятельности УлГПУ им. И. Н.Ульянова как опорного в регионе вуза социально-гуманитарной направленности по интеграции среднего профессионального образования и высшего педагогического образования будет способствовать, на наш взгляд, синхронизации подходов к организации образовательной деятельности по различным направлениям подготовки, определению единых подходов к организации теоретической и практической подготовки обучающихся этих образовательных организаций, к оценке образовательных результатов в части освоения базовых дисциплин. Это позволит обеспечить преемственность в содержании базовых учебных дисциплин на уровне профессионального и высшего педагогического образования (социально-гуманитарный и общепрофессиональный циклы), формирование у обучающихся общих и универсальных компетенций, а также качество подготовки педагогических кадров в целом.
1. Беляев, Д. А. О формировании образовательного педагогического кластера Республики Коми / Д. А. Беляев // Среднее профессиональное образование. — 2016. — № 9. — С. 15—18.
2. Вологожина, Е. М. Развитие непрерывного педагогического образования в условиях регионального педагогического кластера / Е. М. Вологожина, Г. М. Гостев // Среднее профессиональное образование. — 2022. — № 6 (322). — С. 52—56.
3. Гатышина, Е. А. Преемственность среднего профессионального и высшего образования как социальная проблема / Е. А. Гатышина, А. В. Савченков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2017. — № 2. — С. 14—17.
4. Дубешко, Н. Г. Опыт интеграции и перспективы развития педагогического кластера в системе среднего специального и высшего образования обучающихся по специальности «Дошкольное образование» / Н. Г. Дубешко // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2021. — Том 16. — № 2. — С. 150—156.
5. Игнатенко, А. Д. Реализация принципа преемственности при подготовке учителей начального образования в системе «педагогический колледж — университет» / А. Д. Игнатенко // 78-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета : материалы конференции в 3 частях. — Часть 2. — Минск : Белорусский государственный университет, 2021. — С. 734—739.
6. Ковалева, О. П. Экономические предпосылки формирования регионального образовательного кластера / О. П. Ковалева, В. А. Ковалев // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2017. — № 4 (24). — С. 30—34.
7. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года : утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 июня 2022 г., № 1688-р) // сайт «Правительство России». — URL: http://static.government.ru/media/ files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (дата обращения: 15.08.2023).
8. Легенчук, Д. В. Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования / Д. В. Легенчук // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2009. — № 7. — С. 96—104.
9. Современное дополнительное образование взрослых : монография / З. В. Глебова, С. В. Данилов, Т. И. Дуброва [и др.] ; под редакцией С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 201 с. — ISBN 978-5-16-013484-0
10. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года : в редакции Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701). — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823c28cffc11772942395c6357491e784f/ (дата обращения 15.08.2023).
С \
В 2023 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования готовится к выходу в свет издание:
Петров А. Ю., Ваганова О. И., Гусева Т. А. Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся при реализации целевой модели «Наставничество» в СПО : методические рекомендации, 2023. — 32 с.
В методических рекомендациях собран комплекс конкретных советов, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания; указаний по преподаванию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Развитие проектной компетентности преподавателей ПОО в условиях реализации целевой модели "Наставничество"» и ее разделов, тем, предназначенных слушателям для организации образовательного процесса, исследовательской, проектной деятельности.