Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / МЕХАНИЗМЫ И ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫЮНОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майданкина Н.Ю., Захарова Л.М.

Статья посвящена проблеме создания системы научно-методического сопровождения педагогических кадров, подходам к созданию системы непрерывного научно-методического сопровождения специалистов в области дошкольного образования на основе формирования института профессиональных объединений с учетом специфики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майданкина Н.Ю., Захарова Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF A PRESCHOOL SPECIALIST, TAKING INTO ACCOUNT REGIONAL SPECIFICS

The article is devoted to the problem of creating a system of scientific and methodological support of teaching staff, approaches to creating a system of lifelong scientific and methodological support of preschool specialists based on the formation of the Institute of Professional Associations, considering the specifics of the region.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ»

Повышение квалификации педагогических кадров

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ

Н. Ю. МАЙДАНКИНА, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогических технологий дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин УлГПУ им. И. Н. Ульянова (Ульяновск) maidankina @ mail.ru

Л. М. ЗАХАРОВА,

доктор педагогических наук,

профессор, заведующая кафедрой

дошкольного и начального общего образования

УлГПУ им. И. Н. Ульянова (Ульяновск)

ulseagull@mail.ru

Статья посвящена проблеме создания системы научно-методического сопровождения педагогических кадров, подходам к созданию системы непрерывного научно-методического сопровождения специалистов в области дошкольного образования на основе формирования института профессиональных объединений с учетом специфики региона.

The article is devoted to the problem of creating a system of scientific and methodological support of teaching staff, approaches to creating a system of lifelong scientific and methodological support of preschool specialists based on the formation of the Institute of Professional Associations, considering the specifics of the region.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение педагогических работников, механизмы и подходы в системе непрерывного научно-методического сопровождения, профессиональное объединение, специалист дошкольной сферы, дошкольная образовательная организация

Key words: scientific and methodological .support of teaching staff, mechanisms and approaches in the system of lifelong scientific and methodological support, professional association, preschool specialist, preschool educational organization

При решении возникающих кадровых проблем важно понимание механизмов и подходов в развитии кадрового потенциала, поскольку именно потенциал педагога как личностный ресурс служит фундаментом для развития ценностных социальных качеств, жизненных и педагогических установок.

Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров определяет потребность в изучении процесса профессионального роста и совершенствования профессиональных компетенций педагога в условиях преобразований системы дополнительного профессионального образования. Это необходимо для поиска эффективных механизмов, моделей и подходов повышения квалификации на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях [12].

В целом система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров представляет совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности, которые обеспечивают профессиональное развитие педагогов, преодоление и минимизацию профессиональных дефицитов в разных формах сопровождения [12]. При этом сопровождение предполагает целостную систему педагогических событий и ситуаций, связанных с актуализацией профессионального и личностного опыта педагога, его саморазвитием.

Тенденция в создании национальной системы научно-методического сопровождения педагогических кадров обусловлена трансформацией образовательной инфраструктуры высшего и дополнительного профессионального образования, моделей обучения педагога в системе повышения квалификации; необходимостью разработки и внедрения

педагогических подходов, отвечающих современным социально-экономическим вызовам и векторам в развитии отечественного образования [10; 13; 14; 15; 17].

Предпосылками создания системы научно-методического сопровождения педагогических работников являются повышающиеся социальные и культурные запросы общества, ожидания граждан в получении доступного и качественного образования, а также выявление и преодоление возникающих кадровых проблем с целью определения устойчивых факторов совершенствования профессиональных компетенций и квалификации в системе дополнительного профессионального образования [1; 2; 16].

При решении возникающих кадровых проблем важно понимание механизмов и подходов в развитии кадрового потенциала, поскольку именно потенциал педагога как личностный ресурс служит фундаментом для развития ценностных социальных качеств, жизненных и педагогических установок и в целом является одним из условий повышения качества образования и жизни.

Исследователи рассматривают потенциал педагога как интегральное личностное качество, проявление правовой направленности в профессиональной деятельности с опорой на гуманистические смыслы, способность к организации эффективной профессиональной деятельности, стимулирующей инициативу, общественную активность, что обеспечивает индивидуальное своеобразие; совокупность разновекторных личностных проявлений, потребность педагога к овладению актуальными интеллектуальными знаниями и профессиональными компетенциями (Д. А. Леонтьев); системно выраженные возможности активных про-

фессионально-личностных качеств, реа-ли-зуемых в педагогическом мастерстве (Р. Б. Дондокова); множественность возможностей и выборов, имеющую не только субъективно-личностную, но и объективную значимость как функциональный компонент образовательного пространства (Т. О. Катербарг).

Опираясь на все вышеизложенное, можно утверждать, что в свете решения задач создания системы научно-методического сопровождения педагогических работников проблема изучения подходов к развитию потенциала для овладения актуальными интеллектуальными знаниями, профессиональными умениями и компетенциями становится весьма актуальной.

Анализ исследований системы дополнительного профессионального образования позволяет отметить, что сегодня в практике повышения квалификации параллельно применяются две модели обучения педагога — традиционная вертикальная и новая горизонтальная [1; 5]. И если особенность традиционной модели обучения педагога состоит в формировании педагогических знаний и умений организовывать профессиональную деятельность по схеме «преподаватель — учитель (воспитатель)», то специфика новой модели заключается в обучении специалистов путем трансляции образовательных практик по схеме «практик — практику», что предполагает взаимообучение педагогов. В настоящее время горизонтальная модель обучения с использованием опыта педагогов и создания педагогических объединений признается эффективной формой организации методической помощи, ориентированной на развитие у слушателей гибких коммуникативных умений, преодоление профессиональных дефицитов и совершенствование профессиональных компетенций [9].

В связи с этим цель нашего исследования заключается в разработке механизма системы непрерывного научно-методического сопровождения специалиста

сферы дошкольного образования (с учетом региональной специфики), включающей горизонтальную модель обучения педагога на основе формирования института профессиональных объединений. Полагаем, что такой подход существенно усиливает методическую поддержку педагога и может рассматриваться самостоятельным субъектом системы непрерывного научно-методического сопровождения специалистов ДОО.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

3 изучить состояние системы научно-методического сопровождения специалиста дошкольного профиля в условиях дополнительного профессионального образования;

3 выявить предпосылки и обосновать подходы при создании системы непрерывного научно-методического сопровождения педагога дошкольного образования, учитывая региональную специфику;

3 разработать и внедрить механизм системы непрерывного научно-методического сопровождения специалиста дошкольной сферы (с учетом специфики) региона на основе реализации программ повышения квалификации;

3 создать и внедрить горизонтальную модель обучения педагога на основе формирования института профессиональных объединений как субъекта системы непрерывного научно-методического сопровождения специалистов ДОО.

В целях определения потребности региональных дошкольных организаций в научно-методическом сопровождении педагогов было проведено анкетирование руководителей ДОО. Основываясь на анализе образовательных программ, а также программ развития ДОО и мнений руководителей ДОО в рамках проведенного регионального исследования кадровых проблем в системе дошкольного образования, мы можем констатировать, что дефи-

В настоящее время горизонтальная модель обучения с использованием опыта педагогов и создания педагогических объединений признается эффективной формой организации методической помощи.

цит профессиональных компетенций педагога серьезно влияет на качество дошкольного образования.

Для того чтобы выявить объективную картину кадровых проблем в системе дошкольного образования региона, были опрошены руководители дошкольных образовательных организаций, находящихся как в сельской местности, так и в городе (всего в нашем исследовании приняли

участие 156 руководителей ДОО и 47 заместителей руководителей дошкольных групп при школах).

Анализ мнений руководителей ДОО по таким проблемам, как «нехватка воспитателей и/или специалистов ДОО» и «нехватка квалифицированных специалистов с достаточным и/или высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций» представлен в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Проблемы, ограничивающие возможности образовательной организации в предоставлении услуг качественного дошкольного образования в условиях городской среды (%)

Проблема Совсем не испытывает Испытывает в некоторой степени Испытывает в значительной степени

Нехватка воспитателей и/или специалистов 10 43 47

Нехватка квалифицированных специалистов с достаточным и/или высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций 20 44 36

Таблица 2 Проблемы, ограничивающие возможности образовательной организации в предоставлении услуг качественного дошкольного образования в условиях сельской среды (%)

Проблема Совсем не испытывает Испытывает в некоторой степени Испытывает в значительной степени

Нехватка воспитателей и/или специалистов 87 13 0

Нехватка квалифицированных специалистов с достаточным и/или высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций 22 52 26

На основании полученных данных мы можем утверждать, что 47 % респондентов испытывают значительные трудности, связанные с нехваткой воспитателей, и менее значительные — с нехваткой иных специалистов дошкольного профиля (музыкальных руководителей, инструкторов по физическому воспитанию и др.). Опрошенные также отметили, что материальный фактор имеет существенное значение в решении кадровой проблемы, однако не

является основным. Примечательно, что в сельских ДОО показатели «испытывает в некоторой степени» и «испытывает в значительной степени» остаются низким — 13 % и 0 % соответственно, что можно объяснить не только отсутствием широкого выбора специальностей при трудоустройстве, но и социальными льготами, которые имеют педагоги на селе.

Анализ ответов руководителей ДОО свидетельствует о том, что 62 % ДОО

(36 % в городе, 26 % на селе) имеют проблемы, связанные с нехваткой квалифицированных воспитателей и специалистов. Кроме того, чем выше статус ДОО (инновационная площадка, стажировоч-ная площадка, научно-методический центр и т. д.), тем серьезнее озабоченность руководителя в решении кадровой проблемы и применении эффективных подходов к совершенствованию профессиональных компетенций педагога. В качестве одного из вариантов решения создавшейся кадровой проблемы руководители ДОО (как сельских, так и городских) предлагали заключать договора с организациями среднего профессионального и высшего образования о целевом наборе обучающихся.

Таким образом, ответы респондентов подтвердили наше предположение о том, что нехватка квалифицированных специалистов с достаточным и высоким уровнем профессиональных компетенций значительно ограничивает потенциальные возможности ДОО в предоставлении населению широкого спектра услуг качественного дошкольного образования при реализации как общеобразовательных программ, так и программ дополнительного образования детей. Результаты исследования показали взаимосвязь кадровой проблемы и потенциальных возможностей педагогического коллектива ДОО в предоставлении качественного дошкольного образования в сельской и городской среде; обнаружили насущную потребность в непрерывном научно-методическом сопровождении специалистов в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики.

Кроме того, проведенный анализ существующей системы повышения квалификации в регионе позволил выявить ряд тенденций в системе научно-методического сопровождения специалистов дошкольной сферы:

3 реализация группы требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) осуществляется посредством преобразования структурно-содержательных

компонентов программ повышения квалификации;

3 выявленная готовность слушателей к освоению дополнительных профессиональных образовательных программ в области дошкольного образования свидетельствует о достаточно высоком уровне удовлетворенности специалиста существующей системой повышения квалификации в регионе, но в то же время демонстрирует возрастающую потребность в корректировке подходов и моделей обучения педагога вне формальных сроков обучения курсов повышения квалификации;

3 в современных быстро меняющихся условиях обновления нормативно-законодательной базы системы образования очевиден заказ на непрерывность в дополнительной подготовке и совершенствовании профессиональных компетенций педагога;

3 на основе деятельности областной программы «Развитие инновационных процессов» (РИП) расширяется возможность в конструировании профессионального педагогического пространства.

Так, О. Ю. Дедова отмечает, что «в самой сущности инновационной деятельности заложены механизмы развития профессиональной компетентности педагогов, в частности профессиональных позиций, знаний и умений (аналитических, диагностических, прогностических, проектировочных и т. д.)» [3, с. 59].

Таким образом, формированию профессиональных объединений педагогов-дошкольников способствуют: деятельность областной программы РИП в развитии инновационной деятельности в дошкольных организациях, с одной стороны, общность и единство целевых ориентиров, разно-векторность содержательных направлений и образовательных технологий, разработанных педагогическими коллективами ДОО в рамках указанной программы, — с другой.

Результаты исследования показали взаимосвязь кадровой проблемы и потенциальных возможностей педагогического коллектива ДОО в предоставлении качественного дошкольного образования в сельской и городской среде.

Институт профессиональных объединений педагогов дошкольного образования в регионе является педагогическим акселератором и практико-ориентированным инструментарием в трансляции положительного опыта, принципами деятельности которого стали непрерывность в совершенствовании профессиональных компетенций, открытость инновациям, добровольность участия, взаимное уважение и доброжелательность, взаимодействие и сотрудничество. Формами профессиональных объединений педагогов дошкольной сферы выступают рабочая группа, творческая лаборатория, ассоциация. Деятельность института профессиональных объединений расширяется, и особым направлением является взаимодействие между членами профессиональных объединений.

В рамках регионального закона «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области» [11]

институт профессиональных объединений получил развитие в новых формах объединений: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Основным направлением деятельности этих профессиональных объединений является оказание научно-методической помощи и поддержки в совершенствовании профессиональных компетенций, обобщении педагогического опыта и масштабировании на методических площадках, семинарах, конференциях, форумах, фестивалях, съездах и т. п. регионального и федерального уровней. Взаимодействие педагогов в различных формах профессиональных объединений лежит в основе механизма формирования института профессиональных объединений.

Система непрерывного научно-методического сопровождения специалиста в сфере дошкольного образования с учетом специфики региона представлена взаимосвязанными блоками, каждый из которых решает конкретные задачи (таблица 3).

Таблица 3

Схема механизма системы непрерывного научно-методического сопровождения специалиста дошкольной сферы с учетом специфики региона

Блоки Содержание каждого блока

Блок обоснования 3 Обоснование перспектив развития системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов дошкольной сферы в регионе. 3 Предпосылки и подходы к системе непрерывного научно-методического сопровождения специалиста дошкольного образования. 3 Цель и задачи системы непрерывного научно-методического сопровождения специалиста дошкольной сферы

Блок эмпирической, информационно-аналитической, аналитико-диагностической информации 3 Анализ и оценка действующих моделей обучения педагогов в системе повышения квалификации. 3 Анализ уровня удовлетворенности слушателей курсов повышения квалификации. 3 Анализ и оценка действующих моделей методической службы специалистов-дошкольников. 3 Выявление кадровых проблем системы дошкольного образования с учетом реалий региона. 3 Выявление профессиональных дефицитов специалистов дошкольной сферы. 3 Анализ ресурсной базы региона в системе непрерывного научно-методического сопровождения специалистов дошкольного образования

Блок проектирования, разработки и принятия решений 3 Разработка системы непрерывного научно-методического сопровождения специалистов дошкольной сферы на основе формирования института профессиональных объединений. 3 Создание адресных профессиональных программ научно-методического сопровождения специалиста дошкольной сферы. 3 Разработка алгоритма персонифицированной матрицы непрерывного научно-методического сопровождения

Окончание табл. 3

Блоки Содержание каждого блока

Блок итогово-корректирующий 3 Внедренческая стадия. 3 Интерпретация полученных результатов и эффектов. 3 Внесение корректив и дополнений. 3 Масштабирование

Система непрерывного научно-методического сопровождения специалистов ДОО основывается на реализации перспектив развития системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации указанных специалистов в регионе; разработке и внедрении адресных программ повышения квалификации и персонифицированных индивидуальных образовательных маршрутов путем выявления и оценивания профессиональных дефицитов специалиста.

Основными механизмами реализации непрерывного научно-методического сопровождения педагогов дошкольного образования являются:

3 формирование регионального образовательного заказа исходя из выявленных дефицитов;

3 самоопределение, обеспечивающее педагогу возможность самостоятельного выбора собственной траектории профессионального роста;

3 инновационная деятельность как источник развития профессиональных знаний, умений и компетенций.

При таком подходе научно-методическое сопровождение реализует новые для системы повышения профессионального мастерства функции: аналитико-экспертную, прогностическую, исследовательскую, развивающую.

Специфика системы непрерывного научно-методического сопровождения специалистов дошкольного образования заключается в реализации горизонтальной модели обучения педагога на основе деятельности института профессиональных объединений как самостоятельного субъекта, интегрированного в общую систему.

Подход в системе непрерывного науч-

но-методического сопровождения на основе деятельности института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы включает в себя три сегмента.

3 «Педагогический акселератор» — направлен на организацию научно-методической помощи и поддержки слушателя в овладении педагогическими практиками дошкольного образования на курсах повышения квалификации.

3 «Методический акселератор» — предполагает методическую помощь и поддержку в освоении практико-ориентированного инструментария в рамках методической работы с учетом специфики образовательного уклада ДОО. Специфика данного сегмента состоит в организации подписки на цифровую платформу «Акселератор: помощь» для получения квалифицированной групповой или индивидуальной методической помощи у членов профессионального объединения с учетом уровня образования, стажа, категории, возраста, потребностей педагогов.

3 «Мой профессиональный акселератор» — осуществляет методическую помощь педагогу в развитии индивидуального профессионального маршрута через организацию презентаций авторских педагогических находок и приемов. На добровольной основе организуется подписка «Акселератор: мой опыт» с применением цифровой платформы для консультирования и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций педагога членами профессионального объединения.

В заключение отметим, что на начальном этапе нашего исследования в создании системы непрерывного научно-методического сопровождения специалиста в сфере дошкольного образования представлен кон-

цепт профессионального объединения педагогов-дошкольников как самостоятельного субъекта, интегрированного в общую систему с учетом региональной специфики. Систему научно-методического сопровождения специалиста дошкольного профиля на основе формирования и развития института профессиональных объединений

специалистов дошкольной сферы характеризует (отличает) непрерывность и взаимодействие в процессе совершенствования профессиональных компетенций, что отвечает стратегической цели — достижению перспектив устойчивого профессионального роста педагога и развитию системы дошкольного образования в целом.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Андрагогика постдипломного педагогического образования : научно-методическое пособие / под редакцией С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. — Санкт-Петербург : СПбАППО, 2007. — 195 с. — ISBN 5-7434-0391-0.

2. Божинская, Т. Л. Перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании / Т. Л. Божинская // Педагог, воспитай личность : научно-методическое пособие. — Ростов-на-Дону, 2010. — С. 32—39.

3. Дедова, О. Ю. Особенности исследования коммуникативной компетентности педагога в рамках инновационной деятельности / О. Ю. Дедова // Нижегородское образование. — 2020. — № 1. — С. 59—64.

4. Дондокова, Р. Б. Развитие творческого потенциала учителя в условиях гуманизации образования / Р. Б. Дондокова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011.— № 1. — С. 35—38.

5. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23—30.

6. Казакова, А. Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей : диссертация на соискания ученой степени доктора педагогических наук / А. Г. Казакова. — Москва, 2000. — 376 с. — URL: http://www.dissercat.com/ content/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-v-dopolnitelnom-professionalnom-obrazovanii-prepodav#ixzz2bLaxDiB4 (дата обращения: 19.04.2022).

7. Катербарг, Т. О. Профессиональный потенциал педагогов как педагогическая категория и функциональный компонент образовательного пространства школы / Т. О. Катербарг // Современные научные исследования и инновации. — 2013. — № 4. — URL: http://web.snauka.ru/ issues/2013/04/23281 (дата обращения: 19.04.2022).

8. Личностный потенциал: структура и диагностика : коллективная монография / под редакцией Д. А. Леонтьева. — Москва : Смысл, 2011. — 680 с. — ISBN 978-5-89357-285-8.

9. Майданкина, Н. Ю. Актуализация потенциала для непрерывного образования педагога : монография / Н. Ю. Майданкина. — Ульяновск : Качалин Александр Васильевич, 2019. — 222 с. — ISBN 978-5-6042682-0-9.

10. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (с изменениями на 21 июля 2020 года). — URL: http://docs.cntd.ru/document/557309575/ (дата обращения: 19.04.2022).

11. О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области : закон Ульяновской области от 25.09.2019 № 109-3О // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/7300201910010011 (дата обращения: 20.04.2022).

12. Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников (вместе с Концепцией создания единой федеральной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров) : распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-76 // Консультант-Плюс : официальный сайт компьютерной справочной правовой системы РФ. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401683/ d475d8e9529575f14d90efa1693c832978ec77ca/ (дата обращения: 19.04.2022).

13. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования : приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202009010021 (дата обращения: 19.04.2022).

14. Паспорт национального проекта «Образование» : утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). — URL: http://static.govemment.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 19.04.2022).

15. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н (в последней редакции). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 19.04.2022).

16. Шахмарова, Р. Р. Непрерывное образование — основа развития личности в современном обществе / Р. Р. Шахмарова. — DOI: 10.23670/IRJ.2017.59.072 // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 5 (59). — С. 85—87.

17. Readiness of future teachers for sociocultural education of children in modern conditions of society development / L. M. Zakharova, N. Y. Maydankina, T. A. Chibisova [et al.]. — DOI: 10.34069/AI/2021.47.11.30 // Amazonia Investiga. — 2021. — № 10 (47). — P. 293—300.

„~Л

В 2022 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы

Нижегородского института развития образования готовятся к выходу в свет издания:

Нижегородское лето — 2021: Сборник методических материалов / сост.: М. Г. Ямбаева, Е. В. Боровская. 259 с.

Сборник предназначен специалистам сферы воспитания и дополнительного образования обучающихся. Содержание издания направлено на повышение эффективности организации образовательного процесса в период детского отдыха и оздоровления, а также на сохранение, обобщение и распространение опыта оздоровительной и досуговой деятельности в сфере детского отдыха, в том числе специалистов дополнительного образования, педагогов-организаторов, вожатых.

Материалы сборника помогут сформировать у специалистов сферы воспитания и дополнительного образования многоплановую картину организации деятельности в период летних каникул. Сборник может быть использован в работе специалистов системы дополнительного образования детей и системы повышения квалификации управленческих, методических и педагогических работников.

Удалова Р. И. Компетенции «4К»: непрерывное образование педагогов: Учебно-методическое пособие. 55 с. (Сер. «Организация урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО»).

Пособие нацелено на организацию непрерывного «горизонтального» образования педагогов по эстетическому и остальным направлениям, заявленным во ФГОС НОО и ФГОС ООО, с учетом организации дальнейшей работы с обучающимися начальных классов и далее 5—9-х классов в рамках преемственности уровней образования.

Данное издание адресовано классным руководителям, педагогам ГПД, заместителям директора по учебно-воспитательной работе, педагогам-предметникам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам.

V_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.