Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение инновационного развития образовательной среды учреждения'

Научно-методическое сопровождение инновационного развития образовательной среды учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ПЕДАГОГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF INSTITUTION AND TEACHER / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER'S PROFESSIONAL MOBILITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Ольга Владимировна

В статье представлено исследование модели научно-методического сопровождения инновационного развития образовательной среды учреждения, выявлены эффективные технологии сопровождения, способствующие профессиональному росту педагогов, росту их профессиональной мобильности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальчук Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodological support of innovative development of educational institutions environment

The research of the model of scientific and methodological support of innovative development of institution educational environment is presented. Effective support technologies, contributing to professional teachers' development and growth of their professional mobility are identified

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение инновационного развития образовательной среды учреждения»

Инновационное развитие региональной системы

ОБРАЗОВАНИЯ ( к 85-лЕтниму юбилею ЛОИРО)

Раздел подготовлен ректором ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

О.В. Ковальчук

О.В. Ковальчук

(Санкт-Петербург)

научно-методическое сопровождение инновационного развития образовательной среды

учреждения

scientific and methodological support of innovative development of educational institutions

environment

В статье представлено исследование модели научно-методического сопровождения инновационного развития образовательной среды учреждения, выявлены эффективные технологии сопровождения, способствующие профессиональному росту педагогов, росту их профессиональной мобильности.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение учреждения и педагога, образовательная среда, профессиональная компетентность, профессиональная мобильность педагога, инновационное развитие.

The research of the model of scientific and methodological support of innovative development of institution educational environment is presented. Effective support technologies, contributing to professional teachers' development and growth of their professional mobility are identified. Key words: Scientific and methodological support of institution and teacher, educational environment, professional competence, teacher's professional mobility, innovative development.

Обязательным условием инновационного развития учреждения образования, его образовательной среды является система эффективного научно-методического сопровождения. Наше исследование научно-методического сопровождения педагогов проводилось на базе Многопрофильного центра социальной и трудовой интеграции Ленинградской области (далее Мультицентр).

Мультицентр представляет собой государственное автономное учреждение профессионального обучения, повышения квалификации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в возрасте от 16 лет, открытое в сентябре 2015 года по инициативе Благотворительного фонда «Место под солнцем» при поддержке Правительства Ленинградской области.

На социально-педагогическом уровне актуальность проведенной нами работы обусловлена возрастающими потребностями региональной системы образования, общества в педагогах свободно и критически мыслящих, готовых к реализации компе-тентностного подхода в обучении, проектированию стратегии собственного профессионально-личностного развития, способных к инновационной образовательной деятельности. Сформированность такой команды в Мультицентре будет определять качество и результаты его работы.

В рамках исследования рассмотрены научно-методическое сопровождение педагога как деятельность по обучению и развитию кадров, повышению их профессионального мастерства; выявлению, обобщению и

распространению наиболее ценного опыта; созданию авторских методических разработок по актуальным темам успешного осуществления образовательного процесса, повышения качества образования [5].

Успешность инновационного развития образовательного учреждения определяется готовностью педагогических работников к гибкому, мобильному реагированию на непрерывное изменение потребностей общества, рынка труда, к оперативному восприятию и освоению развивающихся социально-профессиональных технологий и постоянно обновляющейся информации, то есть профессиональной компетентностью педагога. Профессиональная компетентность определяется уровнем профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями педагога, его мотивированным стремлением к непрерывному образованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.

Важной составляющей профессиональной компетентности педагога является его профессиональная мобильность, которая понимается как разновидность социальной мобильности и заключается в перемещении индивида или профессиональной группы в профессиональной структуре без изменения социального статуса [6].

Поэтому в модели научно-методического сопровождения профессиональная мобильность специалистов становится

важнейшим условием развития всех сфер жизнедеятельности воспитанников - лиц с ОВЗ, инвалидов, а также важным фактором инновационного развития образовательного учреждения. Все это обусловливает актуальность проблемы, связанной с ролью педагога профессионального образования в развитии инновационной образовательной среды.

Среди основных «реперных точек» исследования и конструирования модели научно-методического сопровождения педагогов Мультицентра выделим следующие:

- целью инновационных процессов в системе социально-трудовой интеграции обучающихся с ОВЗ, инвалидов в Мультицентре являются разработка и внедрение новых технологий восстановления статуса людей с ограниченными возможностями здоровья на основе создания условий, позволяющих обучающемуся максимально использовать свои внутренние резервы для успешной интеграции в социальную среду;

- инновационные процессы носят статусный, ролевой, нормативный, адаптационный, интеграционный характер, создавая таким образом, новые возможности для успешной социализации лиц с ОВЗ, инвалидов, смягчая существующие условия и повышая результативность;

- особые возможности здоровья, инвалидность влекут за собой множество проблем, связанных с социализацией, адаптацией, трудоустройством и интеграцией в

Таблица 1

Динамика профессионального развития педагога (С.А. Дружилов, Е.А. Климов)

Стадии профессионального развития Основные характеристики стадии профессионального развития

Стадия допрофессионализма Педагог адаптируется к работе, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, результативность деятельности недостаточно высокая

Стадия суперпрофессионализма (мастерства) Приближение к вершине профессиональных достижений, педагог хорошо известен в профессиональном сообществе

Стадия собственно профессионализма Педагог демонстрирует стабильно высокие результаты

Стадия «послепрофессионализма» (наставник) Педагог может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может являться советчиком и наставником для молодых педагогов

общество молодых людей, что требует от педагога выполнения не только образовательных, воспитательных и профессиональных функций, но и владения компетенциями, обеспечивающими социализацию личности и полноценное ее развитие;

- инновационные процессы создания и внедрения новых способов социальной и трудовой интеграции лиц с ОВЗ, инвалидов выступают механизмом реализации новых идей и предполагают комплексное использование управленческих, содержательных, организационно-методических новаций в работе Мультицентра в период становления и развития.

Назовем наиболее значимые идеи, определившие принципиальную позицию разработчиков модели сопровождения, ее содержание, структуру, инструментарий исследования и конструирования.

1. Формирование современной модели научно-методического сопровождения инновационного развития образовательной среды учреждения базируется на понимании сущности научно-методического сопровождения как целостной, многоуровневой, многофункциональной открытой системы.

2. Инновационное развитие образовательной среды учреждения понимаем как совокупность инновационных процессов по разработке и внедрению нововведений в образовательную и управленческую деятельность учреждения с целью получения нового образовательного эффекта, включающего экономический, управленческий, социальный, учебно-методический, экологический, здоровьесберегающие аспекты.

3. Процесс моделирования был направлен на решение следующих задач:

- повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов;

- инициирование педагогического творчества;

- освоение современных педагогических технологий;

- повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования;

- дидактическое и методическое обеспечение введения содержания процессов социальной, трудовой адаптации воспитанников, их профессиональное определение.

4. Одной из ведущих целей становится подготовка педагога к участию в эффективной реализации приоритетных направлений развития Мультицентра в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, профессионального стандарта педагога.

Конструируя модель научно-методического сопровождения, мы учитывали динамику профессионального развития педагога, представленную в научных работах С.А. Дружилова и Е.А. Климова, включающую четыре взаимосвязанных стадии [6].

В исследованиях С.А. Дружилова и Е.А. Климова приведены следующие «профессионально значимые качества педагога профессионального обучения:

- Умение преподавать, объяснять учебный материал в доступной форме.

- Справедливость

- Знание преподаваемой дисциплины.

- Владение навыками правильной грамотной речи.

- Уважение человеческого достоинства, прав и свободы человека» [6]. В нашей модели перечисленные выше профессиональные качества являются критериями в оценке деятельности педагога в Мультицентре.

Исследование показало, что инновационное развитие образовательной среды, профессиональной мобильности педагога происходит интенсивнее, если модель научно-методического сопровождения включает: систему мониторинга качества профессиональной деятельности педагога; разработку индивидуальной модели повышения профессионального мастерства педагога; самообразование педагога; наставничесто; временные творческие группы педагогов (поиск путей разрешения педагогических затруднений); методические объединения педагогов; повышение квалификации педагогов.

В разработке индивидуальной модели повышения профессионального мастерства педагога Мультицентра использованы следующий алгоритм:

- проведение мониторинга и анализ качества работы педагогов (два раза в год) с целью получения информации о том, в каких именно видах поддержки нуждаются педагоги, какова динамика профессиональных запросов педагогов; развитие профессиональных ценностей педагогических кадров, уровня квалификации;

- диагностика педагогических затруднений педагога по итогам мониторинга с целью создания условий для выявления, анализа и решения профессиональных затруднений педагогов, необходимых для разработки индивидуальной траектории повышения квалификации педагога;

- разработка индивидуальной модели повышения профессионального мастерства педагога;

- оказание практической помощи педагогу в реализации намеченного, контроль (персональный, тематический, фронтальный) с целью оценки качества работы, а также уровня удовлетворенности содержанием и организацией процесса непрерывного повышения квалификации педагогических кадров [3].

Разработка и реализация индивидуальной модели повышения профессионального мастерства педагога ориентирует его на самообразование, развитие творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, способности адаптироваться к меняющимся условиям социальной среды, образовательного процесса и в конечном итоге способствует обеспечению качества профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

Самообразование педагога более эффективно в том случае, когда оно «связано не только с узкодидактическими целями, а исходит из идеи всестороннего развития специалиста как личности. Чем активнее педагог использует информацию для развития собственной личности, тем больше ее «педагогический выход», тем больше информация превращается в средство профессионального воздействия педагога. И наоборот, стремление к прямому переносу информации в деятельность, минуя личностное переосмысление информации, ограничивает использование ее в работе с обучающими-

ся» [2]. Следовательно, целевой функцией самообразования является всестороннее развитие личности педагога для обеспечения высокого качества профессионального обучения, воспитания и социализации обучающихся.

Данные мониторинговых исследований, беседы с педагогами, посещение занятий, выявление педагогических затруднений показали, что необходимы системная работа по повышению профессионального мастерства педагогов Мультицентра, создание команды единомышленников, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями.

Следующим шагом в развитии образовательной среды стала разработка дополнительной профессиональной образовательной программы переподготовки всех педагогов Мультицентра «Педагог профессионального обучения». Межкафедральная программа была разработана специалистами факультета развития профессионального образования, кафедры педагогики и психологии, кафедры специального образования нашего института. Группу слушателей составили все педагоги учреждения, определена стажировочная площадка. Программа переподготовки реализована в очно-заочном режиме с активным использованием дистанционных образовательных технологий. Основу программы составили интерактивные формы работы с педагогами учреждения. Самостоятельная работа слушателей строилась на материале Мультицентра, опыте аналогичных учреждений. Защита дипломных проектов показала, что освоение программы переподготовки прошло успешно, поставленные цели выполнены. Сделан важный для дальнейшего развития Мультицентра вывод: в процессе совместной работы слушателей, корпоративного обучения педагоги стали настоящей командой единомышленников.

Опыт показал, что эффективным является модульное обучение. Такой подход позволил вести обучение целенаправленно, с погружениями в самостоятельную работу. Промежуточный контроль позволил проследить процесс формирования профессиональных компетенций педагогов в ходе

корпоративного обучения. Педагог-слушатель, вовлеченный в интерактивные формы обучения, получал и теоретические знания, восполняющие его интеллектуальный багаж. Личностная направленность современных технологий обучения проявилась в гибких формах, позволяющих учесть индивидуальные особенности, профессиональные затруднения, заявки на проблемы каждого слушателя и выстроить вместе с ним инди-видуальныймаршрут. Использование современных технологий позволило вовлечь педагогов в процесс обучения, активизируя их умения и навыки, нацеливать их на решение инновационных задач, формируя тем самым новые профессиональные компетенции. Основной упор в процессе обучения делался на совершенствование навыков самостоятельной работы, самостоятельного углубления знаний. В отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение позволяет значительно расширить возможности индивидуального обучения, учитывать и гибко реагировать на запросы слушателя с учетом динамики его профессионального развития, конкретных условий Мультицентра, мотивируя тем самым его на самоанализ и саморазвитие.

Послекурсовой период показал, что командное обучение сделало реальным коллективное проектирование, моделирование, а также реализацию локальных, модульных, системных инноваций, направленных на развитие образовательной среды учреждения. А взаимная поддержка и помощь в коллективе способствуют повышению ценностного аспекта совместной деятельности, снижают возможность рисков.

Процесс конструирования и апробации модели научно-методического сопровождения педагога профессионального образования в инновационно развивающейся образовательной среде объективно подтвердил ряд ключевых позиций, в том числе:

- целью инновационных процессов в системе социально-трудовой интеграции обучающихся с ОВЗ, инвалидов являются разработка и внедрение новых технологий восстановления статуса людей с ограниче-ными возможностями здоровья на основе создания условий, позволяющих обучающе-

муся максимально использовать свои внутренние резервы для успешной интеграции в социальную среду;

- участие в инновационных процессах требует от педагога педагогической мобильности, которую мы понимаем как интегра-тивную характеристику, включающую в себя все виды мобильности и компетентности, необходимые при самореализации педагога в профессиональной деятельности, в социуме и культуре; среди характеристик современного педагога профессионального обучения - активность, готовность к инновациям, адаптивность, креативность;

- акцентирование внимания на личност-но-профессиональном развитии педагога профессионального обучения и средствах, его обеспечивающих, привело нас к разработке и реализации индивидуальных моделей профессионального роста педагога, к возможности «вписать» каждого педагога в процесс развития инновационной образовательной среды Мультицентра трудовой и социальной интеграции;

- система научно-методического сопровождения личностно-профессионального роста педагога в условиях инновационного развития образовательной среды включает диагностический, практический и аналитический компоненты [7].

- необходимо активно включать педагога в разработку, совершенствование содержания преподаваемого предмета (курса), его технологического обеспечения, нацеливать совокупность используемых средств на активизацию и развитие инновационной образовательной среды, эффективное обучение и социальную адаптацию обучае-мых-инвалидов, лиц с ОВЗ.

Таким образом, реализация модели научно-методического сопровождения педагога профессионального образования является важным фактором инновационного развития среды учреждения.

Литература

1. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. - М.: Флинта, 2000.

2. Киселев А. Ф. Развивать социальное партнерство // Профессиональное образование. -. 2002 .-№7- С. 3-7.

3. Ковальчук О.В., Кошкина В.С. Повышение профессионального мастерства специалистов в процессе корпоративного обучения // Инновационное образование в развивающемся регионе: сб.ст. XVIII Междун. науч.-практ.конференции «Личность. Общество. Образование», 2 т.- СПб.,-Л0ИР0.-2015.

4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование: ечеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. -М.: Издательский центр « Академия», 2005.

5. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монограф. / под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002.

6. Становление профессионализма человека и проблемы профессионального развития личности. Дружилов С.А. // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25595

7. Суходольский Г.В., Дружилов С.А. Инженерная психология профессионализма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6.-2002.- Выпуск 3 (№ 22). - С.98-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.