Научная статья на тему 'Научно-методическое обоснование подходов к обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях'

Научно-методическое обоснование подходов к обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
182
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / INDUSTRIAL CONTROL / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL AUDIT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафонкина Светлана Германовна, Молдованов В. В.

Для обеспечения надежного уровня санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях предлагается реализация трехкомпонентной системы, включающей методически обоснованные блоки производственного контроля, экспертного контроля и государственного санитарноэпидемиологического надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафонкина Светлана Германовна, Молдованов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientifically-methodical substantiation approach to ensuring sanitary and epidemiological welfare in educational institutions

To ensure a reliable level of sanitary and epidemiological well-being in educational institutions proposed the implementation of a three-component system consisting of methodologically sound units of production control, expert control and state sanitary and epidemiological supervision.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обоснование подходов к обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях»

ЦШШ №12 (249) ЗНиСО

37

g

g

вья и самочувствия не было отмечено тенденций их ухудшения у подрабатывающих подростков, что имело место в предыдущие годы. Это может быть связано как с улучшением условий трудовой занятости, так и сокращением количества лиц, ведущих нездоровый образ жизни. Полученные данные указывают на слабую социальную защищенность подростков на рынке труда и недостаточный контроль за трудовой занятостью подростков, временно работающих в свободное от учебы время.

Удовлетворение потребностей подростков в трудовой занятости должно оставаться одной их приоритетных задач государственной молодежной политики, способствующей охране здоровья будущего трудового потенциала страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Ибрагимова Е.М.

Качество жизни и медико-социальные особенности россий-

ских подростков, обучающихся в разных образовательных учреждениях //Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2013. № 3—1 (91). С. 75—80. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Молчанова С.С., Куликова А.В. Актуальные аспекты охраны здоровья работающих подростков //Бюллетень научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». 2005. № 1. С. 14—18. Иванов В.Ю. Медико-социальные особенности подростков, обращающихся в службу занятости //Вопросы современной педиатрии. 2003. Т. 2. № 5. С. 96.

Komarek L., Havlinova M., Provasnik K. Health and personality of adolescents (Interadol). European union for school and University health and Medisine Fusuan Bulletins 1987-1989. Paris, 1989. Р. 44-48.

Труд и занятость в России. 2011: Стат. сб. M.: Росстат, 2011. 637 c.

Контактная информация:

Иванов Виктор Юрьевич, тел. 8 (495) 917-46-39, 8 (916) 375-30-79, e-mail: [email protected] Contact information: Ivanov Viktor,

phone 8 (495) 917-46-39, 8 (916) 375-30-79, e-mail: viktor ivanov [email protected]

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

С.Г. Сафонкина, В.В. Молдованов SCIENTIFICALLY-METHODICAL SUBSTANTIATION APPROACH TO ENSURING SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELFARE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

S.G. Safonkina, V.V. Moldovanov ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», г. Москва Для обеспечения надежного уровня санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях предлагается реализация трехкомпонентной системы, включающей методически обоснованные блоки производственного контроля, экспертного контроля и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Ключевые слова: производственный контроль, образовательные учреждения, санитарно-эпидемиологический аудит, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

To ensure a reliable level of sanitary and epidemiological well-being in educational institutions proposed the implementation of a three-component system consisting of methodologically sound units of production control, expert control and state sanitary and epidemiological supervision. Keywords: industrial control, educational institutions, sanitary and epidemiological audit.

Успешное овладение образовательными программами с сохранением здоровья и гармоничного развития возможно только в случае, когда организм ребенка находится в единстве с окружающей средой. В течение последнего десятилетия сохраняется тенденция роста заболеваемости, причем особенно высокими темпами увеличивается распространенность школьно-обусловленных нарушений здоровья: нервно-психических и вегетативно-сосудистых расстройств, нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта [1]. Современных детей уже на этапе обучения в начальной школе отличают сниженные, по сравнению с их сверстниками прежних лет, функциональные возможности [2, 3].

По данным государственных и отраслевых статистических форм, внутренних отчетных форм ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», были проанализированы данные оперативной активности службы в городе Москве, а также особенности лабораторно-инструментальных исследований, проводимых в образовательных учреждениях города с разными уровнями санитарно-эпидемиологического благополучия. Были выделены следующие характерные особенности:

— за последние 7 лет значительно снизилось общее количество надзорных мероприятий в учреждениях для детей и подростков (с 8 000 в 2005 г. до 2 100 в 2012 г.);

— доля обследований с использованием лабораторно-инструментальных методов исследования (50 % от общего количества обследований) остается практически неизменной, однако, учитывая значительное сокращение количества обследуемых учреждений, полноценная оценка факторов внутренней отчетности проходит не чаще одного раза в 4—5 лет;

— сокращается номенклатура и увеличивается периодичность лабораторно-инструментальных исследований, проводимых в рамках производственного контроля.

Более детальный анализ использования лабораторно-инструментальных исследований был проведен на примере трех административных округов города Москвы: Центрального административного округа (ЦАО), Северного административного округа (САО) и Южного административного округа (ЮАО). При этом ЦАО характеризовался как наиболее благополучный (с наибольшим количеством учреждений 1-й группы санитарно-гигиенического благополучия), а ЮАО — как наименее благополучный (с наименьшим количеством учреждений 1-й группы соответственно).

В начале анализируемого периода наибольшая частота обследования школ была в ЮАО. В конце изучаемого периода число обследований было сопоставимым в сравниваемых округах, но наименьший процент школ ЮАО обследовался с использованием лабораторных методов (5,9 % по сравнению

38

ЗНиСО ДЕКАбРЬ №12 (249)

с 16,4 % в ЦАО и 25 % в САО). Частота обследования одного общеобразовательного учреждения в год с лабораторным контролем составила в самом неблагополучном округе (ЮАО) только 0,06, тогда как в САО - 0,25 и в ЦАО - 0,16.

Однако отдельно рассматриваемый показатель «частоты обследования объекта» явно недостаточен для оценки эффективности мероприятий по контролю. Должны учитываться проводимые виды исследований и их объем. Было установлено, что эти показатели существенно различаются по исследованным округам.

При производственном контроле номенклатуру лабораторно-инструментальных исследований в ЮАО составили показатели, характеризующие преимущественно санитарное содержание школы (смывы БГКП и яйца гельминтов), качество питания и его безопасность, качество и безопасность питьевой воды и воды бассейнов. Показатели, позволяющие дать гигиеническую оценку факторам школьной среды, отсутствовали. В двух других округах, особенно в ЦАО, эти показатели были представлены достаточно полно (освещенность, микроклимат, замеры мебели, ЭМП). Иследования, характеризующие качество воздуха в образовательных учреждениях, были представлены только в учреждениях САО, замеры шума отсутствовали в этот период во всех округах.

В структуре лабораторно-инструментальных исследований, проводимых в рамках мероприятий по контролю, в ЮАО присутствовали и гигиенические показатели, оценивающие среду образовательных учреждений. Однако их номенклатура была более ограниченной по сравнению с двумя другими округами.

Проанализированные данные лабораторно-инструментальных исследований позволяют сделать следующие выводы:

— низкий охват школ лабораторно-инстру-ментальными исследованиями при производственном контроле и при проведении мероприятий по контролю не позволяет в полной мере объективно оценить санитарно-эпидемиологическое состояние образовательного учреждения и соответственно степень риска для здоровья детей;

— объем лабораторных исследований и их структура не соответствуют низкому уровню санитарно-гигиенического благополучия образовательных учреждений, хотя именно уровень санитарно-гигиенического благополучия должен определять эти показатели;

— недостаточность методического обеспечения деятельности не позволяет обеспечить эффективное взаимодействие разных форм контроля для определения статистически обоснованных номенклатуры и объемов лабораторно-инструментальных исследований с учетом настоящего уровня санитарно-гигиенического благополучия образовательного учреждения и ранее выполненных исследований;

— отсутствует системный и обязательный характер подтверждения безопасности факторов внутренней среды посредством лабораторно-инструментальных методов исследований, связанный с проведением ремонтных и пуско-наладочных работ.

Для обеспечения надежного уровня санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях нами предлагается реализация трехкомпонентной системы контроля.

Первым компонентом системы является производственный контроль, реализуемый постоянно, как составная часть осуществляемой деятельности, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за счет средств самого юридического лица или средств регионального бюджета.

Вторым компонентом системы выступает экспертный контроль, целью которого является установление соответствия (несоответствия) в случаях, предусмотренных законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, требованиям санитарных правил и технических регламентов. Экспертный контроль проводится периодически и за счет различных источников финансирования: как за счет средств федерального бюджета как государственная услуга, так и за счет средств юридического лица.

Третий компонент — государственный федеральный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями воспитания и обучения детей и подростков, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти (Управление Роспотребнадзора) в рамках выполнения государственной функции и за счет средств федерального бюджета.

Каждый указанный компонент является равноправно необходимым средством достижения санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях для детей и подростков и определен в статье 2 Федерального закона 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Вместе с тем до настоящего времени для всех участников системы не в полной мере разработаны четкие методические подходы, позволяющие обеспечить: взаимодействие, исключающее дублирование мероприятий, взаимное использование результатов различных элементов контроля для определения объемов и направлений работы на каждом этапе, своевременную корректировку и проведение производственного контроля и необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В настоящее время ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» совместно с Институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков разработаны проекты методических материалов по каждой форме контроля, содержащие принципы их реализации, номенклатуру, объем и периодичность лабораторно-инструментальных исследований в зависимости от уровня их санитарно-эпидемиологического благополучия, а также сформулированы основные направления совершенствования деятельности. Процесс производственного контроля носит циклический характер и складывается из следующих этапов: формирование программы производственного контроля, ее выполнение, оценка исполнения программы, оценка результативности и эффективности производственного контроля. Номенклатура, объем и периодичность производственного контроля определяются при организации системы производственного контроля в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательного учреждения.

Реализация блока экспертного контроля предусмотрена в двух формах: санитарно-эпидемиологической экспертизы по установ-

g

S

ЦШШ №12 (249) ЗНиСО

39

лению соответствия (несоответствия) условий осуществления образовательной деятельности требованиям санитарного законодательства, а также впервые предлагаемой формы — аудиторской оценки.

Экспертный контроль проводится аккредитованными организациями. Периодичность проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы определяется наступлением необходимости (например, для оформления санитарно-эпидемиологического заключения в случаях предусмотренных законодательством), периодичность проведения аудиторской оценки целесообразно установить не реже одного раза в три года.

Изучение теории и практики аудита в различных сферах деятельности позволило сформировать понятие санитарно-эпидемиологической аудиторской деятельности — это предпринимательская деятельность, осуществляемая санэпидауди-торской организацией, связанная с независимой, комплексной, документированной оценкой соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований санитарного законодательства, и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности — и обозначить ее основные принципы.

При государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре основным предметом проверки является выполнение установленных законом санитарных требований. При планировании проверок необходимо использовать материалы, предоставляемые образовательными учреждени-

ями о проводимом ими производственном контроле, а также результаты экспертного контроля, содержащие сведения об установленном уровне санитарно-гигиенического благополучия и оценке риска.

Результаты рассмотренных материалов дополняют сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательных учреждений на территории, а также служат основанием для принятия решения о проведении надзорного мероприятия или необходимых экспертиз и испытаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Шубочкина Е.И., Рапопорт И.К., Звездина, И.В., Молчанова С.С., Ямпольская Ю.А., Куликова А.В. Гигиенические и медико-социальные проблемы профессионального образования подростков на современном этапе //Вестник С.-Петербургской государственной медицинской Академии им. И.И. Мечникова. 2003. № 4. С. 42—45.

2. Сухарев А.Г. Методика социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового возраста //Здоровье населения и среда обитания. 2002. № 2. С. 4—10.

3. Беляева Н.Н., Коськина Е.В. Морфологические показатели при оценке состояния здоровья //Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздрава РФ «Современные проблемы медицины окружающей среды», Москва, 16—17 декабря 2004 г. М., 2004. С. 96—99.

Контактная информация:

Сафонкина Светлана Германовна, тел.: 8 (495) 616-41-01, e-mail: [email protected] Contact information:

Safonkina Svetlana, phone: 8 (495) 616-41-01, e-mail: [email protected]

-♦+♦-

О СОСТОЯНИИ ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.И. Лукманова, Е.А. Поварго, Т.Р. Зулькарнаев, А.Т. Зулькарнаева

ABOUT THE STATE OF THE ACTUAL NUTRITION OF STUDENTS OF THE BASHKIR STATE MEDICAL UNIVERSITY

A.I. Lukmanova, E.A. Povargo, T.R. Zulkarnayev, A.T. Zulkarnayeva ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России, г.Уфа Изучено фактическое питание 474 студентов Башкирского государственного медицинского университета. Установлено, что их питание отличалось однообразием и недостаточным потреблением мяса, рыбы, круп, овощей и фруктов. У значительной части студентов калорийность рациона была ниже физиологических норм, выявлен дефицит белков, жиров и углеводов. Отмечен также нутриентный дисбаланс, характеризующийся уменьшением доли углеводов в суточном рационе питания. Ключевые слова: студенты, фактическое питание.

Studied dietary 474 students of the Bashkir State Medical University. It is established that their diet is different monotony and insufficient consumption of meat, fish, cereals, vegetables and fruits. The considerable part of the students caloric intake was below the physiological norms, revealed a deficit of proteins, fats and carbohydrates. There was also an imbalance of nutrients, characterized by a decrease in the share of carbohydrates in the daily diet. Keywords: students; actual nutrition.

Питание оказывает непосредственное и определяющее влияние на состояние здоровья, процессы роста и развития, на работоспособность и продолжительность жизни человека, формирует устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов среды [1, 2, 4] Фактическое питание учащейся молодежи часто характеризуется нерациональностью в отношении режима приема пищи, а также несбалансированностью по важнейшим пищевым веществам и микрону-триентам [5].

Цель настоящего исследования — оценка фактического питания студентов Башкирского государственного медицинского университета.

Материалы и методы. Методом 24-часового воспроизведения [2] было изучено фактическое питание 474 студентов в возрасте 17—25 лет (164 юношей

и 310 девушек), обучающихся на первом, третьем и шестом курсах медицинского университета.

Индивидуальные суточные энерготраты были рассчитаны хронометражным методом. Расчет энергетической ценности и нутриентного состава рациона питания проводился с использованием таблиц справочника «Химический состав и калорийность российских продуктов питания» [6]. Пищевая и энергетическая полноценность рационов определялась по основным показателям, регламентируемым «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» [3].

Результаты и обсуждение. Установлено, что энергетическая ценность суточного рациона у опрошенных студентов была невысокой и соста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.