Научная статья на тему 'Совершенствование методологии управления здоровьем детей, обучающихся в образовательных учреждениях мегаполиса'

Совершенствование методологии управления здоровьем детей, обучающихся в образовательных учреждениях мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
140
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / LEVEL OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / РИСК / RISK / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Молдованов Владимир Валерьевич, Сафонкина С. Г.

Исследованы показатели, характеризующие санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений города Москвы. Отмечено, что увеличение доли учреждений, не соответствующих требованиям санитарных правил, сопровождается значимыми показателями относительного риска возникновения нарушений зрения и осанки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Молдованов Владимир Валерьевич, Сафонкина С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving health management methodologies children studying in educational institutions megapolice

Examined indicators of the sanitary-epidemiological being of the society's educational institutions in the city of Moscow. It is noted that the increase in the proportion of non-compliant institutions to sanitary accompanied by meaningful indicators of the relative risk for vision and posture.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методологии управления здоровьем детей, обучающихся в образовательных учреждениях мегаполиса»

14

ЗНиСО январь №1 (250)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕГАПОЛИСА

В. В. Молдованов, С. Г. Сафонкина IMPROVING HEALTH MANAGEMENT METHODOLOGIES CHILDREN STUDYING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS MEGAPOLICE

V. V. Moldovanov, S. G. Safonkina ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», г. Москва Исследованы показатели, характеризующие санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений города Москвы. Отмечено, что увеличение доли учреждений, не соответствующих требованиям санитарных правил, сопровождается значимыми показателями относительного риска возникновения нарушений зрения и осанки.

Ключевые слова: уровень санитарно-эпидемиологического благополучия, образовательные учреждения, риск, здоровье.

Examined indicators of the sanitary-epidemiological being of the society's educational institutions in the city of Moscow. It is noted that the increase in the proportion of non-compliant institutions to sanitary accompanied by meaningful indicators of the relative risk for vision and posture.

Keywords: level of sanitary and epidemiological well-being, educational institutions, risk, health.

На протяжении дошкольно-школьного периода приоритетной средой обитания для детей и подростков, наряду с домом, являются образовательные учреждения, в которых должны быть созданы безопасные условия, обеспечивающие сохранение здоровья и успешную образовательную деятельность детей. Вместе с тем в Российской Федерации показатели детской заболеваемости ежегодно увеличиваются на 4—5 % [1, 2].

По имеющимся данным, за период 2007— 2011 гг. общая заболеваемость (по обращаемости) детского населения города Москвы увеличилась на 9,6 % (с 205 652,3 в 2007 г. до 225 485 в 2011 г. на 100 000 чел.); у подростков - на 18,5 % (с 212 475 до 251 862 соответственно). Общая первичная заболеваемость детского населения за тот же период возросла у детей на 8,5 % (с 172 634,5 до 187 327,2 на 100 000 чел.); у подростков — на 16,5 %.

По итогам 2012 г. [3, 4] количество учреждений для детей и подростков, в которых не было обеспечено соответствие ученической мебели росто-возрастным особенностям детей, составило — 16,7 % (по сравнению с 9,0 % в 2011 г.). Наихудший показатель (20,0 %) отмечен в общеобразовательных школах (14,9 % — в 2011 г.).

Доля учреждений, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям по показателям микроклимата, составила 19,3 % (по сравнению с 11,0 % в 2011 г.). Наихудшие показатели также отмечены в общеобразовательных школах и школах-интернатах, 27,7 и 33,0 % соответственно.

По сравнению с 2011 г. отмечено увеличение доли учреждений для детей и подростков, не отвечающих требованиям санитарных правил по уровню освещенности, с 13, 0 до 15,6 %. При этом наиболее высокие показатели наблюдаются среди общеобразовательных и дошкольных учреждений — 16,0 и 17,3 % соответственно.

Исследования уровней шума и электромагнитных полей в основном проводились в общеобразовательных учреждениях. Доля таких учреждений, не отвечающих санитарным нормам и правилам, составила по шумовым характеристикам 12,5 % (5,3 % в 2011 г.), по уровням электромагнитных излучений — 4,4 % (1,3 % в 2011 г.).

Ухудшилось состояние воздушной среды в учреждениях для детей и подростков. Число исследованных проб с превышением предельно допустимых концентраций исследуемых веществ (а это в первую очередь фенол и формальдегид — вещества 2 класса опасности) составило 18,0 % по сравнению с 10,0 % в 2011 г.

За тот же период, по данным формы феде- с^ рального статистического наблюдения № 18 ^^ «Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации», к 2012 г. по городу —-Москве доля учреждений 1-й группы по уровню санитарно-гигиенического благополучия (УСГБ) ^^ возросла и достигла максимального с 2007 г. зна- с= чения — 52,5 %, одновременно продолжилось со- 55 кращение учреждений 11-й (до 46,8 %) и 111-й (до ^ 0,6 %) групп.

Приведенные данные свидетельствуют о наличии определенного несоответствия между ухудшением условий обучения в образовательных учреждениях, ростом заболеваемости и улучшением уровня санитарно-гигиенического благополучия объектов. Учитывая, что превышение предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней является одним из основных признаков объектов третьей группы по уровню санитарно-гигиенического благополучия, очевидно, что результаты лабораторно-инструментального контроля не в полном объеме используются для определения УСГБ образовательных учреждений. Вызывает сомнения принцип, согласно которому формируется 11-я группа объектов, позволяющий характеризовать учреждения с нарушениями требований санитарных правил, но с отсутствием превышений предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней как удовлетворительные.

По данным визуального контроля, изменение санитарного состояния наиболее распространенных видов образовательных учреждений (а это детские сады и школы) г. Москвы с 2007 г. характеризуется следующими тенденциями: в дошкольных образовательных учреждениях неудовлетворительную динамику имеют показатели, характеризующие требования к нормативной площади на одного ребенка, режиму образовательного процесса, фактической наполняемости групп, санитарному содержанию помещений, а также показатели, влияющие на уровень освещенности помещений; практически не изменились уровни показателей, характеризующих нарушения требований к набору помещений, устройству и эксплуатации систем вентиляции, прохождению персоналом медицинских осмотров; положительная динамика (снижение нарушений) отмечена в содержании участка и оборудования, внутренней отделки помещений, организации медицинского обслуживания, условиях и технологии приготовления пищи. В общеобразовательных учреждениях наблюдается приблизительно сходная ситуация.

январь №1 (250)

15

При этом можно соотнести нарушения санитарных правил с ростом заболеваемости по отдельным нозологическим формам у детей. Так, за период с 2007 г. достоверно возросло число нарушений санитарных правил, регламентирующих площадь на 1 ребенка (р < 0,001), наполняемость групп (классов) (р < 0,001), санитарное содержание помещений. За этот же период произошел рост числа заболеваний органов дыхания (на 15,6 %), в структуре которых преобладают острые респираторные заболевания, Исследования, проведенные в школах, показали, что уровень острой респираторной заболеваемости достоверно связан с переуплотненностью классов, превышением вместимости школы, ведущими к повышению бактериальной обсемененности воздуха классных помещений.

За тот же период произошло ухудшение параметров световой среды в образовательных учреждениях города (р < 0,01). Среди заболеваний органов зрения миопия рассматривается как «школьно-обусловленная» патология, связанная с увеличением зрительной нагрузки и неблагоприятными параметрами световой среды. Прослеживается связь этих показателей с ростом миопии у школьников.

Следует также отметить, что при оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия необходимо учитывать и оценивать количество детей, обучающихся в удовлетворительных или неудовлетворительных условиях.

На основании проработки материалов были выбраны три административных округа города Москвы, существенно различающихся по числу детей, обучающихся в ухудшенных условиях, соответствующих 11-й и 111-й группам УСГБ: Центральный (ЦАО), Северный (САО) и Южный (ЮАО). В сравнительном плане наиболее благоприятными были условия обучения и воспитания в образовательных учреждениях ЦАО, где две трети детей обучались в условиях 1-й группы УСГБ. Южный административный округ был отнесен к числу наиболее неблагополучных. Численность детей, обучающихся в соответствующих нормативным требованиям условиях, составила в нем 25 %.

Было выявлено, что в ЦАО достоверно выше численность детей 1-й и 2-й групп здоровья по сравнению с САО и ЮАО. Кроме того, выявлены достоверные различия в численности 5-й группы здоровья между ЦАО и ЮАО. Различий между САО и ЮАО в численности детей, относящихся к 1-й группе здоровья, не было, однако были выявлены достоверные различия во 2-й группе здоровья.

Для последующего анализа разрабатывались материалы профилактических осмотров детей, содержащие выборочные сведения об отдельных нарушениях состояния здоровья, выявленных в разных возрастных группах детей. Оценивалась распространенность функциональных нарушений, которые рассматриваются как школьно-обусловленные, — снижение остроты зрения и нарушение осанки за время обучения в дошкольных образовательных учреждениях и на этапе школьного периода обучения.

В ЦАО число случаев снижения зрения за время дошкольного обучения уменьшалось с 6,6 до 6,2 на 100 осмотренных. За период обучения в школе от момента предварительных осмотров перед поступлением до осмотра лиц подросткового возраста на завершающем этапе последовательно

росло — с 6,2 до 22,5 случаев на 100 осмотренных (в 3,6 раза). За весь период дошкольно-школьного онтогенеза распространенность нарушений зрения (снижение зрения) увеличилась в 3,4 раза. Нарушения осанки выросли на дошкольном этапе в 2,3 раза и на школьном — в 1,9 раза. За весь период (детский сад—школа) в 4,3 раза.

Оценивался относительный риск вклада фактора дошкольно-школьного обучения в ухудшение зрения и рост нарушений осанки. За период обучения в детском саду риск роста нарушений зрения не превышал единицы, однако обучение на школьном этапе в 3,6 раза повышает вероятность возникновения нарушений зрения у учащихся. Суммарный относительный риск возникновения нарушений зрения за весь период составил 3,4. Относительный риск возникновения нарушений осанки был значимым на всех этапах обучения.

В САО при профилактических осмотрах детей число случаев снижения зрения за время пребывания в детском саду увеличивалось в 1,5 раза, за период обучения в школах — в 3,5 раза. В целом число детей со сниженным зрением увеличивалось за время наблюдения в 4,7 раза, т. е. более интенсивно, чем в ЦАО, где аналогичный показатель составил 3,4 раза.

Число нарушений осанки в большей степени увеличивалось в период пребывания детей в дошкольных учреждениях (4,8 раза). За время обучения в школе — в 1,2 раза (брались средние цифры распространенности нарушений осанки среди подростков школьного возраста). В среднем распространенность нарушений осанки увеличивалась в 6 раз, что также выше, чем в ЦАО.

Относительный риск возникновения нарушений зрения у детей в САО был значимым уже на дошкольном этапе обучения в отличие от ЦАО, где значимый риск был только на школьном этапе. Суммарный риск возникновения нарушений зрения был также выше, чем в ЦАО, и составлял 5,1. Относительный риск нарушений осанки на дошкольном этапе был в 2 раза выше, чем в ЦАО, суммарный риск также был выше и составлял 4,8.

В ЮАО отмечались такие же устойчивые негативные изменения в показателях, характеризующих состояние зрительного анализатора и опорно-двигательного аппарата у детей на этапе дошкольно-школьного периода обучения и воспитания. При этом интенсивность негативных изменений была более выраженной по сравнению с таковыми в двух предыдущих округах. Распространенность нарушений зрения увеличивалась к подростковому возрасту в 4,8 раза, нарушений осанки — в 8 раз. Относительный риск возникновения нарушений зрения и осанки в южном округе также был выше, чем в других рассматриваемых округах. Суммарный риск возникновения нарушений зрения составил 4,8, осанки — 7,2.

Таким образом, сравнительные данные «школьно-обусловленных» изменений в показателях состояния здоровья у детей, обучающихся в разных по уровню санитарного благополучия образовательных учреждениях в трех административных округах города, говорят о важности использования показателя численности детей, обучающихся в ухудшенных условиях обучения.

С учетом выше приведенных данных, «Центром гигиены и эпидемиологии в городе Москве» совместно с Институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного

16

ЗНиСО январь №1 (250)

Центра здоровья детей Российской медицинской академии наук проведена оценка состояния здоровья учащихся во взаимосвязи с уровнями санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений города Москвы на современном этапе. Обоснованы современные подходы к определению уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений на основе оценки риска для здоровья учащихся (воспитанников). В процессе обучения учащиеся находятся под воздействием множества факторов, обусловленных образовательным процессом и в той или иной степени влияющих на состояние их здоровья. Отсутствие доказательной базы связи заболеваемости с конкретными условиями обучения не позволяет оценить конечную эффективность профилактических мероприятий, оптимизировать систему работы и сосредоточить ее на приоритетных факторах риска, связанных с нарушениями санитарного состояния учреждения. Разрабатываемая методика может стать инструментом управления

санитарно-эпидемиологическим благополучием образовательных учреждений и обеспечить дифференцированный подход к проведению санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий с учетом реальных показателей и особенностей каждого учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях //Руководство для врачей. М., 2006.

2. Звездина, И.В., Молчанова С.С., Кучма В.Р., Ю.А., Куликова А.В., Сухарева Л.М., Шубочкина Е.И., Рапопорт И.К. и др. Гигиенические и медико-социальные проблемы профессионального образования подростков на современном этапе //Вестник С.-Петербургской государственной медицинской Академии им. И.И. Мечникова. 2003. № 4. С. 42—45;

Контактная информация:

Молдованов Владимир Валерьевич, тел.: 8 (495) 616-64-59, e-mail: [email protected] Contact information:

Moldovanov Vladimir, phone: 8 (495) 616-64-59, e-mail: [email protected]

V-

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Р.И. Ефремова

EFFECT OF TRAINING SESSIONS FOR CARDIOVASCULAR SYSTEM OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT TYPE OF VEGETATIVE REGULATION

P. I. Efremova

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров. Проведен анализ изменений гемодинамических показателей у юных лыжников в подготовительный период тренировок с разными типами вегетативной регуляции. Показано, что спортивные тренировки на развитие выносливости способствуют повышению функциональных резервов организма. Ключевые слова: дети, спортсмены, гемодинамика, тренировочный процесс.

There were analysed the changes of hemodynamic parameters of young skiers in the preparation period of training with different types of autonomic regulation. It is shown that athletic training for endurance contribute to the development of functional reserves. Positive changesin the circulatory system side economization of regulatory processes.

Keywords: children, athletes, hemodynamics, training process.

В процессе роста и развития организма детей происходит неравномерное развитие структур и функций различных его органов и тканей [4, 5]. Спортивная тренировка лыжника является примером развития резервных адаптационных возможностей организма [2]. Деятельность сердечнососудистой системы является важнейшим звеном, лимитирующим развитие приспособительных реакций организма и может служить индикатором этих изменений [4, 5]. В связи с этим актуальным является получение информации о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы (ССС) младших школьников, занимающихся лыжными гонками.

Целью исследования являлось определение уровня функционального состояния организма юных лыжников с разными типами вегетативной регуляции в подготовительный период тренировочного цикла.

Методика и организация исследования.

В исследовании принимали участие младшие школьники 10 и 11 лет (п = 32), занимающиеся в группе начальной спортивной подготовки. На начало исследований стаж занятий лыжными гонками составлял 1—2 года. Все исследуемые в начале годичного периода спортивной подготовки были разделены на три группы в зависимости от преобладающего типа вегетативной регуляции по классификации, предложенной Р.М. Баевским [1].

g

S

В данной работе для исследования и оценки функционального состояния ССС юных лыжников был использован метод регистрации вариабельности сердечного ритма (ВСР) в положении «лежа» на аппаратно-программном комплексе «ВНС-Ритм» («НейроСофт»Россия). Кардиоритмограмма регистрировалась по стандартной методике лежа на спине в течение 5 мин [1, 5]. В дальнейшем рассчитывали временные стандартизированные характеристики динамического ряда кардиоинтервалов. Так же при помощи расчетных и инструментальных методов регистрировались: артериальное давление (АД), ударный объем крови (УО), минутный объем крови (МОК), сердечный индекс (СИ), общее и удельное периферическое сопротивление сосудов (ОПСС, УПСС), коэффициент эффективности кровообращения (КЭК), коэффициент выносливости (КВ), двойное произведение (ДП), индекс функционального состояния (ИФС) [1, 5].

Статистическая обработка полученных результатов исследования проведена на персональном компьютере с помощью программного пакета 81аИ811еа 6.0. Достоверность сдвигов оценивали с помощью и-критерия Манна-Уитни (р < 0,05).

Результаты исследования и их обсуждение.

В начале годичного тренировочного цикла (переходный период) в первую группу вегетативной регуляции были отнесены спортсмены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.