А.В. Евченко - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, ФГОБУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», Курский филиал, e-mail: [email protected],
A.V. Evchenko - candidate of economical sciences, associate professor, senior researcher, FSFEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», Kursk branch;
Г.А. Есенкова - старший преподаватель кафедры «Менеджмент и информационные технологии», ФГОБУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», Курский филиал, e-mail: [email protected],
G.A. Esenkova - senior teacher of the department «Management and information technology», FSFEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», Kursk branch;
Д.Б. Щербаков - студент направления подготовки «Экономика», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Курский филиал, е-mail: [email protected],
D.B. Shcherbakov - student of the training direction «Economy», FSFEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», Kursk branch.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ В КОНТЕКСТЕ СКВОЗНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ SCIENTIFIC-METHODICAL APPARATUS FOR THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF EFFECTIVE INNOVATIVE STRATEGIES IN THE CONTEXT OF END-TO-END PLANNING OF THE FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF ENTERPRISES
Аннотация. В условиях расширения масштабов и роста темпов цифровизации всех экономических и управленческих процессов актуализируется необходимость трансформации теоретико-методологической базы производственного менеджмента современных предприятий. Базовой, интегрирующей функцией менеджмента, невнимание к которой грозит снижением эффективности работы предприятия, выступает сквозное планирование (на всех «горизонтах» и уровнях иерархии управления) - и, в свою очередь, его недооценка, игнорирование или некомпетентное осуществление приводят к большим экономическим потерям, утрате конкурентоспособности, непредсказуемости развития.
Вместе с тем, любое предприятие, планирующее инновационный рывок в своей деятельности, должно иметь адекватное представление о том, как именно то или иное нововведение отразится на его функционировании и развитии, - и это делает необходимой разработку стратегии, определяющей роль инноваций в работе предприятия. Одной из ключевых задач инновационной стратегии, позволяющей вопросам составления и реализации инноваций не утрачивать своей актуальности в стремительно меняющихся институциональных условиях, выступает органичная интеграция инноваций в плановый и производственный процессы на предприятии.
В этой связи, методология и методика инновационного стратегирования (равно как и сквозного планирования в целом) требуют постоянного обновления и пересмотра в соответствии с изменениями, происходящими как во внешней деловой среде предприятия (рынки сбыта, ресурсные рынки, государственное регулирование хозяйственной деятельности, цифровая трансформация экономики, инновационно-технологическое развитие и т.п.), так и в его внутренней среде (модернизация организационной структуры, цифровизация процессов управления, рост или снижение квалификации персонала, финансовая устойчивость и др.). В статье исследуются вопросы трансформации теоретико-методологической базы и инструментально-методического обеспечения создания и реализации инновационных стратегий, осуществляемых современными российскими предприятиями в условиях перехода к цифровой экономике.
Abstract. In the context of expanding the scale and increasing the rate of digitalization of all economic and managerial processes, the need for transformation of the theoretical and methodological base of production management of modern enterprises is being actualized. The basic, integrating function of management, inattention to which threatens to reduce the efficiency of the enterprise, is end-to-end planning (at all «horizons» and levels of hierarchy), underestimation of which, ignoring or incompetent implementation leads to large economic losses, loss of competitiveness, unpredictability of development.
At the same time, any enterprise planning an innovative breakthrough in its activities must have an adequate idea of how exactly this or that innovation will affect its functioning and development - and this makes it necessary to develop a strategy that determines the role of innovation in the enterprise. One of the key objectives of the innovation strategy, which allows the issues of creating and implementing innovations not to lose their relevance in the rapidly changing institutional environment, is the organic integration of innovations into the planning and production processes at the enterprise.
In this regard, the methodology of the innovation strategizing (as well as end-to-end planning in general) require continuous updating and revision in accordance with changes in the external business environment (markets, resource
markets, govermnent regulation of economic activity, the digital transfomiation of the economy, innovative technological development, etc.) and internal environment (modernisation of the organisational structure, digitalization of management processes, the growth or reduction of staff qualifications, financial stability, etc.). The article examines the issues of transformation of the theoretical and methodological base and instrumental and methodological support for the creation and implementation of innovative strategies implemented by modern Russian enterprises in the context of the transition to the digital economy.
Ключевые слова: предприятие, инновация, инновационная деятельность, функционирование и развитие, инновационная стратегия, сквозное планирование деятельности, стратегирование.
Keywords: enterprise, innovation, innovative activity, operation and development, innovation strategy, end-to-end planning, strategizing.
Введение. Под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на осуществление экспериментальных разработок либо усовершенствование уже существующих продуктов или технологических процессов, при внедрении которых на рынок либо в процесс производства появится новый или усовершенствованный продукт, востребованный потребителями. Традиционно основными элементами инноваций на предприятии выступают технологические процессы, средства производства, организационная структура, человеческий фактор - он же фактор рабочей силы, производимая продукция и ее качество, функциональность и т.д. [12].
Целью проводимого научно-методического исследования выступает селекция продуктивных элементов, эффективных принципов и работающих моделей построения инновационных стратегий предприятий, а также наиболее результативных способов их прикладного совершенствования в практике современной экономико-управленческой (в т.ч. планово-аналитической) деятельности.
Достижение преследуемой цели обеспечивается последовательным решением комплекса взаимосвязанных задач, в числе которых: рассмотрение теоретико-методологических основ формирования эффективных инновационных стратегий на предприятиях; анализ инновационной деятельности как основы функционирования современного предприятия; исследование системы показателей и методов оценки эффективности инновационной деятельности предприятия; ознакомление с типизацией инновационных стратегий и этапами их формирования на российских предприятиях; изучение процессов и особенностей разработки и реализации систем управленческих решений по формированию и реализации стратегий инновационного развития предприятий.
Объектом исследования выступают состояние и перспективы совершенствования экономико-управленческих процессов стратегирования инновационной деятельности современных предприятий. Предметом изучения являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессах формирования и реализации инновационных стратегий перспективного развития на предприятиях.
Материалы и методы исследования. В процессе достижения поставленной цели и реализации задач исследования использовалась возможности интеграции теоретических подходов и формально-логических методов (анализ, синтез, формализация, абстрагирование, прогнозирование, выдвижение гипотезы) с эмпирическими методами и прикладными технологиями (наблюдение, описание, сравнение).
Невозможно говорить об инновационной деятельности как об основе успешного функционирования современных предприятий, не определив для начала основных ее принципов. В их число входят: целевая ориентация; адаптивность; экономичность; системность; иерархичность; оптимальность [7; 10].
Принцип целевой ориентации предполагает непрерывное сосредоточение предприятия на инновациях, их разработке и интеграции. Постоянное обновление и совершенствование процесса производства предполагается одной из основных целей предприятия.
Принцип адаптивности предусматривает оперативное и своевременное реагирование на изменение внешних условий, окружающих данное предприятие. Исполнение данного принципа подразумевает минимизацию негативных последствий влияния таких перемен на предприятие, гарантирует ему выживаемость в непрерывно меняющейся обстановке.
Принцип экономичности определяет процесс внедрения инноваций в деятельность предприятия как наименее затратный путь модернизации производства, при этом ускоренный и упрощенный, предельно результативный относительно повышения качества продукции и ускорения реакции на запросы целевой аудитории.
Принцип системности обусловливает максимально отлаженную инновационную деятельность на предприятии - четко определяются задачи и их исполнители, налаживается коммуникация между ними, действия строго координируются в процессе выполнения.
Принцип иерархичности строит из отдельных элементов предприятия систему из вертикальных и горизонтальных связей на всех уровнях с эффективными механизмами взаимодействия и соподчинения.
Принцип оптимальности подразумевает разделение ответственности за выполнение поставленной задачи и создание структуры контакта полномочий.
Инновационной деятельности в целом присущ риск едва ли не больший, чем любой другой, так как никогда до конца, как правило, не бывает известно, как скажется на процессе производства, имидже предприятия и качестве продукции то или иное изменение в привычном положении дел. Чтобы сводить к минимуму вероятность сбоев в работе предприятия, нужно учитывать вышеупомянутые принципы оптимальности и системности: распределять обязанности и координировать действия разных групп по внедрению новых технологий, при этом
ставя их в определенные временные рамки; проще говоря, контроль за инновационной деятельностью должен осуществляться надлежащим образом - во избежание возникновения ситуации повышенного риска.
Внедрение инновационных технологий происходит на разных уровнях: макроуровне, региональном и микроуровне. Макроуровень предполагает государственный, федеральный уровень внедрения - то есть разработку инновационной стратегии в масштабах страны, которая может находить разные проявления в практическом поле: это может быть, например, создание благоприятного инновационного климата через корректировку законодательства [2]. На региональном уровне решаются аналогичные вопросы, но при этом большее значение придается специфике данного региона; как бы то ни было, первостепенное значение и здесь придается нормативно-правовой базе в области инноваций, из которой проистекают возможности обучения и подготовки компетентных специалистов в области инновационной деятельности, предоставления льгот инвесторам, вкладывающим деньги в развитие инновационных технологий и так далее [4].
Микроуровень - уровень отдельного предприятия [3]. Если инновации становятся одним из векторов развития такого предприятия, то ему придется учесть несколько важных факторов, прежде чем начать движение именно в этом направлении. Во-первых, придется существенно пересмотреть свою политику производства и сбыта продукции, распределения ресурсов внутри предприятия и проведения маркетинговых кампаний. Во-вторых, нужно будет заново найти баланс положений потребителя и производителя, который неизменно собьется после введения инноваций в производство - продукт по-прежнему должен будет соответствовать требованиям как покупателя, так и продавца. В-третьих, предприятие должно будет начать непрерывный цикл инвестиционной деятельности, так как с высокой долей вероятности инновации потребуют разноплановых денежных вложений как со стороны данного предприятия, так и со стороны третьих лиц [1].
В итоге можно констатировать, что ориентация предприятия на инновационную деятельность, возможно, не гарантирует ему успех в ней, но она обозначает его способность работать на перспективу - а это явный знак того, что стратегическое развитие предприятие связано с инновациями, которые оно готово применить.
В целом, современные экономические реалии вполне очевидно (и однозначно) свидетельствуют, что достижение предприятием своих целей напрямую зависит от степени их новаторства в выбранной ими сфере работы [11].
Слишком большие вложения в инновационную деятельность, как бы то ни было, не станут панацеей для предприятия, которое будет развивать инновации больше любого другого аспекта своей деятельности [9]. Масштабы и способы решения инновационных задач определяются самим предприятием, но оно должно это делать, исходя только из расчета на собственные силы, возможности и ресурсы.
Система показателей и методы оценки эффективности инновационной деятельности. Эффективность инновационной деятельности предприятия вполне может быть определена как набор показательных данных, соответствующий конкретным требованиям наглядности [14]. Именно наглядность данных обуславливает следующие требования к реализуемой системе показателей: охват всех процессов, связанных с товаром, на всех стадиях его жизненного цикла; как минимум среднесрочная (3-5 лет) перспектива формирования, основанная на ретроспективных данных; информация о конкурентоспособности конкретных товаров или услуг за конкретный период их пребывания на конкретном рынке; выражение наиболее значимых показателей в абсолютных, относительных и удельных величинах; соответствие показателей разделам производственных и экономических планов; полнота отражения показателями всех аспектов финансово-экономической деятельности предприятия; проектировочная достаточность общей информативности показателей (высокая степень вариативности расчетов, реалистичное отражение рисков, практичная оценка устойчивости предприятия, использование достоверной и качественной информация в необходимых объемах, характеристика разных сторон деятельности предприятия - технических, технологических, организационных, экологических, социальных, экономических, психологических и так далее).
Вместе с тем, при проведении анализа эффективности инновационной деятельности текущего или будущего периодов нужно учитывать следующие факторы: времени; качества; масштаба; фактор информативности; освоенности; применимости; инфляции; фактор риска.
Охарактеризовать эффективность инновационной деятельности предприятия можно через следующий интегральный показатель - коэффициент результативности работы Кд:
к Кс
к Е?=1 & - ЯМ - Ю
где Rс - суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве; Qi - фактические затраты на научно-исследовательские разработки за 1-й год; N - число лет анализируемого периода; Н - незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении; Н2 - величина незавершенного производства на конец периода.
Оценка эффективности инновационной деятельности для получения максимально соответствующего реальности результата должна проводиться на всех стадиях исполнения инновационного проекта. Это позволит вносить своевременные коррективы и правки в уже действующие планы, так как многие виды деятельности, связанных с инновационной, могут потребовать срочной смены курса - такие, как инвестиционная или исследовательская [15]. Инвестиции тесно связаны с инновациями: без инвестиций разработка и внедрение инноваций могут стать для предприятия слишком затратными, а без инноваций пропадает немалая часть смысла инвестиций -риск меньше, но и возможность получить больший доход ниже.
Применяемые в настоящее время методы оценки инновационной деятельности основаны по большому счету на соотнесении результатов и затрат. И действительно - главным и решающим фактором введения инновации в процесс производства является его финансовая привлекательность. Но при этом не менее важной частью инновационного проекта остается его новизна - сама сущность инновации как таковой.
Для того, чтобы предельно адекватно и приближенно к реальности оценить инновационную деятельность предприятия, можно применить несколько групп фундаментальных показателей.
В первую группу входят показатели, характеризующие инновационность самой организации: коэффициент инновационности КИ (затраты на научно-исследовательские работы / годовой объем продаж), коэффициент Тобина, используемый для общего финансового анализа, КТ (рыночная стоимость компании / восстановительная стоимость ее активов) и индекс прибыльности исследований, приводящий вычисления к второй группе показателей, ЯЯ (прирост годовой прибыли от внедрения исследований / общие затраты на научные разработки).
Во вторую группу входят показатели, характеризующие производственный эффект от практического применения инновации. Это увеличение объемов производства, экономия материальных ресурсов, снижение затрат вследствие снижения себестоимости продукции, рост производительности труда, снижение материалоемкости и затратоемкости продукции.
В третью группу входят показатели, характеризующие финансовую эффективность инновации, то есть прирост по различным показателям: чистый доход, чистая прибыль, рентабельность капиталов и так далее.
Вторая и третья группа предоставляют широкий спектр данных, по которым становится возможным сравнение показателей условных «до» и «после» - и исходя из этих показателей, уже можно видеть хотя бы приблизительно, какой окажется динамика финансового состояния предприятия - позитивной или негативной [13].
Четвертая группа включает в себя показатели инвестиционной эффективности инноваций. Эта группа вводит важный для инвесторов пункт исследования - рентабельность инновации, срок ее окупаемости. Это -более рискованный показатель, так как прогнозирование всегда сопряжено с риском ошибки.
Все вышеперечисленные параметры приводят к общему результату, которым является вывод об эффективности инновационной деятельности данного предприятия. Совокупность этих показателей позволяет относительно четко представить себе целесообразность нововведения и необходимость его внедрения в производство. Существует множество дополнительных критериев оценки эффективности инноваций [6; 8], но все они имеют под собой общую основу.
Результаты и их обсуждение. Инновационные стратегии не существуют в вакууме. Они ориентируются на область своего применения - и в зависимости от этого выбирают свой характер и инструментарий. Существует три основных типа инновационных стратегий: наступательная; оборонительная; имитационная.
Наступательная инновационная стратегия предусматривает предельно прорывную тактику действия. Это выражается в введении наиболее радикальных инноваций на основе крупнейших улучшений и даже открытий или изобретений. Эта стратегия - наиболее ресурсоемкая, так как ставит перед собой цель оказаться принципиально первой в избранной отрасли, и для этого идет на масштабные затраты на всем протяжении жизненного цикла данной инновации. Наступательная стратегия - это рывок, главная задача которого - вывод совершающего его предприятия в лидеры рынка. Для исполнения условий наступательной стратегии необходимо объединить сильнейшие стороны предприятия - склонность руководства к новым идеям, эффективные инновационную деятельность и маркетинг, умение ориентироваться на рынке, готовность принять неизбежно высокие риски и так далее [5]. При всем этом наступательная стратегия - это ставка на скорость, на тот факт, что удастся обогнать конкурента, даже не зная, получится ли это сделать при весьма высоких затратах.
Наступательная стратегия обладает целым собственным подсистемным инструментарием. В него входят: создание нового рынка - редкий, но прибыльный ход, при котором удается возглавить практически никем не занятый сегмент рынка; приобретение компаний - стратегия по поглощению других предприятий и расширению собственного влияния за счет доли, ранее занимаемой на рынке приобретенной компанией; «разбойничья» стратегия - ход, подразумевающий выпуск уже существующего продукта со значительными улучшениями; стратегия непрерывного совершенствования - изначально японская стратегия, обращающаяся к постоянному повышению всех положительных характеристик предприятия (высокая квалифицированность персонала, модернизация технологий и качества продукции и т.д.); стратегия сравнительных преимуществ - стратегия, основанная на совмещении нескольких продуктов в одном без потери каждым из них своей функции.
Оборонительная инновационная стратегия также называется стабилизационной, и применяется тогда, когда нет возможности продвинуться дальше, но требуется удержать текущие позиции. В этом случае новшества чаще всего с небольшим изменением заимствуются у лидеров - а потом создаются продукты-аналоги. Предприятие отказывается от риска во имя стабильности - возможный высокий доход сменяется на занятие долгосрочной относительно безопасной позиции. Инновационный риск в этом случае минимален - так же, как и затраты на осуществление инновационных исследований.
Оборонительная стратегия тоже имеет свой набор инструментов действия: оппортунистическая стратегия - поиск такого продукта, с которым можно будет достаточно долго занимать прочную нишу на рынке с минимальными затратами на все аспекты его производства; зависимая стратегия - ориентация фирмы на выполнение работ для лидирующих в данной области рынка компаний, разработки которых для них приоритетны; защитная стратегия - по сути отказ от попыток захватить лидерство на рынке и прикладывание всех усилий на то,
чтобы на нем хотя бы остаться; селективная стратегия - концентрация усилий и ресурсов на особо избранных направлениях, что может послужить поводом к переходу к наступательной стратегии.
Имитационная инновационная стратегия предполагает копирование продуктов, ранее уже выпускавшихся другими предприятиями, и выпуск их в неизменном или незначительно модифицированном виде. Это означает, как правило, покупку лицензии, которая часто стоит дешевле проведения собственных разработок. Тем не менее, наличие лицензии не отменяет необходимости наличия квалифицированного рабочего персонала. Имитационная стратегия может быть успешно использована на не до конца заполненном динамично растущем рынке. При использовании имитационной стратегии всевозможные риски оказываются сведены почти к нулю - но только если был правильно выбран лицензионный продукт.
В целом, разработка инновационных стратегий предполагает последовательное прохождение ряда обязательных этапов.
Первый этап - определение общего периода формирования инновационной стратегии. При определении этого периода нужно учитывать предсказуемость мировой и государственной экономики в целом и рыночной конъюнктуры в частности в той области, в которой предприятие собирается действовать. Первый этап включает в себя детальную проработку каждого из элементов процесса инновационных исследований.
Второй этап - исследование факторов внешней среды. Это исследование позволяет понять, как готовящаяся инновация будет коррелировать с рыночной конъюнктурой и государственным законодательством. Кроме того, на этом этапе происходит прогноз будущих внешних условий.
Третий этап - оценка слабых и сильных сторон предприятия с точки зрения инновационной мобильности. В ходе этого этапа необходимо определить, что может ускорить или замедлить переход предприятия к интеграции инновации в процесс производства, и с этой целью провести управленческое обследование предприятия. После этого можно будет начать создавать комплексную инновационную стратегию, состоящую из отдельных элементов, каждый из которых будет соответствовать своей функциональной зоне.
Четвертый, и финальный, этап - комплексная оценка инновационной стратегии предприятия. В процессе такой оценки должно быть получено четкое представление о способности предприятия успешно завершить планирующиеся преобразования, позиции предприятия на рынке и ситуации внутри самого предприятия, а также каков уровень восприятия инноваций работниками.
Заключение. Итак, существует два практически реализуемых способа стратегирования инновационного развития предприятий: динамический, характеризующийся движением «от достигнутого» и предполагающий минимальные отклонения от действующего курса развития, и предпринимательский, характеризующийся большей смелостью в изменениях - и большим риском - и просчитывающий будущее компании как набор вариантов, из которых нужно каждый раз выбирать наиболее подходящий. Но прогнозы не могут дать стопроцентно точного результата, они могут только указать на некую возможность успеха или неудачи - и предприятие должно быть в силах понять, как именно этой ситуацией воспользоваться с максимальной выгодой для себя.
Инновационное планирование и стратегирование в условиях цифровой экономики охватывает комплекс методов, приемов и мероприятий, позволяющих обеспечить наиболее эффективные сочетания обладающих необходимой компетенцией высококвалифицированных работников с инновационными средствами (такими, как сквозные плановые технологии) и инструментами планирования для достижения целей предприятия. В эпоху цифровизации экономики меняется последовательность этапов планирования, возникают новые связи в соотношении между стратегическим планированием и анализом. В быстро меняющейся и часто непредсказуемой обстановке задачи стратегического анализа и планирования оказываются взаимосвязанными. Роль стратегического плана в такой цифровой экономике не только возрастает, но и усложняется, т.к. это набор плановых, аналитических и управленческих проблем, которые переплетаются, накладываются и дополняют друг друга. Это сложная и динамичная система взаимосвязанных задач с большим числом переменных и возможностью получения многовариантных решений.
Подводя итог данному исследованию, отметим, что, безусловно, в рамках одной публикации невозможно в полном объеме рассмотреть и описать все вызываемые цифровизацией возможные трансформации системы и процессов инновационного стратегирования, их компонентов, структурных отношений и связей. Мы здесь обозначили только некоторые вопросы, требующие первостепенного внимания в рамках теоретического переосмысления вопросов композиции процессов разработки стратегий перспективного развития с обеспечивающими их планово-аналитическими ресурсами и процессами в современных условиях.
Учет основных рассмотренных, а также иных, менее значимых, особенностей современных технологий и особенностей инновационного стратегирования приводит к выводу о том, что это сложный экономико-управленческий феномен, грамотное и эффективное использование которого требует наличия у специалистов глубоких научных знаний, а также понимания его особенностей и процедур реализации в практике деятельности предприятий. Представляемое исследование и его результаты призваны помочь в решении этих важных и ответственных задач.
Источники:
1. Адаменко А.А. Управленческая отчетность как неотъемлемая составляющая системы контроллинга // Экономика.
Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2012. - № 1-2 (53-54). - С. 8-13.
2. Бодрунов С.Д., Демиденко Д.С., Плотников В.А. Реиндустриализация и становление «цифровой экономики»: гармонизация тенденций через процесс инновационного развития // Управленческое консультирование. - 2018. -№ 2 (110). - С. 43-54.
3. Брагина А.В., Вертакова Ю.В., Евченко А.В. Развитие сквозных технологий планирования деятельности промышленного предприятия в условиях цифровизации экономики // Организатор производства. - 2020. - Т. 28. № 1. - С. 24-36.
4. Вертакова Ю.В., Евченко А.В. Формирование современной парадигмы сквозных технологий производственного планирования на основе синтеза продуктивных элементов плановой экономики и рыночной среды // Экономическое возрождение России. - 2020. - № 1 (63). - С. 112-121.
5. Демченко А.А. Реструктуризация предприятия на основе маркетинговой концепции // Маркетинг. - 2007. -№ 6 (97). - С. 89-96.
6. Демченко А.А., Евченко А.В., Есенкова Г.А. Система менеджмента качества: диагностический анализ и рационализация бизнес-процессов: Учебное пособие / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. - 159 с.
7. Евченко А.В., Есенкова Г.А., Демченко А.А. Совершенствование методики и инструментария сквозного планирования функционирования и развития предприятия промышленности в условиях цифровой экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2019. - Т. 9. № 6. -С. 115-125.
8. Есенкова Г.А., Демченко А.А., Алтунина Л.Н. Дифференциация и учет эндогенных и экзогенных характеристик в многофакторных прогнозно-аналитических исследованиях качества и конкурентоспособности продукции // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы / Сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. - Курск: Финуниверситет при Правительстве РФ, Курский филиал, 2020. - Том 1. - С. 189-197.
9. Железняков С.С. Формирование производственной программы предприятия в посткризисный период // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2012. - № 2. -С. 113-121.
10. Институциональная трансформация социально-экономических систем в условиях цифровизации: состояние, тренды, проблемы и перспективы: Монография / Вертакова Ю.В., Андросова И.В., Акулова Ю.А. и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. Ю.В. Вертаковой. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. - 294 с.
11. Комков Н.И., Кулакин Г.К. Технологические инновации: создание, применение, результаты // Проблемы прогнозирования. - 2018. - № 5 (170). - С. 137-155.
12. Кондратьев С.С. Роль инноваций в развитии предприятия // Молодой ученый. - 2018. - № 24 (210). - С. 139-141.
13. Мильгунова И.В., Вертакова Ю.В., Колмыкова Т.С. Формирование и оценка конкурентных преимуществ промышленных предприятий: Монография / Юго-Западный государственный университет. - Курск, 2012. - 151 с.
14. Соменкова Н.С. Совершенствование методики оценки эффективности инновационного развития предприятия // Российское предпринимательство. - 2017. - Т. 18. № 6. - С. 945-956.
15. Щербаков Д.Б., Мохова С.С. Формирование инновационной стратегии предприятия // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы / Сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. - Курск: Финуниверситет при Правительстве РФ, Курский филиал, 2020. - Том 4. - С. 292-298.
References:
1. Adamenko A.A. Management reporting as an integral part of the controlling system // Economy. Right. Print. Bulletin of KSEI. - 2012. - No. 1-2 (53-54). - P. 8-13.
2. Bodrunov S.D., Demidenko D.S., Plotnikov V.A. Reindustrialization and formation of the «digital economy»: harmonization of trends through the process of innovative development // Management consultation. - 2018. - No. 2 (110). - P. 43-54.
3. Bragina A.V., Vertakova Yu.V., Evchenko A.V. Development of end-to-end technologies for planning industrial enterprise activities in the context of digitalization of the economy // Production organizer. - 2020. - Vol. 28. No. 1. - P. 24-36.
4. Vertakova Yu.V., Evchenko A.V. Formation of a modern paradigm of end-to-end production planning technologies based on the synthesis of productive elements of the planned economy and the market environment // Economic revival of Russia. -2020. - No. 1 (63). - P. 112-121.
5. Demchenko A.A. Enterprise restructuring based on a marketing concept // Marketing. - 2007. - No. 6 (97). - P. 89-96.
6. Demchenko A.A., Evchenko A.V., Esenkova G.A. Quality management system: diagnostic analysis and business process rationalization: Textbook / Financial University under the Government of the Russian Federation, Kursk branch. - Kursk: University book, 2020. - 159 p.
7. Evchenko A.V., Esenkova G.A., Demchenko A.A. Improvement of methods and tools for end-to-end planning of the functioning and development of industrial enterprises in the digital economy // Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. - 2019. - Vol. 9. No. 6. - P. 115-125.
8. Esenkova G.A., Demchenko A.A., Altunina L.N. Differentiation and consideration of endogenous and exogenous characteristics in multi-factor predictive and analytical studies of product quality and competitiveness // Socio-economic development of Russia: problems, trends, prospects / Collection of scientific articles of the 19th International scientific and practical conference. - Kursk: Financial University under the Government of the Russian Federation, Kursk branch, 2020. - Vol. 1. -P. 189-197.
9. Zheleznyakov S.S. Formation of the company's production program in the post-crisis period // Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. - 2012. - No. 2. - P. 113-121.
10. Institutional transformation of socio-economic systems in the context of digitalization: status, trends, problems and prospects: Scientific Monograph / Vertakova Yu.V., Androsova I.V., Akulova Yu.A. etc.; edited by Yu.V. Vertakova. - Kursk: University book, 2020. - 294 p.
11. Komkov N.I., Kulakin G.K. Technological innovations: creation, application, results // Problems of forecasting. - 2018. -No. 5 (170). - P. 137-155.
12. Kondratiev S.S. The role of innovation in enterprise development // Young scientist. - 2018. - No. 24 (210). - P. 139-141.
13. Milgunova I.V., Vertakova Yu.V., Kolmykova T.S. Formation and evaluation of competitive advantages of industrial enterprises: Scientific Monograph / Southwest State University. - Kursk, 2012. - 151 p.
14. Somenkova N. S. Improving the methodology for evaluating the effectiveness of innovative development of an enterprise // Russian business. - 2017. - Vol. 18. No. 6. - P. 945-956.
15. Shcherbakov D.B., Mokhova S.S. Formation of the company's innovation strategy // Socio-economic development of Russia: problems, trends, prospects / Collection of scientific articles of the 19th International scientific and practical conference. -Kursk: Financial University under the Government of the Russian Federation, Kursk branch, 2020. - Vol. 4. - P. 292-298.
Н.В. Еремина - ст. преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, Россия, г. Краснодар,
N.V. Eremina - Senior Lecturer at the Department of Accounting Theory, Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia;
А.Я. Амбарян - студент, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Тру-билина, Краснодар, Россия,
A.Y. Ambaryan - student, Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia;
А.А. Разоренная - студент, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия,
A.A. Razorennaya - student, Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar,
Russia.
ОСОБЕННОСТИ ЛИЗИНГА АВТОМОБИЛЕЙ FEATURES OF CAR LEASING
Аннотация. В современном мире происходят непрерывные процессы развития всех сфер деятельности, в частности большим изменениям подвергнуто экономическое направление. Данные преобразования происходят путем создания и применения множества различных экономических инструментов и механизмов.
Одним из таких методов является лизинг, представляющий собой финансовую услугу, сущность которой заключается в финансировании приобретения основных фондов посредствам покупки компанией-лизингодателем того или иного имущества у поставщика и передачи данного объекта взаимоотношений в аренду на долгосрочный период клиенту-лизингополучателю с предоставлением возможности его последующего выкупа.
Широкое распространение на сегодняшний день имеет такая процедура как автолизинг. В данном случае подразумевается сдача транспортного средства в долгосрочную аренду, по условиям которой лизингополучатель уплачивает ежемесячные платежи, состоящие из стоимости автомобиля, его аренды и процента, а после окончания договора клиент становится полноправным собственником арендуемого имущества.
Abstract. In the modern world, there are continuous processes of development of all spheres of activity, in particular, the economic direction has undergone major changes. These transformations occur through the creation and application of many different economic instruments and mechanisms.
One of these methods is leasing, which is a financial service, the essence of which is to Finance the acquisition of fixed assets through the purchase by the lessor of a property from a supplier and the transfer of this object of relationship for a long-term lease to the client-lessee with the possibility of its subsequent redemption.
Today, such a procedure as auto-leasing is widely used. In this case, it means the long-term lease of the vehicle, under the terms of which the lessee pays monthly payments consisting of the cost of the car, its lease and interest, and after the end of the contract, the client becomes the full owner of the leased property.
Ключевые слова: финансовая услуга, лизингодатель, лизингополучатель, автолизинг
Keywords: financial service, lessor, lessee, car leasing
Лизинг автомобиля - это финансовая услуга, подразумевающая долгосрочную аренду, по условиям которой лизингополучатель уплачивает ежемесячные платежи и лишь после окончания договора становится полноправным собственником арендуемого имущества. В практики сформировалась общая схема действий по приобретению транспортного средства в лизинг. На рисунке 1 представлены ее основные этапы.