References:
1. International Trade Center (2020). SME Competitiveness Outlook 2020: COVID-19: The Great Lockdown and its Impact on Small Business. ITC, Geneva.
2. Morozko N.I. The mechanism of forming the financial potential of small business / Morozko N.I. - M .: NITs INFRA-M, 2019 .-- 314 p.
3. Poletaev V.E. Business in Russia: Innovation and Modernization Project: Monograph / Poletaev V.E. - M .: NITs INFRA-M, 2019 .-- 624 p.
Г.А. Есенкова - ФГОБУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», Курский филиал, старший преподаватель кафедры «Менеджмент и информационные технологии», e-mail: GAEsenkova@fa.ru,
G.A. Esenkova - FSFEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», Kursk branch, senior teacher of the department «Management and information technology»;
А.А. Демченко - кандидат экономических наук, доцент, ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», доцент кафедры экономики, e-mail: daapost@gmail.com,
А.А. Demchenko - candidate of economical sciences, associate professor, PEI HE «Kursk Institute of management, economics and business», associate professor of the department of economics;
А.В. Евченко - кандидат экономических наук, доцент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Курский филиал, старший научный сотрудник, e-mail: AVEvchenko@fa.ru,
A.V. Evchenko - candidate of economical sciences, associate professor, FSFEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», Kursk branch, senior researcher.
СИСТЕМА МЕТОДОЛОГИИ И ЛОГИКА СКВОЗНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, КОНТРОЛЯ, ДИАГНОСТИКИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ЦЕЛИ, ПОДХОДЫ, ПОКАЗАТЕЛИ, МЕТОДЫ, ЭТАПЫ SYSTEM OF METHODOLOGY AND LOGIC OF END-TO-END PLANNING, CONTROL, DIAGNOSTICS AND IMPROVEMENT OF PRODUCT QUALITY AT THE ENTERPRISE: GOALS, APPROACHES, INDICATORS, METHODS, STAGES
Аннотация. Управление качеством является интегрирующей целевой функцией менеджмента предприятия, невнимание к которой грозит снижением эффективности всей его работы. Игнорирование всеобщего (сквозного) характера управления качеством, сведение его к минимуму, недооценка или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, утрате конкурентоспособности предприятий, непредсказуемости развития и иным негативным последствиям. Поэтому управление качеством служит и целью, и основой современного производственного менеджмента, маркетинга и в целом всей экономической системы хозяйствования, является инициирующим началом управленческого процесса, задает его общие контуры и формирует предпосылки высокой эффективности деятельности.
В статье управление качеством рассматривается как многоаспектная «сквозная» деятельность менеджмента современных предприятий, выходящая далеко за рамки собственно управления качеством выпускаемой продукции. Предлагается модернизированный научно-методический аппарат обоснования мероприятий политики управления качеством продукции. Обосновываются эффективные подходы, методы и инструменты современных систем менеджмента качества, даются рекомендации по совершенствованию их организационного обеспечения.
Abstract. Quality management is an integrating target function of the company's management, inattention to which threatens to reduce the effectiveness of all its work. Ignoring the universal (cross-cutting) nature of quality management, minimizing it, underestimating or incompetent implementation, as a rule, lead to large economic losses, loss of competitiveness of enterprises, unpredictability of development and other negative consequences. Therefore, quality management serves as the goal and basis of modern production management, marketing, and the entire economic system of management, is the initiating beginning of the management process, sets its General contours and forms the prerequisites for high performance.
In the article, quality management is considered as a multidimensional «cross-cutting» activity of management of modern enterprises, which goes far beyond the actual quality management of products. A modernized scientific and methodological apparatus for substantiating the measures of the product quality management policy is proposed. The article substantiates effective approaches, methods and tools of modern quality management systems, and provides recommendations for improving their organizational support.
Ключевые слова: система менеджмента качества, стандарты качества, контроль и диагностика, планирование и повышение качества, сквозные технологии управления качеством, конкурентоспособность продукции.
Keywords: quality management system, quality standards, control and diagnostics, quality planning and improvement, end-to-end quality management technologies, product competitiveness.
Введение. Система методологии и логика управления качеством требуют постоянного обновления и пересмотра в соответствии с изменениями, происходящими как во внешней деловой среде предприятия (рынки сбыта, ресурсные рынки, государственное регулирование хозяйственной деятельности, цифровая трансформация экономики, инновационно-технологическое развитие и т.п.), так и в его внутренней среде (модернизация организационной структуры, цифровизация процессов управления, внедрение интегрированных систем менеджмента качества, повышение/снижение квалификации персонала, финансовая устойчивость и пр.) [1; 12; 14]. Именно поэтому разработки в области управления качеством, эффективно использовавшиеся до настоящего времени, непрерывно требуют пересмотра и адаптации к специфике функционирования и развития современных предприятий [4; 5; 8].
Для того, чтобы провести оценку уровня качества продукции, необходимо последовательное решение следующих задач: прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции; планирование повышения качества и объемов производства; обоснование освоения новых видов продукции; выбор наилучших образцов; обоснование целесообразности снятия продукции с производства; аттестация (сертификация); обоснование возможности реализации продукции за рубежом; оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов; контроль качества; стимулирование повышения качества; анализ динамики уровня качества; анализ информации о качестве и др. [9].
Материалы и методы исследования. Проведение оценки уровня качества продукции можно представить последовательностью взаимосвязанных этапов (рис. 1). Сущность каждого из представленных на рисунке этапов и выполняемые на каждом из них объемы работ зависят, главным образом, от цели проведения оценки качества продукции. Она же определяет и выбор показателей качества для контроля и анализа, и какие методы потребуются для определения их значений (и точность их определения), и какие средства для этого потребуются. Также необходимо определиться, как и в какой форме следует обрабатывать и представлять результаты проведенных оценок, какие варианты возможных решений нужно сопоставить между собой и на какие вопросы следует дать ответы при обосновании рекомендаций. Для этого могут применяться различные аналитические методы.
Рисунок 1 - Последовательность этапов оценки уровня качества продукции
Метод оценки качества продукции представляет собой совокупность логических и математических операций по использованию отдельных показателей качества продукции или их сочетания, которые предназначены
для определения качества изделия на основе их сравнения с подобными вариантами изделий в целях принятия решения о выборе наиболее подходящего по качеству варианта для потребителя. Рассмотрим наиболее распространившиеся методы, не противоречащие друг другу и имеющие наибольшее практическое значение.
При расчетном методе определения значений показателей качества используются теоретические или эмпирические зависимости показателей качества товаров от их параметров. Экспертный метод оценки численных значений качественных показателей реализуется на основании суждений, выдвигаемых экспертами; чем выше квалификация эксперта - тем, соответственно, точнее результат.
Органолептический метод определения значений показателей свойств и оценки качества продукции реализуется на основе анализа восприятия органами чувств человека - зрения, слуха, обоняния и осязания, не прибегая к техническим средствам измерения. Напротив, при использовании измерительного метода определение значений показателей качества продукции осуществляется с помощью технических средств измерений, которыми чаще всего могут служить меры и измерительные приборы.
Социологический метод - это метод определения показателей качества продукции, который базируется на сборе и анализе мнений ее фактических или потенциальных потребителей. Регистрационный метод основан на регистрации и итоговом расчете числа определенных событий (например, отказов при испытаниях) или предметов. Вычислительный метод основан на применении специальных математических и эконометрических моделей для определения значений показателей качества продукции.
При дифференциальном методе сопоставляются значения единичных показателей качества оцениваемого и базового (эталонного, типового) образцов. При этом выясняется, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он был достигнут, и какие показатели существенно отличаются от базовых. Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на использовании составных (интегральных) показателей ее качества. При смешанном методе оценки качества продукции одновременно используются комплексный и дифференциальный методы.
Каждый из рассматриваемых здесь методов оценки уровня качества продукции может быть реализован в определенной области, так как обладает методическими особенностями при практическом применении. Все эти методы применяются как отдельно, так и в разнообразных сочетаниях. Конечно, самым универсальным является комплексный метод оценки уровня качества, при использовании которого могут совмещаться несколько различных методов.
Получаемая количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Требования, которые предъявляются к показателям качества продукции, таковы: простота определения, измерения и контроля; монотонная связь с качеством при условии постоянства остальных показателей; наглядность отображения свойств объекта или процесса; соответствие рассматриваемым свойствам; хорошая чувствительность к изменению этих свойств; устойчивость к случайным помехам. Показатели качества выражаются в различных физических единицах измерения (метр, секунда и т.п.), условных единицах измерения (балл, рубль и пр.), а также могут быть безразмерными (вероятность ожидаемого события).
Номенклатура показателей качества продукции представляет собой совокупность показателей ее качества по характеризуемым свойствам, нормативно принятую для общей оценки уровня качества этой продукции. Так, свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливающие область ее применения, характеризуются показателями назначения. Для объективной оценки уровня качества продукции необходимо использование комплекса взаимосвязанных технико-экономических, организационных и других показателей, т.е. определенной их номенклатуры. Ни один показатель не может использоваться в одиночку для обоснования выводов, ссылаясь на результаты оценки [2, с. 776].
Показатели качества классифицируются по разным признакам, и состав выбираемых показателей зависит от характера решаемых задач (рис. 2). Так, показатели надежности характеризуют такие свойства продукции, как безотказность, ремонтопригодность, восстанавливаемость, сохраняемость и долговечность. Показатели технологичности являются определяющими для показателей экономичности, включая удельную трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия, длительность цикла технического обслуживания и ремонтов и пр.
Рисунок 2 - Состав и выбор показателей качества продукции
Благодаря показателям экономичности возможно определить совершенство изделия по уровню материальных, топливно-энергетических затрат и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию, т.е. себестоимость, цену покупки, цену потребления, рентабельность и пр. Эргономический показатель описывает систему «человек - изделие - среда использования» и комплексно учитывает гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические свойства людей. Эстетическими показателями можно охарактеризовать информационно-художественную выразительность изделия, рациональность формы и целостность композиции.
К показателям стандартизации и унификации, характеризующим насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, относятся коэффициенты применяемости, повторяемости и унификации изделия или группы изделий. Патентно-правовыми показателями характеризуется степень патентной чистоты технических решений, которые были использованы в изделии и определяют конкурентоспособность выпускаемой предприятием продукции на внутреннем и внешнем рынке. Экологические показатели отображают уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия.
Показателем безопасности можно выявить особенности продукции, которые при ее использовании гарантируют безопасность человека и других объектов. При помощи определяющего показателя принимается решение об оценке качества, свойства которого могут характеризоваться единичными, комплексными или интегральными показателями, относящимися к классификационному признаку показателей качества продукции. Оптимальным значением показателя качества продукции можно считать то, при котором был достигнут наиболее полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию (потребление).
Стандартом (в широком смысле) является образец, эталон или модель, которые считаются исходными для сопоставления с ними подобных объектов. Для определения уровня качества продукции существуют между-
народные стандарты серии ISO 9000, которые описывают требования к системе менеджмента качества предприятий и организаций. Соответствие требованиям ISO 9001 считается минимальным уровнем, при котором возникает возможность вхождения на рынок. Если выпускаемая продукция соответствует требованиям ISO 9001, то это свидетельствует о некотором уровне надежности поставщика и добротности его компании.
Отметим, что сертификат соответствия ISO 9001 выступает внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта. Вместе с тем, после принятия третьей версии стандартов ISO 9000 (в 2000 г.) все больше внимания стало уделяться способностям предприятия удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. К примеру, ISO 9004 акцентируется на достижении устойчивого успеха. В целом, стандарт серии ISO 9000 не является стандартом качества собственно продукта и, следовательно, не гарантирует высокое качество продукции. В итоге, все рассмотренные стандарты помогают предприятиям сформировать их систему менеджмента при помощи введения системообразующих понятий, таких как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия [11].
Рассмотрим далее особенности оценки состояния производства в технологическом процессе (на примере промышленного предприятия АО «СЗП», выпускающего широкий ассортимент медицинского стекла - ампулы, стеклотрубку, колбы, флаконы и пр.). Любое производственное предприятие функционирует, выполняя упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий - с момента возникновения исходных данных до получения конечного результата; такая последовательность называется технологическим процессом. На АО «СЗП» технологический процесс изготовления изделий является полным (замкнутым) циклом производства, который начинается с варки стекла и заканчивается изготовлением и реализацией широкого ассортимента продукции медицинского назначения (рис. 3).
Рисунок 3 - Технологический процесс обследуемого предприятия
Для обеспечения требуемого контроля стабильности технологического процесса воспользуемся линейчатым графиком - контрольной картой Шухарта. Ее построение обеспечивает возможность проконтролировать, не выходят ли за установленные границы параметры заданных процессов. Таким образом, по карте Шухарта можно определить, существуют ли сбои в системе производства на обследуемом предприятии АО «СЗП» (рис. 4). Представленные на графике данные свидетельствуют, что анализируемый технологический процесс не выходит за граничные значения - следовательно, в ближайшее время нет необходимости проводить какие-либо действия по его корректировке. В самом деле, предприятием два-три года назад проводилась модернизация оборудования и технологического процесса, направленная на выпуск новой, качественной и высококонкурентоспособной продукции по международным стандартам ISO.
Как следствие проведенной модернизации производства и управления, основные экономические показатели результативности деятельности предприятия АО «СЗП» ощутимо увеличились. Вместе с тем, в соответствии с возросшими требованиями потребителей предприятием была проведена оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, направленная на производство более сложной в плане исполнения, отвечающей повышенным требованиям и, соответственно, более дорогой продукции. На среднесрочную перспективу АО «СЗП» планирует увеличивать производство и продажу ампул, полностью обеспечивать потребности ампульного производства собственной стеклотрубкой (с реализацией излишков на сторону), наращивать объемы продаж, повышать технический уровень производства и качество выпускаемой продукции, внедрять международные стандарты производства, повышать финансовую устойчивость и экономическую эффективность предприятия.
Чтобы предупредить появление возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе производства медицинского стекла, воспользуемся диаграммой PDPC (диаграммой принятия решений) - она позволяет не только выявлять риски, но и разрабатывать корректирующие действия с целью их снижения или устранения [6] (рис. 5). Представленный на рисунке фрагмент диаграммы наглядно демонстрирует, какие риски могут возникнуть при выполнении той или иной производственной операции - в результате расширяются возможности обоснованного выбора наиболее подходящих корректирующих воздействий для снижения (или предупреждения) рисков.
Как и в любой организации, на обследуемом предприятии АО «СЗП» назначаются сотрудники, отвечающие за результат определенной операции или задачи в процессе производства и управления. Это компактно отображается в матрице ответственности (табл. 1). При заполнении этой таблицы обычно используются следующие обозначения: О - ответственный за процесс, И - исполнитель процесса, К - консультант. Анализ такой матрицы ответственности позволяет выявить (уточнить), кто руководит выполнением определенного процесса производства, и кто ответственен за результат данного процесса [10].
Элементы плана
Риски
Корректирующие действия
V7
Диаграмма принятия решений
Рисунок 5 - Фрагмент диаграммы по снижению производственных рисков
Таблица 1 - Матрица ответственности за процессы на обследуемом предприятии
^\Подразделение Операция Генеральный директор Главный инженер Директор по экономике и финансам Производственно-диспетчерский отдел Транспортный отдел Отдел технического контроля и управления качеством
Разработка плана производства И К
Определение финансовых потребностей для выпуска продукции О И
Определение требуемых характеристик продукта К О И
Анализ системы менеджмента качества О И
Анализ продукта на предмет соответствия требованиям безопасности К О И
Формование и контроль геометрических размеров И О
Нанесение кольца излома и отжиг О И
Раскалибровка по диаметру стебля О И
Упаковывание и реализация продукции медицинского назначения О И
Вернемся к рассмотренным в начале показателям уровня качества выпускаемой продукции и проведем анализ наиболее значимых из них для обследуемого промышленного предприятия АО «СЗП». Особое внимание при этом уделяется показателям стандартизации и унификации - определяющим критериям качества, отображающим степень применения стандартных, унифицированных и неповторимых компонентов в составе продукта (рис. 6).
Коэффициенты стандартизации и унификации
Коэффициент применяемости
Коэффициент унификации изделия или изделий
Коэффициент повторяемости составных частей изделия
Коэффициент нового оригинального конструирования
Коэффициент серийности
Коэффициент экономической эффективности стандартизации объекта
Коэффициент межпроектной унификации комплектов конструкции изделия
Рисунок 6 - Дифференциация коэффициентов стандартизации и унификации
Для того чтобы оценивать уровень качества выпускаемой продукции и эффективность мероприятий по стандартизации и унификации на предприятии, необходимо обоснованно определять значения и своевременно отслеживать динамику показателей стандартизации. Наиболее часто используемыми показателями стандартизации и унификации являются следующие аналитические коэффициенты: стандартизации, унификации, применяемости, повторяемости. Оценим уровень стандартизации и унификации выпускаемой предприятием АО «СЗП» продукции по двум видам коэффициента применяемости. Необходимые данные производственного учета - в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели-характеристики стандартизации и унификации
" ——^^^^ Годы Показатели ——^^^^ Базисный Отчетный
Общее число деталей, шт. 365 365
Число оригинальных деталей, шт. 83 74
Стоимость всех деталей, руб. 12500 12550
Стоимость оригинальных деталей, руб. 5250 5100
Для оценки уровня применяемости составных элементов в конечных изделиях рассчитаем коэффициент применяемости (в различных отраслях промышленности он определяется при помощи дифференцированных параметров, характеризующих уровень унификации изделий в процентах) [13].
Коэффициент применяемости по числу деталей рассчитывается по следующей формуле:
У _ побщ пориг
Кпр.ч. — п '
пориг
где побщ - общее число деталей;
пориг - количество оригинальных деталей.
Кпр.ч. баз.года — 365 * 100% = 77,3% 365—74
Кпр.ч. отч.года — 365 * 100% = 79,8%
Далее рассчитаем коэффициент применяемости по стоимости деталей.
™ _ ^ст - ^ориг
Кпр.ст. — N '
^ст
где Ncт - стоимость всех деталей;
№риг - стоимость оригинальных деталей.
Кпр.ст. баз.года — -^0—5- * 100% = 58%
Кпр.ст. отч.года 12550 * 100% = 59,4%
Выполнив расчеты по двум видам коэффициентов применяемости, видим рост уровня стандартизации и унификации выпускаемой продукции в отчетном году в сравнении с базисным. Уровень унификации по числу деталей вырос на 2,5%, а по стоимости деталей на 1,4%. Рост значений этих коэффициентов свидетельствует, что на обследуемом предприятии АО «СЗП» создана необходимая техническая база для организации массового производства продукции, повышается общий уровень качества выпускаемой продукции, внедряется новое оборудование и технологические процессы, обеспечивающие выпуск соответствующей стандартам высококачественной конкурентоспособной продукции.
Безусловно, достигаемые значения показателей качества продукции зависят не только от нового оборудования и высоких технологий, но и от дефектов, которые могут возникать в процессе производства продукции. Для предотвращения появления таких дефектов на обследуемом предприятии АО «СЗП» рекомендовано использование контрольного листка, в котором ведется сбор и подсчет данных по дням недели (табл. 3). По итоговым обобщенным данным контрольного листка можно сделать вывод, что продукция обследуемого предприятия наиболее часто получает поверхностные царапины, то есть небольшие повреждения, которые связаны не с производственным процессом, а внешней средой (например, транспортировкой).
Таблица 3 - Контрольный листок для сбора данных о возникающих дефектах
Тип дефекта ПН ВТ СР ЧТ ПТ Итого
Вмятины I I I I I I I I 8
Трещины I I I I I I 6
Пятна I I I 3
Поверхностные царапины I I I I I I I I I I I I 12
Деформация I I I I I 5
Итого 7 6 6 7 8 34
Для сосредоточения усилий и ресурсов на устранении возникающих и регистрируемых дефектов (табл. 4), а также расстановки приоритетов при решении возникающих проблем можно использовать столбчатую диаграмму Парето, которая позволяет определить наиболее и наименее значимые дефекты (рис. 7).
Таблица 4 - Регистрируемые дефекты изделий на обследуемом предприятии
Тип дефекта Процент от общего числа регистрируемых дефектов
Вмятины 26
Трещины 21
Пятна 4
Поверхностные царапины 40
Деформация 9
Рисунок 7 - Диаграмма Парето для оценки распределения причин дефектов
По построенной диаграмме Парето видно, что больше всего анализируемая продукция получает поверхностных царапин, в то время как пятна и деформация при производстве стеклянных трубок и ампул встречаются на обследуемом предприятии реже всего. Во избежание (предупреждение) всех таких дефектов сотрудникам следует бережнее относиться к произведенной продукции и внимательнее следить за всеми этапами операционного процесса.
Результаты и их обсуждение. В результате проведенных исследований можно сделать вывод, что иногда возникающие на обследуемом промышленном предприятии АО «СЗП» дефекты при производстве изделий существенно не влияют на качество производимого медицинского стекла и выпускаемых стеклянных трубок и ампул, а наоборот, придают «импульс» специалистам для разработки новых стратегий, путей предупреждения и уменьшения производственных рисков.
Как было показано выше, качество продукции может выступать и как важнейший индикатор, отражающий суммарную эффективность и результативность деятельности предприятия. На его уровень и динамику оказывают влияние множество факторов, одним из которых является научно-технический прогресс (рис. 8).
Рисунок 8 - Способы повышения качества выпускаемой продукции
В настоящее время роль научно-технического прогресса повсеместно и непрерывно возрастает, так как активное и своевременное использование передовых достижений науки и практики дает предприятию возможность применять в производстве продукции современную технику и технологию, использовать новые виды энергии, автоматизировать производство, проводить цифровизацию управления, что в результате позволяет ощутимо повысить уровень качества продукции и ее конкурентоспособность, а также в целом улучшить положение предприятия. Масштабное внедрение высокотехнологичного оборудования на предприятии дает возможность достигнуть более высокого уровня ресурсосбережения. Кроме того, в медицинской промышленности пристальное внимание уделяется безопасности выпускаемой продукции и ее соответствию современным стандартам качества - и поэтому внедрение достижений научно-технического прогресса особенно важно для предприятий данной отрасли, поскольку обеспечивает реализацию экологически чистых, безопасных и экономически выгодных технологий, создание и применение новых видов техники и материалов.
Так как главной целью деятельности предприятия в области качества является обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции и максимальное удовлетворение требований потребителей, для использования в практике рационализации производства и управления можно детализировать наиболее значимые задачи в этой сфере [3, с. 72-74] (рис. 9).
Л щчи предприятия в удовлетворении требований потребителей J Своевременное удовлетворение потребителя в продукции и услугах высокого качества
Обеспечение работников объединения рабочими местами и социальными благами
£-► Достижение и поддержание качества продукции на уровне, постоянно отвечающем установленным или предполагаемым требованиям потребителя
Обеспечение у потребителя уверенности в том, что поставляемая продукция обладает заданным качеством
СП v У
Рост прибыли за счет снижения затрат, связанных с обеспечением стабильности качества продукции
Рисунок 9 - Задачи предприятия в удовлетворении требований потребителей
Вообще, как экономическая категория, качество в значительной степени формирует такие экономические показатели предприятия, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др. Повышение качества обеспечивает заметную экономию средств предприятий. Вследствие применения достижений научно-технического прогресса предприятие, практически полностью трансформируя процессы производства и управления, становится все более и более эффективным [7, с. 92-94]. Именно повышение качества продукции является ключевым требованием, неукоснительно придерживаясь которого, можно обеспечить успех на рынке.
Заключение. Таким образом, благодаря внедрению цифровых технологий и инноваций под влиянием научно-технического прогресса, предприятие «упрощает» процесс производства продукции, увеличивает объем выпуска, уменьшает затраты, улучшает экономические показатели предприятия, а самое главное - повышает качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции на рынке.
В целом, итоги изучения обширного спектра реализуемых подходов, методов и инструментов, стандартов и факторов, особенностей современного управления качеством приводят к выводу о том, что это сложный экономико-управленческий феномен, грамотное и эффективное использование которого требует наличия у специалистов глубоких научно-методических знаний, а также понимания его технологий и процедур реализации в практике деятельности предприятий. В целом, проведенное исследование позволило получить систему представлений по формированию, внедрению, модернизации и развитию системы менеджмента качества на предприятии в условиях институциональной трансформации российской экономики и общества.
Источники:
1. Адаменко А.А. Управленческая отчетность как неотъемлемая составляющая системы контроллинга // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2012. - № 1-2 (53-54). - С. 8-13.
2. Адаменко А.А., Азиева З.И., Мкртычан А.Э. Перспективный управленческий анализ в системе формирования финансовых результатов организации // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-1 (66). - С. 774-777.
3. Белоусова Л.С., Мигунова Е.А. Применение методики интегральной оценки уровня развития промышленного предприятия по основным функциональным блокам для целей планирования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 2. - С. 69-76.
4. Бодрунов С.Д. Ноономика: концептуальные основы новой парадигмы развития // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2019. - Том 20. № 1. - С. 5-12.
5. Бодрунов С.Д., Демиденко Д.С., Плотников В.А. Реиндустриализация и становление «цифровой экономики»: гармонизация тенденций через процесс инновационного развития // Управленческое консультирование. - 2018. -№ 2 (110). - С. 43-54.
6. Брагина А.В., Вертакова Ю.В., Евченко А.В. Формирование и развитие сквозных технологий планирования деятельности предприятия в условиях цифровизации экономики: теория и практика: Монография. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. - 127 с.
7. Демченко А.А. Реструктуризация предприятия на основе маркетинговой концепции // Маркетинг. - 2007. -№ 6 (97). - С. 89-96.
8. Демченко А.А., Евченко А.В. Совершенствование системы менеджмента качества средствами экспертно-аналити-ческой диагностики и конкурентного бенчмаркинга // Наука и практика регионов. - 2020. - № 2 (19). - С. 45-53.
9. Демченко А.А., Евченко А.В., Есенкова Г.А. Система менеджмента качества: диагностический анализ и рационализация бизнес-процессов: Учебное пособие / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. - 159 с.
10. Железняков С.С. Формирование производственной программы предприятия в посткризисный период // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2012. - № 2. -С. 113-121.
11. Институциональная трансформация социально-экономических систем в условиях цифровизации: состояние, тренды, проблемы и перспективы: Монография / Вертакова Ю.В., Андросова И.В., Акулова Ю.А. и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. Ю.В. Вертаковой. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. - 294 с.
12. Калимов О.В., Попов М.А., Родионова И.Н. Влияние качества технико-экономического анализа технологического процесса на эффективность производства // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: Сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции / Юго-Западный государственный университет. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2014. - С. 137-139.
13. Мильгунова И.В., Вертакова Ю.В., Колмыкова Т.С. Формирование и оценка конкурентных преимуществ промышленных предприятий: Монография / Юго-Западный государственный университет. - Курск, 2012. - 151 с.
14. Храпова О.Ю., Алтунина Л.Н. Исследование внутренних бизнес-процессов промышленного предприятия с использованием статистических методов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 3. - С. 104-111.
References:
1. Adamenko A.A. Management reporting as an integral part of the controlling system // Economy. Right. Print. Bulletin of KSEI. - 2012. - No. 1-2 (53-54). - P. 8-13.
2. Adamenko A.A., Aziyeva Z.I., Mkrtchyan A.E. Prospective management analysis in the organization's financial results generation system // Economy and entrepreneurship. - 2016. - No. 1-1 (66). - P. 774-777.
3. Belousova L.S., Migunova E.A. Application of the method of integrated assessment of the level of development of an industrial enterprise by the main functional blocks for planning purposes // Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. - 2013. - No. 2. - P. 69-76.
4. Bodrunov S.D. Noonomics: conceptual foundations of a new development paradigm // Proceedings of the Ural state University of Economics. - 2019. - Vol. 20. No. 1. - P. 5-12.
5. Bodrunov S.D., Demidenko D.S., Plotnikov V.A. Reindustrialization and formation of the «digital economy»: harmonization of trends through the process of innovative development // Management consultation. - 2018. - No. 2 (110). - P. 43-54.
6. Bragina A.V., Vertakova Yu.V., Evchenko A.V. Formation and development of end-to-end enterprise planning technologies in the context of digitalization of the economy: theory and practice: Scientific Monograph. - Kursk: University book, 2020. -127 p.
7. Demchenko A.A. Enterprise restructuring based on a marketing concept // Marketing. - 2007. - No. 6 (97). - P. 89-96.
8. Demchenko A.A., Evchenko A.V. Improvement of the quality management system by means of expert-analytical diagnostics and competitive benchmarking // Regional science and practice. - 2020. - No. 2 (19). - P. 45-53.
9. Demchenko A.A., Evchenko A.V., Esenkova G.A. Quality management system: diagnostic analysis and business process rationalization: Textbook / Financial University under the Government of the Russian Federation, Kursk branch. - Kursk: University book, 2020. - 159 p.
10. Zheleznyakov S.S. Formation of the company's production program in the post-crisis period // Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. - 2012. - No. 2. - P. 113-121.
11. Institutional transformation of socio-economic systems in the context of digitalization: status, trends, problems and prospects: Scientific Monograph / Vertakova Yu.V., Androsova I.V., Akulova Yu.A. etc.; edited by Yu.V. Vertakova. - Kursk: University book, 2020. - 294 p.
12. Kalimov O.V., Popov M.A., Rodionova I.N. Influence of the quality of technical and economic analysis of the technological process on production efficiency // Managing the socio-economic development of regions: problems and solutions: Collection of scientific articles of the 4th International scientific and practical conference / Southwest State University. - Kursk: University book, 2014. - P. 137-139.
13. Milgunova I.V., Vertakova Yu.V., Kolmykova T.S. Formation and evaluation of competitive advantages of industrial enterprises: Scientific Monograph / Southwest State University. - Kursk, 2012. - 151 p.
14. Khrapova O.Yu., Altunina L.N. Research of internal business processes of an industrial enterprise using statistical methods // Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. - 2013. - No. 3. - Pp. 104-111.