Научная статья на тему 'Стандартизация как основа разработки систем управления качеством и формирования принципов всеобщего менеджмента качества'

Стандартизация как основа разработки систем управления качеством и формирования принципов всеобщего менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
899
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / ПРИНЦИПЫ ВСЕОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СЕМЕЙСТВО СТАНДАРТОВ ИСО-9000 / STANDARDIZATION / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / PRINCIPLES OF GENERAL QUALITY MANAGEMENT / THE FAMILY OF ISO-9000 STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гутгарц Римма Давыдовна

Обосновано, что одной из проблем современных предприятий является создание системы менеджмента качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции и построенной на основе использования принципов и методов стандартизации. Показано, что существует прямая зависимость между системой управления качеством, основанной на внедрении стандартов ИСО-9000, и системой обеспечения динамического качества, прогнозированием и диагностикой обеспечения систем качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS AND THE FORMATION OF THE PRINCIPLES OF GENERAL QUALITY MANAGEMENT

The author proves that one of the problems of modern enterprises is the creation of the system of quality management, which is capable to support the production of competitive products, and is built on the basis of principles and methods of standardization. The author demonstrates that there is a direct dependence between the system of quality management based on the introduction of ISO-9000 standards, and the system of dynamic quality provision, forecasting and the diagnosis of quality systems provision.

Текст научной работы на тему «Стандартизация как основа разработки систем управления качеством и формирования принципов всеобщего менеджмента качества»

- инвестор стратегического типа стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности, стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании, активно участвует в управлении компанией, в основном стремится инвестировать в компании из смежных отраслей, «участие» инвестора часто не ограничивается конкретными сроками. При этом получающая инвестиции компания может иметь дополнительные выгоды (например, в виде гарантированных поставок и реализации, персонала, логистических цепочек и др.). В России стратегические инвесторы представлены в основном крупными транснациональными компаниями, заинтересованными в получении полного контроля над бизнесом. Например, консигнация, ее применяют при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить: при продаже новых учебников для институтов книгоиздатели посылают свои книги на точки торговли с условием их возврата, если они не будут куплены («отдать товар на реализацию»).

Управление дебиторской задолженностью: финансовые менеджеры обязаны контролировать итоги дебиторской задолженности предприятия. Так, грамотное управление и сопоставимое соотношение дебиторской задолженности клиентов и кредиторской задолженности поставщикам и банкам позволяет предприятию наиболее оптимально использовать имеющиеся финансовые ресурсы с максимальной отдачей, в том числе и для вложения ресурсов в инновационные проекты .

Проектное финансирование - перспективный инструмент будущего. Через проектное финансирование растет объем привлекаемых инвестиций в производственные и инфраструктурные сферы. Обычно инвестором выступает крупная финансовая структура (банк, фонд, холдинг и др.). Выделяют некоторые особенности проектного финансирования:

1) объект вложения средств инвесторов - конкретный инвестиционный проект, а не в целом произ-

Библиографический список

водственно-хозяйственная деятельность компании -получателя средств;

2) для получения и использования проектного финансирования создают отдельную «проектную» компанию;

3) источник возврата вложенных средств - прибыль от реализации инвестиционного проекта (обособленная от финансовых результатов деятельности инициаторов проектов);

4) в рамках комплекса финансирования могут использоваться многообразные источники и формы финансирования (кредит, финансовый лизинг, приобретение банком доли в уставном капитале инициатора проекта, учреждение новой специальной компании с долевым участием инициатора проекта, банка и привлеченных соинвесторов, выпуск целевых облигационных займов и т.д.);

5) отсутствие типичного для банков инструмента гарантий (это не исключает получение ряда гарантий на разных этапах проекта), основная гарантия - будущий поток денежных средств (cash flow).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что источником финансирования инновационных проектов может являться как объект/субъект гражданских прав (предприятие, государство, частные лица), так и непосредственно ресурсы (финансовые, материальные, др.). Организация финансирования должна быть ориентирована на множественность источников финансирования и подразумевать эффективное внедрение инноваций с их коммерческой выгодой и мобильностью во времени, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

Между компаниями долгосрочные цели; внутренняя диверсификация в быстроразвивающиеся отрасли; тесные взаимоотношения с правительством.

Преимущества японской модели менеджмента, которые выделяют и западные, и японские ученые, включают быстрый рост квалификации сотрудников, сильное чувство общности.

1. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ

2.Гвардин С. В. IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний. М.: Вершина, 2007.

3. Никонова И. А. Ценные бумаги для бизнеса: как повысить стоимость компании с помощью IPO. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

4. Бердеев З. Рынок IPO: кто следующий? РЦБ 2006 №2. С. 38-41.

5. Сребник Б.В. IPO как инструмент привлечения финансовых ресурсов // Финансы 2006 №8. С .76-77.

6. IPO вытесняет внешние кредиты // Коммерсант №31 2007.

УДК 621.01(07)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ВСЕОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Р.Д.Гутгарц1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Обосновано, что одной из проблем современных предприятий является создание системы менеджмента качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции и построенной на основе использо-

1Гутгарц Римма Давыдовна, доктор экономических наук, профессор кафедры автоматизированных систем, тел.: (3952)405117.

Gutgartz Rimma Davydovna, a doctor of economic sciences, a professor of the Chair of Automated Systems, tel.: (3952) 405117.

вания принципов и методов стандартизации. Показано, что существует прямая зависимость между системой управления качеством, основанной на внедрении стандартов ИСО-9000, и системой обеспечения динамического качества, прогнозированием и диагностикой обеспечения систем качества. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: стандартизация; система управления качеством; принципы всеобщего менеджмента качества; семейство стандартов ИСО-9000.

STANDARDIZATION AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS AND THE FORMATION OF THE PRINCIPLES OF GENERAL QUALITY MANAGEMENT R.D. Gutgartz

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author proves that one of the problems of modern enterprises is the creation of the system of quality management, which is capable to support the production of competitive products, and is built on the basis of principles and methods of standardization. The author demonstrates that there is a direct dependence between the system of quality management based on the introduction of IS0-9000 standards, and the system of dynamic quality provision, forecasting and the diagnosis of quality systems provision. 7 sources.

Key words: standardization; quality management system; principles of general quality management; the family of ISO-9000 standards.

В связи с интеграцией России в мировое торговое сообщество, для российских предприятий становится актуальной задача создания и сертификации собственных систем качества. Актуальность данной задачи обусловлена прежде всего тем, что в последнее время все более расширяется круг товаров и услуг, в отношении которых европейские директивы выдвигают требования обязательной сертификации систем качества.

Организациям, являющимся постоянными потребителями продукции или услуг других организаций, как правило, недостаточно того, что они однократно получают товар, имеющий сертификат качества. Потребителям нужны гарантии того, что они и в дальнейшем будут получать качественный товар. Такой гарантией является сертифицированная система качества организации - поставщика. Создание и поддержание системы качества на необходимом уровне требуют адекватных ресурсов, таких как оборудование и квалифицированные в области качества кадры. С точки зрения минимизации затрат для предприятий выгоднее организовать обучение качеству (повышение квалификации) имеющегося персонала, чем набирать новый персонал и адаптировать его к деятельности предприятия. Следуя модели систематического обучения, схему обучения можно выразить так: личность не может на должном уровне выполнить задачу и поэтому нуждается в обучении.

Одной из проблем современных предприятий, фирм, иных производств является отсутствие системы менеджмента качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Существует прямая зависимость между системой управления качеством, основанной на внедрении стандартов ИСО-9000, и системой обеспечения динамического качества как составляющей всей исходной системы, прогнозированием и диагностикой обеспечения систем качества. Эта зависимость, прежде всего, определяется выбором критериев качества, удовлетворение которым является необходимым условием нор-

мального, конкурентоспособного существования и эксплуатации рассматриваемого производства. Очевидной становится необходимость применения системного подхода для выполнения анализа технического состояния и управления динамическими параметрами системы. Разработка систем менеджмента качества (СМК), обеспечение качества продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) являются важнейшими средствами конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в ходе эксплуатации, а для сложных видов оборудования - с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. Разрабатываемые СМК основаны на реализации семейства международных стандартов (МС) ИСО-9000. Необходимо отметить следующие важные особенности применения этих стандартов:

1. В стандартах ИСО жестко определена роль заказчика (потребителя) в установлении требований как к продукции, так и к системе качества, товаропроизводитель должен доказывать свою способность поставлять продукцию заданного или необходимого качества.

2.Товаропроизводителю необходимо иметь документированную систему качества.

3. В МС ИСО - 9000 зафиксировано право заказчика на инспекцию системы качества. Устанавливает-

ся право заказчика потребовать до заключения контракта на поставку продукции внести в систему необходимые изменения.

4. Стандарты ИСО-9000 предусматривают разнообразные модели систем качества для различных условий контактов.

5. Этот принцип развивается и в структуре стандартов, которая предусматривает модель для обеспечения качества:

-при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании; -при производстве и монтаже.

Стандарты ИСО-9000 исходят из следующих положений:

1. Качество продукции - это характерный управляемый объект. Управляющие воздействия следует осуществлять на основе принципов систем автоматического регулирования, последовательно устанавливая задания по качеству, организуя действия исполнительного механизма, обеспечивающего выполнение этих заданий, сравнивая фактическое значение полученного результата с входным заданием, реализуя прямые и обратные связи и возможности воздействия на исполнительный механизм в случае возникновения отклонений значений выхода от входа в процесс.

2. Управление качеством имеет своей целью создание продукции такого уровня качества, который удовлетворяет определенным потребностям, запросам потребителей, установленным требованиям.

3.Управление качеством - органическая составляющая общей системы управления предприятием.

4. В управлении и обеспечении качества участвует весь персонал.

5. Управление качеством должно распространяться на все стадии ЖЦИ и на все иерархические уровни управления предприятием.

6. Управление качеством - это четкое взаимодействие всех структур, всех участников производственного процесса, имеющее хорошо сформулированную цель- обеспечение или улучшение качества.

7. Система управления качеством создается на основе заранее разработанной модели.

8. Действия персонала системы, его обязанности, ответственность и права строго документируются.

В большей степени подходы TQM изложены в МС ИСО 9004:2000, являющимся методическим пособием по применению системы качества. МС ИСО 9001:2000 содержит минимум требований для удовлетворения запросов потребителей. Но все же между стандартами ИСО серии 9000 и концепцией TQM можно выделить ряд отличий.

Реальной основой для внедрения на российских предприятиях системы TQM следует считать стандарты ИСО серии 9000-2000, поскольку по своей сути они основаны на ее принципах. Основное же отличие TQM от стандартов ИСО серии 9000 состоит в том, что TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень, а внедрение стандартов ИСО серии 9000

скорее направлено на снижение вероятности сделать что-либо неверно.

Практическими шагами в этом направлении могут быть:

• принятие решения о внедрении стандарта ИСО 9004-2008;

• обучение стандарту всего персонала предприятия;

• накапливание банка методов управления качеством продукции;

• определение применяемости этих методов;

• обучение персонала методам управления качеством;

• применение стандарта ИСО 9004-2009 в совокупности с методами управления качеством;

• по возможности использование услуг квалифицированных консультантов.

Совершенствовать качество можно с помощью статистических методов - основных инструментов всеобщего качества (TQM). Одним из принципов TQM является то, что в основе принятия решений должны быть только факты, а не интуиция. Главные причины трудностей, возникающих при создании и обеспечении качества, - ложные представления и ошибочные действия. Чтобы различить, что ложно, а что ошибочно, нужно организовать процесс поиска фактов, то есть статистического материала. Сам по себе статистический материал, без обработки и анализа, не позволяет решить возникшую проблему. Вопросами сбора, обработки и анализа результатов занимается математическая статистика, которая включает различные методы, подходы, принципы. В соответствии с терминологией международного стандарта ISO 9000, процесс - совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие. Задача трендового прогнозирования, как развития инструментов качества, - предсказание будущих значений временного ряда на основании прошлых наблюдений. При этом можно выделить две разновидности решаемых задач:

- общий закон изменения прогнозируемого процесса не детерминирован;

- общий закон изменения прогнозируемого процесса известен, однако неизвестны характеризующие его параметры.

Первый тип задач предлагается решать при помощи трендового прогнозирования, второй - при помощи минимизации целевой функции, описывающей закон изменения процесса с использованием специальных алгоритмов.

Прогнозирование с помощью трендов - один из методов статистического прогнозирования. При прогнозировании тренд, в основном, используют для долговременных прогнозов. Точность краткосрочных прогнозов, основанных только на подобранной кривой тренда, как правило, недостаточна. В случаях, когда определение коэффициентов линейного тренда по методу наименьших квадратов не дает хороших результатов, целесообразно воспользоваться ROBUST-алгоритмами. Для проверки согласия построенной линии тренда с результатами эксперимента обычно вводят следующие числовые характеристики: коэффициент корреляции (линейная зависимость), корре-

ляционное отношение и коэффициент детерминированности.

Как развитие инструментов качества следует рассматривать применение методов математического программирования. В основе математического программирования лежит математический аппарат решения задач оптимизации. Большинство практических задач, связанных с оптимизацией качества сложных объектов, характеризуются многими критериями, причем выбрать из них один как целевую функцию, а остальные рассматривать как ограничения не всегда удается. Трудности обусловлены противоречивостью критериев, их физическим различием, наличием случайных факторов, а также ограниченностью или отсутствием информации о структуре объекта и его функциональных внутренних взаимосвязях.

По виду решаемой задачи управления и обеспечения качества при применении методов математического программирования выделяют следующие подходы: линейное программирование, нелинейное программирование, стохастическое программирование. Существуют также методы, которые при решении задач оптимизации учитывают специфику этих задач. Такие методы превосходят по эффективности общие алгоритмы и их выделяют в отдельный класс методов для решения задач специальной структуры. Можно выделить следующие разделы: целочисленное программирование, квадратичное, геометрическое программирование, сепарабельное, дробно-линейное.

Автоматизация производственных процессов в различных отраслях производства, в т.ч. в энергетике, на транспорте, в строительстве, в машиностроении, очевидно, связана с проблемой обеспечения качества систем управления, продукции и услуг. Это обусловливает необходимость формирования требований для проектирования и производства современных машин, обеспечения технологичности конструкций, качества изготовления и надежности работы машин. Необходим анализ влияния технологии изготовления деталей машин на их качество, определение основных принципов диагностики машин и оборудования, применение результатов анализа динамического качества виброактивных машин и оборудования на основе диагностики. Эффективными в задачах обеспечения качества являются методы диагностики неисправностей машинного оборудования при помощи вибрационных данных во взаимосвязи с параметрами рабочих процессов. Следует подчеркнуть преимущества систем вибромониторинга в качестве составной части предупредительного ремонта. Анализ основных принципов диагностики машин позволяет сформировать разные специфические симптомы неисправностей, сопровождаемые простыми математическими моделями. Аналитические модели динамического поведения машин (модели, базирующиеся на модальном подходе) позволяют проводить оценочную диагностическую процедуру в диагностике будущего. Для машин, которые имеют большой спектр проблем, желательно внедрять такие аналитические модели и проводить сравнение предыдущего и текущего состояний машин на базе контрольной информации,

когда возникают неисправности. Также можно использовать эти методы, когда планируются действия, направленные на корректировку состояния. Широкое распространение компьютеров ускорило развитие программ, предназначенных для определения разных аспектов динамического состояния машин. Метод конечных элементов позволил компьютеризировать расчет отклика структуры машины на вносимую силу, включая гидро/газодинамическое воздействие. В отличие от мониторинга назначением вибрационной диагностики в процессе эксплуатации оборудования является обнаружение изменений и прогноз развития не вибрационного, а технического состояния, причем каждого из его элементов, для которого существует реальная вероятность отказа в период между ремонтами. Алгоритм диагностики основан на том, чтобы из множества возможных состояний диагностируемого объекта- станка как интегральной модели или привода машин, оборудования, станков как метасистемы выделить одно, наиболее вероятное. Следовательно, задачей диагностики по совокупности диагностических параметров является идентификация множественных связей между структурными характеристиками и соответствующими диагностическими параметрами, что обусловливает применение диагностических матриц. Диагностическая матрица представляет собой двузначную логическую модель, определяющую связи между структурными и диагностическими параметрами при достижении ими допустимой величины.

В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель, как качество, играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующем движении. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата разрабатываются различные подходы к управлению качеством. Если говорить о перспективах, то это - освоение новых стандартов ИСО серии 9000, соискание Европейской премии по качеству, завоевание новых высот в качестве продукции.

Понимание необходимости введения систем качества сегодня актуально в отечественной промышленности, наблюдается активность их внедрения. Прежде всего это касается систем по международным стандартам ИСО серии 9000. Использование принципов TQM, модели «Превосходство бизнеса» EFQM -«Business Excellence» и критериев Европейской премии качества» позволяют предприятиям участвовать в конкурсах на премии Правительства РФ в области качества. Известно, что различия между подходами систем менеджмента качества семейства ИСО 9000 и моделями совершенства заключаются в их областях применения. Стандарты семейства ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению их деятельности, оценивание систем менеджмента качества устанавливает выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравни-

тельную оценку деятельности организации, и это применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций.

Исходя из изложенного, актуальным и необходимым становится решение задачи внедрения систем менеджмента качества, прогнозирование, оптимизация инструментов и диагностика обеспечения систем качества. В процессе распространения концепции системного подхода к управлению качеством Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1987 г. была опубликована серия международных стандартов ИСО 9000, которые были пересмотрены и переизданы в 1994 году. В стандартах ИСО 9000 обобщен накопленный в мировой практике опыт организации работ по качеству путем создания эффективных систем качества. Семейство международных стандартов ИСО 9000 служит базой для построения стандартов систем качества, применяемых в широком диапазоне отраслей промышленности и в различных секторах экономики.

Стандарт ИСО 9001 определяет «требования к системе качества, используемой в тех случаях, когда поставщик должен подтвердить свою способность разрабатывать и поставлять продукцию, соответствующую требованиям по качеству». Далее указано, что «устанавливаемые требования направлены главным образом на достижение удовлетворенности потребителя за счет предупреждения несоответствия по качеству на всех этапах деятельности, начиная с проектирования и заканчивая обслуживанием».

Стандарт ИСО 9001 является наиболее всеобъемлющим из всех трех документов, применяемых при работе по контрактам. И это вполне понятно, т.к. этот документ распространяется на поставщиков, которые осуществляют проектирование продукции или услуг, а не только их разработку, производство, поставку и последующее техническое обслуживание.

В стандартах качества ISO-9000 определены восемь принципов менеджмента, с помощью которых высшее руководство предприятия может улучшить деятельность организации:

- ориентация на потребителя;

- лидерство руководителя;

- вовлечение работников;

- процессный подход;

- системный подход к менеджменту;

- постоянное улучшение;

- принятие решений, основанное на фактах;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Структура серии стандартов ISO 9000 перекликается с принципами всеобщего менеджмента качества (TQM), положенными в основу стандартов серии. Существуют принципиальные отличия стандартов ISO 9000 версии 1994 года и 2000 года: особое внимание уделяется процессному подходу; приводятся определение процедуры и процесса, схема менеджмента качества, основанная на процессном подходе.

Одним из принципов, положенных в основу стандартов ISO 9000 версии 2000 г., является принцип постоянного улучшения (непрерывного совершенствования). Процессный подход определен как один из факторов успешного функционирования предприятия в стандартах серии ISO 9000:2000. Эта организация определяет процесс как «деятельность, использующую ресурсы и управляемую с целью преобразования входов в выходы». Ориентация на результат является важным элементом управления проектами. Среди перечня критериев оценки результата наиболее важным является удовлетворение требованиям потребителя.

Определенная логичность, присутствующая в перечне элементов, может быть обнаружена, если провести их сопоставление с «петлей качества». Стандарт ИСО 9004 представляет модель создания продукции, известную под названием «Жизненный цикл, или петля качества». Можно показать, что некоторые элементы стандарта ИСО 9001 относятся ко всем этапам петли качества (например, управление документацией, ведение протоколов, подготовка кадров), в то время как другие элементы носят специфический характер.

Формирование Всеобщего менеджмента качества- TQM. В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Требования к качеству определены стандартами ИСО серии 9000. По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Существует прямая зависимость между системой управления качества, основанной на внедрении стандартов ИСО-9000, и системой обеспечения динамического качества как составляющей всей исходной системы. Эта зависимость, прежде всего, определяется выбором критериев качества, удовлетворение которым является необходимым условием нормального, конкурентоспособного существования и эксплуатации рассматриваемого производства. Качество - согласно стандарту ИСО-8402 - определяется как «совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Эти стандарты определили однозначные требования к системам управления, обеспечения и менеджмента качества. Они положили начало сертификации систем качества и аккредитации производств и лабораторий. Обобщенно современные методы менеджмента качества связывают с методологией TQM (Total quality management) - всеобщим менеджментом качества.

В существующих редакциях TQM делается различное ударение на том, что иногда определяется как «мягкие» и «твердые» элементы TQM. «Мягкие» элементы относятся к созданию команды, подготовке и

обучению сотрудников. «Твердые» элементы относятся к определенным методам, используемым для улучшения качества. Рассмотрим кратко основные параметры TQM [4].

Преимущества TQM определяются ее системным, процессным подходом при решении следующих задач:

1. Четко сфокусироваться на потребностях своих рынков.

2. Достигнуть наивысшего качества во всех сферах деятельности, а не просто в изделии или услуге.

3. Критически и непрерывно анализировать все процессы для устранения непроизводительной деятельности и потерь.

4. Находить возможности улучшения и разрабатывать меры по их осуществлению.

5. Полностью осознавать важность конкуренции и разрабатывать ее эффективную стратегию.

6. Для решения проблем использовать коллективный метод (команды).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Разработать хорошую систему коммуникации и поощрения за хорошую работу.

8. Непрерывно анализировать процессы для разработки стратегии бесконечного улучшения.

Таким образом, приведенные анализ и представленные аргументы отличают различные характеристики, подразумеваемые под TQM, в частности, то, что качество является центральной задачей менеджмента, требует участия всех, предполагает удовлетворение потребностей и ожиданий в будущем, рассматривает удовлетворение потребителя как путь к успеху, приносит выгоды сотрудникам и обогащает общество.

Библиографический список

1. Азаров В.Н., Лаохин Ю.Л. Интегрированные информационные системы управления качеством. М.: «Европ. Центр по качеству». 2002. 64 с.

2. Антикризисное управление: учебник. Ред.Э.М. Коротков. М. 2001. 432с.

3. Аттетков А.В., Галкин С.В., Зарубин В.С. Методы оптимизации: учеб. для студ. втузов. М.: Изд-во МГТУ, 2001.

4. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством М. 2000. 212 с.

5. Вальков В.М., Вершин В.Е. Автоматизированные систе-

мы управления технологическими процессами. Л.: Политехника, 1991.

6. Вейц В.Л., Максаров В.В., Лонцих П.А. Динамические процессы, оценка и обеспечение качества технологических систем механической обработки. Иркутск: Изд-во ИрГТУ 2001. 299 с.

7. Вейц В.Л., Кочура А. Е., Лонцих П.А. Структурированные модели и методы расчета сложных управляемых систем в технике и экономике. Ростов-на-Дону, 2002. 200 с.

УДК 621.01(07)

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА РЕСУРСА ОБОРУДОВАНИЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

С.В.Елисеев1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Показано, что конкурентоспособность в мировом маркетинге заставляет предприятия выпускать высококачественную продукцию. Этой цели можно достигнуть путем повышения скорости машин и снижения времени их простоя, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к состоянию машинного оборудования. Вибромониторинг предназначен для решения задачи обеспечения высокой эффективности работы новых машин. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: мониторинг; диагностика; ресурс оборудования; методы стандартизации; система управления качеством.

MONITORING AND DIAGNOSTICS OF EQUIPMENT RESOURCE AS THE REALIZATION OF STANDARDIZATION METHODS AND QUALITY MANAGEMENT S.V. Eliseev

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

The author demonstrates that the competitiveness in the global marketing makes enterprises to issue high quality products. This goal can be achieved by increasing the speed of machinery and decreasing its idle time. In its turn this makes higher demands to the state of machinery. Vibromonitoring is meant for solving problems when achieving the high efficiency of new machinery operation. 5 sources.

Key words: monitoring; diagnostics; equipment resource; standardization methods; quality management system.

1Елисеев Сергей Викторович, доктор технических наук, проректор по международным связям, исполнительный директор Института современных технологий, системного анализа и моделирования, тел.: (3952)598428.

Eliseev Sergey Victorovich, a doctor of technical sciences, a pro-rector on International Relations, an executive director of the Institute of Modern Technologies, System Analysis and Modeling, tel.: (3952) 598428.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.