Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое управление / цифровая экономика / телекоммуникационная компания / эффективность управления / информационные технологии управления / strategic management / digital economy / telecommunications company / management efficiency / management information technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. А. Плахотникова, Ю.В. Вертакова, Д.В. Мухортов

Вектор развития цифровой экономики на данный момент определяет не только скорость и успешность ее внедрения в деятельность общества, но и направление и содержание инноваций, параметры и условия конкурентоспособности, а также экономического роста компаний в целом. Это касается, как российской экономики, так и глобальной. При этом значительное влияние испытывают на себе так называемые «цифрозависимые» отрасли, которые изначально являются драйверами распространения цифровизации всех отраслей экономики. Одной из таких отраслей является телекоммуникационная сфера, которая на данный момент развивается достаточно успешно, но для поддержания высокого темпа роста ей необходимы новые решения, которые будут учитывать влияние на стратегическое управление компаний цифровых факторов. Все это определяет высокую значимость изучения путей повышения эффективности стратегического управления телекоммуникационными компаниями, основанными на возможностях, предоставляемых цифровой экономикой, с целью поддержания их конкурентоспособности, и, следовательно, свидетельствует об актуальности темы исследования. Целью исследования является выявление направлений и характера влияния факторов цифровой экономики на стратегическое управление телекоммуникационными компании на примере деятельности ПАО «Вымпелком». В соответствии с целью авторами были сформулированы следующие задачи исследования: изучить текущее состояние стратегического правления телекоммуникационной компании, оценить соответствие текущей стратегии внешним по отношению к компании условиям цифровизации экономики и выявить направления реализации стратегии развития телекоммуникационной компании в условиях влияния цифровой экономики. В качестве методологии исследования авторами были применены: матрица бостонской консалтинговой группы, матрица Томпсона-Стрикленда, матрица GE/McKinsey, а также такие общенаучные методы как компаративный анализ, системный анализ, а также анализ и синтез информационных источников. Результатом исследования являются направления реализации стратегии развития телекоммуникационной компании в условиях влияния цифровой экономики. Вывод. Проведенное исследование показывает, что рассматриваемая компания, являясь одним из лидеров российского телекоммуникационного рынка, испытывает на себе значительное влияние цифровой экономики, это влияние в целом положительное и позволяет ей развиваться высокими темпами. При этом у организации есть серьезные конкуренты и на нее влияют кризисные явления в экономике, поэтому необходимо постоянно проводить мониторинг факторов цифровой экономики и оценивать их влияние на систему стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М. А. Плахотникова, Ю.В. Вертакова, Д.В. Мухортов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT OF TELECOMMUNICATION COMPANIES IN THE DIGITAL ECONOMY

The vector of development of the digital economy at the moment determines not only the speed and success of its implementation in the company's activities, but also the direction and content of innovations, the parameters and conditions of competitiveness, as well as the economic growth of companies in General. This applies to both the Russian economy and the global economy. At the same time, the so-called "digitally dependent" industries, which are initially drivers of the spread of digitalization of all sectors of the economy, have a significant impact. One of these industries is telecommunications, which is currently developing quite successfully, but in order to maintain a high growth rate, it needs new solutions that will take into account the impact of digital factors on the strategic management of companies. All this determines the high importance of studying ways to improve the effectiveness of strategic management of telecommunications companies based on the opportunities provided by the digital economy, in order to maintain their competitiveness, and, therefore, indicates the relevance of the research topic. The purpose. The purpose is to identify the directions and nature of the influence of digital economy factors on the strategic management of telecommunications companies on the example of the activities of VimpelCom. Objectives: to study the current state of the strategic management of a telecommunications company, to assess the compliance of the current strategy with the external conditions of digitalization of the economy in relation to the company, and to identify directions for implementing the development strategy of a telecommunications company under the influence of the digital economy. Methodology: the Boston consulting group matrix, the Thompson-Strickland matrix, the GE/McKinsey matrix, as well as General scientific methods such as comparative analysis, system analysis, and analysis and synthesis of information sources. Results. The result of the research is the directions of implementation of the development strategy of a telecommunications company under the influence of the digital economy. Conclusion. The study shows that the company in question, being one of the leaders of the Russian telecommunications market, is experiencing a significant impact of the digital economy, this influence is generally positive and allows it to develop at a high pace. At the same time, the organization has serious competitors and is affected by the crisis in the economy, so it is necessary to constantly monitor the factors of the digital economy and assess their impact on the strategic management system.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10547

Подготовлена в рамках гранта Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ РФ НШ-2702.2020.6 «Концептуальные основы новой парадигмы экономического развития в эпоху технологической и социальной трансформации»

М. А. Плахотникова - к.э.н., доцент, зав. кафедрой менеджмента и информационных технологий, Курский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, erelda@mail.ru,

M.A. Plakhotnikova - candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of management and information technologies, Kursk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation;

Ю.В. Вертакова - д.э.н., профессор, директор Курского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ, зав. кафедрой региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета, vertakova7@yandex.ru,

Y.V. Vertakova, doctor of economics, professor, director of the Kursk branch of the Russian government financial University, head of the department of regional economics and management Southwest State University;

Д.В. Мухортов - соискатель, Юго-Западный государственный университет,

D.V. Mukhortov - applicant, Southwestern State University.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ STRATEGIC MANAGEMENT OF TELECOMMUNICATION COMPANIES IN THE DIGITAL ECONOMY

Аннотация. Вектор развития цифровой экономики на данный момент определяет не только скорость и успешность ее внедрения в деятельность общества, но и направление и содержание инноваций, параметры и условия конкурентоспособности, а также экономического роста компаний в целом. Это касается, как российской экономики, так и глобальной. При этом значительное влияние испытывают на себе так называемые «цифрозави-симые» отрасли, которые изначально являются драйверами распространения цифровизации всех отраслей экономики. Одной из таких отраслей является телекоммуникационная сфера, которая на данный момент развивается достаточно успешно, но для поддержания высокого темпа роста ей необходимы новые решения, которые будут учитывать влияние на стратегическое управление компаний цифровых факторов. Все это определяет высокую значимость изучения путей повышения эффективности стратегического управления телекоммуникационными компаниями, основанными на возможностях, предоставляемых цифровой экономикой, с целью поддержания их конкурентоспособности, и, следовательно, свидетельствует об актуальности темы исследования. Целью исследования является выявление направлений и характера влияния факторов цифровой экономики на стратегическое управление телекоммуникационными компании на примере деятельности ПАО «Вымпелком». В соответствии с целью авторами были сформулированы следующие задачи исследования: изучить текущее состояние стратегического правления телекоммуникационной компании, оценить соответствие текущей стратегии внешним по отношению к компании условиям цифровизации экономики и выявить направления реализации стратегии развития телекоммуникационной компании в условиях влияния цифровой экономики. В качестве методологии исследования авторами были применены: матрица бостонской консалтинговой группы, матрица Томпсона-Стрикленда, матрица GE/McKinsey, а также такие общенаучные методы как компаративный анализ, системный анализ, а также анализ и синтез информационных источников. Результатом исследования являются направления реализации стратегии развития телекоммуникационной компании в условиях влияния цифровой экономики. Вывод. Проведенное исследование показывает, что рассматриваемая компания, являясь одним из лидеров российского телекоммуникационного рынка, испытывает на себе значительное влияние цифровой экономики, это влияние в целом положительное и позволяет ей развиваться высокими темпами. При этом у организации есть серьезные конкуренты и на нее влияют кризисные явления в экономике, поэтому необходимо постоянно проводить мониторинг факторов цифровой экономики и оценивать их влияние на систему стратегического управления.

Abstract. The vector of development of the digital economy at the moment determines not only the speed and success of its implementation in the company's activities, but also the direction and content of innovations, the parameters and conditions of competitiveness, as well as the economic growth of companies in General. This applies to both the Russian economy and the global economy. At the same time, the so-called "digitally dependent" industries, which are initially drivers of the spread of digitalization of all sectors of the economy, have a significant impact. One of these industries is telecommunications, which is currently developing quite successfully, but in order to maintain a high growth rate, it needs new solutions that will take into account the impact of digital factors on the strategic management of companies. All this determines the high importance of studying ways to improve the effectiveness of strategic management of telecommunications companies based on the opportunities provided by the digital economy, in order to maintain their competitiveness, and, therefore, indicates the relevance of the research topic. The purpose. The purpose is to identify the directions and nature of the influence of digital economy factors on the strategic management of telecommunications

companies on the example of the activities of VimpelCom. Objectives: to study the current state of the strategic management of a telecommunications company, to assess the compliance of the current strategy with the external conditions of digitalization of the economy in relation to the company, and to identify directions for implementing the development strategy of a telecommunications company under the influence of the digital economy. Methodology: the Boston consulting group matrix, the Thompson-Strickland matrix, the GE/McKinsey matrix, as well as General scientific methods such as comparative analysis, system analysis, and analysis and synthesis of information sources. Results. The result of the research is the directions of implementation of the development strategy of a telecommunications company under the influence of the digital economy. Conclusion. The study shows that the company in question, being one of the leaders of the Russian telecommunications market, is experiencing a significant impact of the digital economy, this influence is generally positive and allows it to develop at a high pace. At the same time, the organization has serious competitors and is affected by the crisis in the economy, so it is necessary to constantly monitor the factors of the digital economy and assess their impact on the strategic management system.

Ключевые слова: стратегическое управление, цифровая экономика, телекоммуникационная компания, эффективность управления, информационные технологии управления

Keywords: strategic management, digital economy, telecommunications company, management efficiency, management information technologies

Конфликт интересов: в представленной публикации отсутствует заимствованный материал без ссылок на автора и (или) источник заимствования; нет результатов научных работ, выполненных автором (авторами) публикации, лично и (или) в соавторстве, без соответствующих ссылок. Авторы декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Введение

Появление и развитие цифровой экономики послужило причиной возникновения совершенно новых внешних условий, в которых действуют современные телекоммуникационные компании [18, c.78], [15, c.299]. Внешние факторы, влияющие на их деятельность и составляющие их внешнюю среду принято делить на возможности и угрозы, это, прежде всего, позволяет определиться со стратегией реагирования на те или иные внешние воздействия [16, c.123], [14]. Эта простая, на первый взгляд, классификация позволяет структурировать внешнюю среду и выработать министратегии по их использованию или нивелированию, что, безусловно, положительно сказывается на общей эффективности телекоммуникационных компаний.

Последние два десятилетия развития общества характеризуются интенсивным развитием разного уровня информационных технологий, которые охватили все аспекты экономических отношений [6]. Очевидными последствиями этого стали абсолютно новые возможности и угрозы, которые порождаются цифровой экономикой, и требуют кардиальной перестройки бизнес-процессов современных телекоммуникационных компаний. Особенно сильно эти изменения повлияли на так называемые «цифрозависимые» отрасли. К таким отраслям мы предлагаем относить: деятельность в области информации и связи, в том числе, телекоммуникационную сферу, а также образование, науку и инновации.

Для формирования успешного будущего телекоммуникационной компании необходимо подвергать трансформации управленческие бизнес-процессы на всех уровнях, однако, стратегическое управление требует особенного внимания и изучения, поскольку выбранная стратегия, определяет долговременную эффективность деятельности компании.

Материалы и методы

Материалами для исследования послужили статистические данные официальных источников, опубликованные на официальном сайте данные ПАО «Вымпелком», данные представленные в научных статьях и монографиях других авторов. В процессе исследования нами были применены матричные методы, а именно: матрица бостонской консалтинговой группы [12, c. 723], матрица Томпсона-Стрикленда [13, c.394], матрица GE/McKinsey [17, c. 1759], а также такие общенаучные методы как компаративный анализ, системный анализ, а также анализ и синтез информационных источников [1, c. 102].

Результаты и их обсуждение

Исследование влияния развития цифровых технологий в экономической и управленческой сфере нами было проведено с использованием данных компании ПАО «Вымпелком». данная компания представляет собой типичного представителя российской телекоммуникационной отрасли и является одним из ведущих игроков на соответствующем рынке [2, c.100]. Для оценки текущего положения на российском рынке телекоммуникаций и оценки текущей стратегии ПАО «Вымпелком» была использована матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ). Нами были выбраны основные ассортиментные группы рассматриваемой компании, а именно:

1. мобильная связь (К1);

2. домашний интернет и ТВ (К2);

3. мобильный интернет (К3).

На основе данных представленных на официальном сайте компании и в информационных порталах, размещающих аналитические обзоры, была определена относительная доля рынка, которая в свою очередь является показателем конкурентоспособности компании в отрасли [5, c.111], [7].

Кроме того, был определен темп роста рынка, который показывает зрелость, насыщенность и привлекательность рынка, на котором компания реализует свои товары и услуги [3, с.32]. Полученные данные были сведены в таблицу 1.

Таблица 1 - Исходные данные для построения матрицы БКГ для ПАО «Вымпелком»

Конкуренты Выручка, тыс. руб. Суммарный объем продаж ключевых конкурентов за 2019 г., тыс. руб. Показатели

2018 г. 2019 г. Темп роста рынка Относительная доля рынка на 2019 г.

Мобильная связь К1 2724 2753 9842 101,06 27,97

Домашний интернете и ТВ К2 2866 2966 103,49 30,14

Мобильный интернет КЗ 4006 4123 102,92 41,89

Источник: составлено авторами на основе [5, с.111], [7].

Основываясь на данных, представленных в таблице 1, была построена матрица БКГ (рисунок 1).

Рисунок 1 - Матрица БКГ для услуг ПАО «Вымпелком» Источник: составлено авторами на основе [5, с.111], [7]

Как видно из рисунка 1, все рассматриваемые услуги занимают категорию «Дикие кошки». Однако, мобильный интернет склоняется в категорию «Звезды», следовательно, она является наиболее конкурентоспособной услугой, Мобильная связь и Домашний интернет и ТВ обладают примерно одинаковым уровнем конкурентоспособности. При этом все указанные услуги являются лидерами быстрорастущей отрасли. В данной ситуации рассматриваемой организации следует поддерживать и укреплять свои позиции на рынке. А значит, не снижать, а, возможно, увеличивать инвестиции в развитие основной деятельности и маркетинг, что послужит залогом будущих стабильных денежных потоков. Поскольку текущая стратегия ПАО «Вымпелком» основывается на интенсивном росте, то ее можно признать удовлетворительной с точки зрения развития услуг.

Для более глубокого анализа стратегического управления в ПАО «Вымпелком» нами была построена матрица Томпсона-Стрикленда (рисунок 2).

Р

о

Т

с

е

т

м

а

п

2 квадрант стратегий

% I—

100,00 80,00

60,00

1 квадрант стратегий

40,00 20,00

конкурентная позиция

120,00 100,00 80,00 60,00

0,0040,00 20,00 0,00

Рисунок 2 - Матрица Томпсона-Стрикленда для ПАО «Вымпелком» Источник: составлено авторами на основе [5, с.111], [7]

Как видно из рисунка 2, ПАО «Вымпелком» попадает в первый квадрант стратегий. Это предполагает выбор из трех стратегий: концентрации, вертикальной интеграции, центрированной диверсификации [21, с.74], [20, с. 856]. Для обоснованного выбора одной из трех обозначенных стратегий была построена матрица GE/McKinsey ПАО «Вымпелком», основанная на аналитических данных, полученных в процессе исследования, но оставленными за рамками данной статьи из-за большого объема вычислений (рисунок 3).

Матрица ОБ

а

Ча

Бизнес-блок (корпорат вный)

а с

Высокая

Низкая

Оценка конкуреннтной позиции

тные

Рисунок 3 - Матрица GE/McKinsey для ПАО «Вымпелком» Источник: составлено авторами на основе [5, с.111], [7]

Анализ матрицы, представленной на рисунке 3, дал следующие результаты:

1) для каждой из двух, выделенных нами стратегических бизнес-единиц (СБЕ) компании ПАО «Вымпелком», необходимо выработать свою стратегию развития;

2) СБЕ 1 (корпоративные клиенты) занимает квадрант победителя 3, следовательно, рыночная привлекательность сегмента удерживается на среднем уровне, но его преимущества на данном рынке достаточно сильны. Поэтому необходимо определить наиболее привлекательные рыночные сегменты и инвестировать именно в них, а также развивать свои способности противостоять воздействию конкурентов и увеличивать объемы производства и таким путем добиваться увеличения прибыльности.

3) СБЕ2 (частные клиенты) занимает квадрант победителя 2, следовательно, этой единице нужно проанализировать свои слабые и сильные стороны, и на этой основе осуществлять необходимые инвестиции с целью извлечения максимальной выгоды из своих сильных сторон и улучшения слабых.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что рассматриваемая компания должна выбрать стратегию центрированной диверсификации в сочетании с интенсивным ростом. Теперь необходимо проанализировать, этапы реализации данной стратегии с учетом возрастающей роли цифровой экономики. Для этого нами была использована модель трансформации управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний [9, с. 96]. Согласно этой модели влиянию цифровой экономики подвергается состав критических объектов управления, характерный для телекоммуникационных компаний, что приводит к возникновению новых управленческих бизнес-процессов. Это, в свою очередь, требует применения абсолютно новых технологий стратегического менеджмента, которые в полной мере позволят телекоммуникационным организациям воспользоваться возможностями, предоставляемыми цифровой экономикой. Таким образом, при реализации своей стратегии развития компания должна опираться на следующие стратегические направления:

1) разработка и внедрение единой национальной бизнес-модели, позволяющей в установленном порядке развертывать сеть в регионах, повышать уровень стандартизации, увеличивать эффективность за счет экономии на масштабах в области продаж и маркетинга, повышения результативности информационных технологий и управления кадрами [19, с. 3904];

2) разработка и внедрение дополнительных услуг связи, а именно сервисов мобильного и фиксированного интернета;

3) разработка и внедрение услуг на смежных рынках, таких как: финансовые услуги, облачные технологии, информационно-аналитические продукты;

4) улучшение качества обслуживание клиентов за счет оптимизации каналов сбыта, а также доработки существующих и выпуска новых услуг связи.

На основе этих направлений реализации стратегии ПАО «Вымпелком» будет развивать и дополнять свою клиентоориентированную стратегию интенсивного роста. Важны уточнением, является то, что согласно модель трансформации управленческих бизнес-процессов телекоммуникационных компаний, все этапы реализации будут осуществляться в рамках инновационной стратегии ПАО «Вымпелком» под названием «умное планирование» [8, с.283]. Прогнозируемые результаты реализации предлагаемой стратегии представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Прогнозируемые показатели реализации стратегии развития в 2021 г.

Показатели Значение

Темп роста устройств с поддержкой стандарта LTE, % всего 212

в том числе

LTE-планшеты, % 132

LTE-смартфоны, % 217

Проникновение смартфонов в сегменте B2C, % 53,4

Темп роста суммарного интернет-трафика, % 139

Пользователи мобильного интернета, млн. чел. 48

Источник: составлено авторами на основе [5, c.111], [7], [11], [4, c. 130]

При этом одним из ключевых направлений деятельности компании всегда остается улучшение качества обслуживания потребителей. В рамках этого направления необходимо развивать инновационные продукты и услуги, что повысит результативность ее деятельности (рисунок 4).

s

<и £

и о С

прирост количества активных пользователей сервисов мобильной коммерции, %

прирост количества активных пользователей финансовых услуг,%

11,21

36

прирост количества выданных сим-карт Билайн,%

40

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Темп прироста, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4 - Прирост показателей деятельности ПАО «Вымпелком» за счет повышения качества обслуживания абонентов в результате реализации стратегии

в 2021 г., %

Источник: составлено авторами на основе [5, c.111], [7], [4, c. 130]

Как показывает рисунок 4, в данный момент наибольший рост наблюдается в сегменте мобильной связи, однако, темпы прироста количества активных пользователей различных мобильных и облачных сервисов говорят о больших возможностях, которые открываются рассматриваемой компании в данной сфере.

Выводы

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать основные стратегические приоритеты в деятельности ПАО «Вымпелком» в условиях влияния цифровой экономики:

1) повышение операционной эффективности и эффективности использования капитала в цифровых сферах (облачные сервисы, мобильные приложения);

2) расширение линейки технологических продуктов и услуг, базирующихся на высококачественных технологиях LTE;

3) увеличение абонентской базы и повышение дохода с каждого абонента.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что рассматриваемая компания, являясь одним из лидеров российского телекоммуникационного рынка, испытывает на себе значительное влияние цифровой экономики, это влияние в целом положительное и позволяет ей развиваться высокими темпами. При этом у организации есть серьезные конкуренты и на нее влияют кризисные явления в экономике, поэтому необходимо постоянно проводить мониторинг факторов цифровой экономики и оценивать их влияние на систему стратегического управления ПАО «Вымпелком».

Источники:

1. Абрамов, А.П. Упреждающее проектное управление бизнес-процессами: монография/ Абрамов А.П., Кашир-цева А. - Саарбрюккен, 2016. - 209 с.

2. Брагина, А.В. Формирование и развитие сквозных технологий планирования деятельности предприятия в условиях цифровизации экономики: теория и практика [Текст]: монография /Брагина А.В., Вертакова Ю.В., Евченко А.В. -Курск: Университетская книга, 2020. - с. 127

3. Вертакова Ю.В. Управление бизнес-процессами интегрированных структур на принципах совместного использования цифровых технологий/ Ю.В. Вертакова, Т.А. Головина, А.В. Полянин // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2019. - Т. 12. - № 4. -С. 32-43.

4. Вертакова Ю.В. Цифровая трансформация социально-экономических и производственных процессов на основе цифровой платформы интернета вещей / Ю.В. Вертакова, О.А. Крыжановская, А.Р. Степанова // Вестник ОрелГИЭТ. -2019. -№4(50). - С. 130-135.

5. Индикаторы цифровой экономики: 2020 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 360 с.

6. Никулин, Р. А. Трансформация факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс] / Р. А. Никулин // Вестник РУК. - 2019. - №1 (35). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/transformatsiya-faktorov-konkurentosposobnosti-v-usloviyah-tsifrovoi-ekonomiki (дата обращения: 13.09.2020).

7. ПАО «ВымпелКом» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://kursk.beeline.ru/customers/products/

8. Плахотникова, М.А. Влияние цифровой экономики на развитие финансового рынка [Текст] / М.А. Плахотникова // В сборнике: Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. Материалы XV международной научно-практической конференции. - Курск, 2020. - С. 283-290

9. Плахотникова, М.А. Разработка проекта по реинжинирингу развития телекоммуникационной компании [Тест] / М.А. Плахотникова, О.В. Согачева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2020. - Т.10. -№1. - С. 95-105.

10. Потапенко А.М. Особенности анализа эффективности деятельности малого оператора связи / Потапенко А.М., Леонтьев Е.Д. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. - 2012. - № 2-3. - С. 87-91.

11. Пылаев, М. Д. Анализ рынка смартфонов для работы в сетях LTE / М. Д. Пылаев [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. - 2020. - №9-3 (87). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rynka-smartfonov-dlya-raboty-v-setyah-lte (дата обращения: 15.09.2020).

12. Согачева, О.В. Практическое применение анализа стратегических возможностей для определения направлений развития предпринимательских структур [Тест] / О.В. Согачева, И.В. Андросова, С.Н. Гатилова, А.А. Бобовникова // Финансовая экономика. - 2019.- №5. - С. 723-726.

13. Федотьева, Д.Р. Формирование стратегии развития службы управления персоналом организации /Федотьева Д.Р., Согачева О.В., Чарочкина Е.Ю. //В сборнике: Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. Материалы XV международной научно-практической конференции. - Курск, 2020. - С. 394-398.

14. Хуснутдинова, Г. Ф. Управление конкурентоспособностью современной организации в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс] / Г. Ф. Хуснутдинова, М. А. Хаматханова // Образование и право. - 2020. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konkurentosposobnostyu-sovremennoy-organizatsii-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 13.09.2020)

15. Чарочкина, Е.Ю. Модернизация как фактор развития современного общества [Текст] / Е.Ю. Чарочкина //Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика, материалы Международной научно-практической конференции. - 2011. - С. 299-300

16. Emelyanov S.G., Vertakova Yu.V., Kryzhanovskaya O.A., Nepochatykh O.Y. (2020) The choice of strategic priorities for the development of the organization: a methodological approach. В книге: Digital Future Economic Growth, Social Adaptation, and Technological Perspectives. Сер. "Lecture Notes in Networks and Systems" Cham. pp. 123-132.

17. Pirogova O., Plotnikov V., Maltseva I. (2019) The main indicators оf fundamental value in managing the commercial enterprise development //В сборнике: International Business Information Management Association (IBIMA). Proceedings of the 34th International Business Information Management Association Conference (IBIMA). Editor Khalid S. Soliman. pp. 17591765.

18. Polozhentseva Yu., Klevtsova M., Leontyev E. (2019) Effects of the economic space digitalization in the context of modern society transformation // Економiчний часопис-XXI. № 11-12. pp. 78-87.

19. Polyanin A., Golovina T., Avdeeva I., Vertakova Y., Kharlamov A. (2019) Standardization of business processes based on the use of digital platforms // В сборнике: Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. 33, Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. С. 3904-3912.

20. Vertakova Y.V., Golovina T.A., Polyanin A.V. (2020) Synergy of blockchain technologies and «BIG DATA» in business process management of economic systems / Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах), Т. 87, С. 856-865.

21. Vertakova Y., Leontyev E., Mkrtchyan V. (2019) Information provision of decision support systems in conditions of structural changes and digitalization of the economy. Journal of Applied Engineering Science. Т. 17. № 1. С. 74-80. References:

1. Abramov A. P. [Proactive project management of business processes]: monograph. Saarbukken. 2016. 209 p. (in Russ.)

2. Bragin A. V., Vertakova Yu. V., Evchenko A.V. [Formation and development of end-to-end enterprise planning technologies in the context of digitalization of the economy: theory and practice]: monograph. Kursk: University book, 2020. 127 p. (in Russ.)

3. Vertakova Yu. V. Golovina T. A., Polyanin A.V. [Managing business processes of integrated structures based on the principles of shared use of digital technologies] // Scientific and technical Bulletin of the Saint Petersburg state Polytechnic University. Economics, 2019. V. 12. № 4. С. 32-43. (in Russ.)

4. Vertakova Yu. V., Kryzhanovskaya O. A., Stepanova A. R. [Digital transformation of socio-economic and production processes based on the digital platform of the Internet of things] // Bulletin of the Oryol state Institute of Economics and trade, 2019. №4(50). pp. 130-135. (in Russ.)

5. Indicators of the digital economy: 2020: statistical collection / G. I. Abdrakhmanova, K. O. Vishnevsky, L. M. Gokhberg, etc.; Higher school of Economics, 2020. 360 p. (in Russ.)

6. Nikulin R. A. [Transformation of competitiveness factors in the digital economy] [website]: cyberleninka.ru // Bulletin of the Russian University of cooperation, 2019. №1 (35). Access: https://cyberleninka.ru/article/n7transformatsiya-faktorov-konkurentosposobnosti-v-usloviyah-tsifrovoi-ekonomiki (in Russ.)

7. PАО «VimpelCom» [website]: kursk.beeline.ru. - Access: https://kursk.beeline.ru/customers/products/ (in Russ.)

8. Plakhotnikova M. A. [Impact of the digital economy on the development of the financial market] // Actual problems of development of economic entities, territories and systems of regional and municipal management. [Proceedings of the XV international scientific and practical conference] Kursk, 2020. pp. 283-290 (in Russ.)

9. Plakhotnikova M. A., Sogacheva O. V. [Development of a project for reengineering the development of a telecommunications company] // Izvestia South - West state University. Series: Economics. Sociology. Management. 2020. V.10. №1. pp. 95-105. (in Russ.)

10. Potapenko A. M., Leont'ev, E. D. [Peculiarities of the analysis of the effectiveness of the small operator] // Proceedings of southwest state University. Series: Management, computer engineering, computer science. Medical instrument engineering, 2012, no. 2-3, pp. 87-91.

11. Pylaev M. D. [Analysis of the smartphone market for LTE networks] [website]: cyberleninka.ru // Bulletin of science and education. 2020. №9-3 (87). Access: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rynka-smartfonov-dlya-raboty-v-setyah-lte. (in Russ.)

12. Sogacheva O. V., Androsova I. V., Gatilova S. N., Bobovnikova A. A. [Practical application of the analysis of strategic opportunities to determine the directions of development of business structures] // Financial economics. 2019. №5. pp. 723726. (in Russ.)

13. Fedotyeva D. R., Sogacheva O. V., Charochkina E. Yu. [Formation of a strategy for the development of the organization's HR management service] // Actual problems of development of economic entities, territories and systems of regional and municipal management. [Proceedings of the XV international scientific and practical conference] Kursk, 2020. pp. 394-398. (in Russ.)

14. Khusnutdinova G. F., Khamatkhanova M. A. [Managing the competitiveness of a modern organization in the digital economy] [website]: cyberleninka.ru // Education and law, 2020. №2. Access: https://cyberlemnka.ru/article/n/upravlenie-konku-rentosposobnostyu-sovremennoy-organizatsii-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (in Russ.)

15. Charochkina, E. Yu. [Modernization as a factor in the development of modern society] // Institutions and mechanisms of innovative development: world experience and Russian practice, materials of the International scientific and practical conference, 2011. pp. 299-300 (in Russ.)

16. Emelyanov S.G., Vertakova Yu.V., Kryzhanovskaya O.A., Nepochatykh O.Y. [The choice of strategic priorities for the development of the organization: a methodological approach] Digital Future Economic Growth, Social Adaptation, and Technological Perspectives. [Lecture Notes in Networks and Systems. Cham], 2020. pp. 123-132.

17. Pirogova O., Plotnikov V., Maltseva I. [The main indicators оf fundamental value in managing the commercial enterprise development] // International Business Information Management Association (IBIMA). [Proceedings of the 34th International Business Information Management Association Conference (IBIMA). Editor Khalid S. Soliman], 2019 pp. 1759-1765.

18. Polozhentseva Yu., Klevtsova M., Leontyev E. [Effects of the economic space digitalization in the context of modern society transformation] // Економiчний часопис-XXI. № 11-12. 2019. pp. 78-87.

19. Polyanin A., Golovina T., Avdeeva I., Vertakova Y., Kharlamov A. [Standardization of business processes based on the use of digital platforms] // Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, [IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. 33, Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020], 2019. pp. 3904-3912.

20. Vertakova Y.V., Golovina T.A., Polyanin A.V. [Synergy of blockchain technologies and «BIG DATA» in business process management of economic systems] // Lecture Notes in Networks and Systems. V. 87. 2020 pp. 856-865.

21. Vertakova Y., Leontyev E., Mkrtchyan V. [Information provision of decision support systems in conditions of structural changes and digitalization of the economy] // Journal of Applied Engineering Science. V. 17. № 1. 2019. pp. 74-80.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10548

А.Х. Сабанчиев - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела «Экономика инновационного процесса» ФГБУН «Кабардино-Балкарский федеральный научный центр РАН», mbc_@mail.ru,

A.Kh. Sabanchiev - Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher of the Department "Economics of the Innovation Process" of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Kabardino-Balkarian Federal Scientific Center of the Russian Academy of Sciences";

А.В. Мисаков - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела «Экономика инновационного процесса» ФГБУН «Кабардино-Балкарский федеральный научный центр РАН», mbc_@mail.ru,

A.V. Misakov - Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher of the Department "Economics of the Innovation Process" of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Kabardino-Balkarian Federal Scientific Center of the Russian Academy of Sciences".

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ АПК РЕСПУБЛИК СКФО DEVELOPMENT OF AN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MODEL FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGH-PERFORMANCE CLUSTERS OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Аннотация. Очередной мировой экономический кризис, отягощенный экономическими и технологическими санкциями развитых западных стран в отношении России, крайне актуализировал проблему широкомасштабного обеспечения продовольственной безопасности страны. Реализация заданной цели возможна решением следующих ключевых задач:

- переход на вектор инновационного развития;

- ускорение импортозамещения продукции.

Понятно, что в этих условиях российский АПК настраивается на надлежащее решение стратегической задачи - устойчивое наращивание эффективности производства в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.