Научная статья на тему 'Научно-методические основы мультимедийного обеспечения образовательного процесса по физической культуре'

Научно-методические основы мультимедийного обеспечения образовательного процесса по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ МУЛЬТИМЕДИА / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / PHYSICAL TRAINING / IMPELLENT ACTIONS / TECHNOLOGY OF MULTIMEDIA / TUTORIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмов Виталий Владимирович

В статье обоснованы факторы, обусловливающие целесообразность внедрения мультимедийных дидактических средств в образовательный процесс по физической культуре; сформулированы требования к функциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храмов Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFICALLY-METHODICAL BASES OF THE MULTIMEDIA MAINTENANCE OF EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING

In article the characteristic of the factors causing expediency of introduction of multimedia didactic means in educational process on physical training is executed, requirements to functions are formulated

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы мультимедийного обеспечения образовательного процесса по физической культуре»

ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Храмов

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ключевые слова: физическая культура, двигательные действия, технология мультимедиа, средства обучения.

Аннотация: В статье обоснованы факторы, обусловливающие целесообразность внедрения мультимедийных дидактических средств в образовательный процесс по физической культуре; сформулированы требования к функциям.

Мультимедийное сопровождение образовательного процесса предполагает применение в учебной работе видеоизображений, анимации, звука и компьютерных средств обучения, комбинирующих видео, аудио, графику и текст. Отличительное свойство технологии мультимедиа в образовании заключается в том, что с ее помощью можно не только существенно повысить качество наглядности, но и реализовать новые подходы к обучению и воспитанию [1]. К сожалению, в практике преподавания физической культуры дидактический потенциал мультимедийных средств обучения практически не используется. Соответственно, в настоящее время актуальной является разработка научно-методических основ, регламентирующих порядок проектирования, внедрения и применения в образовательном процессе по физическому воспитанию школьников компьютерных средств обучения, созданных с использованием технологии мультимедиа.

В плане реализации наглядности, технология мультимедиа может быть сопоставлена с другими средствами визуализации учебной информации. Известно, что в процессе обучения двигательным действиям могут с успехом применяться учебные фильмы, кинокольцов-ки, циклограммы, кинограммы, фотографии, рисунки, схемы. В сравнении с данными средствами обеспечения наглядности преимущество технологии мультимедиа обусловлено следующими факторами:

1) компьютерные устройства являются на сегодняшний день наиболее универсальными инструментами для управления визуальной, аудиальной, графической и текстовой информацией;

2) современный персональный компьютер и соответствующее прикладное программное обеспечение предоставляют пользователю значительные возможности для создания, хранения, передачи и предъявления мультимедийной информации;

3) качественный мультимедийный продукт образовательного назначения может быть создан педагогом самостоятельно при помощи стандартного (наиболее распространенного) программного обеспечения, доступных технических устройств (фотоаппарат, видеокамера, сканер), а также ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет.

Следует отметить, что для изготовления мультимедийных средств учебного назначения не требуются навыки программирования и специальная инженерная подготовка. Данное обстоятельство, в сочетании с доступностью компьютерной техники, является основным аргументом в пользу внедрения технологии мультимедиа в образовательный процесс по физической культуре. Вместе с тем, как показывают результаты анализа работ, опубликованных в печатных изданиях и размещенных в сети Интернет, теория и практика мультимедийного обеспечения урока физической культуры разработаны недостаточно. Данный вывод основан на следующем:

1. Технология мультимедиа достаточно широко применяется в системе подготовки спортсменов [2, 3], специалистов с высшим физкультурным образованием [4, 5], а также в физическом воспитании студентов [6, 7]. В свою очередь, если судить по количеству тематических публикаций, тематика, связанная с мультимедийным обеспечением урока физической культуры, не является достаточно привлекательной для исследователей.

2. Отсутствие целостных, законченных в функциональном и содержательном планах мультимедийных дидактических средств, изначально предназначенных для урока физической культуры, что особенно видно при сопоставлении с другими учебными предметами общего среднего образования, большинство из которых имеют комплекты мультимедийных обучающих программ, причем различного качества. (Например, еще в 2003 году было выполнено диссертационное исследование, одной из задач которого стало сопоставление качества различных обучающих программ по физике [8, 55-73].)

Можно допустить, что малое число исследований и, как следствие, отсутствие специализированных дидактических средств имеют объективную причину: урок физической культуры не нуждается в мультимедийном сопровождении. Это может быть связано со спецификой решаемых задач, особенностями применяемых средств и методов, организационными аспектами. Однако сведения, размещенные на тематических интернет-сайтах, указывают на то, что учителя не только допускают возможность, но и считают целесообразным использование на уроках физической культуры технологии мультимедиа. В настоящее время одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений в функционировании сетевых сообществ специалистов физической культуры - обсуждение содержания мультимедийных презентаций MS PowerPoint. Специализированные интернет-сайты, на которых зафиксирована наибольшая методическая активность специалистов физической культуры, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тематические интернет-сайты с ресурсами для учителей физической культуры

Название сайта Адрес сайта Адрес раздела с мультимедийными ресурсами для физической культуры

1. Учительский портал http://www.uchportal.ru http://www.uchportal.ru/load/102

2. Открытый класс http://www.openclass.ru http://www.openclass.ru/Физическая культура

3. Методсовет (методический портал учителя) http://metodsovet.su http://metodsovet.su/load/fiz_kultura

4. Pedsovet.su - сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su http://pedsovet.su/load/98

5. Педсовет.огд http://pedsovet.org http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/ task,listcats/cat id,1141

6. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no= 22924&tmpl=com

7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru http://festival.1september.ru/articles/613919

8. Профессиональное сообщество педагогов «Методи-сты.РФ» http://rusedu.ru http://rusedu.ru/subcat_49.html

Функциональные свойства программы MS PowerPoint позволяют успешно интегрировать различные мультимедийные компоненты в единую конструкцию учебного назначения. Педагогическая эффективность создаваемого дидактического продукта зависит от двух факторов: первый - качество средства обучения, второй - технология его применения в различных видах учебной деятельности. Отметим, что задача по обеспечению качества создаваемого мультимедийного дидактического средства определяется следующим:

- уровень соответствия учебной информации целям и задачам обучения, ее полнота, доступность, актуальность;

- информативность учебного материала, зависящая от дизайна информационного кадра, который, в свою очередь, обусловлен психологическими аспектами восприятия;

- встроенные инструменты, облегчающие применение компьютерного средства обучения в учебной деятельности.

Педагогическая целесообразность мультимедийного сопровождения учебного занятия определяет порядок его включения в решение конкретных образовательных задач, пути и формы коррекции педагогической техники с учетом особенностей предъявления знаний в мультимедийной дидактической среде. Рассмотрим факторы, определяющие потребность практики физической культуры в мультимедийном обеспечении.

Освоение школьниками техники разнообразных физических упражнений составляет основу учебной работы по предмету «Физическая культура». Исследования А.М. Дикунова показали, что интенсивность процесса формирования двигательных умений и навыков находится в прямой зависимости от уровня сформированности в сознании обучаемых целостного представления о движении [9]. Данная зависимость - результат системного взаимодействия знаний и визуальных представлений (образы техники движений). Знаниевый компонент является обязательной составляющей процесса формирования двигательных умений и навыков, причем наиболее важна роль знаний на начальном этапе обучения. В учебнике теории и методики физического воспитания под редакцией Б.А. Ашмарина этап ознакомления с двигательным действием трактуется как «осознание учеником учебной задачи и формирование предварительных представлений о правилах и способах ее решения» [10, 101]. В содержании учебной работы по формированию представлений, Б.А. Ашмарин выделяет три звена: осмысливание задачи обучения, составление проекта ее решения и попытка выполнить двигательное действие. С позиций теории обучения двигательным действиям (Мазниченко В.Д., 1976; Боген М.А., 1985; Дмитриев С.В., 1990; Пономарев Н.И., 1990; Донской Д.Д., 1991; Холодов Ж.К., 2006; Гавердовский Ю.К., 2007 и другие) построение систем движений всегда осуществляется в процессах смыслового проектирования, реализуемого на уровне мыслительной деятельности. Педагог, сообщая информацию о содержании физического упражнения, должен так предъявлять знания, чтобы в сознании обучаемого формировалось исчерпывающее представление о способе решения двигательной задачи. Ученик, в свою очередь, должен быть готов осуществлять рефлексию технической основы собственных действий. Этим достигается взаимосвязь между знаниями о содержании изучаемого движения и конкретными кинестетическими ощущениями, которые сопровождают его технически правильное исполнение.

На ведущую роль знаний в процессе приобретения двигательных умений и навыков указывают и результаты соответствующих научных исследований. В эксперименте Н.В. Тулупчи показано, что если «двигательное обучение» осуществлять по пути формирования специальных знаний, активизации мышления и познавательной активности обучаемых, то можно добиться сокращения (по итогам педагогического эксперимента - до 50 %), при прочих равных условиях, сроков овладения техникой изучаемых физических упражнений [11, 94].

Опыт проведения учебных занятий по физической культуре свидетельствует, что учителя, с целью обеспечения наглядности учебного материала, наиболее часто применяют

рассказ и объяснение содержания изучаемой техники, личный показ двигательного действия, демонстрацию техники физического упражнения, выполняемой одним из учеников. Данные способы реализации наглядности являются наиболее доступными, поскольку не требуют дополнительного методического и технического сопровождения. Вместе с тем, их дидактическая эффективность не может считаться достаточной. Так, применение словесных методов обучения - рассказ, беседа, описание, объяснение - сопровождается снижением моторной плотности урока и, соответственно, уменьшением времени на применение основного средства физического воспитания - физических упражнений. В структуре учебного процесса можно выделить отдельные методические занятия, преимущественно теоретической направленности, что также имеет свои недостатки. С позиций педагогической целесообразности, очень важно обеспечить подкрепление знаний о технике практическим выполнением соответствующего упражнения, закрепляющего «правильные» кинестетические ощущения. Кроме того, техника большинства двигательных спортивных действий, изучаемых на уроках физической культуры, достаточно сложна, поэтому вербальное (текстовое) описание техники, как правило, громоздко, трудно для восприятия и, соответственно, малоинформативно для школьников. Поэтому на практике словесные методы обеспечения наглядности сочетаются с приемами прямой наглядности, когда технику физического упражнения выполняет лично учитель или демонстрирует один из учащихся. Личный показ техники вида спорта учитель должен сопровождать комментариями, фиксируя внимание учащихся на ключевых элементах техники, объясняя биомеханические закономерности построения движения. Но, даже если учитель владеет на высоком качественном уровне техникой соответствующего вида спорта, в ходе применения непосредственного показа, как правило, происходит потеря части уникальной информации, необходимой для ее полноценного восприятия. Движения, выполняемые с большой скоростью (например, финальная фаза в легкоатлетических метаниях), отследить очень сложно. Отдельную проблему для учащегося представляет удержание в поле зрения сразу несколько объектов наблюдения (например, при разучивании техники метания малого мяча с короткого разбега следует акцентировать внимание обучаемых, как минимум, на пятнадцати ключевых точках). Все это приводит к рассеиванию внимания и ограничивает эффективность процесса восприятия. В случае показа техники одним из учащихся, указанные недостатки минимизируются, однако и такой способ обеспечения наглядности явно недостаточен для полноценного восприятия учебной информации. Кроме того, возникает дополнительная проблема - в каждом классе должен быть учащийся, способный выполнить необходимое двигательное действие на приемлемом уровне качества. В традиционной форме организации урока физической культуры учитель ограничен временными рамками, он не всегда имеет возможность уделить внимание каждому школьнику для объяснения причин возникновения ошибок в технике, выдачи индивидуальных рекомендаций. Соответственно, основной источник проблемы, ограничивающей эффективность учебной работы по обучению двигательным действиям на уроках физической культуры, кроется в качестве реализации наглядности. Это заставляет специалистов физической культуры разрабатывать и внедрять мультимедийные дидактические средства в практику обучения двигательным действиям.

Подавляющее большинство мультимедийных средств обучения изготавливается учителями при помощи программы MS PowerPoin, которая изначально создавалась для подготовки электронных презентаций. Она обладает набором инструментов, с помощью которых можно разработать специализированные мультимедийные средства для преподавания основ видов спорта на уроках физической культуры. Функциональность MS PowerPoint в реализации задач по визуализации учебного материала очевидна, но все же недостаточна. Опыт эксплуатации данной программы показывает, что в ней неудовлетворительно реализован механизм управления видеоизображением, с точки зрения пользователя. В частности отсутствует панель с набором инструментов, обеспечивающих следующие функции: запуск

и остановку (стоп-кадр) видео, быстрое перемещение внутри видеопоследовательности, покадровый просмотр, определение времени показа. Отсутствие данных функций видеовоспроизведения, как показывает наш опыт, значительно снижает дидактическую эффективность применения мультимедийной наглядности на практических занятиях по физической культуре. В распоряжении педагога находится только динамический визуальный ряд

- видеоклип с записью физического упражнения. В свою очередь, показ полного цикла соревновательного упражнения (приема игры, технико-тактических действий) осуществляется, как правило, только для первичного ознакомления и, частично, в ходе закрепления и совершенствования. Основной объем учебного времени при работе с видеозаписью техники физического упражнения должен затрачиваться на познавательную деятельность учащихся. В структуре техники двигательного действия необходимо выделить детали, определить основные опорные точки - объекты, требующие особой концентрации внимания обучаемых. Все это диктует технические условия для программного видеоплеера, применяемого с целью демонстрации учебных видеоизображений с техникой вида спорта.

Как уже было отмечено выше, дидактическая эффективность мультимедийного средства обучения зависит от качества учебной информации. Качество по отношению к учебному видеоклипу с техникой двигательных действий задается, во-первых, качеством исполнения физического упражнения, во-вторых, информативностью видеоряда.

С педагогических позиций техника физического упражнения трактуется как описание оптимального, наиболее эффективного и целесообразного способа решения двигательной задачи (Матвеев Л.П., 1976; Боген М.А., 1985; Холодов Ж.К., 2006; Платонов В.Н., 2004 и другие). Известно, что исполнение большинства спортивных двигательных действий находится в сильной зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена: при условии соблюдения техники в целом, ее детали могут варьироваться. Это указывает на существование ряда факторов, которые следует учитывать при подготовке учебной видеозаписи с техникой вида спорта. Во-первых, техника выполнения физического упражнения должна соответствовать некому эталону, обоснование которого является отдельной научно-педагогической задачей. Во-вторых, в ходе изготовления учебного видео наибольшие сложности возникают при отборе моделей, способных выполнить физическое упражнение на заданном техническом уровне. В-третьих, применение в качестве образца техники, демонстрируемой ведущими спортсменами, не всегда целесообразно. Видеозаписи с фрагментами соревнований и техникой знаменитых спортсменов, предоставляемые, в частности, порталом видеосервисов УиоТиЬе (yuotube.com), - в настоящее время наиболее доступный источник мультимедийной информации спортивной тематики. В свою очередь, использование этих видеозаписей для обеспечения наглядности на уроках физической культуры, по нашему мнению, малоэффективно. Отметим, что в содержании видеонаглядности должны быть представлены пространственно-временные и динамические характеристики движения. Параметры двигательного действия предъявляются обучаемому в виде конкретных зрительных ориентиров (например, положение ног и направление стоп в исходном положении при броске одной рукой от плеча в баскетболе). Учащийся, просматривая видеоклип, должен понять содержание и структуру двигательного действия для того, чтобы под руководством педагога научиться технически правильно выполнять физическое упражнение. Техника соревновательного упражнения, которую демонстрируют высококвалифицированные спортсмены, очень часто является индивидуализированной, требующей высокого уровня физических способностей. В-четвертых, отметим необходимость обеспечения возрастной адекватности эталонного исполнения техники. Иными словами, спортсмен, выполняющий функцию модели и демонстрирующий технику вида спорта, должен быть в том же возрасте, что и целевая аудитория - потребитель видеоинформации. Это минимизирует психологический барьер, обусловленный конфликтом между осознанием собственных физических возможностей и требованиями при исполнении заданного физического упражнения.

Информативность видеоряда имеет особое значение для обеспечения качества учебной видеозаписи. Содержание видеоклипа с техникой физического упражнения должно

обеспечить зрительное распознавание всех элементов, составляющих двигательное действие. Качество видеоклипа формирует порядок организации видеосъемки и технические возможности видеоаппаратуры. Спортивные двигательные действия, имеющие сложную структуру, необходимо представлять с различных ракурсов наблюдения; для фиксации отдельных элементов движения может потребоваться укрупнение плана (визуальное увеличение размеров) видеосъемки. Восприятие учебного видеоклипа сильно зависит от качества предъявляемой видеоинформации: четкости и контрастности изображения, возможности различать быстро движущиеся объекты, отсутствия эффекта «размазанности» изображения, оптимального цветового насыщения.

Таким образом, психолого-педагогические и психофизиологические закономерности формирования двигательных навыков определяют теоретические основания применения мультимедийных дидактических средств на учебных занятиях по физической культуре. С их помощью можно оптимизировать процесс передачи обучаемым информации о технике осваиваемых двигательных действий. Практика применения технологии мультимедиа на учебных занятиях ставит задачи технологического характера: разработку мультимедийных средств обучения, методик их внедрения, методы и средства коррекции педагогической техники с учетом новых возможностей данного дидактического обеспечения.

Представленные в настоящей статье положения использованы в технологии создания электронных учебно-методических пособий по основам видов спорта: нами разработаны пособия по баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике, атлетической гимнастике, аэробике и спортивно-оздоровительному туризму [12], которые предназначены для мультимедийного обеспечения практических занятий по физической культуре и успешно внедрены в учебный процесс общеобразовательных школ.

1. Анисимова, Н.С. Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологий в обучении [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.С. Анисимова - СПб., 2002. - 32 с.

2. Валитов, Р. Методика регистрации и анализа двигательной деятельности футболистов в соревновательных играх с использованием новых компьютерных технологий [Текст] / Р.Валитов, В.Левин // Теория и практика футбола. - 2004. - № 4. - С. 10-13.

3. Севостьянов, ИА. Технология совершенствования технико-тактических действий с использованием современных информационно-компьютерных средств (на примере контактного каратэ-до) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И.А. Севостьянов. - М., 2006. - 24 с.

4. Дмитриев, О.Б. Методика подготовки судей, тренеров и спортсменов по правилам и судейству с помощью мультимедиа системы «Соревнования по каратэ» [Текст] : дис ... канд. пед. наук / О.БДмитриев. - Ижевск, 2003. - 194 с.

6. Петров, П.К. Система подготовки будущих специалистов физической культуры в условиях информатизации образования [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / П.К.Петров. - Ижевск, 2004. - 494 с.

6. Антипова, Е.П. Формирование физической культуры студентов аудиовизуальными средствами [Текст] / Е.П. Антипова // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 4S-60.

7. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе [Текст] :

дис. ... д-ра пед. наук / В.Ю.Волков. - СПб., 1997. - 323 с.

5. Гомулина, Н.Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Н.Гомулина. - М., 2003. - Режим доступа : URL: http://www.disser.h10.ru/pedagog2.html (дата обращения : 10.06.200S).

9. Дикунов, А.М. Управление пространственными параметрами двигательных действий методами наглядной информации [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1972. - 19 с.

10. Теория и методики физического воспитания : учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физическая культура» [Текст] / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. ; под ред. Б.А. Ашмарина. - М. : Просвещение, 19S6. - 2S7 с.

11. Тулупчи, Н.В. Технология обучения студентов спортивным двигательным действиям [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.В.Тулупчи. - Ростов н/Д, 2003. - 146 с.

12. е-Спорт: система электронного обучения спортивной технике [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: www.e-sportedu.grsu.by (дата обращения : 01.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.