Научная статья на тему 'Технология разработки электронного учебно-методического пособия для уроков физической культуры: проектирование программной оболочки'

Технология разработки электронного учебно-методического пособия для уроков физической культуры: проектирование программной оболочки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E-STUDY GUIDE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / TEACHING MOTOR ACTIONS / TEACHING MATERIAL / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ВИДА СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмов В.В.

Effectiveness of computer teaching aid depends on the quality of teaching information (teaching material). The purpose of the study was technological substantiation of the design algorithm of the program shell of the study guide. The article contains a description of the technology of design of teaching material for the e-study guide for a specific sport. The procedures of selection and presentation of teaching material in the form of computer learning object were described. Specific requirements to the content of the learning object for the e-study guide for specific sport were identified. Educational video and methods of showing it should fit the existing methods of teaching motor actions, be practically feasible and easy to use. Video records are proposed for solving the basic problems of the lesson throughout the class. The technology of development of video records for the e-study guide for a specific sport involves the implementation of a number of successive procedures intended to design teaching information using the means of computer processing and presentation of video. The technology of design of the teaching content was tested during the creation of e-study guides for seven sports (basketball, volleyball, football, athletics, aerobics, athletic gymnastics, sports tourism). The e-study guide for physical education lessons is a specialized information system designed to facilitate learning of motor actions. The teaching material is presented using the visual format containing the objective of learning, the method of achieving it, criteria of success in learning. The didactic functions of this system are directly dependent on the quality of the teaching content.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология разработки электронного учебно-методического пособия для уроков физической культуры: проектирование программной оболочки»

УДК: 796.077.5

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ

электронного учебно-методического пособия для уроков физической культуры: проектирование программной оболочки

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Храмов

Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь

TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF E-STUDY GUIDE FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES: PROGRAM SHELL DESIGN

V.V. Khramov, associate professor, Ph.D.

Yanka Kupala State University of Grodno, Grodno, Belarus Key words: e-study guide, physical education, teaching motor actions, teaching material.

Effectiveness of computer teaching aid depends on the quality of teaching information (teaching material). The purpose of the study was technological substantiation of the design algorithm of the program shell of the study guide.

The article contains a description of the technology of design of teaching material for the e-study guide for a specific sport. The procedures of selection and presentation of teaching material in the form of computer learning object were described. Specific requirements to the content of the learning object for the e-study guide for specific sport were identified. Educational video and methods of showing it should fit the existing methods of teaching motor actions, be practically feasible and easy to use. Video records are proposed for solving the basic problems of the lesson throughout the class.

The technology of development of video records for the e-study guide for a specific sport involves the implementation of a number of successive procedures intended to design teaching information using the means of computer processing and presentation of video. The technology of design of the teaching content was tested during the creation of e-study guides for seven sports (basketball, volleyball, football, athletics, aerobics, athletic gymnastics, sports tourism). The e-study guide for physical education lessons is a specialized information system designed to facilitate learning of motor actions. The teaching material is presented using the visual format containing the objective of learning, the method of achieving it, criteria of success in learning. The didactic functions of this system are directly dependent on the quality of the teaching content.

Ключевые слова: электронное учебно-методическое пособие, физическая культура, методика преподавания вида спорта.

Введение. Анализ функциональных возможностей существующих компьютерных программ-оболочек, предназначенных для создания электронных дидактических средств, показывает, что они отвечают требованиям следующей модели. Учащиеся, изучая учебные сведения, должны их понять (осознать, истолковать), запомнить (включить в собственную систему знаний), обработать (анализировать, сравнивать, классифицировать), использовать (применять для решения стандартных и нестандартных задач) [1, 2]. Соответственно для этого разработаны и многократно апробированы специальные средства, приемы и методические подходы, реализующие преимущества компьютерных технологий. В свою очередь, для образования по физической культуре указанный алгоритм имеет относительную целесообразность. Основной объем учебной работы заключается в формировании двигательных умений и навыков, достижении заданного уровня физической подготовленности. Учебные цель и задачи, средства и методы этой деятельности не могут быть в полной мере смоделированы при помощи известных инструментов компьютерной образовательной среды [6]. Существующие на данный момент педагогические компьютерные технологии пока еще не позволяют трансформировать предметную сущность обучения физической культуре в формат электронного дидактического средства.

Цель исследования - технологически обосновать алгоритм проектирования программной оболочки учебно-методического пособия.

Результаты исследования и их обсуждение. Учебная информация о технике изучаемого двигательного действия предъявляется в спортивном зале при помощи средств компьютерной демонстрации (компьютер в сочетании с мультимедийным проектором или монитором - цифровым телевизором -большого размера). Отсюда ведущим требованием

к функциональным возможностям программной оболочки электронного учебно-методического пособия (ЭУМП) по виду спорта становится демонстрация визуального материала. Она должна стать частью педагогической технологии. С позиций видов деятельности, реализуемых на уроке физической культуры, применение видеонаглядности предполагает выполнение следующих операций:

1) выбор видеоклипа с соответствующим содержанием;

2) демонстрацию видеоизображения в контексте объяснения и комментирования учебного материала;

3) акцентирование внимания учащихся на ключевых моментах техники двигательного действия;

4) применение видеоизображения в качестве ориентира технически правильного исполнения двигательного действия;

5) применение видеоизображения как сигнала начала выполнения конкретного физического упражнения;

6) оперативную смену видеоклипа для последующей демонстрации.

Необходимо учитывать, что эти операции не должны отвлекать учителя от управления классом.

Перечень действий педагога со средствами компьютерной наглядности стали основанием для подготовки технического задания по разработке специализированной компьютерной программы - оболочки ЭУМП. Внешний вид данной программы (интерфейс пользователя) показан на рис. 1.

Основное назначение ЭУМП - предъявление учащимся визуальной информации с техникой двигательного действия. Работа с программной оболочкой ЭУМП заключается в выполнении следующих действий:

- выбор видеоматериала для демонстрации;

- переключение оконного и полноэкранного режимов;

- управление видеоизображением;

- создание конспектов занятий.

Переключение оконного и полноэкранного режимов целесообразно в связи с необходимостью обеспечить максимум информативности визуального материала. В полноэкранном режиме скрываются все второстепенные, с точки зрения обеспечения наглядности, элементы. Физическое увеличение размера изображения позволит сократить временные затраты, связанные с организацией демонстрации наглядности учащимся всего класса (неизбежные при этом передвижения и перестроения). Детали в технике изучаемого двигательного действия, на которых необходимо заострять внимание обучаемых, должны визуально распознаваться из любой точки спортивного зала. Кроме того, необходимо, чтобы в процессе выполнения специальных упражнений учащийся мог постоянно видеть перед собой эталонное исполнение двигательного действия.

Управление видеоизображением, учитывая специфику дидактических задач, является одной из

наиболее важных функций программной оболочки ЭУМП по виду спорта. В процессе демонстрации необходимо сформировать у занимающихся полноценное представление о двигательной задаче. Очевидно, что динамический визуальный ряд (видео) изначально более информативен в сравнении со статическими объектами наглядности (фотографии, кинограммы, рисунки, схемы). Следует отметить, что обычная демонстрация видеозаписи с образцовым исполнением техники изучаемого физического упражнения также не лишена недостатков. Большинство спортивных двигательных действий имеет содержание, достаточно сложное для восприятия и понимания. Поэтому предъявление информации о технике физического упражнения предполагает ее дозирование в зависимости от этапа обучения и индивидуальных особенностей учащихся. В учебной литературе принято выделить следующие составляющие, характеризующие технику двигательного действия [3, 5, 4]:

- основа, определяющее звено, детали техники;

- пространственные (положения тела, траектория движений), временные (длительность составных частей, темп), пространственно-временные, силовые, ритмические, обобщенные (качественные) характеристики;

- основные опорные точки, ориентировочная основа действия.

Предъявление информации о технике изучаемого двигательного действия предполагает постоянное описание указанных параметров. Для того чтобы наглядная информация стала доступной для понимания, стандартные функции видеовоспроизведения дополнены следующими инструментами:

- покадровым просмотром;

- замедлением скорости видеовоспроизведения;

- выделением в структуре видеопоследовательности отдельного фрагмента.

Реализация указанных функций в содержании программной оболочки ЭУМП представлена на рис. 2.

Рис. 1. Основное окно программной оболочки ЭУМП по виду спорта (на примере ЭУМП по баскетболу)

38

№ 10 • 2014 Октябрь | ОСоЬег

Следующая функция программной оболочки ЭУМП - поддержка проектировочной деятельности педагога. Разработан пользовательский алгоритм процедуры подготовки конспекта урока. С его помощью педагог получает возможность самостоятельно сформировать набор информационных кадров, предназначенный для проведения отдельного занятия. При выполнении данной процедуры сохраняется предметная сущность технологии проектирования. Педагог отбирает нагрузочные средства для решения задач урока и формирует систему из упражнений. С технологической точки зрения важно обратить внимание на то, что данная форма конспекта все сведения хранит в видеоизображении. Соответственно повышается информационная ценность указанной педагогической конструкции. Исчезает необходимость в формулировке ряда методических указаний, поскольку видеоформат существенно информативнее текстового описания. Данные, помещенные в такой конспект, позволяют применять его непосредственно на практическом занятии с целью обеспечения наглядности.

Комплекс функциональных свойств программной оболочки задает следующий порядок применения ЭУМП на практическом занятии. Педагог, запустив компьютерную программу, загружает соответствующий конспект урока и включает полноэкранный режим. Видео используется в качестве:

- объекта изучения, когда необходимо представить технику двигательного действия (технику основного упражнения);

- объекта сравнения, когда выставляется оценка за уровень владения техникой изучаемого двигательного действия;

- сигнала начала выполнения нового упражнения, когда на экран выводится видео со специальным упражнением.

Указанный способ применения ЭУМП должен повысить информативность наглядности и сокра-

Рис. 2. Внешний вид видеоплеера ЭУМП и характеристика операций по управлению видеоизображением

тить время, затрачиваемое на объяснение. Педагог, применяя видеопоказ, управляет нагрузкой, используя стандартные методические подходы (по времени, количеству повторений и серий, дистанции). При этом предполагается, что все учащиеся выполняют одинаковое задание (фронтальная форма организации).

Заключение. Программная оболочка для ЭУМП по виду спорта снабжает практику информатизации образования по физической культуре специализированным техническим решением. Проектирование функциональных свойств данного методического продукта было выполнено в контексте решения задач по оптимизации педагогических операций, осуществляемых в ходе обучения технике двигательных действий. Предлагаемый подход к функциям компьютерной программы учебного назначения изначально ориентирован на обеспечение наглядности. При этом появляются новые возможности в реализации частных методик обучения двигательным действиям. На основе представленной программной оболочки разработаны и внедрены в учебный процесс ЭУМП по баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике, аэробике, атлетической гимнастике, спортивно-оздоровительному туризму.

Литература

1. Образовательные программы [Электронный ресурс] / Фирма «1С». - Режим доступа: http://obr.1c.ru (дата обращения: 22.06.2013).

2. Образовательные программы. Виртуальный наставник [Электронный ресурс] / Компания «Букасофт» - Режим доступа: http://www.bukasoft.ru (дата обращения: 22.06.2013).

3. Общие основы теории и методики физического воспитания // Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физ. культуры / под общ. ред.: Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с.

4. Основы теории и методики физической культуры: учебник для техн. физ. культ. / под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

5. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 480 с.

References

1. Educational programs [electronic resource] / «1С». - URL: http:// obr.1c.ru (access date: 22.06.2013). (In Russian)

2. Educational programs. Virtual Mentor [electronic resource] / «Bookasoft» - URL: http://www.bukasoft.ru (access date: 22.06.2013). (In Russian)

3. General framework of the theory and methodology of physical education // Theory and methodology of physical education: textbook for institutes of physical culture / Ed. by: L.P. Matveev, A.D. Novikov. - Мoscow: Fizkul'tura i sport, 1976. - 304 P. (In Russian)

4. The basics of the theory and methodology of physical education: textbook for colleges of physical culture / ed. by A.A. Guzhalovsky. - Мoscow: Fizkul'tura i sport, 1986. - 352 P. (In Russian)

5. Theory and methodology of physical culture: textbook / ed. by Yu.F. Kuramshin. - Мoscow: Sovetsky sport, 2004. - 464 P. (In Russian)

6. Kholodov, Zh.K. Theory and methodology of physical education and sport: study guide for students of higher educational institutions / Zh.K. Kholodov, V.S. Kuznetsov. - Мoscow: Academia, 2006. -480 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: khramov@grsu.by

Поступила в редакцию 10.06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.