Научная статья на тему 'Научно-методические основы формирования подходов к управлению конкурентоспособностью судостроительного предприятия'

Научно-методические основы формирования подходов к управлению конкурентоспособностью судостроительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова Елена Николаевна, Лапочкина Людмила Викторовна, Шихутина Ирина Алексеевна

Рассмотрены факторы, определяющие развитие и конкурентоспособность судостроительных предприятий России, сформулированы и сгруппированы основные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия судостроения. На основе выявленных подходов спроектирована система управления конкурентоспособностью судостроительного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some factors defining development and competitiveness of the shipbuilding enterprises in Russia have been considered, the basic approaches to shipbuilding enterprises competitiveness management have been formulated and grouped. The shipbuilding enterprises competitiveness management's system has been designed on the basis of the discovering approaches.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы формирования подходов к управлению конкурентоспособностью судостроительного предприятия»



которой заключается в выведении определенного сайта в первую десятку, предложенную ведущими поисковыми системами по запросу. В этой ситуации затраты на создание сайта могут быть неоправданными. Зачем вкладывать усилия, если результат будет недоступен? Основная масса посетителей практически всех сайтов попадает через поисковые системы. Цена этой услуги может быть разной. На различные запросы, т. е. слова или выражения, присутствует различная конкуренция. Например, стоимость продвижения по одному запросу будет около 100 у. е., по другому — 1000 у. е. в месяц. Вытекающей отсюда еще одной специфической услугой является определение семантического ядра для конкретной организации — формирование перечня ключевых слов-запросов в соответствующем сегменте.

Все перечисленные мероприятия приносят наиболее ощутимый эффект только в том случае, когда

они реализованы в комплексе. Очень важно, чтобы различные элементы программы продвижения товара компании на рынок взаимодействовали, дополняя и усиливая друг друга.

Таким образом, можно отметить, что конкуренция на рынке торговых центров продолжает усиливаться и простого присутствия уже недостаточно для прибыльной деятельности. В то же время основная масса предложения уже сформирована и достаточно однородна, но недостаточно поддерживается рекламной активностью. Среди способов формирования конкурентных преимуществ в настоящее время наиболее эффективным и неосвоенным является ресурс сети Интернет. При создании сайта как канала для привлечения посетителей важным является создание имиджа конкретного торгового центра, а также использование современных механизмов продвижения в поисковых системах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данные исследований London Consulting & Management Company (http://realestate.ru).

2. Данные Интернет-ресурса http://word-stat.yandex.ru.

Е. Н. Ветрова, Л. В. Лапочкина, И. А. Шихутина

Научно-методические основы формирования подходов к управлению конкурентоспособностью судостроительного предприятия

В современных условиях в России, как и во всем мире, происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления предприятиями, адекватных условиям конкуренции и рычагов повышения конкурентоспособности.

В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства.

Уровень развития судостроения как отрасли промышленности, интегрирующей в своей продукции результаты деятельности большого числа смежных отраслей национальной экономики, является для любой страны показателем ее научно-технического развития и промышленного потенциала. Являясь сравнительно трудоемким, судостроение в значительной степени способствует занятости населения, обеспечивая, например, в России более миллиона рабочих мест с учетом смежных отраслей. Поэтому положение дел в судостроении всегда оказывает существенное влияние на социально-экономическую обстановку в стране.

Один из классиков теории конкуренции Майкл Портер выделяет четыре составляющие, обеспечивающие конкурентоспособность страны на рынке какой-либо продукции:

1. Наличие в стране факторов производства, необходимых для ведения конкурентной борьбы на определенном товарном рынке.

2. Высокий спрос на данную продукцию на внутреннем рынке.

3. Отрасли-поставщики и другие сопутствующие отрасли, конкурентоспособные на мировом рынке.

4. Достаточное число национальных компаний, создающих конкурентную среду в производстве данной продукции, и уровень управления этими компаниями.

Что касается судостроения, то, несмотря на некоторые проблемы, потенциал для повышения конкурентоспособности предприятий, образующих отрасль, а следовательно, и государства на мировом рынке, имеется.

Следует выделить ряд специфических факторов, которые в значительной мере определяют конкурентоспособность судостроения в России.

Ориентация отрасли

До начала 1960-х гг. судостроение было военно-ориентированным на 90-95 %. В последующие годы доля гражданского судостроения возросла до 30-35 %. В настоящее время она составляет более 70 % объемов производства судостроительных заводов (заводов-строителей).

Государственный оборонный заказ

На положение судостроения негативным образом отразилось сокращение государственного заказа, темпы падения которого с 1992 г. на протяжении восьми лет составляли ежегодно 60% и более. Объем государственного оборонного заказа России за этот период сократился в 20 раз, а гражданского судостроения — более чем в 5 раз. Уровень использования мощностей на судостроительных предприятиях снизился до 20-25 процентов. Следует отметить положительные тенденции 2006-2007 гг, когда наблюдается рост государственного оборонного заказа. Так, гособоронзаказ в 2007 г. в целом возрастет на 27%, ассигнования на НИОКР на 20% (Лесных).

Мощности заводов судостроения

Судостроительные предприятия располагают построечными местами для одновременного строительства 105 кораблей и судов различного водоизмещения (табл. 1).

Таблица 1

Построечные места российских судостроительных предприятий [1]

Диапазон Количество Количество

дедвейта построечных заводов-

строящихся мест строителей

судов, тыс. т

До 5 41 11

6-10 24 8

10-20 15 5

20-30 5

30-40 5 3

40-50 5 3

50-60 5 3

60-80 4 3

80-100 1 1

В настоящее время загрузка российских су-до строительных предприятий государственным оборонным заказом составляет не более 5% имеющихся мощностей.

Преобладание государственной собственности

По формам собственности на середину 2002 г. 45 % предприятий и организаций являлись федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП), 39 % предприятий и организаций акционированы с участием государства через контрольные (блокирующие) пакеты акций или «золотую» акцию, 16 % предприятий и организаций являлись частными акционерными обществами (открытыми — ОАО или закрытыми — ЗАО). В ходе реструктуризации отрасли 2006-2007 гг. происходит активное акционирование предприятий с лидирующей собственностью государства.

Ухудшение кадрового состава

Период реформирования российской экономики привел к значительному сокращению численности занятых в судостроительной отрасли и оттоку персонала различных категорий. Так, численность персонала НИИ и КБ отрасли сократилась с 1990 по 2001 гг. более чем в 4 раза. Из науки ушли специалисты наиболее активных возрастных категорий, нарушен процесс преемственности поколений. Средний возраст сотрудников НИИ и КБ в настоящее время превышает 52-54 года. Наиболее катастрофическое кадровое положение в отрасли сложилось в отношении рабочего персонала.

Снижение производительности труда

Неполная загрузка производственных мощностей, старение основных фондов и стремление сохранить оставшийся квалифицированный персонал судостроительных предприятий привели к снижению производительности труда, а следовательно, росту затрат и цен на продукцию отрасли.

Состояние наукоемких позиций отрасли

Отечественная судостроительная наука по определенным направлениям имеет лидирующие позиции, что признано в мировом судостроении. Это помогает сохранять на приемлемом уровне научный и конструкторский потенциал отрасли, так как многие НИИ и КБ продолжают свою деятельность благодаря зарубежным заказам. Ведущие научные центры, НИИ и КБ судостроительной промышленности ежегодно выполняют большие объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по зарубежным контрактам для заказчиков из США, Южной Кореи, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Китая, Индии и других стран. Экспортные НИОКР проводятся и области создания транспортных судов традиционных и новых типов, средств для освоения шельфа и военных кораблей различных классов.

В ходе реформ судостроение в России в значительной степени утратило свои позиции в нау-коемкости, что, в общих тенденциях экономики в целом, представлено в табл. 2.

Таблица 2

Доля России и передовых стран в мировом наукоемком секторе [3]

Страна Процентное соотношение наукоемкого сектора, %

1992 1995 2005

США 28,1 29,3 33,9

Япония 23,8 21,6 18,9

Германия 7,4 7,0 4,5

Россия 7,3 2,2 0,9

темпы роста производства

Несмотря на улучшение с 2000 г. финансирования государственного оборонного заказа и положительную динамику роста за последние три года объемов производства, положение большинства заводов-строителей остается сложным. В целом объемы промышленного производства по государственному оборонному заказу снизились за последние 10 лет в 20 раз, объем гражданского судостроения сократился более чем в 5 раз [1].

Остроту ситуации существенно сглаживает экспортная деятельность предприятий судостроительной промышленности. При этом определяющими в экспортной деятельности отрасли являются заказы по линии военно-технического сотрудничества России в кораблестроении. Именно экспортные заказы позволяют загружать основные производства ряда судостроительных заводов, сохранять рабочие места и поддерживать основные судостроительные технологии. Кроме того, экспортные заказы помогают осваивать новые перспективные технологии проектирования, подготовки производства и строительства судов и кораблей.

Тенденции изменения спроса на продукцию отрасли на мировом рынке

Гражданское судостроение создает средства производства для отраслей экономики, связанных с морской и иной водной деятельностью. Среди них крупнейшим потребителем продукции судостроения является судоходство. В 1992-2006 гг. происходило интенсивное развитие мирового транспортного флота, дедвейт которого значительно увеличивался. Изменилась структура мирового морского торгового флота. Так, удельный вес танкерного флота снизился, навалочного увеличился. Значительно возрос флот контейнерных судов, увеличился спрос на суда для освоения морского шельфа.

Суда, находящиеся в эксплуатации более 20 лет, составляют в мировом флоте 30% по дедвейту и 40% по количеству. Мировой портфель заказов рынка судов гражданского флота определяется следующими позициями: на танкеры-продук-товозы, балкеры и контейнеровозы.

Анализ портфеля заказов мировой судостроительной индустрии показывает, что на рынках морского торгового флота имеется постоянный спрос на пассажирские и грузопассажирские суда, паромы, научно-исследовательские суда, рыбопромысловые суда, буксиры, суда и установки для работы на прибрежном шельфе.

Особый интерес для российского судостроения представляет внутренний рынок гражданских судов. Покупателями на этом рынке выступают субъекты российской экономики, связанные с судоходством.

Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость и возможность применения к управлению конкурентоспособностью предприятия различных подходов как общих, сформированных наукой управления, так и частных — для управления конкурентоспособностью организации, а также специфических — для предприятий судостроения.

Таблица 3

Характеристика подходов к управлению конкурентоспособностью

Подход к управлению Содержание Примечание

Общенаучные подходы

Процессный Рассматривает управление как последовательность взаимосвязанных функций Функции управления конкурентоспособностью: организация, прогнозирование, планирование, регулирование, контроль, коррекция

Системный Конкурентоспособность рассматривается как система, на входе которой разнообразные ресурсы, на выходе уровень конкурентоспособности предприятия Подсистемы конкурентоспособности: целевая, обеспечивающая, управляющая, функциональная, обратная связь

Ситуационный Пригодность различных методов управления конкурентоспособностью определяется конкретной ситуацией Самый эффективный тот метод, который более всего соответствует данной ситуации

Динамический Конкурентоспособность рассматривается в развитии и движении Требует ретроспективного анализа

Управленческие подходы

Стратегический Использование приемов стратегического менеджмента для управления конкурентоспособностью Разработка стратегий повышения конкурентоспособности, в том числе и конкурентных

Организационный Управление конкурентоспособностью на основе организационных изменений Использование организационных ресурсов

Административный Регламентация прав и обязанностей по управлению конкурентоспособностью Закрепление прав и обязанностей в приказах, распоряжениях, инструкциях, положениях и т. д.

Количественный Использование количественных оценок в управлении конкурентоспособностью Требует разработки системы показателей и индикаторов состояния конкурентоспособности

Поведенческий Управление конкурентоспособностью предприятия через повышение эффективности его трудовых ресурсов Необходима мотивация сотрудников

Нормативный Установление нормативов управления для каждой подсистемы управления конкурентоспособностью Необходима система нормативов и наличие методов оценки их выполнения

Экономические подходы

Ресурсный Управление конкурентоспособностью основано на рациональном управлении ресурсами Ресурсы: материальные, финансовые, трудовые, информационные

Стоимостной [4] Управление конкурентоспособностью предприятия на основе управления его стоимостью Повышение стоимости предприятия является индикатором повышения его конкурентоспособности

Функциональный Конкурентоспособность рассматривается как определенный набор функций, каждая из которых имеет свою стоимость Стоит задача оптимизации набора функций, определяющего конкурентоспособность

Рыночные подходы

Маркетинговый Основной ориентир при управлении конкурентоспособностью — на потребителя Удовлетворение требований потребителей предприятия

Инновационный Активное внедрение инноваций в различные сферы деятельности предприятия Инновации должны быть различного характера: продуктовые, технологические, технические, организационные и т. д.

Окончание табл. 3

Подход к управлению Содержание Примечание

На основе управления качеством Управление конкурентоспособностью с акцентом на создание системы качества Система качества должна соответствовать международным стандартам

Социальные подходы

Стейкхолдерский Управление конкурентоспособностью предприятия с акцентом на ключевых партнеров — заказчиков, поставщиков, посредников Развитие клиентоориентированной системы управления

Комбинированные подходы

Комплексный Применение различных аспектов управления конкурентоспособностью во взаимосвязи Аспекты управления конкурентоспособностью: технические, экономические, организационные, экологические и т. д.

Интеграционный Нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между подсистемами управления конкурентоспособностью Дополняет системный подход

Воспроизводственный Ориентирован на постоянное возобновление деятельности для получения более высокого уровня конкурентоспособности Ориентирован на постоянное повышение эффективности

Логистический В основе лежит логистическая концепция, в соответствии с которой управление конкурентоспособностью соответствует эффективному управлению потоковыми процессами, которые следует оптимизировать в соответствии с целями предприятия Дополняет и уточняет системный подход, на котором основывается логистика

Информационный В управлении конкурентоспособностью в соответствии с развитием сетевой экономики особо выделяется роль информационных ресурсов Конкурентоспособность приобретает новые свойства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сетевой подход Основой является информационные системы Конкурентоспособность предстает в новом качестве

Кластерный подход Выделение групп предприятий по регионам и специализации Уточняется сегмент конкурентоспособности каждого предприятия

В зависимости от уровня управления

Национальный Конкурентоспособность судостроения на мировом рынке Отражено в Стратегии развития судостроения в России

Отраслевой Внутриотраслевая конкурентоспособность определяется возможностями верфей и специализацией предприятий судостроения Конкурентоспособность определяется внутренними возможностями отрасли и конъюнктурой спроса других отраслей и мирового рынка в целом

Региональный подход Конкурентоспособность предприятий региона определяется возможностями верфей и специализацией предприятий судостроения Каждый регион специализируется на определенных видах продукции

Местный Конкурентоспособность предприятия определяется его потенциалом Каждое предприятие специализируется на определенных видах продукции

Все многообразие подходов к управлению конкурентоспособностью обобщено авторами и представлено в табл. 3 по группам: общенаучные, управленческие, экономические, рыночные, социальные, комбинированные и уровневые.

Перечисленные в таблице подходы к управлению конкурентоспособностью призваны дополнять

друг друга путем различных комбинаций, приемлемых в той или иной ситуации.

В соответствии с этим предлагается рассматривать систему управления конкурентоспособностью как совокупность взаимосвязанных подсистем, каждая из которых выполняет определенные функции. Для реализации функций необходимо использовать весь научно-методический потенциал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров В. Л., Перелыгин А. В., Соколов В.Ф. Судостроительное предприятие в условиях рынка: проблемы адаптации и развития / Под общей редакцией В. Л. Александрова СПБ.: Судостроение, 2003.

2. Гладышева И. В. Прогнозирование конкурентоспособности промышленного предприятия. Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук. СПб., 2006.

3. Колесников С. И. Развитие инновационной деятельности в России // Компетентность 2006. № 1112/40. С. 11.

4. Кротков А. М., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки//Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6.

5. Лесных в. в. Российский оборонно-промышленный комплекс: стоит ли спешить с интеграцией // ЭКО. 2007. С. 3-21.

И. В. Прокофьева, С. В. Шибанов, О. А. Шевченко

Модель метаданные и программные средства обмена в системе электронных платежей

В настоящее время любая организация нуждается в своевременном доступе к информации. Огромные потоки информации, циркулирующие в современном мире и имеющие тенденцию к увеличению, необходимо структурировать, хранить и извлекать. В связи с этим базы данных (БД), представляющие собой хранилища данных, стали основой информационных систем (ИС) многих организаций. Многие организации, использующие ту или иную систему управления базами данных (СУБД), без особого труда могут манипулировать информацией, находящейся в их информационных системах. Тем не менее, часто возникают ситуации, когда необходим обмен данными с другой организацией (например, с организацией-партнером), использующей собственную ИС. При этом,

нередки случаи, когда ИС, участвующие в обмене данными, являются разнородными, что усложняет задаче обмена. Разнородность ИС может быть обусловлена разными типами используемых СУБД и форматов БД, различиями в схемах БД. Например, атрибуты в схемах БД могут иметь одинаковые имена и представлять абсолютно различные понятия. Аналогично, атрибуты с разными именами могут представлять собой одну и ту же характеристику.

Традиционно решением задачи обмена данными между двумя разнородными ИС является разработка протокола обмена данными и создание, в соответствии с этим протоколом, приложений, позволяющих осуществить экспорт или импорт информации для обеих систем. При постоянном рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.