Научная статья на тему 'Инвестиции в обновление основного капитала судостроения'

Инвестиции в обновление основного капитала судостроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INVESTMENT / FI XED CAPITAL / THE WORLD FI NANCIAL AND ECONOMICAL CRISIS / THE STATE SUPPORT / THE SHIPBUILDING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Татьяна Ивановна

В статье рассматривается структура инвестиций в основной капитал различных областей промышленности в Российской Федерации. Объясняется необходимость российских и иностранных инвестиций в обновление основного капитала судостроительных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers structure of investments into fi xed capital of various areas of the industry in the Russian Federation. Nessesity of the Russian and foreign investment into fi xed capital updating of the shipbuilding enterprise is explained.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в обновление основного капитала судостроения»

Выпуск 2

2. Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 1 марта 2008 г. № 134 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://base.garant.

3. О концессионных соглашениях: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 г. № 115- ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации от 6 июля 2005 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации от 13 июля 2005 г. // Рос. газета. — 2005. — 26 июля.

ИНВЕСТИЦИИ В ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА СУДОСТРОЕНИЯ INVESTMENTS INTO THE SHIPBUILDING FIXED CAPITAL RENOVATION

В статье рассматривается структура инвестиций в основной капитал различных областей промышленности в Российской Федерации. Объясняется необходимость российских и иностранных инвестиций в обновление основного капитала судостроительных предприятий.

The article considers structure of investments into fixed capital of various areas of the industry in the Russian Federation. Nessesity of the Russian and foreign investment into fixed capital updating of the shipbuilding enterprise is explained.

Ключевые слова: инвестиции, основной капитал, мировой финансово-экономический кризис, государственная поддержка, судостроительная промышленность.

Key words: investment, fixed capital, the world financial and economical crisis, the state support, the shipbuilding industry.

ru/12159225

УДК 658.14:330.30.322

Т. И. Комарова,

аспирант,

СПГУВК

СНОВНОЙ капитал предприятия — это капитал, который принимает участие в производстве товара, пе-

тиции — это денежные средства, направленные на восстановление, расширение и реконструкцию основного капитала.

реносит свою стоимость на новый продукт по частям в течение определенного периода времени. К нему можно отнести здания, сооружения, оборудование. Для производства конкурентоспособной продукции необходимо, чтобы основной капитал соответствовал международным требованиям рынка. Чтобы создавать качественную продукцию, соответствующую меняющимся требованиям,

Даже в докризисный 2007 г. по сравнению с США Россия вкладывала очень небольшие средства в обновление основного капитала. Американские инвестиции составляли 2134,0 млрд долларов, в то время как российские — 262,0 млрд долларов.

необходимы постоянные вложения в обновление основного капитала. Инвестиции в обновление основного капитала — это неотъемлемая часть деятельности любого предприятия. Объемы этих инвестиций меняются в зависимости от потребностей предприятия. Инвес-

В структуре инвестиций в основной капитал в России лидером в потреблении этих вложений являются транспорт и связь. Здесь потребляется более 1/5 всех инвестиций в основной капитал. Далее идут операции с недвижимым имуществом, обрабатывающая и добывающая промышленность, сельское хозяйство. Однако если рассмотреть более подробно структуру инвестиций, то можно уви-

деть, что инвестиции в производство машин и оборудование в 14 раз меньше, чем в добычу топливно-энергетических ископаемых; в выпуск электрического оборудования — в 26; судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств — в 32 раза.

По данным Росстата, за 2009 г. сокращение инвестиций составило 17 % к 2008 г. (в 2008 г. был рост на 9,8 %), что лучше прогноза аналитиков (17,3 %) и Минэкономразвития (17,6 %). В номинальном выражении объем инвестиций в 2009 г. со-

ставил 7 трлн 539,9 млрд рублей.

Минэкономразвития прогнозирует рост инвестиций в основной капитал в 2010 г. на 2,9 % [1].

Несмотря на технико-технологические и финансово-экономические различия, имеющиеся между отраслями промышленности, необходимость обновления основных производственных фондов актуальна для всех отраслей. Рассмотрим структуру инвестиций в различные области промышленности в Российской Федерации.

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал

2008 г., %

Инвестиции в основной капитал 100

В том числе:

Сельское хозяйство 4,4

Добыча полезных ископаемых 14,1

Обрабатывающие производства 15,6

— пищевых продуктов 2,2

— металлургическое производство 3,6

— машины и оборудование 0,9

— транспортные средства и оборудование 1,2

Из них: суда, летательные и космические аппараты и прочие транспортные средства 0,4

Транспорт и связь 24,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 7,7

Операции с недвижимым имуществом 17,0

Образование 2,0

Здравоохранение 2,4

Прочее 12,0

Четко видно, какие из видов экономической деятельности являются приоритетными. На остальные же выделяются средства в размере менее 10 % от общего объема инвестиций. Можно сказать, что российская экономика демонстрирует уже сложившуюся для нее структуру, в которой основными направлениями развития считаются добывающая и обрабатывающая промышленность.

Из табл. 1 видно, что на водный транспорт выделяются совсем незначительные вложения по сравнению с остальными отраслями промышленности.

Если рассмотреть динамику инвестиций начиная с 1995 г., то можно увидеть значительный спад вложений в жилищное и производственное строительство. Инвестиции в основные производственные фонды, наоборот, растут.

Выпуск 2

Выпуск 2

Таблица 2

Структура инвестиций по видам основных фондов, в % к итогу [2]

1995 г. 1998 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Инвестиции в основной капитал 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе: жилища 16,3 16,3 11,3 11,4 12,2 12,6 11,9 12,0 11,8 13,0 14,1

здания, сооружения 45,1 45,1 43,1 41,8 41,0 43,5 41,9 40,4 40,9 41,7 44,3

машины, оборудование, транспортные средства 29,9 29,9 36,6 35,0 37,7 37,1 40,4 41,1 40,5 38,9 35,4

прочее 8,7 8,7 9,0 11,8 9,1 6,8 5,8 6,5 6,8 6,4 6,2

Рис. 1. Объем инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства

Более половины инвестиций обычно направляется в строительство, в основном в производственное; примерно 40 % — на приобретение машин, оборудования, транспортных средств. До 2005 г. инвестиции в строительство зданий и сооружений снижались, в отличие от инвестиций в машины, транспортные средства. С 2006 г. ситуация меняется — вложения в активную часть основных фондов начали сокращаться, а в строитель-

ство — расти. Возможно, это связано с тем, что с 2006 г. началась жесткая конкуренция на рынке продукции обрабатывающих производств.

Судостроение является одной из ключевых отраслей российской промышленности. В настоящее время в составе судостроительной промышленности 160 предприятий, на которых занято около 200 тыс. работников. Балансовая стоимость основных производ-

ственных фондов этой отрасли составляет около 58 млрд рублей [3].

В марте 2008 г. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы». Согласно этому документу в ближайшие восемь лет 136,4 млрд рублей (из них 90,6 млрд рублей из Федерального бюджета) будет потрачено на разработку и закупку новых технологий. Основные направления этой программы показаны на рис. 2.

Для реализации всех этих направлений необходима полная модернизация отрасли. На сегодняшний день одной из главных проблем судостроения является изношенность оборудования, отсталость технологий. Износ основного производственного оборудования составляет около 70 %. Также практически отсутствуют зарубежные вложения в российское судостроение. Вследствие этого происходит снижение конкурентоспособности продукции судостроительной отрасли, сокращение заказов на строительство кораблей. Если не решать эти проблемы, то отечественное судостроение будет вытеснено с мирового и внутреннего рынка. Именно по этой причине российские судовладельцы почти 95 % тоннажа строили за границей. По опубликованным

данным, Газпром планирует заказать 8 мета-новозов на Северной верфи и Выборгском судостроительном заводе, но при этом он ставит жесткие условия технического перевооружения предприятий. Не исключено, что и многие другие заказчики в скором времени будут ставить это одним из основных условий при заключении контрактов с судостроительными заводами.

Инвестиции в судостроительную промышленность чаще всего направляются на строительство складских терминалов, административных центров. Под судостроительной промышленностью в Российской Федерации понимаются все российские судостроительные и судоремонтные компании, предприятия судового машиностроения и морского приборостроения, НИИ, организации, обеспечивающие производство оружия для обеспечения ВМФ. Необходимо в первую очередь перенаправить инвестиции на обновление именно оборудования, с помощью которого производится продукция этой отрасли.

Конечно, значительное влияние на судостроительную отрасль во всех странах оказал мировой финансово-экономический кризис. Судовладельцы практически перестали заказывать суда. Если в январе 2008 г. было заказано более 600 новых судов, то в сентябре

Цели программы «Развитие гражданской морской техники»

Рис. 2. Направления Федеральной целевой программы

Выпуск 2

2

к

с

количество контрактов уменьшилось до 127, а в последнем квартале 2008 г. до 75 судов. В первом квартале 2009 г. было заказано только 26 судов суммарным дедвейтом 1,3 млн т, что составило 3 % от объема заказов того же периода 2008 г. [4]. Да, строительство судна длится несколько лет и, казалось бы, можно выстоять за счет заказов, которые были сделаны несколько лет назад, но, к сожалению, большинство этих заказов сейчас аннулируется в связи с недостаточными финансовыми возможностями заказчиков.

Однако можно надеяться, что для России этот период окажется плодотворным, так как в настоящее время существует большая потребность в транспортных и промысловых судах, плавсредствах для освоения шельфа, других судах. Конечно, для удовлетворения этих потребностей необходимо участие государства. В Санкт-Петербурге в условиях кризиса мощным инструментом поддержки отрасли является государственные заказ, в частности оборонный заказ. Доля оборонного заказа в нашем городе составляет примерно 10-15 % от общего объема промышленного производства.

Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации разработана «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2030 года». Она утверждена приказом Минпромэнерго России от 6 сентября 2007 г. № 354. Она определяет основные принципы и направления, которые призваны обеспечить развитие судостроительной отрасли. Одним из основных направлений решения проблем судостроения в Стратегии является развитие научно-технического и производственного потенциала, комплексная модернизация и техническое перевооружение отрасли. Эта задача должна быть реализована в течение 2011-2015 гг.. именно такие сроки обозначены в Стратегии.

Очень важно привлекать иностранных инвесторов, которые не только имеют современные технологии, производственное оборудование, соответствующее современным требованиям производств, но и большой опыт продвижения продукции на мировые рынки. Однако для них необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, в частности нормативно-правовое регулирование, налоговые и таможенные льготы.

Современные верфи необходимы стране для создания мощного современного военного и гражданского флота, ледоколов, а также крупногабаритной морской техники, необходимой для освоения месторождений на морском шельфе.

Оказание своевременной поддержки государства позволит обеспечить судостроительной промышленности производить продукцию, которая сможет конкурировать на внешнем рынке.

В настоящее время сохраняются благоприятные внешние и внутренние факторы, позволяющие увеличить объем выпуска продукции, улучшить экономические показатели предприятий. К ним можно отнести укрепление национальной валюты, государственные заказы, инвестиции зарубежных партнеров. При этом по-прежнему остается нерешенной проблема недостаточно развитой материальной базы предприятий, изношенность основного капитала отраслей. Для преодоления этих проблем и обеспечения темпов экономического роста необходимо ускорить обновление основного капитала предприятий, стимулировать инвестиционные процессы, удовлетворять потребности предприятий в финансировании. Одним из направлений решения этих задач является реализация новых подходов к обновлению основного капитала с использованием экономических, правовых, налоговых рычагов и инструментов.

Список литературы

1. http://rosfincom.ru/macroeconomic/549242.html

2. Алексеев А. Структура инвестиций: насколько она передовая? / А. Алексеев, Н. Кузнецо-ва // Экономист. — 2010. — № 3.

3. Астапов К. Проблемы и перспективы развития судостроения в России / К. Астапов // Общество и экономика. — 2008. — № 2.

4. Судоходство и судостроение. Статистика. Экономика. Цены. — СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, 2009. — Вып. 11.

УДК 338.001.76 Е. Н. Быкова,

Московская государственная академия водного транспорта

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОРТОВЫХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ PROBLEMS OF DEVELOPING OF SPECIAL ECONOMIC PORT ZONES IN RUSSIA

Статья посвящена созданию зональных институтов экономического роста, функционирующих в режиме благоприятствования предпринимательской деятельности — особым экономическим зонам, создаваемым в Российской Федерации на современном этапе. В статье внимание сконцентрировано на создании и развитии определенного типа особых экономических зон — портовых.

Article is devoted to the creation of zonal institutes of the economic growth functioning in a mode of preference of enterprise activity — to the special economic zones created in the Russian Federation at the present stage. In article the attention is concentrated on creation and development of certain type of special economic zones — port.

Ключевые слова: особая экономическая зона, портовая экономическая зона, режим преференций, особый налоговый, таможенный и административный режим.

Key words: special economic zone, port economic zone, preferential treatment, special tax, customs and administrative regime.

ОЗДАНИЕ в России отдельных территорий содействия предпринимательству и инвестициям — особых экономических зон — одна из перспективных мер по вхождению в пространство мирохозяйственных связей и построению инновационной экономики. При принятии в 2005 г. закона [1], провозглашающего легитимность создания особых экономических зон и инициирующего их развитие, ОЭЗ рассматривались как площадки для наукоемкого, инновационного, высокотехнологичного производства и как особые территории для привлечения отечественного и иностранного капитала, направленного на развитие инвестиционного потенциала национальной экономики.

В соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны различных типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические

зоны.

Для этих зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, основные компоненты которого представлены на рис. 1.

Выпуск 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.