Научная статья на тему 'Научно-методические основы активизации творческой деятельности подростков в условиях креативной физкультурно-спортивной среды'

Научно-методические основы активизации творческой деятельности подростков в условиях креативной физкультурно-спортивной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATION / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / CREATIVE ACTIVITY OF TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежов К.С., Ежов С.Г., Ефимова П.С.

В материалах представлен педагогический потенциал детско-юношеских спортивных школ. Обозначены аспекты организации в условиях детско-юношеских спортивных школ креативной физкультурно-спортивной среды, на базе которой создаются возможности активизации творческой деятельности подростков. В статье раскрыта сущность понятий «креативность» и «творчество», представлены технологические позиции по развитию творческой активности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежов К.С., Ежов С.Г., Ефимова П.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodological bases of activization of creative activity of adolescents in terms of creative physical-sport environment

The article presents the pedagogical potential of children and youth sports schools. It denotes the aspects of the organizing creative physical-sport environment in the conditions of children and the youth sports schools, which creates the possibility of adolescents' creative activity fostering. The article reveals the essence of the concepts «creativity» and «creation», presents the technological position on the development of adolescents' creative activity.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы активизации творческой деятельности подростков в условиях креативной физкультурно-спортивной среды»

4. котова, И.Б. Психические ресурсы как основа самоопределения и самореализации личности студентов вуза / И.Б. котова, Е.С. Маслова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 3. С. 125134.

5. краснянская, Т.М. концептуализация принципа безопасности образовательных практик / Т.М. краснянская, В.г. Тылец // Журнал министерства народного просвещения. 2015. № 4. С. 180-188.

6. Максимова, н.Ю. Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования / н.Ю. Максимова // Молодой ученый. 2014. № 21. Т. 5. С. 585-587.

Ежов К. С., Ежов С.Г., Ефимова П. С.

научно-методические основы активизации творческой деятельности подростков в условиях креативной Физкультурно-спортивной среды

В условиях современных тенденций в государственно-политическом и социально-экономическом развитии, углубляющихся процессов демократизации и гуманизации общественной жизни россии разрабатывается новая образовательная парадигма, которая ориентирована на становление и развитие творческой личности, с ярко выраженной субъектной позицией, активной, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Значимость указанных процессов напрямую связана с приоритетами национального проекта «Образование» и с идеями обновления российской образовательной политики [1].

В связи с этим, в вопросе о качестве образования сегодня особое внимание уделяется уровню развития творческой активности личности, что, в свою очередь, определило необходимость поиска наиболее эффективных средств для решения поставленной проблемы.

Особое значение решение проблемы развития творческой активности приобретает в подростковом возрасте. это обусловлено тем, что изменение социальной позиции учащегося в этом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в стремлении к постоянному совершенствованию, творческому самовыражению, проявлению творческой активности и самостоятельности в решении проблем. это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможностями его участия в творчески-ориентированной

деятельности. В работе данного направления следует учесть, что главными противоречиями подросткового возраста являются естественное стремление к самопознанию и самореализации, отсутствие опыта и внутренней готовности для осуществления данных позиций. В этих условиях индивид попадает в критическую ситуацию смены и выбора жизненных смыслов, требующих проявления инициативности, гибкости, оригинальности, оперативности при выборе поведенческих реакций в ситуации общения, позитивный эмоциональный настрой и уверенность в себе.

Большими возможностями в развитии творческой активности подростков обладают детско-юношеские спортивные школы, где создаются условия для занятий различными видами спорта исходя из индивидуальных интересов, склонностей и возможностей, обеспечивая накопление творческого опыта, проявления и развития качеств творчески активной личности.

Детско-юношеские спортивные школы являются составной частью системы дополнительного образования подрастающего поколения. Однако они обладают явно выраженной спецификой, поскольку результаты физкультурно-спортивной деятельности зачастую нацелены лишь на достижение определенных спортивных результатов и сдачи нормативных показателей. В настоящее время физкультурно-спортивная деятельность в детско-юношеских спортивных школах чаще всего имеет локальную, узкую направленность (преимущественно физическая подготовка учащихся) и не является самоорганизующейся системной практикой, создающей новые образцы ценностного творческого развития воспитанников. Анализ научных публикаций и практики работы детско-юношеских спортивных школ убеждает о наличии творческих возможностей и потенциала данных учреждений для развития творческой активности подростков. но, позитивно оценивая теоретический и практический опыт можно отметить также, что организация процесса развития творческой активности подростков в настоящее время скорее носит иллюстративно-эпизодический, а не систематический и целенаправленный характер, а положительный результат при этом чаще всего зависит от заинтересованности и интуиции отдельных педагогических кадров, а не каких-либо научно-обоснованных педагогических подходов. Анализ исследований позволил сделать вывод о недостаточной разработанности целостного знания о сущности процесса развития творческой активности личности подростка в условиях детско-юношеских спортивных школ, научно обоснованных подходах и условиях, способствующих эффективному решению названной проблемы и ее технологическому обеспечению.

Продуктивными для решения данной проблемы исследования стали подходы к активизации творческой деятельности В.С. Ильина, М.н. Самардак, Т.И. Шамовой, г.И. Щукиной, С.н. Ярошенко и др. Т.И. Шамова рассматривает активность в деятельности не просто как деятельностное состояние обучаемого, а как качество творческой деятельности, в которой проявляется личность самого учащегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение

познавательных целей. Активизацию автор рассматривает не как усиление деятельности, а как мобилизацию педагогом с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучаемых на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

В работе представлена сущностная характеристика понятия «деятельность» как ключевая категория творческой подготовки личности. Отражены существующие в разных отраслях научного знания различные основания для классификации видов деятельности. каждый вид деятельности имеет определенное содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций.

Деятельность полидисциплинарна и оказывает влияние на все сферы жизни человека. В работе процесс физкультурно-спортивной деятельности подростков мы рассматриваем с учетом специфики их возрастных особенностей развития и возможностей творческого развития в условиях детско-юношеской спортивной школы, формирования способности к генерированию оригинальных идей и готовности к их творческой реализации в процессе решения поставленных социально-творческих задач.

Предпосылкой творчества является креативность, которая в современной науке расценивается как личностная способность изобретать, творить, привносить что-то новое в жизнь. В современной психолого-педагогической науке креативность рассматривается как личностная категория весьма неоднозначно. Базируясь на идеях А.М. Матюшкина, креативность мы рассматриваем как интегративную способность, вбирающую в себя целые системы взаимосвязанных способностей, элементов, качеств: воображение, ассоциативность, метафоричность, фантазию, раскованность мыслей и чувств, изобретательность, нестандартность восприятия, оригинальность мышления, смелость и независимость суждений, интуицию, интерес к парадоксам, рискованное поведение.

креативность является мощным фактором развития личности, определяющимее готовность изменяться, отказываться от различных стереотипов. Если творчество понимается как специфический процесс, привязанный к созданию «значимого нового явления», то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что творческая деятельность - это эффективнейший путь к саморазвитию и самосовершенствованию личности. Творческая активность как интегральное качество личности проявляется в общей способности самостоятельно находить нестандартные пути решения возникающих проблем, готовности к социально-творческой деятельности, основанной на интеграции знаний и опыта, а также -ценностно-смысловых установках, которые приобретаются в процессе обучения и социализации и ориентированы на саморазвитие и самосовершентсвование творческого потенциала. развитие творческой активности личности можно рассмотреть как процесс и результат мобилизации интеллектуальных,

нравственно-волевых и физических сил обучаемых на решение творческих задач, что позволит подросткам полноценно функционировать в окружающем социуме.

Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (физическую, эмоциональную, интеллектуальную и т.д.). Подросток в силу своей природной активности стремится к саморазвитию и творческой самореализации. Отсутствие этой возможности в социальном пространстве заставляет подростка самоутверждаться в ситуациях, порой граничащих с правонарушениями, что ставит общество перед лицом саморазрушающего и антиобщественного поведения подростков [2].

на основе разработанных концептуальных положений нами была спроектирована и внедрена в образовательный процесс детско-юношеских спортивных школ программа развития творческой активности подростков, включающая комплекс методов, форм и средств, объединенных логикой вариативного, ценностного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

Стратегическими направлениями реализации данной программы являлись: мотивационно-личностное, социально-творческое и ценностно-смысловое развитие учащихся, активизация творческого потенциала подростков; собственно творческое и социально-психологическое развитие учащихся; развитие у тренеров-преподавателей творческого подхода к педагогической деятельности и формирование педагогического мастерства; развитие субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса, осуществление эффективных творчески-ориентированных средств, методов и форм физкультурно-спортивной работы с подростками [3].

Модульная структура программы позволяла использовать ее в различных физкультурно-спортивных направлениях в зависимости от выбора подростками того или иного вида спорта. Данный процесс осуществлялся в условиях креативной физкультурно-спортивной среды на моно-, интер- и транскультурных уровнях. на моноуровне осуществлялась постановка проблемы, поиск и погружение подростков в проблемную ситуацию. на интеруровне творческая деятельность подростков была организована в интеграционном единстве традиционных форм физкультурно-спортивной подготовки с использованием социально-творческих задач и упражнений, обеспечивающих анализ, интерпретацию, осмысление и рассмотрение нестандарных подходов в решении поставленных задач, активизирующих самостоятельность и креативность мышления. на транскультурном уровне происходила рефлексивная оценка индивидуального творческого опыта подростков, развитие творческой активности осуществлялось во взаимосвязи и взаимодействии всех субъектов образовательного пространства детско-юношеской спортивной школы.

на каждом уровне креативной физкультурно-спортивной среды использовались различные виды социально-творческих задач [4]:

• познавательные, направленные на формирование у подростков готовности

находить возможные пути решения разнообразных социально-творческих проблем и выбирать из них оптимальный;

• коммуникативно-развивающие, обеспечивающие формирование умения анализировать ситуацию с позиций различных участников, придавать взаимодействию конструктивный характер, находить пути гармонизации конфликтных состояний;

• социально-рефлексивные, способствующие формированию у учащихся социально-творческой позиции, умения оценить себя и свою творческую деятельность, осмысления подростками содержания физкультурно-спортивной деятельности, ее целей, задач и технологий выполнения в контексте решаемых социально-творческих проблем, развивающие самостоятельность и креативность мышления.

Технологическим механизмом реализации социально-творческих задач выступила взаимосвязь и взаимообусловленность следующих этапов:

1) погружение в социокультурное пространство жизни детско-юношеской спортивной школы; индивидуально-личностное проживание, освоение подростками творческих установок, традиций и ценностей коллектива; осмысление поставленных социально-творческих проблемных ситуаций как в коллективе, так и в личностном физкультурно-спортивном развитии.

2) специализация каждого школьника в различных видах физкультурно-спортивной деятельности исходя из индивидуальных способностей, интересов и психофизиологических возможностей личности.

3) творческое самовыражение в различных видах физкультурно-спортивной деятельности подростков, позволяющее представить индивидуальные результаты и достижения в различных видах спорта как результат своей творческой деятельности, отражающий как активность участия в социально-творческих проектах, так и представление творческого развития, значимого для себя, для команды, для окружающего социума. на данном этапе подросткам дается возможность выступить то в качестве спортсмена, тренера, телеведущего, журналиста, то в качестве критика, менеджера, продюсера. Происходит открытие подростами себя и других, ценностное осознание значимости физкультурно-спортивной деятельности для реализации индивидуальной социально-творческой активной позиции.

результаты опытно-экспериментальной работы позволили выявить эффективность использования данной технологии в процессе активизации творческой деятельности подростков в условиях креативной физкультурно-спортивной среды. это проявилось в высоком уровне мотивации подростков к познанию и саморазвитию, мотивации к творчеству, интеллектуальной активности, высокой степенью увлечённости физкультурно-спортивной деятельностью и творчеством, наличием в полной степени способности к глубокому осознанию своего социально-творческого опыта.

литература

1.Голошумов А.Ю. Пути и средства активизации творческой деятельности личности в условиях модернизации образования / А.Ю. Голошумов, Г.С. Голошумова, П.С. Ефимова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: Материалы IV Международной научно-практической конференции; Оветственный редактор В. А. Кручинин. Н. Новгород: НГСАУ, 2014. С. 199-204.

2.Голошумова Г. С. Факторы формирования социальной компетентности подростков / Г.С. Голошумова, С.Г. Ежов // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 6. - С. 211-218.

3.Голошумова Г. С. Теоретические основы развития инновационного потенциала педагога / Г. С. Голошумова // Вестник Университета российской академии образования. - 2011.- № 5. - C.68 -71.

4.Goloshumova G. The model of self-realization readiness formation of research universities students in the process of civic education / G. Goloshumova, N. Pugacheva, S.Yezhov // International Review of Management and Marketing. -2016.- № 1. - Р. 128-134.

Котиева Е.Д., Абдуллаева H.A.

подготовка личности к управлению микроэкономическими процессами как проблема регионального развития

Сектор домохозяйств, среди субъектов экономической деятельности, наиболее выпукло выделяется по количественным характеристикам. Так по данным переписи 2010 г. [1] было зафиксировано 54,6 миллионов частных домохозяйств, в которых проживало 141,0 миллионов человек, или 99% всего населения России (!).

Экономическую функцию семьи во всей полноте в России после длительного перерыва вновь начали признавать только в 90-х годах прошлого столетия. Современная экономическая реформа обесценила профессиональную подготовку значительной части работающего населения, вследствие чего наемный труд как основной способ заработка неожиданно оказался недостаточным для обеспечения экономического благополучия. Это вынуждает россиян осваивать новые технологии организации семейной экономики в условиях рыночных отношений. Рыночная экономика в первую очередь означает предоставление участникам хозяйственной деятельности широкой экономической свободы, дает простор для проявления частной хозяйственной инициативы. но развитие рыночных отношений сталкивается с деформированной психикой хозяйствующей личности, которая за годы советской власти почти утратила потребность и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.