Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логопедическая практика / биоэнергопластика / методический кейс / артикуляторная моторика / дошкольники с тяжелыми нарушениями речи / speech therapy practice / bioenergoplasty / methodological case / articulatory motor skills / preschoolers with severe speech impairments

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Марина Анатольевна, Золоткова Евгения Вячеславовна, Рузманова Оксана Олеговна

Статья посвящена отражению результатов исследовательской работы по поиску релевантных условий и рациональных путей внедрения элементов биоэнергопластики в логопедическую практику. Обосновывается значимость диверсификации ресурсного обеспечения логопедической практики. Раскрывается научное обоснование проведения работы по развитию артикуляционной моторики дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с применением средств биоэнергопластики. Предлагается результативный для разрешения обозначенной проблематики методический кейс с аргументацией его педагогического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Марина Анатольевна, Золоткова Евгения Вячеславовна, Рузманова Оксана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to reflecting the results of research work on the search for relevant conditions and rational ways of introducing elements of bioenergoplastics into speech therapy practice. The importance of diversifying the resource provision of speech therapy practice is substantiated. The scientific rationale for carrying out work on the development of articulatory motor skills of preschool children with severe speech impairments using bioenergoplastics is revealed. A methodological case that is effective for solving the identified problems is proposed with an argument for its pedagogical potential.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

E.H. Артеменок [и др.]. - Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2012. - 516 с.

8. Современные педагогические технологии профессионального образования: материалы Международной заочной научно-практической конференции 17-18 мая 2018 г. / под ред. Ф.Н. Алипхановой; Дагестанский государственный педагогический университет, Факультет технологии и профессионально-педагогического образования. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 503 с.

9. Теория и практика социальной работы в современном социуме: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 20 апреля 2023 г. / Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. - 169 с.

10. Цифровое общество в культурно-исторической парадигме / под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [и др.]. - Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2019. - 264 с.

11. Якушин, Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве: учебное пособие: [12+] / Н.И. Якушин. - 8-е изд. - Москва: Русское слово - учебник, 2012. - 137 с.

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Марина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Золоткова Евгения Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии, магистрант направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» Рузманова Оксана Олеговна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. Статья посвящена отражению результатов исследовательской работы по поиску релевантных условий и рациональных путей внедрения элементов биоэнергопластики в логопедическую практику. Обосновывается значимость диверсификации ресурсного обеспечения логопедической практики. Раскрывается научное обоснование проведения работы по развитию артикуляционной моторики дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с применением средств биоэнергопластики. Предлагается результативный для разрешения обозначенной проблематики методический кейс с аргументацией его педагогического потенциала.

Ключевые слова: логопедическая практика, биоэнергопластика, методический кейс, артикуляторная моторика, дошкольники с тяжелыми нарушениями речи.

Annotation. The article is devoted to reflecting the results of research work on the search for relevant conditions and rational ways of introducing elements of bioenergoplastics into speech therapy practice. The importance of diversifying the resource provision of speech therapy practice is substantiated. The scientific rationale for carrying out work on the development of articulatory motor skills of preschool children with severe speech impairments using bioenergoplastics is revealed. A methodological case that is effective for solving the identified problems is proposed with an argument for its pedagogical potential.

Key words: speech therapy practice, bioenergoplasty, methodological case, articulatory motor skills, preschoolers with severe speech impairments.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Научно-методические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в -условиях инклюзивной практики»

Введение. Формирование звукопроизносительных умений в онтогенезе - это сложный и длительный путь: от возможности воспроизведения фонетически аморфного слова-корня до полного освоения семантико-фонологического компонента системы родного языка. К началу школьного обучения ребенок характеризуется как языковая личность, полноценно владеющая произносительными нормами родного языка. Одной из базовых основ успешности данного процесса является сформированнсть артикуляционной моторики.

Дефициты развития фонологического уровня языковой способности у детей с тяжелыми нарушениями речи детерминированы тератогенным воздействием вариативного комплекса факторов биологического, психологического и социального характера. Недостаточность сформированности артикуляционной моторики во многом определяет наличие нарушений произношения у таких детей: их распространенность, полиморфность, вариативность симптоматики, расхождение между произносительными возможностями и употреблением звука в спонтанной речи.

Артикуляционная гимнастика - это классический способ развития функционала периферического отдела речевого аппарата для формирования правильного звукопроизношения. Специфика ее реализации в логопедической практике представлена в работах мэтров отечественной логопедии - Б.М. Гриншпуна, М.Ф. Фомичевой. Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева - методических разработках современных педагогов-исследователей.

Биоэнергопластика в логопедическом контексте предлагается как инновационный способ проведения артикуляционной гимнастики и представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата и движений кисти руки. Методологическим обоснованием применения названного способа являются результаты исследований В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, М.С. Рузиной: развитие тонкой моторики обусловливает активность соответствующих отделов головного мозга, а, это, в свою очередь, инициирует созревание сопредельных отделов - отделов, отвечающих за реализацию речевой функции. Однако, несмотря на доказанную эффективность, имеющегося методического обеспечения применения данного способа явно недостаточно и по-прежнему актуален поиск релевантных условий и рациональных путей внедрения элементов биоэнергопластики в логопедическую практику.

Изложение основного материала статьи. Практико-ориентированная подготовка учителей-логопедов в настоящее время реализуется в условиях инновационных трендов высшего образования. Ее результативность во многом определяется качеством воплощения сущности деятельностного и компетентностного подходов, полнотой соответствия требованиям образовательного и профессионального стандартов, согласованностью с социальными запросами [3]. Миссия педагога в условиях кардинальных изменений образования в целом, и образовательной среды в частности, реформируется из ретранслирующей в преобразующую. Современный педагог - это творец, наставник, консультант, тьютор на пути продвижения ребенка по образовательной траектории [1].

Логопедическая практика обладает собственным арсеналом научно- и методически обоснованных ресурсов, однако новые роли педагога и вызовы времени обусловливают значимость процесса их диверсификации.

Доминирующей сферой логопедической практики является работа по развитию звуковой культуры речи. Ее базовой основой служит деятельность по формированию артикуляционной моторики, значимость которой для качества звукопроизношения сложно переоценить [4]. Совершенствование содержания и методического обеспечения процесса формирования артикуляционной моторики педагогами-исследователями осуществляется, во-первых, в общем методическом контексте развития правильного звукопроизношения на основе представления о необходимости подчинения ресурсного обеспечения речевым возможностям и образовательным потребностям дошкольников; во-вторых, в специфическом -контексте логопедического воздействия по коррекции звукопроизношения у детей, имеющих патологическое развитие фонологического уровня языковой способности.

Выраженные расстройства фонологического уровня языковой способности входят в симптомокомплекс, характеризующий состояние детей с педагогической квалификацией «тяжелые нарушения речи» (в дошкольной логопедии практически отождествляемой с классическим «общее недоразвитие речи»). Типичными феноменами являются: мышечная слабость органов артикуляции, нечеткость артикуляционных движений, сложность воссоздания и удержания артикуляционной позы, затруднения переключения артикуляционных движений, несформированность навыков правильного производства звуков [2]. В качестве одного из ключевых факторов причин названных феноменов установлена дефицитарность развития статики и динамики органов артикуляции - кинестетического и кинетического компонентов процесса моторного кодирования высказывания.

Благодаря результатам работ Б.М. Гриншпуна, М.Ф. Фомичевой. Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева и других педагогов-исследователей в отечественной логопедии определены принципиальные положения, основные задачи и содержательные компоненты логопедического воздействия по коррекции звукопроизношения [4]. В предлагаемых для логопедов-практиков рекомендациях детально представлены методические приемы пропедевтического этапа формирования первоначальных коммуникативных умений, в том числе и ориентированных на развитие артикуляторного базиса речи. В тоже время отсутствие методической представленности нетрадиционных логопедических ресурсов для развития артикуляционной моторики является основанием для утверждения о том, что обозначенная работа имеет перспективы в плане оптимизации технологического оснащения. Достаточно перспективным направлением деятельности педагогов-исследователей в обозначенной сфере признается применение средств биоэнергопластики [5].

Целью настоящего сообщения является отражение результатов исследовательской работы по поиску релевантных условий и рациональных путей внедрения элементов биоэнергопластики в логопедическую практику. Опытно-исследовательская работа проводилась в аспекте решения таких основных задач, как, во-первых, выявление у дошкольников имеющихся дефицитов развития артикуляционной моторики; во-вторых, разработка методического кейса по развитию артикуляционной моторики с применением элементов биоэнергопластики, его апробация и установление степени эффективности. Цель и задачи исследования предопределили выбор методов и этапов деятельности. Дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида «Детский сад № 65» и «Детский сад № 70» г. о. Саранск Республики Мордовия стали площадками для проведения опытно-исследовательской работы, в которой приняли участие воспитанники групп компенсирующей направленности, имеющие педагогическое заключение о наличии тяжелого нарушения речи.

Результаты деятельности по решению первой задачи доказывают, что дошкольникам свойственна несформированность базовых основ функционирования речедвигательного анализатора. Симптоматика проявляется: в замедленности формирования речевой моторики, недифференцированности артикуляторных движений, асинхронности в работе трех отделов периферического конца речедвигательного анализатора, недостаточности иннервации речедвигательного аппарата, особых трудностях орального праксиса. Специфические черты состояния артикуляционной моторики каждого ребенка обусловливаются характером патогенетических механизмов, общие феномены детерминированы незрелостью и качественным несовершенством кинестетических и кинетических операций звуковой символизации высказывания.

Систематизация результатов решения второй задачи и их интерпретация позволяют сформулировать ключевые постулаты научно-методического обоснования применения средств биоэнергопластики в логопедической практике и представить содержательный контекст данной работы.

Активизации органов артикуляции с привлечением элементов биоэнергопластики требует особой структурации педагогического воздействия, которое рационально представить в формате методического кейса или программно-методической разработки, обеспечивающей методическое, технологическое, дидактическое сопровождение конкретного образовательного процесса. В нашем случае, процесса ориентированного на целостное развитие фонологического уровня языковой способности дошкольников и осуществляемого на основе рационального сочетания традиционных форм и применения инновационных средств артикуляционной гимнастики. Векторы целенаправленной работы логопеда по активизации органов артикуляции - это формирование кинестетической и кинетической основы движения.

Теоретическое обоснование проводимой работы определяют следующие постулаты: во-первых, активизация естественного распределения биотоков в организме обеспечивается пластичностью, раскрепощенностью и комменсализмом движений тела (в том числе, синергией движений кисти и артикуляционного аппарата); во-вторых, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие подвижности и обеспечение пластичности нервных процессов происходят в процессе систематических кинезиологических тренировок; в-третьих, стимуляция развития высших психических функций определяется прогрессом нейрофизиологических процессов, базиса психической деятельности.

В качестве методической основы выступают такие частные способы логопедического воздействия, как двигательно-кинестетический, аудио-оптико-кинестетический и двигательно-кинетический. Данные методы предполагают использование в качестве базовой основы сочетание статических и динамических упражнений. Статистические упражнения, ориентированные на развитие мышечной силы и кинестетического анализа, позволяют сформировать правильную артикуляторно-пальчиковую позу. Динамические упражнения обеспечивают нормализацию мышечного тонуса и переключаемости движений, в целом развивая все компоненты речедвигательного аппарата.

Благоприятными условиями реализации обозначенной деятельности учителя-логопеда являются: равноправное партнерство педагога и дошкольников; поощрение и конструктивная поддержка творческих инициатив; создание эмоционально насыщенных и социально значимых для дошкольников ситуаций общения; активизация интереса к

партнерам по коммуникативной деятельности; развитие когнитивного и эмоционального аспектов анализа реальных и моделируемых ситуаций действительности; постепенное усложнение форм работы; привлечение разнообразных приемов логопедического воздействия; развитие способности переносить полученные на занятиях умения в условия реальной коммуникации.

Внедрение элементов биоэнергопластики в работу по активизации органов артикуляции предполагает определенную поэтапность в течение не менее пяти-шести недель.

Задачи подготовительного этапа: установление полноценного контакта «учитель-логопед - ребенок», создание мотивационной предпосылки работы на таких занятиях, обеспечение спектра представлений дошкольников об органах артикуляции, подготовка дошкольников к использованию руки в артикуляционной гимнастике. Когнитивный контекст содержания подготовительного этапа заключается в формировании у дошкольников: представления о строении речевого аппарата, знания об органах артикуляции, представления о неречевых и речевых звуках и умения их сравнивать, умения наблюдать за речевыми действиями, знания о способах образования речевых звуков. Для успешности процесса должны быть привлечены соответствующие модели, графические изображения, соответствующий речевой материал. Объяснения учителя-логопеда подкрепляются наглядными действиями в ходе игры. Образные представления обеспечивают дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи лучшее осознание и запоминание.

Сама артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике, однако педагог уже сопровождает упражнения движениями ведущей руки с перчаткой и привлекает к этому внимание дошкольников.

Цель основного этапа состоит в последовательном вовлечении рук дошкольников в процесс артикуляционной гимнастики.

Первоначально при проведении артикуляционной гимнастики учитель-логопед стимулирует дошкольников на подключение ведущей руки в реализацию артикуляторной задачи и параллельно осуществляет показ правильных движением кисти одной руки (обращая внимание, в-первую очередь, на отсутствие напряжения и свободу движений).

В течение последующих двух недель должно быть обеспечено включение в решение предлагаемой задачи обеих рук: дошкольники выполняют упражнения и сочетано имитируют движения органов артикуляционного аппарата обеими руками. Логопед полностью вовлечен в процесс.

Затем, при условии сформированности базовых координационных умений содружественных действий кистей рук и органов артикуляции, учитель-логопед предоставляет детям возможность действовать самостоятельно. Однако он продолжает корректировать процесс: «рекомендовать» образец движения ритмичности четкости синхронности выполнения артикуляционных движений с работой кистей рук.

Обоснованный алгоритм работы на занятиях этого этапа следующий: отработка базовых движений органов артикуляции; выработка дифференцированных движений в этой области. Корректировка отклонений в выполнении упражнений достигается путем торможения при активизации зрительного контроля и введения параметров ритма (как правило, за счет отбивания такта). Совокупность и последовательность предлагаемых упражнений зависит от общих требований к проведению артикуляционной гимнастики, а выбор конкретного упражнения обусловлен задачей, требуемой решения, и содержательной тематикой.

Внедрение элементов биоэнергопластики - процесс постепенный. В неделю отрабатывается, как правило, два статистических упражнения и три динамически-двигательных. И только освоенное упражнение может быть заменено новым. Результативность использования упражнений определяется, как соблюдением общедидактических требований, так и частных в контексте развития артикуляционной моторики: учета временного регламента; соблюдения темпа проведения; предоставления возможности ребенку корректировки допущенных погрешностей, а логопеду оказания помощи; наличия мотивационной составляющей деятельности; обеспечения активного участия всех участников совместной деятельности; обязательность формирования навыков самоконтроля.

Проводя артикуляционную гимнастику в игровом формате, учитель-логопед должен вносить необходимые коррективы в деятельность дошкольников, не разрушая при этом сам процесс деятельности. Общение проектируется с обеспечением ситуации успеха для дошкольников с тяжелыми нарушениями - только деятельность, приносящая успех и удовлетворение, помогает преодолевать страх, неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения и т.д. Но ситуация успеха может действовать, когда ребенок сам прикладывает усилие и видит успех.

Заключительный этап - это период автоматизации полученных навыков. Упражнения артикуляционной гимнастики этапа ориентированы уже не только на решение задач коррекционного характера, но и развивающей направленности: дошкольники осваивают точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного артикуляционного движения к другому. Учет специфики ведущего вида деятельности и типологических особенностей дошкольников данной группы «проблемного» детства предопределяет проведение упражнений в игровом формате на основе активного задействования максимально количества анализаторов при привлечении разномодального дидактического материала. Эффективным ресурсом для реализации обозначенного контекста станет «Театр пальчиков и Язычка» на основе классических логопедических сказок о Язычке, комплекса соответствующих трафаретов, «волшебных палочек -помогалочек» и т.п. Привлекательны для дошкольников «цифровые» ресурсы (мультимедийные презентации и компьютерные игры), оптимизирующие процесс включения компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, обеспечивающие расширение спектра предлагаемых задач и вариабельность путей их решения. Повышение результативности проведения артикуляционной гимнастики достигается и путем привлечения иных интерактивных ресурсов, в создании которых участвуют и дошкольники с тяжелыми нарушениями речи.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по развитию артикуляционной моторики с использованием инновационных средств формирует у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи внимание и интерес к слову, осознанное восприятие рече-языковой действительности.

Выводы. Использование элементов биоэнергопластики - средств синхронизации работы артикуляционной и тонкой моторики - значительно оптимизирует процесс логопедического воздействия по развитию артикуляционной моторики -кинестетических, кинетических, мимических операций, так как стимулирует совершенствование нейрофизиологической основы психической деятельности и, как следствие, интенсификацию развития высших психических функций.

Формат проработанного методического кейса - научно обоснованной и релевантно подобранной, структурированной совокупности приемов и ресурсов артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики определяет успешность развития мотивационно-потребностных, контрольно-регулирующих и собственно операций моторного кодирования на фонологическом уровне языковой способности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Литература:

1. Абрамова,П.В. Подготовка будущих логопедов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с речевыми нарушениями / И.В. Абрамова, Е.Ю. Безбородова, Е.А. Маркелова, Н.А. Четайкина //

Гуманитарные науки и образование. - 2023. - Т. 14,- № 3 (55). - С. 7-15. - doi.org/10.51609/2079-3499_2023_14_03_07. -URL: https://www.mordgpi.ru/upload/ibloek/3a9/Tom-14_-_3-_iyul_sentyabr_.pdf

2. Гилева, Д.Р. Развитие артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами игровых упражнений / Д.Р. Гилева, М.Я. Добря // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Абакан, 17-19 ноября 2022 года / Науч. редактор O.E. Ефимова, отв. редактор Л.Х. Тургинекова. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2022. - С. 110-112. - EDNUMLFFC.- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50063068

3. Золоткова,Е.В. Практико-ориентированная подготовка будущих логопедов к профессиональной деятельности/ Е.В. Золоткова, М.А. Лаврентьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 108-111. -EDN LUTZCV. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42987672

4. Минуллина, А. Ф. Артикуляционная гимнастика с применением инновационных приемов как средство сопровождения лиц с нарушением речи / А.Ф. Минуллина, Д.Ю. Садыкова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Ялта, 25-27 мая 2023 года / Под научной редакцией Ю.В. Богинской. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал»,2023. - С. 250-253,- EDNACAWZE.- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54264474

5. Третьякова, Л.М. Биоэнергопластика как метод стимулирования ребенка с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики / Л.М. Третьякова // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования: Материалы II Международной научно-практической конференции, Глазов, 16 февраля 2023 года / Редколлегия: O.E. Данилов, Я.А. Чиговская-Назарова,- Глазов: Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, 2023. -С. 290-294. - EDN CUCZKJ. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54474942

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Марина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Золоткова Евгения Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Гришина Ольга Сергеевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена раскрытию одного из аспектов проблемы повышения эффективности консультативной работы учителя-логопеда. Аргументируется актуальность диверсификации ресурсов для логопедической практики. Характеризуются современные требования семей детей с нарушениями речи к взаимодействию с учителем-логопедом. Предлагается результативный для разрешения обозначенной педагогической проблематики ресурс «личный сайт учителя-логопеда» с представлением его методического оснащения. Доказывается педагогический потенциал данного ресурса для организации конструктивного взаимодействия семей детей с нарушениями речи с учителем-логопедом.

Ключевые слова: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, консультативная работа, личный сайт.

Annotation. The article is devoted to the disclosure of one of the aspects of the problem of improving the effectiveness of the consulting work of a speech therapist teacher. The relevance of resource diversification for speech therapy practice is argued. The modern requirements of families of children with speech disorders to interact with a speech therapist teacher are characterized. The resource "personal website of a speech therapist teacher" with the presentation of its methodological equipment is proposed to be effective for the resolution of the designated pedagogical problems. The pedagogical potential of this resource for the organization of constructive interaction of families of children with speech disorders with a speech therapist is proved.

Key words: children with speech disorders, speech therapist teacher, consulting work, personal website.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Научно-методические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в -условиях инклюзивной практики»

Введение. Согласно распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, консультативная деятельность учителя-логопеда предполагает информирование субъектов образовательного процесса об особенностях организации и осуществления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся на основе обеспечения реализации единой стратегии совместной работы данных субъектов по преодолению речевых дефицитов обучающихся. Проведение учителем-логопедом консультативной работы с родителями обучающихся решает задачи повышения их педагогической компетентности и привлечения в процесс сопровождения образования детей с нарушениями речи, что, в свою очередь, является важнейшим фактором результативности проводимой коррекционно-педагогической работы.

Цифровые образовательные ресурсы - сегодня это реалии отечественной педагогики. Создание качественных и эффективных ресурсов определяется как важная задача сферы информатизации образования. Педагогический потенциал многообразных цифровых ресурсов в логопедической практике заключается в возможностях обогащения коррекционно-развивающего процесса, стимулирования развития когнитивной деятельности и творческих способностей субъектов логопедического сопровождения, реализации процесса социализации в «цифровом» обществе. Вместе с тем, на настоящий момент, в области логопедии наблюдается недостаточная проработка вопросов применения таких ресурсов как организационного, так и методического характера.

Значимость детального изучения педагогического потенциала личного сайта учителя-логопеда в повышении эффективности консультативной работы с семьями детей с нарушениями речи детерминирована, с одной стороны,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.