НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕДЖАМИ В СИСТЕМЕ
НПО/СПО
ЗАПОРОЖЧЕНКО М.Н., ГЕРИШ Т.В., САМОЙЛЕНКО П.И.
Социально-экономические преобразования в России, переход всех отраслей экономики на инновационный путь развития ставят перед российским образованием важнейшую педагогическую задачу -эффективное обновление системы управления образовательными учреждениями и, в частности, систему начального и среднего профессионального образования.
Social and economic transformations to Russia, transition of all branches of economy to an innovative way of development put before Russian education the major pedagogical problem - effective updating of a control system by educational institutions and, in particular, system of initial professional formation / average vocational training.
Опыт последнего десятилетия показал, что наиболее перспективными оказались те образовательные учреждения, руководители которых, сохраняя лучшие отечественные традиции, совершенствуются в управлении своими образовательными учреждениями за счет нового, передового. Невозможно сохраниться, не развиваясь, не совершенствуясь и не изменяясь. Развитие становится единственным способом выживания. И те, кто осознаёт это, имеет больше возможностей для эффективного вхождения в новую систему общественных отношений.
Осуществление масштабных преобразований требует больших усилий и согласованных действий многих людей. От замысла до их осуществления - сложный путь, и на этом пути множество препятствий. Поэтому не случайно, вопрос эффективности управления образовательными учреждениями, является одним из актуальных тем в теории и практике управления вообще.
Возрастание роли управления инновационным развитием системы начального и среднего профессионального образования в условиях получения экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для органов государственного управления, выступающих в качестве учредителей учреждений НПО/СПО, уже важно не только расходование ресурсов для оказания образовательных услуг, но и то, насколько управление образовательным учреждением дает стратегические преимущества на рынке образовательных услуг для каждого профиля подготовки, усиливает конкурентоспособность образовательных учреждений, поддерживает общественную значимость. В условиях конкуренции руководители учреждений НПО/СПО должны заботиться о повышении эффективности использования финансовых средств, выделенных на подготовку кадров, востребованных региональным рынком труда.
Специфика и природа начального и среднего профессионального образования определяют сложность его включения во вновь формируемые инновационные хозяйственные отношения. Это обусловлено в первую очередь следующими факторами:
- высокая значимость рынка современных образовательных услуг колледжей, как довузовского профессионального образования, что делает этот рынок социально-ориентированным;
- в стране существует нехватка именно такого уровня квалифицированных кадров, что актуализирует дальнейшее развитие профессионального образования для колледжей НПО/СПО;
- рассматриваемая система осуществляет не только функцию воспроизводства квалифицированных практико-ориентированных специалистов, но и другие функции, реализуемые пока только в высшей профессиональной школе: такие как, социальная мобильность, наращивание интеллектуального потенциала общества, распространение наиболее социально значимых культурных
норм, сохранение, приумножение и преемственность между поколениями лучших социальных ценностей и др.;
- проблемы экономической эффективности управления деятельностью колледжей, в том числе инновационной, гораздо менее разработаны для системы НПО/СПО, чем для системы высшего профессионального образования;
- сравнительно малый срок реализации инновационных образовательных программ начальными и средними профессиональными образовательными учреждениями, их моделирование и управление, а также недостаточно изученный аспект этой деятельности для ссузов нуждается в дальнейшей теоретической и практической проработке данных проблем;
- возрастающая конкуренция на рынке образовательных услуг ориентирует учебные заведения НПО/СПО использовать управление своей деятельностью, основанное на рациональном использовании экономических и интеллектуальных ресурсов.
В связи с этим, несмотря на наличие определенных достижений в области управления образовательными учреждениями НПО/СПО, требуется проведение дальнейших исследований, направленных на совершенствование форм и методов эффективного управления колледжами НПО/СПО, в том числе в условиях их инновационного развития.
Понятие экономической эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности управления образовательными учреждениями. Однако управление в образовании имеет и свои специфические экономические характеристики.
Эффективность управления колледжами — это и результативность функционирования системы НПО/СПО и процесс управления в целом, т.е. интегрированный результат взаимодействия всех компонентов управления. Оценка эффективности показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели запланированных результатов. Эффективность управления образовательным учреждением НПО/СПО проявляется в эффективности управления следующими компонентами: социальными аспектами деятельности образовательного учреждения, его образовательными процессами, материально-технической и финансово-экономической деятельностью, системными показателями и организационно-управленческими эффектами. Повышение эффективности управления образовательным учреждением - это основной результат, достижение которого является целью инновационных преобразований в образовательной системе любого уровня.
На эффективность управления инновационным развитием образовательных учреждений СПО влияет ряд факторов:
- потенциал сотрудников, их способность выполнять определенную работу; культура организации, их восприимчивость к педагогическим инновациям (целям, задачам и содержанию инновационного учреждения) как для преподавательского состава, так и специалистов всех служб;
- отсутствие психологических, экономических, социальных и др. барьеров;
- социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом;
- систематическое совершенствование образовательных программ, педагогических технологий и социально-экономической культуры;
- адекватность материально-технического обеспечения и технических средств образовательного процесса инновационным целям и задачам учебного заведения;
- сочетание внебюджетного и бюджетного финансирования.
Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве. Особенно остро стоят вопросы управления инновационными преобразованиями в системе образовательных учреждений, реализующих программы многопрофильной, многоступенчатой, вариативной, гибкой подготовки кадров.
В производстве и технике оценить эффективность управления организацией можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не
всегда корректна для образовательных организаций, в том числе и для колледжей НПО/СПО, так как:
- результат экономической эффективности управления образовательным учреждением не всегда заключается только в подсчете денежной прибыли;
- прибыль часто выступает как опосредованный результат, и такая оценка скрывает роль управления в достижении его эффективности;
- затраты на управление образовательным учреждением не всегда можно достаточно четко выделить, так как результат управления образовательной деятельностью может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим.
И тогда критерии, и показатели эффективности управления развитием инновационной деятельности в образовательном учреждении могут выступать в таких категориях как:
- конкурентоспособность образовательного учреждения;
- социальная адаптация выпускников на рынке труда и в жизненном пространстве;
- возможность формирования образовательным учреждением финансово-экономических ресурсов для развития и совершенствования образовательной деятельности.
Обобщающие экономические показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления образовательными учреждениями НПО/СПО в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, повышение эффективности использования материальных ресурсов, что характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных фондов — показателем фондоотдачи.
Эффективность управленческой деятельности колледжей НПО/СПО применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).
Количественные (экономические) показатели эффективности системы управления колледжами НПО/СПО в условиях их инновационного развития, включают: комплекс трудовых показателей
- экономию живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
В этом случае, экономический эффект управления от осуществления инновационной образовательной деятельности в колледжах находит свое отражение в следующем выражении:
- увеличение выручки от реализации образовательных и иных услуг за счет повышения качества образовательных услуг, расширения их ассортимента и замещения морально устаревших образовательных услуг;
- увеличение доли рынка образовательных услуг за счет повышения востребованности и конкурентоспособности выпускников колледжа на рынке труда;
- выход на новые рынки образовательных услуг: зарубежные и новые региональные;
- снижение издержек производства за счет снижения трудовых затрат, сокращения потребления материалов, снижения энергоемкости, снижения накладных расходов, уменьшения сроков внедрения инноваций, повышение качества образования, улучшение условий труда, снижение вреда окружающей среде обитания.
Большее значение для образовательной деятельности имеют показатели социальной эффективности управления НПО/СПО (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы;
удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
Если в результате совершенствования управления в системе НПО/СПО удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.
Развиваются и другие подходы к оценке эффективности образовательного менеджмента (управление образовательными процессами), в частности, ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы управления. В нем абсолютная эффективность управления в НПО/СПО представляется соотношением потенциальных возможностей расширения образовательных услуг с фактическим значением его использования.
Относительная эффективность управления инновационным развитием системы НПО/СПО определяется как отношение полного эффекта управления к затратам на осуществление инновационной деятельности, в том числе в области управленческих нововведений.
Инновационные изменения в образовании идут сегодня по таким направлениям, как формирование содержания образовательных стандартов нового поколения; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности, становление его как профессионала в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления, как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, сообществ, социального партнерства и др.
Однако инновационные процессы, определяющие модернизацию российского и регионального образования, не смогут обеспечить системных, устойчивых результатов развития образовательных учреждений, без распространения практики нововведений на уровень управления образовательными учреждениями системы НПО/СПО.
Современные реалии таковы, что на сегодняшний день управленческие нововведения не получили должного распространения в современной образовательной среде. Процесс реального распространения управленческих нововведений, оценка их эффективности в управлении колледжем в системе НПО/СПО, причины отказа от них изучены пока весьма слабо. В целом же, процесс создания инноваций в области стратегического образовательного менеджмента вероятно не менее важен для экономического и социального прогресса, чем инновации технологические.
Большинство руководителей образовательных учреждений стремятся к преобразованиям в своих учреждениях через привычные нормативно-организационные механизмы и функциональные методы управления вместо системного подхода к решению проблем с помощью управленческих нововведений и создания на их основе оптимальных комплексных системных взаимодействий, обеспечивающих интеграционный эффект инновационного развития колледжа или другого образовательного учреждения. А ведь именно это и направлено на совершенствование процессов управления в образовательной деятельностью колледжей.
Разработка эффективного механизма управления инновационным развитием учреждений профессионального образования НПО/СПО должна осуществляться с учетом специфики управленческих нововведений в сфере образовательной деятельности.
Таким образом, XXI век будет, прежде всего, веком инновационных стратегий, конкурентной борьбы, когда выживание образовательных учреждений и их развитие будет определяться уровнем инновационной деятельности, тем, насколько реализуемые инновационные процессы в управлении образованием будут динамичны, экономичны и результативны.
Библиографический список:
1. Совершенствовать законодательство в системе НПО-СПО // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 8. С. 3-4.
2. Иванов А.Ю. Учреждения НПО-СПО на рынке образовательных услуг // Профессио-
нальное образование. Столица. 2009. № 6. С. 8-10.
Ключевые слова: научно-методические аспекты, экономическая эффективность, управление колледжами, факторы, показатели эффективности.
Keywords: scientifically-methodical aspects, economic efficiency, management of colleges, factors, efficiency indicators.