Научная статья на тему 'Материалы Круглого стола (25 апреля 2012 г. )'

Материалы Круглого стола (25 апреля 2012 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы Круглого стола (25 апреля 2012 г. )»

Из практики учреждений профессионального образования

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА (25 АПРЕЛЯ 2012 Г.)

В рамках постоянно действующего семинара «Инновационные проекты учреждений профессионального образования», проводимого кафедрой развития образовательных систем Челябинского института развития профессионального образования, была организована работа Круглого стола. В его работе приняли участие представители образовательных учреждений профессионального образования, сотрудники и преподаватели ЧИРПО. Разговор о проблемах профессионального образования в контексте современных инновационных процессов, протекающих в российском обществе, получился интересным.

Заседание Круглого стола началось с обсуждения практических вопросов организации инновационной работы в учреждениях НПО-СПО.

Первым выступил директор Каслинского промышленно-гуманитарного техникума А. В. Шебалин (тема сообщения: «Научно-методическая служба в системе управления учреждением профессионального образования в условиях реструктуризации»).

В докладе отмечалось, что одним из направлений модернизации системы профессионального образования является переход учреждений НПО на более высокую ступень развития образовательного учреждения, а именно на уровень СПО. В этих условиях возрастают требования к научно-методическому и кадровому потенциалу, материально-технической и учебно-лабораторной базе учебных заведений.

Выступающий подчеркнул, что для коллектива техникума переход в статус СПО совпал с внедрением нового поколения ФГОС, что существенно осложнило работу всего трудового коллектива. На основе проведенного в техникуме SWOT-анализа организационно-педагогических условий процесса подготовки специалистов были определены сильные и слабые стороны, риски и возможности учебного заведения. В качестве приоритетного направления работы было решено развивать научно-методический потенциал техникума.

Научно-методическая служба Каслинского промышленно-гуманитарного техникума была структурирована по основным сферам деятельности: педагогический совет; научно-методический совет; кабинет психолого-педагогического и методического сервиса; цикловые комиссии (гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и естественно-научных дисциплин, по профессиям бытового, строительного, сельскохозяйственного направлений, по профессиям металлообработки, ремонта и обслуживания автомобилей, цикловая комиссия классных руководителей); творческие группы (по исследованиям и инновационным технологиям, временная творческая группа); педагогическая мастерская; практикум по вопросам ИКТ; НОУ

Центральным ядром методической службы техникума стал научно-методический совет (НМС) — коллегиальный, консультативно-методический орган, действующий на основе решений и поручений педагогического совета, директора техникума, совета техникума, положения о НМС. В структуре научно-методического совета стали формироваться отделы: аттестационный (подготовка педагогических работников к процедуре аттестации, обобщение опыта, курсовая переподготовка, стажировка на предприятиях); консультационно-диагностический (осуществление системы работы

с одаренными детьми; диагностика и коррекция воспитания и развития в группах коррекцион-но-развивающего обучения; поиск и подготовка рекомендаций по проблемам образовательного процесса, в том числе методике взаимодействия педагогов с обучающимися и их родителями); мониторинга (диагностика образовательного процесса, экспертиза); ИКТ-компетенций; издательский.

Координирующую и организующую роль в методическом обеспечении педагогов играет кабинет психолого-педагогического и методического сервиса. Организация работы кабинета строится на основе Положения о КПМС. Деятельность кабинета осуществляется по следующим направлениям: организация разработки учебно-программной документации по новым федеральным образовательным стандартам; корректировка УМК дисциплин; подбор необходимых средств обучения для методического обеспечения ФГОС НПО и СПО; организация консультационной работы для педагогических и руководящих работников по вопросам методической, воспитательной, социальной, инновационной деятельности; организация индивидуальной консультативной работы по вопросам аттестации педагогических работников; консультирование педагогических работников по методике обучения и воспитания, преподавателей и мастеров п/о — по вопросам организации и проведения текущих и открытых уроков п/о и т/о, оформления творческих работ, накопления педагогического опыта; консультирование по вопросам содержания и форм проведения предметных и профессиональных недель; создание условий для раскрытия творческого и профессионального развития педагогов; подготовка материалов для самообразования педагогических работников; организация выставок докладов, рефератов, разработок уроков, дидактических материалов, наглядных пособий, лучших тетрадей обучающихся, сочинений, научно-исследовательских работ; разработка и внедрение различных методик диагностики обучающихся в учебно-воспитательный процесс; организация индивидуальной консультативной работы по повышению педагогического и методического мастерства с мастерами п/о, преподавателями; мотивация педагогов для изучения собственного педагогического опыта; распространение передового педагогического опыта; пополнение банка методических рекомендаций по учебно-воспитательному процессу. Для организации научно-методической работы была введена должность заместителя директора по научно-методической работе.

В заключение докладчик отметил, что еще рано говорить о положительных результатах проделанной работы, но морально-психологическое удовлетворение членов педагогического коллектива можно увидеть по активности их участия в техникумовских конкурсах, таких как «Мастер года — 2012», в котором приняли участие 100 % мастеров п/о, и «Педагог-новатор» — 75 % преподавателей, 75 % мастеров п/о, 90 % педагогических работников, выполняющих воспитательные функции.

Мониторинг обратной связи постоянно действующих семинаров по вопросам внедрения ФГОС свидетельствует об удовлетворенности методических запросов педагогов. Анализ разрабатываемых педагогами рабочих и методических материалов показывает эффективность работы кабинета психолого-педагогического и методического сервиса. Динамика пополнения содержания АРМ свидетельствует об эффективной работе практикума по вопросам ИКТ.

Обсуждение было продолжено заместителем директора по учебной работе Саткинского политехнического техникума Н. Н. Балчуговой (тема выступления: «Организация методической работы как условие сопровождения инновационной деятельности Саткинского политехнического техникума им. А. К. Савина»).

Выступающая отметила, что многие вопросы, связанные с сопровождением методической работы в условиях реорганизации НПО в СПО, требуют переосмысления. В педагогической теории в должной мере не разработаны условия инновационной деятельности, не представлена технология методической работы в учреждениях профессионального образования в период реорганизации. На практике приходится сталкиваться с формальным отношением коллективов профессионального образования к внедряемым инновационным проектам. Возникают многочисленные противоречия: между общественными интересами, связанными с инновациями в области образования, и отсутствием осознанного интереса к освоению инноваций, определяющего направленность их деятельности на творческое совершенствование педагогического процесса и профессиональное саморазвитие; между объективной необходимостью инновационных процессов в образовании и неготовностью коллектива образовательного учреждения к личностному принятию инновационных идей на ценностно-смысловом уровне как значимых для развития организации и педагогического коллектива, для совершенствования образовательного процесса; между необходимостью

задействовать педагогический коллектив образовательного учреждения в инновационном процессе как его лично стно вовлеченных субъектов и сохраняющейся в образовательном учреждении ориентацией управления на преимущественно исполнительскую активность учителей; между возрастающей ролью использования группового потенциала для качественного совершенствования работы педагогического коллектива и недостаточной ориентацией управленческой деятельности в образовательном учреждении на коллективный субъект педагогической (и, в частности, инновационной) деятельности. Пути преодоления данных противоречий оратор видит в формировании интереса педагогического коллектива образовательного учреждения к осваиваемой инновации. На практике это может быть осуществлено через создание системы необходимых психолого-педагогических условий, включающих: организационно-системное, психологическое обеспечение инновационного процесса; личностно значимую направленность инновационной деятельности педагогического коллектива; научно организованную деятельность руководителя по формированию интереса педагогического коллектива к инновациям.

Проблему «Управление кадрами в условиях перехода образовательного учреждения в новый статус» раскрыл в своем выступлении заместитель директора Миасского строительного техникума А. Е. Заболотный.

Выступающий солидаризировался с предыдущими ораторами, отметившими сложности перехода НПО в статус СПО, совпавшего с введением новых ФГОС, и отметил, что в Миасском строительном техникуме (бывшее Профессиональное училище № 49 г. Миасса) работают более 20 преподавателей и мастеров производственного обучения. Новые ФГОС и новый статус учебного заведения предъявляют вполне определенные требования к уровню образования основных педагогических работников, задействованных в образовательном процессе. Так, например, мастера производственного обучения должны иметь среднее или высшее профессиональное образование, преподаватели — только высшее. Уровень образования, подготовленность к педагогической деятельности, опыт работы и другие качества педагога, несомненно, играют особую роль в подготовке рабочих и специалистов среднего звена. Следовательно, в условиях перехода образовательного учреждения в новый статус важная роль отводится подбору педагогичес-

ких кадров, их расстановке для работы в определенных должностях как на отделении НПО, так и на отделении СПО.

Количество педагогических работников зависит от многих факторов: принятого на обучение контингента, наличия педагогической нагрузки, особенностей подготовки по профессиям и специальностям и т. д. Важную роль играют деловые качества и профессиональные знания и умения работников, что в конечном итоге является основным критерием для назначения их на ту или иную должность. Анализ имеющихся кадров показывает, что основное количество педагогических работников по уровню образования и деловым качествам соответствует предъявляемым требованиям. С учетом нового статуса в ближайшие годы сократится ко -личество профессий НПО с целью расширения подготовки специалистов среднего звена. Здесь необходимо в первую очередь учитывать новый статус учебного заведения. Основным направлением деятельности педагогического коллектива будет подготовка рабочих по профессиям строительного профиля, а также поваров-кондитеров, что соответствует специальностям СПО «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Технология продукции общественного питания». В этом видится непрерывность (из НПО в СПО) образования обучающихся. В данном вопросе важным обстоятельством будет также являться изучение регионального рынка труда и запросов работодателей. Все это, несомненно, скажется на составе педагогических кадров.

Своеобразной движущей силой, ориентированной на развитие педагогического коллектива, является открытие экспериментальной площадки «Организация самоуправления трудовой деятельностью студентов как средство формирования профессиональных компетенций по профессиям строительного профиля».

В заключение выступающий сделал вывод, что управление педагогическими кадрами, становление коллектива в новом статусе, активность работников в целом во многом зависит от целей и задач, которые необходимо в безотлагательном порядке решать всему педагогическому коллективу техникума.

Заместитель директора по УВР Златоус-товского техникума сварки и строительных технологий А. Ю. Червинская поделилась размышлениями на тему «Обеспечение качества профессионального образования и сертификации квалификаций в ОУ».

Сегодня на рынке труда учебное заведение выступает в роли продавца, но специфика «то-

вара» требует избирательного подхода к оценке качества и профессионализма выпускников, поскольку «продать» сегодня намного сложнее, чем «купить». Поэтому работодатели находятся в более выгодном положении, но в большинстве случаев они не имеют конкретных критериев оценки качества специалиста и пользуются формальными признаками определения качества. Единственный формальный критерий — наличие диплома о профессиональном образовании (диплом НПО и СПО). Диплом необходим, но, на наш взгляд, недостаточен для трудоустройства. Поэтому диплом будет более ценен, если будет наделен внешними сигналами качества специалиста, выраженными в виде сертификатов, аттестационных удостоверений и т. д.

Златоустовский техникум сварки и строительных технологий занимается аттестацией сварщиков. Организация аттестации сварщиков на 1-й уровень — достаточно сложная процедура. Аттестацией занимаются центры Национального агентства контроля сварки (НАКС), которые по ее результатам выдают удостоверение государственного образца. Данное удостоверение признается Ростехнадзором, так как НАКС является его структурным подразделением. Ростехнадзор осуществляет контроль за опасными производствами и имеет организационные и юридические рычаги управления этим процессом. Для этого учебное заведение должно обладать аттестованными преподавателями и мастерами, иметь современную материальную базу, аттестованные рабочие места, лаборатории неразрушающего контроля.

Идея сертификации перспективна, но для ее решения потребуются значительные экономические затраты. Остаются открытыми вопросы: кто будет сертифицировать? где ? на какой базе? будет ли этому предшествовать дополнительная подготовка?

Примеры использования сертификации в учебных заведениях по отдельным направлениям деятельности убедительны. Например, сертификат по профессии «Мастер отделочных строительных работ» подтверждает выполнение тех или других технологических процессов, гарантирующих безопасную эксплуатацию.

Заместитель директора по НМР Верхнеуральского агротехнологического техникума Н. Д. Терещенкова выступила с сообщением «К вопросу об организационно-функциональных изменениях в учреждении профессионального образования в условиях реструктуризации на примере Верхнеуральского агротехнологического техникума».

Оратор отметила, что осуществление инновационного процесса предполагает разработку и развитие новой идеи, ее эволюционное исследование, экспериментальную апробацию и распространение. Основными предпосылками необходимости внедрения инноваций в систему профессионального образования являются, прежде всего, общественные потребности, социально-значимые проблемы самого образовательного учреждения, требующие своевременного решения. В результате возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как следствие его состава или структуры.

В качестве объектов инноваций выступают цели, формы организации и структура образовательного процесса, технологии обучения, субъектное взаимодействие и др. Это обусловливает изменение не только существующих норм организационной культуры образовательного учреждения по принятию целей и стратегии его развития, но и нормативную необходимость улучшения коллективных внутригрупповых отношений, системы управленческих методов. В этих условиях актуализируются изменения в системе взаимодействия управленческой, кадровой, научно-методической, материально-технической служб образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость проектирования педагогической системы в совокупности ее элементов (цели, содержание, формы, методы, средства) с учетом наиболее общих форм организации образовательного учреждения (административной, хозяйственной, производственной систем) и возможностей осуществления инноваций на основе общих социально-экономических факторов, образовательных тенденций современной системы отечественного образования, ценностных стратегий коллектива, организационно-управленческой структуры образовательного учреждения, стратегии развития преемственности образовательного процесса.

В Верхнеуральском агротехнологическом техникуме разработана матричная организационная структура управления, позволяющая повысить эффективность подготовки и реализации управленческих нововведений и, в ко -нечном счете, увеличить результативность административной деятельности. Матричная структура представляет собой современный эффективный тип организационной структуры управления, построенный на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны — директору ОУ, с другой — непосредственному руководителю подразделения, который наделен

необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии c запланированными сроками, ресурсами и качеством. К преимуществам данной системы можно отнести более эффективное текущее управление, вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности, усиленную личную ответственность руководителя, возможность применения эффективных методов управления.

Организация деятельности техникума по матричной структуре основана на таких общих и технологических принципах, как управляемость инновационным процессом и системность инноваций, предполагающих реализацию всех управленческих функций, начиная с планирования и заканчивая контролем изменений. Оперативное исполнение данных функций закреплено за соответствующей службой в административном учреждении. Необходимо отметить, что организационная структура не самоцель, поэтому она должна изменяться, перестраиваться при изменении внутриорганизационных условий и внешних связей образовательного учреждения. Каждому набору исполняемых функций соответствует определенный тип структуры. Ее изменение зависит от сложности и интенсивности управленческих проблем, от эффективности применяемых методов управления, от наличных ресурсов.

Основу административной деятельности составляет технология управления в условиях реструктуризации учреждений профессионального образования. Чтобы приблизить технологию к желаемому состоянию, необходимо определить, насколько оправдан принятый порядок подготовки и реализации управленческих решений, насколько эффективны применяемые способы воздействия на объект управления. По мнению выступающей, необходимо сокращение продолжительности цикла подготовки и реализации управленческих решений, при этом особое внимание нужно уделять повышению эффективности управленческих решений. Для этих целей в техникуме предусмотрено изменение количества и содержания этапов разработки решений и видов операций, которые осуществляются на данных этапах.

Персонал является самым динамичным объектом инноваций. Управленческие нововведения в данной сфере затрагивают в первую очередь управленческий персонал органа управления, его профессионально-квалификационной структуры. Однако изменения, как подчеркнула оратор, должны коснуться всей кадровой политики, прежде всего в части совершенствования

форм управления персоналом и кадровой работой, механизма реализации кадровой политики, внедрения программ профессионального развития, разработки технологий и критериев оценки эффективности деятельности образовательного учреждения.

Социальный педагог М. А. Власова выступила с сообщением на тему «Использование интерактивных методов через проектную деятельность в воспитательной работе Озерско-го строительно-коммунального техникума».

В сообщении было отмечено, что интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую. Следовательно, проектная деятельность органично сочетается с интерактивным методом, используемым как в обучении, так и в воспитании.

В настоящее время и интерактивные методы, и проектная деятельность широко используются в учебно-воспитательном процессе учреждений профессионального образования. Более подробно были рассмотрены этапы реализации интерактивных методов через проектную деятельность в воспитательной работе Озерского строительно-коммунального техникума. В частности, были выделены этапы применения интерактивных технологий при внедрении проектной деятельности:

1) подготовительный этап: подборка теоретического и методического материалов, целепо-лагание проектной деятельности, предварительное ознакомление с материалами, разработка алгоритма действий;

2) основной, или содержательно-процессуальный, этап: определение и выбор форм воспитательной работы, организация и распределение ролей среди участников инициативной группы учащихся и педагогов, создание продукта социокультурной деятельности (мероприятия, акции, соревнования, интеллектуальные штурмы, конкурсы, фестивали и т. д.), социально-педагогическое и психологическое тестирование и консультирование, привлечение информационно-игрового ресурса в процессе проектирования, использование видеопоказа как метода информирования;

3) заключительный этап, или рефлексия, включает мониторинг результатов воспитательной работы.

Заместитель директора по УПР Аргаяшс-кого агарного техникума А. Н. Харитонов выступил с докладом, подготовленным совместно с Р. Г. Камаловой, на тему «Экспериментальная работа в техникуме как средство повышения эффективности деятельности педагогических кадров в условиях изменения статуса образовательного учреждения».

Профиль учебного заведения — подготовка квалифицированных кадров для сельского хозяйства и сферы обслуживания. Переход в статус техникума потребовал преобразования как управленческой, так и образовательной систем в аспекте повышения качества результатов деятельности образовательного учреждения.

Руководством было признано необходимым:

1) создание правовых, экономических, организационных условий для обеспечения функционирования и развития техникума с целью подготовки квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту;

2) повышение качества методического, материально-технического, финансового, кадрового, информационного и организационного обеспечения, а также образовательных услуг, соответствующих современным требованиям качества и отвечающих все возрастающим требованиям и ожиданиям потребителей.

В момент перехода в новый статус возникает множество проблем, решение которых требует формирования оптимально действующего коллектива. Решение этих задач видится прежде всего в создании единого коллектива педагогов и учащихся, т. е. образовательной общности, объединяющей подростков и взрослых.

В ходе эксперимента планируется создать проект трудовой деятельности несовершеннолетних по технологической логике А. С. Макаренко, открыть молодым людям реальные возможности для успешных занятий производственной трудовой деятельностью в сочетании с другими направлениями воспитания (умственное, нравственное, эстетическое и др.). Объединяющей идеей для коллектива педагогов и обучаемых является открытие экспериментальной площадки на базе ААТ «Организация сельскохозяйственного производства как условие воспитания "Человека Дела"». Одна из задач проекта — выявить студентов, заинтересован-

ных в своем разностороннем развитии, дать им дополнительные знания, помочь пройти стажировку на ведущих предприятиях АПК, научить рассчитывать бизнес-план. Другой задачей является развитие ученического самоуправления. При организации воспитательной деятельности учитываются интересы и потребности каждого студента, всего коллектива.

Тему продолжил директор Челябинского механико-технологического техникума А. Н. Анд-рющенко сообщением «Деятельность учреждения профессионального образования как экспериментальной площадки для отработки инновационных подходов к подготовке рабочих и специалистов».

Директор ЧМТТ отметил, что в декабре 2011 г. его учебному заведению присвоен статус областной экспериментальной площадки по теме «Обеспечение качества подготовки рабочих и специалистов для машиностроительного производства на основе механизма функционирования учреждения СПО в условиях автономии».

Руководство техникума рассматривает экспериментальную деятельность как научно поставленный опыт, проводимый на базе разработанной методики, с целью проверки выдвинутой гипотезы. Переход к новому механизму автономного функционирования техникума — это сложный инновационный процесс, который должен быть организован на научной основе. Такая основа заложена в программе эксперимента и плане инновационной деятельности техникума.

В экспериментальном режиме коллектив работает недолго, говорить о результатах рано, но можно отметить следующее. Переход к управлению на основе эффективного менеджмента потребовал обучение всего персонала. Обучение новой концепции прошли все работники. Обучение отдельным направлениям функционирования техникума проводится целенаправленно по группам участников. Сегодня преподаватели и руководители структурных подразделений занимаются формированием первичных документов по потребностям своего процесса в материальных ресурсах и основных средствах. Они не только дают их перечень, но и рассчитывают затраты на их приобретение.

Преимущества данного подхода следующие.

1. Включение работников в данную деятельность позволяет точно определить потребность техникума в тех или иных материальных запасах и основных средствах.

2. Каждая цикловая комиссия составляет общий график проведения лабораторных работ

и практического обучения. Все графики в итоге будут скоординированы, что позволит оперативно управлять поступлением материалов в учебный процесс.

3. Подразделения, осуществляющие хозяйственное обслуживание и общее управление деятельностью техникума, также получат инструмент оперативного управления материальными ресурсами.

4. Первичная информация по основным средствам позволит сформировать общий план развития МТБ профессий и специальностей.

5. С точки зрения финансовых расчетов, подобные данные позволят бухгалтерии определить нормативы подушевой финансовой потребности на каждую образовательную услугу.

6. Руководство техникума получит достоверную информацию о необходимых объемах внебюджетной деятельности.

7. Каждый работник на своем месте будет иметь исчерпывающие данные о стоимости своего процесса.

8. Делегирование каждому права «хозяина» своего процесса позволит техникуму перейти к решению проблемы не только результативности, но и эффективности образовательной деятельности.

Выбранная руководством техникума система стимулирования активной позиции коллектива получила высокую оценку со стороны членов ГИА при защите дипломной работы директора техникума на тему «Стимулирование труда как условие повышения профессиональной компетенции педагога». Непрерывное (постоянное) улучшение качества всех процессов техникума, приводящих к улучшению качества подготовки выпускников, строится по системе KAIZEN. Она требует достаточно больших усилий работников при незначительных инвестициях, но вовлечения всех в систему улучшения. Философия данной системы соответствует философии эффективного менеджмента.

По мнению выступающего, применение данной системы эффективно в процессе формирования у работников техникума позиции хозяина, что важно при переходе в автономию.

Проблема «Внедрение информационных технологий в учебный процесс как условие оптимизации управления инновационной деятельностью учреждения профессионального образования» стала темой выступления заместителя директора по теоретическому обучению Троицкого технологического техникума Л. В. Гартвик.

В выступлении внимание было акцентировано на проблеме согласования целей управления учебно-воспитательным процессом и используемых информационных технологий, организация их применения в учреждении. В большинстве образовательных учреждений (около 95 %) проводится так называемая «лоскутная автоматизация», т. е. автоматизируются только отдельные функции, а не система управления в целом. Кроме этого, программные средства, используемые образовательным учреждением на различных участках деятельности, имеют несопоставимые форматы и не согласуются между собой, что влечет неизбежное дублирование и многократный ввод данных. Следствием этого является нерациональное использование рабочего времени специалистов и машинных ресурсов (машинного времени, устройств хранения данных и т. п.).

Заместителю директора по теоретическому обучению для учета проведенных уроков необходимо вести журнал замен, журнал проведенных уроков, журнал по выполнению учебного плана и др.

В Троицком технологическом техникуме (ТТТ) в условиях реорганизации как инновационного аспекта деятельности образовательного учреждения теоретическое обучение строится на основе нормативных документов федерального и регионального уровней и локальных актов. Большую роль в оптимизации управления учебным процессом теоретического обучения в новых условиях играет использование информационных технологий.

С целью решения обозначенной проблемы разработан документ «Выполнение учебного плана»: это книга Excel, в которой заведены несколько листов с названием месяцев в учебном году; на каждом листе имеется сетка рабочих дней, составлен список преподавателей, предметы, которые они ведут, в каких группах, нагрузка часов; остатки часов переносятся с одного листа на другой с помощью внешних ссылок. Таблица дает возможность с помощью «автофильтра» проанализировать выполнение учебного плана по каждому преподавателю, с помощью «автосуммы» выяснить, сколько часов данный преподаватель выдал за месяц (облегчается процесс проверки табелей по часам), остаток часов по каждой группе, какая запись в журнале на текущий день должна стоять по нумерации; более того, при проверке журналов теоретического обучения легко обнаруживаются ошибочные записи. С помощью «автофильтра» можно отфильтровать таблицу по группе, здесь

отслеживается недельная нагрузка и остаток часов по данной группе на конец года. Между неделями имеются столбцы, в которых рассчитывается недельная нагрузка по конкретному предмету, что позволяет выявлять отклонения от нормы согласно учебному плану и своевременно производить корректировку. Кроме этого, разным цветом выделяются дни, когда преподаватель болеет, на курсах и т. д., что позволяет быстро выяснять причину отклонения от учебного плана. Листы в документе названы по месяцам и связаны между собой внешними ссылками. С помощью внешних ссылок данные по часам за месяц автоматически переходят в лист «Справка-выписка по прочтенным часам преподавателями» для предоставления в бухгалтерию. Ввод данных ежедневно занимает примерно около пяти минут.

Одним из преимуществ данной программы является оптимизация управления процессом теоретического обучения: сокращение времени на выполнение технической работы (математические расчеты производятся автоматически), оперативность в получении информации, введенные данные обсчитываются и представляются в необходимом отчете. Отпала необходимость вести два отдельных журнала. За счет экономии времени больше внимания уделяется корректировке расписания и другим аналитическим действиям.

Разработанные формы в табличном процессоре Excel позволят в дальнейшем использовать локальную сеть, которая еще в большей степени будет оптимизировать работу заместителя директора по теоретическому обучению.

Создание единого информационного пространства — это задача, которая стоит в программе информатизации техникума.

Таким образом, использование информационных технологий позволяет оптимизировать управление процессом теоретического обучения, повысить культуру труда, качество и оформление выходного информационного продукта, интенсифицировать труд заместителя директора.

В заключительной части заседания Круглого стола выступили сотрудники Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО).

Старший преподаватель кафедры развития образовательных систем Г. Т. Калинкина предложила доклад на тему «Адаптивная структура управления как организационная основа УПО в условиях реструктуризации».

Структура управления организацией — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно

связанное с целями, функциями процесса управления, работой руководителей и распределением между ними полномочий.

Проектирование организационной структуры управления приобретает особую актуальность в условиях реструктуризации организации, как это происходит на современном этапе с учреждениями начального профессионального образования, поставленными перед необходимостью реализовывать в едином образовательном пространстве уровни начального и среднего профессионального образования. Организационной основой такого рода инновационных образовательных учреждений могут стать адаптивные структуры управления. Данные структуры (проектные, программно-целевые, матричные) отличаются: способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям; направленностью на ускоренное решение сложных проблем; необходимостью проектирования такой структуры только на период решения проблемы; созданием временных органов управления, адекватных сложившейся ситуации; необходимостью обязательного учета экономической и финансовой модели образовательного учреждения как основного фактора формирования его организационной структуры управления.

В рамках работы постоянно действующего семинара ЧИРПО «Развитие инновационной деятельности УПО в условиях реструктуризации» руководителям образовательных учреждений в качестве образца была предложена матричная структура управления как адаптивная модель, отвечающая потребностям инновационных УПО.

Особенностью матричной структуры является то, что она допускает ее наложение на линейно-функциональную структуру, которая в основном использовалась учреждениями НПО. Образуется как бы двойная структура (матрица), представляющая решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения. Матричный подход направлен на улучшение взаимодействия структурных подразделений в целях решения проблем образовательного учреждения на первом этапе реструктуризации.

На начальном этапе проектирования участники семинара анализировали, исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, их права, обязанности и уровень их ответственности в системе вертикальных и горизонтальных связей организационной структуры управления УПО. Данное задание выполнялось всеми участниками практического

семинара. В процессе обсуждения полученных результатов руководители образовательных учреждений отметили, что заполнение матрицы позволило им проанализировать уровни ответственности каждого из них и наглядно увидеть, на каком этапе принятия решений происходит дублирование персональной ответственности руководителей в процессе их взаимодействия. Анализ полученных результатов позволил руководителям с учетом типового штатного расписания УСПО приступить к разработке организационной структуры управления (ОСУ) по линейно-функциональному типу.

Таким образом, учитывая теоретическое изучение вопроса, касающееся использования в условиях реструктуризации УНПО адаптивных структур управления, и результаты, полученные в процессе занятий практического семинара, можно сделать вывод о том, что вновь созданные УСПО будут оптимизировать и создавать различные комбинации известных и адаптивных ОСУ

Принципиальный по своему значению доклад на тему «Условия реализации инноваций в управлении как проблема их выживаемости» сделала заведующая кафедрой развития образовательных систем О. Н. Кандерова.

Современный этап развития России характеризуется переходом от индустриальной эпохи к эпохе информационной, от индустриального общества — к постиндустриальному. Этот переходный период достаточно сложен, поскольку его сущность определяется рядом принципиально новых факторов, одним из которых является потребность в таких научно обоснованных управленческих решениях, которые воплощают в себе динамичность условий внешнего окружения и обеспечивают адаптивность организаций в длительной перспективе развития.

Все это относится непосредственно к системе профессионального образования вообще и к деятельности учреждений СПО в частности. При этом отмеченный выше фактор здесь приобретает особенное значение, поскольку предмет деятельности учреждений СПО определен объективными условиями существования современной системы профессионального образования: усложнение задач, решаемых системой СПО; вызванная вынужденной необходимостью организация образовательного процесса, соответствующего новым Федеральным образовательным стандартам, с одновременным переходом в новые организационно-правовые формы ведения основной и финансово-хозяйственной деятельности учреждений СПО; революцион-

ные изменения в производственных и информационных технологиях, которые обусловили высокую динамику информационных потоков; снижение престижа рабочих профессий ввиду излишней доступности высшего образования. Последний фактор определяет повышенную конкуренцию между учреждениями СПО и вузами России.

Организация деятельности учреждений СПО в этих условиях и обеспечение ее эффективности напрямую зависят от того, насколько субъекты системы профессионального образования будут способны к инновациям. Перечень работ по инновациям и инновационной деятельности в профессиональном образовании имеет много наименований. Вместе с тем не сформировано видение инновации и инновационной деятельности как управляемого объекта. Все это оказалось существенным барьером на пути понимания управления инновационной деятельностью в учреждениях СПО.

Очень часто инновационная деятельность сводится к согласованию взглядов на нее. Поэтому научный и практический интерес представляют результаты работы исследователей, которые понимают инновацию как целостность, содержащую новшество вместе с системой его осуществления и потребления. Система осуществления и потребления новшества представлена следующими аспектами. Деятельность, в которую адресуется новшество, — это совокупность процессов, в которых преобразованное новшество может быть с успехом потреблено. Деятельность по преобразованию новшества — это совокупность процессов по превращению новшества в потребляемый продукт. Это техно-логизация новшества.

Жизненный цикл инновации — это естественные этапы ее существования. Результат потребления преобразованного новшества — это особый вид процессов потребления техно-логизированной идеи. Первичные последствия потребления — это изменения, вызванные потреблением преобразованного новшества. Вторичные последствия потребления — это изменения от изменений, связанных с возникновением и потреблением новшества. Если при организации инновационной деятельности из рассмотрения исключается хотя бы одна ее составляющая, то надо говорить не об эффективности такой работы, а о ее выживаемости. Есть успешные инновации, а есть абсолютно нежизнеспособные. Зачастую понятия «инновация» и «инновационная деятельность» используются там, где они неуместны. Дело

доходит до абсурда, когда в образовательных учреждениях все только и занимаются инновационной деятельностью, используют только инновационные технологии и получают только инновационные продукты, и это притом что работа как была, так и остается рутинной, без каких-либо нововведений, что вызывает у людей недоумение и снижает ценность настоящей инновационной деятельности.

Для управленческого экспериментирования на стадии реализации инновационных проектов существенное значение приобретает проблема выживаемости нововведений. Сегодня установлено, что между успешностью, эффективностью и выживаемостью нет прямой зависимости. Распространенным явлением в последние годы становится замещение инноваций, вектор движения их саморазвития направлен в сторону восстановления традиционной системы. Выживаемость инновационных моделей в условиях метасистемы образования, не способной проявлять лояльность к многообразию педагогических систем, — одна из основных проблем инновационного управления образованием. Какие условия способствуют приобретению инновационными системами устойчивости и выживаемости?

Одним из условий повышения эффективности инновационной деятельности является использование механизмов внедрения инноваций в практику профессионального образования как условия реализации инновационных моделей управления и их выживания. Если под механизмом внедрения инноваций понимать определенную последовательность перехода между состояниями, то содержательно механизм внедрения инноваций в практику профессионального образования может быть представлен совокупностью таких видов деятельности, как поиск и оценка потребностей, имеющих общественную значимость для запуска инновационных процессов; выявление новых общественно-значимых идей повышения качества деятельности в системе СПО; технологизация идей, связанных с улучшением образовательной деятельности в системе СПО; прогнозирование изменений в технологиях реализации ключевых видов деятельности системы СПО; организация проектных работ по осуществлению новшеств; оценка последствий изменений в технологиях и деятельностях.

Каждому элементу механизма соответствуют мероприятия, определяющие последовательный переход между состояниями. Элементы должны быть не просто представлены в процес-

се принятия решений, но и строго согласованы и сбалансированы между собой в конкретном решении. Недостаточная проработанность механизмов внедрения инноваций в практику профессионального образования как условия реализации инновационных моделей управления и их выживания приводит к резкому снижению эффективности инновационной деятельности, вплоть до полного провала инновационных проектов.

Организация работ с использованием данных механизмов позволит диагностировать инновации в учреждениях СПО, различать успешные и неуспешные инновации, целенаправленно выстраивать и обеспечивать эффективность инновационной деятельности системы СПО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заведующая кафедрой проектирования образовательного процесса З. Р. Танаева предложила доклад на тему «Принципы как базисная категория инновационной деятельности учреждений профессионального образования».

Основные тезисы доклада следующие. Принципы, будучи базисной категорией какой-либо теории, отражают ее основные закономерности, уточняют и конкретизируют цели, способствуют формированию ее содержания. Поэтому ключевым моментом при определении содержания деятельности и структуры УПО в условиях региональной модернизации системы профессионального образования является выделение основополагающих принципов, характеризующих наиболее общую стратегию решения поставленных задач, выступающих в качестве нормативного требования и основного положения развития системы профессионального образования.

При выделении принципов учитывались особенности образовательного процесса в профессиональной школе в современных условиях, прежде всего, единство научного, учебного и производственного начал в обучении. Таким образом, нами выделены три подсистемы основополагающих принципов инновационной деятельности учреждений профессионального образования: принципы управления; организационные принципы; принципы, отражающие связи с производством.

Принципы управления инновационной деятельностью УПО — это частные руководящие правила, определяющие основные требования к структуре и организации управления в условиях реорганизации. К ним мы отнесли принцип координации и принцип наблюдаемости. Координация является важным звеном управления, предусматривающим возможность вза-

имной информированности, консультаций, создает условия для последовательных действий всех субъектов в процессе обучения. Принцип координации включает в себя процесс и функциональный результат. В связи с этим в рамках нашего вопроса названный принцип рассматривается нами через процесс и результат. С позиции данного принципа процесс управления невозможно представить в виде статичной программы, которая может быть относительно устойчивой. Принцип координации требует от руководителя большой мобильности, творчества, постоянного глубокого анализа. Необходимо отметить, что он реализуется в процессе согласованных, равноправных и диалогических взаимоотношений руководителя и педагогов и тесно связан с процессом контроля. Принцип наблюдаемости — это возможность косвенного определения параметров, характеризующих образовательный процесс на основе измерения некоторых других величин с использованием априорной информации. Этот принцип предполагает: выделение эмпирической области; выделение предмета изучения данного познавательного цикла; выбор единицы наблюдения; выбор средств, обеспечивающих наглядное представление изучаемой связи, отношения; выбор способа проверки непосредственного результата наблюдения и его реализации.

На наш взгляд, при наличии названных компонентов существует возможность точного определения состояния наблюдаемого процесса. В данном случае имеет место полная наблюдаемость, следовательно, инновационная деятельность учреждения, в рамках которой организован учебный процесс, будет вполне наблюдаемой.

Организационные принципы — основные начала организации какой-либо системы, в нашем случае — интеграционной системы НПО-СПО. К ним мы отнесли принципы непрерывности, многоуровневости, вариативности и преемственности.

Принцип непрерывности предполагает обеспечение непрерывного профессионального образования за счет возможности продолжения обучения по выбранному ранее профилю в рамках единого комплекса НПО-СПО.

Принцип многоуровневости представляет собой максимальную интеграцию разных уровней образования в пределах образовательного пространства: предпрофильная подготовка и профильное образование на старшей ступени школы, для которых целесообразно использовать ресурсы учреждений НПО-СПО; много-

уровневое профильное учреждение СПО, на базе которого реализуются программы профессиональной подготовки начального и среднего профессионального образования по группам профессий и специальностей родственного профиля, например, подготовка специалистов трех уровней образования — рабочих, техников, инженеров.

Преемственность требует постоянного обеспечения неразрывной связи между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и внутри них; расширения и углубления знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения; преобразования отдельных представлений и понятий в стройную систему знаний, умений и навыков; поступательно-восходящего (виткообразного) развертывания всего процесса в соответствии с содержанием, формами и методами работы при обязательном учете качественных изменений.

Принцип вариативности предполагает предоставление возможности перехода учащихся из одной подсистемы в другую. Это касается не только перехода учащихся ОУ НПО в ОУ СПО, но и наоборот. Здесь необходимо иметь в виду, во-первых, возникшее у обучающегося ОУ СПО желание получить дополнительно рабочую профессию; во-вторых, объективную неспособность обучающегося двигаться дальше в условиях ОУ СПО; в-третьих, резко возникшую потребность производства в престижных (высокооплачиваемых) рабочих кадрах. При этом допускается возможность обучения сразу в двух системах.

В третью подсистему мы отнесли принципы, отражающие связи с производством. Это стратегические нормы выстраивания взаимодействия между несколькими участниками процесса. К ним мы отнесли принципы кластеризации и адаптивности.

Принцип кластеризации требует объединения учебных заведений и производственных единиц соответствующего профиля, реализующих согласованную стратегическую цель повышения качества профессионального образования и развития трудовых ресурсов путем усиления взаимодействия между образовательными учреждениями и основными заказчиками их деятельности — работодателями. Суть данного принципа заключается в том, чтобы сблизить образовательный процесс с заказчиком и потребителем квалифицированных кадров — предприятием. Среди предприятий-заказчиков определяются «базовые» предприятия. На их материальной базе проводится практика

учащихся учебных заведений, интегрированная с реальным производственным процессом на основе соглашения о сотрудничестве.

Принцип кластеризации также предполагает привлечение в качестве преподавателей спецдисциплин, мастеров производственного обучения, членов итоговых экзаменационных и аттестационных комиссий представителей реального сектора экономики, владеющих новыми производственными технологиями и с опытом работы на высокотехнологичном оборудовании.

Принцип адаптивности означает организацию подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным на рынке труда профессиям и специальностям, отвечающим потребностям развития региональной экономики. На наш взгляд, соблюдение изложенных принципов инновационной деятельности УПО будет способствовать преобразованию системы профессионального образования в эффективно действующий ресурс социально-экономического развития региона.

Заведующая лабораторией «Информатизация профессионального образования» С. В. Савельева выступила на тему «Информационно-коммуникационные технологии и их влияние на качество профессионального образования».

Выступающая отметила, что сегодня использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной и управленческой практике профессионального образования носит эпизодический характер. Поэтому изучение влияния ИКТ на качество профессионального образования остается важнейшей проблемой современного образования.

В Распоряжении Правительства РФ «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» отмечается, что решением этой проблемы являются мероприятия Программы по созданию технических и технологических условий. Они позволяют, во-первых, получить быстрый доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, во-вторых, использовать новые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения, в том числе дистанционном.

На качество профессионального образования оказывают влияние показатели, к которым относятся: высококвалифицированные преподаватели; свободный доступ к учебникам и профессиональной литературе, к современным обучающим материалам и дополнительной информации; материально-техническая база, т. е. хорошо оборудованные учебные классы и лектории; способность обучающегося удов-

летворять требованиям современного общества. ИКТ способствует реализации данных показателей, обеспечивающих качество профессионального образования.

Следует отметить, что многих преподавателей в настоящее время интересуют вопросы использования средств информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Сегодня необходимо не только поставлять в профессиональные учреждения современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и организовывать специальную подготовку работника системы образования в области создания и использования средств информационных технологий в повседневной информационной деятельности. Необходимость этой подготовки обусловлена тем, что современный преподаватель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, но и хорошо знать уникальные возможности ИКТ и уметь применять их в учебном процессе в качестве средства обучения. Развитие технологий и их применение в образовательном процессе требует непрерывного профессионального самосовершенствования педагогов.

Современный уровень развития ИКТ расширяет доступ к образовательным и профессиональным ресурсам, способствует интеграции национальной системы образования в мировую сеть, значительно облегчает доступ к международным ресурсам в области образования, науки и культуры. ИКТ не только способствуют обновлению учебного процесса в образовательных учреждениях, но и используются для его реорганизации в целях создания образовательных сетей, объединения их в образовательные сообщества. Преподаватели имеют решающий голос при разработке и внедрении учебных методик и программ в профессиональных учебных заведениях. Поэтому для них создание образовательных сообществ имеет большое значение, так как дает возможность обмена опытом, участия в профессиональных дискуссиях.

ИКТ помогают обучающимся лучше усваивать информацию, так как предоставляют информационно насыщенные объекты: рисунки, видеофрагменты, сложные структуры данных и их комбинации, доступные через Интернет и другие интеллектуальные компьютерные сети. ИКТ значительно увеличивают возможности зрительного восприятия, делая реальными изображения невидимого, предметов, изменяющих цвет и форму.

Технология мультимедиа позволяет объединить в информационной системе визуальную информацию (текст, графику, анимацию, видео) и звуковое сопровождение (аудиоинформацию). Как показывает практика и специальные исследования, повышение эффективности обучения с использованием технологии мультимедиа достигается за счет опоры на всю триаду восприятия: «вижу, слышу, пишу».

Для работы с технологиями мультимедиа, телекоммуникаций рабочее место преподавателя должно быть оборудовано компьютерной техникой, чтобы передать учебную информацию обучающимся.

Было бы ошибкой считать, что применение ИКТ автоматически повышает качество профессионального образования. Несмотря на все многообразие информационных источников, педагогических методик, преобразующих информацию в знания, существует только один путь превращения знаний в образование. Эта трансформация совершается в сознании обучающегося. В результате формируется и развивается личность.

Научно-технический прогресс приводит к появлению новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в профессиональной деятельности.

Обучающимся необходимы как новые практические навыки и теоретические знания, так и возможность постоянно совершенствовать эти знания и навыки; для них важно принять и развивать культуру непрерывного обучения, обучения в течение всей жизни. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии разрушают рамки традиционного образовательного процесса. Использование ИКТ ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров. Сейчас повсеместно и в самых разных условиях люди всех возрастов и профессий постоянно учатся, формируя обучающееся общество XXI в.

Таким образом, практика внедрения инновационных моделей образования и новых форм учебного процесса базируется на использовании передовых информационно-коммуникационных технологий, сетевых сервисов и средств. Особенность использования информационных и коммуникационных технологий заключается в их каталитической (ускоряющей) функции. Они реализуются в составе интерактивной образовательной среды, интегрирующей контент по учебным предметам и современные педаго-

гические технологии, что обеспечивает связность содержательного, методического и технологического компонентов обучения и реальную возможность повышения эффективности и качества образования.

Профессор кафедры проектирования образовательного процесса С. С. Загребин обратился «К вопросу формирования общекультурных компетенций в образовательных учреждениях НПО-СПО-ВПО».

Системные реформы социально-экономических отношений постсоветского периода качественно изменили российский социум, в том числе образовательное пространство. Либеральные ценности и рыночные отношения спровоцировали трансформацию сферы образования, превратив ее в актора товарно-денежного обмена, в итоге образовательная деятельность стала трактоваться как сфера оказания образовательных услуг.

Современность изменила ценностные приоритеты участников образовательного процесса. Учебные заведения стали активно адаптироваться на новом рынке «образовательных услуг», предлагая востребованные социумом учебные программы. У абитуриентов и студентов изменилась мотивация обучения от получения знаний и специальности к формальному обретению документа об образовании. В итоге общество получило выпускников учебных заведений, не работающих по специальности, и специалистов, не востребованных на рынке труда. Тем самым снизилась эффективность и без того скудных капиталовложений государства в систему образования. С целью преодоления подобных кризисных явлений российское образование было вовлечено в Болонский процесс, апологеты которого утверждали его универсальное значение в решении основной проблемы современного образования — подготовки специалиста, востребованного на рынке труда. Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» постулировал новые принципы организации системы образования, утверждение которых должно решить названные проблемы российского образования.

Общественное обсуждение проекта закона выявило его существенные проблемные зоны, отработка которых затянулась на продолжительное время. Тем не менее фактическое внедрение новых принципов в систему образования началось с введения нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также с «оптимизации» сети профессионального образования.

В современном российском образовательном пространстве проходит процесс демонтажа системы непрерывного профессионального образования. В проекте нового закона «Об образовании» начальное профессиональное образование вообще не фиксируется в общем перечне уровней профессионального образования. Несмотря на то что новый закон находится в стадии общественного обсуждения, в регионах начался процесс ликвидации учреждений НПО либо путем закрытия, либо посредством присоединения к учреждениям СПО.

По данным газеты «Южноуральская панорама», в Челябинской области требуется 67 % рабочих с начальным профобразованием, 18 % выпускников среднеспециальных учебных заведений, и 15 % кадров с высшим образованием.

Данный дисбаланс в настоящее время решается за счет привлечения трудовых кадров мигрантов, то есть так называемых гастарбай-теров. Экономическая эффективность данной категории рабочей силы очевидна, однако в перспективе глобальный социальный урон может оказаться значительнее временной финансовой выгоды. Следует подчеркнуть, что учреждения НПО-СПО решают не только образовательные вопросы и не столько кадровые, сколько социальные, аккумулируя в своих стенах подростков из малообеспеченных семей, часто отличающихся девиантным поведением. Учреждения НПО-СПО выполняют важную социальную функцию коррекции поведения, ценностных приоритетов и личных жизненных практик обучающихся.

К сожалению, новое поколение ФГОС не учитывает данную особенность учреждений НПО-СПО.

В новом поколении ФГОС разрывается принцип непрерывности образования по линии НПО-СПО-ВПО, во-первых, тем, что из системы исключается первое звено — учреждения НПО, во-вторых, тем, что при постулировании компетентностного подхода в системе СПО не предполагается формирование общекультурных компетенций. Заметим, что в проекте закона «Об образовании» отмечено, что «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека». В стандартах же дело ограничивается формированием общих и профессиональных компетенций. Лишь в стандартах для ВПО предусмотрено формирование общекультурных компетенций. Данное противоречие может быть снято либо в ходе дополнительного общественного обсуждения проекта закона «Об образовании», что представляется маловероятным, либо «рабочим порядком», то есть в самих образовательных учреждениях СПО.

Нам представляется, что формирование общекультурных компетенций в учебных заведениях СПО позволит качественно решать проблемы коррекции девиантного поведения, предупреждать асоциальные проявления учащихся, формировать целостную личность учащегося. Общекультурные компетенции могут быть сформированы путем внедрения в систему СПО культуроцентричной модели обучения и воспитания, разработанной ведущими учеными РАО, апробированной в системе ВПО. На наш взгляд, данная модель позволит сохранить преемственность системы образования и решит многие проблемы современного российского образования.

В настоящем обзоре были представлены далеко не все выступления. Докладчики охватили целый спектр проблем организации инновационной работы в НПО-СПО как практического и прикладного, так и теоретического характера. Следует заметить, что некоторые участники «круглого стола» более развернуто представили свои позиции в статьях, размещенных на страницах настоящего номера журнала «Инновационное развитие профессионального образования».

Материалы Круглого стола подготовлены к публикации

С. С. Загребиным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.