Научная статья на тему 'Научно-методическая работа в школе как средство повышения квалификации учителей'

Научно-методическая работа в школе как средство повышения квалификации учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хисматуллина Л. Р.

Одной из эффективных форм повышения квалификации является внутришкольная научно-методическая работа учителей, в процессе которой они имеют возможность не только развивать свои теоретические знани и методические и практические умения, но и апробировать элементы различных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методическая работа в школе как средство повышения квалификации учителей»

УДК 74.204

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

© Л. Р. Хисматуллина

Стерлитамакская государственная педагогическая академия Россия, г. Стерлитамак, 453100, пр. Ленина, 49.

Тел.: +7 (3476) 32 89 85.

Е-mail: Littyhetto@vandex. ru

Одной из эффективных форм повышения квалификации является внутришкольная научно-методическая работа учителей, в процессе которой они имеют возможность не только развивать свои теоретические знани и методические и практические умения, но и апробировать элементы различных технологий.

Ключевые слова: повышение квалификации, научно-методическая работа,

профессионализм, педагогическая компетентность, педагогическое мастерство,

профессиональное становление.

Проблема постоянного повышения квалификации учителя привлекает внимание известных отечественных педагогов.

В современной психолого-педагогической литературе используется множество терминов, описывающих сущность профессиональной квалификации учителя: профессионализм, профессионализация, профессионально-педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, профессиональное становление, профессиональная направленность, профессиональная подготовка, профессиональное самосовершенствование, педагогическое творчество и т. д.

От постоянного повышения квалификации учителя, роста педагогического мастерства, педагогической компетентности, творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности

учителя зависит уровень образованности и воспитанности будущего поколения, прогресс общества.

Понятие «квалификация» - от латинского <^иа^» (какой по качеству) и <^асіо» (дело) - применяется для оценки уровня подготовленности к той или иной профессиональной деятельности и означает степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

В современных условиях понятие квалификация все чаще дополняется такими характеристиками, как «профессионализм», «профессиональная компетентность» и «конкурентоспособность», «педагогический такт», «творчество учителя», «личностные качества».

Особенности и творческий характер работы учителя общеобразовательной школы предъявляют определенные требования к уровню и содержанию его педагогической деятельности. Она характеризуется сформированностью у учителей профессиональной квалификации, разнообразием в выборе содержания, форм, методов обучения и воспитания подрастающего поколения.

Несомненно то, что от мастерства учителя, уровня его профессиональной подготовки, эруди-

ции, нравственной культуры во многом зависит формирование духовного и социально-активного молодого поколения. На наш взгляд, одной из причин, заставляющих большинство учителей придерживаться традиционной системы обучения, является их профессиональная неподготовленность к работе в режиме модернизации общего среднего образования. В нынешней быстро меняющейся обстановке, в изменяющихся педагогических парадигмах требуется учитель, отличающийся мобильностью, гибкостью, творчески применяющий различные педагогические технологии, способный успешно решать педагогические задачи с ориентацией на особую ценность межличностных взаимодействий, на развитие самобытности личности ребенка. Поэтому работа, направленная на развитие профессионального и личностного потенциала, повышение квалификации учителя посредством научно-методической работы в школе приобретает особую значимость.

Научно-методическая работа, являясь важным элементом целостной государственной системы повышения квалификации педагогических кадров, осуществляется в ИПК, ИУУ, на повышениях квалификации педагогических учебных заведении, в районных (городских) методических кабинетах, где широким кругом квалифицированных преподавателей и методистов обеспечивается высокая интенсивность обучения, фундаментальность и системность знаний. Вместе с тем, научно-методическая работа, осуществляемая в школе, имеет свои преимущества и может рассматриваться как эффективное средство повышения квалификации учителей по таким основаниям:

- в отличие от курсовой подготовки, которая проводится, как правило, один раз в 4-5 лет, научнометодическая работа в школе носит относительно непрерывный, повседневный характер и помогает в осмыслении и апробации на практике знаний, полученных на курсах повышения квалификации;

- организаторы научно-методической работы в школе вместе со школьным психологом имеют возможность глубоко изучать деятельность и лич-

ностные качества учителей, классных руководителей, выявлять затруднения и недостатки в их деятельности, а также элементы передового опыта, что позволяет сделать более управляемым процесс постоянного повышения квалификации учителей в школе;

- повышение квалификации и мастерства учителей непосредственно в школе, без отрыва от производства, позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве знаний, умений, навыков учащихся, в уровне их воспитанности и развития.

Научно-методическая работа является целостной развивающейся системой и включает в себя ряд компонентов, таких, как цель, задачи, содержание, методы, организационные формы, условия и результаты.

Сложность и многообразие функций и задач научно-методической работы в школе, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания предполагают разнообразие используемых форм. Форма всегда находится в единстве с содержанием, является его внешним выражением, зависит от него, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, может влиять на содержание, способствовать его развитию или обесценивать его. В связи с этим выбор и применение как традиционных, так и новых, нетрадиционных форм должны соответствовать особенностям школы, ее статусу и предполагать их постоянное совершенствование, обогащение и обновление.

Наиболее используемыми организационными формами научно-методической работы в школе являются:

- педагогические советы, методические советы учителей;

- аттестации учителей;

- предметные и цикловые методические объединения (МО), методобъединения классных руководителей, творческие объединения, кафедры;

- психолого-педагогические и методические семинары;

- научно-практические конференции и педагогические чтения;

- школы передового опыта, школы наставничества и др.

Они все легли в основу разработанной нами авторской системы научно-методической работы в школе, которую мы апробировали в процессе опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа, проведённая нами с 2004 по 2007 гг., имела целью доказать, что внедрения разработанной нами системы научно-методической работы в школе в учебновоспитательный процесс в значительной мере способствует повышению квалификации учителей.

В процессе организации и проведения экспериментальной работы нами учитывались требования, предъявляемые к профессии учителя (теорети-

ческие знания, практические умения, методические умения, профессиональная компетентность и другие).

Нами соблюдалось такое важное условие, как массовость эксперимента: был использован значительный объём выборок. Репрезентативность выборки обеспечивалась тщательным анализом полученных данных.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами учитывались рекомендации Ю. К. Бабанского и В. Ф. Харьковской о том, как сделать эту работу оптимальной в конкретных условиях [1], которые нашли отражение в программе экспериментальной работы.

Логика экспериментальной работы полностью соответствовала содержанию специально составленной программы.

Разница между экспериментальными и контрольными группами состояла в том, что в экспериментальной группе повышение квалификации учителей осуществлялось посредством внедрения разработанной нами системы научно-методической работы, тогда как в контрольной группе она была ориентирована на традиционные формы методической работы.

Объективность исследований, связанных с проблемой определения уровня квалификации учителей, обеспечивается комплексом диагностических методов.

Методы диагностирования были разработаны в предварительном исследовании. Для выявления уровня квалификации учителей был отобран блок критериев:

- когнитивный - теоретическое знание своего предмета (показателем является наличие знаний, их осознанность, полнота, системность, конкретность, прочность и устойчивость);

- эмоционально-ценностный - знание основ общечеловеческой морали, положительно-эмоциональный настрой на повышение квалификации, устойчивость, глубина и сила эмоциональных переживаний (показателем является позитивное отношение к научно-методической работе как средству повышения квалификации);

- поведенческий - система поступков, объективно обусловленных, выражающих практические и методические умения учителей (показателем является устойчивость и активность в повышении уровня квалификации, использование наряду с традиционными инновационных форм научно-методической работы, умение применять свои знания для анализа своего поведения).

В соответствии с критериями и их показателями были определены уровни квалификации учителей.

Высокий уровень характеризуется наличием теоретических знаний, практических и методических умений.

Средний уровень характеризуется недостаточностью теоретических знаний, практических и ме-

тодических умений.

Низкий уровень характеризуется отсутствием системных теоретических знаний, практических и методических умений.

За основу определения квалификации учителей была взята «Профессиональная карта учителя-воспитателя» [2]. В ней выделено восемь функций педагогической деятельности: информационная,

ориентационно-воспитательная, развивающая, мобилизационная, проектировочно-конструктивная, коммуникативная, организационная, гностическая. Каждая из перечисленных функций включает ряд умений, опирающихся на соответствующие знания. По каждой функции нами выделены те умения, которые отражают уровень квалификации учителя, но адаптированные к нашим целям и задачам: умения по информационной функции, по ориентационно-воспитательной функции, по мобилизационной функции, по проектировочно-конструктивной функции, по организационной функции, по гностической функции.

Результаты, полученные по итогам исходного состояния экспериментируемых, свидетельствуют о том, что уровень квалификации учителей исследуемых групп на начальном этапе почти одинаков и весьма невысок.

Результаты констатирующего эксперимента и проведенное ранее исследование привели к необходимости внедрения специально разработанной системы научно-методической работы в школе как средства повышения квалификации учителей.

Цель формирующего этапа эксперимента -обосновать и проверить эффективность системы научно-методической работы в повышении квалификации учителей.

Основными направлениями научно-методической работы в школе стали следующие:

- повышение мотивации педагогов на участие в освоении передового педагогического опыта;

- повышение учебной мотивации слабоуспевающих учащихся;

- сохранение уровня мотивации и его повышение у учащихся лицейских классов;

- создание системы обучения, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями;

- освоение педагогическим коллективом инновационных педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечивающих ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, склонностей, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью;

- создание условий для мягкой адаптации в переводе учебного процесса в учебно-исследовательский, обеспечив логическую взаимосвязь между исследовательским компонентом базовых учебных дисциплин, дополнительным образованием и системой развивающихся знаний.

Научно-методическую и исследовательскую работу направляет научно-методический совет

(НМС), которым руководили директор Белорецкого башкирского лицей-интерната Т. Х. Садыкова и заместитель директора по учебной и воспитательной работе Башкирского лицея-интерната № 3 г. Стерлитамака Р. Т. Хамадиева, с целью решения задач опытно-экспериментальной работы в данных школах созданы благоприятные условия для повышения квалификации учителей, расширяющие возможности развития личности. Главным направлением в работе стало осуществление гуманизации образования и перевод ученика из объекта в субъект обучения. Работа по внедрению системы научно-методической работы в целях повышения квалификации учителей строилась с учетом следующих факторов:

а) уровень профессиональной комплектности педагогов;

б) познавательная активность учителей в условиях внедрения системы научно-методической работы в школе;

в) технологический климат в педагогическом коллективе в связи с освоением нового педагогического опыта;

г) психологический климат в педагогическом коллективе.

Наша опытно-экспериментальная работа показала, что для повышения результативности школы по повышению квалификации учителей посредством научно-методической работы необходимо создавать определенные условия, под которыми принято понимать устойчивые обстоятельства, выраженные как требования образовательной среды, определяющие ход и специфику протекания данного процесса, направленные на достижение оптимально возможных результатов. Мы выделяем следующие педагогические условия:

1. Научно-методическая разработанность системы научно-методической работы в школе.

Должны быть четко определены цели и задачи, принципы, содержание, формы и методы работы по организации научно-методической работы в школе в повышении квалификации учителей.

Это условие предполагает разработку и внедрение в обучение элементов образовательных технологий, разработку программ опытно-экспериментальной работы по предмету, разработку планов-конспектов уроков в соответствии с целями и задачами опытно-экспериментальной работы, разработку научно-методических рекомендаций для учителей по повышению своей квалификации, регулярную консультацию учителей-экспериментато-ров, проведение постоянных научно-методических семинаров по обобщению итогов и результатов эксперимента; разработку диагностических средств по выявлению уровней квалификации учителей.

2. Профессиональная компетентность учителей.

3. Создание в педагогическом коллективе положительного эмоционального фона, атмосферы эмоционального подъема при ощущении успеха.

4. Формирование у учителей интереса к повышению своей квалификации.

5. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учителя.

6. Включение учителей в творческую деятельность и развитие на этой базе их творческих способностей.

Данные педагогические условия являются основными, их реализация способствует решению главной задачи экспериментальной работы - повышению квалификации учителей посредством научно-методической работы в школе.

Таким образом, в конце опытно-экспериментальной работы высокий уровень квалификации проявили в ЭГ 26 чел. (9 в начале), в КГ 12 чел. (10 в начале); среднему уровню соответствовали в ЭГ 54 чел. (21 в начале), в КГ 27 чел. (22 в начале). На низком уровне остались в ЭГ 9 чел. (60 чел. в начале), в КГ 51 чел. (в начале 58).

На основе вышеизложенного сделаны следующие выводы:

1. В составе разработанной и экспериментально апробированной системы научно-методической работы в школе, позволяющей повысить квалификацию, наиболее эффективными являются:

- внутришкольная аттестация учителей;

- обобщение передового педагогического опыта работы учителей и кафедр;

- взаимопроверка и взаимопомощь;

- проведение открытых уроков и методических дней;

- школа молодого педагога;

- проведение диагностики и мониторинга качества обученности учеников;

- проведение предметных недель и декадников;

- участие в семинарах, научно-практических конференциях и т.д.

2. Новые цели и задачи модернизации общего образования меняют роль обучающего: главной функцией педагога становится создание условий для того, чтобы образовательный процесс стал творчеством личности ученика. Следовательно, сам учитель должен быть вооружен теоретическими знаниями, овладеть практическими и методическими умениями. В результате его деятельность должна быть направлена, прежде всего, на переориентацию деятельности от информационной к организационной по руководству самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельностью учащихся.

3. Анализ источников по проблеме повышения квалификации учителей позволил выявить основные взаимосвязанные виды деятельности:

а) диагностическую;

б) ориентационно-прогностическую;

в) конструктивно-проектировочную;

г) информационно-объяснительную;

д) коммуникативно-стимулирующую;

е) аналитико-оценочную;

ж) исследовательско-творческую.

4. Анализ профессионально-педагогической деятельности учителей общеобразовательных школ дает полное представление о ее целостности (от целеполагания до анализа процесса и результата деятельности) и позволяет полно представить способы деятельности (действия, операции).

Моделирование системы научно-методической работы в школе дает возможность системно раскрыть процесс повышения квалификации учителей от пополнения теоретическими знаниями до овладения педагогическими умениями, представляющими собой совокупность самых различных действий педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Повышение квалификации учителей посредством научно-методической работы в школе требует изменения в содержании учебной информаций (теоретический аспект), которая должна быть обновлена и конкретизирована за счет введения и усиления таких блоков, как психология, педагогика, методика преподавания предмета.

Представляется, что повышение квалификации учителей общеобразовательной школы может осуществляться не за счет выездных курсов, а за счет научно-методической работы в школе в процессе профессиональной деятельности.

6. Установлено, что накопленный педагогический опыт, в основе которого находится эмпирическое педагогическое знание, не может выступать в качестве образца, в соответствии с которым учитель общеобразовательной школы рефлексивно анализирует свою педагогическую деятельность с целью повышения квалификации.

В результате изучения состояния квалификации учителей выявлена необходимость ее совершенствования.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы цель исследования была достигнута и были решены поставленные задачи. Общие выводы подтверждают правомерность гипотезы. Вместе с тем, проблема повышения квалификации учителя общеобразовательной школы нуждается в дальнейшей разработке. Приоритетными направлениями являются исследования процесса взаимосвязи готовности учителя к повышению своей квалификации и дистанционного обучения, диагностики квалификации учителя и его педагогической компетентности и т. п.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М.: Мысль, 1977. 123 с.

2. Интенсификация профессиональной подготовки и самоподготовки студентов педагогического института: Методические разработки для преподавателей и студентов. Казань: КГПИ, 1985. 32 с.

Поступила в редакцию 23.03.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.