УДК 74.204
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
© Л. Р. Хисматуллина
Стерлитамакская государственная педагогическая академия Россия, г. Стерлитамак, 453100, пр. Ленина, 49.
Тел.: +7 (3476) 32 89 85.
Е-mail: Littyhetto@vandex. ru
Одной из эффективных форм повышения квалификации является внутришкольная научно-методическая работа учителей, в процессе которой они имеют возможность не только развивать свои теоретические знани и методические и практические умения, но и апробировать элементы различных технологий.
Ключевые слова: повышение квалификации, научно-методическая работа,
профессионализм, педагогическая компетентность, педагогическое мастерство,
профессиональное становление.
Проблема постоянного повышения квалификации учителя привлекает внимание известных отечественных педагогов.
В современной психолого-педагогической литературе используется множество терминов, описывающих сущность профессиональной квалификации учителя: профессионализм, профессионализация, профессионально-педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, профессиональное становление, профессиональная направленность, профессиональная подготовка, профессиональное самосовершенствование, педагогическое творчество и т. д.
От постоянного повышения квалификации учителя, роста педагогического мастерства, педагогической компетентности, творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности
учителя зависит уровень образованности и воспитанности будущего поколения, прогресс общества.
Понятие «квалификация» - от латинского <^иа^» (какой по качеству) и <^асіо» (дело) - применяется для оценки уровня подготовленности к той или иной профессиональной деятельности и означает степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.
В современных условиях понятие квалификация все чаще дополняется такими характеристиками, как «профессионализм», «профессиональная компетентность» и «конкурентоспособность», «педагогический такт», «творчество учителя», «личностные качества».
Особенности и творческий характер работы учителя общеобразовательной школы предъявляют определенные требования к уровню и содержанию его педагогической деятельности. Она характеризуется сформированностью у учителей профессиональной квалификации, разнообразием в выборе содержания, форм, методов обучения и воспитания подрастающего поколения.
Несомненно то, что от мастерства учителя, уровня его профессиональной подготовки, эруди-
ции, нравственной культуры во многом зависит формирование духовного и социально-активного молодого поколения. На наш взгляд, одной из причин, заставляющих большинство учителей придерживаться традиционной системы обучения, является их профессиональная неподготовленность к работе в режиме модернизации общего среднего образования. В нынешней быстро меняющейся обстановке, в изменяющихся педагогических парадигмах требуется учитель, отличающийся мобильностью, гибкостью, творчески применяющий различные педагогические технологии, способный успешно решать педагогические задачи с ориентацией на особую ценность межличностных взаимодействий, на развитие самобытности личности ребенка. Поэтому работа, направленная на развитие профессионального и личностного потенциала, повышение квалификации учителя посредством научно-методической работы в школе приобретает особую значимость.
Научно-методическая работа, являясь важным элементом целостной государственной системы повышения квалификации педагогических кадров, осуществляется в ИПК, ИУУ, на повышениях квалификации педагогических учебных заведении, в районных (городских) методических кабинетах, где широким кругом квалифицированных преподавателей и методистов обеспечивается высокая интенсивность обучения, фундаментальность и системность знаний. Вместе с тем, научно-методическая работа, осуществляемая в школе, имеет свои преимущества и может рассматриваться как эффективное средство повышения квалификации учителей по таким основаниям:
- в отличие от курсовой подготовки, которая проводится, как правило, один раз в 4-5 лет, научнометодическая работа в школе носит относительно непрерывный, повседневный характер и помогает в осмыслении и апробации на практике знаний, полученных на курсах повышения квалификации;
- организаторы научно-методической работы в школе вместе со школьным психологом имеют возможность глубоко изучать деятельность и лич-
ностные качества учителей, классных руководителей, выявлять затруднения и недостатки в их деятельности, а также элементы передового опыта, что позволяет сделать более управляемым процесс постоянного повышения квалификации учителей в школе;
- повышение квалификации и мастерства учителей непосредственно в школе, без отрыва от производства, позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве знаний, умений, навыков учащихся, в уровне их воспитанности и развития.
Научно-методическая работа является целостной развивающейся системой и включает в себя ряд компонентов, таких, как цель, задачи, содержание, методы, организационные формы, условия и результаты.
Сложность и многообразие функций и задач научно-методической работы в школе, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания предполагают разнообразие используемых форм. Форма всегда находится в единстве с содержанием, является его внешним выражением, зависит от него, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, может влиять на содержание, способствовать его развитию или обесценивать его. В связи с этим выбор и применение как традиционных, так и новых, нетрадиционных форм должны соответствовать особенностям школы, ее статусу и предполагать их постоянное совершенствование, обогащение и обновление.
Наиболее используемыми организационными формами научно-методической работы в школе являются:
- педагогические советы, методические советы учителей;
- аттестации учителей;
- предметные и цикловые методические объединения (МО), методобъединения классных руководителей, творческие объединения, кафедры;
- психолого-педагогические и методические семинары;
- научно-практические конференции и педагогические чтения;
- школы передового опыта, школы наставничества и др.
Они все легли в основу разработанной нами авторской системы научно-методической работы в школе, которую мы апробировали в процессе опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа, проведённая нами с 2004 по 2007 гг., имела целью доказать, что внедрения разработанной нами системы научно-методической работы в школе в учебновоспитательный процесс в значительной мере способствует повышению квалификации учителей.
В процессе организации и проведения экспериментальной работы нами учитывались требования, предъявляемые к профессии учителя (теорети-
ческие знания, практические умения, методические умения, профессиональная компетентность и другие).
Нами соблюдалось такое важное условие, как массовость эксперимента: был использован значительный объём выборок. Репрезентативность выборки обеспечивалась тщательным анализом полученных данных.
В процессе опытно-экспериментальной работы нами учитывались рекомендации Ю. К. Бабанского и В. Ф. Харьковской о том, как сделать эту работу оптимальной в конкретных условиях [1], которые нашли отражение в программе экспериментальной работы.
Логика экспериментальной работы полностью соответствовала содержанию специально составленной программы.
Разница между экспериментальными и контрольными группами состояла в том, что в экспериментальной группе повышение квалификации учителей осуществлялось посредством внедрения разработанной нами системы научно-методической работы, тогда как в контрольной группе она была ориентирована на традиционные формы методической работы.
Объективность исследований, связанных с проблемой определения уровня квалификации учителей, обеспечивается комплексом диагностических методов.
Методы диагностирования были разработаны в предварительном исследовании. Для выявления уровня квалификации учителей был отобран блок критериев:
- когнитивный - теоретическое знание своего предмета (показателем является наличие знаний, их осознанность, полнота, системность, конкретность, прочность и устойчивость);
- эмоционально-ценностный - знание основ общечеловеческой морали, положительно-эмоциональный настрой на повышение квалификации, устойчивость, глубина и сила эмоциональных переживаний (показателем является позитивное отношение к научно-методической работе как средству повышения квалификации);
- поведенческий - система поступков, объективно обусловленных, выражающих практические и методические умения учителей (показателем является устойчивость и активность в повышении уровня квалификации, использование наряду с традиционными инновационных форм научно-методической работы, умение применять свои знания для анализа своего поведения).
В соответствии с критериями и их показателями были определены уровни квалификации учителей.
Высокий уровень характеризуется наличием теоретических знаний, практических и методических умений.
Средний уровень характеризуется недостаточностью теоретических знаний, практических и ме-
тодических умений.
Низкий уровень характеризуется отсутствием системных теоретических знаний, практических и методических умений.
За основу определения квалификации учителей была взята «Профессиональная карта учителя-воспитателя» [2]. В ней выделено восемь функций педагогической деятельности: информационная,
ориентационно-воспитательная, развивающая, мобилизационная, проектировочно-конструктивная, коммуникативная, организационная, гностическая. Каждая из перечисленных функций включает ряд умений, опирающихся на соответствующие знания. По каждой функции нами выделены те умения, которые отражают уровень квалификации учителя, но адаптированные к нашим целям и задачам: умения по информационной функции, по ориентационно-воспитательной функции, по мобилизационной функции, по проектировочно-конструктивной функции, по организационной функции, по гностической функции.
Результаты, полученные по итогам исходного состояния экспериментируемых, свидетельствуют о том, что уровень квалификации учителей исследуемых групп на начальном этапе почти одинаков и весьма невысок.
Результаты констатирующего эксперимента и проведенное ранее исследование привели к необходимости внедрения специально разработанной системы научно-методической работы в школе как средства повышения квалификации учителей.
Цель формирующего этапа эксперимента -обосновать и проверить эффективность системы научно-методической работы в повышении квалификации учителей.
Основными направлениями научно-методической работы в школе стали следующие:
- повышение мотивации педагогов на участие в освоении передового педагогического опыта;
- повышение учебной мотивации слабоуспевающих учащихся;
- сохранение уровня мотивации и его повышение у учащихся лицейских классов;
- создание системы обучения, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями;
- освоение педагогическим коллективом инновационных педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечивающих ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, склонностей, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью;
- создание условий для мягкой адаптации в переводе учебного процесса в учебно-исследовательский, обеспечив логическую взаимосвязь между исследовательским компонентом базовых учебных дисциплин, дополнительным образованием и системой развивающихся знаний.
Научно-методическую и исследовательскую работу направляет научно-методический совет
(НМС), которым руководили директор Белорецкого башкирского лицей-интерната Т. Х. Садыкова и заместитель директора по учебной и воспитательной работе Башкирского лицея-интерната № 3 г. Стерлитамака Р. Т. Хамадиева, с целью решения задач опытно-экспериментальной работы в данных школах созданы благоприятные условия для повышения квалификации учителей, расширяющие возможности развития личности. Главным направлением в работе стало осуществление гуманизации образования и перевод ученика из объекта в субъект обучения. Работа по внедрению системы научно-методической работы в целях повышения квалификации учителей строилась с учетом следующих факторов:
а) уровень профессиональной комплектности педагогов;
б) познавательная активность учителей в условиях внедрения системы научно-методической работы в школе;
в) технологический климат в педагогическом коллективе в связи с освоением нового педагогического опыта;
г) психологический климат в педагогическом коллективе.
Наша опытно-экспериментальная работа показала, что для повышения результативности школы по повышению квалификации учителей посредством научно-методической работы необходимо создавать определенные условия, под которыми принято понимать устойчивые обстоятельства, выраженные как требования образовательной среды, определяющие ход и специфику протекания данного процесса, направленные на достижение оптимально возможных результатов. Мы выделяем следующие педагогические условия:
1. Научно-методическая разработанность системы научно-методической работы в школе.
Должны быть четко определены цели и задачи, принципы, содержание, формы и методы работы по организации научно-методической работы в школе в повышении квалификации учителей.
Это условие предполагает разработку и внедрение в обучение элементов образовательных технологий, разработку программ опытно-экспериментальной работы по предмету, разработку планов-конспектов уроков в соответствии с целями и задачами опытно-экспериментальной работы, разработку научно-методических рекомендаций для учителей по повышению своей квалификации, регулярную консультацию учителей-экспериментато-ров, проведение постоянных научно-методических семинаров по обобщению итогов и результатов эксперимента; разработку диагностических средств по выявлению уровней квалификации учителей.
2. Профессиональная компетентность учителей.
3. Создание в педагогическом коллективе положительного эмоционального фона, атмосферы эмоционального подъема при ощущении успеха.
4. Формирование у учителей интереса к повышению своей квалификации.
5. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учителя.
6. Включение учителей в творческую деятельность и развитие на этой базе их творческих способностей.
Данные педагогические условия являются основными, их реализация способствует решению главной задачи экспериментальной работы - повышению квалификации учителей посредством научно-методической работы в школе.
Таким образом, в конце опытно-экспериментальной работы высокий уровень квалификации проявили в ЭГ 26 чел. (9 в начале), в КГ 12 чел. (10 в начале); среднему уровню соответствовали в ЭГ 54 чел. (21 в начале), в КГ 27 чел. (22 в начале). На низком уровне остались в ЭГ 9 чел. (60 чел. в начале), в КГ 51 чел. (в начале 58).
На основе вышеизложенного сделаны следующие выводы:
1. В составе разработанной и экспериментально апробированной системы научно-методической работы в школе, позволяющей повысить квалификацию, наиболее эффективными являются:
- внутришкольная аттестация учителей;
- обобщение передового педагогического опыта работы учителей и кафедр;
- взаимопроверка и взаимопомощь;
- проведение открытых уроков и методических дней;
- школа молодого педагога;
- проведение диагностики и мониторинга качества обученности учеников;
- проведение предметных недель и декадников;
- участие в семинарах, научно-практических конференциях и т.д.
2. Новые цели и задачи модернизации общего образования меняют роль обучающего: главной функцией педагога становится создание условий для того, чтобы образовательный процесс стал творчеством личности ученика. Следовательно, сам учитель должен быть вооружен теоретическими знаниями, овладеть практическими и методическими умениями. В результате его деятельность должна быть направлена, прежде всего, на переориентацию деятельности от информационной к организационной по руководству самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельностью учащихся.
3. Анализ источников по проблеме повышения квалификации учителей позволил выявить основные взаимосвязанные виды деятельности:
а) диагностическую;
б) ориентационно-прогностическую;
в) конструктивно-проектировочную;
г) информационно-объяснительную;
д) коммуникативно-стимулирующую;
е) аналитико-оценочную;
ж) исследовательско-творческую.
4. Анализ профессионально-педагогической деятельности учителей общеобразовательных школ дает полное представление о ее целостности (от целеполагания до анализа процесса и результата деятельности) и позволяет полно представить способы деятельности (действия, операции).
Моделирование системы научно-методической работы в школе дает возможность системно раскрыть процесс повышения квалификации учителей от пополнения теоретическими знаниями до овладения педагогическими умениями, представляющими собой совокупность самых различных действий педагога.
5. Повышение квалификации учителей посредством научно-методической работы в школе требует изменения в содержании учебной информаций (теоретический аспект), которая должна быть обновлена и конкретизирована за счет введения и усиления таких блоков, как психология, педагогика, методика преподавания предмета.
Представляется, что повышение квалификации учителей общеобразовательной школы может осуществляться не за счет выездных курсов, а за счет научно-методической работы в школе в процессе профессиональной деятельности.
6. Установлено, что накопленный педагогический опыт, в основе которого находится эмпирическое педагогическое знание, не может выступать в качестве образца, в соответствии с которым учитель общеобразовательной школы рефлексивно анализирует свою педагогическую деятельность с целью повышения квалификации.
В результате изучения состояния квалификации учителей выявлена необходимость ее совершенствования.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы цель исследования была достигнута и были решены поставленные задачи. Общие выводы подтверждают правомерность гипотезы. Вместе с тем, проблема повышения квалификации учителя общеобразовательной школы нуждается в дальнейшей разработке. Приоритетными направлениями являются исследования процесса взаимосвязи готовности учителя к повышению своей квалификации и дистанционного обучения, диагностики квалификации учителя и его педагогической компетентности и т. п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М.: Мысль, 1977. 123 с.
2. Интенсификация профессиональной подготовки и самоподготовки студентов педагогического института: Методические разработки для преподавателей и студентов. Казань: КГПИ, 1985. 32 с.
Поступила в редакцию 23.03.2007 г.