Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность в научном обществе учащихся (секция «Информатика»)'

Научно-исследовательская деятельность в научном обществе учащихся (секция «Информатика») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крыжановская Юлиана Александровна

В докладе рассматриваются вопросы научно-исследовательской деятельности и развития познавательной самостоятельности учащихся в процессе подготовки и участия в работе секции «Информатика» конференции Научного Общества Учащихся (НОУ), а также работа секции в период с 2007 по 2012 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность в научном обществе учащихся (секция «Информатика»)»

Крыжановская Ю.А.

ФБГОУ ВПО ВГУ старший преподаватель

jak@mail.ru

Научно-исследовательская деятельность в научном обществе учащихся (секция «Информатика»)

Аннотация

В докладе рассматриваются вопросы научно-исследовательской деятельности и развития познавательной самостоятельности учащихся в процессе подготовки и участия в работе секции «Информатика» конференции Научного Общества Учащихся (НОУ), а также работа секции в период с 2007 по 2012 год.

Научно-исследовательская деятельность и развитие познавательной самостоятельности

На современном этапе сложилось твердое убеждение в том, что недостаточно сообщить учащимся определенные знания, необходимо еще научить их творчески мыслить и самостоятельно работать. Ведь они получают только основы знаний для дальнейшего обучения и, в дальнейшем, профессиональной деятельности, и если при этом не будут постоянно повышать свой творческий уровень, то это может привести к сложностям при выполнении индивидуальных заданий, курсовых, выпускных квалификационных работ.

Развитие техники и технологий идет очень быстрыми темпами, и востребованный современный специалист должен быть готов к самостоятельному, быстрому и экономному поиску и использованию новых научных данных, получаемых из всевозможных источников информации. Необходимым сегодня становятся также умение организовать новые исследования, теоретически обосновать поставленные задачи, увидеть и осуществить их практическое решение, а также донести свое видение проблемы и решений до определенной целевой аудитории. Это означает, что на первый план в обучении выходит вопрос формирования познавательной самостоятельности и навыков научно-исследовательской деятельности [1]. Актуальной является и задача формирования у учащихся устойчивой потребности в получении новых знаний, в изменении и преобразовании самого себя. Объясняется это необходимостью воспитания личности, способной решать множество проблем, разнообразных теоретических и практических задач.

В формировании познавательного интереса можно выделить несколько этапов: любопытство, любознательность, устойчивый интерес. Первое представляет собой естественную реакцию человека на все неожиданное, интригующее и может быть вызвано неожиданным

результатом опыта, интересным фактом, наблюдением. Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться и понять изучаемое явление, когда он задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу и т. д. Любознательность менее ситуативна, чем любопытство, но она может и не распространиться на изучение всего предмета. Следующая стадия -формирование устойчивого интереса к предмету, когда учащегося захватывает процесс постижения новых знаний, самостоятельного решения проблем и нестандартных задач. Школьники, проявившие любознательность и познавательный интерес, могут привлекаться к работе в школьном научном обществе. Самостоятельная исследовательская деятельность во многом способствует развитию познавательного интереса. Она может проводиться как в рамках программ дополнительного образования, так и при выполнении обязательной школьной программы

[4].

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни и исследовательских методов обучения в практике образования. Становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. В первую очередь, такие навыки могут пригодиться при обучении в высших учебных заведениях. Научно -исследовательская деятельность является такой формой обучения, которая позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные и потенциальные творческие способности, а также максимально приблизить учебную деятельность к познавательной и развить познавательный интерес.

Научно-исследовательская работа - достаточно сложная деятельность и для ее участников, и для ее организаторов, которая характеризуется педагогической целесообразностью приобщения старшеклассников к самостоятельной работе над выбранной тематикой, что способствует формированию теоретического мышления. Кроме того, при работе над собственными задачами участники Научного Общества Учащихся (НОУ) учатся логически последовательно излагать материал [5].

Секция «Информатика» конференции НОУ

Как уже упоминалось, развитию познавательного интереса и познавательной самостоятельности способствует выполнение самостоятельной исследовательской работы. Одной из форм организации такой работы является научное общество учащихся, работа которого давно стала сложившейся традицией в подготовке учащихся к дальнейшему обучению в ВУЗах. С 1986 года научное общество существует и при Воронежском государственном университете [2].

На выполнение индивидуальных и коллективных творческих

заданий в рамках НОУ отводится часть учебного года с сентября по март. Учащиеся могут самостоятельно избирать тему для работы и научного руководителя. По итогам работы над индивидуальными исследовательскими темами учащиеся представляют творческие отчеты.

Завершенные работы представляются на школьном заседании научного общества, а заключительным мероприятием, подводящим итоги работы за год, является конференция НОУ, проводимая в Воронежском государственном университете (ВГУ) в начале апреля. На этой конференции представляются доклады, ставшие лучшими на школьном этапе. Оценивание уровня отобранных на школьном этапе работ производится преподавателями, аспирантами, выпускниками, магистрантами и студентами факультета Прикладной математики, информатики и механики.

При подготовке к конференции НОУ выполняются практические работы, учащиеся получают навыки обработки и оформления результатов исследований, работы с научной литературой, выполнению реферативной части работы. Участие в подготовке к конференции является важным фактором формирования познавательной самостоятельности, что в дальнейшем может существенно облегчить работу будущих студентов при выполнении курсовых работ, индивидуальных заданий, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.

Следует отметить, что существуют различные программы дополнительного образования, ориентированные на изучение основ научно-исследовательской деятельности, однако, большая их часть ориентирована на узкоспециализированные области. Работа в рамках НОУ в секции «Информатика» в этом аспекте выгодно отличается от многих других: зачастую доклады затрагивают не только область информатики как таковой, но другие области знаний, например, при создании обучающих шеЬ-ресурсов по различным предметам. Межпредметность предполагает наличие большей эрудиции в разных областях, чем при выполнении работ в одной области, а также формирование навыков исследовательского труда. Можно сказать, что в последние годы интерес к предмету «Информатика и ИКТ» значительно возрос. Более того, изменились и мотивы изучения этого предмета. Изначально компьютер являлся новым и незнакомым устройством, вызывающим желание познакомиться с ним. Но в дальнейшем для многих учащихся компьютер стал фактически бытовым прибором, знакомым с малых лет. Следовательно, стали необходимы новые подходы к формированию познавательных интересов учащихся на уроках информатики. В частности, учителю нужно выявить интересы школьника и предложить такие задания, которые опирались бы на эти интересы. При этом задача должна содержать не только материал, представляющий интерес для учащихся, но и новую информацию, связанную с содержанием предмета [7].

Полученные в процессе работы над своей темой навыки могут пригодиться учащимся при выполнении самостоятельных творческих

заданий в любой области. Кроме того, учащиеся привыкают к определенной форме общения во время конференции: обучаются слушать, задавать вопросы, четко отвечать, дискутировать, также формируется навык защиты творческих работ.

Работы могут выполняться индивидуально или в составе коллектива соавторов, что позволяет учащимся получить навыки как самостоятельной, так и коллективной познавательной деятельности.

Важным моментом в работе НОУ является выполнение работ на базе различных школ с последующим представлением лучших докладов на общей сессии в ВГУ, что позволяет обмениваться опытом и вносить коррективы в дальнейшую деятельность. Зачастую, учащиеся, выполнившие свою первую самостоятельную научно-исследовательскую работу, в следующем году представляют заметно более сильные и серьезные доклады. Значительными с точки зрения качества представляемых работ и характера их восприятия является изложение алгоритма представления докладов, представляемые на проводимых в течение года консультациях и пленарном заседании секции «Информатика» НОУ. Этот алгоритм может использоваться при организации научно-исследовательской работы учащихся в школьных научных сообществах, а также может быть адаптирован для проведения научно-исследовательской работы учащихся по другим предметам школьного курса.

Конференция НОУ ориентирована на учащихся старших классов. Возраст участников НОУ составляет обычно 15-18 лет. Однако следует отметить, что за последние годы появилось значительное число учащихся средних классов, в том числе, учащихся 5 классов, что оказало заметное влияние на характер представляемых работ и привело, к сожалению, к увеличению числа работ, носящих реферативный характер. Это объясняется господствующей в школе тенденцией по выработке навыков подбора материала по заданной теме и приобретению учащимися реферативных навыков. Однако следует отметить, что учащиеся, занимающиеся в научном обществе в течение нескольких лет, к выпускному классу приобретают хорошие навыки организации научно-исследовательской деятельности и публичного представления полученных результатов, что, безусловно, облегчает дальнейший процесс обучения и помогает в воспитании активной жизненной позиции.

Деятельность учащихся организуется по подсекциям по нескольким основным направлениям, состав которых может меняться в зависимости от интересов учащихся, выполняющих творческие работы. Традиционно в формате секции предусмотрена подсекция «Системное и прикладное программное обеспечение». Кроме того, в течение нескольких лет доклады были посвящены тематике «Звук, изображение, моделирование», «Обучение и тестирование», «ШеЬ-приложения», «Моделирование и обработка видео и изображений», «ШеЬ-дизайн», «Компьютерная графика и программирование», «ШеЬ-дизайн и мультимедиа».

Рассмотрим результаты работы секции «Информатика» конференции НОУ за 2007-2012 годы [2].

Существенную часть докладов в 2007 году составили доклады подсекции «ШеЬ-дизайн», в работе которой приняли участие 32 учащихся из общего числа в 57 участников.

Участие в работе XXIII конференции в 2008 году принимали 69 учащихся, из которых только один был представителем 9 класса. Все три проводившиеся подсекции характеризовались хорошим явкой участников и высоким уровнем представления докладов.

Год 2009 отличался от предыдущих тем, что впервые в рамках работы секция «Информатика» конференции НОУ проводилась секция для учителей «Принципы преподавания информатики в общеобразовательной школе», в которой приняли участие учителя, осуществлявшие руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся в НОУ.

Участие в работе секции в юбилейном 2010 году приняли 52 учащихся, которые представили 44 доклада. Особенностью этого года стала высокая активность учащихся 11 классов, причем большая их часть заинтересовалось работой подсекции «ШеЬ-дизайн», а единственная представительница 8 класса, которая принимала участие и в работе последующих конференций, представила доклад в подсекции «Системное и прикладное программное обеспечение».

В 2011 году к участию в работе в секции «Информатика» было заявлено 57 докладов. В некоторых случаях произошло изменение темы доклада, часть докладов была перенесена в другие подсекции по причине более точного соответствия тематике. Причиной этого стало то, что аннотации многих докладов не дали полного представления о сути работы, что повлияло на распределение докладов по подсекциям. Следует отметить более высокую по сравнению с предыдущими конференциями активность учащихся 9 классов, число выступлений которых составило почти треть от общего числа представленных докладов.

В текущем, 2012 году, работа велась в рамках подсекций «Системное и прикладное программное обеспечение», «Обучающие шеЬ-ресурсы», «Общие вопросы информатики». К обсуждению было представлено 39 докладов 42 участников, что означает, что в этом году были представлены в основном индивидуальные разработки. При этом следует отметить участие ученицы 5 класса и 2 учеников 8 класса, что говорит о том, что интерес к научному обществу и выполнению индивидуальных творческих работ стал проявляться и в среднем звене школы. Для оценивания представленных работ были выработаны требования, учитывающие как собственные достижения автора, так и его эрудированность в рассматриваемой области, а также качество представления работы и оформления презентации. В числе предъявляемых требований можно назвать:

• использование известных результатов и фактов;

• наличие сведений о разработках в выбранной области;

• формулировка темы и полнота ее раскрытия;

• использование знаний, получаемых вне школьной программы;

• новизна и практическая значимость работы;

• является ли представленный результат самостоятельно разработанным программным обеспечением или рефератом по выбранной теме;

• качество ПО, адекватность выбора среды разработки ПО;

• сложность и оригинальность проекта;

• логика изложения и убедительность рассуждений;

• умение докладчика представлять проект и отвечать на вопросы. При определении лучших работ учитывается также интерес

участников к представленным докладам. Ежегодно лучшие доклады награждаются дипломами I, II и III степени и почетными грамотами, часть докладов-победителей была опубликована. Начиная с этого года, в научном обществе учащихся при ВГУ авторам лучших работ присуждаются именные дипломы. Для секции «Информатика» - это диплом имени к.ф.-м.н. Виталия Евгеньевича Калечица, основателя кафедры математического обеспечения ЭВМ факультета Прикладной математики, информатики и механики.

Для повышения эффективности работы секции «Информатика» и оперативности предоставления информации был реализован сайт секции

[3].

Выводы

Итак, суммируя, можно сказать, что в результате работы над проектами в рамках НОУ учащиеся приобретают следующие навыки:

• формулирования темы научного исследования и определения ее ценности с позиций различных категорий лиц;

• разработки плана работы;

• организации научно-исследовательской работы,

• работы с научной и научно-популярной литературой и фактическими материалами;

• обработки полученных данных;

• ассоциативного, логического и образного мышления;

• индивидуальной или коллективной работы;

• публичного представления результатов своей деятельности;

• творческих и аудитивных навыков;

• участия в дискуссиях;

• уважительного отношения к результатам не только своего интеллектуального труда, но и интеллектуального труда других участников.

Очевидно, что среди перечисленных навыков присутствуют и

обучающие, и воспитательные, и развивающие элементы. Участие в работе НОУ способствует развитию и совершенствованию познавательных интересов, творческой активности, расширению кругозора, развитию познавательной самостоятельности и интереса, как к информатике, так и к другим предметам, имевшим отношение к проведенной научно-исследовательской работе.

Кроме того, нельзя не отметить, что проведение самостоятельной исследовательской работы способствует также развитию и воспитанию различных личностных качеств, таких, как усидчивость, аккуратность, настойчивость, самостоятельность мышления и действия, целеустремленность, индивидуальность и других.

Задачи, решаемые учащимися при подготовке к конференции НОУ, можно охарактеризовать как задачи повышенной трудности, не являющиеся стандартными как по условию, так и по методам решения. Все это требует от учащихся и наличия творческого начала, и предельного внимания, и воли в преодолении трудностей, и способностей к освоению нового материала, выходящего за рамки обычных школьных курсов, и хороших навыков в решении обычных школьных задач. Все в совокупности приводит к тому, что в ряды участников НОУ попадают неординарные, способные ученики. В связи с этим проведение самостоятельной научно-исследовательской работы имеет еще одно немаловажное значение -социально-психологическая адаптация личности учащегося, преодоление некомфортности одаренного ребенка, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений [6]. Многие выпускники НОУ связывают свое дальнейшее обучение с теми направлениями наук, по которым проводили научные исследования и достигли определенных результатов, причем при дальнейшем обучении показывают хорошие результаты при выполнении самостоятельных заданий, курсовых и выпускных квалификационных работ. Замечено, что высокая активность, интерес к исследовательской работе сохраняются и после поступления в высшие учебные заведения. Школьники из НОУ, как правило, становятся активными членами студенческого научного общества, ведут серьезную исследовательскую работу, принимают участие в работе секции «Информатика» конференции НОУ уже в качестве членов комиссии. Некоторые участники НОУ, получив образование, помимо основной профессиональной деятельности, ведут занятия в детских секциях и кружках. Многие участники секции Информатика в дальнейшем добились значительных успехов в научной и профессиональной деятельности.

Литература

1. Односум Л.А. Формирование готовности к самостоятельной творческой деятельности у будущего инженера в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. Калининград, 2006. 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/669 // [Электр. рес.]

http:/ / www.lib.ua-ru.net/diss/cont/307694.html

2. Информация для абитуриентов ВГУ // [Электр. рес.] www.abitur.vsu.ru

3. Крыжановская Ю.А. Секция "Информатика" конференции Научного Общества Учащихся. Разработка сайта секции / Ю.А. Крыжановская, Д.В. Игнатенко // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. науч. тр. VI междунар. науч.-практ. конф. М., 2011. С. 617-621

4. Тувина Л.П., Кадолова Н.В. Проект школьного научного общества учащихся "Поиск". // [Электр. рес.] http://festival.1september.ru/articles/418816/

5. Васильева Н.М. Научно-исследовательская деятельность учащихся в Городском научном обществе (ЦЭОКДЮТиО) // [Электр. рес.] http://kids-vn.ru/op/op-00029.html

6. Шаракова-Рангина Н.П.Программа развития школьного НОУ "Гранит" // [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/571995/

7. Левченко И.В., Карташова Л.И. Компьютер как средство формирования познавательного интереса школьника на уроках информатики // МГПУ в московском и российском образовательном пространстве: Материалы международной научной конференции. Вып. I. М.: МГПУ, 2007. С. 260-265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.