Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся гимназии'

Организация исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низамова Альфия Мунавировна, Нугманова Алсу Саримовна

В статье описан опыт организации деятельности научного общества учащихся в одной из гимназий города Нижнекамска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся гимназии»

Практика организации исследовательской деятельности

I Научные общества учащихся

Низамова

Альфия Мунавировна,

заместитель директора по методической работе, учитель биологии

Нугманова

Алсу Саримовна,

учитель физики, руководитель НОУ МОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче, г. Нижнекамск республики Татарстан

1

Салмина М. С. Организация НОУ (секция «Краеведение» в общеобразовательной школе: из опыта работы МОУ СОШ № 59). - Челябинск, 2000. - С. 4-8.

2

Сидорова Н. Н. Организация экспериментальной работы в гимназии // Методист. 2003. № 1. С. 40-44.

3

Салмина М. С. Организация НОУ (секция «Краеведение» в общеобразовательной школе: из опыта работы МОУ СОШ № 59). Челябинск, 2000. - С. 4-8.

Организация исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся гимназии

В статье описан опыт организации деятельности научного общества учащихся в одной из гимназий города Нижнекамска.

Отмечается, что в последние годы повысился «интерес к поисковой исследовательской деятельности и связан он с требованием времени, с реализацией интересов учащихся в какой-либо области, со стремлением получить качественную подготовку в высшие учебные заведения1».

Исследовательская деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. «Создание ученической исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У учащихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие способности. Исследовательская работа помогает глубже осмыслить другие дисциплины, лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке и овладеть методами исследования: анализа и синтеза, анкетирования, эксперимента»2. Выполнение исследовательских заданий позволяет всесторонне изучить исследуемый объект, приводит к осознанному пониманию единства и общих закономерностей природы. «Учащиеся овладевают исследовательским методом, сущность которого рассматривалась и рассматривается учёными постоянно и состоит в том, что ученик в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности: обдумать проблему, наметить план поиска и подбор литературы, построить гипотезу, определить способ её проверки, проводить наблюдения, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, аргументировано доказывать, писать реферат. Таким образом, достигается самостоятельность мысли учащихся, развиваются творческие способности»3.

Организация исследовательской работы школьников требует применения современных информационных технологий, обеспе-

Организация исследовательской деятельности учащихся гимназии

Низамова Альфия Мунавировна, Нугманова Алсу Саримовна

чивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

Метод исследовательских проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Приобщение детей к исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной. Наряду с практическими исследовательскими навыками учащиеся приобретают коммуникативные, ораторские качества, формируются навыки работы с документами, аккуратность, ответственность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность.

Исследовательская работа обучающихся как самостоятельный вид учебной деятельности осуществляется на всех уровнях образовательной системы в разном объёме в Научном обществе учащихся МОУ «Гимназия № 2» им. Баки Урманче, созданного в 2002 году и насчитывающим к 2007 году 40 учащихся и 10 учителей: физики — А. С. Нугманова, Г. Х. Фаляхова, биологии — А. М. Низамова, математики — Э. И. Кинзябулатова, истории — Л. М. Ахметзянова, татарского языка — Г. З. Нафигуллина, Ф. М. Шаймухамметова, географии — Я. М. Ибрагимова, начальной школы — А. Г. Гараева, Л. Х. Хакимова.

Этапы организации научного общества учащихся:

1 — разработано положение о НОУ, в котором обозначены функциональные обязанности по управлению и по руководству исследовательской работой;

2 — организовано участие в региональных, городских, республиканских, всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.

Приобщение детей к исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.

Практика организации исследовательской деятельности

I Научные общества учащихся

Исследовательская работа обучающихся как самостоятельный вид учебной деятельности осуществляется на всех уровнях образовательной системы в разном объёме в Научном обществе учащихся.

Управление деятельностью НОУ в гимназии организовано следующим образом:

• создан Учёный совет во главе с директором, в который входят заместители директора, руководители методических объединений и школьного НОУ;

• на заседаниях Учёного совета рассматриваются вопросы организации выполнения ученических исследовательских работ, даются рекомендации.

Общее руководство деятельностью НОУ, планирование, организация и контроль выполнения ученических исследовательских работ и применение их результатов в учебно-воспитательном процессе, оказание методической помощи осуществляет заместитель директора по методической работе.

Руководитель школьного НОУ— консультирует учащихся и контролирует этапы написания исследовательской работы, оказывает методическую помощь учащимся при их подготовке к участию в научных конференциях.

Членами школьного НОУ являются учащиеся гимназии с 1 по 11 класс:

1-4 классы — учатся работать с учебной и дополнительной литературой и словарями, знакомятся с критериями оформления исследовательских работ, выбирают тему исследования, например: различные способы выращивания герани, сортоизучение лука, редиса; изучение родословных; а затем совместно с родителями и учителем оформляют результаты исследований в соответствии с критериями, выступают на городской конференции «Я — исследователь», принимают участие в заочных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах;

Организация исследовательской деятельности учащихся гимназии

Низамова Альфия Мунавировна, Нугманова Алсу Саримовна

5-8 классы — совершенствуют навыки работы с литературой, расширяют кругозор, проводят новые исследования или продолжают работу над ранее выбранной темой, принимают участие в «Ломоносовских чтениях» (г. Набережные Челны) и в заочных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах;

9-11 классы — самостоятельно разрабатывают темы, овладевают исследовательским методом, с результатами своих исследований выступают на республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференциях школьников.

Формы работы: исследование, анкетирование, тестирование, изучение специальной литературы и архивных материалов, постановка опытов и проведение эксперимента.

Годичный цикл работы НОУ в гимназии организован следующим образом:

• сентябрь-ноябрь — заседание НОУ, планирование работы, выбор тем исследований с учётом критериев, ознакомление с требованиями к ученической исследовательской работе, закрепление руководителей за определёнными учащимися, накопление и систематизация материала по теме работы, индивидуальные консультации;

• декабрь-февраль — оформление работы согласно требованиям, заседание НОУ по предварительной защите работ, оформление заявок и тезисов на научно-практические конференции, индивидуальные консультации;

• март-май — участие в конференциях, заседание НОУ, составление перспективного плана на следующий учебный год. Ученики добровольно и самостоятельно занимаются исследовательской работой под компетентным и заинтересованным руководством научного руководителя. В гимназии есть компьютерные классы. Руководство гимназии в лице директора материально и морально поддерживает участие в конференциях и поощряет за исследовательскую работу.

Участие учащихся в исследовательской работе повышает их познавательную активность, уровень творческой деятельности во внеурочное время, развивает коммуникативные качества.

Исследовательская работа развивает творческий потенциал каждого педагога, даёт возможность находится в постоянном научном, педагогическом поиске и создаёт профессиональное поле преподавателя, иначе, как отмечал А. Дистервег: «Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». 1ЛП1

^Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается»

А. Дистервег

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.