Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность студентов в профессионально-образовательном пространстве вуза как фактор повышения конкурентоспособности'

Научно-исследовательская деятельность студентов в профессионально-образовательном пространстве вуза как фактор повышения конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITIES / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / COMPETITIVE PERSONALITY / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL IMPACT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PROFESSIONAL-EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы формирования качеств конкурентоспособной личности студента при осуществлении научно-исследовательской деятельности в условиях воздействия профессионально-образовательной среды вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN VOCATIONAL UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS

The article deals with the formation of a competitive identity as a student in the implementation of research activities under the impact of professional and educational environment of the university

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность студентов в профессионально-образовательном пространстве вуза как фактор повышения конкурентоспособности»

УДК 378.147.88

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Максимов Юрий Анатольевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, и.о. заместителя директора по научной работе, к.т.н., к.э.н., доцент, e-mail: maximoff2000@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы формирования качеств конкурентоспособной личности студента при осуществлении научно-исследовательской деятельности в условиях воздействия профессионально-образовательной среды вуза

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность; конкурентоспособность личности; педагогическое воздействие; профессионально-образовательное пространство

STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIES

IN THE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS INCREASE

Maximov Yuriy A.

Russian customs academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Deputy Director on Science, PhD, Аssociate Professor e-mail: maximoff2000@mail.ru

The article deals with the formation of the individual student as a competitive identity in the implementation of research activities under the impact of professional and educational environment of high school

Keywords: research activities; competitive personality; pedagogical impact; professional-educational environmen

Для цитирования: Максимов Ю.А. Научно-исследовательская деятельность студентов в профессионально-образовательном пространстве вуза как фактор повышения конкурентоспособности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 1 (57). С. 123-128.

В условиях становления инновационной экономики, развития общества и государства в целом актуальным представляется вопрос создания системы подготовки квалифицированных, грамотных специалистов в различных отраслях знаний. Наиболее важным институтом формирования конкурентоспособной личности-профессионала является система высшего образования. Не случайно в отечественном высшем образовании продолжается реформирование, наблюдающееся в последние годы, направленное на повышение его конкурентоспособности по сравнению с образованием, получаемым в других странах мира. В соответствии с третьим абзацем пп. «в» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [1] поставлена задача об обеспечении вхождения к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.

В настоящее время в области формирования человеческого потенциала как важной составляющей экономики, то есть сферы, охватывающей не только рынки товаров, капитала, рабочей силы, но и процесс всестороннего развития личности, наблюдается рост глобальной конкуренции. В этих условиях уровень развития «инновационной экономики» определяется в значительной степени качеством подготовки профессиональных кадров, показателем их социальной адаптированности к участию в действующей системе создания валового продукта, конкурентоспособностью.

В современной образовательной среде, в связи с повышением требований к качеству образовательных услуг и направленностью государственной политики в поддержку инновационного развития экономики, большое внимание уделяется формированию компетенций, установленных стандартами обучения. Вместе с тем в учебных планах подготовки отражены указанные в стандарте ФГОС компетенции анали-тико-исследовательской направленности. Выполнение стандартов ВПО третьего поколения

и поколения «три плюс» предполагает формирование определенного уровня профессиональной компетентности, позволяющего выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда, адаптироваться и успешно работать в выбранной сфере деятельности с целью дальнейшего профессионального совершенствования.

В частности, в учебных планах по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (профиль «Финансовый менеджмент») [2] представлены такие компетенции, как:

- ОПК-3: способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия;

- ПК-3: владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;

- ПК-4: умение применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации;

- ПК-5: способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;

- ПК-10: способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций, органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли.

Подобные способности и умения могут быть сформированы не столько в ходе изучения отдельных дисциплин или их совокупности, сколько в процессе научно-исследовательской деятельности, осуществляемой студентами на основе полученных знаний и являющейся

одним из направлений совершенствования качества их профессиональной подготовки.

Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) под руководством преподавателей способствует личностной самореализации молодежи, самоорганизации, развивает творческое мышление. Научно-исследовательская работа студентов в профессионально-образовательном пространстве вуза организуется в различных формах: от самостоятельной работы в ходе проблемного обучения на занятиях (изучение, исследование проблемы) до исследований в период преддипломной практики, предшествующей написанию выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации.

На основе научно-исследовательской деятельности у студентов формируются такие ключевые компетенции, как:

Информационная:

- поиск и сбор информации по проекту (работа со справочной литературой, интернет-ресурсами, первоисточниками в архивах, библиотеках),

- обработка информации,

- передача информации.

Коммуникативная:

- методы устной коммуникации,

- методы письменной коммуникации.

Кооперативная:

- работа в парах и группах,

- исследовательская и проектная работа,

- групповые мини-проекты на занятиях.

Если научно-исследовательская составляющая ППС вуза является одним из показателей его эффективности, то научно-исследовательская работа студентов организуется чаще всего преподавателями в меру профессиональной подготовки. Поскольку научно-исследовательская работа студентов зачастую носит несколько хаотичный характер, очевидна потребность в ее систематизации. Нередко руководство вузов уделяет внимание научно-исследовательской работе студентов по остаточному принципу, за исключением магистрантов, для которых исследовательский компонент обучения зафиксирован в образовательных стандартах и требует особого внимания руководителей магистерских программ. Тем не менее следует использовать системный подход в организации и проведении научно-исследовательской

работы студентов, формировании общей исследовательской культуры.

Применение системного подхода в научно-образовательном процессе определяет и учитывает условия выработки у студентов активной потребности в знаниях, а у профессорско-преподавательского состава - профессиональную готовность к инновациям в педагогической и поэтапной исследовательской работе.

Создание в профессионально-образовательном пространстве вуза системы организации научно-исследовательской деятельности студентов способствует формированию в перспективе конкурентоспособности специалистов на рынке труда, готовности к формированию личного вклада в процесс реализации инновационного подхода к практической профессиональной деятельности. Выполнение научно-исследовательских работ в ходе обучения, под руководством преподавателей, дает возможность не только повысить исследовательский уровень тьюторов, кураторов, но и стимулирует обучающихся к творческой реализации полученных знаний, помогает овладеть методологией проведения научного исследования, приобрести опыт личной организации исследовательского процесса.

Системный подход к научно-исследовательской работе обучающихся, культивируемый в образовательно-профессиональном пространстве вуза, приводит к формированию у студентов осознания необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования. Непосредственное участие студентов в научно-исследовательских проектах позволяет не только достичь успеха в формировании компетенций, указанных в образовательных стандартах, но и способствует созданию у обучающихся системы личных качеств с учетом Я-концепции, а также профессиональных качеств будущих конкурентоспособных специалистов: так называемое погружение в научно-исследовательскую деятельность с помощью НИРС или через студенческие научные сообщества (СНО) порождает стремление студента к познанию, поиску истины, самореализации, раскрытию его субъектности.

В качестве условий формирования в профессионально-образовательном пространстве вуза профессиональной компетентности студентов, то есть фактора повышения

конкурентоспособности через осуществление научно-исследовательской деятельности, выделяют:

1) обеспечение возможности активного участия студентов в научно-исследовательской деятельности, что в настоящее время проблематично в виду отсутствия выделенного финансирования на данное направление подготовки в вузе;

2) осуществление специальной научно-исследовательской подготовки преподавателей и кураторов к субъект-субъектному взаимодействию со студентами в ходе выполнения ими, кафедрами, вузом диссертационных исследований или научно-исследовательских работ;

3) внедрение в образовательный процесс методических рекомендаций для профессорско-преподавательского состава по планированию и осуществлению научно-исследовательской деятельности со студентами.

Реализация названных выше трех направлений в условиях профессионально-образовательного пространства вуза как сложной социально-образовательной системы возможна путем решения следующих задач:

1. Определение условий формирования конкурентоспособной личности и критериев сформированности профессиональной компетентности через научно-исследовательскую деятельность.

2. Разработка и внедрение в процесс вузовского образования модели формирования конкурентоспособности обучающихся через научно-исследовательскую деятельность.

3. Разработка программы профессиональной подготовки с участием профессорско-преподавательского состава и кураторов групп по формированию субъект-субъектных отношений между ними и студентами.

Выполнение того или иного научного исследования подразумевает максимальную степень свободы и творческой инициативы студентов. Преподаватель и куратор определяют лишь общие параметры научно-исследовательского проекта, составляют общую программу исследования и предлагают наиболее оптимальные пути решения поставленной научной цели путем формирования гипотезы исследования. Согласно предлагаемой программы могут формулироваться задачи, в ходе решения которых может быть достигнута поставленная цель. Научные исследования формируют у студентов

навыки применения различных научных методов обработки, анализа материалов исследования, методов принятия решений, их оценки и других.

Основными этапами любого научного исследования являются:

- анализ проблемы,

- постановка цели,

- выбор средств её достижения,

- описание поэтапного достижения поставленной цели,

- осуществление исследовательского процесса путем решения промежуточных задач,

- формирование способов и путей решения проблем, выявленных в ходе исследования,

- оценка полученных результатов и выводов.

Проблема активизации познавательной

деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся остаётся одной из актуальных задач в связи с введением ФГОС нового поколения.

Основными видами научно-исследовательских работ, выполняемых студентами в профессионально-образовательном пространстве вуза, считаются следующие:

1. Участие в предметных олимпиадах;

2. Подготовка научных докладов на научно-практических конференциях и практических занятиях;

3. Выполнение творческих заданий по плану кафедры, содержащих элементы научных исследований;

4. Выполнение научно-исследовательских работ по плану вуза или преподавателя;

5. Написание факультативных рефератов по тематике перспективных исследований вуза;

6. Выполнение научно-исследовательских работ по тематике кафедры в пределах изучаемых предметов исследовательского характера;

7. Выполнение научно-исследовательских работ в период учебных, преддипломных и производственных практик.

Думается, к формам деятельности, которые предопределяют конкурентоспособность студента, следует отнести осуществление научных исследований при выполнении индивидуальных или групповых научно-исследовательских работ, а также подготовку и обнародование в виде статей или докладов результатов своих научных исследований.

Научно-исследовательская работа студентов в вузе может быть достаточно разнообразна

как по своему содержанию и направлениям, так и по формам и методам. НИДС включает в себя два основных элемента: учебно-исследовательскую работу студентов на аудиторных занятиях и научно-исследовательскую работу (НИРС) во внеучебное время.

Для привлечения студентов к активной научно-исследовательской работе необходимо широкое пропагандирование этого вида деятельности с применением информационных ресурсов вуза и социальных сетей. Для внедрения эффективной системы функционирования НИДС следует создать студенческое научное сообщество и адекватные научно-исследовательские базы. В ходе планирования учебной и внеучебной работы важно предусмотреть внесение соответствующих изменений в учебные планы, чтобы НИРС стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим особое значение приобретает система тьюторства, создающая благоприятные условия работы профессорско-преподавательского состава со студентами в сфере НИДС.

Основными этапами работы студентов являются:

1) изучение проблемного вопроса,

2) выбор темы научно-исследовательской работы,

3) подбор литературы,

4) составление содержания,

5) написание и оформление текста,

6) подготовка и оформление приложений и макетов (при необходимости) и презентации,

7) защита выполненной работы.

В подготовке научно-исследовательской работы могут принимать участие как один, так и несколько студентов. Деятельность в составе группы подразумевает разделение обязанностей и прививает студентам необходимый в дальнейшем навык работы в коллективе. В случае группового выполнения исследования на каждом студенте лежит ответственность не только за себя, но и за товарища.

Выбор тематики НИРС под руководством преподавателей в каждом случае индивидуален. Тематика НИРС может предлагаться студентами, которые, естественно, ориентируются на собственные интересы (познавательные, творческие, прикладные), или научным руководителем с учетом актуальности вопроса (на период написания), профессиональных интересов и способностей студентов. После совместного

обсуждения за тем или иным студентом (либо группой студентов) закрепляется определенная тема.

Следующий этап - подбор литературы. В этом случае студенты проявляют самостоятельность в поиске, обращаясь в библиотечный фонд вуза и к интернет-ресурсам. Затем, изучив материал по поставленному вопросу, переходят к этапу составления плана (определения содержания) работы. К этому времени студенты должны хорошо владеть материалом по выбранной теме, что позволит вести с ними конструктивную беседу. Часто студенты выдвигают свои предположения и теории, дают оценку изучаемым явлениям и процессам, предлагают новые пути решения проблемы. При составлении плана НИР обучающиеся обсуждают с научным руководителем основные проблемные вопросы. По итогам обсуждения имеется возможность грамотно составить содержание, соответствующее выбранной теме. Этот этап является наиболее важным, так как при корректно, разумно составленном плане можно успешно и в срок выполнить проект.

Дальнейшая работа заключается в написании текста согласно плану и соответствующей литературе. Основное требование при оформлении текста заключается не в переписывании отдельных глав, а в изложении прочитанного материала своими словами с выводами и комментариями. В этот период студенты обращаются к научному руководителю за консультацией и обсуждают возникшие вопросы. Данный этап наиболее трудоемкий и занимает большую часть времени. Выполнение работы завершается составлением презентации или макета (в зависимости от тематики работы) и защитой в ходе студенческой научно-практической конференции.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что преподавателям необходимо все-таки заниматься научно-исследовательской работой со студентами. Тем более, что даже с учетом всех аспектов требований рынка, информация очень быстро становится несовременной, «устаревает», в том числе и та, которая являлась базовой в период обучения студентов. И если преподаватель не научит студента обучаться самостоятельно, быть пытливым и любознательным исследователем, то всю оставшуюся жизнь студент будет работать с использованием устаревшей информации, чего нельзя допустить.

Научно-исследовательская работа студентов - одно из основных направлений формирования у них конкурентоспособных качеств в условиях профессионально-образовательного пространства вуза. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность студентов способствует становлению будущих профессионалов, реализации полученных в вузе знаний, умений и навыков, позволяющих овладеть методологией их применения, а в ходе научно-исследовательской деятельности - навыков научного поиска, опыта исследований существующих на рабочем месте проблем и поиска путей их решения.

В процессе выполнения научно-исследовательских работ студенты осознают необходимость непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования. При участии в научно-исследовательских проектах у них формируются не только навыки успешного овладения теорией фундаментального образования, но и происходит воспитание специалистов, обладающих высокой профессиональной культурой, способных на значительном уровне решать проблемы в своей трудовой деятельности. Научно-исследовательская работа определяет возможности профессионального развития личности студента в условиях профессионально-образовательного пространства вуза как сложной социально-образовательной системы.

В качестве критериев формирования профессиональной компетентности как конкурентоспособной личности студента через научно-исследовательскую деятельность являются:

1. Обеспечение широкой возможности разнообразного участия студентов в научно-исследовательской деятельности кафедр, научно-исследовательского отдела, вуза.

2. Повышение профессиональной подготовки преподавателей и кураторов к субъект-субъектному взаимодействию со студентами в ходе проведения научно-исследовательской деятельности. Внедрение в образовательный процесс методических рекомендаций по ведению научно-исследовательской деятельности, являющейся основой формирования профессиональных компетенций студентов.

Таким образом, одной из основных целей в образовательных учреждениях, особенно в ходе научно-исследовательской деятельности, должно стать развитие мотивации у студентов

к самостоятельному познанию и творчеству. Важно сформировать у студентов не только профессионально-предметную подготовленность по специальности, но и основу всех направлений профессиональной компетентности в будущем, что в полной мере может быть реализовано в ходе занятий со студентами научно-исследовательской работой.

Процесс формирования профессиональной компетентности студентов через научно-исследовательскую деятельность предполагает качественный переход от функционального уровня к креативному. Разработанные критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности студентов являются компонентами модели формирования профессиональной компетентности через научно-исследовательскую деятельность. Организованная научно-исследовательская деятельность как целостная система - является средством формирования у студентов профессиональной направленности, усвоения ими основ будущей

профессиональной деятельности. Таким образом, процесс формирования профессиональной компетентности студентов в соответствии с указанными в статье педагогическими условиями позволяет определить его индивидуальность с сравнении с уровнем профессиональной пригодности выпускника вуза. Научно-исследовательская деятельность, стимулируя развитие мотивации, знаний и умений студента, способствует формированию его профессиональной компетентности.

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 07.05.2012. № 19. Ст. 2336.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.