Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность студентов как перспективное направление повышения качества высшего образования'

Научно-исследовательская деятельность студентов как перспективное направление повышения качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова А.Г.

В статье рассматриваются проблемы научно-исследовательской деятельности студентов, которые заключаются, прежде всего, в слабой ориентации и отсутствии мотивации. Представлена модель реализации НИДС, обозначены направления решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность студентов как перспективное направление повышения качества высшего образования»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Черникова А.Г.*

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ,

г. Краснодар

В статье рассматриваются проблемы научно-исследовательской деятельности студентов, которые заключаются, прежде всего, в слабой ориентации и отсутствии мотивации. Представлена модель реализации НИДС, обозначены направления решения проблем.

Ключевые слова федеральный государственный образовательный стандарт, научно-исследовательская деятельность, студенты, научно-педагогические работники, качество образования.

В современной системе российского образования, в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС), где на каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов креативное мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда, в образовательном процессе вузов актуализируется развитие научно-исследовательской деятельности студентов.

27 мая 2014 г. президент России подписал перечень поручений, направленных на повышение качества высшего образования в стране. В частности, речь идет о внедрении в деятельность вузов независимой оценки знаний студентов, а также создании внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворённости студентов условиями и результатами обучения. Выделенные направления непосредственным образом отражаются на научно-исследовательской работе студентов, которая определяется ФГОС, как вид профессиональной деятельности субъекта. Следовательно, ее развитие выступает как одно из перспективных направлений повышения качества российского образования.

Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) содействует формированию их готовности к творческой реализации полученных в образовательном заведении знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт и является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных кадров, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи.

* Доцент кафедры Экономики и управления персоналом, кандидат экономических наук.

Однако, как показывает практика, в последние годы в организациях высшего образования НИДС организована не лучшим образом, особенно в рамках направлений бакалавриата: пассивный студенческий контингент, отсутствие мотивации, как самих студентов, так и научно-педагогических работников (НИР). Правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в вузе выполняет ряд функций, которые иллюстрированы рис. 1.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

освоение теоретическими (система научных знаний и фактов) и овладение практическими (методология научного исследования, методики оценки, анализа, экспериментов) знаниями, умениями и навыками

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ усвоение и становление моральных и нравственных норм, взглядов, убеждений, требований, правового самосознания; формирование ответственности, пунктуальности, целеустремленности, волевого саморегулирования, дисциплинарной ответственности, профессиональной этики, признание дресс-кода и т.д.

КОМИЕТЕНТНОСТНАЯ овладение общекультурными и профессиональными компетенциями

РАЗВИВАЮЩАЯ всестороннее развитие личности, творческого и критического мышления, приращение научных знаний, использование креативных способностей и т.д.

АНАЛИТИКО-КОРРЕКТИРУЮЩАЯ связана с ситуативной (осмысление ситуации, координирование и корректирование деятельности в

соответствии с меняющимися условиями) ретроспективной (анализ уже выполненной деятельности) и проспективной (размышления о предстоящей деятельности, ее планирование и прогнозирование возможных результатов) рефлексией

ОРГАНИЗАЦИОННО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ умение организовывать и планировать свою научно-исследовательскую деятельность, владеть библиографическими навыками, работать с литературой и источниками, ориентироваться в массивах информации и выбирать методы их обработки

МОТИВАЦИОННАЯ

убеждение в необходимости учебно-исследовательской деятельности, признание познавательных потребностей, развитие и усиление интереса к научным исследованиям, осознание практической значимости разрабатываемого научного знания, стимулирование самообразования, саморазвития, самоактуализации, желание профессионального становления и развития

Рис. 1. Функции научно-исследовательской деятельности студента в образовательном процессе

Источник: составлено автором.

Структура готовности студентов к НИД включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный - познавательный интерес и

мотивацию исследовательской деятельности; ориентационный - представления о методологии научного исследования и способах НИД; деятельност-ный - владение умениями и навыками НИД; рефлексивный - самооценка и самоанализ собственной НИД, размышления о саморазвитии в научном познании и прогнозировании научных результатов.

Первые два компонента являются формирующими (базовыми), т.е., находятся на «входе» в процесс НИДС, последующие - результатирующие -расположены на «выходе». Таким образом, НИДС выступает как одно из условий и как результат эффективности высшего образования. Проблема как раз и заключается в том, что студенты, обучающиеся по программам бакалавриата, не ориентированы и не мотивированны к научно-исследовательской работе. Упущением является отсутствие в ФГОСах в базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла такой дисциплины как «Методология научного исследования». Возможным выходом из сложившейся ситуации может стать включение указанной дисциплины в ООП бакалавриата в вариативную часть обязательных дисциплин, причем уже на первом курсе и активизация научного руководства студенческими работами НПР путем включения показателя активности в НИРС в аттестацию (рейтинг преподавателя, кафедры, факультета) с отражением данного вида деятельности на стимулирующих надбавках и премиях.

Рассмотрим на рис. 2 в каких формах может реализовываться НИДС на примере НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально -информационных технологий - ИМСИТ» (далее Академия ИМСИТ).

В рамках компетентностного подхода целесообразно выделить научно-исследовательские компетенции (НИК), которые имплицитно присутствуют в ФГОС. Здесь сразу возникает вопрос об объективных показателях НИК. Фактически, по направлениям подготовки бакалавриата, они сводятся лишь к одному: оценкам за курсовые работы и отчетам по практикам, что связано в первую очередь с академической успешностью, а не с самооценкой уровня НИК, принятой студентами. Что касается магистратуры, то на этой ступени список объективных показателей расширяется количеством различных видов научных публикация и степенью участия магистрантов в конференциях разного уровня.

Таким образом, возникает еще одна проблема, которая накладывает отпечаток на мотивацию бакалавров к научным исследованиям: поиск объективных критериев НИК студентов, включающие в себя не только объективно-заданные, но и субъективные (внутриличностные) критерии.

Одним из способов решения данной проблемы может стать введение рейтинговой системы, как например, в Академии ИМСИТ. Оценка знаний осуществляется по 100-балльной шкале, в соответствии с выделенными критериями в картах форм текущего контроля по каждой дисциплине в разрезе по формам обучения.

образовательный процесс

по направлению подготовки 080400.62 «Управление персоналом»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА

Включенная в учебный процесс

Дополняющая учебный процесс

Параллельная с учебным процессом

Учебн о-исследов ательск ая работа

ж:

Научно-исследовательская работа

Учебный план по направлению подготовки 080400.62 Академии ИМСИТ

ж:

Основные направления внеучебной работы студентов в Академии ИМСИТ

Активные и интерактивные формы проведения практических занятий в соответствии с рабочими учебными программами дисциплин профессионального цикла в сочетании с внеаудиторной работой (рефераты, тренинги, кейсы, исследовательские проекты, деловые и ролевые игры и др.)

Реализация п. 7.3 ФГОС

ВИО по направлению подготовки

Издания ИМСИТа

Встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер классы экспертов и специалистов

(г. Краснодар: ООО «АНКОР Рекрутмент», ООО КА «Персонал 911», Торгово-промышленная палата Краснодарского края)

Курсовые работы

«Основы теории управления»

«Управление персоналом организации»

Учебная

Производственная

Научное студенческое общество

Ежегодные конкурсы,

конференции, олимпиады

Дни наук ИМСИТ

Молодежный союз экономистов и финансистов МСЭФ

Краснодарский краевой конкурс «Лучшая научная и творческая работа»

Региональная научно-практическая конференция Молодых ученых «Развитие социально-культурной сферы юга России»

Выпускная квалификационная работа

РЫНОК ТРУДА

Ж

Присвоение квалификации (степени) БАКАЛАВР

МАГИСТРАТУРА

Рис. 2. Модель реализации НИДС в Академии ИМСИТ

Источник: составлено автором.

Максимально студент может набрать 90 из 100 баллов (60 баллов аудиторная и внеаудиторная работа и 30 баллов на экзамене). Согласно положению Академии ИМСИТ премиальные (бонусные) баллы могут составлять до 10 баллов, которые можно использовать, как мотиватор к научно-исследовательской работе.

Что касается результатов НИР, то об этом свидетельствует статистика. На протяжении нескольких лет Академия ИМСИТ занимает стабильное 2 место из 102-х вузов России и тем самым выводит Краснодарский край на 2 место в номинации «За содействие научно-исследовательской работе и активному участию молодежи в Олимпиаде». Так же по результатам МСЭФ в академии лучшее НСО Российских Вузов. Представленная модель реализации НИДС в Академии ИМСИТ способствуют развитию продуктивного мышления студентов, их самостоятельности в учении, стимулирует выдвижение креативных идей.

Важным аспектом является и то, чтобы УИР и НИР развивались не перпендикулярно друг к другу, пересекаясь лишь в одной точке, например в ВКР, а параллельно, двигаясь по одной траектории - приращения научных знаний, исследовательских умений и практических навыков. Вектор такого развития можно задать лишь совместными усилиями организаций высшего образования, государства, бизнеса (работодателей) и, конечно же, самих студентов (потенциальных работников).

Студенты должны быть мотивированы, прежде всего, на образовательный процесс, а затем - на высокие «зарплатные» ожидания.

Образовательные учреждения обязаны иметь все необходимые ресурсы в соответствии с ФГОС: профессорско-преподавательский состав, владеющий современными интерактивными образовательными и научно-исследовательскими технологиями, программно-информационное обеспечение, материально-техническую базу и т.д.

Бизнесу, через представительства кафедр, необходимо принимать участие в составлении учебных планов, предлагать актуальные новые курсы, принимать участие в научных конференциях, круглых столах, оказывать помощь в предоставлении мест студентам-практикантам и т.д. Практика (учебная и производственная) позволяет студентам сравнить полученные теоретические знания с реальной действительностью: в случае их совпадения -формулируются позитивные выводы, в противном случае - возникают вопросы, которые впоследствии могут быть предметом дискуссии или даже научно-исследовательской работы.

Государство должно создать необходимые условия всем вышеперечисленным сторонам для реализации качественного образовательного процесса, выступать координатором и гарантом стабильности. Прежде всего, необходимо создать полную, действенную нормативно-правовую базу, которая на сегодняшний день отсутствует. Еще не сделан первый выпуск бакалавров по ФГОСам (нормативный срок обучения), как в официальном доступе

представлены проекты «новых» ФГОС, с разделением бакалавриата на прикладной и академический, с выделением новых групп компетенций и т.д. Такая нестабильность и быстрота смена стандартов приводит к синдрому профессионального выгорания НИР.

С целью повышения качества высшего образования считаем актуальным включить показатели НИДС в мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования. Такими показателями могут стать: объем НИРС на 1 НИР; удельный вес НПР, участвующих в НИРС за отчетный период в общей численности НИР; удельный вес победителей НИРС за отчетный период в общей численности участников-студентов; количество участников-студентов в НИРС за отчетный период в расчете на 100 студентов. Указанные показатели более целесообразны в рамках мониторинга, нежели такие критерии, как количество иностранных студентов, которые не имеют отношения к учебному процессу и качеству подготовки выпускников или количество квадратных метров на учащегося.

Эффективность НИДС существенно возрастет в случае скоординированных действий в рамках выделенных сторон-участников и тогда, на принципах социального партнерства, возможно, будет достигнут баланс интересов, заключающийся в следующем:

1. для вузов - в рейтинге эффективности, повышения имиджа, привлечения абитуриентов;

2. для бизнеса - в компетентных, квалифицированных кадрах, как специфическом ресурсе;

3. для выпускников - в креативности, вертикальной карьере и финансовых ожиданиях;

4. для государства - в эффективной системе образования, сбалансированном рынке труда и повышении национальной безопасности.

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что участие студента в научно-исследовательской работе является основанием успешной профессиональной деятельности, выступает перспективным направлением повышения качества обучения и воспитания бакалавров, специалистов и магистров, способных критически осмысливать мир и формировать сбалансированный рынок труда с компетентными профессионалами.

Список литературы:

1. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 380-383.

2. Шадчин И.В. Методы оценки уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. -С. 170-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.