Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ПОПЫТКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ'

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ПОПЫТКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
996
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева И. А.

В современном высшем образовании важную роль играет организация такого вида деятельности как научно-исследовательская деятельность студентов. Для рассмотрения процесса становления и развития студенческой науки в педагогических вузах Приволжского федерального округа проводится анализ компонентов понятия «научно-исследовательская деятельность». Отдельно рассматривается каждый словарный компонент и аспекты, требующие анализа, с точки зрения изменений на разных этапах внутри изучаемого хронологического периода (конец 40-х-начало 70-х гг. XX века).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE DEFINITION OF THE CONCEPT “STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITIES”

In modern higher education, the organization of such activities as students’ research activities plays an important role. To consider the process of formation and development of student science in pedagogical universities of the Volga Federal District, an analysis of the components of the concept of "research activity" is being carried out. Each vocabulary component and aspects requiring analysis are separately considered from the point of view of changes at different stages within the studied chronological period (late 40s-early 70s of the XX century). The author presents an analysis of various definitions developed by modern scientists for the concept of "students’ research activities." The following describes the vocabulary components of the concept and the aspects that require analysis. The first component is “activity”. It is considered from the point of view of an active approach in psychology and pedagogy. The founders of this approach are such famous scientists as L.S. Vygotsky, A.N. Leontyev, S.L. Rubinstein, D.B. Elkonin. According to the results of combining several formulas of the concept of "activity", the following components can be distinguished within it: motive, goal, action, tool (means, methods, forms), evaluation of results. The concept of "scientific" provides an understanding of the need to study the component "goal" in terms of the practical orientation of student research, the process of transferring the results of the study to society. In addition, this concept defines such aspects of the study of the motive component as measures to involve students in students’ research activities and the possibility of having a student's personal self-interest motive. From the point of view of the component "assessment of results," the concept of "scientific" requires consideration of the presence of public discussions of research results, as well as the dependence of the assessment of research results on the personality of the student and supervisor. The concept of "research" allows to define aspects of the analysis of the content component, namely, issues such as the choice of research topics, the purpose, object and subject of student research, the research methods used, as well as the division of research into stages and the design of research results. No less important is the concept of "student", which gives the opportunity to analyze the component "goal" from the point of view of the regional features of the organization of students’ research activities in pedagogical universities of the Volga Federal District. From the point of view of the content component, the relationship of students’ research activities with the main educational process, the share of pedagogical research, and non-pedagogical research topics require analysis. In addition, since student science requires specific methods, means, organizational forms, it is these aspects that require analysis from the point of view of the tool component. Thus, a detailed analysis of each vocabulary component of the concept of "students’ research activities" allows us to distinguish aspects that require consideration and comparative analysis at different stages of the studied chronological period.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ПОПЫТКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 2. С. 73-86.

УДК 378.147

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ПОПЫТКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Голубева И. А.

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, Глазов, Россия

E-mail: uvsrgolubevaia@gmail com

В современном высшем образовании важную роль играет организация такого вида деятельности как научно-исследовательская деятельность студентов. Для рассмотрения процесса становления и развития студенческой науки в педагогических вузах Приволжского федерального округа проводится анализ компонентов понятия «научно-исследовательская деятельность». Отдельно рассматривается каждый словарный компонент и аспекты, требующие анализа, с точки зрения изменений на разных этапах внутри изучаемого хронологического периода (конец 40-х-начало 70-х гг. XX века). Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студента, педагогический вуз, деятельность, научный, исследовательский, студент.

ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская деятельность студентов (далее - НИДС) в современном образовании является неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста. Однако на сегодняшний день возникло множество вопросов эффективной организации студенческой науки, которые требуют поиска ответов. Одним из путей анализа существующих проблем может стать обращение к истории становления и развития НИДС.

Объектом нашего исследования является научно-исследовательская деятельность студентов в высшем педагогическом образовании (хронологический период - конец 40-х - начало 70-х гг. XX века, территория - современный Приволжский федеральный округ). В центре формулировки объекта исследования находится понятие «научно-исследовательская деятельность студентов». Понятие это является многокомпонентным, имеет несколько контекстно синонимичных понятий.

Целью статьи является анализ каждого словарного компонента понятия «научно-исследовательская деятельность студента» и выделение аспектов, требующих изучения на каждом этапе изучаемого хронологического периода.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Существует несколько современных определений понятия «научно-исследовательская деятельность студентов». Так, часть исследователей приравнивает НИДС к научно-исследовательской деятельности вуза, не выделяя

73

специфических черт студенческой науки (Н. В. Долгова, О. В. Ибрянова, В. С. Свиридова). О. В. Ибрянова дает следующее определение понятию «НИДС»: «поисковая деятельность научного характера, направленная на объяснение явлений, процессов, установление их связей и отношений, теоретическое и экспериментальное объяснение фактов, выявление закономерностей, посредством научных методов познания, в результате которой субъективный характер «открытий» может приобретать определенную объективную значимость и новизну» [1]. На наш взгляд, данное определение является не совсем точным для НИДС, не отражает специфику студенческой научной деятельности.

Другое определение, в основе которого лежат именно отличительные черты студенческой науки, нам кажется наиболее оправданным. По мнению И. Ю. Даниловой, НИДС имеет особые уникальные характеристики по сравнению с научно-исследовательской деятельностью в целом. Автор отмечает, что в НИДС «неразрывно связана с учебным процессом, нуждами (а, значит, и особенностями) подготовки высококвалифицированных специалистов» [2]. Автор выделяет такую специфическую черту НИДС, как её потенциал в процессе подготовки будущего специалиста.

Как компонент профессионального становления рассматривает НИДС и Е. А. Лисова. По мнению автора, «исследователя в его полном виде на этом этапе профессионального становления еще не существует: его самоопределение может в этой сфере меняться, а роль как исследователя еще четко не дифференцироваться, хотя уже и осознаваться как возможная перспектива» [3]. С нашей точки зрения, данное замечание автора о «незрелости» студента как исследователя и порождает особый интерес к изучению процесса его становления, роли научного руководителя, студенческого сообщества и вуза в этом процессе.

С аксиологической точки зрения рассматривает понятие НИДС О. А. Ненашева. Она дает следующее определение: ««процесс, представляющий динамическую систему, состоящую из логически связанных, вытекающих друг из друга элементов философского, социокультурного, образовательного плана; демонстрирует наличие всех компонентов аксиологического потенциала: когнитивного, эмотивного, мотивационно-деятельностного» [4]. Данное определение кажется нам довольно значимым, так как автор подчеркивает, что НИДС - это процесс, а также указывает, что конкретно способна формировать и развивать в студенте эта деятельность.

По мнению Б. В. Першуткина, научно-исследовательская деятельность студентов «выполняет двуединую функцию: повышения качества их профессиональной подготовки с одной стороны, и отбора талантливой молодежи для будущей научно-педагогической деятельности, с другой» [5]. Интересно, что автор акцентирует внимание на такой функции НИДС, как отбор талантливой молодёжи.

Таким образом, современными учеными используется несколько определений к понятию «научно-исследовательская деятельность студентов» [6]. В основе данных определений лежат разные функции или характеристики НИДС (Рис 1).

74

Рис. 1. Основы определений понятия «научно-исследовательская деятельность студентов.

На наш взгляд, данные определения не исключают друг друга и могут являться дополнением друг для друга, раскрывая все аспекты и функции студенческой науки.

Стоит, однако, отметить, что некая вольность авторов в определениях, включение в определение абсолютно разных компонентов, отсутствие единообразия приводят к возникновению сложностей анализа исследований, посвященных НИДС. Кроме того, разнообразие трактовок зачастую приводит к тому, что смешиваются несколько терминов: научно-исследовательская деятельность студентов, научно-исследовательская работа студентов, учебно-исследовательская деятельность студентов, учебно-исследовательская работа студентов.

Зачастую в документах изучаемого нами периода, да и в современных документах вузов понятия «научно-исследовательская деятельность студентов» (далее - НИДС) и «научно-исследовательская работа студентов» (далее - НИРС) используются параллельно как синонимичные. Если обратиться к современным исследованиям, посвященным студенческой науке, то мы встречаем обе формулировки. Следующим образом могут звучать названия кандидатских и докторских диссертаций: «Формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза» [7], «Совершенствование подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности по педагогическим наукам» [8], «Селективное управление развитием творческого потенциала студентов вуза в системе научно-исследовательской работы» [9], «Многоуровневая модель организации научно-исследовательской работы студентов как средство обеспечения качества образования в вузе» [2]. Понятие «НИРС» и «НИДС» в данных работах используются в одном и том же значении. Причем, это значение включает три основных элемента: 1) обучение студентов элементам

75

исследовательского труда, привитие им умений и навыков этого труда 2) собственно научные исследования, проводимые студентами как под руководством преподавателя, так и самостоятельно 3) научное общение, в котором осуществляется взаимный обмен информацией, опытом и результатами научно-исследовательской деятельности [3].

В нашем исследовании понятие «научно-исследовательская деятельность студентов» используется в этом же значении. Однако, на наш взгляд, использование компонента «деятельность», а не «работа» более логично для объекта нашего исследования, так как студенческая наука в изучаемый период рассматривается нами с позиций деятельностного подхода в педагогике.

Существуют, однако, научные работы, в которых НИРС и НИДС рассматриваются как разные понятия. Так, Т. А. Яркова в системе научно-исследовательской деятельности выделяет [10]:

- УИДС - научно-исследовательскую деятельность, встроенную в учебный процесс. Во множестве работ, в том числе изучаемого периода встречается схожий термин - УИР - учебно-исследовательская работа [11].

- НИДС - научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс.

- НИРС - научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу.

На наш взгляд, автор обозначает довольно тонкую грань между НИРС и НИДС,

которую в реальной работе вуза довольно сложно определить. Однако такая классификация лишь подкрепляет нашу уверенность в использовании понятия «научно-исследовательская деятельность студентов», так как в изучаемый нами период одной из задач этой деятельности было «содействие в работе высшего учебного заведения по повышению качества подготовки специалистов...» [12], т.е. студенческая наука рассматривалась, как деятельность, дополняющая, расширяющая учебный процесс.

Чтобы раскрыть все аспекты понятия «научно-исследовательская деятельность студентов», проведем анализ каждого словарного компонента, можно назвать такой анализ семантическим, а его цель характеристика каждого компонента и выделение аспектов, требующих анализа в рамках выбранного нами хронологического этапа.

На наш взгляд, логичнее всего начать с компонента «деятельность», так как, с точки зрения русского языка, данное слово является основой словосочетания -главным словом, к которому уже посредством различных типов связи присоединяются слова «научно-исследовательский» и «студентов».

Если обратиться к истории термина «деятельность», то применять его начали в XIX веке в немецкой философии. По мнению Гегеля, «деятельность - это процесс реализации цели, превращение идеального в материальное» [13]. На наш взгляд, такое определение, одно из первых для понятия «деятельность», довольно логично для научно-исследовательской деятельности, в которой обязательно ставится цель, достигаемая в процессе исследования.

Понятие «деятельность» более подробно рассматривается в психологии, однако результаты психологических исследований деятельности широко применяются в педагогике.

76

Идея анализа деятельности как метод научной психологии была заложена Л. С. Выготским ещё в 30-х гг. прошлого века. Психологи более позднего периода отмечают, что Выготский внес в советскую и мировую психологию чёткую психологическую концепцию деятельности. Ученый ввёл понятия: «орудие», «орудийная операция», цель и мотив деятельности [14]. Таким образом, деятельность внутри себя содержит несколько основных характеристик, без которых она существовать не может.

Выготский дает такое определение понятию «деятельность» - «функция человека, индивидуального субъекта, наделенного сознанием». Причем, по мнению ученого, вполне допустимо существование коллективного субъекта деятельности [15, опубликовано в 1966]. В случае с НИДС субъектом является студен или группа студентов, реализующие деятельность под научным руководством преподавателя.

Продолжил изучение деятельности и её структуры А. Н. Леонтьев. Учёный считает, что главным признаком деятельности, который может отличить её от другой деятельности - её предмет. Он придает деятельности определенную направленность. А. Н. Леонтьев вводит термин, которым обозначает предмет, -«действительный мотив», подчеркивая тем самым, что в основе любой деятельности лежит мотив. Ученый отмечает, что «действительный мотив» может быть как вещественным, так и идеальным, причем может принадлежать как объекту, так и субъекту деятельности. Главное, что он всегда отвечает какой-то потребности. Основные составляющие деятельности А. Н. Леонтьев называет действия. Действие - это процесс, подчинённый сознательной цели. Т.е. мотив соотносится с деятельностью, а цель с действием [16]. На наш взгляд, данная психологическая концепция довольно логично укладывается в логику изучения научно-исследовательской деятельности студентов на различных исторических этапах.

С. Л. Рубинштейн рассуждал о принципе единства сознания и деятельности как о варианте деятельстного подхода «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» [17]. Такое суждение о деятельности обоснованно используется для педагогической деятельности. Логично такое суждение и при анализе НИДС. Именно оно помогает ставить вопросы: кто он студент, занимающийся НИДС? Какой мотив им движет?

Д. Б. Эльконин таким образом определяет суть деятельностного подхода в обучении: «направление всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества» [18]. Неслучайно в его определении встречается слово «наука». Действительно, в рамках НИДС студент через собственную деятельность усваивает науку, формируя при этом собственные компетенции.

Объединяя формулы деятельности основоположников деятельностного подхода, можно выделить несколько основных компонентов понятия, требующих анализа при рассмотрении научно-исследовательской деятельности студентов:

77

• цель деятельности;

Анализ цели НИДС, прежде всего, предполагает формулировку идеального конечного результата, который эта деятельность предполагала на разных временных этапах изучаемого периода.

• мотив деятельности;

При этом коллективный субъект деятельности (студент, научный руководитель, руководство вуза) может иметь сразу несколько мотивов.

• действия, совершаемые субъектом деятельности;

В НИДС можно обозначить это как содержание деятельности, реализуемое на разных хронологических этапах.

• «орудия» действий;

Под «орудиями» следует понимать методы и средства, формы работы и формы объединений, используемые для реализации научно-исследовательской деятельности студентов.

Среди компонентов деятельности в педагогике принято также выделять такой компонент, как «оценка результатов деятельности». По нашему мнению, этот компонент также должен рассматриваться при анализе НИДС.

Особое значение деятельностный подход имеет и в истории педагогики. Г. Б. Корнетов рассуждает о педагогической деятельности как об одной из исходных категорий педагогики, описывая ранние формы педагогической деятельности [19]. В. Г. Безрогов следующим образом рассуждает о значении деятельностного подхода в истории педагогики: «деятельностный подход <...> вскрывает эволюцию стратегий поведения» [20]. В этом высказывании историка педагогики, интерпретируя его для нашего объекта исследования, можно разглядеть важность рассмотрения изменения целей, мотивов, содержания научно -исследовательской деятельности на разных временных отрезках изучаемого хронологического периода.

Итак, исходя из понятия «деятельность» и особенностей деятельностного подхода в психологии и педагогике, научно-исследовательскую деятельность студентов можно рассматривать как совокупность нескольких компонентов, представленных на схеме (Рис. 2).

Рис. 2. Элементы понятия «деятельность».

78

Наша задача рассмотреть, как изменяются данные компоненты на разных этапах исследуемого периода.

Следующая составляющая понятия НИДС - научно-исследовательская, однако, на наш взгляд, стоит отдельно проанализировать понятия научный и исследовательский.

Обратимся к определениям, данным слову «научный» в толковых словарях русского языка (Таблица 1).

Таблица 1

Определения понятия «научный»

Толковый словарь С. И. Ожегова (1960) 1) Соотносящийся по значению с существительным «наука». 2) Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки [21].

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой (2000) 1. Прилагательное к наука; занятый разработкой вопросов какой-н. науки. 2. Основанный на принципах науки. 3. Соответствующий требованиям науки, истинному понятию о науке [22].

Русский толковый словарь В В. Лопатина (2013) 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: наука,, связанный с ним. 2) Свойственный науке, характерный для нее. 3) Основанный на принципах науки [23].

Таким образом, разные толковые словари дают очень схожие определения, отсылающие нас к понятию «наука» и её принципам.

Одной из самых известных классификаций принципов науки является классификация Р. Мертон. Американский социолог проводил систематические социологические исследования научной деятельности и в 1942 году выделил основные принципы науки [24]:

- универсализм - независимость результатов научной деятельности от личностных характеристик учёного;

- коллективизм - плоды науки должны быть сразу переданы в пользование обществу;

- бескорыстность - человек занимается наукой не для достижения более быстрого или более широкого профессионального признания внутри сообщества;

- организованный скептицизм - в науке всё подвергается критическому анализу.

На наш взгляд, при анализе научно-исследовательской деятельности студентов, допустимо использовать данные принципы в качестве основы для вопросов: Насколько независимы были результаты научной деятельности от личностных качеств студента и его научного руководителя? Как и какие студенты вообще попадали в студенческое научное сообщество? Передавались ли результаты исследований студентов и их научных руководителей для пользования в общество?

79

Абсолютно ли бескорыстно студенты и их научные руководители занимались наукой? Подвергались ли результаты студенческих исследований критическому анализу, каким образом это происходило?

Эти вопросы приобретают особое значение, когда мы говорим о студенческой науке вузов СССР 40-70-х гг. Между строк этих формулировок появляется вопрос: как основные принципы науки видоизменялись при условии организации научной деятельности в вузах СССР под влиянием политических, экономических, социальных факторов.

Если обратиться к нашей схеме, созданной на основе анализа понятия деятельность, то рассмотрение понятия «научный» позволяет добавить к части основных компонентов некие уточняющие вопросы, на которые также предстоит ответить в ходе нашего исследования (Рис. 3).

[ цель

•предполагала лп основная цель НИДС, что её результаты должны быть переданы для пользования обществу?_

( мотив

•могли ли быть у студентов личные корыстные мотивы для занятия наукой?

•каким образом студенты мотивировались учебным заведением на вступление в научное сообщество?

действия = содержание НИДС_

( "орудия"= средства, методы, формы

( оценка результатов

•подвергались .лп результаты научных исследовании студентов о о суждению и критическому анализу?

•могла ли оценка результатов исследования зависеть отличных качеств студента и его научного руководителя?

Рис. 3. Аспекты рассмотрения компонентов «деятельность» и «научный».

При поиске ответов на эти вопросы, важно также учитывать региональные особенности, определять, в чем они проявлялись.

Следующий компонент понятия НИДС - исследовательский. Большинство словарей дает простое определение «относящийся к научному исследованию».

Научное исследование, в свою очередь, объясняется как «процесс выработки новых научных знаний, форма реализации и развития науки, осуществление оценки влияния на объекты разных факторов и наряду с этим изучение взаимодействия между явлениями с целью получения убедительно доказанных и полезных для науки и практики решений» [25]. Из определения видно, что с одной стороны исследование - это процесс, с другой стороны - форма. Так же с НИДС: это одновременно деятельность и форма её организации.

Научное исследование обладает целью, объектом и предметом, может иметь гипотезу. Научное исследование выполняется с помощью каких-либо теоретических

80

или эмпирических методов. Научное исследование в конечном итоге оформляется в некую научную работу по определенной теме. Обычно научное исследование состоит из нескольких этапов [26]. Таким образом, данные характеристики научного исследования позволяют определить ещё ряд вопросов, на которые предстоит ответить (Рис. 4). Эти вопросы относятся к одному из основных элементов, выделенных нами из понятия «деятельность» - действия = содержание НИДС.

Я а

к и

и>

о с ь н а р а

и> н

ы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х э т а п

действия = содержание НИДС

^1. Какую тематику исследований выбирали^ студенты и их научные руководители? От чего зависел их выбор?

2. Какие цели ставились в исследованиях студентов? Что являлось объектом и предметом исследования?

3. Какие методы исследования использовались студентами и их научными руководителями?

4. Из каких этапов/ступеней состояло научное исследование студентов?

5. Каким образом оформлялись результаты исследования?

Рис. 4. Аспекты рассмотрения компонента «исследовательский».

Важно, что все эти вопросы могут иметь разные значения на разных временных этапах исследуемого периода, и важно отследить эти изменения, определить их причины. Кроме того, так как наше исследование является региональным, важно определить, какими особенностями обладали ответы на эти вопросы в зависимости от территории.

Ещё одним компонентом понятия НИДС является слово «студент». В нашей работе студент - это учащийся высшего учебного заведения. Именно принадлежность студента к определенному высшему учебному заведению порождает ещё ряд вопросов, требуемых рассмотрения. Предметом нашего исследования является процесс становления и развития научно-исследовательской деятельности студентов педагогических вузах ПФО в конце 40 - начале 70 гг. XX века. Логично, что все вопросы, определенные прежде касались НИДС, конкретно педагогических вузов.

Часть определений НИДС, в том числе изучаемого периода, определяют студенческую науку как продолжение учебного процесса, поэтому ещё один аспект

81

компонента «содержание», требующий внимания: каким образом соотносится обучение студента и НИДС.

Но если обратиться к компонентам «цель» и «содержание» с точки зрения принадлежности студента к определенному педагогическому вузу, располагающемуся на определенной территории, то появляется ещё несколько важных аспектов или вопросов: Какая доля научных исследований студентов, была посвящена изучению педагогических проблем? Какие ещё проблемы изучались в педагогических вузах? Какие особенности приобретала НИДС в зависимости от территории расположения вуза, например, в национальных республиках?

Кроме того, студенты особая категория обучающихся, которая требует специальных методов, средств и форм работы, которые применялись в организации НИДС. Какие конкретно методы, средства и формы и как они изменялись на разных этапах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подробный анализ всех компонентов понятия «научно -исследовательская деятельность студентов» позволил выделить основные аспекты, требующие изучения, и вопросы, на которые предстоит ответить в рамках исследования.

Основу позволил создать анализ понятия «деятельность» и изучение особенностей деятельностного подхода. На основе изучения этого понятия, были определены основные компоненты НИДС, требующие изучения: цель, мотив, действия=содержание НИДС, «орудия»=средства, методы и организационные формы, оценка результатов.

Конкретизировать аспекты изучения каждого из данных компонентов помог анализ понятий «научный», «исследовательский», «студент».

Понятие «научный» дает понимание о необходимости изучения компонента «цель» с точки зрения практикоориентированности студенческих исследований, процесса передачи результатов исследования обществу. Кроме того, данное понятие определяет такие аспекты изучения компонента «мотив», как меры по вовлечению студентов в НИДС и возможность наличия личного корыстного мотива студента. С точки зрения компонента «оценка результатов», понятие «научный» требует рассмотрения наличия публичных обсуждений результатов исследований, а также зависимости оценки результатов исследования от личности студента и научного руководителя.

Понятие «исследовательский» позволяет определить аспекты анализа компонента «содержание», а именно таких вопросов, как выбор тематики исследований, цели, объекта и предмета студенческих исследований, используемых методов исследования, а также деление исследования на этапы и оформление результатов исследования.

Не менее важным оказывается понятие «студент», дающее возможность анализа компонента «цель» с точки зрения региональных особенностей организации НИДС в педагогических вузах ПФО. С точки зрения компонента «содержание», требует анализа соотношение НИДС с основным образовательным процессом, доля

82

исследований педагогической направленности, непедагогические темы исследований. Кроме того, так как студенческая наука требует специфических методов, средств, организационных форм, то именно эти аспекты требуют анализа с точки зрения компонента «орудие».

Сопоставительный анализ объекта нашего исследования на разных этапах изучаемого хронологического периода [27], исходя из выделенных компонентов, позволит определить факторы, влияющие на данные изменения: социальные, экономические, культурные, политические, научные, педагогические, а также выявить основные тенденции развития теоретических и практических представлений о НИДС в конце 40 - начале 70 гг. XX века в педагогических вузах ПФО.

Список литературы

1. Ибрянова О. В. Подготовка студентов педвуза к научно-исследовательской деятельности в условиях многоуровневой системы высшего образования: дисс. ... канд. пед. наук:13.00.08 / О. В. Ибрянова. - Барнаул: Барнаул. гос. пед. ун-т, 2003. - 203 с.

2. Данилова И. Ю. Многоуровневая модель организации научно-исследовательской работы студентов как средство обеспечения качества образования в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Ю. Данилова. - Москва, 2010 - 174 с.

3. Лисова Е. Н. Мотивационные основы научно-исследовательского компонента профессионального становления студентов-психологов: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Е.Н. Лисова. - Курск, 2008.

- 242 с.

4. Ненашева О. О. Развитие аксиологического потенциала личности студента в научно-исследовательской деятельности: дисс. ... канд. пед. наук:13.00.08 / О. О. Ненашева. - Оренбург, 2010. - 222 с.

5. Першуткин Б. В. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях: дисс. ... канд. эк. Наук: 08.00.05 / Б.В. Першуткин. - Москва: Гос. ун-т упр., 2006. - 175 с.

6. Терехина Д. С. К вопросу об определении сущности научно-исследовательской деятельности студентов / Д. С. Терехина // Вестник ГУУ. - 2012. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-suschnosti-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 12.06.2021).

7. Галлиулина Ф. Ш. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ф. Ш. Галлиулина. - Казань, 2003. - 212 с.

8. Худжамбердиев Ч. Т. Совершенствование подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности по педагогическим наукам: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ч. Т. Худжамбердиев. -Душанбе, 2004. - 313 с.

9. Беняш М. В. Селективное управление развитием творческого потенциала студентов вуза в системе научно-исследовательской работы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / М. В. Беняш. - Белгород, 2012.

- 228 с.

10. Яркова Т. Я. Научные основы организации научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе / Т. Я. Яркова // Педагогика и психология. - Челябинск: Челябинский гос. пед. универ., 2012. - С. 218-219.

11. Цыганкова А. С. Развитие идеи научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы (70-80 гг. XX века) дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. С. Цыганкова. -Хабаровск, 2007. - 212 с.

12. Отчёт о работе СНО Горьковского ГПИ за 1949 год // Центральный архив Нижегородской области, Фонд 2734, опись 8, ед. хр. 193, Л. 6-8.

83

13. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1. Раздел второй. Учение о сущности. Часть C. Действительность. § 142-148 / Г. В. Ф. Гегегль // Энциклопедия философских наук. Т. 1. - М.: Мысль, 1975. - С. 312327.

14. Брушлинский. A. B. С. Л. Рубинштейн - основоположник деятельностного подхода в современной науке / А. В. Брушлинский // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. - М., 1989.

15. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М: Политиздат, 1975. - С. 304.

17. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 101-108.

18. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М: Педагогика, 1989. - С. 560.

19. Корнетов Г. Б. История педагогики: монография / Г.Б. Корнетов. - М.: АСОУ, 2013. - 460 с. (Сер. «Историко-педагогическое знание», Вып. 62).

20. Корнетов Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики. Сборник научных трудов и материалов / Г. Б. Корнетов, В. Г. Безрогов, Н. Б. Баранникова, О. Е. Кошелева, Л. В. Мошкова / Под ред. Г. Б. Корнетова. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2012. - 710 с.

21. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Электронная версия. URL: https://slovarozhegova.ru/. Дата обращения: 20.06.2021.

22. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательны / Т. Ф. Ефремова. -М.: Русский язык, 2000.

23. Лопатин В.В. Толковый словарь современного русского язык/В.В. Лопатин. - М.: Эксмо, 2013. -928 с.

24. Merton R. K. The Institutional Imperatives of Science / R. K. Merton // Sociology of Science / Ed. B. Barnes. - L.: Penguin Books, 1972. - P. 65-79.

25. Лудченко А. А. Основы научных исследований / А. А. Лудченко, Я. А. Лудченко, Т. А. Примак // под ред. А. А. Лудченко. - 2-е изд., стер. - Киев: Знания, 2001. - 113 с.

26. Болдин А. П. Основы научных исследований / А. П. Болдин, В. А. Максимов. - М.: Академия, 2012. - 336 с.

27. Захарищева М. А. Студенческое научное общество: тенденции развития, анализ проблем / М. А. Захарищева, И. А. Голубева // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. - 2019. - С. 36-39. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37740236 (Дата обращения: 05.05.2020).

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE DEFINITION OF THE CONCEPT "STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIES"

Golubeva I. A.

Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko, Glazov, Russian Federation E-mail: uvsrgolubevaia@gmail. com

In modern higher education, the organization of such activities as students' research activities plays an important role. To consider the process of formation and development of student science in pedagogical universities of the Volga Federal District, an analysis of the components of the concept of "research activity" is being carried out. Each vocabulary component and aspects requiring analysis are separately considered from the point of view

84

ronydeea H. A.

of changes at different stages within the studied chronological period (late 40s-early 70s of the XX century). The author presents an analysis of various definitions developed by modern scientists for the concept of "students' research activities." The following describes the vocabulary components of the concept and the aspects that require analysis. The first component is "activity". It is considered from the point of view of an active approach in psychology and pedagogy. The founders of this approach are such famous scientists as L.S. Vygotsky, A.N. Leontyev, S.L. Rubinstein, D.B. Elkonin. According to the results of combining several formulas of the concept of "activity", the following components can be distinguished within it: motive, goal, action, tool (means, methods, forms), evaluation of results. The concept of "scientific" provides an understanding of the need to study the component "goal" in terms of the practical orientation of student research, the process of transferring the results of the study to society. In addition, this concept defines such aspects of the study of the motive component as measures to involve students in students' research activities and the possibility of having a student's personal self-interest motive. From the point of view of the component "assessment of results," the concept of "scientific" requires consideration of the presence of public discussions of research results, as well as the dependence of the assessment of research results on the personality of the student and supervisor. The concept of "research" allows to define aspects of the analysis of the content component, namely, issues such as the choice of research topics, the purpose, object and subject of student research, the research methods used, as well as the division of research into stages and the design of research results. No less important is the concept of "student", which gives the opportunity to analyze the component "goal" from the point of view of the regional features of the organization of students' research activities in pedagogical universities of the Volga Federal District. From the point of view of the content component, the relationship of students' research activities with the main educational process, the share of pedagogical research, and non-pedagogical research topics require analysis. In addition, since student science requires specific methods, means, organizational forms, it is these aspects that require analysis from the point of view of the tool component. Thus, a detailed analysis of each vocabulary component of the concept of "students' research activities" allows us to distinguish aspects that require consideration and comparative analysis at different stages of the studied chronological period.

Keywords: students' research activity, pedagogical university, activity, scientific, research, student.

References

1. Ibryanova O.V., Preparation of students in pedagogical universities for research activities in the conditions of a multi-level system of higher education, Ph. Dissertation (Pedagogics), 203 p. (Barnaul, 2003).

2. Danilova I.Yu. Multilevel model of organization of students' research work as a means of ensuring the quality of education at the university, Ph. Dissertation (Pedagogics), 174 p. (Moscow, 2010).

3. Lisova E.N., Motivational foundations of the scientific and research component of the professional formation of student psychologists, Ph. Dissertation (Psychology), 242 p. (Kursk, 2008).

4. Nenasheva O.O., Developing the axiological potential of the student's personality in research activities, Ph. Dissertation (Pedagogics), 222 p. (Orenburg, 2010).

85

5. Pershutkin B.V., Intensification of students'research activities of in higher educational institutions , Ph. Dissertation (Economy), 175 p. (Moscow, 2006).

6. Terekhina D.S., On the question of determining the essence of scientific research activities of students, Bulletin of the GUU, 4 (2012). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-ob-opredelenii-suschnosti-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov (accessed : 12.06.2021).

7. Galliulina F.S., Formation of research skills among students of a pedagogical university, Ph. Dissertation (Pedagogics), 212 p. (Kazan, 2003).

8. Khujamberdiyev C.T., Improving the preparation of students for research activities in pedagogical sciences, Ph. Dissertation (Pedagogics), 313 p. (Dushanbe, 2004).

9. Benyash M.V., Selective management of the development of the creative potential of university students in the system of research work, Ph. Dissertation (Pedagogics), 228 p. (Belgorod, 2012).

10. Yarkova T.Ya., The scientific foundations of the organization of research activities of students at a pedagogical university, Pedagogy and psychology, 218 p. (2012).

11. Tsygankova A.S., Development of the idea of research work of students in the domestic didactics of higher education (70-80 years of the XX century), Ph. Dissertation (Pedagogics), 212 p. (Khabarovsk, 2007).

12. Report on the work of the students' science society of the Gorky State Pedagogical Institute for 1949, Central Archive of the Nizhny Novgorod Region, coll. 8, fol. 193, p. 6-8.

13. Hegel G.W.F., The science of logic. Encyclopedia of Philosophical Sciences, 1, 312 (1975).

14. Brushlinsky A.B., S.L. Rubinstein is the founder of an active approach in modern science, 125 p. (Moscow, 1989).

15. Vygotsky L.S., Pedagogical psychology, 234 p. (Pedagogy, Moscow, 1991).

16. Leontiev A.N., Activity. Consciousness. Personality, 304 p. (Politizdat, Moscow, 1975).

17. Rubinstein S.L., The principle of creative amateur activity, Questions of psychology, 4, 101 (1986).

18. Elkonin D.B., Selected psychological works, 356 p. (Pedagogy, Moscow, 1989).

19. Kornetov G.B., History of pedagogy: monograph, 345 p. (ASOU, Moscow, 2013).

20. Kornetov G.B., Bezrogov V.G., Barannikova N.B., Kosheleva O.E., Moshkova L.V., Historical and pedagogical knowledge in the context of pedagogical theory and practice. Collection of scientific works and materials, 234 p. (fSNU ITIP RAO, IET Publishing Center, Moscow, 2012).

21. Ozhegov S.I., Interpretive Dictionary of the Russian Language URL: https://slovarozhegova.ru/ (accessed: 12.06.2021).

22. Efremova T.F., The new dictionary of the Russian language. Interpretive-word formation, 237 p. (Russian, Moscow, 2000).

23. Lopatin V.V., An interpretive dictionary of the modern Russian language, 348 p. (Eksmo, Moscow, 2013).

24. Merton R.K., The Institutional Imperatives of Science, 65 p. (Penguin Books, London, 1972).

25. Ludchenko A.A., Fundamentals of scientific research, 113 p. (Znanie, Kiev, 2001).

26. Boldin A.P., Fundamentals of scientific research, 234 p. (Academy, Moscow, 2012).

27. Zakharishcheva M.A., Golubeva I.A., Student Scientific Society: development trends, problem analysis, Pedagogy and psychology in the 21st century, p. 36 (2019).

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.