Д. С. Терехина
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
TO THE PROBLEM OF DETERMINATION OF STUDENTS' SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY ESSENCE.
Аннотация. В статье представлены подходы к определению сущности научно-исследовательской деятельности студентов, ее отличие от научно-исследовательской деятельности в целом, подходы к классификации научно-исследовательской деятельности студентов. Сущность научно-исследовательской деятельности студентов рассмотрена с позиции разных наук - педагогики, психологии, социологии, менеджмента, экономики.
Abstract. The article introduces approaches determining the essence of students' scientific research activity, its difference from scientific research in general and approaches to classification of students' scientific research activity. The essence of students' scientific research activity is reflected in different sciences - pedagogy, psychology, sociology, management, and economics.
Ключевые слова. Научно-исследовательская деятельность студентов, вуз, студент.
Keywords. Students' scientific research activity, University, student.
При построении новой инновационной экономики, основанной на знаниях, научно-исследовательская деятельность (НИД) в целом и научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) в частности, должны играть первостепенную роль. При этом отправной точкой в принятии решений о развитии научно-исследовательской деятельности студентов является понимание сущности НИДС, а также ее принципиальных отличий от научной деятельности в целом.
Научно-исследовательская деятельность вуза как одна из важнейших составляющих его работы является предметом исследовательского интереса представителей различных научных направлений, поскольку представляет собой «сочетание фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по широкому спектру направлений с интенсивным использованием достижений в учебном процессе, представляется в виде интегрированного комплекса усилий вузовских коллективов» [12, с.198].
В педагогике предметом изучения являются методы, способы и механизмы передачи и усвоения основных навыков научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки специалиста с высшим образованием. В менеджменте внимание ученых сосредоточено на методах и формах организации оптимального взаимодействия управляющей и управляемой подсистем в целях регулирования процесса работы исследовательских коллективов вуза, создания и коммерциализации инновационного продукта. В социальной психологии глубоко изучается логика творческого мышления и специфика психологических взаимодействий в процессе научной деятельности. С позиции социологии управления научно-исследовательская деятельность рассматривается как процесс социального взаимодействия участников НИД с целью достижения социально и личностно значимых результатов в научной сфере.
Профессиональная направленность интереса ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам, отражена в их представлениях о сущности научно-исследовательской (исследовательской) деятельности.
© Терехина Д.С., 2012
По определению статьи 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года №127-ФЗ. «О науке и государственной научно-технической политике» научно-
исследовательская деятельность (научная деятельность) определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний [1].
Подход к научно-исследовательской деятельности, изложенный в федеральном законе, многие исследователи применяют и к научно-исследовательской деятельности студентов, не выделяя ее специфики (например, Н.В. Долгова, О.В. Ибрянова, В.С. Свиридова). Так, О.В. Ибрянова под научно-исследовательской деятельностью студентов понимает «поисковую деятельность научного характера, направленную на объяснение явлений, процессов, установление их связей и отношений, теоретическое и экспериментальное объяснение фактов, выявление закономерностей, посредством научных методов познания, в результате которой субъективный характер «открытий» может приобретать определенную объективную значимость и новизну» [4, с.24-25].
Другой подход представлен в работах ученых, выделяющих в качестве центрального объекта исследования именно специфику научно-исследовательской деятельности студентов по отношению к научно-исследовательской деятельности в целом. Как отмечает И.Ю. Данилова, «в высшей школе специфика научного труда заключается в том, что он неразрывно связан с учебным процессом, нуждами (а, значит, и особенностями) подготовки высококвалифицированных
специалистов» [2, с.27]. Следовательно, научная деятельность в вузе (а тем более -научно-исследовательская деятельность студентов) имеет уникальные черты, отличающие ее от научной деятельности в целом.
О.А. Ненашева представляет научно-исследовательскую деятельность в вузе с точки зрения ценностного потенциала - как «процесс, представляющий динамическую систему, состоящую из логически связанных, вытекающих друг из друга элементов философского, социокультурного, образовательного плана; демонстрирует наличие всех компонентов аксиологического потенциала: когнитивного, эмотивного, мотивационно-деятельностного... Посредством научно-исследовательской
деятельности личность ориентируется на социально и личностно значимые ценности: зрелость, ответственность, самостоятельность, происходит расширение пространства жизнедеятельности, следовательно, широкий диапазон взаимодействия потребностей и ценностей, свобода выбора, оценки, проекции» [9, с.58].
Е.А. Лисова рассматривает научно-исследовательскую деятельность как компонент профессионального становления студентов. По мнению автора, «исследователя в его полном виде на этом этапе профессионального становления еще не существует: его самоопределение может в этой сфере меняться, а роль как исследователя еще четко не дифференцироваться, хотя уже и осознаваться как возможная перспектива» [7, с.21]. О.Н. Кандерова считает, что научно-исследовательская деятельность - это не только творческая деятельность исследователя, но и принятие управленческих и иных решений на самых разных уровнях [5, с.25]. Е.А. Гуськова, изучая психологические условия реализации творческого потенциала студентов в учебно-воспитательном процессе вуза, говорит о научно-исследовательском потенциале студента как о творческом потенциале и рассматривает условия для его раскрытия.
Об особенностях НИД студентов, важных для определения сущности данной деятельности, пишут О.И. Логашенко, Т. Л. Шапошникова и Е.А. Лисова. Авторы выделяют следующие компоненты НИДС:
1) обучение студентов исследовательскому труду, привитие им умений и навыков этого труда;
2) собственные научные исследования, осуществляемые как под руководством научного руководителя, так и самостоятельно;
3) научное общение, в котором осуществляется взаимный обмен информацией, опытом и результатами научно-исследовательской деятельности, чувствами, интересами, установками и ценностными ориентациями. При этом научное общение классифицируется по субъектам: 1) научное общение студента с научным руководителем; 2) научное общение студента с преподавателем; 3) научное общение студентов друг с другом [7, с.26-28]. Таким образом, авторы подчеркивают значимость социального взаимодействия для НИДС. На наш взгляд, научное общение между студентами и другими субъектами образовательного процесса, осуществляемое как на
формальном, так и на неформальном уровне, лежит в основе НИДС.
По мнению Б.В. Першуткина, научно-исследовательская деятельность студентов «выполняет двуединую функцию: повышения качества их профессиональной подготовки с одной стороны, и отбора талантливой молодежи для будущей научно-педагогической деятельности, с другой» [11, с.37]. О.В. Ибрянова отмечает, что результатами научно-исследовательской деятельности студентов являются не только новые знания, но и исследовательская компетентность.
Таким образом, НИДС в трудах исследователей рассматривается со следующих позиций:
1. как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний;
2. как компонент профессионального становления студентов; неразрывно связанный с учебным процессом, нуждами (а значит, и особенностями) подготовки высококвалифицированных специалистов;
3. как этап подготовки к исследовательской деятельности;
4. как процесс, представляющий динамическую систему, состоящую из логически связанных, вытекающих друг из друга элементов философского, социокультурного, образовательного плана;
5. как творческая деятельность исследователя;
6. как принятие управленческих и иных решений на самых разных уровнях.
Опираясь на представленные научные подходы к изучению специфики научно-
исследовательской деятельности студентов, можно отметить, что большинство исследователей считают ее основополагающим компонентом на этапе вузовского обучения освоение студентами принципов, приемов и методов научно-исследовательской работы.
На наш взгляд, для подходов к научно-исследовательской деятельности студентов будут иллюстративны схемы инновационного организационного управления, предложенные Д. А. Новиковым и А. А. Иващенко [10, с.108] (Рис. 1 и Рис. 2).
Рис. 1. Структура научно-исследовательской деятельности согласно ФЗ
Рис. 2. Структура научно-исследовательской деятельности как процесс становления
исследователя
Соответственно первой схеме, предмет деятельности (в нашем случае - научно-исследовательская работа над созданием конкретного проекта) под воздействием субъекта деятельности - студента - переходит из начального состояния в конечное состояние. При этом сам субъект деятельности остается неизменным. Эта схема иллюстративна для подхода, рассматривающего научно-исследовательскую деятельность студента, главным образом, как деятельность, направленную на получение и применение новых знаний. По нашему мнению, более приемлем второй подход, (Рис. 2), отражающий не только переход предмета деятельности из начального состояния в конечное состояние под воздействием субъекта деятельности (студента), но и самого субъекта деятельности, приобретающего новые знания, умения и навыки в рамках работы над проектом. На наш взгляд, именно в становлении студента как исследователя заключается основное назначение НИДС.
Существенным представляется классификация НИДС. Так, О.И. Логашенко и Т. Л. Шапошникова разделяют научную деятельность студентов на учебную и внеучебную. Сторонниками этого подхода также являются, например, И.Ю. Данилова, И.А. Зимняя и другие. И.А. Зимняя подразделяет НИДС на исследовательскую деятельность, включенную в учебный процесс, с предусмотренными формами ее выполнения (эссе, реферат, курсовая, квалификационная работа) и исследовательскую деятельность студентов, проводимую по собственной инициативе [3, с.8]:
1) в стенах вуза в форме учебно-исследовательской работы студентов, студенческих научных обществ и др.;
2) в других учреждениях, предприятиях, фирмах и фиксируемую в докладах, научных сообщениях, публикациях, патентах.
Однако наиболее часто в работах исследователей НИДС используется классификация, предложенная В.В. Балашовым [8]. Как пишет ученый, студенческая научная деятельность может быть условно разделена на три категории.
1. Научно-исследовательская деятельность, встроенная в учебный процесс. Это работы, которые включены в учебные планы и программы обучения, и выполняются в обязательном порядке. К НИДС, встроенной в учебный процесс, относится выполнение учебных заданий с элементами НИР под методическим руководством преподавателей. К НИДС, встроенной в учебный процесс, относятся также умение подготовить аннотации, рефераты, эссе, посредством составления которых развивается эрудиция студентов, их умение самостоятельно анализировать, систематизировать и обобщать научную информацию.
2. К научно-исследовательской деятельности, дополняющей учебный процесс, относится научная деятельность, осуществляемая вне рамок учебных программ и планов обучения.
3. Научно-исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу. Главная форма этого вида НИДС - участие в научных исследованиях, включенных в
планы НИР вуза. Такая деятельность предполагает участие студентов в научных работах, выполняемых на кафедрах преподавателями в пределах их основного рабочего времени или в научно-исследовательских подразделениях вузов - НИЧ или НИС, а также в НИИ вузов.
С принятием Федерального закона от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», деятельность студентов в созданных хозяйственных обществах, занятых разработкой и внедрением инновационной продукции, можно также отнести к НИДС, параллельной учебному процессу.
Таким образом, нами были рассмотрены подходы к определению сущности и к классификации научно-исследовательской деятельности студентов с позиции разных наук - педагогики, психологии, социологии, менеджмента, экономики.
На основании изложенного можно предложить определение научно-исследовательской деятельности студентов как систематической познавательной деятельности, осуществляемой, как правило, под научным руководством преподавателя, в ходе которой происходит обучение студента методологии и основным приемам научного познания. Получение и применение новых знаний в ходе данной деятельности имеет как объективно, так и субъективно значимый характер.
Изучение вопросов, связанных с определением сущности научно-исследовательской деятельности студентов, и актуально при принятии решений, направленных на развитие научной сферы страны в целом. В этом ключе целесообразно продолжать исследование данного вопроса.
Литература
1. Федеральный закон №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.07.1996.
2. Данилова И.Ю. Многоуровневая модель организации научно-исследовательской работы студентов как средство обеспечения качества образования в вузе: дисс. ... канд. пед. наук. - М.: Федер. ин-т развития образования, 2010.
3. Зимняя И. А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск-Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Удмуртский гос ун-т, 2001.
4. Ибрянова О.В. Подготовка студентов педвуза к научно-исследовательской деятельности в условиях многоуровневой системы высшего образования: дисс. ... канд. пед. наук. - Барнаул: Барнаул. гос. пед. ун-т, 2003.
5. Кандерова О.Н. Подготовка к научно-исследовательской деятельности в условиях взаимодействия «профильная школа-вуз»: дисс. ... канд. пед. наук. - Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2005.
6. Куклина Е.Н. Проблемно-рефлексивный подход к построению процесса формирования опыта исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - Сочи: Соч. гос. ун-т туризма и курорт. дела, 2004.
7. Лисова Е.Н. Мотивационные основы научно-исследовательского компонента профессионального становления студентов-психологов: дисс. ... канд.псих.наук. - Курск: Кур. гос. ун-т, 2008.
8. Научно-исследовательская деятельность студентов как элемент системы воспроизводства научных кадров в высшей школе / Под ред. В.В. Балашова. - М.: Изд. центр ГУУ, 2009.
9. Ненашева О. О. Развитие аксиологического потенциала личности студента в научно-исследовательской деятельности. - Бузулук: БГТИ (филиал), Оренбургский гос ун-т. - ОГУ, 2010.
10. Новиков Д.А., Иващенко А.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием предприятия. - М.: Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова, 2006.
11. Першуткин Б.В. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях: дисс. ... канд. эк. наук. - Москва: Гос. ун-т
упр., 2006.
12. Скифский С.В. Социокультурные факторы проектирования аттракттивной среды интеллектуального творчества в вузе: дисс. ... докт. социол. наук. - Тюмень: Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т, 2007.