УДК 378
ЕА. Выходцева УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОМУ. Гусева ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Н.Г. Малышкин В ВУЗЕ
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов организации вузовской науки в соответствии современной концепцией университетского образования и переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов. Рассматриваются особенности планирования и организации научно-исследовательской деятельности на уровне структурных подразделений — институтов университета, профессорско-преподавательского состава кафедр университета, аспирантов и студентов вуза. Подробно рассмотрены организационно-методические аспекты управления научно-исследовательской деятельностью студентов.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, планирование и организация научных исследований, высшее учебное заведение, научно-исследовательская деятельность студентов, мотивация исследовательской деятельности.
Elena Vykhodtseva Maria Guseva Nikolay Malyshkin
MANAGEMENT OF RESEARCH ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Annotation. Article is devoted to consideration of questions of the organization of high school science in compliance by the modern concept of university education and transition to two-level system of training of specialists. Features of planning and the organization of research activity at the level of structural divisions — institutes of university, the faculty of chairs of university, graduate students and students of higher education institution are considered. Organizational and methodical aspects of management of research activity of students are in detail considered.
Keywords: research activity, planning and organization of scientific researches, higher educational institution, research activity of students, motivation of research activity.
Современная реформа высшей школы предполагает, что в рамках новой концепции университетского образования и системы оценки показателей эффективности работы вузов одним из определяющих факторов конкурентоспособности высших учебных заведений становится активизация научно-исследовательской деятельности как научно-педагогических работников, так и студентов.
Университетская образовательная система, в основе которой лежали в течение многих десятков лет трансляция знаний, подвержена изменениям в значительной степени. Этому способствует переход к двухуровневой подготовке бакалавров и магистров. Технический прогресс и социальные изменения создали потребность в новом образовании, которая должна помочь специалисту реализовать свои потенциальные возможности, научиться ответственности, стать настоящим профессионалом. Одним из самых актуальных вопросов высшей школы является проблема качества образования. В настоящее время уже нельзя ограничиваться понятием «знания, умения, навыки». С целью повышения качества образования как фактора обеспечения конкурентоспособности в университете развивается метод компетентностного образования.
Уровень развития и организации научной деятельности в вузе во многом определяет степень интеграции науки и реального сектора экономики, формы этого взаимодействия, влияет на компе-тентностные характеристики и, в конечном счете, на уровень востребованности выпускников вуза.
© Выходцева Е.А., Гусева М.Н., Малышкин Н.Г., 2015
130
При этом акцент в образовании студентов переносится с потребления знаний на формирование независимого инициативного типа мышления, развитие творческого научного потенциала будущего выпускника. Это связано с тем, что в процессе самостоятельной научной работы студент в гораздо большей степени, чем в процессе обучения, сталкивается с различными сторонами реальности, пытается выявлять научные проблемы, определять пути их решения и направления развития исследуемых социально-экономических систем. Можно утверждать, что научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) активизирует другие внеаудиторные формы активности, расширяет спектр различных видов самостоятельной работы студента.
Это обусловливает необходимость создания условий развития уровня научно-исследовательской деятельности в вузе: повышения качества подготовки научных кадров, уровня проводимых научно-технических мероприятий, накапливания научно-исследовательского потенциала вуза путем закрепления молодых перспективных кадров из числа студентов и аспирантов, актуализации и коммерциализации результатов научной деятельности, активного участия в научно-исследовательских программах и грантах на межвузовском, муниципальном, региональном, федеральном и международных уровнях и пр.
Следует отметить, что результаты научных исследований и разработок, проводимых на кафедрах вуза, в конечном счете, преобразуются в учебно-методические материалы и внедряются в образовательный процесс, таким образом, являясь непременным условием повышения эффективности ведения обучения и качества подготовки бакалавров, магистров, аспирантов.
Таким образом, эффективное управление научно-исследовательской деятельностью становится приоритетной задачей руководства вуза на всех уровнях управления и включает в себя планирование, организацию, контроль, координацию и активизацию научных исследований:
— университета в целом;
— структурных подразделений - институтов университета;
— профессорско-преподавательского состава кафедр университета;
— аспирантов и студентов вуза [3].
Управление научной деятельностью кафедры включает в себя следующие направления:
— планирование научно-исследовательской деятельности ППС кафедры и составления планов научно-исследовательских работ (НИР);
— подготовку, заключение и исполнение хозяйственных договоров на выполнение НИР;
— подготовку научных статей, монографий, полнотекстовых докладов и их публикация в официальных изданиях;
— организацию и проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, форумов, выставок, конкурсов по профилю деятельности кафедры;
— участие в научно-исследовательских программах, конкурсах, грантах
— участие в научно-технических мероприятиях, проводимых в стране и за рубежом;
— участие в диссертационных советах;
— планирование и организацию НИДС;
— планирование и организацию работы аспирантов;
— подготовку научно-педагогических кадров в рамках магистерских программ обучения и программы аспирантуры;
— использование результатов НИР в образовательном процессе;
— ведение научно-методической работы.
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры предполагает создание творческих коллективов (команд) из числа сотрудников кафедры и привлекаемых участников, как из дру гих подразделений вуза, так и со стороны. Наиболее эффективны команды, в которых участвуют не только преподаватели, но и аспиранты и студенты.
Не следует забывать, что основная функция руководителя, как кафедры, так и отдельных научно-исследовательских работ - интегративная. Поэтому умение делегировать полномочия, разгружая себя для выполнения тех работ, которые находятся в исключительной компетенции высококвалифицированного сотрудника - становится одним из основных признаков эффективного управления. Для анализа проблем, сбора необходимой информации, обработки данных, проведения полевых исследований можно привлекать активные группы студентов и аспирантов.
Кроме того, следует формулировать правила эффективной организации труда научно -исследовательского коллектива:
— при распределении работы внутри команды нужно по возможности учитывать личные особенности, предпочтения, опыт и способности каждого участника, это ведет к повышению интереса и активности работников, удовлетворенности работой и повышенной отдаче;
— командная деятельность - это уникальная возможность обучения сотрудников, получения знаний, опыта, навыков от более квалифицированных работников. Поэтому, формируя рабочие группы, распределяя задания, руководитель НИР должен учитывать то, что каждая управленческая задача состоит как из «квалифицированной» части, требующей специальных знаний, творческой деятельности, принятия решений, так и из «технической» части. Поэтому для сбора и обработки информации, анализа проблем, оформления, обработки данных, проведения полевых исследований, передачи принятых решений можно привлекать активные группы студентов и аспирантов;
— поддержка и защита сотрудников команды, искренний интерес, внимание и участие помогает наладить эффективные рабочие взаимоотношения в команде. Однако, излишний патернализм, опека, подробные указания и стремление давать советы по всем проблемам могут привести к тому, что руководитель будет играть роль духовного отца и личного врача подчиненных и на давать развиваться инициативе и самостоятельности;
— поддерживая дружеские, равноправные отношения с сотрудниками, нормальный рабочий климат внутри команды нужно осознавать недопустимость фаворитизма и фамильярных отношений, сохранять грань, отделяющую руководителя от остальных членов команды. Пренебрежение этим правилом ведет к снижению дисциплины, нарушению субординации, сроков и качества выполнения научно-исследовательских работ, расхлябанности и демагогии;
— особое внимание следует уделять поощрению успехов, как личных, так и командных. Незамедлительное и адекватное признание заслуг стимулирует дальнейший успех команды;
— для общего успеха научно-исследовательской деятельности, и применения наиболее передовых методов при решении выявленных проблем важна поддержка нестандартных подходов, творческих решений, инакомыслия и альтернативных точек зрения. Члены команды должны быть уверены, что руководитель открыт для обсуждения проблем, возникающих в проекте, и любое их предложение будет лояльно, компетентно и внимательно рассмотрено. Это правило должно подкрепляться признанием права на ошибку сотрудника (но не команды!), терпимости к неудачам, возможным при принятии рисковых, нестандартных, экспериментальных решений.
Особое внимание при управлении научной деятельности в вузе уделяется организации магистерских научных исследований. Компетентностный подход к подготовке магистров предполагает не усвоение магистром отдельных знаний и умений, а овладение ими в комплексе, т.е. формирование системного мышления, развитие таких способностей как обучаемость, интеллект и креативность. Предпринята попытка сформировать модель элитного специалиста (магистра). Под моделью специалиста в широком смысле мы понимаем профессиональные, социально-психологические, креативные и личные качества специалиста, определяющие его способность трудиться в условиях рыночных отношений, добиваясь результатов, адекватных требованиям общественного и научно-технического прогресса. Среди множества направлений совершенствование системы магистерской подготовки одно из самых приоритетных - отыскание и обучение талантливых, одаренных студентов, с высоким
научным потенциалом и развитыми креативными качествами. Программы магистерской подготовки, включают следующие типы образовательных блоков: традиционное и профессиональное образование, научная и педагогическая деятельность. Хотя трансляционная форма преподнесения учебного материала необходима и неизбежна в магистерской подготовке, именно научная и педагогическая деятельность определяет рождение активного стиля познания, когда студент самостоятельно обретает новые знания и решения, которые, в конечном счете, явятся доказательством его потенциала.
Магистерская подготовка требует выполнения научной экспериментальной работы большого объема, а это значит, что необходимо магистру не только понимать процесс, но применять научные методы исследования, уметь интерпретировать полученные научные результаты. Кроме того, магистр должен показать практическую значимость работы. Таким образом, траектория подготовки магистра идет от научной идеи к научному эксперименту и до практической значимости научно-исследовательской работы. Задача подготовки магистров заключается в том, чтобы придать магистру устойчивый характер способностей:
— на уровне проектирования замысла - сформировать творческую задачу, увидеть проблему;
— на уровне осуществления замысла - обрести способность решить проблемную научную задачу, выработать научные критерии оценки и проанализировать варианты решения;
— на уровне окончательного решения - рационально организовать научную деятельность по достижению поставленной цели.
Как любой другой деятельностью, научно-исследовательской работой студентов необходимо комплексно управлять.
Под планированием научно-исследовательской деятельности студентов понимается:
— разработка нормативных показателей участия студентов в научной деятельности вуза;
— определение перспективных направлений научно-исследовательской деятельности и конкретной тематики научно-исследовательской деятельности кафедры, в выполнение которой рекомендуется вовлекать студентов;
— разработка плана научно-исследовательских работ студентов по структурным подразделениям (кафедрам) вуза;
— планирование индивидуальных занятий студентов, ведения научных секций, кружков, проведение конкурсов научных работ по кафедральной тематике НИР;
— планирование активизации участия студентов в научной деятельности вуза на основе мониторинга конкурсов и грантов на НИДС.
Под организацией НИДС студентов понимается система мероприятий, охватывающих деятельность всех подразделений вуза, направленную на оказание научно-методической помощи студентам и создание материально-методического обеспечения их самостоятельных занятий наукой [1]:
— обучение студентов методам научного исследования проблем управления;
— целостность и дидактическую обоснованность последовательного изучения студентами теоретического материала, выполнения практических и самостоятельных работ по дисциплинам учебного плана для формирования интеллектуальной базы научного развития;
— дидактически целесообразное использование форм, приемов и методов организации познавательной и научной деятельности студентов;
— создание условий для развития творческой самостоятельности студентов на основе использования проблемных и других методов активного обучения, элементов научного поиска; осуществление необходимого контакта преподавателей и студентов, способствующего активной самостоятельной познавательной деятельности каждого из них; своевременное оказание студентам необходимой методической и практической помощи в выполнении НИДС; акцентирование внимания студентов на актуальных вопросах, требующих научного обоснования и решения;
— создание для студентов современной открытой научной среды, позволяющей формировать и поддерживать адекватный мировому уровню развития научный кругозор;
— осуществление действенного согласованного руководства НИДС со стороны Научно-исследовательского института управления ГУУ, его подразделений; предупреждение рассогласованности проведения различных мероприятий, мешающих рациональной организации самостоятельных научных исследований студентов;
— оказание методической помощи отдельным студентам в правильном распределении бюджета времени с учетом их индивидуальных способностей, интересов и склонностей;
— систематическое изучение объема и структуры НИДС и их дальнейшую научно обоснованную корректировку.
Организация НИДС осуществляется путем проведения комплекса мероприятий:
— выявления степени психологической готовности студентов старших курсов к ведению самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
— проведения со студентами 1-1У курсов бесед о самостоятельных научных исследованиях, планировании и организации самостоятельной НИДС, определение структуры НИДС и критериев оценки научной новизны разработок;
— обучения студентов рациональным приемам организации НИДС;
— обучение студентов навыкам работы в электронной системе поиска информации о конкурсах на НИД, возможностях публикаций результатов НИДС, участия в научных конференциях, сборниках трудов и монографиях;
— организация индивидуальных научных консультаций студентов, ведение научных секций, кружков, проведение конкурсов научных работ по кафедральной тематике НИР и пр.;
— регулярной подготовки и публикаций результатов НИДС.
Управление НИДС представляет собой непрерывный процесс согласования научной работы кафедры, НИР каждого преподавателя с достигнутым уровнем научных познаний студентов.
Качество управления НИДС в известной степени зависит от системы контроля, который является одним из средств управления образовательным процессом вообще и НИДС в частности, так как по результатам контроля преподаватель определяет характер своего воздействия на ход исследований, мотивацию к научным исследованиям, учитывая научный потенциал и индивидуальные способности студента, а не только констатирует его конечный результат НИДС. Можно утверждать, что без процесса контроля результат НИДС будет составлять не более 10-15 % от запланированного.
При этом наряду с управляющей функцией на первое место выступает обучающая функция контроля, поскольку основной целью контроля становится выявление того, как понимает студент, поставленные задачи исследования, владеет методами и средствами научных исследований, насколько он зрел как исследователь и какие коррективы следует внести преподавателю в организацию НИДС. Значение обучающей функции контроля заключается и в том, что он является важным средством, помогающим студентам на младших курсах овладеть навыками самостоятельного мышления, необходимыми им для того, чтобы на старших курсах успешно заниматься самостоятельной научной деятельностью.
Основными требованиями к организации контроля НИДС является:
— целенаправленность;
— объективность;
— действенность;
— систематичность, регулярность его проведения;
— гласность;
— дифференцированный подход, учитывающий специфику проводимых исследований;
— учет индивидуальных особенностей студентов, склонностей к научным обоснованиям и
исследованиям.
Отдельным вопросом выступает формирование устойчивой мотивации и грамотное стимулирование студентов к научно-исследовательской деятельности. Идеальным вариантом при этом является ситуация, когда студент уже просто не может не участвовать в научных мероприятиях кафедры по причине активности профессиональных интересов, зрелой личностной позиции, высокой внутренней мотивации, а также значимости образования, научной и общественной работы в системе ценностных ориентаций личности студента. Немаловажным фактором формирования подобного отношения студентов к учебе, научно-исследовательской и общественной деятельности является наличие благоприятного климата в отношениях студент-преподаватель-кафедра, применение стиля отношений, ориентированного на инновационность, творческий подход и самореализацию студентов, поддерживающего и поощряющего самостоятельность и нестандартность мышления, неравнодушие, интерес к любой продуктивной деятельности [2]. Ситуационный подход к выбору стиля руководства НИДС определяет открытость преподавателей, возможность обсуждения проблем и нахождения решений, конструктивность критики, предоставления права на ошибку, искренний интерес к делам студентов, дифференциация требований и форм участия в зависимости от уровня личностной и профессиональной зрелости: возраста, знаний, способностей и желаний участвовать в научно-исследовательской жизни кафедры.
Нужно не забывать о широком спектре реальных стимулов, которыми может гибко пользоваться современный преподаватель, как тех, что могут быть формально заложены в систему оценки работы студентов (БРС), так и социально-психологических, влияющих на статусно-ролевую позицию студента, возможности развития его личностных качеств, систему отношений в студенческом коллективе, имидж студента на кафедре и в университете.
При всей ограниченности материальных форм стимулирования, руководители научных работ студентов могут творчески использовать возможности системы образования для прямого и косвенного материального поощрения студентов к научной деятельности, такие, как:
— участие в студенческих грантах;
— участие в научных конкурсах, проводимых для студентов и молодых ученых;
— участие в выполнении научно-исследовательских работ кафедры по заключенным хозяйственным договорам;
— назначение повышенных стипендий за участие в научной деятельности университета;
— возможность бесплатных публикаций результатов научно-исследовательской деятельности в сборниках научных трудов, издаваемых в университете;
— награждение ценными призами, подарками за победу в научных конкурсах и олимпиадах;
— возможность участия в научных мероприятиях более высокого ранга;
— возможность представлять свою кафедру, институт, университет в соревновательных мероприятиях, на конференциях, форумах, ярмарках научно-технической продукции и пр.
Формировать способности студентов к научно-исследовательской деятельности нужно планомерно и постепенно. Решающую роль при этом играет форма организации учебной деятельности, интеграция научной, общественной и учебной деятельности студентов. Базовыми принципами, активизирующими самостоятельное творческое мышление студентов и готовящими их к НИД, становятся:
— перенос внимания с повторения теоретического материала, закрепления знаний, полученных на лекциях на обучение действием;
— отказ от поиска стандартных ответов в пользу идентификации и решения реальных конкретных ситуаций;
— гибкий подход к программе дисциплины, допущение изменений и дополнений во временных и содержательных рамках;
— активное использование метода деловых игр, уверенное использование организационного инструментария решения управленческих проблем;
— акцент на организации самостоятельной работы студентов, самостоятельном изучении материалов;
— индивидуальный подход к студентам, факультативное углубленное изучение отдельных тем и разделов дисциплин. Возрастание роли индивидуальных консультаций, имеющих направляющий характер;
— постоянная агитация и популяризация научно-исследовательской работы, мотивация НИДС, формирование в сознании активной части студенчества осознанной необходимости научного развития;
— воспитание у студента определенного культурного уровня, определенных навыков общения и участия в коллективных действиях, развитие творческого образа мышления и потребности в совершенствовании, системного взгляда на проблемы и. активной жизненной позиции.
Таким образом, роль студента трансформируется в сторону активного участия как в учебном, так и в научном процессе.
Библиографический список
1. Выходцева, Е. А. Управление научно-исследовательской деятельностью студентов / Е. А. Выходцева, М. Н. Гусева // «Студенческая наука» секция «научный потенциал студенчества - университету. Взгляд через поколения»: материалы IX Межвузовской научно-практической конференции. - М.: ГУУ, 2014. -№ 1. - 323 с. ISSN 1991-5497.
2. Выходцева, Е. А. Проектное управление формированием корпоративной культуры // Вестник университет. Государственный университет управленияа . - 2014. - № 1. - С. 188-194
3. Резник, С. Д. Управление кафедрой: учебник. - М.: Инфра-М, 2011. - 640 с. - ISSN 1609-1442