УДК 373 А. В. ТОЛСТИКОВ
Иркутский государственный лингвистический университет
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 90-е гг. XX в.
(К постановке проблемы)
На основании проведенного нами исследования доказано, что в Иркутской области существовали широкие возможности для развития творческих способностей учащихся и педагогов, которые были реализованы в достойной мере. Стремление школьников к научно-исследовательской деятельности с каждым годом в регионе росло. В результате учебно-исследовательской деятельности повышался интерес учащихся к самостоятельному добыванию знаний, проведению практических исследований, более успешному профессиональному самоопределению и способствовало развитию познавательной, организационной, коммуникативной и исследовательской компетенции.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы развивать способности всех его представителей. Значительный вклад в обновление воспитания, в разрушение авторитарного педагогического стиля внесло массовое движение сторонников методики коллективного творческого воспитания. Важным шагом на пути к гуманному и свободному воспитанию стало решение коллегии Минобразования РСФСР в январе 1991 года «О демократизации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях» [1].
В 1993— 1996 годах Министерством образования Российской Федерации разработан и принят ряд документов, развивающих и конкретизирующих принципы обучения и воспитания, организации учебно-воспитательного процесса. В их числе решения коллегии о стратегии развития школьного воспитания, педагогического и дополнительного образования, исторического и литературного образования, художественно — эстетического воспитания, о поддержке детских объединений и организаций, социально — педагогической работе, приказы и методические письма о гражданско-правовом образовании и патриотическом воспитании и другие, реализующие национальную доктрину вариативного развивающего образования [2].
Все эти документы Минобразования России ориентировали органы управления образованием всех уровней, коллективы образовательных учреждений на сохранение и обеспечение целостности учебновоспитательного процесса, укрепление в нем творческих начал, повышение мотивации детей к познанию и самовоспитанию. Что было отмечено и в Федеральной программе развития образования, утвержденной Правительством РФ в 1994 году [3].
Данные решения проявлялись в приобщении учащихся к научно-исследовательской, просветительской деятельности, разработке проектов, организация которых при соблюдении ряда дидактических условий позволяла включить ребят в продуктивную деятель-
ность, где нет готовых ответов. Для этого нужны талантливые педагоги, которые постоянно находились бы в обстановке творческого сотрудничества и соперничества.
Не остались в сторонне от этих процессов и педагоги региона — в 90-е гг. XX в. в школьных учреждениях области проходили многочисленные мероприятия, связанные с научно-исследовательской деятельностью школьных коллективов, где были задействованы все участники (субъекты, объекты) образовательного процесса. Мероприятия проходили в форме конференций и конкурсов — областная научно-практическая конференция «Байкальское кольцо», региональная научная и инженерная выставка «Шаг в будущее», региональные интеллектуальные соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» историческая конференция «Декабристы в Сибири», экологическая программа «Живи, Земля», городские исторические чтения «Моя малая Родина» (г.Шелехов) [4], археологические конференции [5], конкурс исследовательских работ для старшеклассников «Человек в истории.ХХв.»[6]. Проводились ежегодные туристско-краеведческие походы, слеты [7],организовывались лагеря юных этнографов и геологов [8], устраивались литературные и исторические мероприятия — праздник «Сибирской поэзии и прозы» [9], «России верные сыны» [10:277], «Ломоносовские чтения» (г.Ангарск) [11], историческая игра «Колесо истории» (г.Шелехов), проводилась «Неделя науки, техники и производства» [12].
У истоков развития школьного краеведения и туризма стояли учителя школ: Нефедьев С.Е. (с. Хомутово), Ганзбург Н.А.(Иркутск), Марков Н.К. (п. Усть-Кут), Ревякин Н.Н. (с. Хужир), Шаманский В.Ф. (г. Усолье-Сибирское), Перетолчин В.Н. (с. Урик), Титов М.П. (с. Олонки), Фетисов Н.В. (с. Каменка), Федоров А.В. (г. Братск), Хантаева М.Х.(Усть-Ордынский автономный округ), Шелковникова А.Н,Василенко А.И. (г. Зима), Алагуева Е.А. (Ольхонский район), Судакова А.К. (Усольский район), Балакшина М.И.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
(Катангский район), Курилович Г.П. (г. Иркутск) и мн. другие [13].
В 1972 году станцией юных туристов был объявлен поход «Байкальское кольцо». Вместе с учеными научно-исследовательских институтов была разработана программа по разным направлениям: истории, биологии, археологии и этнографии, гидрогеологии и геоморфологии, топонимики. Вместе со взрослыми юные геологи изучали богатства земных недр Прибайкалья, юные ботаники собирали лекарственные травы, изучали их свойства, метеорологи исследовали туманы.[14:17-20].
В программу «Байкальское кольцо» были включены археологические экспедиции, фольклорные, геологические походы по следам исчезнувших деревень (не только по берегам озера, но и всего Прибайкалья, в ходе которых ребята могли работать по краеведческим темам «Малоизученные страницы Прибайкалья»). Ежегодно в рамках программы «Байкальское кольцо» проводились конференции школьного, районного, областного и общесоюзного (общероссийского) уровня, на которых школьники выступали с результатами своих поисков и исследований [15].
Победители конкурса получали поощрительные призы и право на участие в Всесоюзной конференции «Моя Родина СССР». В течение 1990-2000 гг. ребята не участвовали в конференции из-за недостатка финансирования, вызванного экономическим кризисом в государстве. На всероссийский уровень — конференция «Отечество» — ребята вновь стали выезжать только в начале XXI в.[16]. В рамках «Байкальского кольца» проводились разнообразные олимпиады и экологические слеты и конкурсы видеофильмов [17: 8-11].
Очень интересна по своему характеру и научносоциальная программа «Шаг в будущее», в которой принимали активное участие школьники, под руководством учителей. Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» осуществляет свою деятельность с 1991 года под руководством Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, при активном участии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Мероприятия программы: семинары, конференции, конгрессы, выставки начались в России с 1993 года [18:4].
Иркутская область подхватила эту волну в 1994 году. В регионах: субъектах Федерации, городах, районах были созданы координационные центры программы «Шаг в будущее». Они проводили собственные мероприятия: конференции, конгрессы, симпозиумы, конкурсы, выставки, откуда лучшие научные работы направлялись на российские и международные мероприятия. Так, координационный центр программы «Шаг в будущее» по Иркутской области находился на базе Усольского политехнического лицея (г.Усолье-Сибирское).
Для более объективной оценки исследовательских работ в качестве экспертов выступали преподаватели иркутских вузов. Взаимоотношения школ и высших учебных заведений перешла на более высокую ступень развития. Программа оказывала прямую финансовую помощь в виде научных именных стипендий, грантов на выполнение исследования. С каждым годом «Шаг в будущее» приобретал все большую популярность, ведь его победители поступали без экзаменов в МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также пользовались льготами при поступлении в региональные вузы.
С целью широкого привлечения учащихся к активному изучению природы, её защите, координации экологических действий, сбору информации, оказа-
нию помощи на местах, пропаганде экологических знаний в марте 1990 года при станции юных туристов был создан центр детского экологического движения. Было утверждено положение об областном экологическом движение «Живи, Земля!», которое стало одной из форм туристско-краеведческой работы со школьниками [19]. В рамках областного движения «Живи, Земля!» в 1991 г. проведена научно-практическая конференция. Лучшими признаны доклады «Влияние антропогенного фактора на юго-западную часть Прибайкалья» (уч. Панова Оля, шк.№ 39 г. Иркутска), «Влияние предприятий города на экологию» (Шевелев Алеша, шк. № 7, Усть-Илимск) [20].
В Иркутской области не все конференции выходили на областной уровень. Так, например, в г. Шелехове с 1996 года проводились городские исторические чтения «Моя малая родина», организаторами которого являлся городской отдел образования и городской краеведческий музей им. Г.И.Шелихова. Тематика научно-исследовательских работ разнообразна. Но главное направление посвящено изучению родного края: его истории, экологии, растительному миру. Большое внимание уделялось истории Иркутского алюминиевого завода, людям города и района. Все выступления участников публиковались в информационном вестнике. Так, в 1998 г. одними из лучших были признаны: исследование краеведческого кружка школы № 11(Шелеховский район) на тему «История школы в с. Введенщина»(1891-1940), выступление ученицы Шелеховского лицея Дроздовой Е. «История сельского хозяйства Шелеховского района в 1930-1990 гг.» и др [21].
Для старшеклассников города в конце 90-х также проводилась историческая игра «Колесо истории». Данный конкурс проходил в два этапа. На первом этапе участникам выдавался ряд вопросов викторины по определенной эпохе, и ребята вместе с учителями истории вели подготовку. Каждая школа придумывала название команды и готовила костюмы. Во второй тур попадали те команды, которые правильно отвечали на все вопросы первого тура викторины. Игра проходила в виде путешествия по определенной эпохе.
Школьники области, посещающие станции юных техников, принимали активное участие в областном смотре-конкурсе по начальному техническому моделированию (НТМ). Подобные конкурсы являются творческим отчетом учащихся, педагогических коллектив, руководителей кружков в области технического творчества. Так, в 1990 году за лучшую постановку работы по развитию технического творчества, активное участие в областном смотре-конкурсе были награждены Почетными грамотами и ценными подарками кружок НТМ СЮТ г.Шелехова, г.Слюдянки (руководитель Маршеева Т.В.), г.Саянска (руководитель Гилева З.Г.). За достижение высоких результатов в техническом творчестве непосредственные конкурсанты, занявшие призовые места, также награждались почетными грамотами и ценными призами: Трофименко Таня (г. Байкальск) за экспонат «Шкатулка», Татарникова Марина (г.Шелехов) за экспонат «Сервиз Огонек» и ряд других участников.[22].
В соответствии с письмом Министерства образования РСФСР и планом мероприятий Главного управления народного образования Иркутской области с марта 1990 года стал проводиться областной конкурс учащихся общеобразовательных школ «России верные сыны», который был связан с 165-летием восстания декабристов[23]. По результатам конкурса, проходившего в марте 1990 года, лучшими работами признаны и были рекомендованы на Все-
российский литературный праздник «России верные сыны» следующие конкурсанты: Савицкая Ольга, ученица 11 класса школы № 3 г.Черемхова с её исследованием-рефератом «Поэт-декабрист К. Рылеев», стихи собственного сочинения Игошкиной Надежды, ученицы 10 класса г. Нижнеудинска, и другие [24].
Учащиеся школ развивающего обучения области (система Эльконина-Давыдова) принимали активное участие в заочных интеллектуально-творческих играх, которые проводились в городе Иркутске [25].
Приказом ГлавУНО в соответствии с решением областного оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с памятными событиями военной истории Отечества и по делам ветеранов [26]. с 1997 во всех школах области проводились уроки мужества, создавалась система поисково- патриотического воспитания учащихся, вводились в практику отчеты по патриотическому воспитанию школ. Во всех школах практиковалось проведение конкурсов чтецов, клубов выходного дня, КВН, конкурсов «Живи и помни», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки», а также фестивали авторской песни, конкурсы инсценировали песни военных лет.
Для создания в педагогических коллективах обстановки творческого сотрудничества и соперничества, выявления их творческого потенциала в раскрытии воспитательных функций учебно-воспитательного учреждения проводились многочисленные мероприятия, в которых учителя принимали активное участие. К их числу относятся смотр-конкурс «Учитель года», конкурс авторских программ, конференции «Педагогические чтения», «Дуловские чтения» и др.
В целях реализации «Основных направлений развития образования области» и стимулирования творческой активности педагогических коллективов, педагогов учебно-воспитательных учреждений проводились ежегодные конкурсы авторских проектов и программ. Конкурс проходил в три тура. По его итогам участники конкурса, занявшие призовые места, получали поощрительные премии [27].
Авторские программы представляли собой разработку воспитательной системы отдельного учебновоспитательного учреждения, группы учреждений, а также отдельных звеньев функционирования воспитательных систем. На такой конкурс в 1993 году педагогами Иркутской области для участия во II туре было представлено 49 программ из 7 городских и 4 районных отделов образования по следующим направлениям [28]:
• туризм и краеведение;
• нравственно-патриотическое воспитание;
• экология;
• маркетинг;
• общеразвивающие программы и др.
Для большинства программ были характерны новизна подходов и реализации проблем воспитания, универсальность применения психолого-педагоги-ческой практики в процессе воспитания, а также попытки внедрения в практику научных исследований в области организационного процесса.
Оргкомитет конкурса отмечал, что педагогические коллективы области, решая проблемы дополнительного образования, обновляли содержание деятельности учащихся, творчески используя эффективные формы и методы работы с учащимися во внеурочное время. Разработки основывались на принципах личностного развития творческих способностей учащихся. Авторские программы применялись в педагогической практике, способствуя формированию базовой культуры учащихся.
Для активизации творческой деятельности учительства ежегодно, начиная с 1991 года, проводился смотр-конкурс «Учитель года» [29]. Предназначение конкурса организаторы видели в формировании образа современного учителя, работающего на будущее России.
6 июня 1989 года «Учительская газета»[30]. пригласила своих читателей к разговору о конкурсе «Учитель года». За рубежом подобное состязание проводится уже без малого сорок лет. У нас идея «носилась в воздухе» с начала перестройки. В частности, она прозвучала во время учредительного съезда творческого Союза учителей. В стране, где так много талантливых педагогов — и маститых, и со званиями, и никому не известных самородков, — просто необходимо чествовать «героев духа». Вывод напрашивался сам: нам необходимо педагогическое состязание, способное выявить лучших из лучших — тех, кто собственным примером доказывает необходимость и разносторонность учительской профессии.
30 декабря 1989 года увидело свет первое Положение о конкурсе «Учитель года»: конкурс проводил оргкомитет совместно с редакцией «Учительской газеты» при участии Гособразования СССР, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, АПН СССР, ЦК ВЛКСМ, общественных педагогических объединений [31]. В мае 1990 года на первый, заочный тур всесоюзного «Учителя года -1990» вышло 99 учителей. Письменные работы в Москву прислали около 70 человек. А в столицу приехали 19 педагогов. Вскоре жюри определило шестерку лауреатов, одним из которых стал учитель изобразительного искусства из Абакана (Красноярский край) — Виктор Анцупов.
Конкурс проводился в II тура:
I тур — городские смотры-конкурсы;
I I тур — областной.
В программу областного конкурса входило шесть самостоятельных конкурсов: «Предмет преподавания», «Педагогика и психология», «Урок», «Экскурсия в творческую лабораторию», «Эрудиция», «Хобби».
По окончании смотра-конкурса все участники награждались дипломами за участие. Победители получали звания и были награждены знаками отличия, а также им была установлена персональная зарплата. Приказом Министерства образования РФ № 339 от 6 августа 1993 года было утверждено Положение о нагрудном знаке «Учитель года». Уже к концу 90-х данное положение утратило свою силу, но традиция награждать участников всероссийского финала почетным знаком осталась. Нагрудный знак «Золотой пеликан» конкурсанты получали из рук учредителей педагогического состязания [32].
Победитель II тура имел право принимать участие на Всероссийском смотре-конкурсе «Учитель-года». Получив золотой приз на смотре-конкурсе «Учитель года-99» в Иркутской области, Александр Соснин,стал финалистом всероссийского конкурса «Учитель года-99»[33]. В Иркутской области лауреаты конкурсов прошлых лет создали клуб «Байкальские пеликаны» [34].
В Иркутской области после проведения в январе 1990 года конференции для творческих работников народного образования, где приняли участие более 200 учителей общеобразовательных школ, преподавателей и мастеров ПТУ, воспитателей дошкольных учреждений, был создан областной творческий клуб работников образования «Вдохновение»[35], где учителя делились своим опытом работы, обсуждали вопросы творческого развития учащихся в учебновоспитательном процессе, повышая тем самым свой
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
уровень подготовки создавая проблемные ситуации.
Таким образом, проведенные нами исследования показали, что в Иркутской области существовали широкие возможности для развития творческих способностей учащихся и педагогов, которые были реализованы в достойной мере. Многие из выше перечисленных внешкольных мероприятий имеют и сегодня свое развитие. Стремление школьников к научно-исследовательской деятельности с каждым годом в регионе росло. В результате учебно-исследовательской деятельности повышался интерес учащихся к самостоятельному добыванию знаний, проведению практических исследований, более успешному профессиональному самоопределению и способствовало развитию познавательной, организационной, коммуникативной и исследовательской компетенции.
Новизна исследования заключается в том, что впервые были проанализированы архивные материалы по изучаемому вопросу, систематизированы сведения о ходе и результативности исследовательской деятельности учителей и учащихся в последнее десятилетие XX в. Данная работа представляет интерес для педагогов, студентов и школьников, занимающихся изучением темы развития образования в Иркутской области. Статья адресована всем, кто неравнодушен к проблемам и достижениям российского образования
Библиографический список
1. Законодательство Российской Федерации. — 2006. — М1р://ш{Ьргауо.Ьу.тЛе<Д1996/сИ04/аки7782.8Мт.
2. Там же.
3. Федеральная программа развития образования // Учительская газета.- 1997. — № 14. — С.4-6.
4. Пойдем ныне по своему Отечеству (информационный вестник городского музея Г. И. Шелехова). — г. Шелехов. — 1998. — № 3; От чистого истока (информационный вестник городского музея Г.И. Шелехова) — г. Шелехов. — 2000. — № 4.
5. Государственный архив Иркутской области (ГАИО), Ф.р-1929,оп.3, д.1582, л.176.
6. Радзиминович М.П. Страницы летописи (к 60-летию ЦДЮТиК) / М.П. Радзиминович. — Иркутск, 2002 г. — 357 с.
7. Радзиминович М.П. Областная экспедиция «Байкальское кольцо» // Байкальский ветер (вестник Иркутского областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения). — Иркутск. — 1995. — № 1.
8. ГАИО Ф.р-1929.оп.3.д.1582.л.39.
9. ГАИО.Ф.р-1929.оп.3.д.1582.л.113.
10. Радзиминович М.П. Страницы летописи (к 60-летию ЦДЮТиК) / М.П Радзиминович. — Иркутск, 2002 . — 357 с.
11. Сайт Ангарского лицея № 2. — 2004. ИИр://шшш. allmath.ru/liceum/scientific1.html -
12. ГАИО, Ф. р-1929.оп.3. д.1583, л.100.
13. Сердце отдавая детям (к 60-летию ЦДЮТиК) ; сост.-ред. Радзиминович М.П. — Иркутск, 2002.
14. Радзиминович М.П. Областная экспедиция «Байкальское кольцо» / /Байкальский ветер (вестник Иркутского областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения). — Иркутск, 1995. — № 1.
15. Радзиминович М.П. Областная экспедиция «Байкальское кольцо» //Байкальский ветер (вестник Иркутского областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения). — Иркутск, 1995. — № 1.
16. Радзиминович М.П. Страницы летописи (к 60-летию ЦДЮТиК) / М.П. Радзиминович. — Иркутск, 2002 . — 357 с.
17. Информация о центре детско-юношеского туризма и краеведения в 1994 г // Байкальских ветер (вестник Иркутского областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения) — Иркутск. — 1995. — № 1. — С. 8-11.
18. Тарасевич Г. Шаг в будущее: построим мостки от школы к ВУЗу и от Вуза к науке // Учительская газета. — 1996. — № 17. - С. 5.
19. ГАИО, Ф.р-1929,оп.3, д.1582, л.176.
20. Радзиминович М.П. Страницы летописи (к 60-летию ЦДЮТиК) / М.П. Радзиминович — Иркутск, 2002 г. — С . 357.
21. Пойдем ныне по своему Отечеству (информационный вестник городского музея Г. И. Шелехова). — Вып. № 3. — 1998. г. Шелехов; От чистого истока (информационный вестник городского музея Г.И. Шелехова). — Вып. №4. — 2000. г. Шелехов.
22. ГАИО.Ф.р-1929.оп.3.д.1582.л.39.
23. ГАИО, Ф. р-1929.оп.3. д.1583, л.100.
24. ГАИО,Ф.р-1929. оп.3.д.1583. л.205.
25. ГАИО.Ф.р-1929.Оп. 3. д. 1835. л.52.
26. ГАИО. Ф. р-1929,оп.3.д.1835.л.18.
27. ГАИО. Ф. р-1929.Оп.3.Д.1639. Л.78.
28. ГАИО. Ф. р-1929.Оп.3.Д.1644.Л.56.
29. ГАИО. Ф. р-1929.Оп.3.Д.1644.Л.76.
30. Учитель года // Учительская газета. — 1989. — 6 июня. — С. 2.
31. Положение о конкурсе «Учитель года» // Учительская газета. — 1989. — 30 декабря. — С. 7.
32. Официальный сайт конкурса «Учитель года» — 2006. — Ы^р://ЛеаЛег.огд.ги/соМеМ/ие'те/3/9/
33. Кез Э. Байкальских пеликанов прибыло // Учительская газета. — 1999. — № 20. — С. 11.
34. Учитель года-99 // Учительская газета. — 1999. — № 42. — С.11.
35. ГАИО.Ф.р-1929.оп.3.д.1582.л.113.
ТОЛСТИКОВ Алексей Валерьевич, аспирант кафедры истории, философии и социальных наук Иркутского государственного лингвистического университета.
Дата поступления статьи в редакцию: 28.03.2008 г.
© Толстиков А.В.