Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность школьных общеобразовательных учреждений Иркутской области в 90-е годы xx В. (к постановке проблемы)'

Научно-исследовательская деятельность школьных общеобразовательных учреждений Иркутской области в 90-е годы xx В. (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстиков А. В.

На основании проведенного нами исследования доказано, что в Иркутской области существовали широкие возможности для развития творческих способностей учащихся и педагогов, которые были реализованы в достойной мере. Стремление школьников к научно-исследовательской деятельности с каждым годом в регионе росло. В результате учебно-исследовательской деятельности повышался интерес учащихся к самостоятельному добыванию знаний, проведению практических исследований, более успешному профессиональному самоопределению и способствовало развитию познавательной, организационной, коммуникативной и исследовательской компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстиков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research and development activity in general schools of Irkutsk in 90's

They are proved on the ground of our conducted research, that there were wide possibilities in Irkutsk region for the development of pupil's and teacher's creative abilities, which were realized in the deserving ways. The pupils desire for the research activity got more from year to year. As the result of the research activity the pupils interest in the independent getting of knowledge, in the holding of practice researches, in the successful trade self-determination raised and that promoted the development of cognitive, organizational, communicative and research competence.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность школьных общеобразовательных учреждений Иркутской области в 90-е годы xx В. (к постановке проблемы)»

УДК 373 А. В. ТОЛСТИКОВ

Иркутский государственный лингвистический университет

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 90-е гг. XX в.

(К постановке проблемы)

На основании проведенного нами исследования доказано, что в Иркутской области существовали широкие возможности для развития творческих способностей учащихся и педагогов, которые были реализованы в достойной мере. Стремление школьников к научно-исследовательской деятельности с каждым годом в регионе росло. В результате учебно-исследовательской деятельности повышался интерес учащихся к самостоятельному добыванию знаний, проведению практических исследований, более успешному профессиональному самоопределению и способствовало развитию познавательной, организационной, коммуникативной и исследовательской компетенции.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы развивать способности всех его представителей. Значительный вклад в обновление воспитания, в разрушение авторитарного педагогического стиля внесло массовое движение сторонников методики коллективного творческого воспитания. Важным шагом на пути к гуманному и свободному воспитанию стало решение коллегии Минобразования РСФСР в январе 1991 года «О демократизации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях» [1].

В 1993— 1996 годах Министерством образования Российской Федерации разработан и принят ряд документов, развивающих и конкретизирующих принципы обучения и воспитания, организации учебно-воспитательного процесса. В их числе решения коллегии о стратегии развития школьного воспитания, педагогического и дополнительного образования, исторического и литературного образования, художественно — эстетического воспитания, о поддержке детских объединений и организаций, социально — педагогической работе, приказы и методические письма о гражданско-правовом образовании и патриотическом воспитании и другие, реализующие национальную доктрину вариативного развивающего образования [2].

Все эти документы Минобразования России ориентировали органы управления образованием всех уровней, коллективы образовательных учреждений на сохранение и обеспечение целостности учебновоспитательного процесса, укрепление в нем творческих начал, повышение мотивации детей к познанию и самовоспитанию. Что было отмечено и в Федеральной программе развития образования, утвержденной Правительством РФ в 1994 году [3].

Данные решения проявлялись в приобщении учащихся к научно-исследовательской, просветительской деятельности, разработке проектов, организация которых при соблюдении ряда дидактических условий позволяла включить ребят в продуктивную деятель-

ность, где нет готовых ответов. Для этого нужны талантливые педагоги, которые постоянно находились бы в обстановке творческого сотрудничества и соперничества.

Не остались в сторонне от этих процессов и педагоги региона — в 90-е гг. XX в. в школьных учреждениях области проходили многочисленные мероприятия, связанные с научно-исследовательской деятельностью школьных коллективов, где были задействованы все участники (субъекты, объекты) образовательного процесса. Мероприятия проходили в форме конференций и конкурсов — областная научно-практическая конференция «Байкальское кольцо», региональная научная и инженерная выставка «Шаг в будущее», региональные интеллектуальные соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» историческая конференция «Декабристы в Сибири», экологическая программа «Живи, Земля», городские исторические чтения «Моя малая Родина» (г.Шелехов) [4], археологические конференции [5], конкурс исследовательских работ для старшеклассников «Человек в истории.ХХв.»[6]. Проводились ежегодные туристско-краеведческие походы, слеты [7],организовывались лагеря юных этнографов и геологов [8], устраивались литературные и исторические мероприятия — праздник «Сибирской поэзии и прозы» [9], «России верные сыны» [10:277], «Ломоносовские чтения» (г.Ангарск) [11], историческая игра «Колесо истории» (г.Шелехов), проводилась «Неделя науки, техники и производства» [12].

У истоков развития школьного краеведения и туризма стояли учителя школ: Нефедьев С.Е. (с. Хомутово), Ганзбург Н.А.(Иркутск), Марков Н.К. (п. Усть-Кут), Ревякин Н.Н. (с. Хужир), Шаманский В.Ф. (г. Усолье-Сибирское), Перетолчин В.Н. (с. Урик), Титов М.П. (с. Олонки), Фетисов Н.В. (с. Каменка), Федоров А.В. (г. Братск), Хантаева М.Х.(Усть-Ордынский автономный округ), Шелковникова А.Н,Василенко А.И. (г. Зима), Алагуева Е.А. (Ольхонский район), Судакова А.К. (Усольский район), Балакшина М.И.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

(Катангский район), Курилович Г.П. (г. Иркутск) и мн. другие [13].

В 1972 году станцией юных туристов был объявлен поход «Байкальское кольцо». Вместе с учеными научно-исследовательских институтов была разработана программа по разным направлениям: истории, биологии, археологии и этнографии, гидрогеологии и геоморфологии, топонимики. Вместе со взрослыми юные геологи изучали богатства земных недр Прибайкалья, юные ботаники собирали лекарственные травы, изучали их свойства, метеорологи исследовали туманы.[14:17-20].

В программу «Байкальское кольцо» были включены археологические экспедиции, фольклорные, геологические походы по следам исчезнувших деревень (не только по берегам озера, но и всего Прибайкалья, в ходе которых ребята могли работать по краеведческим темам «Малоизученные страницы Прибайкалья»). Ежегодно в рамках программы «Байкальское кольцо» проводились конференции школьного, районного, областного и общесоюзного (общероссийского) уровня, на которых школьники выступали с результатами своих поисков и исследований [15].

Победители конкурса получали поощрительные призы и право на участие в Всесоюзной конференции «Моя Родина СССР». В течение 1990-2000 гг. ребята не участвовали в конференции из-за недостатка финансирования, вызванного экономическим кризисом в государстве. На всероссийский уровень — конференция «Отечество» — ребята вновь стали выезжать только в начале XXI в.[16]. В рамках «Байкальского кольца» проводились разнообразные олимпиады и экологические слеты и конкурсы видеофильмов [17: 8-11].

Очень интересна по своему характеру и научносоциальная программа «Шаг в будущее», в которой принимали активное участие школьники, под руководством учителей. Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» осуществляет свою деятельность с 1991 года под руководством Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, при активном участии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Мероприятия программы: семинары, конференции, конгрессы, выставки начались в России с 1993 года [18:4].

Иркутская область подхватила эту волну в 1994 году. В регионах: субъектах Федерации, городах, районах были созданы координационные центры программы «Шаг в будущее». Они проводили собственные мероприятия: конференции, конгрессы, симпозиумы, конкурсы, выставки, откуда лучшие научные работы направлялись на российские и международные мероприятия. Так, координационный центр программы «Шаг в будущее» по Иркутской области находился на базе Усольского политехнического лицея (г.Усолье-Сибирское).

Для более объективной оценки исследовательских работ в качестве экспертов выступали преподаватели иркутских вузов. Взаимоотношения школ и высших учебных заведений перешла на более высокую ступень развития. Программа оказывала прямую финансовую помощь в виде научных именных стипендий, грантов на выполнение исследования. С каждым годом «Шаг в будущее» приобретал все большую популярность, ведь его победители поступали без экзаменов в МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также пользовались льготами при поступлении в региональные вузы.

С целью широкого привлечения учащихся к активному изучению природы, её защите, координации экологических действий, сбору информации, оказа-

нию помощи на местах, пропаганде экологических знаний в марте 1990 года при станции юных туристов был создан центр детского экологического движения. Было утверждено положение об областном экологическом движение «Живи, Земля!», которое стало одной из форм туристско-краеведческой работы со школьниками [19]. В рамках областного движения «Живи, Земля!» в 1991 г. проведена научно-практическая конференция. Лучшими признаны доклады «Влияние антропогенного фактора на юго-западную часть Прибайкалья» (уч. Панова Оля, шк.№ 39 г. Иркутска), «Влияние предприятий города на экологию» (Шевелев Алеша, шк. № 7, Усть-Илимск) [20].

В Иркутской области не все конференции выходили на областной уровень. Так, например, в г. Шелехове с 1996 года проводились городские исторические чтения «Моя малая родина», организаторами которого являлся городской отдел образования и городской краеведческий музей им. Г.И.Шелихова. Тематика научно-исследовательских работ разнообразна. Но главное направление посвящено изучению родного края: его истории, экологии, растительному миру. Большое внимание уделялось истории Иркутского алюминиевого завода, людям города и района. Все выступления участников публиковались в информационном вестнике. Так, в 1998 г. одними из лучших были признаны: исследование краеведческого кружка школы № 11(Шелеховский район) на тему «История школы в с. Введенщина»(1891-1940), выступление ученицы Шелеховского лицея Дроздовой Е. «История сельского хозяйства Шелеховского района в 1930-1990 гг.» и др [21].

Для старшеклассников города в конце 90-х также проводилась историческая игра «Колесо истории». Данный конкурс проходил в два этапа. На первом этапе участникам выдавался ряд вопросов викторины по определенной эпохе, и ребята вместе с учителями истории вели подготовку. Каждая школа придумывала название команды и готовила костюмы. Во второй тур попадали те команды, которые правильно отвечали на все вопросы первого тура викторины. Игра проходила в виде путешествия по определенной эпохе.

Школьники области, посещающие станции юных техников, принимали активное участие в областном смотре-конкурсе по начальному техническому моделированию (НТМ). Подобные конкурсы являются творческим отчетом учащихся, педагогических коллектив, руководителей кружков в области технического творчества. Так, в 1990 году за лучшую постановку работы по развитию технического творчества, активное участие в областном смотре-конкурсе были награждены Почетными грамотами и ценными подарками кружок НТМ СЮТ г.Шелехова, г.Слюдянки (руководитель Маршеева Т.В.), г.Саянска (руководитель Гилева З.Г.). За достижение высоких результатов в техническом творчестве непосредственные конкурсанты, занявшие призовые места, также награждались почетными грамотами и ценными призами: Трофименко Таня (г. Байкальск) за экспонат «Шкатулка», Татарникова Марина (г.Шелехов) за экспонат «Сервиз Огонек» и ряд других участников.[22].

В соответствии с письмом Министерства образования РСФСР и планом мероприятий Главного управления народного образования Иркутской области с марта 1990 года стал проводиться областной конкурс учащихся общеобразовательных школ «России верные сыны», который был связан с 165-летием восстания декабристов[23]. По результатам конкурса, проходившего в марте 1990 года, лучшими работами признаны и были рекомендованы на Все-

российский литературный праздник «России верные сыны» следующие конкурсанты: Савицкая Ольга, ученица 11 класса школы № 3 г.Черемхова с её исследованием-рефератом «Поэт-декабрист К. Рылеев», стихи собственного сочинения Игошкиной Надежды, ученицы 10 класса г. Нижнеудинска, и другие [24].

Учащиеся школ развивающего обучения области (система Эльконина-Давыдова) принимали активное участие в заочных интеллектуально-творческих играх, которые проводились в городе Иркутске [25].

Приказом ГлавУНО в соответствии с решением областного оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с памятными событиями военной истории Отечества и по делам ветеранов [26]. с 1997 во всех школах области проводились уроки мужества, создавалась система поисково- патриотического воспитания учащихся, вводились в практику отчеты по патриотическому воспитанию школ. Во всех школах практиковалось проведение конкурсов чтецов, клубов выходного дня, КВН, конкурсов «Живи и помни», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки», а также фестивали авторской песни, конкурсы инсценировали песни военных лет.

Для создания в педагогических коллективах обстановки творческого сотрудничества и соперничества, выявления их творческого потенциала в раскрытии воспитательных функций учебно-воспитательного учреждения проводились многочисленные мероприятия, в которых учителя принимали активное участие. К их числу относятся смотр-конкурс «Учитель года», конкурс авторских программ, конференции «Педагогические чтения», «Дуловские чтения» и др.

В целях реализации «Основных направлений развития образования области» и стимулирования творческой активности педагогических коллективов, педагогов учебно-воспитательных учреждений проводились ежегодные конкурсы авторских проектов и программ. Конкурс проходил в три тура. По его итогам участники конкурса, занявшие призовые места, получали поощрительные премии [27].

Авторские программы представляли собой разработку воспитательной системы отдельного учебновоспитательного учреждения, группы учреждений, а также отдельных звеньев функционирования воспитательных систем. На такой конкурс в 1993 году педагогами Иркутской области для участия во II туре было представлено 49 программ из 7 городских и 4 районных отделов образования по следующим направлениям [28]:

• туризм и краеведение;

• нравственно-патриотическое воспитание;

• экология;

• маркетинг;

• общеразвивающие программы и др.

Для большинства программ были характерны новизна подходов и реализации проблем воспитания, универсальность применения психолого-педагоги-ческой практики в процессе воспитания, а также попытки внедрения в практику научных исследований в области организационного процесса.

Оргкомитет конкурса отмечал, что педагогические коллективы области, решая проблемы дополнительного образования, обновляли содержание деятельности учащихся, творчески используя эффективные формы и методы работы с учащимися во внеурочное время. Разработки основывались на принципах личностного развития творческих способностей учащихся. Авторские программы применялись в педагогической практике, способствуя формированию базовой культуры учащихся.

Для активизации творческой деятельности учительства ежегодно, начиная с 1991 года, проводился смотр-конкурс «Учитель года» [29]. Предназначение конкурса организаторы видели в формировании образа современного учителя, работающего на будущее России.

6 июня 1989 года «Учительская газета»[30]. пригласила своих читателей к разговору о конкурсе «Учитель года». За рубежом подобное состязание проводится уже без малого сорок лет. У нас идея «носилась в воздухе» с начала перестройки. В частности, она прозвучала во время учредительного съезда творческого Союза учителей. В стране, где так много талантливых педагогов — и маститых, и со званиями, и никому не известных самородков, — просто необходимо чествовать «героев духа». Вывод напрашивался сам: нам необходимо педагогическое состязание, способное выявить лучших из лучших — тех, кто собственным примером доказывает необходимость и разносторонность учительской профессии.

30 декабря 1989 года увидело свет первое Положение о конкурсе «Учитель года»: конкурс проводил оргкомитет совместно с редакцией «Учительской газеты» при участии Гособразования СССР, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, АПН СССР, ЦК ВЛКСМ, общественных педагогических объединений [31]. В мае 1990 года на первый, заочный тур всесоюзного «Учителя года -1990» вышло 99 учителей. Письменные работы в Москву прислали около 70 человек. А в столицу приехали 19 педагогов. Вскоре жюри определило шестерку лауреатов, одним из которых стал учитель изобразительного искусства из Абакана (Красноярский край) — Виктор Анцупов.

Конкурс проводился в II тура:

I тур — городские смотры-конкурсы;

I I тур — областной.

В программу областного конкурса входило шесть самостоятельных конкурсов: «Предмет преподавания», «Педагогика и психология», «Урок», «Экскурсия в творческую лабораторию», «Эрудиция», «Хобби».

По окончании смотра-конкурса все участники награждались дипломами за участие. Победители получали звания и были награждены знаками отличия, а также им была установлена персональная зарплата. Приказом Министерства образования РФ № 339 от 6 августа 1993 года было утверждено Положение о нагрудном знаке «Учитель года». Уже к концу 90-х данное положение утратило свою силу, но традиция награждать участников всероссийского финала почетным знаком осталась. Нагрудный знак «Золотой пеликан» конкурсанты получали из рук учредителей педагогического состязания [32].

Победитель II тура имел право принимать участие на Всероссийском смотре-конкурсе «Учитель-года». Получив золотой приз на смотре-конкурсе «Учитель года-99» в Иркутской области, Александр Соснин,стал финалистом всероссийского конкурса «Учитель года-99»[33]. В Иркутской области лауреаты конкурсов прошлых лет создали клуб «Байкальские пеликаны» [34].

В Иркутской области после проведения в январе 1990 года конференции для творческих работников народного образования, где приняли участие более 200 учителей общеобразовательных школ, преподавателей и мастеров ПТУ, воспитателей дошкольных учреждений, был создан областной творческий клуб работников образования «Вдохновение»[35], где учителя делились своим опытом работы, обсуждали вопросы творческого развития учащихся в учебновоспитательном процессе, повышая тем самым свой

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

уровень подготовки создавая проблемные ситуации.

Таким образом, проведенные нами исследования показали, что в Иркутской области существовали широкие возможности для развития творческих способностей учащихся и педагогов, которые были реализованы в достойной мере. Многие из выше перечисленных внешкольных мероприятий имеют и сегодня свое развитие. Стремление школьников к научно-исследовательской деятельности с каждым годом в регионе росло. В результате учебно-исследовательской деятельности повышался интерес учащихся к самостоятельному добыванию знаний, проведению практических исследований, более успешному профессиональному самоопределению и способствовало развитию познавательной, организационной, коммуникативной и исследовательской компетенции.

Новизна исследования заключается в том, что впервые были проанализированы архивные материалы по изучаемому вопросу, систематизированы сведения о ходе и результативности исследовательской деятельности учителей и учащихся в последнее десятилетие XX в. Данная работа представляет интерес для педагогов, студентов и школьников, занимающихся изучением темы развития образования в Иркутской области. Статья адресована всем, кто неравнодушен к проблемам и достижениям российского образования

Библиографический список

1. Законодательство Российской Федерации. — 2006. — М1р://ш{Ьргауо.Ьу.тЛе<Д1996/сИ04/аки7782.8Мт.

2. Там же.

3. Федеральная программа развития образования // Учительская газета.- 1997. — № 14. — С.4-6.

4. Пойдем ныне по своему Отечеству (информационный вестник городского музея Г. И. Шелехова). — г. Шелехов. — 1998. — № 3; От чистого истока (информационный вестник городского музея Г.И. Шелехова) — г. Шелехов. — 2000. — № 4.

5. Государственный архив Иркутской области (ГАИО), Ф.р-1929,оп.3, д.1582, л.176.

6. Радзиминович М.П. Страницы летописи (к 60-летию ЦДЮТиК) / М.П. Радзиминович. — Иркутск, 2002 г. — 357 с.

7. Радзиминович М.П. Областная экспедиция «Байкальское кольцо» // Байкальский ветер (вестник Иркутского областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения). — Иркутск. — 1995. — № 1.

8. ГАИО Ф.р-1929.оп.3.д.1582.л.39.

9. ГАИО.Ф.р-1929.оп.3.д.1582.л.113.

10. Радзиминович М.П. Страницы летописи (к 60-летию ЦДЮТиК) / М.П Радзиминович. — Иркутск, 2002 . — 357 с.

11. Сайт Ангарского лицея № 2. — 2004. ИИр://шшш. allmath.ru/liceum/scientific1.html -

12. ГАИО, Ф. р-1929.оп.3. д.1583, л.100.

13. Сердце отдавая детям (к 60-летию ЦДЮТиК) ; сост.-ред. Радзиминович М.П. — Иркутск, 2002.

14. Радзиминович М.П. Областная экспедиция «Байкальское кольцо» / /Байкальский ветер (вестник Иркутского областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения). — Иркутск, 1995. — № 1.

15. Радзиминович М.П. Областная экспедиция «Байкальское кольцо» //Байкальский ветер (вестник Иркутского областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения). — Иркутск, 1995. — № 1.

16. Радзиминович М.П. Страницы летописи (к 60-летию ЦДЮТиК) / М.П. Радзиминович. — Иркутск, 2002 . — 357 с.

17. Информация о центре детско-юношеского туризма и краеведения в 1994 г // Байкальских ветер (вестник Иркутского областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения) — Иркутск. — 1995. — № 1. — С. 8-11.

18. Тарасевич Г. Шаг в будущее: построим мостки от школы к ВУЗу и от Вуза к науке // Учительская газета. — 1996. — № 17. - С. 5.

19. ГАИО, Ф.р-1929,оп.3, д.1582, л.176.

20. Радзиминович М.П. Страницы летописи (к 60-летию ЦДЮТиК) / М.П. Радзиминович — Иркутск, 2002 г. — С . 357.

21. Пойдем ныне по своему Отечеству (информационный вестник городского музея Г. И. Шелехова). — Вып. № 3. — 1998. г. Шелехов; От чистого истока (информационный вестник городского музея Г.И. Шелехова). — Вып. №4. — 2000. г. Шелехов.

22. ГАИО.Ф.р-1929.оп.3.д.1582.л.39.

23. ГАИО, Ф. р-1929.оп.3. д.1583, л.100.

24. ГАИО,Ф.р-1929. оп.3.д.1583. л.205.

25. ГАИО.Ф.р-1929.Оп. 3. д. 1835. л.52.

26. ГАИО. Ф. р-1929,оп.3.д.1835.л.18.

27. ГАИО. Ф. р-1929.Оп.3.Д.1639. Л.78.

28. ГАИО. Ф. р-1929.Оп.3.Д.1644.Л.56.

29. ГАИО. Ф. р-1929.Оп.3.Д.1644.Л.76.

30. Учитель года // Учительская газета. — 1989. — 6 июня. — С. 2.

31. Положение о конкурсе «Учитель года» // Учительская газета. — 1989. — 30 декабря. — С. 7.

32. Официальный сайт конкурса «Учитель года» — 2006. — Ы^р://ЛеаЛег.огд.ги/соМеМ/ие'те/3/9/

33. Кез Э. Байкальских пеликанов прибыло // Учительская газета. — 1999. — № 20. — С. 11.

34. Учитель года-99 // Учительская газета. — 1999. — № 42. — С.11.

35. ГАИО.Ф.р-1929.оп.3.д.1582.л.113.

ТОЛСТИКОВ Алексей Валерьевич, аспирант кафедры истории, философии и социальных наук Иркутского государственного лингвистического университета.

Дата поступления статьи в редакцию: 28.03.2008 г.

© Толстиков А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.