Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность кафедры французского языка'

Научно-исследовательская деятельность кафедры французского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность кафедры французского языка»

В.Н.Васильева

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

Кафедра французского языка вошла в XXI век с серьезным научным багажом: процент дипломированных специалистов соответствует российскому уровню, научная и учебно-методическая продукция включает монографии, статьи, учебники по французскому языку, учебные пособия для студентов и школьников, методические разработки. Преподаватели кафедры принимают активное участие в международных, российских, региональных научных конференциях, симпозиумах, семинарах.

Профиль выпускающей кафедры обуславливает подготовку квалифицированных специалистов по французскому языку. Известно, что язык является основным культурологическим компонентом в содержании образования, а иностранный язык - фактором глобализации, информатизации и открытости российской системы образования.

Подготовка специалиста по иностранному языку педагогического профиля включает несколько компонентов, где научно-исследовательская деятельность занимает достойное место. Речь идет о развитии научных исследований в двух видах: НИР преподавателей и НИРС. Тематические направления научно-исследовательской деятельности сложились исторически и обусловлены объективными факторами. Это: развитие и функционирование языков и интенсификация учебного процесса по иностранным языкам в школе и вузе.

Оба направления носят наукоемкий характер и позволяют вести лингвистические и педагогические исследования на современном уровне.

Ретроспективный анализ НИР кафедры французского языка позволяет сделать вывод, что первое научное направление связано с именами кандидатов филологических наук М.С.Каплан, Р.З.Тарзимановой, которые заведовали кафедрой в шестидесятые-семидесятые годы и вели исследования в области стилистики и теоретической грамматики французского языка. Лингвистические исследования кафедры в последующие годы стали развиваться в сравнительносопоставительном плане в ключе научных исследований факультета иностранных языков КГПИ. Многие годы работала на кафедре французского языка кандидат филологических наук доцент С.М.Исхакова, действительный член Международной тюркской академии наук, ветеран Великой Отечественной войны Ее исследования связаны с изучением языков на сопоставительном уровне, сравнением татарского языка с аналитическими языками.

Современные исследования по филологии проводятся на кафедре в русле сопоставительного изучения языков. Фундаментальное исследование аспектуальности во французском и татарском языках проведено преподавателем кафедры М.Н.Закамулиной, которая защитила кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Ее исследование феномена темпоральности в разрезе слово, высказывание, текст обогатило лингвистическую науку новыми знаниями общих и специфических черт разноструктурных языков. Преподаватель кафедры А.Ф.Валеева провела серьезное исследование языкового поведения в полиэтническом обществе. Ею успешно защищена докторская диссертация. На кафедре французского языка трудятся кандидаты филологиче-

ских наук доценты Г.Р.Муллахметова и Р.М.Фахретдинов. Г.Р.Муллахметова проводит исследования по сопоставительному изучению французского и татарского языков. Доцент Р.М.Фахретдинов исследует феномен ассерции как новой коммуникативной грамматической категории во французском, русском и татарском языках.

Второе научное направление представляет собой научную школу по развитию речевой самостоятельности студентов и школьников. Оно утвердилось в восьмидесятые годы и успешно развивается. В этом русле работают профессор В.Н.Васильева, доценты Р.И.Губайдуллина, Г.И.Назарова, Л.Р.Ни-замиева, магистр педагогической академии М.В.Кононенко, старшие преподаватели Л.Н.Лысенко, Ю.Ф.Солуянова. Г.И.Назарова получила ученую степень кандидата педагогических наук за исследование речевой самостоятельности студентов в обучении письменной речи. Л.Р.Низамиева защитила кандидатскую диссертацию по развитию речевой самостоятельности студентов в обучении рецептивным видам речевой деятельности. На кафедре создана инновационная лаборатория, которая имеет университетский статус. В лаборатории разрабатываются новые технологии обучения и методы познавательно-практической деятельности. Так, Г.И.Назаровой разработаны новые методы овладения письменной речью. Л.Р.Низамиева разработала многоуровневый подход в обучении студентов рецептивным видам речевой деятельности. Л.Н.Лысенко исследует проблему развития речевой самостоятельности студентов на основе компьютерных технологий. Ю.Ф.Солуянова разрабатывает инновационную модель обучения аудированию. В.Н.Василье-ва работает над проблемой эволюции методов познавательно-практической деятельности в области обучения языкам. Все исследования второго направления гармонично вписываются в университетскую тематику интенсификации учебного процесса в школе и вузе.

Немаловажным фактором является участие зарубежных специалистов в учебной и научно-исследовательской деятельности кафедры. По направлению образовательного отдела посольства Франции в России на кафедре работали в качестве преподавателей граждане Франции: Мари-Доминик Шамп-луа, Натали Берас, Франсуа д’Естьенн, Мари-Анн Сорба, Жюли Жандр. В настоящее время на смену коллеге прибыла Эмманюэль Жезекель. Кроме учебной работы, носители языка проводят консультации для студентов и преподавателей, рецензируют работы на французском языке, участвуют в семинаре повышения квалификации преподавателей высшей школы РТ, который ежегодно проходит на кафедре французского языка педагогического университета. В результате сотрудничества с Институтом восточных языков и цивилизаций г.Парижа (ШАЬСО) кафедра принимает на стажировку выпускников этого учебного заведения, которые также работают на кафедре. Успешно работали на кафедре Лейла Беншила и Никола Мобек, которые помогли организовать не только семинары повышения квалификации для преподавателей французского языка в г.Казани, но и выездные семинары для преподавателей французского языка восточного региона Татарстана в г.Набережные Челны.

Мощным фактором повышения как языковой практической подготовки, так и научной является работа и стажировка членов кафедры во Франции, в среде изучаемого языка. Так, доценты И.А.Нигмедзянова, Р.И.Губайдуллина, Г.И.Назарова, неоднократно находились на стажировке вместе со студентами во Франции в педагогическом университете IUFM Парижского региона. В этом же учебном заведении прошла стажировку Л.Н.Лысенко. Ф.И.Яруллина работала в качестве лектора в Институте восточных языков и цивилизаций (INALCO, 1998-2000 г.). О. Ф. Остроумова прошла стажировку в научном центре "Caviliane Vichy" (2003 г.), Ю.Ф.Солуянова прошла стажировку в научном центре г.Безансона (2001 г.). Л.Р.Низамиева участвовала в форуме преподавателей французского языка в г.Париже (2000 г.). М.Ю.Пав-лова обучалась на курсах повышения квалификации в г.Париже (2002 г.), Г.И.Назарова прошла научную стажировку в г.Тулоне во Франции (2004 г.). Л.Л.Садовинова прошла со студентами стажировку в ИЮФМ академии Кре-тей в 2004 году. В.Н.Васильева неоднократно находилась на стажировке в г.Париже вместе со студентами, принимала участие в X Всемирном Конгрессе преподавателей французского языка. Кроме того, согласно плану НИР, ежегодно два преподавателя кафедры проходят стажировку или обучаются на ФПК в системе непрерывного образования в России.

Источником научного знания и апробации исследований является участие преподавателей кафедры в научных и научно-методических конференциях, семинарах, выставках и других формах научных собраний. Если проанализировать статистические данные участия преподавателей за последние пять лет, то картина открывается внушительная: официально зарегистрировано участие преподавателей в четырнадцати Международных конференциях, съездах, симпозиумах, выставках, в четырех всероссийских, восьми республиканских, трех региональных, шести межвузовских.

Эти данные свидетельствуют об активности преподавателей в выполнении НИР и росте научного потенциала. Можно проследить динамику качества научной и научно-методической продукции кафедры: опубликовано несколько монографий (М.Н.Закамулина, А.Ф.Валеева), издана серия учебников по французскому языку для средней школы с грифом МОРТ (В.Н.Васильева, Л.Р.Низамиева). Впервые на кафедре получен гриф МОРФ (пособие по чтению на французском языке, автор В.Н.Васильева), выпущены учебные пособия для школы (В.Н.Васильева, Р.И.Губайдуллина, И.А.Нигмедзянова) и вуза. Положительным фактом является наличие публикаций кафедры за рубежом. За последние пять лет опубликовано в различных международных сборниках и журналах девять статей и тезисов докладов. Кафедра французского языка стремится улучшить научные показатели, так как имеются объективные условия, с одной стороны - опыт научных исследований, с другой -способные молодые преподаватели.

Обзор НИР кафедры был бы неполным без анализа НИРС. Научно-исследовательская работа со студентами организована в соответствии с основными направлениями исследований.

НИРС структурирована в научные кружки и проблемные группы в соответствии с научными интересами преподавателей. Ежегодно студенты кафедры принимают участие в итоговой конференции ТГГПУ, Республиканском конкурсе научных работ студентов на соискание премии им.Лобачевского. Лучшие работы студентов публикуются в республиканских и университетских сборниках КГУ, ТГГПУ.

Ежегодно студенты занимают призовые места на различных конкурсах, в том числе и всероссийских. Так, в 2003 году студентка Лаврентьева Лилия заняла первое место на Всероссийском открытом конкурсе на лучшую работу среди студентов и аспирантов, в 2004 году студенты заняли первые три призовых места на Республиканском конкурсе им. Лобачевского, в 2005 году студенты заняли все призовые места на конкурсе лучшего гида-переводчика, организованного аппаратом Президента РТ. Студентка Лукина Марина заняла первое место в Международном конкурсе по французскому языку "Mot d’or" и награждена поездкой во Францию.

Для повышения интереса студентов к преподаваемым дисциплинам и в целях улучшения качества образования кафедра организует фонетический конкурс для студентов первого курса, театрально-фонетический конкурс для студентов второго курса, страноведческий - для студентов третьего курса, методический конкурс (представление авторских проектов) на четвертом курсе, конкурс литературного перевода с французского на русский и татарский языки на пятом курсе. Перечисленные виды работ охватывают всех студентов соответствующих курсов.

Для студентов четвертых и пятых курсов преподаватели кафедры организуют лекцию "Современные требования к написанию курсовых и квалификационных работ", что значительно помогает студентам в научной ориентации в понимании терминологического аппарата и структуры научной работы.

Ежегодно в течение многих лет (с 1994 г.) кафедра французского языка организует учебно-познавательные стажировки студентов в педагогических университетах (IUFM) Академии Кретей в рамках договора о сотрудничестве между педагогическим университетом и IUFM, принимает французских студентов на стажировку. Организуются совместные научно-практические конференции на педагогическую тематику, например, "Формирование педагогических кадров", "Обмен опытом по организации педагогической практики", "Специфика педагогического труда", "Диалог культур".

Привлекаются к научно-исследовательской деятельности и старшеклассники школ РТ, изучающие французский язык. Ежегодно организуются научные конференции для школьников по трем направлениям: литература, страноведение, теория языка. Учащиеся принимают активное участие во всех республиканских конкурсах, организованных кафедрой: чтеца, французской песни, театральном фестивале.

Успехи студентов в НИРС связаны непосредственным образом с международным сотрудничеством кафедры в научном, культурном и педагогическом планах.

Кафедра французского языка осуществляет долголетнее сотрудничество с Францией, страной изучаемого языка. Имеется договор о сотрудничестве с педагогическими университетами Франции (IUFM) академии Кретей Парижского региона. Данный договор был подписан в 1994 году между КГПУ и IUFM, в 2004 году подписан новый договор о сотрудничестве. Ежегодно организуются стажировки студентов во Франции на базе IUFM. Программа стажировок предусматривает занятия по практике речи, грамматике, французской литературе и культурную программу (посещение музеев, выставок, исторических памятников). Ежегодно в рамках договора кафедра французского языка принимает студентов из Франции. Программа приема предусматривает проведение совместных научно-практических конференций, посещение занятий, школ и детских садов, организацию круглых столов, знакомство с культурой Татарстана (музеи, театры, концертные залы, исторические памятники). Французские студенты также знакомятся с сельскими школами, где изучается французский язык.

Преподаватели IUFM Рафаэль Франкине, Жерар Бруссуа, Бриджит Фицзер выступали в качестве лекторов перед студентами и преподавателями на политические, педагогические и эстетические темы. Был осуществлен научный обмен. На международной конференции по гуманистическому образованию, проводимой в ТГГПУ, выступал г.Жерар Бруссуа. На научной конференции по экологии, проходившей во Франции в IUFM г.Мелуна, выступала доцент кафедры французского языка Р.И.Губайдуллина.

Следующим направлением в международной деятельности является сотрудничество с международной Федерацией преподавателей французского языка. Кафедра французского языка ТГГПУ является центром общественной организации "Альянс" преподавателей французского языка РТ. "Альянс" является полноправным и самостоятельным членом Международной Федерации.

Это членство позволяет, прежде всего, повышать профессиональный уровень преподавателей и улучшать качество учебного процесса.

Международная Федерация оказывает поддержку в виде учебного аутентичного материала (газеты, CD-ROM, журналы на французском языке, которые регулярно приходят из Парижа на кафедру французского языка) и приглашает на научные коллоквиумы.

Коллектив кафедры французского языка имеет объективные возможности поднять научную работу на более высокий уровень. В перспективном плане развития кафедры запланировано увеличение числа дипломированных специалистов, расширение аспирантуры, создание учебников и учебных пособий по французскому языку. Все эти усилия будут работать на улучшение качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.