Научная статья на тему 'Научная жизнь Саратовской консерватории: традиции и новые тенденции на примере научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества» '

Научная жизнь Саратовской консерватории: традиции и новые тенденции на примере научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научные традиции / Б. Л. Яворский / научная конференция / «Проблемы художественного творчества» / древнерусское богослужебное пение / духовная музыка / Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова. / scientific traditions / B. L. Yavorsky / scientific conference / «Problems of artistic creativity» / old Russian liturgical singing / spiritual music / Saratov State L. V. Sobinov Conservatory.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полозова Ирина Викторовна

В статье дается обзор Всероссийских Научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому, состоявшихся в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова 26–28 ноября 2019 г. Автор показывает преемственность проблематики в трудах выдающегося ученого середины ХХ в. Б. Л. Яворского и современных научных исследований в области духовной музыки. В статье анализируется круг искусствоведческих проблем, рассматриваемых на научном форуме. Так, в центре внимания большой группы ученых стали вопросы древнерусского певческого искусства: тема созвучности проблематики, затронутой в трудах Б. Л. Яворского, стилистике знаменного пения, греческим традициям в древнерусской богослужебной певческой практике, истории и теории знаменного пения и партесного стиля XVII — первой половины XVIII вв., современной клиросной практики и т. п. Широта заявленной на конференции проблематики проявилась в докладах, отражающих с вязи творчества композиторов разных национальных школ XIX–XX вв. с жанрами духовной музыки и т. д. В качестве выводов в работе показана эффективность алгоритма интеграции научной, просветительской, образовательной и собственно творческой (концертной) составляющих, что определило данное мероприятие как актуальное и резонансное в научной и музыкальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific Life of the Saratov Conservatoire: Traditions and New Trends on the Example of Scientific Readings Dedicated to B. L. Yavorsky «Problems of Artistic Creativity»

The article provides an overview of All-Russian Scientific Readings dedicated to B. L. Yavorsky, held at the Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire on November 26–28, 2019. The author shows the continuity of problems in the works of an outstanding scientist of the mid-twentieth century B. L. Yavorsky and modern scientific research in the field of sacred music. The article analyzes the range of art history problems considered at the scientific forum focusing on the issues of ancient Russian singing art: the theme of consonance of the problems discussed in the works of B. L. Yavorsky with the style of znamenny chant, Greek traditions in ancient Russian liturgical singing practice, history and theory of znamenny chant and part-singing style of the XVII — first half XVIII centuries, modern religious practices, etc. Wide scope of issues discussed at the conference is reflected in the papers demonstrating the connection of the XIX–XX centuries composers of different national schools with the genres of sacred music, etc. To sum up the paper points to the effectiveness of integration of scientific, educational and creative (concert) components that determined a high scientific rank of the Readings.

Текст научной работы на тему «Научная жизнь Саратовской консерватории: традиции и новые тенденции на примере научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества» »

Полозова Ирина Викторовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, проректор по научной и международной деятельности Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Polozova Irina Victorovna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Department of Music History, Vice Rector for scientific and international activities of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: i.v.polozova@mail.ru

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАУЧНЫХ ЧТЕНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ Б. Л. ЯВОРСКОМУ «ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»

В статье дается обзор Всероссийских Научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому, состоявшихся в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова 26-28 ноября 2019 г. Автор показывает преемственность проблематики в трудах выдающегося ученого середины ХХ в. Б. Л. Яворского и современных научных исследований в области духовной музыки. В статье анализируется круг искусствоведческих проблем, рассматриваемых на научном форуме. Так, в центре внимания большой группы ученых стали вопросы древнерусского певческого искусства: тема созвучности проблематики, затронутой в трудах Б. Л. Яворского, стилистике знаменного пения, греческим традициям в древнерусской богослужебной певческой практике, истории и теории знаменного пения и партесного стиля XVII — первой половины XVIII вв., современной клиросной практики и т. п. Широта заявленной на конференции проблематики проявилась в докладах, отражающих связи творчества композиторов разных национальных школ XIX-XX вв. с жанрами духовной музыки и т. д. В качестве выводов в работе показана эффективность алгоритма интеграции научной, просветительской, образовательной и собственно творческой (концертной) составляющих, что определило данное мероприятие как актуальное и резонансное в научной и музыкальной жизни.

Keywords: научные традиции, Б. Л. Яворский, научная конференция, «Проблемы художественного творчества», древнерусское богослужебное пение, духовная музыка, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова.

SCIENTIFIC LIFE OF THE SARATOV CONSERVATOIRE: TRADITIONS AND NEW TRENDS ON THE EXAMPLE OF SCIENTIFIC READINGS DEDICATED TO B. L. YAVORSKY «PROBLEMS OF ARTISTIC CREATIVITY»

The article provides an overview of All-Russian Scientific Readings dedicated to B. L. Yavorsky, held at the Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire on November 26-28, 2019. The author shows the continuity of problems in the works of an outstanding scientist ofthe mid-twentieth century B. L. Yavorsky and modern scientific research in the field of sacred music. The article analyzes the range of art history problems considered at the scientific forum focusing on the issues of ancient Russian singing art: the theme of consonance of the problems discussed in the works of B. L. Yavorsky with the style of znamenny chant, Greek traditions in ancient Russian liturgical singing practice, history and theory of znamenny chant and part-singing style of the XVII — first half XVIII centuries, modern religious practices, etc. Wide scope of issues discussed at the conference is reflected in the papers demonstrating the connection oftheXIX-XXcenturies composers of different national schools with the genres of sacred music, etc. To sum up the paper points to the effectiveness of integration of scientific, educational and creative (concert) components that determined a high scientific rank of the Readings.

Ключевые слова: scientific traditions, B. L. Yavorsky, scientific conference, «Problems of artistic creativity», old Russian liturgical singing, spiritual music, Saratov State L. V. Sobinov Conservatory

Саратовская государственная консерватория, в 2019 г. отметившая 107 лет, — один из старейших музыкальных вузов страны, в стенах которого на протяжении многих десятилетий формировались и развивались свои исполнительские и исследовательские традиции. Область музыковедения в Саратовской консерватории практически сразу заняла серьезные позиции, а представители консерваторской науки вошли в круг авторитетных исследователей отечественного искусствоведения (об этом подробнее: [8]).

В научной жизни Саратовской консерватории есть ряд значимых для вуза мероприятий, имеющих достаточно давнюю историю. Одним из ключевых проектов в области саратовского музыковедения являются Научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому, которые традиционно проходят в конце ноября, в дни памяти этого выдающегося ученого (22.06.1877 — 26.11.1942).

Имя исследователя-теоретика, занявшего важное

место в отечественном музыковедении — Болеслава Леопольдовича Яворского (фото 1) — имеет прямое отношение к развитию музыкального образования и музыкальной науки в Саратове. Впервые Болеслав Леопольдович оказывается в Саратовской консерватории в 1915 г., когда он, по поручению В. Э. Направника, в качестве представителя главной дирекции ИРМО принимает выпускные экзамены и инспектирует деятельность Саратовской консерватории, составив об этой работе подробный отчет [5, с. 429].

Последние годы жизни ученого также связаны с Саратовом. В годы войны в город был эвакуирован ряд столичных творческих коллективов, среди которых — Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. На протяжении почти двух лет (1941-1943) два старейших музыкальных вуза страны жили и развивались как единый организм. В эти годы в стенах Саратовской консерватории преподавали

ведущие музыканты-теоретики московской школы: Ю. В. Келдыш, С. С. Скребков, Б. М. Ярустовский, И. В. Способны, Б. Л. Яворский и многие другие, что, безусловно, способствовало активному развитию собственно саратовской музыкально-исторической и теоретической мысли (об этом подробнее: [7]).

Именно во время военной эвакуации в стенах Саратовской консерватории Болеслав Леопольдович активно работал, редактируя свой фундаментальный труд «Заметки о творческом мышлении русских композиторов от Глинки до Скрябина»1, который здесь же и получил обсуждение в кругу коллег. Именно в Саратове Яворский единственный раз провел в полном объеме разработанный им Баховский семинар, а также прочитал семинар по изучению стиля исполнения произведений, отправной точкой которого было внимание исполнителя к эстетике и исполнительским критериям эпохи создания конкретного произведения. Скоропостижная кончина ученого не позволила ему завершить исследования, но идеи, высказанные Яворским в своих трудах, оказались весьма продуктивными и плодотворными, в связи с чем и возникла мысль проводить в Саратове Научные чтения «Проблемы художественного творчества», посвященные Б. Л. Яворскому, как дань памяти этому исследователю.

Л. А. Вишневская в статье «К истории Всероссийских научных чтений памяти Б. Л. Яворского» кратко, но содержательно анализирует круг проблем, становящихся в центре внимания на этом научном форуме, отталкиваясь от самых первых Научных чтений, которые состоялись в 1992 г. по инициативе проректора по науке

Саратовской консерватории, кандидата искусствоведения, профессора Елены Дмитриевны Ершовой. Лилия Алексеевна показывает, насколько продуктивными и поистине неисчерпаемыми оказались проблемы, глубоко разработанные и только по касательной затронутые Б. Л. Яворским, как его идеи постоянно актуализируются научным сообществом и спустя более чем полувековую историю не теряют своей научной значимости [1].

Знаковость конференции, прошедшей в 26-28 ноября 2019 г., заключается в том, что мы сознательно сконцентрировали проблемное поле докладов и выступлений в рамках тематики, посвященной отечественной духовной музыке. Как упоминалось выше, в круг научных проблем, которые разрабатывал Б. Л. Яворский, с одной стороны, входило изучение стилевых основ творчества русских композиторов, а с другой — рассмотрение вопросов музыкальной семантики на примере духовных сочинений И. С. Баха. В этом отношении идея связать Научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому, с темой духовной музыки представляется вполне обоснованной.

Следует отметить, что спектр научных проблем, обсуждаемый на конференции, был достаточно широк, так как не ограничивался локальными хронологическими или географическими параметрами. В результате прозвучали доклады как по древнерусской богослужебной певческой практике, так и зарубежной и современной духовной музыке. Вместе с тем, нами вполне осознанно был сделан акцент на древнерусской богослужебной певческой традиции. В этом отношении идея была достаточно рискованная, так как круг музыкантов, погруженных в специфику русского богослужебного пения и ценящих красоту средневекового знаменного пения, не столь значителен. Тем более следует учитывать, что специалистов в Саратове по данной проблематике совсем немного. Однако, как представляется, нам удалось объединить собственно научную платформу конференции с практической составляющей. В результате получился успешный опыт организации научно-практической конференции, привлекшей внимание большого числа участников и слушателей.

Два дня из трех конференции были посвящены теоретическим и историческим вопросам православного богослужебного пения. «Хотя в последние десятилетия накоплен внушительный объем знаний в области культовой музыки, древнерусское певческое искусство остается по определению безграничным для изучения и творческого претворения» [8, с. 3-4]. Для участия в Научных чтениях были приглашены ведущие ученые страны в этой области, крупнейшие специалисты из Московской, Санкт-Петербургской, Ростовской, Уральской консерваторий, Российской академии музыки, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Уфимского государственного института искусств имени Загира

1 В Саратовской консерватории хранится часть архива Яворского, другая часть находится во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

86

Исмагилова, Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова и других научно-исследовательских центров (фото 2). Конференция началась с выступления кандидата искусствоведения, доцента, зав. кафедрой истории музыки, руководителя Центра по изучению традиций культовой музыки Саратовской консерватории Анжелы Григорьевны Хачаянц, которая в своем докладе соединила характеристику отдельных стилевых аспектов знаменного распева с идеями, высказанными Яворским в своих трудах, актуальными для средневекового богослужебного пения, что в очередной раз показало многоаспектность теоретических работ выдающегося ученого, широту охваченных и поставленных им искусствоведческих проблем (фото 3).

Фото 2

Викторовны Швец), специфике знаменной нотации XVII в. (доклад кандидата искусствоведения, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Вероники Юрьевны Григорьевой) и др. Большой интерес студентов, педагогов и гостей конференции вызвали занятия-практикумы по знаменному пению Т. В. Швец и В. Ю. Григорьевой, на которых органично совмещались теоретические сведения о знаменном пении с их практическим освоением (фото 4). В докладах Марии Сергеевны Пигулевской и Евгении Евгеньевны Гатовской были подняты вопросы изучения традиций богослужебного пения в среде ведущей певческой корпорации русского Средневековья — Хоре Государевых певчих дьяков и творчестве одного из его представителей, ведущего композитора петровской эпохи — Василия Титова, а выступление выпускницы Саратовской консерватории Кристины Владимировны Ивановой было посвящено анализу песнопений в честь праздника Казанской иконы Божией Матери.

В первый день конференции (секция «Духовное наследие христианской культуры: история и современность», модератор доктор искусствоведения, профессор Наталья Юрьевна Плотникова) прозвучали содержательные выступления о певческих рукописях греческой традиции (доклад кандидата искусствоведения, доцента РАМ имени Гнесиных Ирины Павловны Шеховцовой), древнерусской кондакарной нотации ХП-Х1У вв. (доклад кандидата искусствоведения, доцента Санкт-Петербургской консерватории Татьяны

Второй день Научных чтений начался с мастер-класса кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева Лады Вадимовны Кондрашковой — авторитетного исследователя в области строчного многоголосия. В центре внимания ее выступления был вопрос эволюции демественного многоголосия (фото 5). На примере 18 разных списков песнопения, известного под названием «Честнейшая разная», исследователь показала эволюцию его фиксации в певческих рукописях конца XV — первой четверти XVIII в., которая «иллюстрирует весь путь развития демественного многоголосия, от ненотированных последовательно изложенных разных текстов, прославляющих Богородицу, для голосов демество, верх, низ и путь, до нотной четырехголосной партитуры» [4, с. 1].

Мастер-класс, проведенный доктором искусствоведения, профессором кафедры теории музыки Московской консерватории Натальей Юрьевной Плотниковой — крупнейшего специалиста в области партесного стиля, был посвящен партесному многоголосию, стилистике четырехголосных концертов Николая Дилецкого. Наталье

Фото 5

Юрьевне принадлежит серьезное открытие в области изучения партесного стиля — ею обнаружены и атрибутированы 36 хоровых концертов Н. Дилецкого, которые в настоящее время активно вводятся в научный обиход и исполнительскую практику (об этом подробнее см. [6]). Исследователь в своем мастер-классе предложила стройную классификацию хоровых концертов Дилецкого, выявила их основные стилевые черты, особое внимание уделив вопросам композиции (фото 6). Украшением выступления Н. Ю. Плотниковой был иллюстративный музыкальный материал, воспроизводивший пока еще редко звучащие хоровые композиции Н. Дилецкого.

Фото 6

Доклады второго дня конференции (секция «Духовное наследие христианской культуры: история и современность», модератор кандидат искусствоведения, доцент Анжела Григорьевна Хачаянц) были посвящены истории и теории богослужебного пения Нового времени как официальной православной, так и старообрядческой конфессий. В ряде докладов были отражены проблемы современной клиросной практики. Доктор искусствоведения, профессор Уральской консерватории Оксана Евгеньевна Шелудякова осветила основные виды и формы современного клиросного пения, опираясь на свой многолетний опыт участия в богослужении. Созвучным ее докладу прозвучало выступление

кандидата искусствоведения, ведущего специалиста Мемориального музея-квартиры Е. Ф. Гнесиной РАМ имени Гнесиных Норы Александровны Потемкиной, которая рассказала о творчестве современного московского регента и композитора Е. С. Кустовского и презентовала его основные опусы, предназначенные для исполнения за богослужением. Исторические и теоретические аспекты богослужебной певческой практики Храма в честь Смоленской иконы Божией Матери г. Октябрьска Самарской области освещены в докладе Юлии Викторовны Тюряковой.

Актуальным и содержательным стал доклад зав. кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Екатерины Александровны Смирновой, отразившей в своем выступлении основные сферы образовательной, научной и просветительской деятельности кафедры. Кроме того, Екатерина Александровна обозначила основной круг проблем современного музыкального образования в сфере древнерусского певческого искусства. Выступления доктора искусствоведения, профессора Ирины Викторовны Полозовой, кандидата искусствоведения, профессора Ирины Львовны Егоровой и Ольги Александровны Емельяновой были также посвящены певческой практике: взаимовлияниям и межкультурным взаимодействиям в старообрядческом богослужебном пении (доклад И. В. Полозовой), практике общенародного пения в Москве и Санкт-Петербурге в начале XIX в. (доклад О. А. Емельяновой) и вопросам бытования духовного стиха в современной фольклорной традиции (доклад И. Л. Егоровой), доклад кандидата искусствоведения Аллы Эдуардовны Рудяко-вой осветил вопрос становления хоровой деятельности в Саратовской губернии в XIX в.

Третий день конференции (секция «Отечественная музыкальная культура в контексте мирового искусства», модератор доктор искусствоведения, профессор Ирина Викторовна Полозова) включал в себя доклады более широкой тематики и был связан с творчеством композиторов XIX-ХХ вв. Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник, профессор Александр Иванович Демченко приурочил свой доклад 85-летию со дня рождения А. Г. Шнитке и осветил проблему межнациональных связей в творческом наследии композитора. Кандидат искусствоведения, профессор Ростовской консерватории Галина Евгеньевна Калошина и кандидат искусствоведения, профессор Саратовской консерватории Сергей Игоревич Нестеров посвятили свое яркое выступление памяти недавно почившего Гии Канчели. В своем выступлении С. И. Нестеров поделился личными впечатлениями от творческого сотрудничества с Г. Канчели при подготовке к исполнению метацикла композитора «Жизнь без Рождества». Столь же эмоционально прозвучало выступление профессора Саратовской консерватории Татьяны Иосифовны Кан, которая в своем мемориальном докладе вдохновенно рассказала об исполнении духовной музыки выдающимся дирижером Р. В. Матсовым, чья творческая деятельность была тесно связана с Саратовом. Татьяна Иосифовна

проиллюстрировала свое выступление редкими аудио- и видеозаписями исполнения Р. В. Матсовым «Реквиема» В. А. Моцарта и «Страстей по Иоанну» И. С. Баха.

Религиозно-философские идеи в творчестве В. Беллини (доклад Ольги Леонидовны Кубкиной из Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова), поздних сочинениях П. И. Чайковского (доклад кандидата искусствоведения, доцента Саратовской консерватории Елены Владимировны Пономаревой) и Д. Лигети (доклад кандидата искусствоведения, преподавателя Саратовской консерватории Елены Сергеевны Андреевой) раскрыли разные грани духовного наследия композиторов Х1Х-ХХ вв. с точки зрения интертекстуальности и семиотики. В завершение работы секции прозвучал доклад кандидата искусствоведения, доцента Саратовской консерватории Ирины Владимировны Сергеевой, посвященный развитию полонийного движения в музыкальной культуре современного Саратова. В своем выступлении Ирина Владимировна очень органично замкнула круг докладов своим обращением к главному герою конференции — Болеславу Леопольдовичу Яворскому, имеющему польские корни.

Можно отдельно говорить о каждом докладе, прозвучавшем на всех трех секциях конференции, так как каждое выступление отличалось яркостью и эмоциональностью, продуманностью и научной новизной. В результате программа мастер-классов и докладов показала многогранность заявленной на конференции тематики, а также перспективность изучения духовных композиций и богослужебной певческой практики в ее историческом и теоретическом аспектах, ретроспекции и современном бытовании.

Своеобразным завершающим аккордом Научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества», послужила презентация изданий Александра Ивановича Демченко, который познакомил аудиторию со своими монографиями последних лет. Автор сконцентрировал внимание на ключевых темах своих научных исследований и развил тему духовного мира Художника на примере выдающихся композиторов ХХ в., в том числе и музыкантов, имеющих саратовские корни: А. Г. Шнитке и Е. В. Гохман [2]. Еще одним важным фундаментальным трудом ученого стала презентация солидного издания «Мировой художественный процесс», в котором А. И. Демченко последовательно исследует весь процесс длительной эволюции мирового искусства [3].

Безусловно, Научные чтения не имели бы такого широкого резонанса в музыкальной среде Саратова, если бы в программу конференции не были включены выступления замечательных коллективов, программы которых содержали древнерусские песнопения. Так, в рамках Научных чтений состоялись два концерта: Хора Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции (руководитель Д. А. Григорьев, Москва, фото 7), а также совместный концерт ансамбля Санкт-Петербургской консерватории «Знамение» (руководитель Т. В. Швец, Санкт-Петербург, фото 8) и Ансамбля древнерусского

певческого искусства Саратовской консерватории (руководитель А. Г. Хачаянц, Саратов, фото 9). Выступление этих коллективов собрало большую аудиторию заинтересованных слушателей, получивших уникальную возможность глубже познакомиться с высокопрофессиональным исполнением песнопений древнерусской певческой традиции. Эти концерты стали настоящим украшением конференции. Кроме того, специально к проведению нашей научной конференции в Отделе редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки Саратовского национального государственного

Фото 7

ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ.

ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ 2020 № 1 (7) Традиции Саратовской консерватории

исследовательского университета имени Н. Г. Чернышевского была подготовлена выставка, представляющая рукописные певческие книги из собрания библиотеки. Для гостей и участников конференции экскурсию по выставке провела А. Г. Хачаянц, рассказавшая о богатом собрании певческих (прежде всего старообрядческих) рукописей Отдела, основных фондах и ценности университетской рукописной коллекции (фото 10).

Подводя итоги прошедшей конференции, следует выделить, на мой взгляд, два значимых момента. Первый связан с научной составляющей конференции. Несомненно, выступление с развернутыми докладами ведущих специалистов в области русского богослужебного пения способствовало развитию научной рефлексии по вопросам духовной музыки прошлого и настоящего. Второй момент связан с реализацией не менее важных для Саратова просветительской и образовательной функций, так как благодаря такому представительному научному форуму, включающему и мастер-классы практического характера, во многом были заполнены лакуны в области современных представлений саратовских музыкантов и прихожан по вопросам богослужебного пения. Думается, что такой формат научных конференций, сочетающий в себе существенную научную новизну, и практическую ориентированность, следует развивать и в дальнейшем, так как программа, выстроенная подобным образом, органично сочетает как научную составляющую, так и сферу, актуальную для представителей исполнительских специальностей, музыкантов-практиков, регентов и просто любителей духовной музыки.

Таким образом, Саратовская консерватория, бережно сохраняя традиции, расширяет горизонты своей науч-

Фото 10

ной деятельности, обращаясь к истокам отечественной музыкальной культуры и обнаруживая поистине неисчерпаемые и перспективные исследовательские ракурсы и темы.

Литература

1. Вишневская Л. А. К истории Всероссийских научных чтений памяти Б. Л. Яворского // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому и приуроченных к 105-летию Саратовской консерватории (23-24 ноября 2017 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2017. С. 3-6.

2. Демченко А. И. Два гения с берегов Волги. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2017. 372 с.

3. Демченко А. И. Мировой художественный процесс. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2019. 1000 с.

4. Кондрашкова Л. В. «Честнейшая разная» и эволюции формы записи демественного многоголосия. Рукопись, 2019.

5. Малышева Т. Ф. Яворский Болеслав Леопольдович // Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везме-

тинова, 2012. С. 429-430.

6. Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия // Музыкальная академия. 2013 № 2. С. 77-82.

7. Полозова И. В. Научная деятельность в Саратовской консерватории в контексте развития отечественной науки в 1940-е гг. // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому и приуроченных к 105-летию Саратовской консерватории (23-24 ноября 2017 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2017. С. 75-88.

8. Полозова И. В. Научная школа Саратовской консерватории: традиции и перспективы // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 2. С. 3-6.

9. Хачаянц А. Г. Об ансамбле древнерусского певческого искусства Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 2 (4). С. 3-6.

References

1. Vishnevskaya L. A. K istorii Vserossijskih nauchnyh chtenij pamyati B. L. Yavorskogo [On the history of All-Russian Scientific Readings in memory of B. L. Yavorsky] // Problemy hudozhest-vennogo tvorchestva: sbornik statej po materialam Vserossijskih nauchnyh chtenij, posvyashchennyh B. L. Yavorskomu i priu-rochennyh k 105-letiyu Saratovskoj konservatorii (23-24 noy-abrya 2017) [Problems of artistic creativity: a collection of articles based on the materials of All-Russian Scientific Readings dedicated to B. L. Yavorsky and to the 105th anniversary of Saratov Conservatoire (November 23-24, 2017)]. Saratov: Saratovskaya gosu-darstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2017. P. 3-6.

2. Demchenko A. I. Dva geniya s beregov Volgi [Two geniuses from the banks of the Volga]. Saratov: Saratovskaya gosudarstven-naya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2017. 372 p.

3. Demchenko A. I. Mirovoj hudozhestvennyj process [World art process]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2019. 1000 p.

4. Kondrashkova L. V. «Chestnejshaya raznaya» i evolyutsii formy zapisi demestvennogo mnogogolosiya [«The Most Honest different» and the evolution of the form of recording a demestic polyphony]. Rukopis' [manuscript], 2019.

5. Malysheva T. F. Yavorskij Boleslav Leopol'dovich [Yavorsky Boleslav Leopoldovich] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova: 1912-2012: Entsiklopediya [Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov: 1912-2012: encyclopedia]. Saratov: Izd. IP Vezmetinova, 2012. P. 429-430.

6. Plotnikova N. Yu. Tvorchestvo Nikolaya Diletskogo: novye

Информация об авторе

Ирина Викторовна Полозова E-mail: i.v.polozova@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

otkrytiya [Creativity of Nikolai Diletsky: new discoveries] // Muzykal'naya akademiya [Music Academy]. 2013 № 2. P. 77-82.

7. Polozova I. V. Nauchnaya deyatel'nost' v Saratovskoj konservatorii v kontekste razvitiya otechestvennoj nauki v 1940-e gg. [Scientific activity of Saratov Conservatory in the context of the development of domestic science in the 1940s] // Problemy hudozhestvennogo tvorchestva: sbornik statej po materialam Vserossijskih nauchnyh chtenij, posvyashchennyh B. L. Yavorskomu i priurochennyh k 105-letiyu Saratovskoj konservatorii (23-24 noyabrya 2017) [Problems of artistic creativity: a collection of articles based on the materials of all-Russian scientific readings dedicated to B. L. Yavorsky and to the 105th anniversary of the Saratov Conservatoire (November 23-24, 2017)]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2017. P. 75-88.

8. Polozova I. V. Nauchnaya shkola Saratovskoj konservatorii: traditsii i perspektivy [Scientific school of the Saratov Conservatoire: traditions and prospects] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts] 2018. № 2. P. 3-6.

9. HachayantsA. G. Ob ansamble drevnerusskogo pevchesk-ogo iskusstva Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova [About the ensemble of old Russian singing art of the Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2019. № 2 (4). P. 3-6.

Information about the author

Irina Victorovna Polozova E-mail: i.v.polozova@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, Kirov Av., 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.