Научная статья на тему 'Об Ансамбле древнерусского певческого искусстваСаратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова'

Об Ансамбле древнерусского певческого искусстваСаратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
древнерусское церковно-певческое искусство / Ансамбль древнерусского певческого искусства / Саратовскаягосударственная консерватория. / Russian church chant art / Ensemble of Ancient Russian Church Chant / Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хачаянц Анжела Григорьевна

В статье освещена деятельность Ансамбля древнерусского певческого искусства Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Участники Ансамбля — студенты кафедры народного пения и этномузыкологии, руководитель —заведующая кафедрой истории музыки Анжела Хачаянц. Сообщается об истории создания Ансамбля, его репертуаре, который включает монодийные и многоголосные образцы русской средневековой церковной музыки из рукописей XVII века, песнопения из старообрядческих книг и образцы современного пения в старообрядческих поселениях на территории Саратовской области. Охарактеризованы некоторые рукописные источники, из которых берутся песнопения для исполнения. Представлена концертная и просветительская деятельность Ансамбля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Хачаянц Анжела Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Ensemble of Ancient Russian Church Singing of Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire

This article is devoted to the Ensemble of Ancient Russian Singing Art of the Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire. The members of the Ensemble are students of Folk Singing and Ethnomusicology Department, the Leader of the Ensemble is the Head of Music History Department Angela Khachayants. The article tells about the origin of the Ensemble, its repertoire, which includes monodic and polyphonic samples of Russian medieval church music from 17th century manuscripts, chants from Old Believers' books and samples of modern singing in Old Believers settlements in the Saratov region, and concert and educational activities of the Ensemble. The article presents information on some handwritten sources of chants performed by the Ensemble.

Текст научной работы на тему «Об Ансамбле древнерусского певческого искусстваСаратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова»

Хачаянц Анжела Григорьевна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Khachayants Anzhela Grigorevna, PhD (Arts), Assistant Professor, the Head of History of Music Department of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: angela_h@bk.ru

ОБ АНСАМБЛЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА САРАТОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ Л. В. СОБИНОВА

В статье освещена деятельность Ансамбля древнерусского певческого искусства Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Участники Ансамбля — студенты кафедры народного пения и этномузыкологии, руководитель — заведующая кафедрой истории музыки Анжела Хачаянц. Сообщается об истории создания Ансамбля, его репертуаре, который включает монодийные и многоголосные образцы русской средневековой церковной музыки из рукописей XVII века, песнопения из старообрядческих книг и образцы современного пения в старообрядческих поселениях на территории Саратовской области. Охарактеризованы некоторые рукописные источники, из которых берутся песнопения для исполнения. Представлена концертная и просветительская деятельность Ансамбля.

Ключевые слова: древнерусское церковно-певческое искусство, Ансамбль древнерусского певческого искусства, Саратовская государственная консерватория.

ABOUT THE ENSEMBLE OF ANCIENT RUSSIAN CHURCH SINGING OF SARATOV STATE L. V. SOBINOV CONSERVATOIRE

This article is devoted to the Ensemble of Ancient Russian Singing Art of the Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire. The members of the Ensemble are students of Folk Singing and Ethnomusicology Department, the Leader of the Ensemble is the Head of Music History Department Angela Khachayants. The article tells about the origin of the Ensemble, its repertoire, which includes monodic and polyphonic samples of Russian medieval church music from 17th century manuscripts, chants from Old Believers' books and samples of modern singing in Old Believers settlements in the Saratov region, and concert and educational activities of the Ensemble. The article presents information on some handwritten sources of chants performed by the Ensemble.

Key words: Medieval Russian church chant art, Ensemble of Ancient Russian Church Chant, Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire.

Среди многообразия замечательных содружеств музыкантов Саратовской государственной консерватории есть Ансамбль древнерусского певческого искусства, репертуар которого является раритетным. Определенно нельзя назвать распространенным исполнение традиционных песнопений Русской Православной Церкви многовековой давности. Именно этот пласт отечественной музыки составляет исполнительскую основу Ансамбля. Его участники — студенты кафедры народного пения и этномузыкологии СГК, руководитель — кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки — Анжела Григорьевна Хачаянц.

Ансамбль сложился в 2010 году из состава курсовых ансамблей, прежде руководимых Мариной Александровной и Натальей Александровной Закатовыми, и при активной поддержке заведующего кафедрой народного пения и этномузыкологии СГК, профессора Александра Сергеевича Ярешко. Поначалу это был эксперимент по практическому освоению традиций древнего церков-но-певческого искусства студентами-фольклористами. Импульсом к пробам в данной певческой области послужило выступление Санкт-Петербургского ансамбля древнерусского певческого искусства «Ключ разумения» под руководством Наталии Викторовны Мосягиной. На концерте в Малом зале СГК тогда многие впервые услышали голоса древней Церкви — греческой, сербской, русской — и поразились их строгой красоте.

Со временем эксперимент перерос в постоянный

учебный коллектив при кафедре. В настоящее же время Ансамбль входит в структуру недавно созданного по инициативе ректора Саратовской консерватории Александра Германовича Занорина Центра по изучению традиций культовой музыки при Шнитке-центре СГК и представляет собой его творческое направление.

Иллюстрация 1. Ансамбль древнерусского певческого искусства Саратовской государственной консерватории

1

«Поднять» древние сокрытые пласты музыкально-культурного наследия невозможно без подготовительной источниковедческой и научно-исследовательской работы. Хотя в последние десятилетия накоплен внушительный объем знаний в области культовой музыки, древнерусское певческое искусство остается по определению безграничным для изучения и творче-

ского претворения. Участники Ансамбля также приобщаются к тайнам крюкового письма, к его «дроби и тонкости». На конкретных примерах постигают принципы распевания текста, композиции и ладовой организации традиционной знаменной монодии. Песнопения исполняются как по расшифровкам, так и по оригинальной знаменной нотации.

Репертуар Ансамбля древнерусского певческого искусства составляют богослужебные песнопения XVII-XIX веков знаменной традиции, раннее русское многоголосие XVII века — строчное, демественное, партесное, а также книжные и поздние фольклорные духовные стихи. Источниками певческого материала служат рукописные памятники ХУП-Х1Х века из столичных библиотечных рукописных собраний (РГБ, РНБ, БАН), расшифровки которых осуществляют ученые медиевисты и практики Е. А. Смирнова, Т. В. Швец (Санкт-Петербург), Л. В. Кондрашкова, Г. Б. Печенкин (Москва) и другие. Но особо значимо то, что благодаря Ансамблю ожили, зазвучали уникальные памятники из собрания отдела редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Это поистине богатейшее собрание, включающее певческие манускрипты от XVI века, остается до конца неоцененным [см. 4]. В свои программы Ансамбль включает рождественский ирмос «Христос раждается» и стихиру на Богоявление «Днесь Христос на Иордан» из сборников XVII века в расшифровках А. Г. Хачаянц. Последнее песнопение представляет собой образец усложнения знаменной монодии так называемыми «мутациями» (сдвигами) обиходного звукоряда. Знаменный распев представлен и образцами старообрядческой письменной культуры XIX века, в их числе стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе», а также величание Благовещению «Архангельский глас» — один из немногих образцов сохраненной старообрядцами древней практики пения с асемантическими слоговыми вставками — «аненай-ками». В величании Благовещению асемантическая вставка как бы являет собой замену невыразимой, не-вербализуемой прямой речи Архангела Гавриила, обращающегося с благой вестью к Деве Марии [3, с. 242].

В буквальном смысле уникальным является многоголосное троестрочное песнопение «Ныне силы небесные». Его расшифровка выполнена Л. В. Кондрашковой по единственной крюковой партитуре с киноварными степенными пометами1, находящейся в сборнике 80-90-х годов XVII века в собрании Научной библиотеки СГУ. Многоголосные списки этого песнопения имеются также в изложении квадратной линейной нотацией в двух рукописях ГИМ и РНБ, однако подробно опомеченную «саратовскую» крюковую партитуру можно считать оригинальной и исключительной2.

В свои выступления Ансамбль включает образцы

Иллюстрация 2. Фрагмент партитуры песнопения «Ныне силы небесные». Рукопись 2816. Отдел редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского_

■г,

СГ

¿у

1П4 па ми и — —•—

/ // г? \ /X7-'1 ^

■ . 1 - '" г** Г 'уё -* г*'' ' ч7-Г. мл Н1 жл С-— —>-

-11Ж- /V Г/Л пУн'^

/Л -I , ^/'/>1Ц?

-1-и -<*-> ■ -1 'У-/-и.1 '1"' Ъ' ^У^г.'"'!1^^' ■

Г/^п [У >-/»'. I П /»*• 1

7-/1 ■ , /'■• С /.'. I ■ 7

¡> 7 1 -7

духовных стихов разной стилистики. Этот вид внебо-гослужебного молитвенного пения имел многовековую историю бытования на русской почве и стал особо излюбленным в старообрядческой среде, зачастую замещая «мирские» — светские, народные — песни, особенно в дни церковных постов. Наиболее ранними письменно фиксируемыми стихами стали так называемые средневековые «стихи покаянные», распетые в знаменной стилистике. В репертуаре Ансамбля есть покаянны «Сего ради нищ есмь» 7 гласа и «Душе моя» 6 гласа. Оба образца почерпнуты из старообрядческого крюкового рукописного Стиховника конца XIX века местного происхождения. Исполняет Ансамбль и поздние книжные вирши: «Взирай с прилежанием» с текстом Стефана Яворского, «Христос днесь родися» на Рождество и пасхальную псальму «Се ныне радость». Это образцы силлабического стихосложения, изложенные в кантовом складе, с тонально-функциональной организацией. Однако одноголосное изложение их напевов также можно обнаружить в старообрядческих письменных источниках. Современная устная традиция исполнения духовных стихов также удивительно жива. Один из об-

1 Киноварные (то есть красные) буквенные пометы сформировались в XVII веке и уточняли звуковысотное значение невм (знамен), то есть определяли ступени («степени») звукоряда. Их наличие помогает дешифровке распева при переводе на линейную нотацию.

2 Песнопение с расшифровкой опубликовано: [2].

4

разцов, записанных выпускницей кафедры народного пения и этномузыкологии Юлией Григорьевой в Хвалынском районе Саратовской области, также включен в концертные программы Ансамбля. Это удивительной красоты и силы распев стиха «Не унывай, душе моя».

Особо ценным является исполнение ряда песнопений, бытующих в современной устной практике местных старообрядцев. Так, ряд жанров — тропарь и задостой-ник Пасхи, Достойно есть, Трисвятое заупокойное и другие, вошедшие в программы Ансамбля, были записаны в 2002 году доктором искусствоведения, профессором И. В. Полозовой в Хвалынском районе Саратовской области. Песнопения свидетельствуют о живом, но творчески переосмысленном средневековом каноне пения. Из наследия старообрядчества местного региона также в репертуаре находится Херувимская песнь «иргизского напева». Адаптированный в иргизских монастырях для текста Херувимской «киевский распев» в свое время разошелся по России с самоназванием «иргизского» [1, с. 76-77]. Хотя ладовая и композиционная специфика мелодической строки этой Херувимской далека от чистой знаменной стилистики, песнопение сохраняет аскетичный дух в плавных нешироких по диапазону попевках, в их однообразном чередовании-нанизывании на канву древнего текста молитвы.

Если способы расшифровки древних песнопений имеют свою научную доказательность, то степень аутентичности самой манеры исполнения остается до сих спорной. Поскольку Ансамбль составляют студенты-фольклористы, постольку звуковая «материя» близка фольклорному звучанию, что в целом не противоречит представлениям о традиционном пении (в том числе русском средневековом), хотя и не является единственно возможным.

В 2013 году Ансамбль древнерусского певческого искусства принимал участие в концерте в рамках Ежегодного международного симпозиума медиевистов «Бражниковские Чтения» в Санкт-Петербурге, хотя до определенного времени публичную практику коллектива нельзя было назвать насыщенной. В 2016 году

состоялись два больших концерта Ансамбля с участием другого замечательного творческого содружества — ансамбля «Алиенор», единственного в Саратове специализирующегося на средневековых европейских вокальных жанрах. Затем Ансамбль выступил с рождественской программой в Троицком соборе Саратова, показал свое искусство в рамках общественно-культурного форума «Живая традиция» в Москве.

В 2018 году проект Ансамбля стал победителем в конкурсе малых грантов «Православная инициатива» (фонд «Соработничество»). Проект «Прошлое поет, пока мы его слышим» имел благородную просветительскую цель: знакомство жителей малых провинциальных городов с древними формами церковного пения и с региональными традициями культового пения, в том числе старообрядческого. В сентябре и октябре 2018 годы Ансамбль дал концерты в Саратове и городах области. Первым в этом списке стал Хвалынск, в краеведческом музее которого Ансамбль с большим воодушевлением и теплом был встречен уже во второй раз. Затем выступления состоялись в Вольске, Пугачеве, Балашове и Балаково. В основном принимающей стороной были краеведческие музеи, подготовившие тематические экспозиции рукописных книг и живописи. Концерт в Балашове был поддержан Преосвященным Тарасием, епископом Балашовским и Ртищевским, и проходил в стенах Балашовского филиала Саратовского областного колледжа искусств.

Наконец, особой удачей можно считать осуществление записи аудиотреков в исполнении Ансамбля в профессиональной звукозаписывающей студии.

Ансамбль древнерусского певческого искусства — это учебный коллектив, всегда находящийся в стадии становления и роста. Однако его деятельность — это уникальная возможность для древней отечественной музыкальной культуры стать звучащей и услышанной, пусть и в концертном исполнении. Её ценность — непреходяща и равна ценности старинной иконы и средневекового храма. И только звучащая музыка жива.

Литература

1. Полозова И. В. Культурное наследие саратовского старообрядчества и развитие церковно-певческой практики в XVШ-XIX вв. на примере иргизских и черемшанских монастырей // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 1. С. 70-79.

2. Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. Материалы Международной научной конференции. Вып. 2. Нотные материалы / Ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. М.: Государственный институт искусствознания, 2016. 60 с.

3. Хачаянц А. Г. К вопросу о вставных слогах в церковных

песнопениях (по рукописям XVII века) // Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии). Доклады Международной конференции, Вена, 2014. Вена-Брно: Tribun EU s.r.o., 2016. С. 213-245.

4. Хачаянц А. Г. Певческие рукописи XVI-XVIII веков в Зональной научной библиотеке им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 4. По материалам научных конференций «Бражниковские чтения» 2008-2009 годов / Сост. и науч. ред. А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова. СПб., 2010. С. 174-180.

References

1. Polozova I.V. Kulturnoe nasledie saratovskogo staroobry-adchestva i razvitie cerkovno-pevcheskoj praktiki v XVIII-XIX vv. na primere irgizskih i cheremshanskih monastyrej [Cultural legacy of Old Belief in Saratov region and development of liturgical singing practice in XVIII-XIX centuries on the example of Irgiz and Cheremshany monasteries] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 1. P. 70-79.

2. Russkoe muzykalnoe barokko: tendencii i perspektivy issle-dovaniya [Russian musical Baroque: trends and prospects of research]. Materialy M ezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Vyp. 2. Notnye materialy [Materials of International Scholarly Conference. Issue 2. Music notes] / Comp. and ed. by N. Yu. Plotnikova. M.: Gosudarstvennyj institut iskusstvoznaniya, 2016. 60 p.

3. Khachayants A. G. K voprosu o vstavnyx slogax v cerkovnyx pesnopeniyax (po rukopisyam XVII veka) [On the question of

inserted syllables in church chants (according to manuscripts of the 17th century)] // Theorie und Geschihte der Monodie (Teoriya i istoriya monodii). Doklady Mezhdunarodnoj konferencii, Vena, 2014 [Theorie und Geschihte der Monodie (Theory and History of monody). Materials of International Scholarly Conference. Vena, 2014]. Vena-Brno: Tribun EU s.r.o., 2016. P. 213-245.

4. Khachayants A. G. Pevcheskie rukopisi XVI-XVIII vekov v Zonalnoj nauchnoj biblioteke im. V. A. Artisevich Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta [Church chant manuscripts at the Zonal Scientific library named after V. A. Artisevich of Saratov State University] // Drevnerusskoe pesnopenie. Puti vo vremeni. Vyp. 4. Po materialam nauchnyh konferencij «Brazhnikovskie chteniya» 2008-2009 godov [Old Russian chants. Paths in time. Issue 4. On the Materials of Scholarly conferences «Brazhnikov Readings» 2008-2009] / Comp. and ed. by A. N. Kruchinina, N. V. Ramazano-va.SPb., 2010. P. 174-180.

Информация об авторе

Анжела Григорьевна Хачаянц E-mail: angela_h@bk.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Information about the author

Anzhela Grigorevna Khachayants E-mail: angela_h@bk.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, Kirov Avenue, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.