Научная статья на тему 'Научная школа как способ программирования и самопрограммирования ученых: объяснительные позиции научной школы Филонова Льва Борисовича'

Научная школа как способ программирования и самопрограммирования ученых: объяснительные позиции научной школы Филонова Льва Борисовича Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
264
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ОБЩЕЗНАЧИМЫЙ ОПЫТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ И САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ананьева Наталия Анатольевна

Статья посвящена памяти крупнейшего отечественного специалиста в области психологии Филонова Льва Борисовича. В статье приводятся основные позиции выделения научной школы Филонова Л.Б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная школа как способ программирования и самопрограммирования ученых: объяснительные позиции научной школы Филонова Льва Борисовича»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1

Ананьева Наталия Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент НОУ ВПО Московский Институт Психологии, г. Москва, РФ

E-mail: ananyeva70@mail.ru

НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК СПОСОБ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И САМОПРОГРАММИРОВАНИЯ УЧЕНЫХ: ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ФИЛОНОВА

ЛЬВА БОРИСОВИЧА

Аннотация

Статья посвящена памяти крупнейшего отечественного специалиста в области психологии Филонова Льва Борисовича. В статье приводятся основные позиции выделения научной школы Филонова Л.Б.

Ключевые слова

научная школа, общезначимый опыт и индивидуальный опыт, программирование и самопрограммирование

Генеральные позиции научной школы Филонова Льва Борисовича

Филонов Лев Борисович (1 августа 1925 года - 11 апреля 2016 года) - выдающийся специалист отечественной психологии, имя которого запечатлено в нескольких психологических словарях:

• Психология общения: энциклопедический словарь,

• Энциклопедия юридической психологии,

• Словарь-справочник ведущих персоналиев.

Научная школа всегда представлена системой методов и принципов, разработанных автором (главой), и применяемых его учениками, коллегами, продолжателями и последователями.

В научной школе Филонова Л.Б. разработан комплекс авторских методик, которые применяли в своих исследованиях его ученики. Это следующие авторские методики:

• методика «Пять качеств» (Соотнесенных качеств),

• методика «Самооценка-Самовыражение» (СО-СВ),

• методика «Конверт» (Перекрестных характеристик),

• методика «Поисково-ориентировочная методика» (ПОМ),

• методика «Осложненные ассоциации» (Ассоциативный радикал),

• методика «Косвенные вопросы» (КВ),

• методика «Планирование поступка» (Организация поступка),

• методика «Мотивы совершения-несовершения преступлений» (Объяснение причин преступления),

• методика «Маскировка темперамента» (Регулирующая функция характера),

• методика «Анализ полигона позиций» (АПП - барьеры, блокады),

• Методика «Анализ признаков почерка»,

• методика «Чтение портретов личности» (анализ признаков по физиогномике),

• методика «Чтение эмоций по фотографиям»,

• методика «Анализ ложного и правильного сообщения»,

• методика-технология «Методика контактного взаимодействия» (МКВ).

Все методики изучения личности и индивидуальности подчинены принципам комплексного исследования. Филонов Л.Б. много лет был руководителем комплексных исследований, в которых интегрированы результаты, полученные группой следующих ученых: Ананьева Н.А., Ганьшина Л.М., Дьяченко И.С., Егоров И.В., Знаменская Н.В., Ильинкова Н.С., Каширина В.С., Ларин А.А., Майсак Н.П., Нолиу З.А., Смыслов Д.А. и др.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Методологическую основу составляет ряд принципов:

• принципы работы с диагностическим материалом,

• принципы комплексного исследования;

• принципы работы с признаками и показателями,

• принципы работы с качествами личности,

• коммуникативные принципы,

• принципы организации контакта,

• принципы анализа отклонений,

• принципы анализа ложного сообщения,

• принципы составления компендиума. Представлен ряд концепций:

• концепция «Личностно-опосредованного формирования специалиста психолога»,

• концепция «Профессиональной культуры формирования специалиста»,

• концепция «Девиационной природы изменчивости»,

• концепция «Модели скрываемого обстоятельства»,

• концепция «Системного анализа»,

• концепция «Послойного анализа личности»,

• концепция «Четырех арен психических состязаний»,

• концепция «Периодов отклонений в развитии личности»,

• концепция «Пределов допустимого и границ у подростков».

Обоснованы некоторые значимые положения относительно теории личностных качеств:

• положение о «композите»,

• положение о «клавиатуре качеств»,

• положение о «настройке»,

• положение о «резонансе качеств»,

• положение об «интересе к личности»,

• положение о типологии качеств.

Выдвинуты основные позиции, составляющие научное направление психологической антропологии:

• позиции конструктивного подхода,

• основные проблемы психологической антропологии.

Научные интересы кумулируются вокруг общепсихологических проблем, проблем юридической психологии, проблем психологической антропологии. Генеральные проблемы:

• проблема коммуникации,

• проблема затрудненного общения,

• проблема контакта,

• проблема отклонений,

• проблема подросткового поведения,

• проблема приемов допроса,

• проблема «индивид, личность, индивидуальность»,

• проблема «антропогенез и психогенез»,

• проблема культурологии с позиции психологии.

Научной школе Филонова Л.Б. присущ особый стиль - проблемная ориентация. Автор подчеркивал, что у начинающих исследователей необходимо формировать «состояние (ощущение) незаконченности изысканий».

Детерминационные возможности научной школы Известно, что в психологии длительное время главенствуют традиционные и всеми принимаемые подходы научных школ отечественной психологии. Молодые современные ученые, ссылаясь на классиков,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

уделяют чрезмерное внимание реконструкции предметного поля научных школ. Большинство начинающих ученых ограничивают себя стабильными воззрениями и считают необходимым отождествиться с традиционным и испытанным стандартом (присоединиться, а не создавать своего). Большинство современных авторов пытаются только собрать и обобщить уже имеющиеся и принятые всеми теоретические и практические сентенции (сослаться, а не креативно продолжить).

Научная школа - это накопление «необходимого и достаточного» объема информации, которая образует методологическую систему и отражает профессиональный опыт. Научная школа является мощным методическим инструментом, который можно использовать, а также применять для продолжения и развития научных идей.

Молодым исследователям и ученым предстоит не только освоить научный опыт, но и создать свои концепции. Начальные профессиональные действия всегда связаны с поиском информации, что предполагает как усвоение уже накопленного научного труда, так и вбирание его в себя для создания собственного опыта.

Опыт каждого человека представлен прежде всего усвоением и накоплением информации. Человек активно вбирает информацию и переносит ее в свой внутренний мир, откладывая в конструкции собственного опыта. С этой позиции опыт содержит социально-значимую и культурологически-ценную информацию, обще-одобряемую и обще-разделяемую информацию, в которой уже доказана ее целесообразность. В связи с этим, такой опыт как нечто наиболее достойное передается через культуру из поколение в поколение.

Научный опыт может транслироваться через формирование культуры специалиста. Подобное усвоение человеком научной информации может рассматриваться как «печать», «отпечаток» определенных влияний и воздействий, поступающих извне. Последнее есть результат прямого или косвенного программирования, а в профессиональном плане, прямого или косвенного конструирования необходимого облика, образа или требуемого образца будущего специалиста.

Функция опыта - расширение диапазона информации. Явление опыта свидетельствует об открытости человека к информации. Открытость обеспечивает принятие влияний, поступающих извне, создает доступность системы личности для воздействий.

В то же время, в опыте каждого человека откладывается та информация, которая выборочно избиралась для решения своих индивидуальных проблем. Индивидуальный опыт имеет субъективный характер. Он создается благодаря изменениям и привнесению нового, которое становится только «своим собственным достоянием». Индивидуальный опыт - основа для своего собственного объяснения, понимания и трактовки. Индивидуальный опыт избирательно отобран и отложен. Он создает отсев поступающих воздействий, сортировку фактов, обеспечивает направление реализации информации. Индивидуальный опыт - это интерпретационный конструкт человека. По сути, - это конструирование информации и создание собственных привнесений. Это творческая составляющая индивидуума. Таким образом, на фоне обще-значимых конструкций индивид может выделить свои уникальные новшества.

Индивидуальный опыт включает в себя субъективные представления, в которых заключен особый смысл и значимость. Собственные субъективные представления играют ведущую роль. В них заключен личный смысл и значимость, аспект индивидуального понимания, а также субъективного толкования и собственной логики. Субъективные представления выполняют конструирующую функцию. Субъективные представления - это собственные творческие решения, индивидуальные построения, новые и оригинальные привнесения.. Несмотря на то, что субъект создал какую-то вещь произвольно, она тем не менее может иметь в жизни свое собственное влияние и воздействие.

Представления замыкаются в некоторый устойчивый конструкт на основе сложившейся субъективной логики индивида - логики объяснения, толкования, последовательности. Логика рассматривается как характеристика, подчеркивающая оригинальность отдельного индивидуума. Логика не всегда подчинена общим закономерностям, напротив, отражает закономерности, которые, которые были созданы самим человеком и обосновали его уникальную логику. Логика - конструкт связей и зависимостей, объяснений и доказательств.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

Таким образом, научная школа представляет собой накопление генеральной информации, которую молодые специалисты начинают осваивать и усваивать. Опыт транслируется через культуру профессионала. Создается система общезначимых научных представлений как основа для формулирования принципов, которыми все руководствуются. Такая генеральная информация, в данном случае научной школы, составляет исходную базу, на которой основываются дальнейшие изыскания специалистов и последующие новаторства ученых.

В результате, научная школа определяет не только линию программирования, но и линию самопрограммирования.

Целесообразность научной школы определяется ее некоторой детерминационой силой, которая:

• запускает программу усвоения,

• определяет направление движения,

• стимулирует к поиску,

• определяет границы,

• создает возможности для экспансии.

Выработанные механизмы позволяют ученым не только «присоединиться», но и «создать свое». В основном, механизм идентичности обеспечивает нахождение партнеров с одинаковыми представлениями, суждениями, продуктом логики. Такой механизм исполняет функцию сличения. Механизм идентичности обеспечивает усиление возможностей, объединение усилий, накопление «общего фонда», мощность образовавшегося союза. Механизм комплементарности обеспечивает дополнение недостающих звеньев, дотягивание «до целостности». Этот механизм позволяет «создавать новое», «достраивать».

Таким образом, научная школа выступает детерминационной силой, которая создает профессиональное программирование ученых. Одновременно, и сам индивид «на фоне» общезначимых конструкций создает свои собственные «привнесения», обеспечивая себе путь самопрограммирования, и выступая тем самым как субъект самодетерминации.

© Ананьева Н.А., 2016

УДК 1

Багандова Гулаймат Хайруллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к.пс.н., старший преподаватель ДГПУ, г. Махачкала, РФ E-mail: bgulaymat@mail.ru Ахмедпашаева Калимат Арслановна к.педаг.н., доцент ДГПУ, г. Махачкала, РФ E-mail: kalimat79@mail.ru

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом в нашей стране. Как следствие социального сиротства дети имеют тяжелые последствия в развитии их личности. Для социальных сирот характерны высокая тревожность, неуверенность в себе. Эти дети испытывают трудности при вхождении в жизнь общества, проявляющиеся в неумении жить самостоятельно, создавать свою семью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.