МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х
проблемы науки и образования. - 2015. - №3. - С. 25-31.
6. Кожевникова, Е.Ю. О ресурсах совладающего поведения // Человек. Сообщество. Управление. - 2003. -№2. - С. 107-117.
7. Кожевникова, Е.Ю. Психологические ресурсы в преодолении трудных жизненных ситуаций / Е.Ю. Кожевникова // Психология XXI века: Тез. международной науч.- практ. конф. студентов и аспирантов. -СПб, 2002. - С. 106-108.
© Хачатурян Э.А., 2016
УДК 159.9.07
Хачатурян Элина Арменовна
магистр ПС:ПСИНД-101 Института человековедения ФГБОУ ВО «ПГУ»
г.Пятигорск, РФ Е-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ
Аннотация
Многие отечественные и зарубежные исследователи работали над таким понятием, как «индивидуальность». Исследования ведутся до сих пор. На наш взгляд, наиболее используемой в отечественной психологии является концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, в рамках которой ведут научную деятельность ряд психологов.
Ключевые слова
Индивидуальность, интегральная индивидуальность, системный подход.
Понятие «индивидуальность» употребляется нами в том случае, когда мы считаем каждого человека - уникальной личностью. Не существует двух одинаковых людей, у каждого свои мысли и чувства. Что касается понятия «индивидуальность» в западной классической психологии, то оно напрямую связано с А. Адлером, чьё учение носит название - индивидуальная психология. Основу теории составляет так называемый «комплекс неполноценности», с которым все люди пытаются справиться, используя при этом индивидуальные стили деятельности. Работы данного автора можно считать началом изучения психологами, такого феномена, как «индивидуальность». Иногда данный термин заменяют понятиями «когнитивные стили» или «личностные конструкты».
Отечественные исследователи также внесли большой вклад в психологическую науку. Понятию «индивидуальность человека» много времени посвятил советский психолог Б. Г. Ананьев. Он рассматривает личность человека не в виде каких-либо характерных для него черт и не в виде их совокупности. Он считает, что человек это и есть индивидуальность, т.е. целостная органичная структура. По мнению Б.Г. Ананьева индивидуальность включает в себя несколько групп важных качеств: физические свойства (вес, рост и т.д.), психологические (темперамент и характер) и деятельностные (характеристики выполнения им разного рода работы) [1, с. 77-79].
В.М. Бехтерев считает, что основу индивидуальности составляет гармония частей. У индивидуальности есть собственная форма и относительная устойчивость системы. Исходя из того, что человек является системой, включающей разные уровни ее организации - индивида, личности и субъекта деятельности, то фундаментом индивидуальности человека, как системы являются гармоничные отношения между ними [6, с. 54].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
На наш взгляд, наиболее используемой в отечественной психологии является концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Все его научные труды в основном были связаны с изучением индивидуальных свойств человека. В.С. Мерлин за основу брал идеи Б.Г. Ананьева о целостностном изучении индивидуальности человека, которые являлись продолжением отечественных традиций комплексного целостного исследования личности, заложенных в трудах А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева. В.С. Мерлином были собраны воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических различиях в рамках концепции интегральной индивидуальности. В теории интегральной индивидуальности он выделял три уровня индивидуальных свойств: уровень организма, уровень индивидно-личностных свойств, уровень субъекта социальных отношений [7, с. 437-438].
Об индивидуальности, как высшем уровне развития личности говорит ряд концепций (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). B. C. Мерлин понимает «индивидуальность» как интегративную структуру любой личности. Именно эти положения взяты за основу Пятигорской психологической школой, самым крупным научным достижением которой, является положение о существовании психологии полиморфной индивидуальности, включающей учение о психологии интегральной индивидуальности, психологию всеобщей индивидуальности и интегративную психологию развития. В данном русле, вели научную деятельность ряд психологов, сотрудников кафедры «Общей психологии» ФГБОУ ВО ПГУ: В.В. Белоус, И.В. Боязитова, Л.В. Мищенко, Е.Е. Басанова, Е.А. Эннс.
В.В. Белоус и И.В. Боязитова рассматривали интегральную индивидуальность и её системные варианты. Их труды стали основополагающими в определении основных направлений в исследовании психологии полиморфной индивидуальности. Прослеживается их прямая связь с разработкой актуальных проблем теории интегральной индивидуальности, психологии всеобщей индивидуальности и интегративной психологии развития [3, с. 93]. Выделяются самые перспективные линии в развитии теории интегральной индивидуальности. Они относятся к внутриуровневому и межуровневому анализу структур интегральной индивидуальности [4, с. 116]. В.В. Белоус и И.В. Боязитова предложили системный путь возрастных психологических характеристик, который состоит из интегративного познания возрастной индивидуальности в плоскости 2-х пространств: внутриуровневом (сущность возраста) и межуровневом (условия существования возраста). Любое направление в психологии полиморфной индивидуальности основывается на принципах интегратизма, многоуровневости, многомерности и других положениях системной проблематики [5, с. 75].
Л.В. Мищенко рассматривает вопрос индивидуальности в пологендерном аспекте. Она исследует соотношение различных индивидуальных свойств женщин и мужчин, посредством изучения интегральной структуры их индивидуальности. В её работах говорится о том, что целостная картина многогранных свойств и качеств индивидуальности женщин и мужчин может восстановиться только с помощью системного исследования [9, с. 65-70].
Е.Е. Басанова в своих научных трудах изучает применение интегративного подхода к исследованию семьи, включающей, как взаимоотношения между супругами, так и отношения между родителями и детьми. В ходе работы были выделены системообразующие факторы, влияющие на структуры интегральной индивидуальности супругов (стабильность брачных отношений, межэтническая общность и межэтническая уникальность партнеров) [8, с. 27]. Также были выделены системообразующие факторы детско-родительских отношений (уровень сформированности материнской сферы и тип родительских отношений). Исследования показали, что, чем в семье стабильнее отношения, тем организованнее и гармоничнее структура интегральной индивидуальности [2, с. 66-81].
Е.А. Эннс рассматривает профессиональное самосознание и профессиональную идентичность, как системообразующий фактор развития интегральной индивидуальности студентов, относящихся к помогающим профессиям. Её работы включает в себя предложение о разработке комплексной программы психологического сопровождения для становления профессиональной идентичности и профессионального самосознания будущих специалистов, помогающих профессий, направленной на обеспечение устойчивой психологической готовности к работе и содействию в личностном и профессиональном росте [10, с. 66-81].
Иными словами индивидуальность играет важную практическую роль в психологии. Изучение
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
проблемы индивидуальности человека достигло определённого уровня и велось не одно десятилетие, не прекращаясь и по настоящий момент.
Список использованной литературы:
1. Аверин, В.А. Психология личности: учеб. пособие / В.А. Аверин. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2001. -191 с.
2. Басанова, Е.Е. Проблема интегративного исследования семьи // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2015. - №4 (39). - С. 66-81.
3. Белоус, В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности / В.В. Белоус. - Пятигорск: РАО-ПГЛУ, 2009. - 236 с.
4. Белоус, В.В., Басанова, Е.Е. Интегральная индивидуальность в системе семейных отношений: Монография. - М.: КНОРУС; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2016. — 158 с.
5. Боязитова, И.В. Проблемы интегративной психологии развития / И.В. Боязитова. - Москва, Пятигорск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2004. - 210 с.
6. Мельник, С.Н. Психология личности / С.Н. Мельник. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. - 96 с.
7. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избр. псих. труды / В.С. Мерлин. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 544 с.
8. Митичкина, Е.Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психологической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004.
9. Мищенко, Л.В. Целостный подход к исследованию пологендерных структур интегральной индивидуальности // Интеграция образования. - 2009. - №1. - С. 65-70.
10.Эннс, Е.А. Развитие профессионального самосознания студентов помогающих профессий // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - №4 (39). - С. 66-81.
© Хачатурян Э.А., 2016
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 364.4
Большакова Наталья Леонидовна
ст. преподаватель, БашГУ г. Уфа, Россия E-mail:[email protected]
АУТРИЧ-РАБОТА С НАРКОЗАВИСИМОЙ МОЛОДЕЖЬЮ: ОПЫТ РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена изучению аутрич-работы с лицами, употребляющими наркотики в регионах РФ. Аутрич-работа определяется как один из методов социальной работы с наркозависимой молодежью, которая только начинает набирать силу и активно внедряться в практику социальных и иных служб.
Ключевые слова
Аутрич-работа, наркозависимая молодежь, социальная служба, некоммерческая орагнизация,
профилактика наркомании
Аутрич-работа в настоящее время в России существует лишь в виде социального проекта и осуществляется в экспериментальном порядке в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутской области, Перми, Саратове и ряде иных регионов на базе социальных приютов для детей и подростков, реабилитационных центров и некоммерческих организаций, специализирующихся на работе с молодежью.
В Иркутской области функционирует несколько организаций, в которых практикуется аутрич-работа. Так, Иркутское областное отделение общероссийской общественной организации «Российский красный крест», практикуя эту технологию, оказывают помощь различным социальным группам, в том числе наркозависимым молодым людям.
Определение мест для аутрич-работы проводится при планировании мобильных рейдов на основе предварительно проведенной оценки ситуации по инъекционному употреблению наркотиков на конкретной территории.
Обеспечивая социальное сопровождение, организация активно сотрудничает с различными социальными службами, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями, налажена работа с волонтерами [4].
Саратовская региональная общественная организация «Человек» постоянно с 2006 года проводит акции по профилактике ВИЧ/СПИДа. Команда аутрич-работников совместно с врачом-наркологом проводит выходы на точки скопления целевой группы.
Большую роль в данном проекте играют так называемые аутрич-работники, которых специально готовят для взаимодействия с молодыми людьми группы риска. Аутрич-специалисты заняты круглосуточно, совершая рейды к «трудной» молодежи [5].
Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям» была создана в 2001 году сотрудниками и волонтерами международной гуманитарной организации «Право на здоровье», которая с 1994 года поддерживает программы помощи детям и семьям группы риска в Санкт-Петербурге [1].
Фонд «Содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова» был создан в июне 2009 года в Москве. Один из проектов фонда - проект «Снижение вреда - Москва» нацеленный на уличную социальную работу с людьми, употребляющими инъекционные препараты. Проект направлен на профилактику ВИЧ, гепатитов, передозировок, оказание медицинской и социальной помощи ПИН. Помимо предоставления профилактических и информационных материалов, волонтеры проекта направляют клиентов в доступные им службы, оказывают содействие при устройстве в приюты, кладут в больницы, помогают восстанавливать документы. Также проводятся экспресс-тесты на ВИЧ и гепатит С, до и после-тестовое консультирование.
Результаты деятельности проекта «Снижение вреда - Москва» в 2014 году таковы: установлено 2376