Научная статья на тему 'Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России'

Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1479
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТИ / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аллабян З. К.

В статье освещена проблема духовно-нравственного воспитания молодежи. Данный аспект рассматривался в рамках теории интегральной индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 740

З.К. Аллабян

1 курс магистр. ПГУ г. Пятигорск, РФ

ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

В статье освещена проблема духовно-нравственного воспитания молодежи. Данный аспект рассматривался в рамках теории интегральной индивидуальности.

Ключевые слова Духовно-нравственное воспитание, интегральная индивидуальность, компоненты личности, современная Россия

Нравственность и духовность являются основополагающими характеристиками личности: нравственность определяется как набор общих принципов и норм поведения в обществе; духовность представляет собой ценностную характеристику сознания, стремление личности к определенным целям. В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности.

Духовно-нравственное воспитание является одновременно необходимой и сложной проблемой. За последние десятилетия, вследствие произошедших социальных изменений, в России появились иные цели воспитания. Считавшиеся прежде классические подходы были критически переосмыслены. Проблему нравственности и духовности в своих работах изучали такие исследователи, как В.М. Бехтерев, Л.Н. Гумилев, Н.Ю. Калуженская, С.Л. Соловейчик и др.

Рассмотрим проблему духовно-нравственного воспитания, основываясь на теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, базирующейся на методологических принципах системного подхода Л. Берталанфи, П.К. Анохина, Б.Ф. Ломова и активно развивающаяся в современной концепции интегративной психологии развития В.В. Белоуса и И.В. Боязитовой, а также школы психологии полиморфной индивидуальности.

Итак, в широком смысле духовно-нравственный потенциал личности в психологической науке рассматривается как такой ресурс интегральной индивидуальности личности, который может быть востребован и использован для поставленной цели[4].

Современные исследования, проведенные в школе В.В. Белоуса, создали модель типологии интегральной индивидуальности, которая основывается на принципе многомерности и на учете формально-динамических и содержательных критериев психической реальности. Таким образом, были выделены следующие критерии:

1. Характер объектно-субъектных взаимоотношений человека с обществом;

2. Социальная значимость продуктов деятельности;

3. Процессуальная сторона человеческой деятельности.

Говоря о характере объектно-субъективных взаимоотношений в обществе, мы подразумеваем наличие высокого уровня эмпатийности: стремление к доброжелательным взаимоотношениям, способность принимать людей такими, какие они есть;

Духовно-нравственная зрелость формирует адаптивно важные навыки поведения, которые обеспечивают выживание человека в окружающем мире, позволяют выработать систему ценностных ориентаций [3].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Духовно-нравственное развитие является главной задачей семейного воспитания. Как утверждает Е.Е. Басанова «семья является основным и главным социальным институтом, посредством которого ребенок включается в общественные отношения, ведь в семье ребенок усваивает ценности и нормы поведения, формирует свои представления о жизни» [ 1].

Духовная составляющая воспитания представляет собой содействие ребенку в осмыслении и усвоении системы ценностей и на ее основе формирование личностной мировоззренческой позиции. Нравственная составляющая представляет собой содействие в развитии чувств, поведения и отношения, которые отражают смысложизненную (мировоззренческую) позицию в социальной деятельности личности.

Стоит отметить, что юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, которые в свою очередь оказывают влияние на становление духовно-нравственного компонента личности, его характер ну и личности в целом.

Формирование личности связано с передачей ценностей, которые были накоплены протяжении всей жизни человечества, гармонизацией межэтнических, межкультурных отношений в современной России.

Реализация современного варианта стратегии развития России невозможно без восстановления и развития духовно-нравственного потенциала, системы формирования толерантного сознания и поведении молодого поколения.

Таким образом, путь к совершенствованию современного человека лежит через:

- Изменение характера межличностного взаимодействия, изменение стереотипов;

- Формирование и развитие духовно-нравственного потенциала молодого поколения;

- Формирование межэтнической и межкультурной толерантности;

- Содействие в становлении поликультурной профессиональной личности;

На наш взгляд изучение духовно-нравственной культуры должны проводится как в средних, так и в высших учебных заведениях. Об этой необходимости свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как криминализация детской и молодежной среды, наркомания, пьянство, низкий уровень общественной морали, упадок патриотического воспитания, кризис традиционных семейных ценностей и т.д.

Преподавание основ духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной ориентации, поможет молодому поколению побуждать себя к саморазвитию и самосовершенствованию.

Стоит также отметить, что учитывая развитие современных технологий, влияние средств массовой информации ведет к увеличению количества факторов, влияющих на формирование внутреннего мира человека, что в свою очередь отражается на духовно-нравственном развитии современной молодежи.

В заключении хотелось бы отметить, что проблема духовно-нравственного воспитания будет актуальна на протяжении всего существования человечества. Список использованной литературы

1. Басанова, Е.Е. Проблема интегративного исследования семьи/Е.Е. Басанова//Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. -2015. -Вып. 4 (39). -С. 66-81

2. Белоус В.В., Басанова Е.Е. Интегральная индивидуальность в системе семейных отношений. Монография. -Пятигорск: ПГЛУ, 2013. -122 с

3. Боязитова И.В., Белоус В.В., Щебетенко А.И и др. Психология интегральной индивидуальности В.С. Мерлина и современность. Коллективная монография. Москва - Пятигорск: Издательство РАО-ПГЛУ, 2008. 199 с. Тираж: 500 экз. 12,4 п.л. Лично - 4.0 п.

4. Калуженская Н.Ю. Нравственное воспитание и формирование духовно-ннравственного сознания / Калуженская Н.Ю. // Социальный конфликт.- 2001.- № 5.

5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. Воронеж, 1996. - 448 с

6. Покатыло В. В., Шигабутдинова Л. Р., Волкова А. В. О необходимости нравственного воспитания молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1066-1068.

© Аллабян З.К., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.