_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.99
Головко Эллина Александровна
студентка ПГУ, г. Пятигорск, РФ E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИДИВИДУАЛЬНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается содержание понятия интегральной индивидуальности, как системы психологического знания о личности человека. Отражена специфика данного подхода и возможность его использования в различных отраслях психологической науки. Представлен краткий анализ научных работ в рамках данного направления.
Ключевые слова
Теория интегральной индивидуальности, полиморфная индивидуальность, системный подход.
В настоящее время психологическая наука находится на этапе бурного развития. современной психологии можно выделить огромное многообразие отраслей, например, таких как возрастная психология, социальная психология, психология личности, юридическая психология, клиническая психология, психология труда, педагогическая психология и другие многочисленные разделы, которые объединены общим предметом изучения - психикой человека, спецификой формирования его личности и особенностей поведения в различных ситуациях.
Одним из эффективных направлений изучения личности человека является теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Под интегральной индивидуальностью понимается синтез свойств организма, свойств индивида и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности, в основе которых лежит взаимосвязь, взаимовлияние, взаимообогащение всех свойств, внутри и межуровневая связь. Принцип системности, наиболее выраженный в этой теории, позволяет более эффективно и детально изучить личность человека, как целостного образования, при этом имея возможность подробного рассмотрения отдельных компонентов структуры личности [2, с. 24].
Именно в рамках данного направления В.В. Белоусом была создана психологическая школа на базе ФГБОУ ВО «ПГУ». В рамках этого подхода ведется непрерывная активная работа как преподавателей, так и студентов Института человековедения. На достаточно высоком уровне отмечен научно-педагогический потенциал работников ВУЗа, об этом свидетельствуют многочисленные труды, которые отражены в монографиях, сборниках научных трудов, а также многочисленных статьях.
Более подробное ознакомление с некоторыми из этих статей поможет наиболее глубоко погрузиться в актуальность развития направления «интегральная индивидуальность» и его применения в различных отраслях психологической науки.
Развитие данного направления отражено в трудах таких педагогов, какдок. психол. наук, проф. В.В. Белоус, директор Института человековедения, док. психол. наук, проф. И.В. Боязитова, канд. психол. наук, доц. Е.Е. Басанова, канд. психол. наук, проф. Л.В. Мищенко, канд. психол. наук, доц. В.Д. Поклонская, ст. преп. Е.А. Эннс и так далее.
Труды Белоуса Валерия Владимировича направлены на детальное раскрытие теории полиморфной индивидуальности и, в частности, на выделение понятия «интегральная индивидуальность личности человека». Данная теория направлена на системное изучение личности человека путем разделения структуры личности на 6 основных уровней: биохимический, соматический, нейродинамический, психодинамический,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
личностный и социально-психологический. Теория рассматривает человека как с биологических, так и с социальных позиций. Системный подход позволяет собрать более целостный образ личности человека. Такой теоретический опыт обогащает не только психологическую науку, но и полезен на междисциплинарном уровне [3, с. 214]. В.В. Белоус в своих работах рассматривает два различных типа детерминант: с точки зрения каузальности (однозначности) и телеологичности (много-многозначности). Каузальный аспект позволяет изучить характеристики человека в пределах одного уровня интегральной индивидуальности и его формирующее воздействие на развитие полноценной личности. Телеологический аспект изучает межуровневое взаимовлияние и взаимообогащение психологических характеристик человека.
Боязитова Ирина Валерьевна в одной из своих научных работпредлагает изучить личность педагога с точки зрения интегральной индивидуальности. Учебный процесс - это важная и сложная деятельность, которая включает в себяучебно-профессиональную деятельность самого педагога, поведение учащихся и педагогический коллектив в целом. Все эти сферы деятельности напрямую зависимы от личностных качеств человека. Педагогическая психология занимается разработкой методик и приемов психологической диагностики личности педагога. Личность педагога изучается в непосредственной взаимосвязи с его профессиональной деятельностью, так как содержание педагогического процесса предъявляет основные требования к личностным характеристикам педагога, особенно это касается его профессионально значимых качеств. Также следует обратить свое внимание на коммуникативный аспект личности, так как педагогическая деятельность в основном направлена на межличностное взаимодействие с учащимися, коллегами, родителями и т.д. И.В. Боязитова предлагает изучать личность педагога не как отдельно взятые профессионально важные качества, а как их совокупность и взаимосвязь. По ее мнению, эффективность труда зависит не от уровня развития профессионально важных черт, а от их закономерной связи друг с другом, составляющей некоторые интегративные образования личности [4, с. 8].
Басанова Елена Евгеньевна предлагает рассматривать психологию внутрисемейных взаимоотношений с точки зрения интегративного подхода. Была создана интегративная модель исследования супружеских и детско-родительских отношений. Семья является важнейшей социальной группой в жизни человека. Это первая среда, в которую попадает ребенок, и то, насколько благополучен климат внутри данной социальной группы, влияет на формирование и развитие личности ребенка, а также на супругов-родителей, которые день ото дня трудятся над созданием благоприятной микросреды в доме. При необходимых условиях, внутрисемейные отношения способны изменять межуровневые связи личности человека. Семейные отношения можно исследовать на всех уровнях структуры интегральной индивидуальности - от нейродинамических до социальных проявлений [4, с. 112].. Так, например, внутрисемейный климат и благополучие, по мнению Е.Е. Басановой, зависят от того, насколько совпадает у супругов ценностная сфера, моральные и внутричеловеческиенормы [1, с. 72]. Воглаве детско-родительских отношений стоит готовность женщины к материнству, способность обеспечить эмоциональный контакт на том уровне, который необходим ребенку на данном этапе развития, что определяет тип родительских отношений [2, с. 382-384]..
Эннс Елена Александровна занималась изучением структур интегральной индивидуальности студентовв связи с профессиональным самосознанием и профессиональной идентичностью помогающих профессий. В работе рассматривается профессионализация, как сложный процесс, который связан не только с усвоением профессионально важных знаний, но и с формированием, развитием личностных качеств, способствующих профессиональной идентичности студента. Изучение, а также психологическое сопровождение студентов помогающих профессий на пути профессионального становления - очень важная сфера деятельности педагогической психологии и психологии труда. Данный вид профессий напрямую связан с субъект-субъектными отношениями, предметом деятельности служит отдельный человек или группа; средством - сам человек и его психические свойства; условия деятельности связаны с высокой ответственность человека в профессиональном плане [5, с. 138]. Именно эти условия являются основными для формирования и развития профессионального самосознания студентов. Будущим специалистам необходимо обладать специфическими и социально-нравственными характеристиками для успешного профессионального становления. Профессиональное самосознание выступает в качестве проекции всех структурных компонентов личности на профессиональную деятельность.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на кафедре общей и педагогической психологии ведется активная научно-профессиональная деятельность в рамках теории интегральной индивидуальности. Эта работа задействует различные области психологической науки: общую, семейную, педагогическую, возрастную психологию, психологию труда и т.д. Список использованной литературы:
1. Басанова Е.Е. Проблема интегративного исследования семьи // Вестник ПСТГУ. - 2015. - №4 (39). - С. 66-81.
2. Басанова Е.Е. Интегративный подход к психологии материнства //Молодой ученый. 2014.- №16. - С. 382384.
3. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности / В.В. Белоус. - Пятигорск: РАО-ПГЛУ, 2009. - 324 с.
4. Белоус В.В., Басанова Е.Е. Интегральная индивидуальность в системе семейных отношений. Монография. -Пятигорск: ПГЛУ, 2013. - С. 122.
5. Белоус В.В., Боязитова И.В. Интегральная индивидуальность и ее системные варианты // Вестник СевероКавказского федерального университета. - 2014. - №4 (43). - С. 212-216.
6. Боязитова И.В. Теоретические и методические основы психологической экспертной оценки личности педагога // Вестник ПГЛУ. - 2005. - №2. - С. 6-12.
7. Эннс Е.А. Развитие профессионального самосознания студентов помогающих профессий // Альманах современной науки и образования. - 2011. - №2 (45). - C. 138-14.
© Головко Э.А., 2017
УДК 159.99
Головко Эллина Александровна
студентка ПГУ, г. Пятигорск, РФ E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЭТАПЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕСИИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье обосновывается необходимость психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждаются особенности формирования и развития позитивного самоотношения студентов с ОВЗ на этапе первичной профессиональной социализации. Большое внимание уделяется учету специфических особенностей развития личности студентов с функциональными нарушениями, как в психологическом, так и в физическом аспекте.
Ключевые слова
Психологическое сопровождение, лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное
становление, самоотношение, Я-концепция.
Одной из основных задач любого демократического государства является создание равных и благоприятных условий для всех членов общества. Особое место отводится созданию среды, при которой становится возможным получение высшего профессионального образования, а также необходимых профессиональных знаний людьми с ограниченными возможностями здоровья. В качестве основы для получения качественных профессиональных знаний, умений и навыков выступают государственные