Научная статья на тему 'Проблема социального сиротства в России'

Проблема социального сиротства в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4818
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Ахмедпашаева Калимат Арслановна

Статья посвящена одной из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом в нашей стране. Как следствие социального сиротства дети имеют тяжелые последствия в развитии их личности. Для социальных сирот характерны высокая тревожность, неуверенность в себе. Эти дети испытывают трудности при вхождении в жизнь общества, проявляющиеся в неумении жить самостоятельно, создавать свою семью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема социального сиротства в России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

Таким образом, научная школа представляет собой накопление генеральной информации, которую молодые специалисты начинают осваивать и усваивать. Опыт транслируется через культуру профессионала. Создается система общезначимых научных представлений как основа для формулирования принципов, которыми все руководствуются. Такая генеральная информация, в данном случае научной школы, составляет исходную базу, на которой основываются дальнейшие изыскания специалистов и последующие новаторства ученых.

В результате, научная школа определяет не только линию программирования, но и линию самопрограммирования.

Целесообразность научной школы определяется ее некоторой детерминационой силой, которая:

• запускает программу усвоения,

• определяет направление движения,

• стимулирует к поиску,

• определяет границы,

• создает возможности для экспансии.

Выработанные механизмы позволяют ученым не только «присоединиться», но и «создать свое». В основном, механизм идентичности обеспечивает нахождение партнеров с одинаковыми представлениями, суждениями, продуктом логики. Такой механизм исполняет функцию сличения. Механизм идентичности обеспечивает усиление возможностей, объединение усилий, накопление «общего фонда», мощность образовавшегося союза. Механизм комплементарности обеспечивает дополнение недостающих звеньев, дотягивание «до целостности». Этот механизм позволяет «создавать новое», «достраивать».

Таким образом, научная школа выступает детерминационной силой, которая создает профессиональное программирование ученых. Одновременно, и сам индивид «на фоне» общезначимых конструкций создает свои собственные «привнесения», обеспечивая себе путь самопрограммирования, и выступая тем самым как субъект самодетерминации.

© Ананьева Н.А., 2016

УДК 1

Багандова Гулаймат Хайруллаевна

к.пс.н., старший преподаватель ДГПУ, г. Махачкала, РФ Е-mail: bgulaymat@mail.ru Ахмедпашаева Калимат Арслановна к.педаг.н., доцент ДГПУ, г. Махачкала, РФ Е-mail: kalimat79@mail.ru

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом в нашей стране. Как следствие социального сиротства дети имеют тяжелые последствия в развитии их личности. Для социальных сирот характерны высокая тревожность, неуверенность в себе. Эти дети испытывают трудности при вхождении в жизнь общества, проявляющиеся в неумении жить самостоятельно, создавать свою семью.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова:

социальное сиротство, дети-сироты, половая идентификация, социализация, дезадаптация, личностное

развитие.

Проблема сиротства в России не теряет актуальности. В России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни в детских домах все еще остается большое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным экспертов за последние три года число сирот, чьи данные размещены в федеральном банке данных сократилось со 119 до 93 тысяч. По данным уполномоченного представителя по правам ребёнка П. Астахова за пять лет на 34% снизилось число лишений родительских прав и, как следствие, социальных сирот, то есть детей, находящихся в детских домах при живых родителях.

Термин «социальное сиротство», широко распространенный в нашей стране, указывает на особую роль социальных условий и процессов в обществе при формировании данного явления.

Определение сиротства подразумевает детей-сирот в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Основная масса выявляемых сегодня детей, оставшихся без попечения родителей -социальные сироты. Социальное сиротство обусловлено наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными и др. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, в этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное сиротство - как понятие многоплановое включает несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по следующим показателям: по месту пребывания; интернатные учреждения; улица (беспризорные дети, дети - беглецы); семья (безнадзорные дети).

Социальное сиротство - одна из проблем, которые крайне остро стоят перед современным обществом и государством в России. Проблема социального сиротства в нашей стране в последние годы значительно обострилась. Среди воспитанников интернатных учреждений лишь малая часть не имеют родителей, а большинство детей родители по различным причинам отказались или лишены родительских прав.

Основными причинами, способствующими распространенности социального сиротства, являются: рост числа детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, их асоциальный образ жизни (алкоголизм, наркомания, тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и т д.).

В своем исследовании Горева О.М., Осипова Л.Б., Сербина Е.А. выявили причину возникновения социального сиротства. [2] Оценка испытуемыми причин зарождения социального сиротства отражает общие характеристики социального настроения населения современной России. К их числу можно отнести социальный пессимизм, негативную социально-экономическую обстановку в стране, повышенную тревожность, рост бедности. Другими причинами возникновения социального сиротства 25% испытуемые называют недостаточно выверенную политику государства и регионов, 12% из них отмечают, что виной является плохое экономическое положение отдельных регионов, 9% причиной называют отсутствие четкой законодательной базы, 54% испытуемых объясняют возникновение социального сиротства всеми вышеуказанными обстоятельствами.

Проблемой детей, оставшихся без попечения родителей, занимались также такие авторы, как Б.Г. Ананьев, М.И. Буянова, В.С. Мухина, Н.О. Османов и др. По мнению авторов в нашей стране недостаточно внимания уделяется работе с социальными сиротами. [3]

Анализ развития детей - социальных сирот свидетельствует о том, что неприятие ребенка родителями приводит к тяжелым последствиям в развитии их личности. Самое тяжелое последствие социального сиротства - это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка.

Наиболее глубокий след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У детей из детского дома нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе. Чем раньше ребенок попадает в детский дом, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития.

В последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т.д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, создавать свою семью.

Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав. Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот в свою очередь накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Отечественный педагог А.Ш. Шахманова отмечает, что условия содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывают сильнейшее негативное влияние на их личностное развитие. По мнению автора, серьезной проблемой в воспитании детей в условиях детского дома является вопрос половой идентификации и социализации детей. [4]

По мнению Ахмедпашаевой К.А. на формирование половой идентификации у детей влияют их родители. В условиях детского дома ввиду специфических условий воспитания и отсутствия родительского тепла это представление у детей-сирот нарушено. [1]

Решение проблемы сиротства берет на себя государство, которое рассматривает стабилизацию социальных и экономических процессов в обществе, социальную поддержку семьи, материнства и детства. К этой проблеме должна быть привлечена вся общественность, которая способна создать комфортные условия для жизни в обществе детям-сиротам.

В последние годы в детских домах и интернатах проводятся реформы. Так, нежизнеспособные закрываются от 30% от общей численности, другие укрупняются и получают большее финансирование (2025% в зависимости от региона).

Таким образом, проблема социального сиротства остается на сегодняшний день достаточно актуальной. Решение проблемы сиротства берет на себя государство, которое рассматривает стабилизацию социальных и экономических процессов в обществе, социальную поддержку семьи, материнства и детства. К этой проблеме должна быть привлечена вся общественность, которая способна создать комфортные условия для жизни в обществе детям-сиротам.

Список использованной литературы:

1. Ахмедпашаева К.А. Инновационная деятельность в системе образования. Монография. Часть VIII / Научный ред.д.п.н., проф.И.А. Рудакова.- М.: Издательство «Перо», 2014.

2. Горева О.М., Осипова Л.Б., Сербина Е.А. Проблема социального сиротства в современной России // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1(часть 1)

3. Малярова Н.В. Социальная защита детства: концептуальный подход. Социологическое исследование [Текст] / Н.В. Малярова, М.И. Несмеянова. - М.: ИНФРА-М., 2002. - 247 с.

4. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред.С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

© Багандова Г.Х., Ахмедпашаева К.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.