Научная статья на тему 'Антропологический подход в разработке структуры способностей к изобразительному творчеству у взрослых'

Антропологический подход в разработке структуры способностей к изобразительному творчеству у взрослых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СПОСОБНОСТИ ВЗРОСЛЫХ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чигинцева Ольга Николаевна

В статье обоснована актуальность выбора темы для развития личности в современной техногенной цивилизации. Для сравнения «структуры способностей к изобразительному творчеству у взрослых» рассмотрена структура известного и близкого по смыслу понятия «изобразительные способности». На основании антропологического подхода и образовательной практики в условиях арт-студии представлена разработка автором структуры способностей к изобразительному творчеству у взрослых как один из возможных вариантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропологический подход в разработке структуры способностей к изобразительному творчеству у взрослых»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

5. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» // Интернет-версия системы «Консультант Плюс».

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» // Интернет-версия системы «Консультант Плюс».

7. Рубанова Н.А. Лицензирование, аттестация и аккредитация как элементы контроля за качеством образования // Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы: Материалы научно-практической конференции. - М., 2010. Т.2.

8. Федеральный закон от 2912.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Интернет-версия системы «Консультант Плюс».

9. Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Интернет-версия системы «Консультант Плюс».

© А.В. Черемных, 2016

УДК 374.73

Чигинцева Ольга Николаевна

канд. пед. наук, педагог МАУ ДО «СЮТ» г. Новоуральск, РФ E-mail: Olga-Chiginceva@mail.ru

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ СТРУКТУРЫ СПОСОБНОСТЕЙ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У ВЗРОСЛЫХ

Аннотация

В статье обоснована актуальность выбора темы для развития личности в современной техногенной цивилизации. Для сравнения «структуры способностей к изобразительному творчеству у взрослых» рассмотрена структура известного и близкого по смыслу понятия «изобразительные способности». На основании антропологического подхода и образовательной практики в условиях арт-студии представлена разработка автором структуры способностей к изобразительному творчеству у взрослых как один из возможных вариантов.

Ключевые слова

Изобразительное творчество, способности взрослых, антропологический подход.

Современная жизнь пронизана идеей всеобщей рационализации мира. Негативные последствия чрезмерного увлечения человека могуществом техники приводят к опасному убеждению, что способности человека усиливаются сами собой, только благодаря его вооруженности современной техникой. Об углублении кризиса внутреннего мира современного человека, о росте ощущения опустошенности и бессмысленности жизни наряду с увеличением «благ» техногенной цивилизации - заявляют многие философы и психологи: Л. Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль. Техника, считает Ж. Эллюль, превращает средства в цель, делает природу вторичной, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая тем самым человека в объект бездуховных «калькуляций и манипуляций» (Ж. Эллюль).

Человек и его нереализованные способности в настоящее время, когда технократический подход низводит человека до уровня придатка великолепных творений человеческого ума - современных технологий и машин, требуют особого внимания со стороны педагогической науки. Творчество могло бы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

избавить человека от пагубного влияния технократической цивилизации, т.к. занятия творчеством имеют своей целью усилить внутренний мир человека на основе своеобразного напряжения между образным и рациональным мышлением. На особую роль творчества в развитии личности указывают многие философы и психологи: Д.В. Винникотт, А. Лоуэн, Р. Мэй, К.Г. Юнг, Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, О.К. Тихомиров. Творческий акт можно определить как форму самовыражения, которая обогащает жизнь новым удовольствием, смыслом и переживанием целостности собственной личности (А. Лоуэн).

Такое представление расширяет границы понятия «творчества», охватывая бесчисленные способы самовыражения человека, которые способствуют переживанию удовольствия и радости. В статье мы рассмотрим наиболее традиционный способ - такой, как изобразительное творчество, и опишем способности к этому творчеству, о наличии которых взрослый и самодостаточный человек ранее даже не подозревал, но с первых же занятий в арт-студии у него появляется возможность почувствовать в себе их первые проявления.

Опираясь на данные, полученные методом семиотического анализа изобразительного искусства [4], мы можем сделать следующие утверждения, подчеркивающие значимость нашего исследования. Занятия изобразительным творчеством являются доступными и естественными для человека в любом возрасте, вследствие следующих универсальных причин: 1) человеку свойственно представлять один предмет через другой, все обладают способностью к отражению мира (Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, А.Н. Леонтьев), всеобъемлющей потребностью в символизации (С. Лангер); 2) одна из универсальных способностей человека воспринимать и познавать мир - это зрение (Платон); 3) человеку присуща инвариантность восприятия объекта с целью построения его структуры (Дж. Гибсон), схематизм рассудка (И. Кант); 4) у всех есть потребность в безопасности, а именно искусство дает наглядное представление другого мира и гарантирует личную безопасность в нем, погружает в обстановку действия с отсутствием необходимости действовать (К. Роджерс); 5) созерцание красоты раскрывает для каждого новый взгляд на мир (С. Хэмпшир), дает «перегруппировку» внутренних смыслов.

При разработке структуры способностей к изобразительному творчеству у взрослых мы принимаем во внимание, что на сегодняшний день эти способности недостаточно изучены и, поэтому, обращаемся к наиболее изученной структуре близкого по смыслу понятия «изобразительные способности» (Н. Мануэль, В.И. Кириенко, В.С. Кузин, Б. Эдвардс).

Автор концепции «Школа рисунка - графическая грамота» В.С. Кузин выделяет две группы изобразительных способностей: 1) ведущие составляющие - способность к творческому воображению и мышлению, способность к запоминанию зрительных образов, способность к выражению эмоционального отношения; 2) опорные составляющие - природная чувствительность зрительного анализатора, сенсорномоторные качества руки рисующего [6]. В рамках данной концепции творчество рассматривается как рисование, связанное с отражением окружающего мира.

Основоположник методики правополушарного рисования Б. Эдвардс утверждает, что взрослому человеку для успешного занятия рисунком с натуры необходимы фундаментальные навыки видения нескольких ключевых моментов, таких как: 1) края предметов; 2) негативные пространства; 3) пропорции; 4) вертикальные и горизонтальные направления; 5) отклонения от опорных направлений; 6) светотень; 7) перспективные сокращения; 8) целостность образа; 9) его уникальность [9, с. 137]. Эти способности к рисованию помогут взрослому заняться творчеством как выражением свойств своей личности, заложенных от рождения.

Антропологический подход позволяет с новых позиций приступить к оценке способностей человека к изобразительному творчеству.

В антропологии философа Х. Плеснера человек рассматривается как «объект и субъект своей жизни» [7, с. 101.]. Человек как абсолютная двуаспектность, будучи существом эксцентрическим, или дистанцирующимся от себя самого, предстает живым телом с таким отношением к своей границе, при котором последняя ему не только принадлежит, - то есть полагается и осуществляется им, - но и переступается им: «.. .Человек есть живая вещь, которая более не... находится в себе самой... Он положен в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

свою границу и потому преступает ее, границу, которая его, живую вещь, ограничивает. Он не только живет и переживает, но он переживает свое переживание» [7, с. 126].

Антропологический подход в психологии рассматривается как мировоззренческая, теоретическая и практическая ориентация на главную ценность - на человека. В своей теории «живого знания» В.П. Зинченко утверждает: «Живое знание ... есть "жизнь, истина и путь" ... Главные достоинства живого знания состоят в том, что человек узнает себя в нем, оно не выступает в качестве чуждой (отчужденной) для него реальности или силы» [2, с. 26]. Живое знание - «личностное, персональное, пристрастное знание, которое одновременно знание, страсть и действие» [2, с. 118].

Антропологический подход в педагогике начинает свою предысторию с положений И.Г. Песталоцци, Г.В.Ф. Гегеля, К.Д. Ушинского; далее разрабатывается современными отечественными специалистами: Б.Г. Ананьевым, Б.М. Бим-Бад, JI.A. Беляевой, А.Я. Данилюк, В.А. Сластениным. Антропологический подход в педагогике есть подход к воспитанию со стороны внутренних законов человеческого развития, на основе знаний о душе, о теле, о человеческом общежитии (К.Д. Ушинский).

В соответствии с антропологическим подходом, в разработке структуры способностей к изобразительному творчеству учитывается возраст человека. Сам «возраст» рассматривается как результат перехода процесса развития человека в структуру, или как реализованная часть процесса становления всех модусов человека (Б.Г. Ананьев). Существует биологический возраст, психический возраст (умственный, субъективно переживаемый), социальный возраст. В рамках нашего исследования ко «взрослым людям» применимо понятие «культурного возраста» (Л.С. Выготский). Мы рассматриваем следующие показатели культурного возраста: целостность мировоззрения, накопленный индивидуальный опыт, проявление творческой продуктивности. При этом мы придерживаемся положения, что все виды возрастов человека настолько самостоятельны и взаимозависимы, «что образуют целостный временной каркас жизнедеятельности индивидуума» [3].

Антропологические основания искусства как одной из форм символической деятельности представлены в концепциях А. Гелена, С. Лангер, Л.С. Выготского, С.М. Эйзенштейна. В искусстве востребуется уникальная способность каждого человека к символической деятельности, именно эта способность осуществляет психическое уравновешивание личности как с внешним миром, так и с ее внутренним миром. Искусство имеет знаковую форму - промежуточное звено между сознанием человека и окружающим миром, наполненным огромным количеством «чувственной» информации (Э. Кассирер, С. Лангер, Л.С. Выготский). Знак в изобразительном искусстве бинарен: с одной стороны, он - достояние человека, результат символической деятельности, но, с другой стороны, в нем присутствует Природа как спонтанный жест, художественный материал [5]. Эта бинарность дает возможность рассмотреть «изобразительное творчество» как модель взаимоотношений человека и природы, не сводящихся исключительно к рациональному «потреблению» того, что природа может дать художнику. Такая модель имеет «экологическую» ценность для развития личности в условиях техногенной цивилизации.

Следуя антропологическому подходу, процесс изобразительного творчества у взрослых на занятиях в арт-студии можно представить как последовательность «развивающегося организма» [1]:

1. подготовительная стадия, когда будто бы зреет образ, погруженный в общий жизненный опыт человека (растет неосознанно, не регулируется волей художника)

2. стадия реализации с использованием определенных инструментов и материалов (часы, минуты вдохновенной работы сменяются периодами трезвого пересмотра созданного, взыскательной оценки, относящейся не только к целому, но и к частям - к отдельным цветам, очертаниям, всем «формам воздействия»), восприятие изображения (намечающегося и возникающего) - для проверки сделанного и направления дальнейшей работы, анализ информации для «обратных связей», воспоминание прошлого изобразительного опыта, активнейшее отношение к возникающему образу, поиск системы стимулов на плоскости, определение каркаса формы, видение в предмете лишь тех светлот, которые на изображении создают эффект формы, исправление светотени, каркаса или цветовой гаммы

3. стадия завершения и создания «реальности» на плоскости, требующая зрительной оценки цельности, «связности» формы на готовом изображении, эстетической оценки.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

На основании антропологического подхода и разработанной нами ранее структуры композиционных умений [8, с. 10] рассмотрим структуру способностей к изобразительному творчеству у взрослых, состоящую из трех компонентов.

1. В «логическую» сторону познания включаются приемы художественно-познавательной деятельности, которые выполняются посредством операций анализа и абстракции. «Логическая» сторона познания основана на абстрактно-логическом мышлении, которое является подробным, последовательным, линейным, аналитическим, вербальным (Б. Эдвардс, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов). Этот компонент может быть назван образно-логическим.

Взрослый человек, занимаясь изобразительным творчеством, должен иметь способность к совершению свободного действия в уме, что включает:

• способность вербального мышления направляться «эвристикой визуального мышления» (Б. Эдвардс) - это способность внутренней речи к описанию будущего образа, намечающегося, возникающего и готового изображения «языком действий, языком образов, практических обобщений («ручных понятий»);

• способность к прочитыванию «глубинных семантических структур» [2, с. 50] - пользованию языком форм и цветов как знаков и символов; способность естественного понимания изобразительно-выразительных средств.

2. «Наглядно-образная» сторона познания в изобразительном творчестве основана на образном мышлении, изучением которого занимались многие психологи: В.П. Зинченко, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская. Образное мышление характеризуется тем, что человек может представить предмет, ситуацию, изменения в ней, любое обобщение в виде образа. Главной характеристикой образного мышления является целостность. Мышление в образах является глобальным, относительным, синхронным, нелинейным, интуитивным, невербальным, вневременным, визуально логичным.

В процессе изобразительного творчества мышление, память и восприятие человека насыщаются наглядными образами, получаемыми преимущественно с помощью зрения, на что указывают Р. Арнхейм, Б. Эдвардс, Н.Н. Волков, В.С. Кузин, В.А. Фаворский. «Зрительный процесс означает "схватывание", быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта» и основан на «визуальном перцептивном абстрагировании» (Р. Арнхейм).

Образная память обладает «композиционной функцией», то есть помогает обобщать множество зрительных образов, полученных в результате воспринятых ранее объектов и явлений окружающей действительности. Образное мышление оперирует «чувственными (наглядными) образами на основе образов, уже имеющихся в субъектном опыте человека», по мнению И.С. Якиманской. Изобразительное творчество требует способности к включению в жизнь, к своеобразному переживанию жизненных смыслов. Личность должна иметь не один лишь интерес к «рисованию ради рисования», но иметь опору в мировоззрении, в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, чтобы не лишиться «внутренней свободы» (Б.М. Теплов). Таким образом, второй компонент можно назвать образным.

Взрослый человек, занимаясь изобразительным творчеством, должен иметь способность к созерцанию, переживанию, вживанию в образ, что включает в себя:

• способность к созданию и использованию ассоциативных (по сходству, смежности и контрасту) связей [2, с. 48];

• способности «духовного глаза» - воспринимать действительность «для изображения» (Н.Н. Волков), формировать образ, мысленно оперировать образом (визуализировать, воображать, концентрировать внимание на деталях, зрительно оценивать цельность, «связность» формы на рисунке, гармоничность цветовой гаммы в живописи, эстетически воспринимать и оценивать изображение, измерять пропорции «на глаз», акцентировать, уравновешивать);

• способность проигрывать действия во «внутренней моторике»;

• способность к интеграции с прошлым опытом (в т.ч., с изобразительным), к эмоциональному оживлению личного опыта.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

3. В художественно-практическую деятельность включается воплощение образного замысла в изображение благодаря действиям руки. Способность передавать форму, цвет, пространство в изображении закономерно связана с развитием зрительно-двигательной системы «глаз-мозг-рука», на что обращают внимание А.В. Бакушинский, В.С. Кузин, П.П. Чистяков. Некоторые художники считают, что в изобразительной деятельности задействована еще более целостная система «глаз-мозг-рука-целый человек», сфера духовных чувств, личность человека в целом (К. Коро, А.Г. Венецианов). Третьим составным компонентом является образно-действенный. Взрослый человек в процессе создания изображения с помощью инструмента (карандаша, резинки, кисти, мастихина, пера, мелка) и без него, рукой, а также с использованием материала (красок, воды, бумаги, холста), должен иметь способность к творческой продуктивности системы «глаз-мозг-рука», что включает в себя:

• способность строить пространственный каркас формы;

• способность создавать красками переливы цвета в общей цветовой гамме (варьировать свойства цвета - тон, светлоту, насыщенность);

• способность к «очувствлению орудий» - инструментов и материалов.

Все способности взрослого человека к изобразительному творчеству находятся во взаимозависимости и на занятиях в арт-студии могут быть подняты на высокий, «духовный», уровень при соблюдении следующих принципов, как указаний на использование законов и закономерностей - для практики:

• общепедагогические принципы, соответствующие законам обучения - культуро- и природосообразности, наглядности, вариативности, доступности, научности, сознательности, положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона;

• принципы гуманистической психологии как указания на закономерное стремление личности к самореализации и самостоятельному мышлению - развития, активности;

• принципы художественного образования, как указаний на использование закона художественного восприятия (Б.М. Неменский) -художественного сопереживания и уподобления, единства реальности и фантазии.

Таким образом, антропологический подход позволил с новых позиций рассмотреть способности человека к изобразительному творчеству и наметить основные принципы развития этих способностей у взрослых.

Список использованной литературы:

1. Волков, Н.Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей» [Текст] / Н.Н. Волков // Содружество наук и тайны творчества. - сб. статей / сост. Б.С. Мейлах. - М.: Искусство, 1968. - С. 234-254

2. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика [Текст]: матер. к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. / В.П. Зинченко. - Самара: Самар. госуд. пед. универ., 1998. - 216 с.

3. Зенько, Ю.М. Развитие антропологических идей Б.Г. Ананьева в комплексном описании человека [Текст] / Ю.М. Зенько // Ананьевские чтения - 2007. - СПб., 2007. - С. 82-84.

4. Керженова, А.А. Эстетика знака: семиотический анализ изобразительного искусства: дисс. ... канд. философ. наук по спец. 09.00.04 - эстетика / А.А. Керженова. - СПб, 2010. - 266 с.

5. Кривцова, Л.А. Язык изобразительного искусства: семиотический, антропологический и эпистемологический аспекты: дисс. на соиск. уч. ст. канд. философ. наук по спец. 09.00.01 - онтология и теория познания / Л.А. Кривцова. - Иваново, 2005. - 248 с.

6. Кузин, В.С. Психология [Текст]: учеб.; под ред. Б.Ф. Ломова / В.С. Кузин. - М.: Агар, 1997. - 304 с.

7. Плеснер, Х. Ступени органического и человек [Текст] / Х. Плеснер // Проблема человека в западной философии. - переводы / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 96-151

8. Чигинцева, О.Н. Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук по спец. 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания / О.Н. Чигинцева. - Екатеринбург, 2011. - 23 с.

9. Эдвардс, Б. Художник внутри вас [Текст] / Б. Эдвардс; пер. с англ. - Минск: Попурри, 2000. - 256 с.

© О.Н. Чигинцева, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.