Научная статья на тему 'Моделирование художественного компонента самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности'

Моделирование художественного компонента самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ЛИЧНОСТЬ ВЗРОСЛОГО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GRAPHIC ACTIVITY / PERSONALITY OF ADULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чигинцева Ольга Николаевна

В современном социуме личность взрослого демонстрирует сложность и уникальность человеческой природы, для которой недостаточно самореализации в профессии и семье. Формирующиеся с возрастом духовные и душевные потребности подводят личность к необходимости самореализации в искусстве, которая в данном исследовании рассматривается на примере самореализации в любительской изобразительной деятельности. Особенно насущной проблема самореализации личности становится в период выхода человека на пенсию. Статья посвящена моделированию художественного компонента как одной из составляющий подсистем общей модели самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности. Под каждый из моделируемых блоков (целевой, процессуальный, результативно-диагностический) подведена теоретическая база в виде культурологических и психолого-педагогических идей и обобщенный преподавательский опыт автора статьи. Дано обоснование таким видам изобразительной деятельности, как живопись, графика (рисунок, открытка), компьютерная графика, арт-дизайн (интерьер) в качестве способов самореализации личности взрослого. В целевом блоке модели поставлены цель и задачи. В процессуальном блоке задан антропологический подход, определены особенности и принципы изобразительной деятельности, методы, средства и этапы обучения. В результативно-диагностическом блоке рассмотрены: продукт изобразительной деятельности, включающий составные элементы художественной формы; критерий оценивания продукта; уровни изобразительных умений личности взрослого; результат обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE ADULTS'' SELF-REALIZATION ARTISTIC COMPONENT IN GRAPHIC ACTIVITY

In modern society, the personality of an adult demonstrates the complexity and uniqueness of human nature, for which self-realization in the profession and family is not enough. The spiritual needs that are formed with age lead the person to the necessity of self-realization in art, which in this study is considered on the example of self-realization in amateur graphic activity. The problem of self-realization of the individual is becoming particularly urgent during the retirement. The article considers the modeling of the artistic component as one of the subsystems of the general model of the adult's self-realization in the graphic activity. Under each of the simulated blocks (target, procedural, effective and diagnostic), a theoretical basis is put in the form of cultural and psychological-pedagogical ideas and the general teaching experience of the author of the article. The justification for such types of visual activity as painting, graphics (drawing, postcard), computer graphics, art design (interior) as a means of self-realization of the adult's personality is presented. In the target block of the model the goal and tasks are set. In the procedural block an anthropological approach is given, the features and principles of the visual activity, methods, means and stages of training are determined. In the effective-diagnostic block, the following products are considered: a product of visual activity, including composite elements of the artistic form; criterion of product evaluation; levels of the visual skills of the adult; result of training.

Текст научной работы на тему «Моделирование художественного компонента самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности»

УДК 374.73 ББК 74.4

МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛОГО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

| О.Н. Чигинцева

Аннотация. В современном социуме личность взрослого демонстрирует сложность и уникальность человеческой природы, для которой недостаточно самореализации в профессии и семье. Формирующиеся с возрастом духовные и душевные потребности подводят личность к необходимости самореализации в искусстве, которая в данном исследовании рассматривается на примере самореализации в любительской изобразительной деятельности. Особенно насущной проблема самореализации личности становится в период выхода человека на пенсию.

Статья посвящена моделированию художественного компонента как одной из составляющий подсистем общей модели самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности. Под каждый из моделируемых блоков (целевой, процессуальный, результативно-диагностический) подведена теоретическая база в виде культурологических и психолого-педагогических идей и обобщенный преподавательский опыт автора статьи. Дано обоснование таким видам изобрази-212 тельной деятельности, как живопись, графика (рисунок, открытка), компьютерная графика, арт-дизайн (интерьер) — в качестве способов самореализации личности взрослого. В целевом блоке модели поставлены цель и задачи. В процессуальном блоке задан антропологический подход, определены особенности и принципы изобразительной деятельности, методы, средства и этапы обучения. В результативно-диагностическом блоке рассмотрены: продукт изобразительной деятельности, включающий составные элементы художественной формы; критерий оценивания продукта; уровни изобразительных умений личности взрослого; результат обучения.

Ключевые слова: самореализация, личность взрослого, изобразительная деятельность.

MODELING OF THE ADULTS' SELF-REALIZATION ARTISTIC COMPONENT IN GRAPHIC ACTIVITY

I O.N. Chigintseva

Abstract. In modern society, the personality of an adult demonstrates the complexity and uniqueness of human nature, for which self-realization in the profession and family is not enough. The spiritual needs that are formed with age lead the person to the necessity of self-realization in art, which in this study is considered on the example of self-realization in amateur graphic activity. The problem of self-realization of the individual is becoming particularly urgent during the retirement.

The article considers the modeling of the artistic component as one of the subsystems of the general model of the adult's self-realization in the graphic activity. Under each of the simulated blocks (target, procedural, effective and diagnostic), a theoretical basis is put in the form of cultural and psychological-pedagogical ideas and the general teaching experience of the author of the article. The justification for such types of visual activity as painting, graphics (drawing, postcard), computer graphics, art design (interior) — as a means of self-realization of the adult's personality is presented. In the target block of the model the goal and tasks are set. In the procedural block an anthropological approach is given, the features and principles of the visual activity, methods, means and stages of training are determined. In the effective-diagnostic block, the following products are considered: a product of visual activity, including composite elements of the artistic form; criterion of product evaluation; levels of the visual skills of the adult; result of training.

Keywords: self-realization, personality of adult, graphic activity.

213

Самореализация личности взрослого человека, обеспечение доступности образовательных, культурных и досуговых услуг — признаны важными задачами при разработке государственных мер в отношении зрелых людей («Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года», Комплексная программа Свердловской области «Старшее поколение» на 2014-2018 годы).

Высшим способом самореализации и выражения своеобразия лично-

сти является искусство, так как произведение искусства является плодом выражения уникальной природы ее автора и не зависит от требований внешней ситуации (А. Маслоу).

В зрелом возрасте, однако, чаще всего человек демонстрирует самореализацию в своей профессии и в семье, при этом мотивация к труду и семейным обязанностям рассматривается через функциональную зависимость взрослого человека от социальной практики. В то же время мотивация обучения искусству взрослого челове-

214

ка зависит от духовных устремлении, идущих изнутри личности, а иногда игравших важную роль в период его детства, но не нашедших тогда своеи реализации. Именно такую позицию личности, естественную для любителя, занимающегося искусством в свободное время, ради своего удовольствия, а не профессионально, принимает и поддерживает геронтологиче-ская педагогика.

Внутри общего соотношения с Миром взрослыи человек испытывает необходимость в приобщении к такои деиствительности, которая бы синтезировала, очеловечивала и преодолевала обыденность всех трех составных миров, дающих (С.Л. Рубинштейн): просветление внутреннего мира, источник жизненных чувств в мире природы и общение с другой личностью в мире социума. Такое соотношение с Миром возникает в момент приобщения к художественной действительности. Эту мысль находим у С.Л. Франка: чтобы самореализоваться, взрослый человек «вынужден дополнять узкий круг переживаний, доступных при столкновении с предметным миром, бесконечным богатством всех возможных человеческих переживаний, которое ему дарует искусство» [1, с. 57]. Для подтверждения своего положения философ и психолог приводит пример из жизни: «Какой-нибудь уравновешенный, положительный и трезвый обыватель фактически есть в своей внутренней жизни и искатель приключений, и страстный влюбленный, и подвижник, и темный грешник — в том смысле, что "ничто человеческое ему не чуждо" и что лишь в бесконечной полноте всечеловеческой и даже вселенской жизни он мог бы действительно исчерпать и изжить свое

подлинное внутреннее существо. Где этого нет, где внутреннее существо человека вполне приспособлено к его внешне-предметному положению и удовлетворено им и человек действительно не нуждается ни в искусстве, ни в религии, там мы имеем уродливую ненормальность "обывательщины"» [там же, с. 57].

Именно в художественной действительности раскрывается тайна бытия, происходит «евангельское чудо — претворение воды в вино, и настоящая природа искусства всегда несет в себе нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство, и тот же самый страх, и та же самая боль, и то же волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе еще нечто сверх того, что в них содержится» [2]. Следуя концепциям искусства американского психолога Р. Арнхейма и советского психолога Л.С. Выготского, этот мир художественной действительности обеспечивает слияние личности взрослого:

• с внутренним миром — «в искусстве изживается какая-то такая сторона нашей психики, которая не находит себе исхода в нашей обыденной жизни» [там же]. Искусство есть «концентрация жизни», искусство исходит из жизненных чувств, но совершает переработку этих чувств, которая «заключается в катарсисе, превращении этих чувств в противоположные, в разрешении их»; переработка заключается в отборе и подставлении на место реальных ситуаций их мысленных копий, человек способен к «заместительному» поведению. Искусство — это прежде всего отражение в произведении личности самого художника, который научился приспосабливать возникающие психические образы к со-

бытиям, происходящим в реальном мире [3]. Художественная деятельность является одним из самых могучих способов трансформации внутреннего мира личности, ее смысловой сферы. В художественной деятельности личность может побороть равнодушие значений, прорваться за «значен-ческий», выражающий стереотипы, слой восприятия и поведения и передать личностные смыслы, по выражению психолога А.Н. Леонтьева;

• с миром природы — чувства, имеющие источник в жизненной действительности, преодолеваются, просветляются и через продукт художественной деятельности дают сверх материала жизненной действительности нечто такое (структуру), что в свойствах самого материала еще не содержится [2];

• с миром социума — «чувство первоначально индивидуально, а через произведение искусства оно становится общественным или обобщается», восприятие становится полностью символичным, искусство есть «общественное чувство» или техника чувств [там же]; в мире художественной действительности при слиянии личности с миром социума происходит художественная коммуникация, которая признается ключевым звеном в коммуникативном механизме реализации всей культуры [4].

В данном исследовании классификация видов искусств, способствующих самореализации личности взрослого, может быть основана, вслед за классификацией, принятой в XVIII веке немецким поэтом, драматургом и эстетиком Г.Э. Лессингом [5], на формальных признаках пространства и времени как материальных носителях образности, но, кроме того, в значительной сте-

пени может быть дополнена современными видами искусства и может учитывать «многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира» [6]: 1) прикладные пространственные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство (ДПИ)); 2) изобразительные пространственные искусства (скульптура, живопись, графика, художественная фотография, арт-дизайн, компьютерная графика); 3) временные искусства (искусство слова — литература, искусство звука — музыка); 4) пространственно-временные искусства (зрелищные («игровые») искусства — хореография, театр, кино, телевидение, эстрада, цирк).

В рамках данного исследования рассматриваем высший способ самореализации личности взрослого — в искусстве — применительно к изобразительной деятельности (в области живописи, графики (рисунок, открытка), компьютерной графики, арт-дизайна (интерьер)) людей в возрасте 40-80 лет в условиях учреждения дополнительного образования.

Каковы же причины все более увеличивающейся популярности живописи как способа самореализации личности взрослого? По мнению историка искусства и педагога Б.Р. Виппера, эта причина заключается в том, что с помощью живописи можно образ -но воплощать идеи и мысли: «Несомненно чрезвычайное разнообразие и полнота явлений, впечатлений, эффектов, которые способна воплощать живопись; ей доступен весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, ей доступны тончайшие наблюдения натуры и самый смелый полет фантазии, вечные идеи, мгновенные впечатления и тончайшие оттенки

215

настроений... живопись соединяет тела с пространством, фигуры с предметами вместе с их окружением, с тем светом и воздухом, в котором они живут» [7]. Кроме того, что с помощью живописи можно образно воплощать идеи и мысли, с помощью красок «во всем их блеске и богатстве» возможно выражать чувства, а, значит, все богатство внутреннего мира личности может быть реализовано. На выбор взрослого предоставляются различные жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический и их комбинации; разные материалы: акварель, гуашь, масло; разные техники их укладки на бумагу или холст с помощью кисти: заливка, растяжка, раздельный мазок, пуантель, набрызг; а также бескистевые техники: мастихин, печать, в том числе растениями, живопись перчаткой, пальцами.

Занятия графикой считаются самой популярной изобразительной деятельностью, так как с инструментами и приемами графики взрослый человек знаком с детства, пользуется ими на работе или во время отдыха.

216 Главный инструмент графики — грифель. «Отсюда тесная связь графического искусства с каллиграфией и вообще с письменами (что особенно заметно сказалось в греческой вазописи и японской графике)». Художественный эффект графики состоит в своеобразном эстетическом «конфликте между плоскостью и пространством, между объемным изображением и белой, пустой плоскостью бумажного листа». «Рисунок обычно (хотя и не всегда) художник делает для себя. В рисунке художник как бы разговаривает сам с собой... Рисунок подобен монологу, он обладает персональным почерком художника с его индивидуальной

фактурой, оригинальной и неповторимой» [там же]. На занятиях взрослые осваивают разновидность графики — рисунок; инструменты: простой карандаш, цветные каранда-ши, пастель, уголь, гелиевые ручки; техники: линия, пуантель, штрих, растушка, графитная крошка и их комбинации.

Если графике придать прикладное направление, увидеть ее использование в повседневной жизни и межличностном общении, то возможной ее разновидностью становится открытка. «Поздравительная открытка — это своеобразное "поглаживание", направленное на согласованное речевое взаимодействие», как считает философ Л.В. Бутыльская. В русской культуре поздравительная открытка всегда являлась полифункциональной: «Для русского человека дарение открытки — это не просто формальный ритуал, но и прежде всего выражение теплоты своих чувств. Русские открытки, предназначенные для конкретного праздничного события, характеризуются и особенным стилем оформления, и символикой, и цветовой палитрой, и специфическими этикетными формулами, и используемыми изобразительно-выразительными языковыми средствами. Весь этот набор специфических элементов представляет собой некий шифр, который понятен представителю русской культуры» [8]. Создавая открытку, взрослый человек посвящает ее определенному событию: международному, всероссийскому, региональному, профессиональному или семейному празднику. В этот процесс включается вербальное (часто используемое) и невербальное (чаще не сформированное) мышление, которое находит отражение в готовой открытке

как синтезе языкового содержания с художественным изображением.

В век информационной культуры обновить художественную форму и содержание ручной живописи и графики помогает компьютерная графика. В целом, самореализация личности взрослого на сегодняшний день не может обойтись без компьютерной графики — это расширяет поле возможностей при работе с художественной формой; уровень наличных изобразительных умений (чаще недостаточно сформированных) — компенсируется техническими возможностями, предоставляемыми нематериальной средой компьютерных технологий; компенсация программируется и реализуется с помощью набора цифровых инструментальных средств, позволяющих имитировать традиционную живопись и графику; кроме того, в продуктах изобразительной деятельности может проявиться индивидуальный творческий почерк личности, так как художественные формы в компьютерной графике имеют особое своеобразие по сравнению с ручной графикой и живописью — они не могут быть созданы иными средствами. Компьютерная графика сегодня синтетический предмет, соединяющий знания, технологию и эстетику рисунка, композиции и цветоведения с компьютерными технологиями [9]. На занятиях компьютерной графикой взрослым предлагается освоить: 1) арт-терапевтическую технику рисования узоров и мандал; 2) технику коллаж в растровой графике, которая позволяет создать видимость непрерывности переходов от четкой предметности натюрморта, от реального мотива пейзажа к свободной композиции, к абстрактной форме. Техника рисования узоров и ман-

дал, основанная исключительно на компьютерных технологиях, создающих мир виртуального искусства, гармонизирует право- и левополушарное сознание благодаря своей упорядоченности, созданной по законам симметрии, и интуитивному использованию художественно-языковых средств компьютерной графики. Техника коллажа, сочетающая природные мотивы и вещественные исходные материалы (фото, растения, фактуры кожи, льда, камня и т.п.), дает взрослому уверенность в своих возможностях соединять непосредственные чувственные переживания и воображение.

Введение занятий по арт-дизайну интерьера в качестве элемента самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности может быть обосновано имеющимся у каждого человека древне-родовым желанием обустроить свое жилище, внести элементы порядка и гармонии в жилую среду. Дизайн интерьера как прикладное пространственное искусство (по вышеприведенной классификации) обладает особым характером художественно-языковых средств, среди них, по мнению искусствоведа и художника-графика В.Г. Власова, можно назвать следующие: физическое пространство, массы, объемы, плоскости, линии, его ограничивающие. Вот как он описывает особенности дизайна интерьера, связывая между собой архитектуру, пространство и переживания человека: «Архитектура изображает не формы окружающей действительности, а физические и духовные силы, энергию, устремления, полет мысли в пространстве и времени; в более узком значении — функцию тех или иных элементов строительной конструкции. Именно поэтому многие

217

218

детали архитектурной композиции, например базы и капители колонн, представляют собой не конструктивные, реально работающие детали, а видимость, мнимость — изображение конструкции, части которой действительно работают, но их работа скрыта за внешними формами...

Архитектурное пространство — прежде всего «интерьер», поскольку зритель находится внутри организованного архитектурой пространства, даже когда осматривает здание снаружи. Это пространство обладает особыми «двигательными» масштабными и ритмическими соотношениями. Поэтому переживание архитектурного пространства имеет специфический рит-мико-моторный характер. «Двигательное чувство», свидетельствующее о феномене преображения строительной конструкции в художественную форму, создает гармонический резонанс архитектурного пространства с биологическим ритмом человека и пропорциями его тела, вызывая в понятийном смысле неясные (предельно отвлеченные, абстрагированные), но чувственно-конкретные реакции: замирает дыхание, учащается пульс. Это и есть «переживание пространства» в образах силы, мощи, величия духа» [10].

Из всех методов, которыми располагает дизайн интерьера, предлагаем для самореализации личности взрослого методы художественно-образного моделирования пространства на основе закономерностей цве-товедения, монументальной живописи, домашнего текстиля. Это те методы, которые помогают решать задачи эстетизации и декорирования жилого интерьера, но исключают разработку усложненных элементов строительной конструкции.

Таким образом, в статье дано обоснование таким видам изобразительной деятельности, как живопись, графика (рисунок, открытка), компьютерная графика, арт-дизайн (интерьер) в качестве способов самореализации личности взрослого. Далее перейдем к методологическим проблемам, в первую очередь, к степени разработанности этой методологии.

Существует распространенное мнение, что изобразительной деятельности следует обучать только детей с целью художественно-эстетического развития и молодых людей — с целью профессиональной самореализации. Поэтому в центре психолого-педагогических исследований процесса развития личности средствами изобразительной деятельности находится в основном начальный период жизненного пути личности — детство (А.В. Бакушинский, А.В. Запорожец, А.А. Мелик-Пашаев, B.C. Мухина, Б.М. Неменский, Ю.А. Полуянов, Т.Я. Шпикалова), юность, молодость (С.П. Ломов, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов). Концепции самореализации личности периода зрелости и старости в изобразительной деятельности остаются неразработанными.

Сложность исследования самореализации состоит в том, что самореализация может наблюдаться в реальности лишь опосредованно, в иллюзорно-художественном общении, в процессе и результатах изобразительной деятельности. С целью достижения эффективности образовательных технологий возникает необходимость применения такого метода исследования реальности, как моделирование (А.И. Богатырев, А.Н. Дахин, Е.А. Лодатко, А.В. Хуторской).

Художественный компонент самореализации личности взрослого является одной из подсистем общей модели самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности (в нашей разработке), наряду с аксиологическим, гносеологическим и коммуникативным компонентами. Создадим модель художественного компонента в виде тезисов и определим ее структурные составляющие, с позиций теорий деятельности философа, культуролога М.С. Кагана и психолога, философа С.Л. Рубинштейна, системного анализа художественной деятельности в разработке педагога А.М. Новикова [11, с. 374-435].

Художественный компонент модели самореализации образован следующими структурными составляющими: 1) целевой блок; 2) процессуальный блок — художественная деятельность как процесс отражения; 3) результативно-диагностический блок — продукт художественной деятельности как результат отражения и художественная форма как состав художественного продукта.

В целевой блок модели входит единая цель геронтологической педагогики, которая должна быть связана «с высшими целями человеческой жизни» (идеи философа В.С. Соловьева) [12], то есть с целью интеграции личности взрослого. При этом самореализация личности в изобразительной деятельности рассматривается как высшая форма духовного освоения мира, то есть жизнь, в рамках которой происходит преображение личности взрослого человека. Задачами художественного компонента модели становится — формирование у личности взрослого изобразительных умений и обеспечение условий

для их реализации в нескольких видах изобразительной деятельности (в живописи, в ручной и компьютерной графике, арт-дизайне).

Антропологический подход задает ведущий ориентир и главный критерий успешности обучения — подход к воспитанию со стороны внутренних законов человеческого развития, на основе знаний о душе, о теле, о человеческом общежитии, в свете идей отечественных специалистов в области философии образования XIX-XX веков (Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, А.И. Галич, В.И. Несмелов, В.С. Соловьев, К.Д. Ушинский), а также современных зарубежных и отечественных специалистов в области педагогической антропологии (А. Мас-лоу, А. Менегетти, К. Роджерс, Б.М. Бим-Бад, В.А. Сластенин).

В процессуальном блоке определены особенности изобразительной деятельности [11]: 1) чувственно-образный характер; 2) синкретизм (нерасчлененность, интегративность);

3) личностный тип отражения, сопровождаемый собственным эмоциональным ключом к осваиваемой информации (термин М.Л. Князевой);

4) свобода выбора цели, свобода воли в широком смысле этого понятия и в более узком понимании — свобода при выборе жанра, сюжета произведения; 5) высокая степень риска внутреннего непонимания самого себя или взаимного непонимания с реципиентом; 6) отсутствие у личности взрослого начального художественного образования в предыдущие периоды жизни.

Принципы, которыми личность взрослого руководствуется в изобразительной деятельности, следующие: первый принцип единства художе-

219

220

ственного отражения и выражения (личность отражает реальность, выражая при этом себя) [13]; второй принцип: единства отражения и преображения (отражая реальность, личность преобразует ее) [11]. Преобразование (преображение) действительности в изобразительной деятельности имеет несколько аспектов: 1) материальный аспект (использование материалов, инструментов); 2) идеальный аспект — происходит духовное преобразование личности и общества (через катарсис очищения); 3) переходный (потенциальный переход идеального в материальное) аспект — личность может создать другую, фантастическую, реальность на основе вымысла.

Методы обучения: папка вдохновения; арт-терапия; рисование с натуры; рисование по воображению; электронной копилки художественных образов; виртуального моделирования (при освоении компьютерной графики, арт-дизайна). Словесные и наглядные приемы: диалога, анализа, синтеза, сравнения, ассоциаций, демонстрации; приемы практической работы: набросок, этюд, реалистичная композиция, декоративная композиция, от общего к частному, экскурсия, выставка работ.

Средства художественной деятельности могут быть разделены на классы (по А.М. Новикову):

• художественно-языковые (иерархия уровней): 1) универсально-языковые; знак как чувственно воспринимаемый предмет, обозначающий другой предмет и замещающий его в целях коммуникации; логические; 2) специфично-языковые для каждого вида деятельности, знаково-математические (пропорции «золотого сечения); 3) индивидуально-языковые,

различные для каждого художника; 4) узко специализированные, средства самих художественных языков);

• художественно-инструментальные: 1) материально-технические — как вещественная «плоть» искусства, степень освоенности которой постоянно изменяется в связи с техническими достижениями цивилизации;

2) информационные, связанные с достижениями информационных технологий).

Процесс обучения личности взрослого изобразительной деятельности рассматривается по этапам: 1) эмпирический; 2) наглядно-обобщающий;

3) понятийно-обобщающий, в соответствии с основными ступенями онтогенетического развития художественного мышления (Л.И. Панкратова) [14].

В результативно-диагностический блок входит продукт изобразительной деятельности, имеющий свою художественную форму, оцениваемый по определенному критерию и относящийся к определенному виду изобразительной деятельности. Художественная форма называется: «физико-физиолого-психолого-социологиче-ским составом» внутреннего мира продукта художественной деятельности (произведения искусства) [Д. Лихачев]. Культуролог, искусствовед Д.С. Лихачев считает, что художественная форма обладает известной художественной цельностью, единством отдельных элементов отраженной действительности: «Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл. Мир художественного произведения — результат и верного отображения, и активного преобразования действитель-

ности» [15, с. 74-87]. В художественном произведении отражается «в творческом ракурсе» особое, «художественно трансформирующее»: 1) время; 2) пространство; 3) психологический мир, подчиняющий себе всех действующих лиц по определенным законам; 4) мир социальных отношений; 5) свой внутренний мир истории; 6) нравственный мир (понимание добра и зла).

Критерием оценивания продукта изобразительной деятельности является «неповторимость художественного решения», соответственно, уровни изобразительных умений выстраиваются в следующем порядке: 1) обыкновенный; 2) необычный; 3) оригинальный (Ю.А. Полуянов).

Основной результат обучения: интеграция личности взрослого, наполнение повседневной жизни смыслом. Достижение этого результата отражается в следующих умениях: анализировать композицию, обобщенно воспринимать зрительные образы, выполнять изображения на основе художественно-языковых и художественно-инструментальных средств живописи, ручной и компьютерной графики, арт-дизайна.

Модель художественного компонента самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности может быть представлена схематично на следующем рисунке (рис. 1).

Таким образом, художественный компонент модели самореализации личности взрослого в художественной деятельности создан как системная совокупность взаимосвязанных блоков с целью обеспечения интеграции личности взрослого человека. Самореализация приводит к преобразованию личности взрослого во взаимодействии ее внутреннего мира с миром художественного вымысла, которое можно пе-

редать через схему: «Я» (актуальное, законченно-готовое) ^ (Мир природы -м-^ Мир художественного вымысла ^ Продукт изобразительной деятельности ^ Мир социума (зритель)) ^ «Я» (потенциальное, становящееся), автор.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Франк, С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию [Текст] / С.Л. Франк. — М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.М. Сахарова, 1917. — 251 с.

2. Выготский, Л.С. Искусство и жизнь: хрестоматия [Текст] / Л.С. Выготский // Психология художественного творчества / Сост. К.В. Сельченок. — Мн.: Харвест, 1999. — 752 с.

3. Арнхейм, Р. Искусство как терапия: хрестоматия [Текст] / Р. Арнхейм // Психология художественного творчества / Сост. К.В. Сельченок. — Мн.: Харвест, 1999. — 752 с.

4. Тарасова, М.В. Коммуникация зрителя и произведения изобразительного искусства в художественной культуре: дис. ... канд. филос. наук [Текст] / М.В. Тарасова. — Красноярск, 2004. — 182 с.

5. Лессинг, Г.Э. Избранные произведения [Текст] / Г.Э. Лессинг. — М.: Худож. лит., 1953. — 640 с.

6. Борев, Ю.Б. Эстетика: учеб. [Текст] / Ю.Б. Бо- 221 рев. — М.: Высшая школа, 2002. — 511 с.

7. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства [Текст] / Б.Р. Виппер. — М.: Изд-во В. Шевчук, 2010. — 368 с.

8. Бутыльская, Л.В. Коммуникативная полифункциональность русской поздравительной открытки [Текст] / Л.В. Бутыльская // Ученые записки Забайкальского госуд. ун-та. Серия: Филология, история, востоковедение. — 2014. — № 2 (55).

9. Турлюн, Л.Н. Компьютерная графика как особый вид современного искусства: авто-реф. дис. ... канд. искусствовед. наук [Текст] / Л.Н. Турлюн. — Барнаул, 2006. — 23 с.

10. Власов, В.Г. Архитектоническая форма в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне: единство методологии, типологии и терминологии [Текст] / В.Г. Власов // Архитектон: известия вузов. —

№ 43. Сентябрь 2013 [Электронный ресурс]. — URL: http://archvuz.ru/2013_3/1 (дата обращения: 12.09.2017).

11. Новиков, А.М. Введение в методологию художественной деятельности [Текст] / А. М. Новиков // Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. — М.: Синтег, 2007. — С. 374-435.

12. Соловьев, В.С. Первый шаг к положительной эстетике [Текст] / В.С. Соловьев // В.С. Соловьев. Соч. в 2 тт. — Т. 2. — М.: Мысль, 1990. — 822 с.

13. Столович, Л.Н. Жизнь — творчество — человек: Функции художественной деятельности [Текст] / Л.Н. Столович. — М.: Политиздат, 1985. — 415 с.

14. Чигинцева, О.Н. Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.Н. Чигинцева. — Екатеринбург, 2011. — 23 с.

15. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения [Текст] / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. — 1968. — № 8. — С. 74-87.

REFERENCES

1. Arnhejm R., "Iskusstvo kak terapija: hres-tomatija", in: Psihologija hudozhestvennogo tvorchestva, sostavitel K.B. Selchenok, Minsk, Harvest, 1999, 752 p. (in Russian) 222 2. Borev Ju.B., Jestetika: uchebnik, Moscow, Vysshaja shkola, 2002, 511 p. (in Russian)

3. Butylskaja L.V., Kommunikativnaja polifunk-cionalnost russkoj pozdravitelnoj otkrytki, Uchenye zapiski Zabajkalskogo gosudarstven-nogo universiteta, Serija "Filologija, istorija, vostokovedenie", 2014, No. 2 (55) (in Russian)

4. Chiginceva O.N., Formirovanie kompozi-cionnyh umenij u uchitelej nachalnyh klass-ov sredstvami kompjuternoj grafiki, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Ekaterinburg, 2011, 23 p. (in Russian)

5. Frank S.L., Dusha cheloveka. Opyt vvedeni-ja v filosofskuju psihologiju, Moscow, Izda-telstvo G.A. Lemana i S.M. Saharova, 1917, 251 p. (in Russian)

6. Lessing G.Je., Izbrannye proizvedenija, Moscow, Hudozhestvennaya literatura, 1953, 640 p. (in Russian)

7. Likhachev D.S., Vnutrennij mir hudozhestvennogo proizvedenija, Voprosy literatury, 1968, No. 8, pp. 74-87. (in Russian)

8. Novikov A.M., "Vvedenie v metodologiju hudozhestvennoj dejatelnosti", in: Novikov A.M., Novikov D.A., Metodologija, Moscow, Sinteg, 2007, pp. 374-435. (in Russian)

9. Solovjov V.S., "Pervyj shag k polozhitelnoj jestetike", in: Solovjov V.S., Sochineniya, v 2 vols., Vol. 2, Moscow, Mysl, 1990, 822 p. (in Russian)

10. Stolovich L.N., Zhizn — tvorchestvo — che-lovek: Funkcii hudozhestvennoj dejatelnosti, Moscow, Politizdat, 1985, 415 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Tarasova M.V., Kommunikacija zritelja iproizvedenija izobrazitelnogo iskusstva v hudozhestvennoj kulture, Phd dissertation (Philosophy), Krasnojarsk, 2004, 182 p. (in Russian)

12. Turljun L.N., Kompjuternaja grafika kak osobyj vid sovremennogo iskusstva, PhD dissertation (Art history), Barnaul, 2006, 23 p. (in Russian)

13. Vipper B.R., Vvedenie v istoricheskoe izuchenie iskusstva, Moscow, 2010, 368 p. (in Russian)

14. Vlasov V. G., Arhitektonicheskaja forma v izo-brazitelnom iskusstve, arhitekture i dizajne: edinstvo metodologii, tipologii i terminologii, Arhitekton: izvestija vuzov, No. 43, Sentjabr 2013, available at: http://archvuz.ru/2013_3/1 (accessed: 12.09.2017). (in Russian)

15. Vygotskij L.S., "Iskusstvo i zhizn: hrestom-atija", in: Psihologija hudozhestvennogo tvorchestva, sostavitel K.B. Selchenok, Minsk, Harvest, 1999, 752 p. (in Russian)

Чигинцева Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, преподаватель, арт-студия для взрослых, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников», г. Новоуральск, [email protected] Chigintseva O.N., PhD in Education, Lecturer, Adults Studio of Graphic Art, Municipal Autonomous Institution of Additional Education "Station of Young Technicians", Novouralsk, olga-chiginceva@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.