Научная статья на тему 'Психологические механизмы человека как субъекта самоизменения-самоконструирования'

Психологические механизмы человека как субъекта самоизменения-самоконструирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ИНДИВИДУУМА / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ананьева Н.А.

Статья посвящена анализу психологических механизмов для реализации индивидуальных изменений. Для решения психологических проблем предлагается применение антропоцентрического принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ананьева Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы человека как субъекта самоизменения-самоконструирования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

раста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка [4, с. 127].

Стиль общения с ребенком репродуктивен, он во многом задается семейными традициями. Матери воспроизводят тот стиль воспитания, какой был свойствен их собственному детству, нередко повторяют стиль своих матерей. Характерологические особенности родителей являются одной из существенных детерминант родительского отношения.

Для развития позитивных детско-материнских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Естественное желание всех родителей - уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако, постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы - дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители - это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.

Cпиcок использованной литературы:

1. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М., 2001.- 267 с.

2. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230 с.

3. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. -М., 1986.- 302 с.

4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 2001.- 364 с.

© Альгожина А.Р., 2016

УДК1

Н.А.Ананьева

кандидат психологических наук, доцент доцент НОУ ВПО Московский Институт психологии, г. Москва, РФ

E-mail: ananyeva70@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА САМОИЗМЕНЕНИЯ-САМОКОНСТРУИРОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена анализу психологических механизмов для реализации индивидуальных изменений. Для решения психологических проблем предлагается применение антропоцентрического принципа.

Ключевые слова

Психологические механизмы, психологическая изменчивость индивидуума, антропоцентрический принцип.

Современное развитие психологии находится на позиции смещения акцентов «с социума на человека». Все более акцентируется внимание ученых не на «социоцентрическую», а на «антропоцентрическую» модель. Центрация на человеке обеспечивает поиск естественных психологических закономерностей, за которыми стоят механизмы их фиксации.

Сегодня обращается внимание на механизмы, которые сам индивидуум конструирует при реализации

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

своих целей и задач. Механизм рассматривается как способ реализации «задуманного», как способ воплощения своих «замыслов», достижения «построенных планов и программ».

Механизм объясняет как, каким образом осуществляется тот или иной процесс, как регулируется, каким образом организуется. Механизм нужен, чтобы произвести процесс превращения из одной характеристики в другую.

Механизм часто ассоциируется с чем-то «неясным», «непонятным», представляется «тайной», «загадкой», «разгадав» которую можно понять сущность явления. При этом механизмы могут быть стереотипные (выработанные), механизмы внешнего управления и механизмы собственного внутреннего конструирования.

В общепсихологической отечественной научной литературе, всем известно, что представлены такие механизмы как, механизмы памяти, механизмы восприятия, механизмы внимания, механизмы сознания и самосознания, механизмы воли, механизмы творчества, психофизиологические механизмы, механизмы эмоций, механизмы психологических защит, механизмы психической регуляции.

В педагогической психологии выявляются механизмы воспитания, основанные на методах воздействия на личность воспитуемого. В возрастной психологии - механизмы развития личности в процессе онтогенеза.

В психопрактическом процессе изучаются механизмы психотерапевтического воздействия, психокоррекции, механизмы эффективного психоконсультирования.

В культурологи - механизмы культурации и инкультурации.

В социальной психологии исследуются механизмы социальной регуляции поведения. Особо обращается внимание на то, что процессы адаптации и социализации являются важнейшими механизмами включения человека в общество. Нормы, ценности, образцы, роли, установки, мотивы выделены как механизмы формирования личности как члена общества, коллектива.

Анализ литературных источников показывает, что оперирование понятием механизма осуществляется слишком широко, используя один значимый термин для объяснения другого. Безусловно, возникает вопрос относительно образования механизмов и первого явления, и второго, через которое проводятся попытки построить объяснительные цепочки (например, если роли - это механизм социализации, то каковы механизмы принятия самих ролей).

Анализ литературных источников показывает также, что недостаточно ясным представляется и само понятие механизма, и те конкретные механизмы, которые использует индивидуум для собственного саморазвития, самосовершенствования, самоизменения, а также для построения межличностных взаимодействий в системе «человек-человек».

Первые вопросы о личностных и межличностных механизмах были поставлены Л.Б. Филоновым при изучении психологического контакта. Решался вопрос: какой механизм обеспечивает переход с одной стадии взаимодействия на другую. Показано, что окончание одного звена (одной стадии) является для следующего пусковым механизмом.

Контакт, выступая как определенный механизм, объединяющий людей по каким-либо параметрам (личностные черты, ценности, представления), обеспечивает «замыкательную функцию» между системами людей. Эффективность контакта обусловлена действием психических механизмов «замыкающих» или «размыкающих» контакт, поддерживающих его [9].

Филонов Л.Б. (1979) ставил вопросы относительно решения проблемы психологических механизмов регуляции поведения, а именно: интерес к собственной личности и регуляция человеком своего поведения. Ставился вопрос: почему человек повторно осуществляет одно и то же поведение, даже если констатируется безуспешность этой операции («попытка еще одного бесполезного действия», «заведомо обреченный порыв», «еще один напрасный заход», «предпринял все возможное, но желаемого результата почему-то не получил»). Объяснение этих явлений испытуемые связывали с качествами, с управляемостью или неуправляемостью качествами («недействующие качества», «эти качества не дееспособны», «качество недостаточно созрело для нормы», «мало повторялось», «хочется развить», «рано или поздно победит», «оно когда-нибудь начнет действовать», «качества выступающие заслоняют, заглушают другие, более слабые», «качество нахо

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

дится в сочетании с противоположным», «качества спорят»). Такая логика объяснения испытуемых отражала некоторые механизмы «недействующих качеств». Именно компоненты личности порождают тип поведения. В представлениях испытуемых формируется образ неполной и даже «неполноценной» системы, которая воспринимается ими как структура, имеющая «дефекты». Создается впечатление о ненадежности всей системы и возникает недоверие к работе всего «механизма». Так, монотонно повторяя пробы, человек настойчиво стремится выяснить непонятный и неясный для него механизм проявления (точнее, непроявления) некоторых качеств. Чаще всего представление о механизме проявления и о невозможности проявления связывалось с тем, что действие одного качества препятствует реализации действия другого. Обращение к специалисту за квалифицированной помощью часто связывается с замаскированными просьбами о разъяснении сложности некоторых механизмов его поведения, высказываются просьбы дать научное объяснение этой ситуации. Продолжающиеся попытки повторить одинаковые акты поведения свидетельствовали также о логических построениях, о собственном мире представлений, который является «созданием» самого человека и как собственное творчество особенно ему дорог. В дальнейшем, представления начинали выполнять мотивационное значение [8].

Изучение механизмов на основе экспериментов, эмпирического материала является сложным научным направлением. Под руководством Филонова Л.Б. проводились комплексные исследования, в которых всегда соотносились качества личности (методика «Пять качеств», методика «Самооценка-Самовыражение» СО-СВ), тенденции (методика «Поисково-Ориентировочная методика» ПОМ) и динамические фазы личности (MMPI).

С целью поиска механизмов просматривались некоторые авторефераты учеников «научной школы Филонова Л.Б.»

Ильинкова Н.С. изучала детерминанты коммуникативной активности и нашла, что любая активность в поведении предполагает либо «конфликтные» особенности поведения, либо «контактные». Проведены раздельно замеры качеств у крайне «конфликтных», либо у крайне «контактных». Они показали особенности связей у каждой из этих категорий. Установлено, что у «конфликтных» все личностные качества более тесно связаны между собой. Это отражено более высокими показателями коэффициентов корреляций, чем у «контактных». Характеристика связей у «конфликтных»: они более напряжены и носят характеристику зависимостей (а не взаимных связей). А у «контактных» наблюдается своеобразная «валентность» - готовность принять качества других людей.

Нолиу З.А. изучала парную коммуникацию при возникновении преград взаимодействию. При анализе «когнитивных барьеров» выявлено, что для успешного взаимодействия необходимо, чтобы у каждого, кто устанавливает начальную встречу, присутствовали одновременно две тенденции: «открытость собственной личности» и «интерес к личности другого». Механизм самораскрывания способствует сокращению психологической дистанции. Этот механизм проявляется как тенденция сообщать другому о себе и своих свойствах.

Знаменская Н.В. (1996) изучала представление и понимание индивидуальных качеств личности в процессе самооценивания. Выявлена зависимость толкований как от социальной значимости качества, так и от индивидуально-психологических характеристик субъектов самооценивания. Показана «медиаторная» функция качеств как посредников между человеком и социумом. Общее социокультурное происхождение качеств не отменяет различий в представлениях об их конструкциях и роли, в толкованиях и интерпретации их назначения. Выявлена модель представления и понимания качеств. Предметом анализа служили некоторые качества: жестокость, лживость, хитрость, жадность, завистливость, застенчивость, тревожность, смелость и др. Выявлено, например, что объединяющей испытуемых «зоной» значения в определениях «терпимости» является представление об этом качестве как о механизме адаптации к новым или тяжелым условиям или к другим людям. Адаптация осуществляется с помощью различных регуляционных механизмов - контроля за внешним выражением эмоций, переключения внимания, снятия внутреннего конфликта [5].

Хромова И.В. (1998) изучала мотивационные основы повышения эффективности контактного взаимодействия. Исследовались мотивационные механизмы контактного взаимодействия. Выделялись побудительная, когнитивная, селективная, целемоделирующая, смыслообразующая и регулятивная функции мотивов,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

которые все тесто взаимосвязаны и с развитием процесса обладают взаимоизменчивым энергетическим потенциалом, что определено как механизм динамичного равновесия. Ставились вопросы по выявлению механизма вербализации, механизма трансформации, механизма индукции. Установлен механизм плавного переключения, обеспечивающий трансформацию мотивов [11].

Дьяченко И.С. (1998) изучала скрываемые и демонстрируемые черты личности: стремление к демонстрации наиболее благоприятных качеств и сокрытию неодобряемых черт личности. Предпринимаемые усиления качеств производились не только и не столько для целей собственного благополучия. Это делалось для партнера и ради того, чтобы у него преобладал положительный эмоциональный фон. Изображенная картина собственной личности, созданный особый облик обладает способностью порождать систему ожиданий со стороны другого человека [3].

Ганьшина Л.М. (1999) изучала мотивационно-регуляционную функцию психологической напряженности. Было установлено, что уровень напряженности зависит от степени рассогласования между желаемым образцом и реально выраженными возможностями, необходимыми для его достижения. Ставился вопрос механизмов особенностей смены и достижения личностью своих индивидуальных стандартов, механизмов построения и достижения желаемых личностных образцов. Было установлено, что механизм равновесия-отсутствия равновесия - при сравнении между требованием, предъявляемым к личности, и ее способности справиться с этим требованием - приводит к напряженности. Повышенный контроль регулирует перераспределение акцентов в процессе реализации механизмов, необходимых для обеспечения изменений в структуре личности, то есть создающих предпосылки ее роста [2].

Ларин А.А. (1999) изучал факторы, определяющие коммуникативные тенденции личности. Исследование было направлено на выявление ведущих качеств тех лиц, которые признаются группой наиболее общительными. Установлено, что наиболее общительные обращают внимание на перспективу возможного общения. По самооценке очень высоко оценивают у себя степень выраженности многих качеств. Это рассматривается как своеобразная презентация всего, что может заинтересовать потенциальных партнеров. Такой «ассортимент качеств» предлагается в расчете на избирательное предпочтение какого-либо набора наиболее ценимых индивидом свойств. Этим обеспечивается расширение круга возможных встреч. Это - готовность к конвенции. Стремящийся к установлению прочного общения не только «рекламирует» свои качества, но и демонстрирует готовность следовать общепринятым нормам поведения, терпимость к качествам другого [6].

Смыслов Д.А. (2000) изучал психологические особенности связей между вербальными и невербальными характеристиками в коммуникативном процессе. Установлено, что за отдельными невербальными характеристиками стоят качества личности. Зафиксированы зоны, где наиболее точно проявляется связь между вербальным и невербальным каналами информации [7].

Ананьева Н.А. (2000) изучала особенности представлений о качествах, определяющих направление коммуникативного поведения. В исследованиях показана психологическая многогранность личности, которая свидетельствует об антропологической готовности предстать перед другим человеком в той или иной ипостаси. Перераспределения собственных качеств продуцированы видением особой роли и функции значимого другого. Качества всегда имеют антропологическое адресное назначение. Выявлено, что качества являются интегрированным конструктом, образованным путем сочетания качеств собственной личности и качеств другого значимого человека. Они создают коммуникативные тенденции по приближения к одним индивидам и удалению от других. Описано видение в значимом человеке особых функций. Установлено, что соотнесение качеств является пусковым механизмом поведения. Выделены наиболее частотные сочетания качеств, в основе которых лежит механизм идентичности и механизм комплементарности [1].

Егоров И.В. (2005) изучал динамику взаимосвязи самооценки и социально-психологических качеств личности. Многоразовые замеры самооценок и объективных силовых фаз профиля личности позволили выделить субъективную детерминанту в виде самооценок личностных качеств как ведущую силу. При неизменности одних наиболее устойчивых показателей имеется изменчивость других показателей. Решающая роль отводится самооценке как произвольному конструкту внутренних преобразований [4].

Филонов Л.Б., Ананьева Н.А. (2000) в психолого-антропологическом аспекте ставили вопросы объяснения механизмов, связанных с применением системного подхода. Здесь изучаются механизмы личности и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

индивидуальности с позиции анализа системы [10].

В настоящее время научная школа Филонова Л.Б. (1 августа 1925 года - 11 апреля 2016 года), представленная его учениками, разрабатывает свои концепции и свое направление исследований.

Ананьевой Н.А. линия продолжения исследований проводиться по выявлению механизмов индивидуума как субъекта самоизменения-самоконструирования. Результаты диагностики ориентируют на обоснование «антропоцентрической концепции объяснения природы психической изменчивости индивидуума». Вопрос закономерностей и механизмов является неотъемлемой частью объяснительной конструкции. Таким образом, анализ научных теоретических источников и полученных экспериментальных данных позволил представить некоторую объяснительную модель механизмов.

Концептуальную схему объяснения психологических механизмов можно представить следующим образом:

1. Назначение механизма. Механизм предназначен для работы системы личности, то есть служит для структурирования и переструктурирования, для преобразования и изменения, для создания новых закономерностей системы. Генеральная миссия механизма - произвести конструктивные изменения.

2. Функция механизма:

• исполнение программы (реализация задуманного);

• распределение и перераспределение компонентов структуры, комбинация и перекомбинация, трансформация старого и создание нового;

• фиксация связей и зависимостей, создающая закономерности функционирования системы.

3. Действие механизма. Механизм:

• включается (при действии определенных факторов включатся определенные механизмы);

• выключается (при отсутствии определенных факторов механизм выключается);

• фиксируется (при создании связей между компонентами структуры);

• закрепляется (жестко повторяется при сильных связях и зависимостях компонентов структуры, при устойчивой системе);

• разрушается (при распаде системы, при отсутствии необходимости ее поддержания);

• переключается (один механизм сменяется другим);

• срабатывает (стимул вызывает определенную реакцию, поведенческий механизм);

• обеспечивает (динамику работы системы);

• тормозит (действие нежелательных компонентов);

• угасает (при недостаточной стимуляции, отсутствии потребности, без подкрепления механизм постепенно угасает);

• удерживает (созданные связи от распада);

• оказывает сопротивление (при действии старых устоявшихся связей);

• создает (новые закономерности, новые конструкции).

4. Возможности механизма. Человек обладает определенными возможностями использования механизмов. Здесь анализируется:

• владение разными механизмами;

• предпочтение определенного вида механизма;

• скорость включения (выключения) конкретного механизма;

• способность к перераспределению механизмов (структурных звеньев системы);

• скорость переключения механизмов;

• скорость образования нового механизма.

5. Виды механизмов: Личностные (межличностные) механизмы:

• усиления (усиливаются слабо выраженные или недостаточно сильные компоненты);

• угашения (уменьшается мощность отдельных компонентов);

• настояния (включается настойчиво один и тот же тип механизма, задействованный на одних и тех же компонентах);

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

• повторения (для закрепления созданных соединений или сочетаний возникает необходимость в неоднократном их повторении);

• консервации (механизм создает стандарты, трафареты, держит «старое» и может привести к стагнации);

• доминанты (возникает доминантный очаг, который гасит все остальные);

• перераспределения (перераспределение усилий с одного на другое);

• переключения (переключение действия одних компонентов на другие);

• балансировки (включение то одних компонентов, то других, их взвешивание для нахождения баланса сил);

• равновесия-отсутствия равновесия (механизм, позволяющий сократить дистанцию и психологическую напряженность системы);

• координации (механизм, обеспечивающий связь);

• субординации (механизм, создающий зависимости, построение иерархии);

• соотнесения (сличения, наложения, соотнесения себя с другими);

• концентрации (направление усилий в одно русло);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• контрастности (механизм противоположности);

• сопротивления (актуализация ресурсов, обеспечивающих сопротивление определенным факторам);

• попеременного базирования (действие одних компонентов требует попеременного включения и действия других компонентов);

• заимствования (отнятия энергии или ее части у других компонентов своей системы или системы другого),

• синергии (сложение энергии двух сил для получения одной наиболее мощной энергии);

• идентичности (механизм сходства);

• комплементарности (механизм дополнения). Вывод.

Владение механизмами повышает значимость умения человеком выявлять, использовать и управлять своими индивидуальными особенностями и возможностями. Личностные изменения реализуются на основе механизма, обеспечивающего путь протекания динамичных закономерностей. Практика требует технологий, позволяющих и объяснить неясный клиенту механизм, стоящий за проявлением его неоптимальных действий, и запустить механизм новых преобразований личности конструктивного плана. Список использованной литературы:

1. Ананьева Н.А. Представления о качествах, определяющих направление коммуникативного поведения: автореф. дис. ... кандидата психологических наук. М., 2000.

2. Ганьшина Л.М. Мотивационно-регуляционная функция психологической напряженности: автореф. дисс. ... кандидата психологических наук. М., 1999.

3. Дьяченко И.С. Скрываемые и демонстрируемые черты личности: автореф. дис. ... кандидата психологических наук. М., 1998.

4. Егоров И.В. Динамика взаимосвязи самооценки и социально-психологических качеств личности студентов педагогического Вуза: автореф. дис. ... кандидата психологических наук. М., 2005.

5. Знаменская Н.В. Представление и понимание индивидуальных качеств личности в процессе самооценивания: автореф. дис. ... кандидата психологических наук. Казань, 1996.

6. Ларин А.А. Факторы, определяющие коммуникативные тенденции личности: автореф. дис. ... кандидата психологических наук. М., 1999.

7. Смыслов Д.А. Психологические особенности связей между вербальными и невербальными характеристиками в коммуникативном процессе: автореф. дис. ... кандидата психологических наук. М., 2000.

8. Филонов Л.Б. Интерес к собственной личности и регуляция человеком своего поведения. - С. 268-287. // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. Ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

М.: Издательство «Наука». - 1979. - 336 с.

9. Филонов Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия). Пущино, 1982.

10. Филонов Л.Б., Ананьева Н.А. Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики: учебно-методическое пособие. - М.: МГОУ, 2008.

11. Хромова И.В. Мотивационные основы повышения эффективности контактного взаимодействия: авто-реф. дис.... кандидата психологических наук. Новосибирск, 1998.

© Ананьева Н.А., 2016

УДК 159.9

О.В. Исаакян

к.псих.н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

А.А. Ткаченко студентка 4 курса ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация

В статье ставится задача рассмотреть проблему социальной адаптации подростков из Донецкой Народной Республики в условиях детского оздоровительного лагеря. Приводятся результаты диагностического исследования эмоционального состояния подростков, а также степени тяжести их адаптации с учетом проведения системы психологических занятий и упражнений.

Ключевые слова

Психодиагностика, социальная адаптация, подростковый кризис, трудная жизненная ситуация.

Психолого-педагогическая ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создает условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения потребности в новизне положительных впечатлений, творческой самореализа-ции, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и др. Однако сотрудникам педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря приходится работать не только с позитивными и инициативными детьми, но и с теми, эмоциональное благополу-чие которых не всегда положительно. Чаще всего таковыми являются дети, по-павшие в трудную жизненную ситуацию, а именно находящиеся в условиях, объективно нарушающих их жизнедеятельность, с влиянием которых они не могут справиться самостоятельно [1, с. 192].

К. Флейк-Хобсон, рассматривая трудные жизненные ситуации, характер-ные для детей, выделяет два типа ситуаций повышенного риска. Это ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности и ситуации, выз-ывающие беззащитность из-за отрыва от семьи [2, с.12].

Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.