Научная статья на тему 'Социально-психологический проект «Выбирай. . . » как средство пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в образовательном пространстве высшего учебного заведения'

Социально-психологический проект «Выбирай. . . » как средство пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в образовательном пространстве высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
516
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черникова А.А.

В статье представлен социально-психологический проект «Выбирай …» как первичный опыт интеграции усилий нескольких заинтересованных организаций по пропаганде ЗОЖ и профилактике рискованного поведения в студенческой среде. Особое внимание уделено профилактике рискованного поведения, осуществляемой по принципу «равный равному», то есть с использованием волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта на уровне, соответствующем аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический проект «Выбирай. . . » как средство пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в образовательном пространстве высшего учебного заведения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 12.02.16).

© О.В. Обласова, 2016

УДК 159.923:316.6

А.А. Черникова

к. пед. н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»

г. Барнаул, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЫБИРАЙ ...» КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ ЗОЖ И ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация

В статье представлен социально-психологический проект «Выбирай ...» как первичный опыт интеграции усилий нескольких заинтересованных организаций по пропаганде ЗОЖ и профилактике рискованного поведения в студенческой среде. Особое внимание уделено профилактике рискованного поведения, осуществляемой по принципу «равный - равному», то есть с использованием волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта на уровне, соответствующем аудитории.

Ключевые слова

Пропаганда здорового образа жизни, экзистенциальные ценности, профилактика рискованного поведения

Во взглядах современной студенческой молодежи здоровье и здоровый образ жизни разделены. Здоровье трактуется чаще как личностный ресурс, в то время как здоровый образ жизни воспринимается моделью «модного» поведения, характерного для конкретного человека.

Рискованное поведение особенно свойственно для молодежи, как наиболее активной и наименее самокритичной и дисциплинированной части общества, которая постоянно и вынужденно находится в ситуации выбора. Современные риски связаны, прежде всего, с ростом неопределенности, утратой прежних социализационных траекторий и распространением асоциальных трендов.

Рискованное поведение относится к отклоняющемуся поведению, то есть поведению, которое противоречит принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматривается большей частью общества как предосудительное и недопустимое (Л.С. Выготский, Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов). Кроме того, рискованное поведение рассматривается некоторыми исследователями как одно из проявлений аутоагрессивного поведения (С.Н. Ениколопов) [5].

Лицам, склонным к рискованному поведению, свойственно противопоставление себя общественно принятым нормам, обесценивание жизни и разрушение привычных экзистенциальных ценностей (здоровье, семья, дружба, любовь, счастье, свобода и пр.).

Говоря о рискованном поведении в контексте образовательного пространства вуза, специалисты все чаще делают акцент на аддиктивное поведение забывая, а иногда и сознательно игнорируя безответственное медицинское (несвоевременное обращение, недолечивание, самолечение, пренебрежительное отношение к диспансеризациии, отсутствие самоконтроля основных показателей здоровья и пр.), гигиеническое (нарушение режимов сна, труда и питания, несоблюдение личной гигиены и гигиены жилого помещения и пр.), сексуальное (промискуитет, случайные сексуальные связи и незащищенные половые контакты, приводящие к незапланированной беременности, ИППП, гепатитам, ВИЧ и пр.) и социальное (недостаточная

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

сформированность мотивационной сферы или ее искажение: индивидуалистическая мораль, волюнтаризм, социальная ингибиция, социальная лень, фаворитизм и пр.) поведение.

Для того чтобы пропаганда ЗОЖ и профилактика рискованных форм поведения стали эффективными, необходимы усилия, в первую очередь, самой молодежи. Поэтому вопросы пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения являются одними из наиболее приоритетных направлений волонтерской деятельности. Для решения поставленных проблем и целенаправленного повышения активности участников нами была выбрана форма работы по принципу «равный - равному». Активное внедрение принципа «равный обучает равного» в воспитательный процесс не является альтернативой существующим педагогическим формам и методам, а представляет собой эффективное дополнение традиционных основ образования.

Использование волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает возможность достичь более эффективного взаимодействия на уровне, соответствующем аудитории [3].

Социально-психологический проект «Выбирай ...» направлен на пропаганду здорового образа жизни и профилактику рискованного поведения в молодежной среде [4].

Целевая аудитория: студенты вузов.

Цель проекта: популяризация здорового образа жизни среди студентов через повышение значимости экзистенциальных ценностей, оценку опасности рискованного поведения для здоровья, укрепление морально-нравственных ориентиров, вовлечение молодых людей в занятия физической культурой, формирование позитивной Я-концепции и активной жизненной позиции.

Задачи проекта:

1. Разработать и реализовать комплекс социально-психологических технологий, направленных на пропаганду ЗОЖ и профилактику рискованного поведения в студенческой среде.

2. Организовать волонтерское движение для обучения и реализации комплекса социально-психологических технологий, направленных на пропаганду ЗОЖ и профилактику рискованного поведения студентов.

3. Повысить уровень знаний участников образовательного пространства о формах рискованного поведения и мотивацию к положительным поведенческим изменениям в области здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.

4. Оценить личные риски поведения участников образовательного пространства и выработать эффективные поведенческие навыки противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях.

5. Стимулировать создание и реализацию в образовательном пространстве высшего учебного заведения инновационных проектов и программ, направленных на пропаганду ЗОЖ и профилактику рискованных форм поведения в студенческой среде.

Организатором и реализатором проекта является Центр психологического и социального здоровья молодежи ИПиП ФГБОУ ВО «АлтГПУ».

В качестве волонтеров выступают студенты, магистранты, аспиранты, прошедшие обучение по программе первичной профилактики рискованного поведения детей старшего подросткового и юношеского возрастов (при участии сотрудников Центра психологического и социального здоровья молодежи, на базе которого осуществлялась подготовка, а также приглашенных специалистов МБОУ ЦПМСС «ЛадьЯ» г. Брянск, КГБУЗ «АКЦ по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» г. Барнаул, МИЦ «Жизнь без наркотиков» г. Барнаул, ЦМСПП «Юникс» г. Барнаул), получившие сертификаты и заключившие договор о сотрудничестве на добровольческой основе, и, следовательно, принявшие для себя основные идеи проекта, воплощающие их в своей жизни, и, в свою очередь, участвующие в популяризации основных идей волонтерского движения.

При разработке модели пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в студенческой среде, а также программ профилактических тренингов-семинаров, нами использовался интегрированный опыт названных выше организаций.

Содержание проекта является мультикомпонентным, рассчитано на долгосрочный период и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана: здоровье, общение, дружба, любовь, семья, счастье, толерантность, цели и смысл, свобода и выбор и др.

Каждая из категорий прорабатывается в рамках отдельного занятия (или нескольких занятий), причем любое занятие является законченным по форме, что допускает возможность изменения их предложенной последовательности.

Реализация проекта осуществляется путем исполнения следующих подпроектов: «Выбирай ...» здоровьесберегающее поведение, физическую активность, ЦЕЛЬную жизнь, личностный рост, коммуникативную компетентность, конструктивное взаимодействие, социально-перцептивную компетентность, социальные отношения, планирование семьи, противодействие манипуляциям, эффективную самопрезентацию (Рис. 1 ). В свою очередь каждый подпроект имеет свой основной перечень проводимых мероприятий, может включать как теоретическую информацию, так и тренинговые программы, акции, конкурсы.

Рисунок 1 - Модель пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в образовательном

пространстве высшего учебного заведения

Так, например, подпроект «Выбирай физическую активность» предполагает вовлечение молодежи в спортивную жизнь. В контексте данного подпроекта проходят групповые занятия: «Мы выбираем фитнес», «Мы выбираем йогу», «Мы выбираем пилатес», «Мы выбираем степ аэробику».

Сегодня мы сотрудничаем со спортивным комплексом «Эланс», тренажерными залами «Hardcore», «Светлана» и «Путь к совершенству». В будущем мы планируем расширить виды физической активности за счет привлечения работающих студентов в каком-либо новом направлении.

Подпроекты «Выбирай здоровьесберегающее поведение» (рассматриваются условия формирования здоровьесберегающего поведения: правильное питание, рационально дозированные интеллектуальные и физические нагрузки, режимы сна и бодрствования, труда и отдыха, отсутствие зависимостей, своевременность обращений за медицинской помощью и пр.), «Выбирай планирование семьи» (рассматриваются вопросы сохранения репродуктивного здоровья, сексуальной гигиены и профилактики), «Выбирай ЦЕЛЬную жизнь» (рассматриваются проблемы рационального использования временных ресурсов, целеполагания, целедостижения, смысла жизни), «Выбирай социальные отношения» (рассматриваются преимущества командной работы, особенности неформальных молодежных субкультур, проблемы одиночества и суицидального поведения), «Выбирай конструктивное взаимодействие» (рассматриваются основы эффективного общения и рационального поведения в конфликтах), «Выбирай эффективную самопрезентацию» (рассматриваются инструменты самопрезентации личности: вербальная и экспрессивная грамотность, саморегуляция и самоорганизация, оформление внешнего облика и принадлежащих субъекту социальных атрибутов), «Выбирай коммуникативную компетентность»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

(рассматриваются вербальные и невербальные знаковые системы, коммуникативные барьеры и способы их преодоления), «Выбирай социально-перцептивную компетентность» (рассматриваются механизмы и эффекты социальной перцепции, возможности развития социально-перцептивных способностей личности), «Выбирай противостояние манипуляциям» (рассматриваются особенности сознательно-бессознательного анализа поступающей информации, техники противодействия манипуляциям), «Выбирай личностный рост» (рассматриваются возможности саморазвития, качественного изменения личностного потенциала) помимо информационных блоков предусматривают вовлечение молодежи в тренинговую форму работы.

Кроме организации и реализации тематических выступлений, семинаров-тренингов и спортивных мероприятий в систему наших воздействий включены акции «Утренняя массовая зарядка», «Меняй сигарету на конфету» и конкурсы социально-психологических проектов среди волонтерских команд и дуэтов «Мы разные, но равные», видео роликов социальной рекламы «Вуз здорового образа жизни», творческих работ «Я выбираю жизнь!», фото «Ценность каждого дня». По результатам проведения конкурсов проводится круглый стол с презентацией лучших волонтерских и студенческих проектов, видео роликов, фото и награждением.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание разрушающего влияния различных форм рискованного поведения на здоровье человека.

2. Умение противостоять нежелательному влиянию среды и отстаивать безопасное поведение в различных ситуациях.

3. Умение эффективно общаться и четко формулировать собственные ценности в ситуациях высокого риска и давления со стороны социального окружения.

Оценка эффективности проекта включает в себя два взаимосвязанных блока:

1) сравнение уровня информированности студентов по вопросам здорового образа жизни и профилактики рискованного поведения до и после участия в проекте;

2) анализ отзывов о программе со стороны студентов, кураторов, педагогов и администрации учебного заведения. Отзывы анализируются с опорой на результаты беседы или письменного опроса. Показателем эффективности является признание проекта интересным, полезным и соответствующим заявленной цели.

Оценка результатов профилактических тренингов проводится в форме глубинного группового интервью в фокус-группах и наблюдения за практическими навыками в процессе участия в тренингах-семинарах (изменение знаний, навыков и убеждений участников по вопросам обсуждения). Информация отражается в «Отчете волонтера-тренера о занятии» и «Листах обратной связи».

Проект уже сегодня показывает хорошие результаты и, следовательно, обеспечит перспективы для дальнейшей волонтерской деятельности, а также позволит минимизировать темпы дальнейшего развития «болезней цивилизации» в обществе.

Таким образом, «здоровый образ жизни», прежде всего, предполагает активную деятельность самого человека, направленную на осмысление здоровья как основополагающей человеческой ценности, изменение отношения к состоянию собственного здоровья, выявление факторов риска и разработку конкретных программ для снижения потенциального вреда здоровью. Здоровье начинается со здорового отношения к здоровью [1], здоровый образ жизни - с активного творения здоровья, включая все его компоненты [2].

Список использованной литературы:

1. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Психология здоровья студенческой молодежи. Томск: Томский государственный университет, 2012.

2. Логачева Е.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи среднего российского города. Автореферат диссертации кандидата ... социологических наук. Ростов-на-Дону, 2014.

3. PRO Здоровый выбор: учебник по профилактической программе «Взгляд в будущее». Санкт-Петербург: Речь, 2005.

4. Черникова А.А. Социально-психологические основы пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в молодежной среде // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 2(57). - С. 292-295.

5. Шарок В.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы и самоотношения личности, склонной к рискованному поведению. Автореферат диссертации кандидата . психологических наук. Санкт-Петербург, 2010.

© Черникова А.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.