Научная статья на тему 'К вопросу толерантности в контексте инклюзивного образования'

К вопросу толерантности в контексте инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
831
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обласова О.В.

В статье поднимается проблема понимания толерантности как основы инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу толерантности в контексте инклюзивного образования»

обусловлено усталостью и ответственностью в связи с окончанием обучения в вузе. Благодаря опросу и аналитической обработке полученных данных удалось получить наглядную картину изучаемых явлений, разработать рекомендации. Исследование оценки психоэмоционального состояния студентов специальной медицинской группы «Б» показало, что формирование адекватного уровня стрессоустойчивости студентов является залогом их психофизического здоровья и важным фактором обеспечения успешности освоения знаний и будущей профессии.

Список использованной литературы:

1. Вопросы психологии. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния/ В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников. В. Б. Шарай // Вопросы психологии. - 1973. - №6. - С. 141-146.

2. Казантинова Г. М. Здоровьесберегающие технологии для студентов, освобожденных от практических занятий по дисциплине «Физическая культура» : учеб. пособие/ Г. М. Казантинова, Л. Б. Андрющенко; Волгоградская гос. С. -х. акад. - Волгоград : [б. и.], 2007. - 68 с.

3. Лебединский В. Ю., Колокольцев М. М., Рыбина Л. Д. и др. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе: учеб. пособие. - Иркутск. - 2013. - 300 с.

4. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожностью Г. Д. Спилбергера / Ю. Л. Ханин; Ленингр. Науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л.: [б.и.], 1976. - 57 с.

© Кузьмина О. И., Дружинина А. В., 2016

УДК 159.923+376.3

О.В. Обласова

к. психол. н., доцент

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»

г. Барнаул, Российская Федерация

К ВОПРОСУ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье поднимается проблема понимания толерантности как основы инклюзивного образования.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, толерантность, этническая толерантность, социальная толерантность.

Одной из часто обсуждаемых проблем на сегодняшний день является проблема инклюзивного образования. Российским законодательством гарантируется создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования (п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации") [4].

Инклюзивное образование предполагает, что лица с особыми образовательными потребностями могут обучаться не в специализированных, а в массовых общеобразовательных учреждениях. В основе его реализации имеется ряд принципов, важнейшие на наш взгляд:

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников [2]. Следовательно, такое образование позволяет решить одну из основных проблем лиц с ограниченными возможностями, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Выход за пределы, как правило, ограниченного семьёй социума, дает им возможность быстрее социализироваться, сформировать общее представление о себе, своем месте в мире, жизненных целях и ценностях.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Готова ли существующая сегодня система образования к такому сотрудничеству? Помимо материальных, методических, организационных аспектов этого вопроса, возникает этический. Имеется в виду готовность принятия всеми участниками образовательного процесса (учитель, учащиеся, родители) возможных изменений образовательной среды.

Одним из критериев такого принятия может являться показатель толерантности. По мнению Т.Н. Петуховой, «толерантность — это сознательно сформированная модель поведения, направленная на миролюбивое восприятие иного человека...» [1, с. 22].

Заметим, что образовательный процесс основывается на сотрудничестве, где две стороны. Второй стороной в инклюзивном образовании выступает лицо с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, и его отношение к другим участникам образовательного процесса во многом будет определять характер и результат такого сотрудничества.

В контексте нашей темы мы склонны рассматривать толерантность, как интегральную характеристику индивида, которая определяет его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром.[3]

Наше исследование проводилось со старшеклассниками Центра дистанционного образования детей — инвалидов Алтайского края и учащимися старших классов массовых общеобразовательных учреждений. Для диагностики мы использовали Экспресс — опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

При анализе результатов испытуемые условно были распределены на две группы. В группу (А) были отнесены старшеклассники с ограниченными возможностями здоровья, группа (В) состояла из учащихся, не являющихся таковыми (таблица1).

Таблица 1

Наибольший показатель по шкале Группа А Группа В

этническая толерантность 12% 14,%

социальная толерантность 42,5% 32%

толерантность как черта 45,5% 54%

общий показатель толерантности 85,3 балла (средний) 80,1 балла (средний)

Анализ полученных данных показал, что толерантные представления и установки сформированы у всех респондентов. Этническая и социальная толерантность сформированы и определяются среднего уровня, для которого характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт.

Была выявлена общая тенденция для обеих групп: наибольший показатель по шкале этническая толерантность характерен только 12% в группе (А) и 14% в группе (В) от общего числа испытуемых, что соответствует наименьшему числу школьников. У большей части испытуемых 45,5% в группе (А) и 51% в группе (В) толерантность проявилась как черта личности.

Однако социальная толерантность в большей степени присуща старшеклассникам с ограниченными возможностями здоровья - 45,5%, в группе (В) только - 32% от общего количества участвовавших в исследовании. Впрочем, как и общий показатель толерантности 85,3 балла и 80,1 балла соответственно.

Согласно полученным данным, можно сделать благоприятный прогноз, но бесспорно, требуется целенаправленная работа для повышения уровня этнической и социальной толерантности учащихся массовых общеобразовательных учреждений. Список использованной литературы:

1. Петухова Т.Н. Теоретико-методологический анализ понятия «толерантность» // Вестник ЮУрГУ. — 2012. — №20. — С. 18-23.

2. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377.

3. Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/VT-6-prakticheskaya.php?PrPage=VT (дата обращения: 28.04.16).

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 12.02.16).

© О.В. Обласова, 2016

УДК 159.923:316.6

А.А. Черникова

к. пед. н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»

г. Барнаул, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЫБИРАЙ ...» КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ ЗОЖ И ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация

В статье представлен социально-психологический проект «Выбирай ...» как первичный опыт интеграции усилий нескольких заинтересованных организаций по пропаганде ЗОЖ и профилактике рискованного поведения в студенческой среде. Особое внимание уделено профилактике рискованного поведения, осуществляемой по принципу «равный - равному», то есть с использованием волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта на уровне, соответствующем аудитории.

Ключевые слова

Пропаганда здорового образа жизни, экзистенциальные ценности, профилактика рискованного поведения

Во взглядах современной студенческой молодежи здоровье и здоровый образ жизни разделены. Здоровье трактуется чаще как личностный ресурс, в то время как здоровый образ жизни воспринимается моделью «модного» поведения, характерного для конкретного человека.

Рискованное поведение особенно свойственно для молодежи, как наиболее активной и наименее самокритичной и дисциплинированной части общества, которая постоянно и вынужденно находится в ситуации выбора. Современные риски связаны, прежде всего, с ростом неопределенности, утратой прежних социализационных траекторий и распространением асоциальных трендов.

Рискованное поведение относится к отклоняющемуся поведению, то есть поведению, которое противоречит принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматривается большей частью общества как предосудительное и недопустимое (Л.С. Выготский, Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов). Кроме того, рискованное поведение рассматривается некоторыми исследователями как одно из проявлений аутоагрессивного поведения (С.Н. Ениколопов) [5].

Лицам, склонным к рискованному поведению, свойственно противопоставление себя общественно принятым нормам, обесценивание жизни и разрушение привычных экзистенциальных ценностей (здоровье, семья, дружба, любовь, счастье, свобода и пр.).

Говоря о рискованном поведении в контексте образовательного пространства вуза, специалисты все чаще делают акцент на аддиктивное поведение забывая, а иногда и сознательно игнорируя безответственное медицинское (несвоевременное обращение, недолечивание, самолечение, пренебрежительное отношение к диспансеризациии, отсутствие самоконтроля основных показателей здоровья и пр.), гигиеническое (нарушение режимов сна, труда и питания, несоблюдение личной гигиены и гигиены жилого помещения и пр.), сексуальное (промискуитет, случайные сексуальные связи и незащищенные половые контакты, приводящие к незапланированной беременности, ИППП, гепатитам, ВИЧ и пр.) и социальное (недостаточная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.