Научная статья на тему 'Исследование этнической толерантности старших подростков'

Исследование этнической толерантности старших подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
264
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТАРШИЙ ПОДРОСТОК / ФОРМИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Батракова Ольга Александровна

Данная статья поднимает и анализирует проблему этнических конфликтов в старшем подростковом возрасте. На сегодняшний день в нашей большой поликультурной стране всё чаще вспыхивают межнациональные конфликты в молодёжной среде, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрому решению социальных проблем. Уже усвоенные этнические стереотипы, предпочтения, ориентации у старших подростков влияют на их поведение. Толерантность, не является врожденным нравственным качеством и не возникает на пустом месте, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается, прежде всего, само-стимулированию, развитию и коррекции, а целью ее формирования является положительное взаимодействие со всеми субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование этнической толерантности старших подростков»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ

ПОДРОСТКОВ Батракова О.А.

Батракова Ольга Александровна — студент, Института педагогики и психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Аннотация: данная статья поднимает и анализирует проблему этнических конфликтов в старшем подростковом возрасте. На сегодняшний день в нашей большой поликультурной стране всё чаще вспыхивают межнациональные конфликты в молодёжной среде, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрому решению социальных проблем. Уже усвоенные этнические стереотипы, предпочтения, ориентации у старших подростков влияют на их поведение. Толерантность, не является врожденным нравственным качеством и не возникает на пустом месте, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается, прежде всего, само-стимулированию, развитию и коррекции, а целью ее формирования является положительное взаимодействие со всеми субъектами.

Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, старший подросток, формирование, формирование этнической толерантности.

УДК 159.9.075

Этническая толерантность является одним из аспектов толерантности.

По определению В.М. Золотухина этническая толерантность - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д. [2, с. 36-37].

Внешне этническая толерантность отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные (неприятные) воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей [7, с. 42].

По мнению В.А. Тишкова, «для социального мира в многонациональном и поликультурном обществе актуальна этническая (межнациональная) нетерпимость» [3, с. 51]. На этой основе повышается значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов.

В настоящем исследовании ставились следующие цели. Во-первых, определить параметры эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа (т.к. амбивалентность; выраженность и направленность). Во-вторых, выявить степень принятия/неприятия старшими подростками одинаковых.

Для исследования эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа мы использовали Диагностический Тест Отношения Г.У. Солдатова [5, с. 21-26].

Для изучения степени принятия/непринятия старшими подростками по отношению к разным этническим группам мы использовали методику Эмори Стивена Богардуса шкала социальной дистанции [7, с. 71-76].

Наиболее позитивной направленностью и выраженностью отличаются коэффициенты гетеростереотипа американцев ф=0,12, S=0,14) и украинцев ф=0,07, S=0,09). По сравнению с другими гетеростереотипами стереотип американцев находится ближе всех к оценке «Идеала», что может является показателем этнических предпочтений.

Гетеростереотипы армян, вьетнамцев, чеченцев, цыган не только являются очень низкими по сравнению с «Идеалом», но и имеют отрицательные коэффициенты выраженности (Б) и направленности (Б), что свидетельствует о негативном восприятии подростками перечисленных представителей этнических групп.

Качества, составляющие стимульный материал ДТО, анализировались также как поведенческие эквиваленты межгруппового взаимодействия. Характеристики, получившие наибольшие веса в автостереотипе - образе собственной этнической группы «для других», рассматривались как эквиваленты социально-одобряемого членами группы внешнего поведения. Качества, доминирующие в гетеростереотипах-образах «других для себя»,-как характеристики внешней коммуникативной деятельности оцениваемых представителей этнических групп. Среди наиболее одобряемых подростками коммуникативных характеристик русских оказались «общительный» (Б=0,12), «находчивый» ^=0,11), «аккуратный» ^=0,07).

Положительный коэффициент выраженности по всем парам качеств имеет гетеростереотип американцев. Старшие подростки выделяют деловые качества американцев: «дипломатичный» ^=0,24), «общительный» ^=0,16), «активный» ^=0,22), «экономный» ^=0,20), «осторожный» (8=0,23).

У испытуемых зафиксированы негативные стереотипы по отношению к кавказским народам. Образы армян и чеченцев имеют общие негативные характеристики. Самый негативный образ среди гетеростереотипов принадлежит чеченцам. Чеченцы в представлении старших подростков «лицемерные» ^=-0,33), «агрессивные» ^=-0,15), «жадные» ^=-0,27), «вспыльчивые» ^=-0,20). Средние значения коэффициента выраженности по парам качеств у армян несколько менее выражены по сравнению с чеченцами, но также имеют отрицательное значение. Так, испытуемые видят армян «лицемерными» ^=-0,11), «жадными» ^=-0,10), «хитрыми» ^=-0,09), «вспыльчивыми» ^=-0,04), «навязчивыми» ^=-0,04).

Образ типичного цыгана в представлении старших подростков соответствует распространённому мнению о них среди взрослых. Цыгане в восприятии испытуемых «навязчивые» ^=-0,09), «хитрые» ^=-0,16), «жадные» ^=-0,11), «лицемерные» ^=-0,13).

Самый неопределённый образ из перечисленных этнических групп - образ типичного вьетнамца. Наибольший коэффициент выраженности имеют те качества, которые, на наш взгляд, подростки наблюдают при непосредственном общении с вьетнамцами в их коммерческой деятельности (рыночная торговля). В связи с этим образ вьетнамца у старших подростков складывается из таких качеств, как «навязчивые» ^=-0,12), «трусливые» (Б=-0,09).

В целом, гетеростереотипы вьетнамцев и цыган имеют невысокие средне-групповые значения выраженности по парам качеств. По нашему мнению, это может

свидетельствовать о неосведомлённости подростков в особенностях жизни, бытовых и культурных традициях представителей этих этнических групп.

Итак результаты нашего исследования показали наличие тесных установок старших подростков со своей этнической группой. Средний балл социальной дистанции по отношению к русским составляет 20,49 балла (при максимуме 21 балл). Меньшую степень социально-психологического принятия отмечают старшие подростки с американцами и украинцами. Средние показатели размера социальной дистанции с американцами 17,03 балла. Средний балл социальной дистанции по отношению к представителям украинского этноса равен 12,92. Неприемлемость контактов, отчуждение демонстрируют испытуемые по отношению к армянам (5,67), вьетнамцам (4,31). Цыгане (2,68), чеченцы (2,68) остаются практически «за чертой» по степени желаемой близости старших подростков с ними.

Список литературы

1. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М., 2003.

2. Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность / В.М. Золотухин.

3. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах В. А. Тишков // Толерантность и культурная традиция: сб. статей / под. ред. М.Ю. Мартыновой. М., 2002.

4. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова. М., 2000

5. Диагностический тест отношений (Г.У. Кцоева-Солдатова) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб., 2004. С. 216-222.

6. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности / Е. Ю. Клепцова. М., 2004.

7. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ / Н. М.

8. Лебедева Н.М. // Идентичность и толерантность: сб. статей. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.