негативно, размыто, а смысловое содер- в физическом, так и психологическом
жание наполнено желанием быстрее плане. Выявлена несформированность
прожить еще один день и выжить, как и нереалистичность образа будущего.
Список литературы
1. Frankl V. Man search for meaning: an introduction to logotherapy. 3 rd ed ., rev. and enl. New York: Simon and Schuster, 1984. p. 26-47
2. Leontiev D. A. The Phenomenon of Choice: Preliminary Considerations//Sharing Tools for Personal/ Global Harmony: First Annual Conference on Conflict Resolution/ V/ Kagan (Eds.). St. Petersburg, 1994. p 43-69
ББК Т52я73 УДК 390(075.3)
С. Б. Дагбаева Культурный интегратор как способ повышения этнической толерантности
В данной статье отражена проблема этнической толерантности личности в условиях поликуль-турного региона. В статье обсуждаются результаты исследования этнической толерантности подростков и способы ее укрепления в условиях современной общеобразовательной школы, в том числе культурный интегратор. Культурный интегратор является эффективным способом повышения межкуль-турной сензитивности и компетентности. Культурный интегратор помогает ослабить использование негативных стереотипов, повысить удовлетворение от общения с представителями чужой культуры.
Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, культурный интегратор.
S. B. Dagbaeva ^e cultural integrator as the way of strengthening of ethnic tolerance
This article is about the investigation of the problem of tolerance in the policultural society. In article the results of an experimental research are submitted. We have studied the ethnic tolerance of teenagers in conditions of the modern comprehensive school. The technics of the cultural integrator is under steadfast attention in this article. The cultural integrator is the effective way of strengthening of cultural competence and senzitivation. The cultural integrator helps to define negatives stereotypes strengthening satisfaction from communication with the people of different culture.
Key words: tolerance, ethnic tolerance, interethnic relations, the cultural integrator.
Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур. Возрастающая мобиль-ностьнаселения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества, гармоничное развитие ко-
торых возможно только на принципах равноправия и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности. В то же время осознается необходимость изучения проблемы межэтнической напряженности, как проявления противоречий между тенденциями к меж-
культурному объединению и росту единообразия, а также тенденциями к росту значимости отличительности и многообразия в поликультурном обществе.
Одним из поликультурных регионов РФ является Забайкальский край, население которого многонационально, здесь живут русские, буряты, татары, украинцы, армяне, узбеки, белорусы, молдаване, азербайджанцы, немцы, эвенки, башкиры, чуваши и другие народы. Кроме того, край граничит с Амурской и Иркутской областями, республиками Бурятия и Якутия, а также имеет внешнюю границу с Китаем и Монголией. В настоящее время в данном регионе, как и во многих других, наблюдается увеличение потока миграций, повышается число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличивается приток трудовых мигрантов из Китая и стран СНГ. В этой обстановке одним из важных условий построения позитивных отношений с представителями других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиций.
На этническую толерантность, определяемую как принятие этнокультурных различий и исключение развития этнофобий и межэтнических конфронтаций, оказывают действие такие социально-психологическое факторы, как: 1) степень этнокультурной компетентности; 2) психологическая готовность к межкультурному диалогу; 3) опыт и навыки межкультурного взаимопонимания и взаимодействия. Все эти параметры поддаются формированию и развитию и нуждаются в профессиональной разработке средствами просвещения и социально-психологического тренинга межкультурного взаимодействия [1].
Наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей
является подростковый возраст. В этом возрасте формируется этническое самосознание учащихся, следовательно, именно на данном этапе воздействие на этнические стереотипы и установки может оказаться наиболее эффективным [2]. Вместе с тем, школа еще продолжает оставаться консервативным социальным институтом, и на практике подростки чаще всего исключены из реальной социально значимой деятельности, а на занятиях преобладает информативная форма передачи знаний об этносах. В связи с этим, нами было проведено исследование уровня этнической толерантности подростков г. Чита. Всего в исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 13-14 и 15-16 лет.
Исследование с помощью методики «Индекс толерантности» Г. у. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой выявил высокий уровень толерантности у 10 % от общего числа исследуемых подростков, средний уровень толерантности обнаружен у 56,7 % исследуемых подростков и у 33,3% учащихся был выявлен низкий уровень этнической толерантности. Диагностика этнических стереотипов подростков с помощью «Диагностического теста отношений» Г. у. Солдатовой показала, что представители «иных» этнических групп воспринимаются подростками зачастую негативно, диагностический коэффициент стереотипа по отношению к типичному представителю другой национальности составляет 0,02, а по отношению к типичному представителю собственной национальности составляет 0,24, в то время, как средняя оценка себя учащимися составляет 0,21, а идеала 0,33. Лица китайской национальности оценивались многими русскими подростками как «хитрые», «жадные», «лицемерные», «навязчивые», в то время как предста-
вители своей нации оценивались как «общительные», «находчивые», «остроумные», «экономные» и т. д.
Анализ результатов по методике «Шкала социальной дистанции» Э. Бо-гардуса показал, что наибольшая дистанция у подростков по отношению к представителям китайской национальности, она составляет 5,36, а также к узбекам (4,77) и армянам (4,6). Меньшая социальная дистанция по отношению к татарам (4,43) и бурятам (3,12). В числе наиболее предпочитаемых народов исследуемые подростки видят русских (дистанция 1,17) и украинцев (1,8). При диагностике подростков с помощью методики «Типы этнической идентичности» Г. у. Солдатовой и С. В. Рыжовой было выявлено, что доминирующим типом этнической идентичности является «Позитивная этническая идентичность» (15 баллов из 20 возможных), а также наблюдается тенденция к этнофанатизму (10,97) и этнической индифферентности (10,78).
Полученные результаты свидетельствуют об определенной напряженности в межнациональных отношениях читинских подростков, их этнической избирательности в межличностном общении. Это позволяет нам говорить о том, что в образовательном пространстве школы необходима работа по организации комплексной системы психо-лого-педагогических условий, включающих в себя диагностику, просвещение и коррекцию, и направленных на формирование и развитие толерантного поведения учащихся. Отметим, что данный процесс должен включать в себя не только работу с подростками, но и педагогами и родителями.
В качестве одного из эффективного способа оптимизации межкуль-турного взаимодействия, современные авторы указывают технику повышения
межкультурной сензитивности или культурный интегратор [3, с. 154]. Многолетнее использование культурных ассимиляторов в группах с различными участниками подтвердило, что они помогают сформировать изоморфные атрибуции и с их помощью лучше понять представителей других культур, помогают ослабить использование негативных стереотипов, заменить упрощенное понимание чужой культуры более дифференцированным, повысить удовлетворение от общения с представителями чужой культуры, лучше адаптироваться к повседневным стрессам в новой культурной среде [4, с. 156].
После проведения эмпирического исследования, и по его итогам, нами был разработан культурный ассимилятор для участников русско-китайского взаимодействия, который был апробирован на базе МОУ СОШ № 5 г. Чита с участием подростков 13-14 лет. Предполагалось, что индивид, прошедший обучение с помощью данной техники, приобретет теоретические знания о межкультурных различиях и опыт конструктивного взаимодействия с представителями китайской культуры.
Как показала вторичная психо-лого-педагогическая диагностика после обучения с помощью данной техники, отмечается повышение уровня этнической толерантности подростков. Уровень толерантности по группе повысился на 8 единиц, что составляет 22 %. Диагностика этнических стереотипов подростков показала, что после проведения занятий, диагностический коэффициент стереотипа по отношению к типичному представителю другой национальности (типичному китайцу) составляет 0,15, по отношению к типичному представителю собственной национальности составляет 0,3, средняя оценка себя учащимися составляет 0,27, а идеала 0,37.
Анализ различий с помощью Т-крите-рия Вилкоксона подтвердил их достоверность на уровне р<0,01.
Анализ результатов по методике «Шкала социальной дистанции» Э. Бо-гардуса показал уменьшение социальной дистанции по отношению к представителям китайской национальности, она составляет 3,18, а также к узбекам (3,93), армянам (3,75). По отношению к татарам и бурятам социальная дистанция уменьшилась не значительно (4,37 и 2,6 соответственно). В числе наиболее предпочитаемых народов исследуемые подростки видят русских (дистанция 1) и украинцев (1,19). Значительно уменьшилась социальная дистанция подростков по отношению к представителям китайской национальности, теперь по 25 % подростков допускают видеть китайца в качестве своего друга или коллеги по работе, 31 % в качестве соседа.
В результате вторичной диагностики уровня этнической толерантности подростков в экспериментальной группе было выявлено, что уровень толерантности в данной группе повысился на 22 %. Отмечается снижение предубеж-
денности опрошенных подростков по отношению к представителям китайской национальности (в среднем на 0,12), снижение уровня этноцентризма, ксенофобии, этнической индифферентности. Этническая идентичность большинства подростков находится в пределах нормы и является позитивной. Наблюдается повышение уровня позитивной самооценки, а также оценки типичного представителя собственной национальности (в среднем на 0,07), наблюдается уменьшение социальной дистанции по отношению к представителям других этносов.
Таким образом, как показало исследование, в образовательном пространстве современной школы необходимы меры по организации комплексной системы психолого-педагогических условий, направленных на формирование толерантного поведения учащихся. Экспериментальное исследование выявило положительную динамику в уровне этнической толерантности подростков после обучения с помощью культурного интегратора.
Список литературы
1. Лебедева Н. М. Этническая толерантность в России и способы ее укрепления. URL: http://stav-geo.ucoz.ru/publ/ (дата обращения 15.09.2009).
2. Истратова О. Н. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д. : Феникс, 2008. 510 с.
3. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2006. 208 с.