Научная статья на тему 'Изучение особенностей родительского отношения влияющих на тревожность ребенка'

Изучение особенностей родительского отношения влияющих на тревожность ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
766
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕБЕНОК / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Альгожина А.Р.

В cтaтье описывается влияние стилей детско-родительского отношения на проявление тревожности у детей. Анализируются теоретические концепции ведущих отечественных психологов о закономерностях развития детской психики, исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей родительского отношения влияющих на тревожность ребенка»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.99

Л.Р. Aльгожинa

Магистр психологии, КарГУ им. Е.А. Букетова

г. Караганда, Казахстан

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ВЛИЯЮЩИХ

НА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

Аннотация

В статье описывается влияние стилей детско-родительского отношения на проявление тревожности у детей. Анализируются теоретические концепции ведущих отечественных психологов о закономерностях развития детской психики, исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения.

Ключевые слова Семья. Родительские отношения. Ребенок. Тревожность.

Продуктивное развитие личности ребенка зависит от физического, психического, социального благополучия растущего человека и находится под влиянием многих факторов и обстоятельств. В настоящее время в качестве центральной, «основной» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений «мать — ребенок» (Н.М. Гордецова, А.И. Захаров, А.С. Спи-ваковская, В.С. Манова-Томова, М. Раттер). Тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

Анализ психологических источников выявляет, что причинами, вызывающими тревожность являются следующие факторы [1, с. 146]:

1. Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

2. Следствие симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.

3. Тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно. Она может порождаться страхом отступления от норм и правил, устанавливаемых взрослыми

Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Одним из факторов, влияющих на тревожность, являются особенности родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.

С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и агрессивности детей [2, с. 115]. П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт "злостно-забитый" тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-за-ласкивающее - "мягко-забитый" тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу "кумир семьи" - честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими [3, с. 98].

Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей воз

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

раста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка [4, с. 127].

Стиль общения с ребенком репродуктивен, он во многом задается семейными традициями. Матери воспроизводят тот стиль воспитания, какой был свойствен их собственному детству, нередко повторяют стиль своих матерей. Характерологические особенности родителей являются одной из существенных детерминант родительского отношения.

Для развития позитивных детско-материнских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Естественное желание всех родителей - уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако, постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы - дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители - это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.

Cпиcок использованной литературы:

1. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М., 2001.- 267 с.

2. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230 с.

3. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. -М., 1986.- 302 с.

4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 2001.- 364 с.

© Альгожина А.Р., 2016

УДК1

Н.А.Ананьева

кандидат психологических наук, доцент доцент НОУ ВПО Московский Институт психологии, г. Москва, РФ

E-mail: ananyeva70@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА САМОИЗМЕНЕНИЯ-САМОКОНСТРУИРОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена анализу психологических механизмов для реализации индивидуальных изменений. Для решения психологических проблем предлагается применение антропоцентрического принципа.

Ключевые слова

Психологические механизмы, психологическая изменчивость индивидуума, антропоцентрический принцип.

Современное развитие психологии находится на позиции смещения акцентов «с социума на человека». Все более акцентируется внимание ученых не на «социоцентрическую», а на «антропоцентрическую» модель. Центрация на человеке обеспечивает поиск естественных психологических закономерностей, за которыми стоят механизмы их фиксации.

Сегодня обращается внимание на механизмы, которые сам индивидуум конструирует при реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.