УДК 159.923.2+159.922.7 ББК Ю984
ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
Е.Н. Токарева
Рассмотрены основные концепции детско-родительских отношений. Определено, что тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности с ребенком раннего возраста. Предложена оригинальная тренинговая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений. Представлены результаты сравнительного исследования динамики общения родителей с детьми раннего возраста, позволяющие определить эффективность тренинга, предложенного автором.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, родительские установки, типы и стили детско-родительских отношений, тренинг, дети раннего возраста, общение.
Особая роль в развитии личности ребенка, в частности его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка на всех этапах его развития. В процессе постоянного контакта с ребенком родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные реакции при взаимоотношении с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации эмоционально волевых процессов [3]. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным отклонениям психического развития ребенка.
Общение - это первая человеческая деятельность, возникшая на заре становления человеческого общества. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым [7].
Проблема общения детей раннего возраста с взрослыми является особенно актуальной в последние годы. Исследованиями отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор гармоничного психического развития ребенка. Изучению проблемы общения ребенка со взрослыми посвящено большое количество психологических исследований [6, 7]. Еще в работах Л.С. Выготского можно найти четкие обозначения того, что социальная ситуация развития
- это «своеобразное отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [2].
Анализ результатов психодиагностических исследований семей, воспитывающих детей раннего возраста, позволяет сделать вывод о том, что в психологической помощи нуждаются в равной степени как дети, так и их родители. Наиболее частыми причинами обращений родителей за психологической помощью являются проблемы общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также неумение проявить свое эмоциональное состояние как родителями, так и детьми. Многие родители не знают имеющихся у своих детей потребностей в эмоциональных контактах и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне. В исследовании М.Н. Аксариной показано, что большинству родителей неизвестны основные принципы, подходы, особенности взаимодействия с детьми раннего возраста [1]. Кроме того, в настоящее время образовательная система не имеет целенаправленно созданных институтов для обучения родителей эффективным навыкам взаимодействия с детьми. Однако именно овладение этими навыками следует считать одним из основных направлений психологической помощи родителям, что будет способствовать развитию и формированию позитивных детско-родительских отношений [5].
Целью исследования является изучение влияния специально созданных условий (в виде коррекционной тренинг-программы) для оптимизации их детско-родительских взаимоотношений.
Объект исследования - взаимодействие родителей и ребенка раннего возраста в процессе совместного занятия.
Предмет исследования - условия, способствующие взаимодействию родителей и ребенка в раннем возрасте.
В качестве гипотезы использовано предположение о том, что специальная организация обучения родителей, создание условий для развития их отношения к детям будет не только формировать атмосферу психологического комфорта в семье, но и способствовать развитию ребенка.
Для реализации поставленной цели были выбраны следующие методики: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) [9]; оп-
росник «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) [4]; стандартизированное наблюдение за поведением родителей А.М. Казьмина, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминовой.
Характеристика выборки исследования. Исследование проводилось на базе детского психологического центра «Индиго» г. Челябинска. В исследовании приняли участие 48 семей, имеющих ребенка раннего возраста (от 2 до 3 лет). Возраст родителей от 20 до 36 лет.
Результаты исследования. На основании результатов контрольного этапа исследования по методике АСВ было обнаружено, что наиболее часто используемыми родительскими установками являются установки преимущественно попустительского плана: «Недостаточность требований-
обязанностей к ребенку (в 31,2 % случаев; «=15), проявляющаяся в том, что ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье; «Недостаточность требований-запретов к ребенку» (29,1 %; «=14), характеризующаяся легкостью нарушения ребенком существующих запретов на фоне понимания того, что с него никто не будет спрашивать выполнение данных ему поручений. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо ограничения в его поведении.
«Минимальность санкций» (25 % выборки; «=12) выявлена у родителей, предпочитающих обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяющих их крайне редко, уповающих на поощрения, сомневающихся в результативности любых наказаний.
При «Потворствовании» (23 %; «=11) родители стремятся к максимальному и не-
критичному удовлетворению любых потребностей ребенка, проецируя на детей свои ранее неудовлетворенные потребности, ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.
Пятая часть выборки родителей отметила наличие у себя типа отношения к ребенку «Чрезмерность требований и запретов» (23 %; «=11). Такой подход может лежать в основе стиля негармонического воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Такой стиль воспитания следует считать недостаточно адекватным, разрушающим оптимальные детско-родительские отношения.
Анализ взаимодействия родитель -ребенок, проведенный на основе интерпретации методики И.М. Марковской, обнаружил, что в качестве наиболее характерных особенностей взаимоотношений родителей с детьми используются строгость в воспитании ребенка (40 %; «=19); излишняя требовательность (71 %; «=34); дистанцирование от ребенка (71 %; «=34); отсутствие сотрудничества с ребенком (50 %; «=24); повышенный уровень тревожности в отношении ребенка (54 %; «=26); непоследовательность в собственных действиях по отношению к ребенку (79 %; «=38); неудовлетворенность отношениями с ребенком (44 %; «=21).
Результаты, полученные по методике «Стандартизированное наблюдение за поведением родителей», свидетельствуют, что имеются некоторые противоречия в поведении родителей в процессе совместной деятельности с детьми. Так, например, при высоком уровне позитивного отношения к ребенку (100 %; «=48) родителей, уважительном отношении к ребенку (79 %; «=38) у многих родителей наблюдается негативный аффективный фон активности (71 %; «=34), который проявляется в жестком стиле (31,2 %; «=15) осуществления социального контроля за поведением ребенка. Основными способами осуществления социального контроля родители выбирают запрет, команду, угрозу физического наказания, лишение внимания (71 %; «=34). Наименее представлены в данной выборке позитивные способы осуществления социального контроля за деятельностью детей (20,8 %; «=10): помощь вопросом, моделирование ситуации, просьба, позитивное подкре-
пление либо его обещание. Для них присущи непоследовательность социального контроля за деятельностью детей (79 %; «=38), непостоянство и ситуативность ограничений (35,4 %; «=17). Также для большинства родителей характерно большое количество непостоянных ограничений (29 %; «=14). При возникновении конфликтов более трети родителей (37,5 %; «=18) стараются разрешить его в свою пользу, а каждый пятый уступает ребенку (23 %; «=11) и находит компромисс (20,8 %; «=10).
Результаты констатирующего этапа исследования были положены в основу тренинг-программы, использующей принцип активного привлечения ближайшего окружения в целях развития ребенка. И этот принцип выделяется как основной, поскольку развитие ребенка невозможно без учета микро- и макро-социальных условий. В тренинге особый акцент делается на общении и отношениях ребенка с матерью и на коррекцию этих отношений, а также на коррекцию личностных особенностей родителей, негативно влияющих на эти отношения. Концептуальной основной тренинга являлась идея сотрудничества взрослого и ребенка, поэтому основная цель программы - оптимизация детско-родительских отношений.
К наиболее важным задачам тренинга можно отнести следующие:
- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
- достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов ребенка;
- выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению конфликтов при взаимодействии;
- обучение способам социального контроля за поведением ребенка, развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
- установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
В процессе тренинга родителям предоставляется возможность научиться общению взрослого с ребенком иными, ранее не использовавшимися способами. С этой целью наиболее часто используются совместные игры, которые, как правило, являются моделями жизненных ситуаций [4]. Задача психолога
научить родителей, участвующих в тренинге вместе со своим ребенком, осуществлять общение наиболее эффективным и адекватным образом. Тренинг-занятия проводились на протяжении 3 месяцев. В процессе занятий под влиянием компетентного психологического сопровождения родители становятся более восприимчивыми к проблемам своих детей и обучаются относиться к ним безоце-ночно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Работа в группе, подчинение и взрослых и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю - уйти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.
Результаты контрольного исследования показали значительную положительную динамику в детско-родительских отношениях.
Анализ семейных взаимоотношений по методике АСВ показал, что возросло количество родителей, предъявляющих своим детям адекватные их возрасту требования-обязанности 69 % («=33) по сравнению с результатами констатирующего эксперимента (31,2 %; «=15), что проявляется в высказываниях родителей о том, что детей стало легче привлечь к выполнению каких-либо дел.
Снизилось число родителей, предъявляющих недостаточное количество требований-запретов в отношении своих детей. По результатам констатирующего эксперимента 29,1 % («=14) предоставляли детям полную самостоятельность, возможность выбирать способы поведения и нарушать установленные правила. Данные контрольного эксперимента показали, что 52 % («=25) родителей стали устанавливать ограничения для своих детей, что позволило им вести адекватный социальный контроль без применения негативных способов воздействия (угроз, запретов, наказаний). Установлено, что уменьшилась численность родителей, использующих «потворствующий» стиль воспитания: с 23 % («=11) до 10 % («=5).
С 23 % («=11) до 15 % («=7) снизилось число родителей, предъявляющих своим детям «чрезмерные требования и запреты». Данные родители перестали предъявлять большое количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность детей. Если по результатам констатирующего эксперимента у 25 % («=12) родителей были выявлены высокие показатели по шкале «мини-
мальность санкций», то в контрольном эксперименте 33,3 % («=16) родителей уменьшили количество санкций в процессе воспитания детей (рис. 1).
По результатам исследования по опроснику ВРР родителей, прошедших тренинг-программу, уменьшилась доля родителей, придерживающихся строгости и жесткого стиля в воспитании - с 40 % («=19) до 25 % («=12). Родители, участвующие в тренинг-программе, стали менее требовательны к своим детям: 71 % выборки («=34) против 38 % («=18) по результатам контрольного эксперимента. Родители стали менее дистанцированы от ребенка: 71 % («=34) против 18,8 % («=9) по результатам контрольного эксперимента.
Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания. Установлено, что в процессе тренинговой работы уменьшилось число родителей, не сотрудничающих со своими детьми: с 50 % («=24) до 20,8 % («=10).
Последовательность родителя в процессе воспитания является важным параметром взаимодействия и отражает то, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях в отношении к ребенку, в приме-
нении наказаний и поощрений. По результатам констатирующего эксперимента высокий уровень непоследовательности в собственных действиях по отношению к ребенку был установлен у 79 % («=38) родителей, а по итогам тренинговой работы - только у 29,1 % («=14).
Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности. Тренинговая работа позволила снизить высокий уровень тревожности в отношении ребенка у 29,1 % («=14) родителей. Тем не менее 25 % («=12) обследованных родителей сохранили повышенный уровень тревоги за ребенка.
В результате прохождения тренинга произошла гармонизация детско-родительских отношений: снизилось число родителей, неудовлетворенных своими отношениями с детьми (с 44 % до 20,8 %). Наглядно результаты этого этапа исследования представлены на рис. 2.
Проведение тренинг-программы устранило противоречия в поведении родителей в процессе совместной деятельности с детьми. Результаты, полученные по методике «Стандартизированное наблюдение за поведением родителей» в контрольном эксперименте позволили установить, что аффективный фон активности родителей стал позитивным, т. е. произошло снижение негативного эмоционального фона в процессе совместной деятельности с детьми с 71 % («=34) до 27 % («=13). Уменьшилось число родителей, использующих жесткий стиль осуществления социального контроля с 31,2 % («=15) до 12,5 % («=6). Как следствие, такие родители
Рис. 1. Сравнительные показатели по методике АСВ по результатам констатирующего
и контрольного эксперимента
существенно реже стали использовать в качестве основных способов осуществления социального контроля запрет, команду, угрозу физического наказания, лишение внимания: с 71 % («=34) до 35,4 % («=17). Увеличилось число родителей, применяющих позитивные способы осуществления социального контроля за деятельностью детей (с 20,8 до 64,6 %).
Непоследовательность социального контроля и ситуативность ограничений негативно сказывается на развитии личности детей раннего возраста. В результате тренинговой работы в обследованной выборке уменьшилось число родителей, демонстрирующих непоследовательность социального контроля (с 79 до 33,3 %), установлено снижение удельного веса ситуативности социальных ограничений у 18,7 % («=9) родителей, снижение непоследо-
вательности социального контроля и ситуа-тивности социальных ограничений вследствие уменьшения непостоянных ограничений у 6 % («=3) родителей.
Обучение навыкам сотрудничества родителей с детьми позволило родителям не только сохранить на высоком уровне позитивное отношение к ребенку у всех родителей, но и сформировать уважительное отношение к детям у 20,8 % обследованных родителей. При возникновении конфликтов с своими детьми родители чаще стали искать компромисс с ними (39,6 %; «=19) или уступать им в конфликте (35,4 %; «=17). Уменьшилась численность родителей, использующих соперничество в процессе разрешения конфликтных ситуаций (с 35,7 % до 25 %). Полученные данные представлены на рис. 3.
Рис. 2. Сравнительные показатели по опроснику ВРР по результатам констатирующего
и контрольного эксперимента
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Рис. 3. Сравнительные показатели по методике «Стандартизированное наблюдение за поведением родителей» по результатам констатирующего и контрольного эксперимента
Выводы
1. Семейное воспитание содержит значительный психолого-педагогический потенциал, который может и должен быть использован в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка раннего возраста.
2. Тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности. Эффективное взаимодействие со своими детьми в состоянии организовать лишь родители с высоким уровнем готовности к такому взаимодействию, то есть в достаточной мере владеющие знаниями о развитии ребенка и об особенностях их проявлений. Родители, адекватно воспринимающие своих детей, эмоционально-позитивно относящиеся к ним, стремящиеся преодолеть трудности отставания, способны включиться в совместную со специалистами развивающую деятельность.
3. Оказание психологической помощи родителям должно быть дифференцировано в зависимости от уровня психологической грамотности и готовности родителей к восприятию рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми, с учетом характера семейной ситуации и индивидуальных особенностей родителей.
Литература
1. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста / М.Н. Аксарина. - М. : Медицина, 2007. - 304 с.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во «Союз», 2004. - 224 с.
3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Изд-во «Питер», 2009. - 320 с.
4. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2005. - 150 с.
5. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. - М.; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2005. - 550 с.
6. Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М. : Когито-Центр, 2003. - 230 с.
7. Смирнова, Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога /Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова. -М. : АРКТИ, 2004. - 160 с.
8. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология. Антология / Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во «Академический проект», 2010. - 720 с.
9. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юс-тицкис. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.
Поступила в редакцию 06.04.2012 г.
Токарева Елена Николаевна. Аспирант факультета психологии, ЮжноУральский государственный университет. E-mail: [email protected]
Elena N. Tokareva. Рost-graduate student of faculty of psychology, South Ural State University. E-mail: [email protected]