Научная статья на тему 'Научная школа «Философия музыки и музыкального образования»: проблемы, тенденции, перспективы'

Научная школа «Философия музыки и музыкального образования»: проблемы, тенденции, перспективы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
174
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена анализу функционирования молодой, но уже активно проявляющей себя научной школы «Философия музыки и музыкального образования». В работе освещается круг проблем, решение которых необходимо на современном этапе развития музыкального искусства и образования, рассматриваются новые художественно-образовательные модели, созданные участниками научной парадигмы, определяются тенденции и перспективы дальнейшего развития научной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная школа «Философия музыки и музыкального образования»: проблемы, тенденции, перспективы»

ле - себя как текст. Код, однако, не предписывает, а лишь намечает смысловые объемы текста. Субъект, обладая свободой, интуицией, выбирает себя, соответственно, своё отношение к миру, что проявляется и в выборе дискурса. Дискурсов много, но каждый вправе включаться в ту языковую игру, где как он считает себя «способным произносить «хорошие» денотативные высказывания, а также «хорошие» прескриптивные или оценочные высказывания». Чтобы стать такими, они должны пройти процесс легитимации, быть принятыми к вниманию сообществом [см.: 7, с. 52-53].

Таким образом, рассмотренные здесь некоторые аспекты формирования индивидуальности современного познающего (понимающего - в ракурсе постмодернистской терминологии) человека, указывают на сложность современной познавательной ситуации. То - иное, через которое складывается и на что направлена индивидуальность в познании, представлено уже не объективной реальностью, а сложным сплавом коллективного объективированного субъекта с реальностью. Можно ли полностью принять позиции постмодерна, во многом привлекательные в силу своей своевременности? Вероятнее всего - нет, т.к., например, для научного познания абсолютизация подобной методологии создаёт большие сложности.

Список литературы:

1. Маркова Л.А. Переосмысление субъект - предметного отношения // Вопросы философии. - 2006. - № 8.

2. Деррида Ж. О грамматологии. - М.: Ad Marginem, 2000.

3. Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. - 2006. - № 9.

4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. - 1994. - № 2.

5. Фуко М. Слова и вещи. - СПб: A-cad - 1994.

6. Барт Р. Избр. Работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994.

7. Лиотар Ж.-Л. Состояние постмодерна. - СПб., 1998.

НАУЧНАЯ ШКОЛА «ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ

И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена анализу функционирования молодой, но уже активно проявляющей себя научной школы «Философия музыки и музыкального образования». В работе освещается круг проблем, решение

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

которых необходимо на современном этапе развития музыкального искусства и образования, рассматриваются новые художественно-образовательные модели, созданные участниками научной парадигмы, определяются тенденции и перспективы дальнейшего развития научной школы.

Научная школа «Философия музыки и музыкального образования», представляет собой сообщество исследователей, объединенных общей научной идеей, - изучением музыки как социального и культурного феномена в контексте становления и развития культуры и определением основных задач музыкального образования как инструмента постижения этого феномена: выявлением «болевых точек», характерных для современной системы музыкального образования, механизмов, помогающих преодолеть ряд негативных тенденций, с которыми сталкивается педагог-музыкант в условиях сложившейся информационной цивилизации, накладывающей свой отпечаток на все социальные институты, в том числе и на систему музыкального образования.

Несомненно, каждое исследование, обращенное к проблеме изучения музыки в процессе становления и развития культуры, неизбежно сталкивается с огромным количеством проблем, возникающих из-за сложности и неординарности предмета изучения, который на протяжении исторического пути своего развития претерпевал такие невероятные преображения, что ставил в тупик высокообразованных исследователей, не способных понять и принять их. Известные нам из истории музыкального искусства высказывания, выдвигающие различные гипотезы о происхождении музыки, пророчащие гибель того или иного жанра музыкального искусства или даже искусства в целом, являются свидетельством того, что даже весьма значительные профессиональные знания и умения далеко не всегда являются гарантией понимания сущности процессов, происходящих в музыкальном пространстве.

Каждому исследователю необходимо осознавать, что «музыка, именуемая искусством, не лишается объективного бытия даже для слушателя или музыканта, глубоко поглощенного ею. Она остается объектом эстетического созерцания и, что еще важнее, - выражением, объективизацией, материализованной проекцией чувствований, ощущений, образных представлений и идей. Идет ли речь об отдельном произведении или целом историческом стиле, она развертывается перед мысленным взором слушателя как сложная динамичная картина - интегральный символ внутреннего мира данной культуры, ее собственный образ» [5, с. 387]. Это является основанием для многих исследователей, рассматривать ее, как «что-то большее, чем искусство», как некую «самодостаточную субстанцию», которая управляется «мировой гармонией, подобно движению планет, восходу и закату солнца, смены времен года и т.д.» [3, с. 11]. Но при этом она всегда была и остается великим искусством. Искусством, несущим в себе знание-переживание, ис-

кусством духовного общения, искусством межкультурного диалога, искусством, открывающим сердца для постижения сущности бытия, его смыслов и ценностей.

Именно это и должно являться отправной точкой для каждого музыкально-педагогического исследования. Система музыкального образования призвана создать такие педагогические условия, в которых формируется знание-переживание, создаются художественные каналы духовной коммуникации, рождается пространство «соучастного бытия», необходимое для осмысления тайны воздействия музыки на человека. Тайны, постичь которую только путем подробного изучения ее элементов, конструкций, жанровых и стилистических особенностей, путем осуществления «знаниевой» парадигмы невозможно. Философское осмысление роли и места музыки и музыкального образования в контексте становления и развития культуры, которое является основным направлением деятельности научной парадигмы «Философия музыки и музыкального образования», - это постижение смыслов и ценностей, которые созданы великими музыкантами прошлого и настоящего для своих современников и для будущих поколений, продолжающих открывать, благодаря им, для себя все новые и новые духовные горизонты познания и самопознания.

Чем ярче и самобытнее созданный художественный мир, тем дальше уходит он от сложившихся в каждом конкретном историческом отрезке времени и пространства норм, тем сложнее современникам понять и оценить его. Порой необходимы столетия (как это было с И.С. Бахом), чтобы уровень личности творца и значимость его творений в духовной культуре человечества стали очевидны, но уже не современникам, а потомкам. Это связано с тем, что каждый великий художник не отражает, а преображает окружающий его мир, создавая новую реальность, некую метареальность. Чудо постижения этой метареальности заключено в способности человека проникать сквозь знаковую и конструктивную грань музыкальной формы в таинство художественно-образного мира, в его эстетику и поэтику, в то пространство, где «уникальная художественная мысль отливается в уникальную художественную речь» [1, с. 354]. Именно в уникальности художественной мысли, которая воплощена в уникальной художественной форме, заключается и огромная сложность их постижения современниками.

Не случайно огромное количество художников, выстроивших свое неповторимое мироздание, не получили единодушного, безоговорочного признания при жизни. Перечисление имен великих музыкантов, «обиженных» своими современниками могло бы занять сотни томов. «Обиженных» не только консервативной и часто не слишком сведущей в тонкостях композиторского творчества публикой, но и высокообразованными критиками, каждый из которых предлагает услышать в творчестве того или иного композитора то, что слышит он сам, а это далеко не всегда соответствует голосу самого композитора, который необходимо постичь, прочувствовать, ощутить

ту муку и ту радость, которую несет его муза. Основная идея, на которую опирается научная школа «Философия музыки и музыкального образования, заключается в том, что нет единой универсальной и идеальной модели музыкального искусства, как нет единого идеала Красоты, одинаково воспринимаемого всеми жителями Земли.

Существует множество моделей, но все они представляют собой не просто части, в сумме своей составляющие мировую музыкальную культуру, а являются подсистемами единой сложноорганизованной системы, которая являет собой целостное музыкальное пространство, в котором эти части -подсистемы - находятся в постоянном взаимодействии, влияя друг на друга и дополняя друг друга. «Можно сказать, что художник тем и отличается от человека, лишенного творческого дара, что он включен в качестве элемента во вселенский континуум, и в нем - элемент этого гигантского целого -вибрирует и бьется ритм мира, его пульс» [1, с. 396].

Это то свойство, что изначально присутствует в музыке, открывающей новую метареальность, в которой жизненная сила, познание и самопознание образуют особое звучащее пространство бытия. Чудо формирования этой метареальности сокрыто в тайне художественного творчества, где объединяются прозрения будущего и глубинная связь с истоками, осознание высочайшего предназначения искусства и сложнейший мировоззренческий комплекс, закодированный в нотном тексте. В этом музыкально-философском тексте скрыта сама идея культуры как саморазвивающейся системы, в которой постоянно рождаются, самоутверждаются, функционируют и трансформируются высшие смыслы и ценности бытия. Выявление способов и методов постижения этого музыкально-философского текста и реализация их в музыкально-педагогической деятельности и составляют основную цель научной школы «Философия музыки и музыкального образования».

Сегодня ядром научной школы «Философия музыки и музыкального образования» является кафедра социологии и философии культуры Российского государственного социального университета, осуществляющая активную научную и педагогическую деятельность. Тематика исследований в рамках представленной научной парадигмы чрезвычайно многогранна. Участниками данной научной парадигмы активно разрабатываются инновационные образовательные модели, отвечающие тем целям и задачам, решение которых необходимо для формирования целостного музыкально-образовательного пространства, где созданы оптимальные условия для становления творческой личности будущих строителей российской культуры.

Так Н.И. Ануфриевой представлена модель формирования целостного мировоззрения личности студента музыканта, который ориентирован на сохранение традиций великой русской культуры. В многообразии художественных интересов и потребностей, которые испытывает человек, Н.И. Ануфриева выделяет фундаментальный пласт - традиционный фольклор, постижение которого позволяет преодолевать отчуждение человека от своих

корней, характерное для современной информационной цивилизации. Разработанная Н.И. Ануфриевой инновационная музыкально-педагогическая модель являет собой процесс систематичного и целенаправленного профессионального и духовного становления личности, обретающей в этом процессе систему эстетических и этических ценностей.

В исследованиях Н.Е. Судаковой рассматривается чрезвычайно важная и актуальная проблема - инклюзивное образование, направленное на включение в единое образовательное пространство детей с разными образовательными потребностями. Судакова Н.Е. справедливо считает, что гуманистическая сущность музыки и музыкального образования способствует формированию единого образовательного пространства, где все дети, в том числе дети с особыми образовательными потребностями, учатся жить вместе, учатся взаимопониманию, взаимодействию, взаимопомощи. Разработанная Н.Е. Судаковой инновационная модель включения детей с разными образовательными потребностями в социокультурное взаимодействие в музыкальном инклюзивном пространстве обладает значительными перспективами для реализации в условиях общего и дополнительного образования.

Аксиологическая константа определяет направленность научно-исследовательской деятельности Ю.В. Ганичевой. Ею представлены учебно-методические комплексы как фактор обновления содержания профессионального музыкального образования. Анализируя проблемы, характерные для современной системы музыкально-педагогического образования, Ю.В. Га-ничева особо обращает внимание на стремительно динамику преобразований, происходящих в современном обществе, что влечет за собой смену ценностных ориентиров будущих специалистов. Разработанная ею инновационная модель формирования и реализации музыкально-педагогических комплексов направлена на решение ряда задач, возникающих в современном учебно-воспитательном процессе.

Одним из важнейших компонентов научной парадигмы философии музыки и музыкального образования является создание каналов музыкальной коммуникации, объединяющих в едином художественном пространстве творца, его творения, их исполнителей, слушателей, педагогов-музыкантов и их учеников, всех, кто стремится к постижению музыки, к эстетически-ценностному взаимодействию пространстве культуры. Эта проблема всесторонне освещается в исследованиях И.А. Корсаковой, стремящейся найти наиболее эффективные пути для создания таких каналов в современном пространстве культуры. Большое внимание в научной школе «Философия музыки и музыкального образования» уделяется логике формирования и развития художественно-эстетических парадигм в пространстве отечественной культуры.

Изучению художественно-эстетических проектов, создаваемых в русской музыке, посвящены исследования Е.В. Славиной. Особое внимание уделено ею периоду Серебряного века, творчеству А.Н. Скрябина, его влиянию на формирование нового музыкально-эстетического пространства.

Но не только уже состоявшиеся ученые ведут активную научно-исследовательскую деятельность. Все исследования осуществляются совместно профессорско-преподавательским составом кафедры, аспирантами и студентами - участниками 11 научно-исследовательских кружков Факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ Таким совместным актом стало выполнение трехгодичного гранта, завершенного в нынешнем году на тему: «Музыкальная коммуникация в современном поликультурном пространстве». По итогам гранты выпущены сборники научных трудов преподавателей, студентов и аспирантов факультета.

Таким образом, проблемное поле философии музыки и музыкального образования постоянно расширяется. Оно включает в себя вопросы эстетики и этики, познания и самопознания, психологии и этнопсихологии, герменевтики, культурологии, социологии. Аксиологическая константа, применение в исследовательской деятельности методов аксиологического анализа, постоянное расширение проблемного поля философии музыки и музыкального образования открывает новые грани научно-исследовательской деятельности современного музыканта, направляя его на путь творческого поиска, путь постоянного расширения горизонтов познания.

Это «живая», активно действующая структура, каждый из участников которой являет собой яркую, самобытную личность, обладающую своим собственным взглядом на проблемы музыкального искусства и образования, своей собственной позицией, своим личностно-ценностным отношением ко всем слоциокультурным явлениям, характерным для нашего времени. Идея творческого созидания - вот та связующая нить, которая объединяет всех, идея партнерства, диалога, взаимного уважения и общей ответственности в осуществлении культурного строительства России.

Список литературы:

1. Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. - СПб., 2006.

2. Глебов И. (Б.В. Асафьев). Ценность музыки. - СПб., 1923.

3. Коломиец Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. - М., 2009.

4. Мандельштам О. Слово о культуре. - М. 1987.

5. Орлов Г. Древо музыки. - СПб., 2005.

6. Психология художественного творчества / Сост. К.В. Сельчёнок. -Мн., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.