Научная статья на тему 'Научная разработанность проблемы подготовки магистрантов социальной работы к организационно-управленческой деятельности'

Научная разработанность проблемы подготовки магистрантов социальной работы к организационно-управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАГИСТР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ / PREPARATION OF MASTER STUDENTS / SOCIAL WORK / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITY / MASTER OF SOCIAL WORK / ORGANIZATION AND MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Екатерина Юрьевна

Автором представлена научная рефлексия проблемы подготовки магистрантов социальной работы как субъектов организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты и поддержке населения, определены основные подходы к пониманию организационно-управленческой деятельности как подструктурного компонента профессиональной деятельности, дана характеристика организационно-управленческой деятельности магистра социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC DEVELOPMENT OF THE PROBLEM OF PREPARATION OF MASTERS OF SOCIAL WORK FOR ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT ACTIVITIES

The author presents the scientific reflection of the problem of training Masters of social work as subjects of organizational and managerial activity in the system of social protection and support of the population. The main approaches to understanding organizational and managerial activities as a substructure component of professional activity are defined, and organizational and administrative activity of a Master of social work is described.

Текст научной работы на тему «Научная разработанность проблемы подготовки магистрантов социальной работы к организационно-управленческой деятельности»

УДК 378.14. ББК 74.58 Л-64

Литвинова Екатерина Юрьевна, аспирант кафедры социальных технологий, Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, e-mail: ketrin_22.12@mail.ru

НАУЧНАЯ РАЗРАБОТАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ

МАГИСТРАНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(рецензирована)

Автором представлена научная рефлексия проблемы подготовки магистрантов социальной работы как субъектов организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты и поддержке населения, определены основные подходы к пониманию организационно-управленческой деятельности как подструктурного компонента профессиональной деятельности, дана характеристика организационно-управленческой деятельности магистра социальной работы.

Ключевые слова: подготовка магистрантов, социальная работа, организационно-управленческая деятельность, магистр социальной работы, организация и управление.

Litvinova Ekaterina Yurievna, a postgraduate student of the Department of Social Technologies, Institute of Education and Social Sciences, FSAEI HE "North-Caucasian Federal University", Stavropol ketrin 22.l2aimail.rii

SCIENTIFIC DEVELOPMENT OF THE PROBLEM OF PREPARATION OF MASTERS OF SOCIAL WORK FOR ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT ACTIVITIES

(reviewed)

The author presents the scientific reflection of the problem of training Masters of social work as subjects of organizational and managerial activity in the system of social protection and support of the population. The main approaches to understanding organizational and managerial activities as a substructure component of professional activity are defined, and organizational and administrative activity of a Master of social work is described.

Key words: preparation of Master students, social work, organizational and managerial activity, Master of social work, organization and management.

В настоящий период развития системы социальной защиты населения к субъектам ее управления относятся профессионалы социальной сферы, получившие диплом выпускника магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа». Деятельность магистра социальной работы непосредственно направлена на организацию и управление процессами решения жизненно важных проблем человека, поддержки и защиты населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Эффективная организация и управление социальной работой способствует повышению качества социального обслуживания населения, развитию практики поддержки и защиты отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны общества и государства. Это, в свою очередь, дает основания для совершенствования процесса подготовки магистрантов социальной работы в вузе к осуществлению ими новой роли руководителя и управленца, что актуализирует вопросы исследованности данной проблемы на теоретическом уровне.

Так, А.Д. Даржания анализирует организационную и управленческую деятельность в единстве компонентов, представляющих вид профессиональной деятельности, осознанно направленный на

соорганизацию деятельности людей, управление профессиональным коллективом в соответствии целями производства [1].

А.Ю. Шабайкиным на основе социально-философского анализа определено понятие организационно-управленческой деятельности как упорядочивающей структуру и процессы управления в рамках целенаправленной коллективной деятельности людей, требующей координации своих действий [8].

В работах В.В. Логиновой организационно-управленческая деятельность трактуется как принятие оптимальных решений, обеспечивающих продуктивное функционирование предприятия или его подразделений. В этом процессе принятие решения основано на выборе наилучшей альтернативы в достижении целей организации и является результативным пунктом организационно-управленчес-кой деятельности [3].

Организационно-управленческая деятельность Л.А. Поповой рассматривается в виде подструктурного компонента общей профессиональной деятельности, обеспечивающейся совокупностью сформированных мотивационных, интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, позволяющих выпускнику того или иного профиля подготовки в будущем адекватно действовать в любой профессиональной и жизненной ситуации [5].

Неоспоримым фактом является то, что организационно-управленческая деятельность, являясь подструктурным компонентом общей профессиональной деятельности и как, следствие, данный вид деятельности обеспечивается совокупностью сформированных у субъекта труда мотивационных, интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, позволяющих управленцу принимать адекватные решения и успешно организовывать конкретный вид профессиональной деятельности.

С позиции подсистем организационно-управленческая деятельность аккумулирует общепрофессиональные и специальные знания, умения, связанные с принятием адекватных управленческих решений; навыки решения организационных задач; качества, свойства личности; способности и готовность к реализации организационно-управленческих функций в конкретной профессиональной деятельности и др.

Как подструктурный компонент общепрофессиональной организационно-управленческая деятельность наполнена следующими элементами: знаниевый/ когнитивный (знания об управленческих функциях, решениях, о стратегиях организации, об управлении людьми, качеством, проектами и т.д.); мотивационный/ценностный (отношение к управлению как к ценности, отражение ценности организационно-управленческой деятельности для успешности выполнения профессиональных функций и т.д.); деятельностный/операциональный (управление персоналом, планирование деятельности организации, реализация управленческих стратегий, принятие решений и т.д.); рефлексивный/диагностический/ оценочный (диагностика сформированности организационно-управленческих знаний, умений, навыков, рефлексивная позиция субъекта, саморефлексия, коррекция принятого решения, прогноз решений и поведения и т.д.).

Несмотря на значимость развития научных подходов к изучению проблемы организации и управления в системе социальной защиты населения, в теории и практике образования сравнительно недавно стало уделяться внимание вопросам подготовки социальных работников как организаторов и управленцев. Тенденция оценки деятельности менеджера социальной работы как исполнительской, все чаще подменяется новым видением его роли - руководящей, административной.

О важности подготовки к организационно-управленческой деятельности будущих профессионалов социальной работы отмечается Е.И. Зритневой, Г.Н. Штиновой [2, 6]. Исследователи предполагают, что в системе подготовки социальных работников необходимо

выделить конкретные области знаний (социальная философия, социальное управление, социальная работа, социальная экономика, социальная педагогика, социальное право), среди которых социальному управлению определяется особое место в системе подготовки профессионалов данной сферы.

Специфика организационно-управленческой деятельности в системе социальной работы, по мнению Т.Ю. Основиной, определяется её социальной направленностью и полифункциональностью, так как управление пронизывает всю вертикаль власти, присутствуя в любом социальном органе и воплощается при взаимном участии индивида и профессионала социальной работы [4].

В соответствии с потребностями современного рынка труда и областью деятельности магистра социальной работы, данный вид профессионального труда позволяет осуществлять координирующую, организационную, административную и кадровую деятельность в органах управления социальной работой, органах исполнительной власти реализующих социальную политику государства, учреждениях социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, культуры, научно-исследовательских учреждениях, некоммерческих общественных организациях, занимающихся реализацией социальных программ и проектов, центрах и учреждениях частного сектора, выполняющих миссию социального развития корпорации и др. Обозначенное поле профессиональной деятельности магистра социальной работы позволяет заключить, что подготовка магистрантов в вузе к организационно-управленческой деятельности является важной составляющей содержания магистерской программы.

Рассматривая проблему подготовки к организационно-управленческой деятельности социальных работников как профессионалов социальной сферы, следует отметить, что российская образовательная система развивается в условиях формирования многоуровневого образования, влючающего и подготоку магистров. [6.7]

Магистратуру можно считать ступенью высшего образования по подготовке высококвалифицированного профессионала, решающего большой спектр задач по сравнению с бакалаврами, ведущими из которых мы определяем организационно-управленческие.

Определяя содержание подготовки магистрантов в вузе, следует учитывать, что образовательные стандарты предлагают перечень требований к результатам освоения программы магистратуры, при этом важным аспектом построения содержания будет являться определение целей конкретной магистерской программы и вида профессиональной деятельности, к которой будут готовиться магистранты. Цели и конкретизированные ожидаемые результаты могут быть сформулированы путем выявления запроса социальной сферы на уровне региона, консультаций с потенциальными работодателями, анализа трудовых функций и др. Подобный анализ позволит определить состав инвариантных и вариативных дисциплин, необходимых для получения необходимых результатов подготовки.

Таким образом, практика осмысления проблемы подготовки социальных работников к организационно-управленческой деятельности, складывалась в процессе становления отечественной научной мысли по вопросам социального управления в социальной сфере и подготовки к организационно-управленческой деятельности профессионалов социальной работы. Исследователями ведется поиск оптимальных путей совершенствование учебного процесса по формированию организационно-управленческой культуры, готовности выпускников вузов осуществлять организационно-управленческую деятельность в различных сферах профессионального труда.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы и обобщения:

- концептуальное обеспечение процесса формирования организационно-управленческой деятельности магистрантов социальной работы недостаточно разработано в теории и практике вузовской подготовки социальных работников. Изучение данного вопроса частично представлено в теории социального образования, а также формирования социально-гуманитарного знания в процессе непрерывного образования специалистов социальной сферы (юристов, психологов, социальных педагогов и др.);

- основные характеристики организационно-управленческой деятельности магистранта социальной работы идентичны требованиям деятельности как процесса и включают: цель, объект управления, субъект управления, технологии управления, конечный продукт как отдельных действий субъекта, так и всей деятельности;

- как самостоятельный вид деятельности в системе социальной работы магистра организационно-управленческая деятельность многоаспектна и полуфункциональна, характеризуется социальной направленностью и гуманистической ориентацией в выборе стиля руководства и управления. Данная деятельность обеспечивается совокупностью сформированных мотивационных, интеллектуальных, личностных и поведенческих качеств, а также знаний и умений, позволяющих выпускнику магистратуры адекватно действовать в процессе организации и управления социальными практиками в системе социальной защиты и поддержке нуждающегося населения;

- многоаспектность и полифункциональный характер профессиональной деятельности магистра социальной работы требует определенного уровня его практической подготовки, что определяет в качестве методологической основы построения учебного процесса практико-ориентированный подход, придающий обучению прикладную направленность;

- при подготовке магистрантов социальной работы образовательное учреждение должно учитывать непрерывный рост требований социума к будущему социальному работнику как управленцу: степень практической реализации профессиональных знаний и личностных качеств, способность понимать политику организации, предоставляющей социальные услуги населению, уметь интегрировать свои организационно-управленческие функции в реализацию поставленных организацией задач, уметь прогнозировать, планировать свою организационно-управленческую деятельность, оценивать эффективность принимаемых решений, уметь создавать команду, управлять ею, мотивировать на эффективную для организации работу и др.

Литература:

1. Даржания А.Д. Формирование организационно-управленческих умений студентов технических специальностей профессионального колледжа: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2010. 222 с.

2. Зритнева Е.И. Формирование образа будущей профессии у студентов, обучающихся по направлению подготовки «социальная работа» // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. №5(50). С. 167-170.

3. Логинова В.В. Формирование готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности при обучении математике в вузе // Гуманизация образования. 2015. №4. С. 46-57.

4. Основина Т.Ю. Подготовка студентов к полифункциональной социально-управленческой деятельности: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2009. 346 с.

5. Попова Л.А. Подготовка будущих инженеров к организационно-управ-ленческой деятельности в процессе обучения в вузе (на примере бакалавров по направлению подготовки «Техносферная безопасность»): дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2012. 179 с.

6. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6(67). С. 136-137.

7. Саенко Л.А., Бобрышов С.В. Методологическая оценка компетентностного подхода в подготовке специалиста // Вестник Академии права и управления. 2016. №43. С. 125-131.

8. Шабайкин А.Ю. Социально-философский анализ организационно-управ-ленческой деятельности и ее оптимизации в современных условиях: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11. Москва, 2014. 177 с.

9. Штинова Г.Н. Теоретико-методологические основы социального образования: дис. ... д-ра педагог. наук: 13.00.01, 13.00.08. Москва, 2001. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.