Механизмы управления образованием можно свести к кратко выраженным постулатам:
1. Формы: стандарты, программы, планы, проекты.
2. Обеспечение: Организационное, ресурсное, правовое, методическое, научное, мотивационное, информационно-аналитическое.
3. Меры: экономические, административные, организационные, социопсихологические, информационные, нормативно-правовые.
Таким образом, мы теоретически обосновали первоначальные шаги реформирования управления образованием на государственном уровне путем выделения субъективных факторов процесса изменения государственной структуры управления образования в Республике; определения сложившихся противоречий; выделения основных проблем государственного управления развитием системы образования на современном этапе; анализа принципов и современных подходов государственного управления образованием. Перспектива - реорганизация системы образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами / В Н. Бурков, В.А. Ириков. - М. : Наука, 1994. - 270 с.
2. Булаев Н.И. Государственное управление развитием системы отечественного образования : диссертация... доктора педагогических наук : 13.00.08 Санкт-Петербург, 2007. - 390 с. РГБ ОД, 71:07-13/159
Древицкая Ирина Юрьевна
кандидат наук по государственному управлению, доцент ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.1
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ОБРАЗОВАНИИ
THE CONCEPT OF PREPARATION OF MANAGERS
IN EDUCATION
Статья посвящена актуальным вопросам подготовки управленцев для системы образования. В статье рассматриваются как теоретические аспекты этого процесса, так и имеющийся в ГОУ ВПО опыт подготовки магистров, а также даются предложения по организации обучения.
Ключевые слова: магистратура, магистерская диссертация, образование, педагоги, обучающиеся, научно-исследовательская работа.
The article is devoted to topical issues of training managers for education system. The article considers both the theoretical aspects of this process and the experience of masters training available in higher education institutions, as well as offers on the organization of training.
Keywords: master's degree, master's thesis, education, teachers, students, research work.
В настоящее время проблемы обучения в магистратуре приобретают новую остроту. Если раньше само слово «магистр» имело некоторый оттенок экзотичности, и, собственно, средний гражданин на постсоветском пространстве относился к этой ступени обучения как к чему-то несколько странному и уж точно не самому необходимому, то сегодня уже многие наши сограждане имеют диплом магистра.
Итак, магистр - кто он? И в чём, собственно, необходимость введения этой образовательной системы? Это дань моде или насущная потребность современности?
Давайте вспомним, хотя бы и кратко, историю магистратуры и самого наименования «могистр», введенного в российских университетах с 1803 г. на основании указа Александра I. С 1819 г. в России присуждались две ученых степени - магистра и доктора наук. Степень магистра присуждалась после сдачи экзамена, происходившего на собрании университетского факультета. Иногда требовалось чтение публичной лекции. Такая подготовка занимала около четырех лет. Процедура защиты магистерской диссертации описана в ряде исторических и педагогических источников [10].
Интересны воспоминания всемирно известного социолога П.А. Сорокина о магистерском образовании. Он пишет о том, что публичный магистерский экзамен, основанный на знании большого количества источников, был обязательным для допуска к защите магистерской диссертации. Экзамен осуществлялся специальной комиссией профессоров из нескольких университетов. «Только в очень редких случаях, когда выходящий на защиту магистерской диссертации ученый уже был хорошо известен, ему присваивали сразу степень доктора, руководствуясь его значительными достижениями и выдающимися результатами, и важностью его диссертационной работы. Так случилось с великим русским философом Владимиром Соловьевым, со знаменитым статистиком и методологом науки А.А. Чупровым и с выдающимся специалистом по экономической истории Петром Борисовичем Струве. За этим небольшим исключением все остальные соискатели профессорства должны были успешно выполнить означенные требования на степень магистра» [9]. Об уровне работ, представляемых в то время к защите, можно судить по магистерской
диссертации Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855).
Можно сказать, что основной задачей магистратуры в дореволюционной России была подготовка квалифицированных преподавательских кадров. В 1917 г. степени магистра и доктора были упразднены. В 1934 г. Постановлением СНК были введены две ученые степени - кандидата и доктора наук.
Степень магистра восстановлена в начале 90-х гг. ХХ в. Это восстановление было в значительной степени экспериментом, не слишком детально проработанным, ориентированным на переход к многоуровневому профессиональному обучению. Тогда (в 1990-е) в системе высшего образования еще сохранялся специалитет, а студенты, проявившие интерес к исследовательской деятельности, могли получить рекомендацию в магистратуру. Функционирование российской магистратуры было обосновано «Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации». В нем говорилось: «Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность».
В данной статье я ссылаюсь на российские законодательные и нормативные акты, поскольку наша молодая Донецкая Народная Республика интегрируется в российское образовательное пространство, и этот процесс необратим. Следовательно, целесообразно обращать внимание на опыт россиян, конечно, творчески его осмысливая.
Я хочу сказать о Болонском процессе. Возможно, меня не все поддержат, но я отношусь к нему, мягко говоря, без восторга. На мой взгляд, он не особо вписывается в традиции российского образования (в широком смысле), и не особо соответствует менталитету славянских народов. Российское образование всегда было не процессом передачи знаний, а процессом формирования гармоничной, гуманной, всесторонней личности.
В 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации, тем самым разделив общую озабоченность созданием единого европейского пространства. Болонский процесс вызвал активную публикационную активность, подъем интереса к совершенствованию педагогики высшей школы, стимулировал научное обсуждение проблем магистерского образования.
Постепенно новый уровень образования, представленный магистратурой, становился привычным явлением в жизни вуза. Стали проводиться конференции, посвященные нелинейности учебного процесса, опыту преподавания в магистратуре, оценке качества знаний магистрантов, подготовке магистерских диссертаций, востребованности выпускников на рынке труда.
К сожалению, за прошедший период (почти за 20 лет) фундаментальных исследований о магистратуре как новом феномене отечественного образования не появилось. И вот тут целесообразно сделать некоторое отступление, связанное с существованием во времени идей Болонского процесса.
Заметим, что какой бы эффективной ни казалась та или иная новая педагогическая идея, она неизбежно наталкивается на естественное сопротивление педагога, учителя, воспитателя. У каждого за годы учительства складывается своя система обучения и воспитания, система, обусловленная личным жизненным и профессиональным опытом, удачами и неудачами в деятельности, личностными особенностями, возрастом, общей культурой и образованностью и многими другими особенностями. Этот огромный набор особенностей совсем не учитывается при введении новаций.
Идеи «спускаются» часто сверху, посредниками при этом выступают руководители образовательных ведомств, которые нередко бывают далекими от педагогической повседневности с ее будничными трудностями, проблемами, рутинными видами деятельности. При этом забывают о смыслообразовании, о мотивации преподавателя, стоящего у истоков учебного и воспитательного процесса. Интенсивность «внедрения» идей нередко сопряжена с нарастанием их постепенной усталости (ср. с понятием «свежие идеи»).
Мы можем говорить о самых разных идеях смелых, корректных, плодотворных или же сомнительных, но следует помнить, что идеи являются феноменом, обладающим антропологическими свойствами. Идеи рождаются, живут, развиваются, овладевают массами, «устают», умирают ...
Если говорить о жизненном цикле идеи, то они вполне могут терять свой творческий потенциал, своё эвристическое значение.
Отчасти это произошло и с идеями Болонского процесса, связанными с многоуровневым образованием. Да, конечно, есть и научные разработки, и методические, и серьёзные теоретические исследования, но.
Скажем, есть чрезмерное количество советов о написании диссертации, но нет четких научных критериев отличия магистерской диссертации от
кандидатской. Не хватает фундаментальных исследований по организации самостоятельной работы магистрантов. Почти ничего нет о дистанционных формах обучения (электронных курсах) для магистрантов.
Между тем магистратура как феномен продолжает активно развиваться и функционировать. Появляются новые направления и специализации. Накоплен солидный опыт подготовки магистров различных наук и направлений. Однако на современном этапе развития магистратуры возникают принципиально новые проблемы, которые хочется обозначить, опираясь на личные профессиональные ориентиры в работе с магистрантами и собственные «уроки», извлеченные из многолетней практики.
Работающая в Донецком педагогическом институте магистратура «Менеджмент в образовании» представляет собой особое явление, о котором следует говорить отдельно.
Этому есть несколько причин.
Во-первых, мы работаем со взрослыми людьми. Всё же вчерашние бакалавры - это, по сути дети, ещё не видевшие реальной жизни. Да, они могут иметь неплохие знания, но менеджер - это не только теория, полученные из книг сведения, но и жизненный опыт, умение принять решение в неструктурированной ситуации, необходимость отвечать за судьбы людей.
Во-вторых, сама по себе сфера образования - это эксклюзивная сфера деятельности. Формирование личности, воспитание патриотизма, привитие нравственных ориентиров, включение в социум - всё это функция сферы образования. По сути, в детское дошкольное учреждение приходит малыш, ещё толком не «отпочковавшийся» от матери, и именно здесь закладывается фундамент личности. Трудно переоценить влияние педагога на маленького человека, а ведь его, этого педагога, тоже нужно воспитать, образовать, сформировать, и происходит это именно в сфере образования.
Следующая ступень - школа. Именно в школе человек проводит значительную часть жизни. Здесь рядом решают важнейшие задачи в области познания, в том числе и самопознания, в поиске своего места в жизни, в формировании нравственных принципов и умении строить отношения с себе подобными и семилетки, и умудрённые опытом педагоги. В школе формируется модель идеального общества, где есть справедливость, где каждый имеет перспективу, где старший защитит младшего.
Устойчивое развитие любого государства возможно только при условии того, что образованию граждан уделяется должное внимание.
Основа благополучия страны - грамотные, здоровые, интеллектуально развитые и профессионально подготовленные граждане.
В современных условиях образование следует рассматривать как гарантию национальной безопасности, поскольку интеллектуальный потенциал нации определяет возможность устойчивого развития государства. Именно научные знания становятся сегодня своеобразным товаром на мировом рынке, а большинство современных профессий требуют уже не только некоторых базовых знаний, но и владения современными технологиями. Обучение на протяжении всей жизни становится обязательным условием успешной карьеры и реальной востребованности работника.
Неслучайно сегодня Украина фактически уничтожает свою систему образования - она ориентирована на то, чтобы поставлять западным партнёрам дешёвую рабочую силу, не претендующую на требующую серьёзной подготовки работу.
Для Донецкой Народной Республики образование относится к числу безусловных приоритетов.
Важнейшей особенностью образовательной системы как социально управляемой системы является то, что здесь не всегда можно провести четкое деление на управляющую и управляемую подсистемы. В самом деле, в состав управляющей подсистемы во многих случаях необходимо включать не только руководителей, но и каждого педагога, весь педагогический коллектив в целом, ибо процессы обучения и воспитания есть процессы управляемые, и, следовательно, педагог как субъект такого педагогического управления осуществляет не только педагогическую деятельность, но и управленческую. Кроме того, руководитель образовательной системы наряду с административной осуществляет педагогическую деятельность (руководитель не только «дирижер», но и «солист») [5].
Таким образом, основными компонентами образовательной системы являются обучающиеся, педагоги, руководители. «Субъектность» в управленческом смысле всех представителей образовательной системы состоит в том, что все они осуществляют управленческую по характеру деятельность. Это и определяет специфику образовательной системы в управленческом плане.
В образовательном учреждении личность менеджера играет особую роль, поскольку реализация сложнейших задач, стоящих перед школой, возможна только при условии, что во главе учреждения находится человек
гармоничный, целеустремлённый, умеющий понимать людей, поскольку именно работа с людьми составляет основу его деятельности [1].
Он должен осознавать задачи преобразований; уметь осмыслить цель и задачи управления учебным заведением, перспективы его развития, знать современные технологии образования; формировать стиль научной организации труда; владеть знаниями в области философии и теории образования, психологии и педагогики, финансов и права, маркетинга, компьютерной грамотности и др.
Исследования, проведенные среди менеджеров образования, показывают, что до 62% из них обладают управленческо-педагогическим мышлением на стихийно-эмпирическом уровне и в своей работе, в основном, опираются на повседневную практику, В то же время на необходимость творческого подхода в управлении указывают более 50% опрошенных. При оценке экспертами качеств, необходимых менеджеру для управления современным образовательным учреждением, 10% составляют качества, характеризующие творческую деятельность личности [4].
Готовность к творческой управленческо-педагогической деятельности определяется уровнем развития индивидуальности личности. Это, в свою очередь, является одной из основных задач системы профессиональной подготовки менеджеров. Потребность в самореализации - важнейшая характеристика творческой индивидуальности.
До последнего времени подготовка таких специалистов в высших учебных заведениях не осуществлялась. На практике школами руководили учителя, имеющие хорошую педагогическую подготовку, но не владеющие ни теорией, ни тем более практикой менеджмента, что приводило к определённым трудностям в управлении образовательным учреждением. Различные курсы повышения квалификации, конечно, несколько сглаживали эту проблему, но о получении систематических знаний говорить не приходилось.
Создание в ГОУВПО «Донецкий педагогический институт» магистратуры по направлению «Менеджмент в образовании» является важным шагом в подготовке профессионально ориентированных менеджеров нового типа, способных в динамичных современных условиях адекватно реагировать на изменения внешней среды, оставаясь при этом признанными лидерами коллектива, имеющими безусловный авторитет в своей предметной области.
В магистратуре изучаются как педагогика и психология, так и дисциплины цикла менеджмента, в первую очередь ориентированные на
образовательные учреждения, а также экономика и финансирование в системе образования.
В 2019 году планируется первый выпуск магистров, и уже сейчас можно с уверенностью сказать о том, что обучающиеся не только хорошо усваивают новые для них предметы, но и творчески подходят к их использованию в работе. В настоящее время существует только заочная форма обучения, и этим обусловлена определённая профессиональная структура обучающихся: как правило, это имеющие определённый опыт работы педагоги и менеджеры.
По мнению автора, в магистратуру целесообразно набирать в первую очередь педагогов, потому что проще дать управленческие знания и навыки опытным педагогам, чем научить хотя бы азам (а этого явно недостаточно!) менеджеров. Необходимо учитывать, что педагогика - это не столько наука, сколько состояние души. Педагог, по большому счёту, должен не только давать знания, но и формировать личность, о чём мы уже говорили выше.
По нашему мнению, подготовка магистров должна скорее быть аналогом обучения в аспирантуре, чем на бакалавриате или специалитете. Обучающийся должен разрабатывать определённую тему на протяжении всего срока обучения, и результаты этого процесса в конечном счёте должны вылиться в магистерскую диссертацию.
Можно предложить следующую схему обучения, которая была опробована в текущем учебном году в рамках действующего учебного плана в группе МО-17м. В начале обучения, по итогам изучения дисциплины «Менеджмент организаций», по которой студентам предстояло писать курсовую работу, ими были выбраны темы исследования, которые, конечно, во многом носили эскизный характер. В ходе подготовки курсовой работы темы уточнялись, конкретизировались, подбирались теоретические материалы. Во многих курсовых работах была уже сделана попытка выявить имеющиеся в направлении исследования проблемы и намечены пути их решения. Дальнейшее уточнение темы происходило в ходе ведения научно-исследовательской работы с выходом на тезисы апрельской конференции «Образование в современном мире: теория, методология, практика». Как показал этот опыт, обучающиеся, как правило, остаются верны своему первоначальному выбору.
Учебный план магистратуры позволяет в ходе обучения сохранить преемственность в работе над магистерской диссертацией: курсовая работа по дисциплине «Менеджмент организаций» ^НИР^ производственная
(педагогическая практика) ^ производственная (научно-исследовательская) практика ^ подготовка магистерской диссертации.
Такой подход позволит к концу обучения подготовить законченную научную работу, имеющую теоретическую и практическую ценность, основанную на личном опыте обучающегося и пригодную к использованию в целях совершенствования управления учебным заведением.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что для эффективного и плодотворного решения задач в процессе образовательной деятельности, менеджер образования должен обладать высоким творческим уровнем управления, а это возможно только при организации соответствующей профессионально-творческой подготовки менеджеров образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аблязова Н.О. Менеджмент образования / Н.О. Аблязова, И.В. Гуськова, А.П. Егоршин, Т В. Тальникова. - М. : Логос, 2009. - 308 с.
2. Абчук В.А., Панфилова А.П. Менеджмент для педагогических специальностей / В.А. Абчук, А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2010. - 208 с.
3. Гёте И.-В. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/gete_isbran/04.aspx (дата обращения: 14.05.2017).
4. Камышанова А.Е. Магистратура в системе высшего профессионального образования. URL: http://rostjoumal.ru/?p=226 (дата обращения 14.05.2017).
5. Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: Практический курс / Г.Г. Корзникова. - М. : Академия, 2008. - 288 с.
6. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами / Д.А. Новиков. - М. : Народное образование, 2009. - 452 с.
7. Пак Х.С., Давыдова А.А. Магистратура как ступень к научной деятельности в непрерывном образовании / Х.С. Пак, А.А. Давыдова // Академия профессионального образования. - 2015. - № 6. - С. 15 - 20.
8. Древицкая И.Ю., Древицкая И.В. Особенности формирования личности менеджера в системе образования / И.Ю. Древицкая, И.В. Древицкая // Материалы международной научно-практической конференции ГОУ ВПО «ДонАУ и ГС»15 ноября 2017 «Актуальные проблемы и перспективы развития маркетинга и менеджмента производственных и социальных систем». - Донецк: ДонАУиГС, 2017. - С. 350-354.
9. Сорокин П.А. Требуемые условия получения степени магистра // Дальняя дорога. Автобиография. URL: https://biography.wikireading.ru/143037 (дата обращения 14.05.2017).
10. Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с итал. Е. Костюкович. - М.: Книжный дом «Университет», 2003. - 240 с.