Логинова В.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
В связи с подписанием Болонской декларации в 2003 г. Россия вступила в процесс модернизации образования. Это нашло отражение в содержании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, определяющих виды и задачи профессиональной деятельности выпускников, а также набор общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы в результате освоения образовательных программ.
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент» подготовки бакалавров основными видами профессиональной деятельности выпускников являются: организационно-управленческая, информационно-аналитическая, предпринимательская, научно-исследовательская [14].
В данной статье мы остановимся на проблеме формирования готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности, определим ее содержание и структуру. Кроме того, рассмотрим роль обучения математике в процессе формирования готовности к данному виду деятельности и специальные формы организации обучения.
Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что вопросам развития «управленческих качеств» будущих специалистов придается большое значение. Лидером по количеству школ бизнеса, разнообразным исследованиям и публикациям по вопросам организационной и управленческой деятельности являются Соединенные Штаты Америки. Здесь действует целая система неправительственных организаций, целью которых является развитие у молодежи «экономического и управленческого мышления» [5].
В теории и практике российского образования относительно недавно стало уделяться внимание проблеме подготовки студентов к организационно-управленческой деятельности. Хотя российские педагоги в своих научных работах рассматривают некоторые частные аспекты формирования готовности к организационно-управленческой деятельности в вузе [1], [5], [6], [12], [13], в целом эта проблема остается малоизученной, поэтому ее исследование по-прежнему является актуальным. Что же представляет собой организационно-управленческая деятельность?
А.Д. Даржания рассматривает организационную и управленческую деятельность как единство равноправных компонентов организационно-управленческой деятельности, и формулирует следующее определение: организационно-управленческая деятельность - это особый вид профессиональной деятельности, сознательно направленный на
соорганизацию деятельности других людей и управление профессиональным коллективом в соответствии с производственными целями. Организационно-управленческая деятельность вплетена в многообразную структуру общества и выступает в качестве своеобразного регулятора его жизнедеятельности. Совершенствуя и развивая организационно-управленческую деятельность, мы автоматически развиваем и наполняем образовательно-воспитательную деятельность и научно-техническую, что ведет к развитию современного российского общества [5].
А.Ю. Шабайкин считает, что организационно-управленческая деятельность - это деятельность, упорядочивающая структуру и процессы управления. Организационно-правленческая деятельность возникает тогда, когда имеет место целенаправленная коллективная деятельность людей, требующая особой координации действий[15].
Все авторы единодушны во мнении: главным в организационно-управленческой деятельности (в масштабах предприятия, строительной бригады, технического отдела и т.д.) является организация практического выполнения принимаемых решений, причем решения должны быть обоснованными. Выработать у субъектов организационно-правленческой деятельности способность принимать такие решения - одна из основных задач обучения и воспитания в высшем профессиональном учебном заведении.
В наших исследованиях под организационно-управленческой деятельностью мы понимаем принятие взвешенных (оптимальных) решений, связанных с обеспечением продуктивного функционирования предприятия или его структурного подразделения. Осуществление организационно-управленческой деятельности невозможно без информационно-аналитической деятельности, заключающейся в сборе и анализе информации, на основе которой затем принимаются организационно-управленческие решения, и осуществляется оценка эффективности этих решений. Принятие решений представляет собой единовременный акт окончательного выбора наилучшей из возможных альтернатив действий по достижению целей организации и является итоговым пунктом организационно-управленческой деятельности [8]
Целесообразно и рационально рассматривать организационную и управленческую деятельности как абсолютно равноправные области деятельности. Организацию и управление нельзя рассматривать отдельно друг от друга ни в реальной жизни, ни в теории. Они неразрывны, организация не может существовать и стабильно развиваться без грамотного и квалифицированного управления, а управление не может существовать без организации. Следовательно, организация предполагает управление, а управление - организацию.
Основная задача - провести полный анализ организационно - управленческой деятельности как определенного вида теоретической и практической деятельности, выявить ее структуру и содержание, разработать и внедрить в образовательный процесс методику или технологию, позволяющую сформировать готовность к организационно-управленческой деятельности в процессе обучения математике.
Целью организационно-управленческой деятельности является: с одной стороны, функционирование и развитие всей системы в целом, где организационно-управленческая деятельность выступает структурным элементом; с другой стороны, организация управленческих процессов, которая ведет к более эффективному функционированию
самого структурного элемента.
Организационно-управленческая деятельность менеджера предполагает наличие профессиональных знаний, необходимых навыков и умений. Если профессиональные и личностные качества будущего менеджера отвечают определенным требованиям, то он может в дальнейшем вполне успешно выполнять организационно-управленческие функции и быть успешным управленцем. В противном случае, являясь собственником (хозяином или держателем контрольного пакета акций), для успешного существования и процветания предприятия передает функции управления профессиональному менеджеру. Так, по данным статистических исследований, проведенных во всем мире, всего 7-8% от числа работающих склонны к ведению организационно-управленческой деятельности и предпринимательству [3].
Трудность и сложность осуществления организационно-управленческой деятельности обусловлены наличием определенных (специфических) требований к менеджеру. Характерные черты успешного менеджера это: умение оценить выгодность и перспективность дела; готовность идти на определенный риск; быстро реагировать на потребности рынка: быть готовым к выпуску новых товаров и услуг; умение находить инвесторов и дополнительные источники финансирования; нацеленность на конечные результаты; быть изобретательным и активным, требовательным по отношению к себе и компаньонам, дисциплинированным; адекватно реагировать на конструктивную критику; стремление всегда быть лучше своих конкурентов [10].
Для успешного ведения бизнеса (эффективного функционирования фирмы) менеджер должен не только обладать перечисленными выше качествами, но и грамотно осуществлять организационно-управленческую деятельность, а также владеть глубокими знаниями, полученными при обучении в вузе в области экономики и менеджмента. При этом процесс осуществления организационно-управленческой деятельности характеризуется определенными логически последовательными действиями. Данному процессу присуща определенная цикличность и регулярность.
Нами предлагается модель организационно-управленческой деятельности, основными структурными элементами которой являются определенный набор функций, этапов осуществления, совокупность знаний, умений и ценностей, требующих детального анализа, систематического изучения и учета. Охарактеризуем основное содержание структурных элементов организационно-управленческой деятельности.
По своему содержанию организационно-управленческая деятельность представляет собой реализацию важнейших универсальных организационных и управленческих функций ("наука администрирования"): деятельностно-административные (целеполагание, прогнозирование, планирование, организация и исполнение, мотивирование, принятие решений, коммуникация, контроль, коррекция); кадровые (управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая); производственно-технологические (оперативное управление, материально-техническое обеспечение, инновационная, маркетинговая); комплексные (интеграционные, стратегические, представительские, стабилизационные).
Определим ряд требований, предъявляемых к организационно-управленческим решениям: максимальная эффективность решения; обоснованность решения; своевре-
менность принимаемых решений; реализуемость; контроль выполнения принятого решения; регламентированность решений.
Любой менеджер в процессе выработки и принятия организационно-управленческого решения неизбежно проходит основные этапы, последовательная реализация которых позволяет успешно решить поставленную перед ним задачу.
Каждый этап организационно-управленческой деятельности можно рассматривать как самостоятельную задачу, к решению которой готовятся в ходе обучения будущие выпускники вуза. Перечислим основные этапы организационно-управленческой деятельности: выявление проблемы, подлежащей решению; планирование и прогнозирование; сбор и анализ информации; разработка и исследование альтернативных решений; принятие организационно-управленческих решений; оценка эффективности принятых решений.
Выявление, формулировка и обоснование проблемы, подлежащей решению. На данном этапе менеджер осуществляет оценку управленческой ситуации для определения проблемы или главных вопросов, требующих решения, формулирует возникающие в связи с этим организационно-управленческие задачи и выявляет принципиальный путь ее достижения.
Планирование и прогнозирование, как этап организационно-управленческой деятельности, состоит в выработке совокупности управляющих воздействий и мероприятий, реализация которой позволяет обеспечить достижение итоговой цели. Именно на данном этапе организационно-управленческой деятельности цель ее осуществления конкретизируется до задач, которые должны быть решены в ходе реализации плана.
Работа с информацией из различных источников в целях принятия оптимального решения предполагает сбор и анализ дополнительно-го материала, необходимого для изучения разнообразных характеристик сложившейся ситуации и выделения тех факторов, которые влияют на принятие организационно-управленческих решений. Результаты анализа и прогноза развития управленческой ситуации (обстановки) позволяют перейти к следующей стадии.
Разработка и исследование возможных вариантов принятия решения. В данном случае предполагается, что менеджер должен осуществить разработку альтернативных вариантов деятельности. На практике определенные наброски вариантов решения возникают уже во время оценки обстановки и выводов из анализа имеющейся информации. Но это лишь определенные контуры решений, которые обретают конкретность в процессе специальной разработки, формулировки, оценки, сравнения и т.д. Данный процесс можно охарактеризовать как "созревание" решения. Трудности, с которыми сталкивается менеджер на данном этапе, заключаются в определении количества альтернатив и строгих критериев отбора. Поэтому важную роль здесь играют эвристические способности менеджера (эрудиция и интуиция).
Отбор оптимальных вариантов принимаемого решения осуществляется на основе критериев: результативности и доступности исполнения.
Высшая компетентность менеджера состоит в понимании своих возможностей, знании обстановки, представлении о происходящем, что приводит к принятию правильных решений даже в условиях жестких противоречий.
Обратная связь - сбор и анализ данных о том, что происходило до, в процессе и после реализации решения - позволяет менеджеру скорректировать решение, пока процессу еще не нанесен значительный ущерб. Оценка эффективности решения выполняется с помощи постоянного контроля.
Эффективное принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Это основная часть работы менеджеров каждого звена любого предприятия. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.
Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов их принятия.
Разработка эффективных решений - основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.
Готовность к решению организационно-управленческих задач предполагает наличие, как необходимых знаний, умений, так и особых качеств личности.
Проанализировав литературу ([3], [4], [10], [11], [12] и др.) по вопросу содержательного аспекта умений, знаний и качеств личности, необходимых для осуществления организационно-управленческой деятельности, мы выделили основные.
Управленческие знания: знания об управленческих функциях; знания об управленческих решениях; знания о стратегиях организации; знания об управлении людьми; знания об управлении финансами; знания об управлении качеством; знания об управлении производственной деятельностью; знания об управлении проектами; знание о современных управленческих подходах.
Управленческие умения: выполнять управленческие функции; разрабатывать процедуры, методы, стратегии; оценивать условия, влияние, последствия решений, активы; анализировать взаимосвязи между стратегиями компаний; реализовывать стратегии и проекты организации; управлять и обучать персонал; способность управлять собой; управлять проектами; преодолевать сопротивления изменениям; внедрять инновации; решать управленческие задачи; принимать сбалансированные решения; уметь применять на практике современную систему управления качеством, применять технологии управления персоналом; умение увидеть и поддержать передовое; умение находить нетривиальные, нестандартные, оригинальные решения; умение формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Организационные знания: о проектировании организационной структуры, коммуникаций; о распределении полномочий, их делегировании; об организации групповой работы.
Организационные умения: проектировать организационную структуру, коммуникации; умение четко формулировать цели и установки; умение правильно использовать свое время; распределять полномочия; эффективно организовать групповую работу; анализировать и предвидеть последствия решений; применять знания на практике.
Качества личности: чувство ответственности за предлагаемые решения и действия; гуманистические, демократические, человекоцентрированные ценностные ориентации; уважение и осознание значимости других людей; ценностное отношение к профессии; постоянный личный рост и самосовершенствование; высокая профессиональная компетентность; морально-этические черты характера.
Результатом организационного и управленческого труда является организационно-управленческое решение, принимаемое в повседневной практике в результате особой мыслительной деятельности человека.
Стоит отметить, что организационно-управленческое решение по ряду характеристик гораздо сложнее чисто теоретического решения. Так как требует особой способности обрабатывать и структурировать сложнейшую информацию в определенные, более простые, общедоступные планы и решения. Доступность, простота, ясность принимаемых организационно-управленческих решений необходимы, так как к их дальнейшей реализации привлекается большое число людей, для которых вышеперечисленные свойства и критерии будут определяющими в достижении максимальной результативности работы.
При осуществлении организационно-управленческой деятельности возникают новые возможности, связанные с внедрением современных методов обработки, всеобщей компьютеризацией, которые открывают новые подходы к осуществлению и пониманию организационно-управленческой деятельности. А поскольку организационно -управленческая деятельность в масштабах страны включает, как управление государством, регионом, отраслью, концерном, фирмой, так и принятие оптимальных, взвешенных решений в реальной жизни, осуществляемое ежедневно и ежечасно, можно оценить диапазон возможного применения процесса разработки организационно-управленческих решений.
В современных условиях устаревание информации происходит гораздо быстрей, чем завершается образование в высшем учебном заведении. На рынке труда востребованы специалисты способные к генерации новых знаний и идей, к применению полученных знаний на практике, выполнять определенные профессиональные, социальные, организационно-управленче ские функции.
Формирование готовности к осуществлению профессиональной деятельности -основная задача любой дисциплины, изучаемой студентами в вузе. Изучение базовой дисциплины «Математика» направлено, в первую очередь, на фундаментальную подготовку будущих специалистов. Реализация процесса формирования готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности при обучении математике связана с недостаточностью аудиторного времени, трудностью подбора специального профессионально-ориентированного материала, на базе которого происходит изучение дисциплины.
В современном мире изменение роли математики, утверждение её в качестве универсального инструмента для решения прикладных задач должно быть отражено во всей образовательной системе. В системе высшего образования дисциплина «Математика» уже перешагнула уровень общеобразовательной дисциплины и на основе межпредметных связей с экономическими дисциплинами должна стать важной частью
профессиональной подготовки студентов экономических вузов. В связи с возросшей ролью математики в современной технике и науке в настоящее время огромное число будущих специалистов (экономистов, инженеров, социологов и т.д.) нуждается в глубокой и основательной математической подготовке, которая позволяла бы математическими методами исследовать и анализировать широкий круг разнообразных проблем, применять теоретические достижения современной науки в практике [9].
Итак, смещение акцентов образовательной парадигмы в сторону формирования организационно-управленческих умений и навыков приводит к необходимости реализации профильного подхода в обучении, в рамках которого математическое образование рассматривается с двух сторон. Во-первых, оно должно быть ориентировано на получаемую специальность, должно учитывать потребности как общенаучных, так и профильных дисциплин. А, во-вторых, математическое образование должно быть направлено на формирование важнейших качеств личности, на профессиональную, организационно-управленческую деятельность.
Перед вузами ставится задача перехода к практико-ориентированному, профессионально-направленному образованию с сохранением фундаментальности науки для успешного формирования навыков организационно-управленческой деятельности.
Проведя анализ литературы, мы выделили два основных подхода к профессионально-направленному образованию: организация учебной, преддипломной, производственной практики, основная цель которой - погружение в профессиональную среду; внедрение новых методик и технологий, которые способствуют формированию у студентов определенных качеств личности, знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности, необходимых для дальнейшей профессиональной, организационно-правленческой деятельности [9].
Мы считаем, что качественного образования не может быть без опыта организационно-управленческой деятельности. Изучая опыт университетов Европы по организации профессионально-направленного образования, выделим некоторые важные особенности: использование в образовательном процессе новых (креативных) методов обучения (метод проблемного обучения, метод проектов, метод глубокого погружения в профессиональную деятельность); ориентация на групповую форму обучения, действие в команде; общее количество часов, отведенных на практическую часть образовательного процесса, составляет около 50%, а на самостоятельную работу отводится в два раза больше времени, чем на лекционные и семинарские занятия; максимальное приближение аудиторной (учебной) ситуации к фактической, реальной, для наибольшего погружения в будущую профессиональную деятельность [3].
Вышеперечисленные особенности образовательного процесса положительно влияют на формирование навыков «применения знаний на практике, анализа, синтеза, оценивания». Следовательно, для достижения целей формирования готовности к организационно-управленческой деятельности, с помощью профессионально направленного обучения, необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход от познавательной деятельности к профессиональной, с соответствующими требованиями, целями, средствами и результатами.
По нашему мнению, групповая самостоятельная работа оптимально подходит для
формирования готовности к организационно-управленческой деятельности. Стоит также отметить, что совместная самостоятельная деятельность студентов наиболее успешно осуществляется в малых группах. Практика показывает, что группы из 5-6 студентов являются наиболее оптимальными для формирования организационно-управленческих умений и навыков, развития творческой и исследовательской деятельности при обучении математике.
Групповая работа может быть направлена на совместную деятельность, в которой все участники группы равноправны, выполнение поставленных задач происходит коллективно, а может быть организована с распределением обязанностей (ролей), которые могут меняться. Если участники группы равноправны (самый распространенный случай), то решение поставленной задачи, анализ и корректировка результатов осуществляется группой сообща. Данная групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков и позволяет более эффективно участвовать в занятии «незаметным» студентам.
Если группы формируются с распределением «ролей» (по характеру взаимодействия данный метод групповой работы аналогичен будущей профессиональной деятельности), то тогда каждый участник выполняет строго определенные функции и несет полную ответственность за свою часть работы. Роли распределяются в соответствии с профессиональными функциями.
При изучении дисциплины «Математика» на первом курсе используем формы работы в малых группах, в среднем 4-5 групп численностью 6 человек:
- группы формируются преподавателем - самая распространенная групповая самостоятельная работа: решение поставленной задачи, анализ и корректировка результатов осуществляется всей группой сообща. Данная групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков и позволяет более эффективно участвовать в занятии «незаметным» студентам;
- группы формируются по желанию студентов, с самостоятельным распределением «ролей» - по характеру взаимодействия данный метод групповой работы аналогичен будущей профессиональной деятельности, когда каждый участник выполняет строго определенные функции и несет полную ответственность за свою часть работы. Роли распределяются в соответствии с профессиональными функциями: «руководитель», «помощник руководителя», «аналитик №1», «аналитик №2», «аналитик №3», «наблюдатель».
На практике преподаватель или сами студенты формируют группы для самостоятельной работы. «Руководителю» каждой группы преподаватель выдает задачу (данные), характеризующую некоторый экономический процесс. Ставится цель: построить экономическую модель задачи, решить задачу оптимальным способом, провести экономическую интерпретацию входных и выходных данных.
«Руководитель» - формулирует для остальных участников группы поставленную задачу; определяет объем работ для каждого участника; фиксирует обязанности и сроки выполнения работы; контролирует выполнение обязанностей на каждом этапе; мотивирует и корректирует рабочий процесс; защищает работу перед преподавателем и остальными группами; несет полную ответственность за результат.
«Помощник руководителя» - после оглашения поставленной задачи составляет детальный план реализации поставленных задач, проводит анализ литературы (лекций, учебных пособий, методических изданий, интернет-источников); на основе анализа представляет краткий список необходимой литературы с указанием ссылок на соответствующие разделы; если возникает необходимость, то подключается к работе любого участника группы.
«Аналитик №1» - анализирует, предоставленную «помощником руководителя», информацию; составляет черновой вариант решения поставленной задачи с необходимыми комментариями, замечаниями, предложениями, рассуждениями.
«Аналитик №2» - знакомится с предварительным решением «аналитика», если считает его неверным, возвращает на доработку с соответствующими замечаниями; если решение его устраивает, детально прорабатывает его; фиксирует выводы и оценивает эффективность принятых решений.
«Аналитик №3» - знакомится с проделанной работой коллег по группе, если необходимо, отправляет на доработку с подробными замечаниями; если решение верное, то исследует альтернативные оптимальные решения; если альтернативные решения отсутствуют, то окончательно оформляет работу и отчитывается перед «руководителем».
«Наблюдатель» - фиксирует все положительные и отрицательные моменты групповой работы, оценивает участие каждого члена группы в процессе решения поставленной задачи, после защиты работы проводит анализ своих замечаний с коллегами по группе; оценивает организационно-управленческие навыки участников группы по 10-тибалльной шкале и заносит результаты в специально разработанную таблицу. Оценивание организационно-управленческих умений и навыков осуществляется по следующим параметрам: 1. выполнение управленческих функций; 2. разработка процедур, методов и стратегий; 3. оценивание влияния различных условий и последствий принятых решений; 4. реализация стратегий и проектов; 5. управление и обучение персонала; 6. управление собой; 7. управление проектами; 8. решение управленческих задач; 9. принятие сбалансированных решений; 10. умение находить нетривиальные, нестандартные, оригинальные решения; 11. формировать и развивать эффективные рабочие группы; 12. проектировать организационную структуру; 13. четко формулировать цели, задачи, выводы; 14. рационально использовать свое время; 15. оптимально распределять полномочия; 16. эффективно организовывать групповую работу; 17. анализировать и предвидеть последствия решений ([2], [3], [10],[13]).
Для анализа динамики формирования организационно-управленческих умений преподаватель строит «лепестковую» диаграмму студента или всей группы, по каждому виду групповой самостоятельной работы. Стоит отметить, что измерение организационно-управленческих умений по всем 17 пунктам довольно проблематично, можно ограничиться 7-10, в зависимости от поставленной цели.
На диаграмме представлены результаты по четырем видам групповой самостоятельной работы студентов.
1
10 9
Диаграмма динамики формирования организационно-управленческих умений
Работа №1 - групповая работа без распределения ролей; работа №2 - групповая работа с самостоятельным распределением «ролей»; работа №3 - групповая работа при распределении «ролей» преподавателем; работа №4 - групповой исследовательский проект с самостоятельным распределением «ролей».
Анализируя результаты, представленные на диаграмме, преподаватель имеет возможность не только проследить динамику формирования организационно-управленческих умений, но и в зависимости от результатов вносить в образовательный процесс определенные корректировки, акцентировать внимание учащихся на положительных и отрицательных моментах групповой самостоятельной работы, а также обсуждать с учащимися основные трудности и пути выхода из них и т.д.
Если рассматривать результаты изучения дисциплины «Математика» как определенную совокупность составляющих (получение фундаментальных знаний, приобретение навыков, развитие умений, формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и происходящим в ней процессам), то можно заметить, что каждая из этих составляющих в решающей степени зависит от самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой. Благодаря самостоятельной работе, студент получает новые теоретические и практические знания, знакомится с систематизированной информацией и методами работы с ней. Групповая самостоятельная работа даёт твердые знания о реальности, о взаимодействии людей и отношениями между ними в профессиональной деятельности.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что организационно-управленческая деятельность требует специального глубокого рассмотрения в рамках образовательного процесса на всех его уровнях. Значительная часть информации об организационно-правленческой деятельности растворена в различных изучаемых дисциплинах. Поэ-
тому, начиная уже с первого курса, без соответствующей теоретической и практической подготовки, без регулярной и систематической учебы способность высокоэффективно и высокопрофессионально применять организационно-управленческие умения в современных постоянно меняющихся условиях практически невозможна. В этой связи, целенаправленное формирование организационно-управленческих умений и навыков становится не только важной задачей, но и своего рода требованием современного образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балдина К.В. Управленческие решения: Учебник для бакалавров/ К.В.Балдина, С.Н.Воробьев, В.Б. Уткин. — 8-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 496с.
2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Монография. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. — 84 с.
3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. Пер. с англ. — М.: «Дело» — 1991. — 320с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. — 501 с.
5. Даржания А.Д., Формирование организационно-управленческих умений студентов технических специальностей профессионального колледжа / А.Д. Даржания: Дис. ... канд.пед.наук. — Ставрополь, 2010. - 222 с.
6. Кучугурова, Н.Д. Контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся (технология формирования умения) [Текст] / Н.Д. Кучугурова. — М., 2006. — 128с.
7. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения. — М., 2003.
8. Логинова В.В., Плотникова Е.Г. Методическая система профессионально ори-ен-тированных задач в обучении математике будущих менеджеров // Вестник Том-ско-го государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 65-71.
9. Никаноркина Н.В. Профессионально ориентированные задачи, как средство
осуществления профессионально направленного обучения математике студентов экономических вузов [Текст] / Н.В.Никаноркина// Молодой ученый. — 2014.— № 13.— С. 276-279.
10. Поршнев А.Г., Управление организацией. Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2000. — 669 с.
11. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Менеджмент персонала, учебное пособие. Издательство: Феникс. —1997. —430с.
12. Сарафанова И.Е..Условия формирования организационно-управленческой компе-тентности менеджера образования в вузе [Текст] / И.Е. Сарафанова // Нижего-род-ское образование: научный журнал. - Нижний Новгород, 2012. - № 2. - с. 175-180.
13. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. / Избранные труды — Кострома:КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.—208 с.
14. Федеральный Государственный Образовательный стандарт высшего профес-сио-нального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квали-фи-кация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 544 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.osu.ru/docs/bachelor/ fgosZ080200b.doc.
15. Шабайкин А.Ю. Социально-философский анализ организационно-управленческой деятельности и ее оптимизации в современных условиях / А.Ю.Шабайкин: Дис.. канд философских наук. — Москва, 2014. - 179 с.