Научная статья на тему 'Формирование готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности при обучении математике в вузе'

Формирование готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности при обучении математике в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
784
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ORGANIZING-MANAGERIAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ГРУППОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT GROUP WORK / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / MATHEMATICS TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Валерия Валерьевна

В статье проводится полный анализ организационно управленческой деятельности как определенного вида теоретической и практической деятельности, выявляется ее структура и содержание. Приводится пример разработанной методики, используемой в образовательном процессе, позволяющей сформировать готовность к организационно-управленческой деятельности в процессе обучения математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинова Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF READINESS TO ORGANIZING AND MANAGERIAL ACTIVITIES IN TEACHING MATHEMATICS IN HIGHER EDUCATION

The article presents a detailed analysis of the organizational and administrative activity as a particular form of theoretical and practical activities, reveals its structure and the substance. It provides аn example of the developed technique used in the educational process, enabling the formation of the readiness for organizational and management activities in learning mathematics.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности при обучении математике в вузе»

Логинова В.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ

В связи с подписанием Болонской декларации в 2003 г. Россия вступила в процесс модернизации образования. Это нашло отражение в содержании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, определяющих виды и задачи профессиональной деятельности выпускников, а также набор общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы в результате освоения образовательных программ.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент» подготовки бакалавров основными видами профессиональной деятельности выпускников являются: организационно-управленческая, информационно-аналитическая, предпринимательская, научно-исследовательская [14].

В данной статье мы остановимся на проблеме формирования готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности, определим ее содержание и структуру. Кроме того, рассмотрим роль обучения математике в процессе формирования готовности к данному виду деятельности и специальные формы организации обучения.

Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что вопросам развития «управленческих качеств» будущих специалистов придается большое значение. Лидером по количеству школ бизнеса, разнообразным исследованиям и публикациям по вопросам организационной и управленческой деятельности являются Соединенные Штаты Америки. Здесь действует целая система неправительственных организаций, целью которых является развитие у молодежи «экономического и управленческого мышления» [5].

В теории и практике российского образования относительно недавно стало уделяться внимание проблеме подготовки студентов к организационно-управленческой деятельности. Хотя российские педагоги в своих научных работах рассматривают некоторые частные аспекты формирования готовности к организационно-управленческой деятельности в вузе [1], [5], [6], [12], [13], в целом эта проблема остается малоизученной, поэтому ее исследование по-прежнему является актуальным. Что же представляет собой организационно-управленческая деятельность?

А.Д. Даржания рассматривает организационную и управленческую деятельность как единство равноправных компонентов организационно-управленческой деятельности, и формулирует следующее определение: организационно-управленческая деятельность - это особый вид профессиональной деятельности, сознательно направленный на

соорганизацию деятельности других людей и управление профессиональным коллективом в соответствии с производственными целями. Организационно-управленческая деятельность вплетена в многообразную структуру общества и выступает в качестве своеобразного регулятора его жизнедеятельности. Совершенствуя и развивая организационно-управленческую деятельность, мы автоматически развиваем и наполняем образовательно-воспитательную деятельность и научно-техническую, что ведет к развитию современного российского общества [5].

А.Ю. Шабайкин считает, что организационно-управленческая деятельность - это деятельность, упорядочивающая структуру и процессы управления. Организационно-правленческая деятельность возникает тогда, когда имеет место целенаправленная коллективная деятельность людей, требующая особой координации действий[15].

Все авторы единодушны во мнении: главным в организационно-управленческой деятельности (в масштабах предприятия, строительной бригады, технического отдела и т.д.) является организация практического выполнения принимаемых решений, причем решения должны быть обоснованными. Выработать у субъектов организационно-правленческой деятельности способность принимать такие решения - одна из основных задач обучения и воспитания в высшем профессиональном учебном заведении.

В наших исследованиях под организационно-управленческой деятельностью мы понимаем принятие взвешенных (оптимальных) решений, связанных с обеспечением продуктивного функционирования предприятия или его структурного подразделения. Осуществление организационно-управленческой деятельности невозможно без информационно-аналитической деятельности, заключающейся в сборе и анализе информации, на основе которой затем принимаются организационно-управленческие решения, и осуществляется оценка эффективности этих решений. Принятие решений представляет собой единовременный акт окончательного выбора наилучшей из возможных альтернатив действий по достижению целей организации и является итоговым пунктом организационно-управленческой деятельности [8]

Целесообразно и рационально рассматривать организационную и управленческую деятельности как абсолютно равноправные области деятельности. Организацию и управление нельзя рассматривать отдельно друг от друга ни в реальной жизни, ни в теории. Они неразрывны, организация не может существовать и стабильно развиваться без грамотного и квалифицированного управления, а управление не может существовать без организации. Следовательно, организация предполагает управление, а управление - организацию.

Основная задача - провести полный анализ организационно - управленческой деятельности как определенного вида теоретической и практической деятельности, выявить ее структуру и содержание, разработать и внедрить в образовательный процесс методику или технологию, позволяющую сформировать готовность к организационно-управленческой деятельности в процессе обучения математике.

Целью организационно-управленческой деятельности является: с одной стороны, функционирование и развитие всей системы в целом, где организационно-управленческая деятельность выступает структурным элементом; с другой стороны, организация управленческих процессов, которая ведет к более эффективному функционированию

самого структурного элемента.

Организационно-управленческая деятельность менеджера предполагает наличие профессиональных знаний, необходимых навыков и умений. Если профессиональные и личностные качества будущего менеджера отвечают определенным требованиям, то он может в дальнейшем вполне успешно выполнять организационно-управленческие функции и быть успешным управленцем. В противном случае, являясь собственником (хозяином или держателем контрольного пакета акций), для успешного существования и процветания предприятия передает функции управления профессиональному менеджеру. Так, по данным статистических исследований, проведенных во всем мире, всего 7-8% от числа работающих склонны к ведению организационно-управленческой деятельности и предпринимательству [3].

Трудность и сложность осуществления организационно-управленческой деятельности обусловлены наличием определенных (специфических) требований к менеджеру. Характерные черты успешного менеджера это: умение оценить выгодность и перспективность дела; готовность идти на определенный риск; быстро реагировать на потребности рынка: быть готовым к выпуску новых товаров и услуг; умение находить инвесторов и дополнительные источники финансирования; нацеленность на конечные результаты; быть изобретательным и активным, требовательным по отношению к себе и компаньонам, дисциплинированным; адекватно реагировать на конструктивную критику; стремление всегда быть лучше своих конкурентов [10].

Для успешного ведения бизнеса (эффективного функционирования фирмы) менеджер должен не только обладать перечисленными выше качествами, но и грамотно осуществлять организационно-управленческую деятельность, а также владеть глубокими знаниями, полученными при обучении в вузе в области экономики и менеджмента. При этом процесс осуществления организационно-управленческой деятельности характеризуется определенными логически последовательными действиями. Данному процессу присуща определенная цикличность и регулярность.

Нами предлагается модель организационно-управленческой деятельности, основными структурными элементами которой являются определенный набор функций, этапов осуществления, совокупность знаний, умений и ценностей, требующих детального анализа, систематического изучения и учета. Охарактеризуем основное содержание структурных элементов организационно-управленческой деятельности.

По своему содержанию организационно-управленческая деятельность представляет собой реализацию важнейших универсальных организационных и управленческих функций ("наука администрирования"): деятельностно-административные (целеполагание, прогнозирование, планирование, организация и исполнение, мотивирование, принятие решений, коммуникация, контроль, коррекция); кадровые (управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая); производственно-технологические (оперативное управление, материально-техническое обеспечение, инновационная, маркетинговая); комплексные (интеграционные, стратегические, представительские, стабилизационные).

Определим ряд требований, предъявляемых к организационно-управленческим решениям: максимальная эффективность решения; обоснованность решения; своевре-

менность принимаемых решений; реализуемость; контроль выполнения принятого решения; регламентированность решений.

Любой менеджер в процессе выработки и принятия организационно-управленческого решения неизбежно проходит основные этапы, последовательная реализация которых позволяет успешно решить поставленную перед ним задачу.

Каждый этап организационно-управленческой деятельности можно рассматривать как самостоятельную задачу, к решению которой готовятся в ходе обучения будущие выпускники вуза. Перечислим основные этапы организационно-управленческой деятельности: выявление проблемы, подлежащей решению; планирование и прогнозирование; сбор и анализ информации; разработка и исследование альтернативных решений; принятие организационно-управленческих решений; оценка эффективности принятых решений.

Выявление, формулировка и обоснование проблемы, подлежащей решению. На данном этапе менеджер осуществляет оценку управленческой ситуации для определения проблемы или главных вопросов, требующих решения, формулирует возникающие в связи с этим организационно-управленческие задачи и выявляет принципиальный путь ее достижения.

Планирование и прогнозирование, как этап организационно-управленческой деятельности, состоит в выработке совокупности управляющих воздействий и мероприятий, реализация которой позволяет обеспечить достижение итоговой цели. Именно на данном этапе организационно-управленческой деятельности цель ее осуществления конкретизируется до задач, которые должны быть решены в ходе реализации плана.

Работа с информацией из различных источников в целях принятия оптимального решения предполагает сбор и анализ дополнительно-го материала, необходимого для изучения разнообразных характеристик сложившейся ситуации и выделения тех факторов, которые влияют на принятие организационно-управленческих решений. Результаты анализа и прогноза развития управленческой ситуации (обстановки) позволяют перейти к следующей стадии.

Разработка и исследование возможных вариантов принятия решения. В данном случае предполагается, что менеджер должен осуществить разработку альтернативных вариантов деятельности. На практике определенные наброски вариантов решения возникают уже во время оценки обстановки и выводов из анализа имеющейся информации. Но это лишь определенные контуры решений, которые обретают конкретность в процессе специальной разработки, формулировки, оценки, сравнения и т.д. Данный процесс можно охарактеризовать как "созревание" решения. Трудности, с которыми сталкивается менеджер на данном этапе, заключаются в определении количества альтернатив и строгих критериев отбора. Поэтому важную роль здесь играют эвристические способности менеджера (эрудиция и интуиция).

Отбор оптимальных вариантов принимаемого решения осуществляется на основе критериев: результативности и доступности исполнения.

Высшая компетентность менеджера состоит в понимании своих возможностей, знании обстановки, представлении о происходящем, что приводит к принятию правильных решений даже в условиях жестких противоречий.

Обратная связь - сбор и анализ данных о том, что происходило до, в процессе и после реализации решения - позволяет менеджеру скорректировать решение, пока процессу еще не нанесен значительный ущерб. Оценка эффективности решения выполняется с помощи постоянного контроля.

Эффективное принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Это основная часть работы менеджеров каждого звена любого предприятия. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.

Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов их принятия.

Разработка эффективных решений - основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.

Готовность к решению организационно-управленческих задач предполагает наличие, как необходимых знаний, умений, так и особых качеств личности.

Проанализировав литературу ([3], [4], [10], [11], [12] и др.) по вопросу содержательного аспекта умений, знаний и качеств личности, необходимых для осуществления организационно-управленческой деятельности, мы выделили основные.

Управленческие знания: знания об управленческих функциях; знания об управленческих решениях; знания о стратегиях организации; знания об управлении людьми; знания об управлении финансами; знания об управлении качеством; знания об управлении производственной деятельностью; знания об управлении проектами; знание о современных управленческих подходах.

Управленческие умения: выполнять управленческие функции; разрабатывать процедуры, методы, стратегии; оценивать условия, влияние, последствия решений, активы; анализировать взаимосвязи между стратегиями компаний; реализовывать стратегии и проекты организации; управлять и обучать персонал; способность управлять собой; управлять проектами; преодолевать сопротивления изменениям; внедрять инновации; решать управленческие задачи; принимать сбалансированные решения; уметь применять на практике современную систему управления качеством, применять технологии управления персоналом; умение увидеть и поддержать передовое; умение находить нетривиальные, нестандартные, оригинальные решения; умение формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Организационные знания: о проектировании организационной структуры, коммуникаций; о распределении полномочий, их делегировании; об организации групповой работы.

Организационные умения: проектировать организационную структуру, коммуникации; умение четко формулировать цели и установки; умение правильно использовать свое время; распределять полномочия; эффективно организовать групповую работу; анализировать и предвидеть последствия решений; применять знания на практике.

Качества личности: чувство ответственности за предлагаемые решения и действия; гуманистические, демократические, человекоцентрированные ценностные ориентации; уважение и осознание значимости других людей; ценностное отношение к профессии; постоянный личный рост и самосовершенствование; высокая профессиональная компетентность; морально-этические черты характера.

Результатом организационного и управленческого труда является организационно-управленческое решение, принимаемое в повседневной практике в результате особой мыслительной деятельности человека.

Стоит отметить, что организационно-управленческое решение по ряду характеристик гораздо сложнее чисто теоретического решения. Так как требует особой способности обрабатывать и структурировать сложнейшую информацию в определенные, более простые, общедоступные планы и решения. Доступность, простота, ясность принимаемых организационно-управленческих решений необходимы, так как к их дальнейшей реализации привлекается большое число людей, для которых вышеперечисленные свойства и критерии будут определяющими в достижении максимальной результативности работы.

При осуществлении организационно-управленческой деятельности возникают новые возможности, связанные с внедрением современных методов обработки, всеобщей компьютеризацией, которые открывают новые подходы к осуществлению и пониманию организационно-управленческой деятельности. А поскольку организационно -управленческая деятельность в масштабах страны включает, как управление государством, регионом, отраслью, концерном, фирмой, так и принятие оптимальных, взвешенных решений в реальной жизни, осуществляемое ежедневно и ежечасно, можно оценить диапазон возможного применения процесса разработки организационно-управленческих решений.

В современных условиях устаревание информации происходит гораздо быстрей, чем завершается образование в высшем учебном заведении. На рынке труда востребованы специалисты способные к генерации новых знаний и идей, к применению полученных знаний на практике, выполнять определенные профессиональные, социальные, организационно-управленче ские функции.

Формирование готовности к осуществлению профессиональной деятельности -основная задача любой дисциплины, изучаемой студентами в вузе. Изучение базовой дисциплины «Математика» направлено, в первую очередь, на фундаментальную подготовку будущих специалистов. Реализация процесса формирования готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности при обучении математике связана с недостаточностью аудиторного времени, трудностью подбора специального профессионально-ориентированного материала, на базе которого происходит изучение дисциплины.

В современном мире изменение роли математики, утверждение её в качестве универсального инструмента для решения прикладных задач должно быть отражено во всей образовательной системе. В системе высшего образования дисциплина «Математика» уже перешагнула уровень общеобразовательной дисциплины и на основе межпредметных связей с экономическими дисциплинами должна стать важной частью

профессиональной подготовки студентов экономических вузов. В связи с возросшей ролью математики в современной технике и науке в настоящее время огромное число будущих специалистов (экономистов, инженеров, социологов и т.д.) нуждается в глубокой и основательной математической подготовке, которая позволяла бы математическими методами исследовать и анализировать широкий круг разнообразных проблем, применять теоретические достижения современной науки в практике [9].

Итак, смещение акцентов образовательной парадигмы в сторону формирования организационно-управленческих умений и навыков приводит к необходимости реализации профильного подхода в обучении, в рамках которого математическое образование рассматривается с двух сторон. Во-первых, оно должно быть ориентировано на получаемую специальность, должно учитывать потребности как общенаучных, так и профильных дисциплин. А, во-вторых, математическое образование должно быть направлено на формирование важнейших качеств личности, на профессиональную, организационно-управленческую деятельность.

Перед вузами ставится задача перехода к практико-ориентированному, профессионально-направленному образованию с сохранением фундаментальности науки для успешного формирования навыков организационно-управленческой деятельности.

Проведя анализ литературы, мы выделили два основных подхода к профессионально-направленному образованию: организация учебной, преддипломной, производственной практики, основная цель которой - погружение в профессиональную среду; внедрение новых методик и технологий, которые способствуют формированию у студентов определенных качеств личности, знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности, необходимых для дальнейшей профессиональной, организационно-правленческой деятельности [9].

Мы считаем, что качественного образования не может быть без опыта организационно-управленческой деятельности. Изучая опыт университетов Европы по организации профессионально-направленного образования, выделим некоторые важные особенности: использование в образовательном процессе новых (креативных) методов обучения (метод проблемного обучения, метод проектов, метод глубокого погружения в профессиональную деятельность); ориентация на групповую форму обучения, действие в команде; общее количество часов, отведенных на практическую часть образовательного процесса, составляет около 50%, а на самостоятельную работу отводится в два раза больше времени, чем на лекционные и семинарские занятия; максимальное приближение аудиторной (учебной) ситуации к фактической, реальной, для наибольшего погружения в будущую профессиональную деятельность [3].

Вышеперечисленные особенности образовательного процесса положительно влияют на формирование навыков «применения знаний на практике, анализа, синтеза, оценивания». Следовательно, для достижения целей формирования готовности к организационно-управленческой деятельности, с помощью профессионально направленного обучения, необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход от познавательной деятельности к профессиональной, с соответствующими требованиями, целями, средствами и результатами.

По нашему мнению, групповая самостоятельная работа оптимально подходит для

формирования готовности к организационно-управленческой деятельности. Стоит также отметить, что совместная самостоятельная деятельность студентов наиболее успешно осуществляется в малых группах. Практика показывает, что группы из 5-6 студентов являются наиболее оптимальными для формирования организационно-управленческих умений и навыков, развития творческой и исследовательской деятельности при обучении математике.

Групповая работа может быть направлена на совместную деятельность, в которой все участники группы равноправны, выполнение поставленных задач происходит коллективно, а может быть организована с распределением обязанностей (ролей), которые могут меняться. Если участники группы равноправны (самый распространенный случай), то решение поставленной задачи, анализ и корректировка результатов осуществляется группой сообща. Данная групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков и позволяет более эффективно участвовать в занятии «незаметным» студентам.

Если группы формируются с распределением «ролей» (по характеру взаимодействия данный метод групповой работы аналогичен будущей профессиональной деятельности), то тогда каждый участник выполняет строго определенные функции и несет полную ответственность за свою часть работы. Роли распределяются в соответствии с профессиональными функциями.

При изучении дисциплины «Математика» на первом курсе используем формы работы в малых группах, в среднем 4-5 групп численностью 6 человек:

- группы формируются преподавателем - самая распространенная групповая самостоятельная работа: решение поставленной задачи, анализ и корректировка результатов осуществляется всей группой сообща. Данная групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков и позволяет более эффективно участвовать в занятии «незаметным» студентам;

- группы формируются по желанию студентов, с самостоятельным распределением «ролей» - по характеру взаимодействия данный метод групповой работы аналогичен будущей профессиональной деятельности, когда каждый участник выполняет строго определенные функции и несет полную ответственность за свою часть работы. Роли распределяются в соответствии с профессиональными функциями: «руководитель», «помощник руководителя», «аналитик №1», «аналитик №2», «аналитик №3», «наблюдатель».

На практике преподаватель или сами студенты формируют группы для самостоятельной работы. «Руководителю» каждой группы преподаватель выдает задачу (данные), характеризующую некоторый экономический процесс. Ставится цель: построить экономическую модель задачи, решить задачу оптимальным способом, провести экономическую интерпретацию входных и выходных данных.

«Руководитель» - формулирует для остальных участников группы поставленную задачу; определяет объем работ для каждого участника; фиксирует обязанности и сроки выполнения работы; контролирует выполнение обязанностей на каждом этапе; мотивирует и корректирует рабочий процесс; защищает работу перед преподавателем и остальными группами; несет полную ответственность за результат.

«Помощник руководителя» - после оглашения поставленной задачи составляет детальный план реализации поставленных задач, проводит анализ литературы (лекций, учебных пособий, методических изданий, интернет-источников); на основе анализа представляет краткий список необходимой литературы с указанием ссылок на соответствующие разделы; если возникает необходимость, то подключается к работе любого участника группы.

«Аналитик №1» - анализирует, предоставленную «помощником руководителя», информацию; составляет черновой вариант решения поставленной задачи с необходимыми комментариями, замечаниями, предложениями, рассуждениями.

«Аналитик №2» - знакомится с предварительным решением «аналитика», если считает его неверным, возвращает на доработку с соответствующими замечаниями; если решение его устраивает, детально прорабатывает его; фиксирует выводы и оценивает эффективность принятых решений.

«Аналитик №3» - знакомится с проделанной работой коллег по группе, если необходимо, отправляет на доработку с подробными замечаниями; если решение верное, то исследует альтернативные оптимальные решения; если альтернативные решения отсутствуют, то окончательно оформляет работу и отчитывается перед «руководителем».

«Наблюдатель» - фиксирует все положительные и отрицательные моменты групповой работы, оценивает участие каждого члена группы в процессе решения поставленной задачи, после защиты работы проводит анализ своих замечаний с коллегами по группе; оценивает организационно-управленческие навыки участников группы по 10-тибалльной шкале и заносит результаты в специально разработанную таблицу. Оценивание организационно-управленческих умений и навыков осуществляется по следующим параметрам: 1. выполнение управленческих функций; 2. разработка процедур, методов и стратегий; 3. оценивание влияния различных условий и последствий принятых решений; 4. реализация стратегий и проектов; 5. управление и обучение персонала; 6. управление собой; 7. управление проектами; 8. решение управленческих задач; 9. принятие сбалансированных решений; 10. умение находить нетривиальные, нестандартные, оригинальные решения; 11. формировать и развивать эффективные рабочие группы; 12. проектировать организационную структуру; 13. четко формулировать цели, задачи, выводы; 14. рационально использовать свое время; 15. оптимально распределять полномочия; 16. эффективно организовывать групповую работу; 17. анализировать и предвидеть последствия решений ([2], [3], [10],[13]).

Для анализа динамики формирования организационно-управленческих умений преподаватель строит «лепестковую» диаграмму студента или всей группы, по каждому виду групповой самостоятельной работы. Стоит отметить, что измерение организационно-управленческих умений по всем 17 пунктам довольно проблематично, можно ограничиться 7-10, в зависимости от поставленной цели.

На диаграмме представлены результаты по четырем видам групповой самостоятельной работы студентов.

1

10 9

Диаграмма динамики формирования организационно-управленческих умений

Работа №1 - групповая работа без распределения ролей; работа №2 - групповая работа с самостоятельным распределением «ролей»; работа №3 - групповая работа при распределении «ролей» преподавателем; работа №4 - групповой исследовательский проект с самостоятельным распределением «ролей».

Анализируя результаты, представленные на диаграмме, преподаватель имеет возможность не только проследить динамику формирования организационно-управленческих умений, но и в зависимости от результатов вносить в образовательный процесс определенные корректировки, акцентировать внимание учащихся на положительных и отрицательных моментах групповой самостоятельной работы, а также обсуждать с учащимися основные трудности и пути выхода из них и т.д.

Если рассматривать результаты изучения дисциплины «Математика» как определенную совокупность составляющих (получение фундаментальных знаний, приобретение навыков, развитие умений, формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и происходящим в ней процессам), то можно заметить, что каждая из этих составляющих в решающей степени зависит от самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой. Благодаря самостоятельной работе, студент получает новые теоретические и практические знания, знакомится с систематизированной информацией и методами работы с ней. Групповая самостоятельная работа даёт твердые знания о реальности, о взаимодействии людей и отношениями между ними в профессиональной деятельности.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что организационно-управленческая деятельность требует специального глубокого рассмотрения в рамках образовательного процесса на всех его уровнях. Значительная часть информации об организационно-правленческой деятельности растворена в различных изучаемых дисциплинах. Поэ-

тому, начиная уже с первого курса, без соответствующей теоретической и практической подготовки, без регулярной и систематической учебы способность высокоэффективно и высокопрофессионально применять организационно-управленческие умения в современных постоянно меняющихся условиях практически невозможна. В этой связи, целенаправленное формирование организационно-управленческих умений и навыков становится не только важной задачей, но и своего рода требованием современного образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балдина К.В. Управленческие решения: Учебник для бакалавров/ К.В.Балдина, С.Н.Воробьев, В.Б. Уткин. — 8-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 496с.

2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Монография. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. — 84 с.

3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. Пер. с англ. — М.: «Дело» — 1991. — 320с.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. — 501 с.

5. Даржания А.Д., Формирование организационно-управленческих умений студентов технических специальностей профессионального колледжа / А.Д. Даржания: Дис. ... канд.пед.наук. — Ставрополь, 2010. - 222 с.

6. Кучугурова, Н.Д. Контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся (технология формирования умения) [Текст] / Н.Д. Кучугурова. — М., 2006. — 128с.

7. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения. — М., 2003.

8. Логинова В.В., Плотникова Е.Г. Методическая система профессионально ори-ен-тированных задач в обучении математике будущих менеджеров // Вестник Том-ско-го государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 65-71.

9. Никаноркина Н.В. Профессионально ориентированные задачи, как средство

осуществления профессионально направленного обучения математике студентов экономических вузов [Текст] / Н.В.Никаноркина// Молодой ученый. — 2014.— № 13.— С. 276-279.

10. Поршнев А.Г., Управление организацией. Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2000. — 669 с.

11. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Менеджмент персонала, учебное пособие. Издательство: Феникс. —1997. —430с.

12. Сарафанова И.Е..Условия формирования организационно-управленческой компе-тентности менеджера образования в вузе [Текст] / И.Е. Сарафанова // Нижего-род-ское образование: научный журнал. - Нижний Новгород, 2012. - № 2. - с. 175-180.

13. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. / Избранные труды — Кострома:КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.—208 с.

14. Федеральный Государственный Образовательный стандарт высшего профес-сио-нального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квали-фи-кация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 544 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.osu.ru/docs/bachelor/ fgosZ080200b.doc.

15. Шабайкин А.Ю. Социально-философский анализ организационно-управленческой деятельности и ее оптимизации в современных условиях / А.Ю.Шабайкин: Дис.. канд философских наук. — Москва, 2014. - 179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.