Токсикологическая и гигиеническая характеристика ряда вспомогательных веществ, участвующих в синтезе высокомолекулярных соединений и формировании их свойств, была дана в 9 докладах. Проф. И. Д. Гадаскина (Ленинград) систематизировала и обобщила данные о токсичности поверхностно-активных веществ. А. Я. Бройтман (Ленинград) привел экспериментальный материал о сравнительной токсичности ряда производных бензофенона, стирола и фенола, являющихся стабилизаторами пластмасс. О токсичности ряда тиофенолов, фенолдисульфидов и их цинковых солей, применяемых в качестве пластификаторов и вулканизаторов в резиновой промышленности, доложили О. Г. А р х и п о в а, Т. А. К о ч е т к о в а, Ю. Г. Широков и Б. Н. Шинкаренко (Москва). И. В. Саноцкий (Москва) сообщил о результатах исследования токсичности четыреххлористого титана и некоторых алюми-нийорганических соединений в смеси с продуктами их гидролиза. Оказалось, что токсичность смеси продуктов гидролиза четыреххлористого титана зависит не только от полноты гидролиза, но и от величины частиц образующегося аэрозоля; дисперсность же аэрозоля зависит от влажности воздуха. В докладе Р. С. Воробьевой и Н. В. Мезенцевой (Москва) была дана токсикологическая характеристика ряду новых ускорителей вулканизации для синтетических и натуральных каучуков в сравнении с широко применяемыми в настоящее время. Изучая токсичность фурфурамида, предложенного в качестве ускорителя вулканизации резины для замены дифенилгуани-дина, Л. Н. Архангельская и Т. А. Рощина (Москва) обнаружили, что фурфурамид не менее токсичен, чем дифенилгуанидин, а по некоторым показателям его следует рассматривать как вещество, обладающее более выраженным токсическим действием. И. Л. Крынская (Ленинград) привела материалы по токсикологии диизопропилксантогенатдисульфида, применяемого в качестве регулятора полимеризации синтетического каучука и пластмасс. Токсичности фталевого ангидрида и динамическим наблюдениям за состоянием здоровья лиц, соприкасающихся с ним в процессе его производства, были посвящены доклады С. Н. Кремневой и М. С. Тол г- ' с к о и (Москва) и В. С. Анатовской (Харьков).
Член-корреспондент АМН СССР Л. М. И И а б а д показал, что канцерогенность полимерных материалов во многом зависит от их формы. Экспериментально было установлено, что канцерогенность введенных в организм пластинок из самых различных материалов определяется не столько природой пластинки, сколько ее площадью. О значительной канцерогенной активности смолы, получающейся в результате пиролиза углеводородных газов нефти, доложили А. В. Коваленко и К. С. Харитонова (Саратов).
Данные по изучению клинической картины болезни и воспроизведению у кроликов витилиго- и лейкодермоподобных дерматитов, возникающих под влиянием гидрохинона и паратретичного бутилфенола, представили проф. Н. Н. Ч у м а к о в, Г. П. Б а б а-нов и А. Г. Смирнов (Ярославль).
Конференция приняла резолюцию, в которой отмечается, что в связи с широким развитием химии высокополимеров необходимо в ближайшие годы значительно интенсифицировать токсикологические исследования в этой области. Опыт работы токсико-лого-гигиенической лаборатории Государственного научно-исследовательского института полимеризационных пластмасс признан положительным.
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНЫ ВОДНОГО
ТРАНСПОРТА
Кандидат медицинских наук О. А. Наумова, кандидат медицинских
наук Л. И. Эльпинер
4—6/1У 1961 г. в Москве состоялась научная конференция по вопросам гигиены водного транспорта, созванная Центральной научно-исследовательской лабораторией гигиены водного транспорта (ЦНИЛГиВТ) и Министерством здравоохранения РСФСР.
В работе конференции приняло участие более 200 человек, среди которых были работники Министерств здравоохранения СССР и РСФСР, государственные санитарные инспекторы, ведущие санитарные врачи бассейновых и линейных санитарно-эпидемиологических станций, сотрудники научно-исследовательских санитарно-гигиенических институтов, представители научно-технических институтов морского и речного флота, Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова, ЦК профсоюза работников речного и морского флота, руководящие работники Министерства морского флота СССР и Министерства речного флота РСФСР и других организаций.
На конференции было заслушано 40 докладов, вызвавших оживленные прения.
С докладом об основных направлениях научно-исследовательских работ по гигиене водного транспорта выступил директор ЦНИЛГиВТ Г. Д. Барков. Докладчик
7
99
указал на необходимость разработки принципиально новых научно-методических гигиенических подходов вследствие специфичности судовых условий. К числу наиболее важных были отнесены исследования, посвященные разработке гигиенических норм шума, вибрации, освещения, загазованности воздушной среды судов речного и морского флота. Широких подходов требуют изыскания в области оздоровления условий труда моряков, рационализации их питания, питьевого режима и акклиматизации 'Плавсостава в различных климатических зонах. К числу проблемных были отнесены вопросы гигиены водоснабжения морских и речных судов, радиационной гигиены водного транспорта.
В отношении направления исследований по санитарной охране морских и речных границ Советского Союза была отмечена необходимость разработки современных новых методов судовой дезинсекции и дератизации, а также разработки специальных мероприятий в различных эпидемических условиях.
С большим интересом были встречены сообщения о перспективах развития морского и речного флота, сделанные начальником отдела развития перспектив Министерства морского флота СССР А. В. Красноперовым и главным конструктором Министерства речного флота РСФСР А. Г. Богдановым.
Последующие 11 докладов были посвящены вопросам гигиены труда на водном транспорте. П. А. Просецкий (ЦНИЛГиВТ) доложил о результатах работ, проведенных на китобойных судах в антарктических рейсах. Используя материал гигиенических, физиологических и санитарно-химических исследований, докладчик обосновал конкретные мероприятия по оздоровлению условий их труда и быта.
Ю. М. Стенько (ЦНИЛГиВТ) были доложены материалы по гигиеническому обоснованию перепадов температур при кондиционировании воздуха на судах, полученные в результате наблюдений в экспериментальных и натурных условиях. В. В. Лоскутов (Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт имени А. Н. Крылова) сообщил о технических обоснованиях к выбору систем кондиционирования воздуха на судах.
Л. Я. Скуратова (ЦНИЛГиВТ) представила материалы законченных исследований, проведенных в экспериментальных и натурных условиях, позволивших на основании физиологических и гигиенических наблюдений нормировать шум как один из основных вредных факторов на водном транспорте.
Группа докладов [М. П. Вольфсон (ЦНИЛГиВТ), промышленно-санитарные врачи В. Н. Мазурова (Дальневосточный водздравотдел), В. Б. Рукавишников (Латвийский водздравотдел), Н. Б. Горбоносова (Северо-западный водздравотдел)] была посвящена изучению условий труда при погрузо-разгрузочных работах в различных портах Советского Союза и условиям труда при зачистных работах на нефтеналивном флоте (промышленно-санитарный врач Нижневолжского водздравотдела И. А. Путилов). В них были изложены результаты санитарно-гигиенических исследований и конкретные мероприятия, направленные на оздоровление и рационализацию условий и режимов труда портовых рабочих. Доклад проф. С. А. Косилова о физиологических основах оценки тяжести и напряженности труда явился необходимым теоретическим дополнением к представленным научно-практическим работам.
С докладом «О применении „Санитарных правил работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений" № 333-60 на водном транспорте» выступили доктор медицинских наук Я. Э. Нейштадт (ЦНИЛГиВТ) и инженер Г. Т. Григорьев (ЦНИИМФ).
В прениях А. А. Аркадьевский (Московский научно-исследовательский институт имени Ф. Ф. Эрисмана), отметив высокий уровень и актуальность представленных докладов и сообщения Л. Я- Скуратовой о нормировании уровней шума на судах, указал на большую научную и практическую ценность этой и других работ. Э. А. Белкина (ЦНИЛГиВТ) привела ряд собственных данных о заболеваемости органа зрения у штурманского состава речного флота, позволяющих утверждать о дефектах медицинского профотбора. Промышленно-санитарный врач бассейновой санитарно-эпидемиологической станции Азовского водздравотдела X. И. Мусаэлян, выразив удовлетворение созывом конференции, остановился на вопросах зачистки танков морских нефтеналивных судов и отметил отсутствие эффективных моющих препаратов, рациональной спецодежды и т. д.
Е. П. Загорская (руководитель отдела техники безопасности и охраны труда ЦНИИ морского флота) доложила об основной тематике и задачах института по разделу охраны труда и техники безопасности и проектирование вентиляции, исследования в области борьбы с шумом и вибрацией, мероприятия по предупреждению травматизма, отметила важность и плодотворность координации и комплексирования санитарно-гигиенических исследований ЦНИЛГиВТ и технических институтов морского флота для разработки и внедрения эффективных мероприятий.
Основная группа докладов по коммунальной гигиене была посвящена вопросам литьевого водоснабжения речных судов.
Во вводном докладе (старший научный сотрудник Л. Б. Доливо-Добровольский, В. В. Сапожников, И. Я. Чайкин, В. В. Белов, И. С. Круглова — ЦНИЛГиВТ) была показана сложность задачи, связанная с необходимостью использования для питьевых целей загрязненных забортных вод при отсутствии эффективных методов их очистки и обеззараживания. Экспериментальным исследованиям в этом направлении были по-
евящены доклады: В. К- Яковлева (ЦНИЛГиВТ) «Некоторые вопросы обеззараживания питьевой воды при помощи йода применительно к водоснабжению на водном транспорте», Ю. П. Константинова (ЦНИЛГиВТ) «К вопросу о применении электролитического обеззараживания речной воды для самоходных судов речного флота», Н. А. Рахманиной (ЦНИЛГиВТ) «Гигиеническая оценка методов ускоренной коагуляции питьевой воды» и Л. И. Эльпинера (ЦНИЛГиВТ) «О сохранении санитарно-показательного значения кишечной палочки при обеззараживании ультразвуком вслы, зараженной патогенными энтеробактериями».
Современное состояние вопроса водоснабжения речных судов было освещено в докладах работников санитарной службы водного транспорта Л. Е. Гурвича и В. С. Попова (бассейновая санитарно-эпидемиологическая станция Верхневолжского водздравотдела), Г. Г. Тамариной (бассейновая санитарно-эпидемиологическая станция Министерства здравоохранения УССР, Киев), М. Г. Рифтина (бассейновая санитарно-эпидемиологическая станция Азово-Волго-Донского водздравотдела, Ростов-на-Дону). Представленные материалы свидетельствуют о больших трудностях в области снабжения речных судов доброкачественной питьевой водой, а также отрицательно характеризуют современные судовые установки для обработки воды. Это было показано и на основе данных о преобладании кишечных инфекционных заболеваний у плавсостава по сравнению с работниками береговой службы.
Санитарная оценка речных вод была представлена в докладах Л. Е. Гурвича и М. М. Телитченко (МГУ имени М. В. Ломоносова). Была освещена роль речного флота в загрязнении Волги и изложены материалы, свидетельствующие о токсичности для рыб урана в количествах, допущенных для воды водоемов.
Вопросу загрязнения морских прибрежных вод был посвящен доклад А. М. Гаса-нова, Р. И. Датиева, Ю. М. Никитина, Н. Г. Трифель (бассейновая санитарно-эпидемиологическая станция Азербайджанского водздравотдела), в котором была показана эффективность ряда мероприятий, проведенных авторами по очищению акватория.
Доклад Я. Г. Двоскина (ЦНИЛГиВТ) «К вопросу о нормировании паров бензина в воздухе жилых, служебно-бытовых помещений и на палубе танкеров» по материалам санитарно-химических, санитарно-гигиенических и физиологических исследова-нй и практических наблюдений содержал конкретные рекомендации по нормированию.
Доклад Ю. И. Гуцель (бассейновая санитарно-эпидемиологическая станция Чер-номорско-Азовского водздравотдела) был посвящен вопросам связи между проектными и санитарными организациями, дифференцированного проектирования судов для различных бассейнов, приемки головных типов судов.
В развернувшихся прениях была отмечена правильность взятого ЦНИЛГиВТ направления экспериментальных исследований по изысканию современных экспресс-методов обработки воды, указано на необходимость одновременного проведения мероприятий по снабжению судов водопроводной водой с берега, а также упорядочения согласования и рассмотрения проектов судов, широкого привлечения санитарно-эпидемиологических станций и сосредоточения научно-методического руководства в ЦНИЛГиВТ.
На заседании, посвященном вопросам судовой дезинсекции и дератизации, два доклада (И. П. Соколова и Н. В. Егорова, а также В. Н. Плятер — ЦНИЛГиВТ) были посвящены применению бромистого метила для дезинфекции и дератизации морских судов и изучению препаратов гептахлора и дилдрина для дезинсекции морских судов.
Вопросам дератизации портов Дальневосточного бассейна был посвящен доклад А. Л. Заитова (бассейновая санитарно-эпидемиологическая станция Дальневосточного водздравотдела). Особенности дератизации морских рыболовных судов в Рижском порту (бассейновая санитарно-эпидемиологическая станция Латвийского водздравотдела) были доложены Р. А. Гавриловой.
Примером разработки научных вопросов в практических условиях явился доклад заведующего дезинфекционным отделом бассейновой санитарно-эпидемиологической станции Северо-западного водздравотдела Д. Ф. Язикова «Дезинсекция на водном транспорте методом применения инсектицидных олиф и лаков». Вопросы дезинсекции на речном флоте излагались в докладе Е. М. Григартен (бассейновая санитарно-эпидемиологическая станция Верхневолжского водздравотдела).
На этом же заседании было заслушано сообщение Г.И.Бондарев (ЦНИЛГиВТ), в котором автор привел материалы изучения органолептических свойств, токсичности и биологической ценности некоторых пищевых продуктов, подвергнутых ионизирующему облучению -у-лучами с целью стерилизации, а также исследований подопытных животных, подвергавшихся длительному кормлению облученными продуктами. На основании полученных данных автор приходит к заключению о безвредности потребления продуктов, подвергнутых лучевой стерилизации.
Проф. В. Н. Русских (ЦНИЛГиВТ) в докладе «Сравнительные изменения мозга при интоксикации бромистым метилом и ОТС-М» раскрыл морфологическую картину поражений, что дало ему возможность судить о механизме токсического действия бромистого метила.
Конференция приняла развернутую резолюцию.