Научная статья на тему 'Научная деятельность обучающейся молодежи как ценность общественного развития'

Научная деятельность обучающейся молодежи как ценность общественного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НАУЧНЫЕ КРУЖКИ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ГРУППЫ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ / SCIENTIFIC ACTIVITY AS A VALUE / UNIVERSITY EDUCATION SYSTEM / STUDENT SCIENTIFIC ASSOCIATIONS / SCIENCE CLUBS / STUDENT GROUPS AS THE RESEARCH TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фленина Татьяна Александровна, Семёнова Мария Маратовна

Выполнено в рамках гранта РГНФ № № 16-06-00914 «Роль научных студенческих объединений в развитии психолого-педагогической науки в первой половине XX века» В статье представлены результаты теоретического анализа проблем ценности научной деятельности обучающихся для общественного развития, ее особенностей, вклада в развитие психологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фленина Татьяна Александровна, Семёнова Мария Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific activity of young people learning how to value social development

The article presents results of a theoretical analysis of the problems of significance of student’s scientific activities for social development, its characteristics and contribution to the development of psychological science.

Текст научной работы на тему «Научная деятельность обучающейся молодежи как ценность общественного развития»

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

7. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.

REFERENCES

1. Alekseev A. A., Gromova L. A. Pojmite menja pravil'no, ili Kniga o tom, kak najti svoj stil' mysh-lenija, jeffektivno ispol'zovat' intellektual'nye resursy i obresti vzaimoponimanie s ljud'mi. SPb.: Jekonom. shk., 1993. 352 s.

2. Brushlinskij A. V. Psihologija sub#ekta / Otv. red. prof. V. V. Znakov. M.: Institut psihologii RAN; SPb.: Aletejja, 2003. 272 s.

3. Karandashev V. N. Metodika Shvarca dlja izuchenija cennostej lichnosti: koncepcija i metodicheskoe rukovodstvo. SPb.: Rech', 2004. 70 s.

4. Korzhova E. Ju. Psihologicheskoe poznanie cheloveka kak sub#ekta zhiznedejatel'nosti: Avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. SPb., 2001. 43 s.

5. Mjasishhev V. N. Psihologija otnoshenij; pod red. A. A. Bodaleva / Vstupitel'naja stat'ja A. A. Boda-leva. M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: MODJeK, 2003. 400 s.

6. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii / Sost. A. V. Brushlinskij, K. A. Abul'hanova-Slavska-ja. SPb.: Piter, 2002. 720 s.

7. Holodnaja M. A. Kognitivnye stili: O prirode individual'nogo uma: Ucheb. posobie. M.: PER SJe, 2002. 304 s.

Т. А. Фленина, М. М. Семёнова

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ЦЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Выполнено в рамках гранта РГНФ № № 16-06-00914 «Роль научных студенческих объединений в развитии психолого-педагогической науки в первой половине XX века»

В статье представлены результаты теоретического анализа проблем ценности научной деятельности обучающихся для общественного развития, ее особенностей, вклада в развитие психологической науки.

Ключевые слова: научная деятельность как ценность, университетская система образования, студенческие научные объединения, научные кружки, студенческие группы как исследовательские коллективы.

T. A. Flenina, M. M. Semjonova

THE SCIENTIFIC ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE LERNING HOW TO VALUE SOCIAL DEVELOPMENT

The article presents results of a theoretical analysis of the problems of significance of student's scientific activities for social development, its characteristics and contribution to the development of psychological science.

Keywords: scientific activity as a value, the university education system, student scientific associations, science clubs, student groups as the research teams.

Современное состояние отечественного обращения к прошлому опыту становления университетского образования, продолжаю- высшей школы. Эффективное и качественное щаяся модернизация настоятельно требуют образование и подготовку специалистов сле-

дует рассматривать в тесной связи с развитием науки и активным включением молодых исследователей — студентов, аспирантов в научную деятельность. Изучение общественной и научной деятельности студенческих научных обществ позволяет расширить знания о системе подготовки молодых специалистов, выявить одаренных обучающихся для занятий наукой, что обусловливает актуальность всестороннего научного исследования многообразной деятельности научных обществ и способствует активизации их деятельности. СНО как одна из разновидностей студенческой научно-исследовательской деятельности в высшей школе предполагает овладение методологическими и методическими приемами исследования; предъявление результатов своего исследовательского труда; активное включение в научное сообщество. Такие объединения, являясь научными, культурно-просветительскими организациями, выполняют разнообразные функции в учебной и научной жизни вузов, служат решению идеологических, политических, социальных задач, а их научная деятельность определяется как ценность общественного развития.

Одним из способов формирования студенческих исследовательских коллективов из учебных групп был реализован в одном из институтов Академии наук. Лабораторию сформировали из группы студентов, а возглавил ее преподаватель. Коллектив будущей лаборатории формировался еще в процессе обучения на базе специальной учебно-исследовательской программы, которая органически соединяла в себе научно-исследовательскую и учебную работу, в рамках заявленной преподавателем фундаментальной цели. Группа смогла сразу же активно включиться в исследовательский процесс, что свидетельствует о высоком уровне ее адаптации. В последующем идеи этой лаборатории оказали влияние на многие работы, проводимые в академическом институте. Другим вариантом формирования таких исследовательских коллективов является кол-

лективная разработка системы исследовательских проектов (программ) в ходе обучения в университетах [1]. Учебные задания для обучающихся заменяются разработками, программа которых подготовлена совместно с исследовательскими центрами, учреждениями, организациями, предприятиями и государственными структурами. Поэтому первым, важным этапом вхождения молодого специалиста в науку является, прежде всего, процесс обучения в вузе, выполнение исследовательских проектов в качестве волонтера, иногда основного исполнителя на базе научных лабораторий, научно-образовательных центров, кафедрах.

Выпускник вуза входит в науку как особую информационную и социальную систему. В современных лабораториях, ведущих исследования или разработки, сотрудники выполняют общую программу, зависят друг от друга, поддерживают между собой самые тесные контакты. Новый тип отношений: человек — знания, умения, способы деятельности — объект деятельности, опосредован межличностными отношениями, которые определяются не только специфическим для этого коллектива содержанием отношений человек — объект деятельности, но и всей системой общественных отношений. В них включена личность, у которой развиваются ценностные ориентации, мотивы деятельности, самооценка и самоотношение, а она также испытывает влияние окружающего мира.

Ускорить процесс включения в научную деятельность можно, учитывая особенности взаимодействия основных типов отношений, молодого специалиста как члена научного коллектива: отношение к самому себе, к другим людям и к деятельности.

Включение молодых исследователей в активную творческую работу способствует их адаптации к условиям работы в современном научном коллективе, тем самым повышает эффективность науки и усиливает ее значимость для инновационного развития государства [2].

Архивные материалы, касающиеся особенностей деятельности студенческих научных сообществ, были обобщены С. П. Мельгу-новым [6; 7]. Он исследовал роль студенческих организаций, доказывая, что они «играли первенствующую роль в университетской жизни». В студенческих обществах постепенно усиливалась просветительская деятельность, в которой результативно и значимо проявили себя кружки самообразования, библиотеки, межземляческие рефератные собрания. Однако студенчество, «интересующееся научными и общественными вопросами, было малочисленным и не могло оказать достаточного влияния на всех обучающихся на первых этапах становления объединений», хотя и предпринимало попытки «добиться в конечном результате официального признания студенческих организаций» [6, с. 15].

О развитии российской психологической науки и вкладе в нее ученых, молодых исследователей и обучающихся может свидетельствовать деятельность Российского психологического общества, созданного на рубеже веков и возглавляемого Н. Я. Гротом, включающая ряд направлений: ежемесячные заседания, на которых зачитывались и обсуждались научные доклады по различным вопросам психологии, истории философии, этики, метафизики, теории познания, эстетики, логики, естествознания и др. В них принимали участие как учителя и военные, так и студенты, которые интересовались жизненно важными проблемами России того времени. А также распространялось философское и психологическое знание, благодаря изданию «Трудов» и журнала «Вопросы философии и психологии», первым редактором которого был Н. Я. Грот [8, с. 24-25].

В ряде своих работ Н. Я. Грот указывал, что структура лекций по философии и психологии, которые он читал в Московском университете, служили стимулом для научного творчества студентов. На практических занятиях он предлагал свободно критиковать

лекции на равных, оживленно спорил и вступал в дискуссию со студентами. Полагал, что обращение к трудным темам полезно, практиковал на семинарах обсуждение тезисов, подготовленных студентами. То есть студенческая аудитория являлась своеобразной лабораторией, в которой разрабатывались научные идеи. Из письма Н. Я. Грота студенту III курса: «Посылаю Вам корректурный экземпляр моей статьи, которую я завтра подпишу к печати. Если успеете, прочтите. Не церемоньтесь отметить все, что признаете неясным и несправедливым. Я буду Вам за это благодарен...» [8, с. 2627].

Профессор М. Я. Басов в автобиографии описывал свое становление как молодого исследователя, которое началось еще в годы обучения в Институте мозга и психической деятельности при освоении учебных курсов философии, психологии, педагогики, а также в деятельном участии в семинариях и кружках. В Психологической лаборатории под руководством профессора А. Ф. Лазурского М. Я. Басов самостоятельно проводил экспериментально-психологические исследования, а результаты одного из них — «О психологическом темпе», представил в докладе на 2 Всероссийском съезде по Экспериментальной педагогике, будучи студентом второго курса (1914). В последующие годы ряд своих научных работ, рефератов, рецензий (в том числе М. Я. Басов, М. М. Надоль-ская — «Индивидуальные особенности двигательно-волевых процессов», 1913) он опубликовал в журналах «Вестник психологии», «Педагогическое обозрение», «Русская мысль», «Вестник воспитания и образования» [3].

На Педологическом отделении Педагогического института им. А. И. Герцена, возглавляемого М. Я. Басовым, к 1929 году открываются лаборатории и кабинеты экспериментальной психологии, дифференциальной психологии, сравнительной психологии, методики психологических наблюдений, возрастной педологии, соматической педо-

логии, физиологии ВНД, промышленной психотехники. Сотрудничество в этих структурах давало простор исследовательской работе студентов, аспирантов, студентов-выдвиженцев. Для поддержки обучающихся в освоении принципов и методов исследовательской работы, организации научной деятельности были созданы научные кружки по сравнительной психологии — под руководством профессора В. А.Вагнера, физиологии ВНД — профессора А. Г. Иванова-Смоленского, соматической педологии — профессора В. С. Мочана, дифференциальной психологии — доцента В. Н. Мясищева, был организован специальный семинарий по детскому мировоззрению дошкольника под руководством В. С. Мерлина, по разработке инструментального метода применительно к математике и языку (речь), в школах II ступени — Л. С. Выготского [4].

Таким образом, для преподавания психологии, педагогики, философии характерно единство научного исследования и образования. Именно этот тип преподавания составляет характерную черту университетской психологии.

С целью системной деятельности создается бюро научно-исследовательской работы (БЮНИР), которое принимает решение проводить один раз в неделю «заседания научной конференции Педологического отделения». На этих заседаниях обсуждались отечественные исследования, теоретические и прикладные вопросы, связанные с деятельностью лабораторий, переводом иностранной литературы. К участию в заседаниях привлекались педагоги, аспиранты и студенты отделения и института, которые обязаны были выступать с систематическими сообщениями о результатах своих исследований, рефератами, критическими обзорами литературы.

В 1930 году из существующих научных кружков и объединений создается студенческое научное общество Герценовского института [5]. В его заседаниях систематически

заслушивались работы студентов, обсуждались результаты деятельности кружков, созданных при кафедрах и отделениях. На факультетах стало традицией проводить ежегодные научные конференции. В конференциях участвовали студенты, докладывались результаты лучших дипломных исследований студентов-выпускников, которые в последствие публиковались, что способствовало качественной подготовке выпускников, повышению их квалификации, а также престижности профессии психолога, педолога, педагога.

С 1997 года правопреемником Педологического отделения (закрытого в 1936 году) становится психолого-педагогический факультет (ныне Институт педагогики и психологии) Герценовского университета, который продолжает развитие традиций и накопление опыта деятельности молодежных научных объединений [4].

В проекте, разработанном на базе Института педагогики и психологии: «НОЦ — Школа молодого исследователя: современные тенденции», обобщен опыт работы коллектива студенческого научного общества института по разным направлениям деятельности. Цель «Школы молодого исследователя» состоит в интеграции усилий молодых исследователей, направленных на обеспечение целостного и адекватного подхода в решении тех проблем, которые стоят перед современной наукой и образованием, а также подготовка студентов-исследователей, молодых ученых, формирование научного, творческого, эффективного коллектива [5]. Данный проект активно реализуется в современных условиях, признан одной из лучших практик СНО по организации деятельности и описывает механизм поэтапного становления молодого исследователя как будущего успешного специалиста и наставника.

Накопленный отечественный и зарубежный опыт студенческих, коллективных исследовательских работ, в том числе междисциплинарных, заслуживает глубокого изучения и широкого распространения. Он

свидетельствует, что для решения научных проблем можно формировать коллективы на базе студенческих групп, сочетающих учебу с научными исследованиями [2]. Данные коллективы могут стать важной составляю-

щей научного потенциала страны, используемого со значительным экономическим и социальным эффектом, с пользой для становления студентов как молодых исследователей и будущих ученых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Завьялов Д. А. Студенческие научные общества Санкт-Петербургского университета в конце XIX — начале XX в.: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006.

2. Зиневич Ю. А., Кара-Мурза С. Г., Микулинский С. Р., Ярошевский М. Г. Об ускорении включения молодых специалистов в активную научную деятельность // Вестник АН СССР. 1977. № 10. С. 61-72.

3. Игнатенко М. С. М. Я. Басов — основоположник Отделения психологии и педологии Педагогического института им. А. И. Герцена // Психологическая подготовка педагогов в России: история и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященный 208-й годовщине психологической подготови педагогов и 80-летию кафедры психологии РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. С. 19-29.

4. Игнатенко М. С. Из истории научно-исследовательской деятельности обучающихся педологического отделения Герценовского педагогического института // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2015. № 7 (июль). ART 2481. Режим доступа: URL:http://www. emissia.org/offline/2015/2481.htm

5. Игнатенко М. С., Семёнова М. М. Научно-образовательная деятельность студентов, как важная составляющая в подготовке высококвалифицированных специалистов (на примере РГПУ им. А. И. Герцена) // IX Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке»: Сборник трудов / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». СПб., 2015. 80-82 с.

6. Мельгунов С. П. Студенческие организации 80-90 гг. в Московском университете (по архивным данным). М., 1908. С. 30.

7. Мельгунов С. П. Из истории студенческих обществ в русских университетах. М., 2004. С. 28.

8. Психология в Московском университете: 1755-2005 / Научный редактор А. Н. Ждан. М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2007. 376 с.

REFERENCES

1. Zav'jalov D. A. Studencheskie nauchnye obshhestva Sankt-Peterburgskogo universiteta v konce XIX — nachale XX v.: Avtoref. dis. ... psihol. nauk. SPb., 2006.

2. Zinevich Ju. A., Kara-Murza S. G., Mikulinskij S. R., Jaroshevskij M. G. Ob uskorenii vkljuchenija molodyh specialistov v aktivnuju nauchnuju dejatel'nost' // Vestnik AN SSSR. 1977. № 10. S. 6172.

3. IgnatenkoM. S. M. Ja. Basov — osnovopolozhnik Otdelenija Psihologii i Pedologii Pedagogicheskogo instituía im.A. I.Gercena // Psihologicheskaja podgotovka pedagogov v Rossii: istorija i sovremennost': Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhjonnyj 208-j godovshhine psihologicheskoj podgotovi pedagogov i 80-letiju kafedry psihologii RGPU im. A. I. Gercena. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena., 2006. S. 19-29.

4. Ignatenko M. S. Iz istorii nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti obuchajushhihsja pedologicheskogo otdelenija Gercenovskogo pedagogicheskogo instituta // Pis'ma v Jemissija. Offlajn: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2015. № 7 (ijul'). ART 2481. Rezhim dostupa: URL:http://www.emissia.org/ offline/2015/2481.htm

5. Ignatenko M. S., Semjonova M. M. Nauchno-obrazovatel'naja dejatel'nost' studentov, kak vazhnaja sostavljajushhaja v podgotovke vysokokvalificirovannyh specialistov (na primere RGPU im. A. I. Gercena) // IX Sankt-Peterburgskij kongress «Professional'noe obrazovanie, nauka i innovacii v XXI veke»: Sbornik trudov / Nacional'nyj mineral'no-syr'evoj universitet «Gornyj». SPb., 2015. 80-82 s.

6. Mel'gunov S. P. Studencheskie organizacii 80-90 gg. v Moskovskom universitete (po arhivnym dan-nym). M., 1908. S. 30.

7. Mel'gunov S. P. Iz istorii studencheskih obshhestv v russkih universitetah. M., 2004. S. 28.

8. Psihologija v Moskovskom universitete: 1755-2005 / Nauchnyj redaktor A. N, Zhdan. M.: Mosk-ovskij gosudarstvennyj universitet im. M. V. Lomonosova, 2007. 376 s.

Н. В. Примчук

НОВЫЕ ФОРМЫ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАЦИОННОГО ПОДХОДА

Статья опубликована при финансовой поддержке Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга.

В статье рассматривается феномен социальных практик в контексте идей социального конструктивизма. Уточняется понятие практик студентов как коммуникативных образовательных практик. Раскрывается их построение на основе конструирования учебно-профессиональных задач с использованием разных каналов коммуникации.

Ключевые слова: практики студентов, коммуникационный подход, профессиональное становление студентов.

N. B. Primchuk

NEW FORMS OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS TRAINING ON THE BASIS OF THE COMMUNICATION APPROACH

The phenomenon of social practices in the context of the ideas of social constructivism are considered in the article. The concept of students as a communicative educational practices is clarified. Their construction reveals on the basis of designing of educational-professional tasks using different communication channels.

Keywords: students practice, communication approach, professional development of students.

Практики студентов являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки в вузе, рассматриваемой нами как становление субъектного опыта освоения целостной профессиональной деятельности. Целостную профессиональную деятельность характеризуют: метадеятельностный характер, ситуации неоднозначности, неалгоритмизирован-

ности, «ансамблиевый» характер и эмоциональная насыщенность [4]. Приобретение студентами опыта взаимодействия с учителями, школьными администраторами, социальными партнерами направлено на развитие способностей к профессиональной адаптации студентов к будущей трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.