УДК 378.147. ББК 74.58 О Н.М. Федорова, Н.И. Чуркина
Н.М. Федорова, Н.И. Чуркина ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ В СЕТЕВОМ ФОРМАТЕ
В статье рассматривается проблема организации сетевого взаимодействия вузов в рамках научно-исследовательской работы магистрантов. Целью работы является анализ и описание первого опыта реализации сетевой магистерской программы «Государственно-общественное управление образованием» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И Герцена и Омском государственном педагогическом университете. В статье на основе применения метода ретроспективного анализа, проводится анализ изменения содержания научно-исследовательской работы в университетах России, выделяются современные требования к организации НИР. В статье представлен анализ положений теории контекстного обучения A.A. Вербицкого, в рамках которой была разработана и реализована научно-исследовательская работа магистрантов сетевой программы. В работе обоснованы общие принципы и обобщен уникальный опыт организации НИР в вузах-партнерах. В РГПУ им. А.И Герцена практикуется включение учебной группы и каждого обучающегося в трансляцию хода и результатов своего исследования, освоение научного потенциала кафедры и вуза, участие в научных мероприятиях и создании нового продукта по теме исследования. В ОмГПУ были разграничены два вида практики: НИР построена как систематическая работа над магистерской диссертацией, а программа научно-исследовательской практики включает освоение магистрантами современных подходов, методов, методик, приемов научно-исследовательской деятельности. Общим принципом организации научной работы стало использование специфики деятельности органов государственно-общественного управления образованием в своем регионе. Авторами систематизирован удачный опыт сотрудничества с социальными партнерами и работодателями (выполнение выпускных работ под заказ органов управления образованием, участие в работе педагогических советов, родительских собраний, встречи с представителями СМИ и муниципальных органов власти, работа в виртуальных дискуссионных площадках на сайте школы др.), который может быть использован в других образовательных организациях.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, магистратура, научно-исследовательская работа, контекст, контекстное обучение, сетевые партнеры, государственно-общественное управление образованием.
■ хождение России в европейское
Г^С и мировое образовательное
Д * пространство, подписание Болонской декларации, поставили перед российскими вузами необходимость развития новых форм образования -бакалавриата и магистратуры. Целью статьи является описание теоретических основ и первого опыта организации взаимодействия вузов-партнеров по реализации сетевой магистерской программы «Государственно-общественное управление
образованием». Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием в педагогической теории и широкой практике российского высшего образования, аналитических материалов и обобщенных данных по этой проблеме.
Магистратура новая для России ступень образования, но практика приобщения студентов университета к научно-исследовательской деятельности складывается еще в XIX веке. Первоначально занятие наукой было только частью внеучебных интересов отдельных студентов. Дореволюционный историк С.П. Мильгунов указывает, что «первые студенческие научные общества появляются в 80-90 гг. XIX века» [5]. Отношение государства к научным обществам менялось пропорционально росту политической активности студентов. В 20-30 гг. XX века научно-исследовательская работа студентов дополнилась такими видами, как участие в госбюджетных и
хоздоговорных НИР, конкурсах студенческих научных работ, выступлениях на студенческих научных конференциях. Исследователь правовой политики в сфере научной деятельности Л.Г. Берлявский указывает, что «в 20-30 гг. XX века государство признало студенческую науку» [2, с. 10]. В положениях о научно-исследовательской работе вузов 1923 и 1927 гг. субъектами научно-исследовательской деятельности были признаны исследовательские кафедры, научные сотрудники, научные общества, студенческие научные кружки, научно-исследовательские институты и ассоциации при высших учебных заведениях РСФСР.
Новый этап студенческой науки начался с утверждения в 1930-40 гг., когда выходит ряд постановлений, в результате которых начали создаваться первые студенческие научные общества, в производственную практику стали включаться исследовательские задания. В период 40-80 гг. XX в. можно увидеть повышенный интерес государства к научно-исследовательской работе студентов вузов, с другой стороны, в результате выхода огромного числа нормативных актов эта деятельность и отчеты по ней стали формализоваться. Подтверждением тенденции бюрократизации студенческой науки, стало создание в октябре 1968 года Всесоюзного совета по научной работе студентов. Научно-технический прогресс, осознание значимости исследовательских навыков, и, одновременно,
снижение интереса к научной деятельности среди студентов привело к тому, что в 1974 году положение о НИРС было дополнено разграничением на выполняемую работу в учебном процессе и во внеучебное время. В 90 гг. XX века уменьшился контроль и регламентация научно-исследовательской деятельности, в результате чего ее масштабы сократились, для стимулирования стал активно внедряться опыт грантовой деятельности.
В последние годы необходимость приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности возрастает. Во всех профессиональных сферах необходимы развитые навыки проведения исследований, разработки инновационных продуктов, т.е. всего того, что входит в содержание научно-исследовательской деятельности. Качественная организация научно-исследовательской деятельности студентов (и преподавателей) требует значительных материальных и человеческих ресурсов, связанных с организацией и проведением исследований, лабораторной и информационной базой, кадрами. Решить эти проблемы можно за счет развития сетевой формы. Совместная образовательная программа - это «единая программа двух образовательных организаций с полностью синхронизированными учебными планами и календарными учебными графиками и с четко прописанной ответственностью участников за предоставляемый ресурс на каждом из этапов ее реализации» [1]. Сетевые формы образования получили нормативное подкрепление в законе «Об образовании» 2011 года.
Развитие сетевых форм взаимодействия магистерских программ имеет достаточно небольшую историю, но успехи и сложности организации сетевого взаимодействии активно исследуются. Современный период изучения данного феномена опирается на осмысление результатов практической деятельности и поиск закономерностей, ресурсов и тенденций его развития. В ряду специфических видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник магистратуры по направлению «Педагогическое образование», научно-
исследовательская деятельность нам представляется приоритетной, в условиях сетевого взаимодействия она приобретает новые формы и грани.
Магистерская программа «Государственно-общественное управление образованием» действует как сетевая программа с 2013 года, коллективы кафедр педагогики ведущих педагогических вузов страны - РГПУ им.А.И.Герцена и ОмГПУ, являются ее разработчиками. Для набора 2015 года нами была принята совместная тема научных исследований магистрантов, которая затем трансформировалась в темы их выпускных квалификационных работ -«Формы участия социальных партнеров в развитии государственно-общественного управления
образованием». Несмотря на близость позиций и постоянные контакты в наших вузах имеется свой
специфический позитивный опыт организации научно-исследовательской деятельности
магистрантов данной сетевой программы, который нуждается в изучении.
Организация НИР магистрантов сетевой программы в РГПУ им.А.И.Герцена строится на тезисе о необходимости включения учебной группы и каждого обучающегося в трансляцию хода и результатов своего исследования, освоение научного потенциала кафедры и вуза, участии в научных мероприятиях и создании нового продукта по теме исследования. Определяющим остается в таком случае контекст, в котором происходит данная деятельность. Для нашей программы социальные аспекты взаимодействия государства и общества в сфере образования имеют большое значение, они во многом определяют педагогические технологии обучения.
Теория контекстного обучения широко известна, создателем ее является A.A. Вербицкий. Контекстное обучение - «обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста» [3, с. 127]. Исследованием контекстного обучения применительно к
педагогической деятельности занималась А.Г. Гогоберидзе. Мы согласны с оценкой ею деятельности студента в образовательном процессе как полидеятельности. А.Г. Гогоберидзе выделяет несколько контекстов деятельности студентов в образовательном процессе с учетом его будущей профессионально-педагогической сферы:
- профессионально-личностный контекст;
- профессионально-развивающий контекст;
- профессионально-деятельностный контекст;
- контекст профессионально-педагогического взаимодействия;
- контекст профессионального пространства [4].
Участие магистрантов в научно-
образовательном проекте кафедры педагогики Герценовского университета - Герценовской педагогической олимпиаде на уровне олимпиады магистрантов, стало уже традицией. Выполнение заданий, конкурсы и командная работа участников создают новый контекст: профессионально-развивающий, в котором проявляют себя скрытые возможности и ресурсы всех магистерских программ кафедры. Новые виды деятельности, новые роли -организатора олимпиады, участника, тьютора (при участии в олимпиаде школьников, студентов, аспирантов или молодых учителей), позволяют по-новому взглянуть на свою настоящую и будущую профессиональную деятельность. Обязательная подготовка и возможная публикации статьи по теме исследования - это одно из заданий научно-исследовательской работы магистрантов. Стиль и
язык научной статьи, выступление с представлением стендового доклада, участие в круглых столах, дискуссионных площадках, где присутствуют ведущие преподаватели кафедры - все это позволяет магистрантам почувствовать себя включенными в общее научное поле кафедральных исследований. Этот контекст является и развивающим, и деятельностным. Дню российской науки посвящена научная конференция магистрантов, на которой они выступают с представлением промежуточных результатов исследования, готовится и издается также сборник научных статей. В РГПУ им.А.И.Герцена традиционно в апреле проводится Неделя науки, в ходе которой проходит целый ряд мероприятий (выставка научных достижений, открытые лекции, Герценовская педагогическая олимпиада аспирантов, конференции и научные форумы), которые открывают для всех обучающихся новые горизонты деятельности и личностного и профессионального развития.
Организация взаимодействия с коллегами и преподавателями разных кафедр и вуза-партнера, работающих на программе, с первых дней занятий в сетевой магистратуре является первостепенной задачей. Этому способствует наличие ресурсов «Виртуального педвуза», существующего в рамках кафедры педагогики.
Для выпускника магистратуры
«Государственно-общественное управление
образованием» определяющее значение имеет опыт деятельности в контексте профессионально-педагогического взаимодействия, взаимодействия с различными социальными партнерами системы образования. Привлечение к процессу обучения работодателей, участие магистрантов в мероприятиях, организуемых Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, общественными и научными организациями - это одно из условий, позволяющее магистрантам нашей программы после ее окончания успешно решать профессиональные задачи. В данном учебном году была выполнена выпускная квалификационная работа в рамках конкурса, проводимого Комитетом по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга (заказ Колпинского района). Работа была посвящена разработке модели ГОУО для системы образования Колпинского района, она получила высокую оценку у заказчиков, была защищена на «отлично».
Очень важно для будущих выпускников уметь транслировать необходимые сведения адресно, с учетом специфики различных групп социальных и профессиональных партнеров, уметь
популяризировать научные знания по проблеме. С этой целью магистранты программы посещают педагогические советы школ, родительские собрания, встречаются с представителями СМИ и муниципальных органов власти, обсуждают проблемы государственно-общественного управления
образованием, выступают с сообщениями, участвуют в работе виртуальных дискуссионных площадок на сайте школ.
В ОмГПУ организация научно-исследовательской деятельности магистратов программы «Государственно-общественное
управление образованием» осуществляется по единому для сетевой программы учебному плану. При разработке программ НИР и НИП для магистерских программ кафедры педагогики ОмГПУ, было принято разграничение задач и содержания этих видов практики. НИР было решено строить как систематическую работу над магистерской диссертацией (распределение часов в учебном плане позволяет это сделать). В содержание научно-исследовательской работы и отчетные документы за каждый семестр были соотнесены с логикой выполнения магистерской диссертации. Программа научно-исследовательской практики включала в себя отработку современных подходов, методов, методик, приемов научно-исследовательской деятельности, которыми должен овладеть магистрант.
Но при разработке программ НИР, НИП были учтены традиции организации данной деятельности, которые сложились на кафедре педагогики. В программу НИП были включено участие студентов в таких видах деятельности как педагогическая олимпиада ОмГПУ. Магистранты участвуют в разработке творческих заданий для студентов, разрабатывают экспертные листы и участвуют в организации проведения олимпиады. Этот опыт позволяет расширить спектр научно-исследовательской деятельности за счет педагогического компонента. Магистранты в период прохождения практики и выполнения основных заданий, предусмотренных программой, участвуют во всех мероприятиях, провидимых на кафедре (семинарах, конференциях, дискуссиях), что фиксируется в отчетных документах по практике.
Важной и обязательной частью научно-исследовательской деятельности центра
магистерской подготовки ОмГПУ являются дни науки магистратуры, проходивших на базе профилактория «Иртышский». Традиционной в программу дней науки входят конференция магистрантов и аспирантов, мастер-классы, дискуссии, магистерская олимпиада. Все студенты сетевой программы обязательно принимают участие в подготовке и проведении этих мероприятий.
Одной из удачных форм организации научно-исследовательской деятельности в ОмГПУ является научно-рефлексивный семинар, проводимый для всех студентов магистерских программ, реализуемых кафедрой педагогики. На таком семинаре происходит апробация освоенных приемов и методов научного исследования, критическое обсуждение научных работ, разрабатываемых в современной науке, проходит их экспертная оценка.
Многосоставной характер такого семинара предполагает включение в его работу помимо модераторов, магистрантов и их научных руководителей - профессоров, профессионалов из разных социокультурных областей, которые вводят в семинарскую работу компоненты экспертного знания.
В текущем учебном году в рамках сетевого взаимодействия часть НИР магистрантов ОмГПУ была проведена на базе вуза-партнера. Магистранты посетили ряд мероприятий Недели науки Герценовского университета - выставку научных достижений РГПУ им.А.И.Герцена, присутствовали на открытии юбилейной, десятой герценовской педагогической олимпиады аспирантов, слушали «Золотую лекцию» и посетили мастер классы и круглые столы Школы аспирантов России. Большое впечатление на магистрантов произвела экскурсия по РГПУ им.А.И.Герцена, проведенная сотрудниками Музея истории вуза. Интересно прошла встреча с магистрантами и директором программы - партнера, на которой обсуждались вопросы общей темы исследования. Эти практики позволили реально расширить представление о возможных формах сотрудничества и показали студентам реальное преимущество обучения на сетевой программе.
В подготовке магистрантов вузов-партнеров сетевой ООП в контекст привносится специфика предмета деятельности в своем регионе - например, лучшие практики государственно-общественного управления образованием, что определяет контекст регионального профессионального пространства. Ценность сетевых связей может проявить себя в широте обзора существующих и возможных реальностей, связанных с будущей профессиональной деятельностью магистранта. Профессиональное пространство взаимодействия у выпускников нашей программы достаточно широко - это коллеги, родители обучающихся, социальные партнеры. Большое значение в процессе обучения приобретает организация нового пространства для сетевого взаимодействия, например создание виртуальных
дискуссионных площадок по проблемам государственно-общественного управления
образованием.
Предъявление различных подходов и использование новых ресурсов при организации деятельности в сфере государственно-общественного управления образованием в разных регионах страны - одна из позитивных сторон сетевого сотрудничества вузов. Культурно-образовательное пространство вузов-партнеров также способствует расширению границ и созданию качественно нового образовательного пространства, в которое погружаются обучающиеся на магистерской программе с первых дней обучения.
Таким образом, проведенный в статье анализ позволяет сделать вывод, что сетевое взаимодействие в рамках реализации программ магистратуры имеет большие возможности и должно расширяться. Оно позволяет за счет изменения контекстов, создавать условия для максимально широкого и полного освоения компетенций, которые заложены в содержании программы. Типовые задания для НИР становятся уникальными и адресными, а их выполнение позволяет магистрантам включиться в решение профессиональных задач в новых условиях и с большими возможностями. Погружение в научную проблему, связанную с написанием выпускной квалификационной работы, ее осмысление, изучение, описание и трансляция собранных материалов на первом и втором году обучения кардинально отличаются, что отмечают и сами обучающиеся. Этому способствует, на наш взгляд, создание новых контекстов и организация адекватного задачам нового профессионального пространства, рефлексия по поводу хода и результатов обучения магистрантов, что постоянно отражается на сайте сетевых программ РГПУ им.А.И.Герцена, ОмГПУ, а также в изданиях по итогам работы за год - статьях в научных журналах и сборниках. Имеющийся в вузах опыт может быть объектом тиражирования и дальнейшего изучения.
Библиографический список
1. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ») http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185451.
2. Берлявский, Л.Г. Правовая политика советского государства в сфере регулирования научной деятельности: 1917 - конец 20-х годов: автореф. канд. юрид. [Текст] /Л.Г. Берлявский. - Ставрополь, 2009. -25 с.
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] - /Б.М.Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.
4. Гогоберидзе, А.Г. Подготовка студента к работе в современной школе: потенциал педагогического знания [Текст] /А.Г. Гогоберидзе // Педагогика в современном мире: Доклады пленарного заседания Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию кафедры педагогики Герценовского университета. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. - 51 с.
5. Мельгунов, С. Студенческие организации 80-90 гг. в Московском университете (По архивным данным) [Текст] - /С. Мельгунов. - М.: Издание «Свободной России». Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 2908. - 103 с.
References
1. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 28.08.2015 № AK-2563/05 «О metodicheskih rekomendaciyah» (vmeste s metodicheskimi rekomendaciyami po organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti s ispol'zovaniem setevyh form realizacii obrazovatel'nyh programm» [Letter of the Russian Ministry of 08.28.2015 number AK-2563/05 «On Methodological Recommendations» (together with methodological recommendations on the organization of educational activities with the use of network forms of educational programs)] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185451.
2. Berlyavskij, L.G. Pravovaya politika sovetskogo gosudarstva v sfere regulirovaniya nauchnoj deyatel'nosti: 1917 -konec 20-h godov [Legal policy of the Soviet state in the sphere of regulation of scientific activity: 1917 - the end of 20-ies] // avtoref. kand. yurid. [Text] / L.G. Berlyavskij. Stavropol', 2009, 25 p.
3. Bim-Bad, B.M. Pedagogicheskij ehnciklopedicheskij slovar' [Teaching Encyclopedic Dictionary] [Text] / B.M. Bim-Bad. M., Bol'shaya ros. ehncikl, 2002, 528 p.
4. Gogoberidze, A.G. Podgotovka studenta k rabote v sovremennoj shkole: potencial pedagogicheskogo znaniya. [Preparing students for work in the modern school: the potential of pedagogical knowledge] // Pedagogika v sovremennom mire: Doklady plenarnogo zasedaniya Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 90-letiyu kafedry pedagogiki Gercenovskogo universiteta [Text] / A.G. Gogoberidze. SPb., Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2012, 51 p.
5. Mel'gunov, S. Studencheskie organizacii 80-90 gg. v Moskovskom universitete (Po arhivnym dannym) [Student Organizations 80-90 years. at Moscow State University (According to archival data)] [Text] / S. Mel'gunov. M., Izdanie «Svobodnoj Rossii», Tip. G. Lissnera i D. Sobko, 1908, 103 p.
ORGANIZING MASTER'S STUDENTS RESEARCH ACTIVITY IN A NETWORK
Natalia M. Fedorova,
professor, Russian State Pedagogical University them. A.I. Herzen Natalia I. Churkina,
assistant professor, professor of the Department of Pedagogy, Omsk State Pedagogical University
Abstract The article deals with the problem of organizing networking of universities within Master's students research practice. The aim of the work is to analyze and describe the first experience of implementing the network master's program "State and public educational management" in Herzen State Pedagogical University of Russia and Omsk State Pedagogical University (OSPU). On the basis of applying the method of retrospective analysis, the analysis of changes in the content of research work in the universities of Russia is conducted in the article; modern requirements for organization of scientific research work are presented. The article provides the analysis of basic concepts of the contextual learning developed by A.A. Verbitsky which made it possible to develop and implement the Master's students research work of the network program. General principles of organizing scientific research work in partner universities are justified and unique experience is summarized. Presenting the process and the results of the research by each learning group and every student, developing scientific potential of the department and the university, participating in scientific events and creation of new products on the study are realized in Herzen State Pedagogical University of Russia. In OSPU were delineated two types of practices: scientific research work is organized as a systematic work on the master's thesis, and the program for scientific-research practice presupposes acquiring modern approaches, procedures, techniques and methods of scientific research activities by Master's students. The general principle of scientific work organization was the use of the specifics of the activities of state and public educational management authorities in the region. The authors systematized successful experience of cooperation with the social partners and employers (the execution of final works under the order of educational authorities, participation in the pedagogical councils, teacher-parent meetings, meetings with members of the media and the municipal authorities, working in virtual discussion platform on the school's websites, etc.) which can be used in other educational institutions.
Keywords: networking, magistracy, scientific research work, context, context-based learning, network partners, state and public educational management.
Сведения об авторах:
Фёдорова Наталья Михайловна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки д. 48), e-mail: [email protected].
Чуркина Наталья Ивановна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, г. Омск, ул. Наб. Тухачевского, д. 14), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 29.08.2016.